УДК 316.3 СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И ФАКТОР АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ
Попов В.В., Таранова В. А.
В статье рассматривается социальное время в соотнесении с формированием сценариев будущего. Представляются концептуальные аспекты корреляции социального времени и фактора альтернативности. Показывается, что реально существует ограниченное число альтернатив социального времени. Раскрывается значимость и необходимость выбора социальным субъектом одной из существующих и вполне реальных возможностей. Подчеркивается, что в социальных процессах достаточно велика роль случайных факторов (что как раз характерно для аналитического подхода к процессам с позиции социального времени).
Цель. Раскрыть роль фактора альтернативности в социальном времени
Методы проведения работы: методы системного анализа, единства исторического и логического, компаративистский метод.
Результаты: по результатам исследования определено, что реально существует ограниченное число альтернатив социального времени, по которому может пойти социальное развитие после кризисной ситуации в социуме. В этой связи необходимо учитывать сложную интегральную организацию человека, так как достаточно сложно спрогнозировать какой выбор социальный субъект сделает в тот или иной момент или интервал социального времени, так как подобный выбор во многом будет зависеть как от субъективных условий, так и от объективных условий социальной реальности.
Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в социальной философии и философии времени.
Ключевые слова: социальное время, фактор альтернативности,
противоречие, нестабильная ситуация.
SOCIAL TIME AND FACTOR OF ALTERNATIVENESS
Popov V.V., Taranova V.A.
The article deals with social time in relation to the formation of future scenarios. Presented the conceptual aspects of the correlation factor of social time, and alternative. It is shown that actually there are a limited number of alternatives to social time. The importance and necessity of a choice the social subject of one of existing and quite real possibilities reveals. It is underlined that in social processes the role of random factors (that is just characteristic for the analytical approach to processes from a position of social time) is great enough.
Purpose. To expose the role of factor of alternativeness in social time
Methods of realization of work: methods of analysis of the systems, unity historical and logical, comparativist method.
Results: it is certain on results research, that really exists the limited number of alternatives of social time on that social development can go after a crisis situation in society. It is in this connection necessary to take into account difficult integral organization of man, because difficult enough to predict, what choice a social subject will do in one or another moment or social time domain, because a similar choice in a great deal will depend both on subjective terms and from the objective terms of social reality.
Application of results domain: research results can to be used in social philosophy and philosophy of time
Keywords: social time, alternative factor, a contradiction, an unstable situation.
Актуальность работы связана с тем, что в современных исследованиях, связанных с социальным временем, существуют различные подходы, как к его интерпретации, так и к тому концептуальному аппарату, который является, с одной стороны, необходимым и достаточным, а с другой стороны, адекватным для представления социального времени с точки зрения соответствующих структур и концепций. Основу большинства, подходов к концептуальным аспектам социального времени составляет представление о том, что социальное время выступает как время существования, функционирования и развития социума и социальных систем различного уровня, начиная с уровня семьи и социальных групп и заканчивая уровнем глобальных проблем общества. При этом социальное время является временем, связанным с реальной человеческой деятельностью, что является особо актуальным для междисциплинарных исследований.
Социальное время выступает как природно-социальный ресурс деятельности социальных субъектов различного рода. Параметр его измеримости даёт возможность реализовать количественный подход в рамках изучения всего спектра проблем, связанных с реальной человеческой деятельностью.
Обратим внимание на то, что различные учёные выделяют определённые области социального времени. В статье научная новизна характеризуется выделением так называемых «модификаций» социального времени. Обычно такие модификации связаны, во-первых, с историческим временем, которое понимается как длительное противоречивое существование человеческого общества или отдельных социальных систем. Во-вторых, рассматривается структурное время социальной системы, представляющее собой темпоральное выражение его деятельностно-субъектной структуры, которая соотносится с моментом исторического времени. И, наконец, в-третьих, интегральным является время социальной системы, которая представляется структурно и
относится ко всему её историческому времени, или же к выделенному его периоду.
