Научная статья на тему 'Социальное воспитание в контексте акмеологического развития студентов в учреждении высшего профессионального образования'

Социальное воспитание в контексте акмеологического развития студентов в учреждении высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / SOCIAL UPBRINGING / ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заболотни Галина Ивановна

Статья посвящена инновационному стратегическому проекту акмеологического развития студентов на основе целенаправленного, системного, интегрированного развития научно-информационной деятельности вуза и социального воспитания на базе филиала РГУТиС в г. Самаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social upbringing in students acmeological development context in higher professional education institution

The article is dedicated to students' acmeological development on the base of higher education institution scientific-informational activity aiming, systemic, integrated development and social upbringing on the Russian State Tourism and Service University Samara branch basis of strategic innovative project.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание в контексте акмеологического развития студентов в учреждении высшего профессионального образования»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

УДК 37

Заболотни Галина Ивановна

кандидат экономических наук, Российский государственный университет туризма и сервиса, филиал в г. Самаре

sfmgus@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена инновационному стратегическому проекту акмеологического развития студентов на основе целенаправленного, системного, интегрированного развития научно-информационной деятельности вуза и социального воспитания на базе филиала РГУТиС в г. Самаре.

Ключевые слова: социальное воспитание, акмеологическое развитие, профессионализм.

Рассматривая социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования важно констатировать, что современное учреждение высшего профессионального образования способно успешно развиваться, только постоянно совершенствуя свою многоаспектную образовательную деятельность, нацеливая усилия на системное воспитание и акмеологическое развитие студентов - будущих профессионалов. В связи с этим, филиал РГУТиС в г. Самаре разработал инновационный стратегический проект акмеологического развития студентов на основе целенаправленного, системного, интегрированного развития научно-информационной деятельности вуза и социального воспитания. Реализацию проекта координирует созданный в университете научно-информационно центр «АКМЕ».

Специфика проекта раскрывается в гуманитарной направленности и интегрированности реализуемой университетом деятельности. Особенность технологии реализации проекта: совместный концептуальный проект кафедр филиала. Целью проекта является совершенствование и систематизация научно-информационной деятельности филиала РГУТиС в г. Самаре, развитие взаимодействия и сотрудничества с выпускниками, заинтересованными лицами и организациями, интеграция и развитие сети дополнительного образования в филиале, разработка и внедрение инновационных социально-психологических, педагогических технологий личностного развития

студентов. Планируется широкое внедрение этих технологий в деятельность образовательных учреждений разного типа: от общеобразовательных школ до учреждений высшего профессионального образования.

Таким образом, одной из тенденций личностного развития студентов в учреждениях высшего профессионального образования является целенаправленное и системное обеспечение вуза технологиями личностного развития и координация деятельности кафедр по разработке и внедрению технологий личностного развития студентов.

Изучение современных тенденций развития сферы туризма и сервиса показывает, что приоритетными являются такие услуги, которые позволяют человеку успешно самореализовываться. Именно поэтому важно унифицировать подготовку специалиста сферы туризма и сервиса, сделав ее комплексной, интегрированной, мобильной, индивидуальной, уникальной и максимально социально ориентированной. Современные исследования дают представление о том, что в подготовке специалистов сферы сервиса большое внимание должно уделяться не столько постижению должного, сколько освоению технологий личностной успешности. Подготовка специалистов сферы туризма и сервиса включает в себя, как одну из закономерных, современных тенденций, четкое выстраивание личностной стратегии саморазвития в своей профессии. Туризм и сервис реально существуют в форме услуги. В связи с этим, целесообразно развивать представление об услуге как средстве и способе лич-

ностного саморазвития как того, кто эту услугу оказывает, так и того, кто этой услугой пользуется.

Социальное воспитание студентов в современной системе подготовки специалистов сферы туризма и сервиса ориентирует на основательное изучение научных достижений и приобретение собственной практики позитивной самореализации. В качестве пилотажного эксперимента в нашем филиале апробируются коммуникативные технологии акмеологического развития студентов на проводимых массовых мероприятиях вуза: в день посвящения в первокурсники, в процессе организации конференций и серии практикумов, в работе сервисных студенческих отрядов. Решается задача - научить студентов не только знать современные технологии коммуникативной успешности, но и умело применять их в своей будущей профессии, в повседневной жизнедеятельности университета.

В разделе «Инновационная практика научноинформационной деятельности в филиале РГУТиС в г. Самаре реализуются системные издательские проекты. Так в проекте «Интеллект» подготовлены научно-методические разработки о технологии развития интеллектуальных способностей студентов филиала университета. Итогами работы по проектам стали: региональная выставка научно-методических работ, пополнение библиотечного фонда университета, обеспечение эффективного учебного процесса, семинары-презентации, активизация научно-методической, исследовательской работы в университете, контакты и сотрудничество с заинтересованными организациями, реклама деятельности филиала РГУ-ТиС, развитие сети дополнительного образования, участие в изданиях других образовательных учреждений. Социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования способно успешно развиваться, только путем содержательного обновления, интеграции деятельности студентов и преподавателей, реализацией профессионально-практической направленности.

Социальное воспитание в контексте акмеоло-гичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования на примере деятельности СФ РГУТиС в г. Самаре ориентирует на целенаправленное и системное развитие научно-информационного потенциала, расширение социальных контактов вуза, разви-

тие партнерских отношений. Современное профессиональное образование ориентирует человека на развитие акмеологической компетентности. Особенно интенсивно этот процесс происходит в учреждениях высшего профессионального образования. В этих учреждениях развитие ак-меологической компетентности происходит в нескольких направлениях: как определение профессиональной перспективы, как профессиональноличностное совершенствование; как субъектное становление [5].

Социальное воспитание ориентирует на развитие акмеологической компетентности студента, основывается на компетентностном подходе, который в современной образовательной парадигме рассматривается как совокупность общих принципов определения его вариативных целей, профессионально-ориентированного содержания, сущности образовательного процесса, оценки его результатов (В.П. Байденко, В.М. Басова,

Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедева и др.).

В настоящее время происходит переориентация профессионального образования в учреждениях высшего профессионального образования с критериев «узкопрофессионального развития» на критерии «личностно-акмеологического» развития. Это наиболее значимая тенденция - повышение профессионального статуса преподавателей и студентов, формирование их гражданско-нравственной культуры, переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции, взаимодействию и др. Осуществляется ориентация на компетентности как характеристике профессиональных достижений преподавателя, студента, выпускника, их способности действовать, используя приобретенные знания и опыт.

Высшее образование предполагает специализированную подготовку профессионалов: к процессу самосовершенствования; к исследованию психолого-педагогических, акмеологических проблем системы высшего профессионального образования; к профессиональной, научной деятельности [4; 7]. Социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования определяет необходимость подготовки таких участников образовательного процесса, которые способны решать профессионально-образовательные задачи, соответствующие полученной квалификации, на основе освоения методологии на-

уки, приобретения умений осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, социально-ориентированную деятельность, требующих широкого образования в соответствующем направлении; владения умениями формулировать и решать профессиональные задачи, видеть, систематизировать, анализировать полученные результаты, определять качество своей профессиональной деятельности и личностного развития. В современных учреждениях высшего профессионального образования обнаруживается стремление участников образовательного процесса к целенаправленному развитию своей субъектной позиции, продуктивной самореализации, расширению перспектив профессиональ-но-компетентностного совершенствования. В частности, по итогам проведенного нами исследования в филиале РГУТиС в г. Самаре, оказалось, что 58% преподавателей вуза до 50 лет максимально ориентированы на развитие своей ак-меологической компетентности. В тоже время, только 37% выпускников вуза обнаруживают такое стремление. Из обследованных студентов-первокурсников - 78% студентов ориентированы на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе; из обследованных студентов-второкурсников - 67% студентов ориентированы на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе; из обследованных студентов-третьекурсников - 71% студентов ориентирован на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе; из обследованных студентов-четве-рокурсников - 69% студентов ориентированы на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе; из обследованных студентов-пяти-курсников - 48% студентов ориентированы на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе.