Социальное время представляется, как правило, в «модификации» структурного времени, иногда с привлечением и «исторического времени», в тех случаях, когда дискурс идёт об изменениях основных подсистем: субъектной, релятивистской и особенно деятельностной. Исходя из различных подходов к социальному времени в рамках литературы, особое внимание уделим проблеме, связанной с влиянием социального времени на аналитический и функциональный подходы к современной социальной структуре общества, причём подобные подходы будут осуществляться в рамках методологии социальной философии, а не в плане локальных задач прикладной или теоретической социологии.
Указанные выше модификации связаны в значительной степени с тем, что в настоящее время определилась тенденция расширения комплекса глобальных процессов на социокультурную сферу и историческое развитие современного общества. В этой связи социальный субъект вынужден достаточно быстро адаптироваться к новым противоречивым реалиям существования социума и с этого момента начинается новейший этап истории его сосуществования, которая связана с условиями стабильных и нестабильных ситуаций, то есть подобные ситуации определяют достаточно противоречивый уклад не только социальной жизни человека, но и тех условий, в которых эта жизнь протекает.
Социально-философские исследования показывают, что реально существует ограниченное число альтернатив социального времени, по которому может пойти социальное развитие после кризисной ситуации в социуме. В этой связи необходимо учитывать сложную интегральную организацию человека, так как достаточно сложно спрогнозировать какой выбор социальный субъект сделает в тот или иной момент или интервал социального времени, так как подобный выбор во многом будет зависеть как от
субъективных условий, так и от объективных условий социальной реальности. В этой связи Р. Козелек справедливо отмечает, что «прежде всего для нас важно артикулировать различие между естественными историческими временными категориями. Существуют временные промежутки, продолжающиеся до тех пор, пока не завершится некоторое событие, например, пока не будет решён исход сражения на протяжении которого солнце «останавливает свой ход», то есть временные промежутки протекания интерсубъективных событий, в ходе которых естественное время как бы остаётся выключенным. Само собой разумеется, что по-прежнему сохраняется возможность соотнесения событий и состояний с естественной хронологией: в этом даже состоит минимум предпосылок для возможности их истолкования. Естественное время и ход его течений - каким бы образом оно не воспринималось в опыте - относится к числу предпосылок конструирования исторических времён, однако эти последние никогда не могут быть сведены к естественному времени. Исторические времена протекают не так как время естественное, определяющееся заданным природой ритмом» [1, с. 120].
Поэтому в данном направлении вполне уместны исследования, связанные с построением модельных конструкций, раскрывающих механизм нестабильных ситуаций в социальной структуре социальных процессов с точки зрения их преодоления в социальном времени, с учётом его альтернативности в будущих сценариях.
Значимость и необходимость выбора социальным субъектом одной из существующих и вполне реальных возможностей подтверждает, что законы функционирования и развития в рамках анализа современной социальной структуры с позиции различных протекающих процессов в социальном времени не являются чем-то внешним по отношению к самой социальной жизни человека, а выступают объективными законами собственной деятельности людей в рамках общественной практики.
В исследовании нас интересует проблема действия социальных групп в рамках социального времени. Поэтому отметим, что подобные группы, имеющие различные ценности, интересы и социальные законы, являющиеся основополагающими для деятельности этих социальных групп, будут связаны с тенденциями, в рамках которых пересекаются различные действия и стремления самих социальных субъектов, отражающих одну или несколько социальных групп.
Подчеркнем, что в данном случае социальная необходимость является как неизбежность. Однако поскольку в социальных процессах достаточно велика роль случайных факторов (что как раз характерно для аналитического подхода к процессам с позиции социального времени), социальные законы иногда имеют статистический характер и эти законы касаются массовых явлений. Следовательно, возможно утверждать, что подобные законы приобретают вероятностный характер.
Рассматривая моделирование современной социальной структуры в условиях социального времени, исследователь должен обратить внимание, прежде всего, на изучение и раскрытие интегральных механизмов выбора в каждом случае из множества возможных нестабильных ситуаций, которые в своей социальной тенденции будут соответствовать социальному развитию общества. При этом сложность подобного выбора определяется двойственностью самого человека, связанной с определённым противостоянием материального и духовного начала, так как подобное противостояние (и даже конфликт) определяет соответствующий спектр возможностей для реализации самого социального субъекта.
Рассмотрение сферы социального времени показывает, что хаотически возникшие альтернативы новых социальных систем, если они попадают в поле нестабильных периодов, начинают играть всё большую роль в социальном развитии подобной системы. Если на первых этапах сила действия подобных альтернатив является меньше той силы, которая направлена на сохранение
прежней организации, то со временем подобное соотношение будет меняться в прямо противоположную сторону. Поэтому от адекватной оценки периода нестабильности будет зависеть оценка перспективного пути развития социальной системы, от представления социального времени - количество и качество реализации поставленных целей социального субъекта.
Отметим, что чем больший интервал социального времени отводится субъекту на движение к периоду нестабильности, тем медленнее он будет реализовывать поставленные задачи. Тем более, если они носят характер глобальных проблем и осознание того, что один социальный субъект не сможет изменить развитие самой социальной системы в сегмент нестабильности. Реально проблема выглядит так, чем меньше времени отводится социальному субъекту для конкретной деятельности, тем больше стимулов появляется у него для эффективного и рационального решения намеченных целей и перспектив.
«Рациональное отношение к миру обязательно предполагает нацеленность на эффективность, на успешность действия. Но сама по себе эффективность, успешность не может ни коим образом рассматриваться как достаточно специфический признак рациональности. Эффективность поведения, если она достигается на основе непосредственной инстинктообразной реакции организма, автоматизма сознания, воспроизведение традиционных штампов поведения и действия методом «слепого тыка», спонтанных импровизаций, не может считаться свидетельством рационального действия. Какие-то удачные находки решения, действительно являющиеся объективно - целесообразными, помогающими успешно решать стоящие перед субъектом деятельности задачи, очень часто создают иллюзию рационального поведения там, где имеют место другие типы ориентации в реальности и адекватные к ней адаптации» [2, с. 42-43].
Постулируем, что бесконечность приближения к нестабильному состоянию или к соответствующей цели даёт определённый смысл существования не только отдельного социального субъекта или социальной
группы, но, прежде всего, самому человечеству, что реально отражает процесс социальной эволюции. В контексте социального времени роль нестабильных периодов часто представляют концепции, которые приобретают общий характер и предполагают объединение социальных групп с учётом конкретно поставленных задач или постулирующие, что эти социальны группы имеют интересы, которые в рамках социального времени будут реализованы в реальном развитии социума. Само представление о нестабильном периоде, в данном случае, подсказывает социальному субъекту возможность создания целостной системы ценностей.
В рамках построения целостной концепции социального времени на ведущие позиции выходит ряд категорий, которые действительно играли в истории науки существенную роль при подходе к различным теориям. Однако, в данном случае, социальное время без ряда соответствующих категорий становится достаточно затруднительным для адекватного понимания. Среди таких категорий на одно из приоритетных мест выходят категории возможности и действительности. Их синтез представляется ближайшей перспективой исследования в данном направлении.
Список литературы
1. Козеллек Р. Теория и метод определения исторического времени // Логос. Москва, 2004. № 5. C. 120
2. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. C. 4243
References
1. Koselleck R. Logos, no. 5 (2004): 120.
2. Shvyrev V. S. Ratsional'nost' kak tsennost' kul'tury [Rationality as value of culture]. М, 2003. pp. 42-43.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Попов Виталий Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова ул. Инициативная 50, г. Таганрог, 347936, Россия vitl_2002@list. ru
Таранова Вероника Андреевна, аспирант кафедры философии
Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова ул. Инициативная 50, г. Таганрог, 347936, Россия vitl_2002@list. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Popov Vitaliy Vladimirovich, Ph.D., professor of Department of Philosophy
Taganrog State Pedagogical Institute named after A. Chekhov 50, Initiative st., Taganrog, 347936, Russia vitl_2002@list. ru
Taranova Veronica Andreyevna, graduate student, Department of Philosophy
Taganrog State Pedagogical Institute named after A. Chekhov 50, Initiative st., Taganrog, 347936, Russia vitl_2002@list. ru
Рецензент:
Музыка О.А., доктор философских наук, профессор