Таким образом, прослеживается тенденция акмеологического развития студентов в вузе, которую можно условно определить как «мнимая когнитивная самодостаточность», когда студенты считают, что к старшим курсам у них развивается информационная самодостаточность в учебной деятельности, на основе чего снижается ориентированность на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе. При этом 36,3% студентов, из числа обследованных (769 человек), признали первостепенную значимость познания для акмеологического развития студентов в вузе; 41,7% студентов из числа обследованных, призна-

ли первостепенную значимость общения для ак-меологического развития студентов в вузе; 22,0% студентов, из числа обследованных - признали первостепенную значимость реальной профессиональной деятельности для акмеологичес-кого развития студентов в вузе. Обнаружена современная тенденция акмеологического развития студентов в вузе - потребность в расширении коммуникативного пространства с целью многоаспектной самореализации, в том числе и ак-меологической. Появление и развитие акмеоло-гии обусловлено обращением современных исследователей не к проблеме «объективной» природы деятельности, а к особенностям пребывания в ней человека. В этом ключе, в частности Л.М. Митина отмечает, что существуют различия между профессионалом и специалистом: первый, в отличие от второго, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений [6].

С позиции акмеологии профессионализм -это свойство саморазвивающейся личности, осуществляющей движение к «акме», или вершине мастерства в профессии. Акмеология как наука изучает основные подходы к развитию профессионала, а также те факторы, условия, механизмы, которые определяют успешность совершенствования и самосовершенствования личности, полноту ее самореализации в профессии и жизни в целом [1]. Социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов способно успешно развиваться на основе внедрения технологий акмеологического саморазвития: самопознания, саморегуляции, самореализации участников образовательного процесса. Это способствуют выявлению стратегии и тактики достижения высокого уровня профессионального мастерства, получению опыта проектирования перспектив профессионально-личностного саморазвития студентов в контексте специализированной подготовки.

Социальное воспитание как целенаправленный и интенсивный процесс личностного развития студентов, их акмеологической компетентности, самореализации в современных учреждениях высшего профессионального образования, предполагают развитие и опытно-экспериментальной работы, направленной на становление компетентности участников образовательного процесса. С этой целью целесообразно разрабатывать, внедрять специализированные курсы,

в частности, «Педагогическая акмеология», «Технологии профессионально-личностного развития в вузе» и др. Методологическую основу для разработки содержания таких курсов составляют принципы: целенаправленности, научности, куль-туросообразности, профессионально-личностной ориентации, субъектности, открытости, про-блемности, интегративности, преемственности, результативности. Внедряемые в нашем филиале курсы способствуют акмеологическому развитию студентов, формируя акмеологические компетенции личности [5].

Развиваются компоненты, побуждающие участников образовательного процесса (преподаватель-студент) к творческой активности, выбору способов самореализации, направлений само-презентации, стимулирующих профессиональноличностное развитие. Таким образом, осуществляется введение собственных смыслов участников образовательного процесса в контекст сообщаемой информации [2; 3]. Внедряются тренинговые занятия на основе использования авторских технологий субъектной самореализации [7].

Рассматривая социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования важно констатировать, что организация обучения на основе общения, актуализирующего субъектную позицию, усиливает аксиологическую ориентацию личности студента в образовательном процессе вуза [6; 7]. Современная образовательная ситуация меняет инфраструктуру учебной, научно-исследовательской, профессионально-ориентированной деятельности участников образовательного процесса, поэтому особо остро стоит вопрос обращения к цифровым книгам, электронным учебникам, материалам конференций, образовательным сайтам. Задания для самостоятельной работы с использованием информационных технологий являются не целью обучения, а средством акмеологи-ческого развития студентов.

Технологией, индивидуализирующей процесс акмеологического развития, является формирование, оценивание, учет результатов деятельности в форме портфеля достижений студентов. Портфолио (portfolio) нацелено на определение: объективно существующего уровня акмеологических компетенций. Портфолио - это образовательный продукт, способ контроля достигнутых результатов, представление компетенций в области само-

организации, самооценки. Акмеологическое развитие личности студента в учреждении высшего профессионального образования в процессе социального воспитания объединяет: профессионально-личностную стратегию развития; индивидуально-личностную практику самореализации; а также проектирование перспектив позитивной жизнедеятельности.

В качестве критериев оценивания результатов социального воспитания, направленных на акме-ологическое развитие студентов, выступают различные показатели, в частности: понимание сущности и ценности познания; умение анализировать результаты образовательного процесса на основе профессионально-личностного подхода; обосновывать и проектировать собственную профессиональную деятельность; обнаруживать и совершенствовать личностные акмеологические достижения, связанные с проявлением субъектной позиции в образовательном пространстве, в социуме, умение проектировать стратегию личностного роста как стремление к позитивной, продуктивной самореализации и достижениям.

Таким образом, можно констатировать, что социальное воспитание в контексте акмеологич-сеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования имеет достаточно мощный ресурс, который целесообразно активно использовать в работе со студентами вуза.

Библиографический список

1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999.

3. Галажинский Э.В. Детерминация и направленность самореализации личности: Монография. - Томск, Изд-во ТГУ, 2002.

4. Гладченкова Н.Н. Педагогическая акмеоло-гия: Программно-методические материалы для магистратуры.- Ростов-на-Дону: Амарант, 2006.

5. Заболотни Г.И Самореализация студентов в вузе как процесс развития акмеологической компетентности. // Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19-20 ноября 2009 г. - Самара: ООО «Издательство АсГард», 2009. - С. 147-150.

6. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005.

7. Тихомирова Е.И. Профессиональное воспитание как условие субъектной самореализации

личности в высшей школе. // Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19-20 ноября 2009 г. - Самара: ООО «Издательство АсГард», 2009. - С. 454-460.

УДК 37

Лукьянова Маргарита Ивановна

доктор педагогических наук

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

lukjan o vami@mail. т

О РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

В статье представлена структура профессионально значимых личностных качеств социального педагога и сущность психолого-педагогической компетентности социального педагога.

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, коммуникация, эмпатичность, гибкость, эмоциональная привлекательность, рефлексивность.

Специфика деятельности социального педагога предъявляет к нему весьма высокие требования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон действий социального педагога, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обуславливает особый интерес к пониманию его профессиональной компетентности.

Традиционно, характеризуя профессиональную компетентность педагога как системное свойство личности, в ней выделяют три компонента: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный. Анализ научной литературы показывает, что несмотря на различия в используемой терминологии, разные авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности именно этих трех компонентов или уровней (теоретического, практического, личностного). Но именно характеристика личностного компонента вызывает разноречивость мнений авторов, пишущих и о педагогических способностях, и о направленности личности, и о мотивационно-целевом отношении к профессии, и о личностных качествах, которые также понимаются и трактуются неоднозначно. Несовпадение исследовательских позиций наблюдается в главном -выборе профессионально значимых личностных

качеств педагога, их обосновании и характеристиках.

Как известно, средствами своего труда социальный педагог содействует становлению личности тех учащихся, у которых возникают особые трудности и проблемы в социальной адаптации и взаимодействии с ближайшим социальным окружением, наблюдается девиантное поведение. Главным «инструментом» социального педагога при этом выступает взаимодействие с ребенком. Поэтому основой профессионализма социального педагога следует считать психолого-пе-дагогическую компетентность (ППК).

Являясь значимой и относительно самостоятельной подсистемой в структуре профессиональной компетентности, ППК проявляет себя как способность (точнее - оспособленность) особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми, что означает возможности человека, занимающегося социально-педагогической деятельностью. Как комплексное понятие, оно не сводимо ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности в сфере педагогики и психологии, ни к ансамблю личностных черт и т.п., ибо при этомтрактовка возможностей социального педагога, на наш взгляд, оказывается односторонней.

Под психолого-педагогической компетентностью социального педагога мы понимаем сово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.