Научная статья на тему 'Развитие акмеологической компетентности личности в учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса'

Развитие акмеологической компетентности личности в учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ / СЕРВИС / COMPETENCE / PROFESSIONAL TRAINING / TOURISM / SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заболотни Г. И.

Представлены основные тенденции развития акмеологической компетентности личности в учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса. Дан анализ результатов диагностических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the tendencies of personal acmeological competence development at higher education institutions in the field of tourism and service. The author offers the results s of the diagnostic research analysis.

Текст научной работы на тему «Развитие акмеологической компетентности личности в учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса»

Г. И. Заболотни

РАЗВИТИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

Представлены основные тенденции развития акмеологической компетентности личности в учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса. Дан анализ результатов диагностических исследований.

The article outlines the tendencies of personal acmeological competence development at higher education institutions in the field of tourism and service. The author offers the results s of the diagnostic research analysis.

Ключевые слова: компетентность, профессиональное образование, туризм, сервис.

Keywords: competence, professional training, tourism, service.

В учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса развитие акмеологической компетентности личности обусловлено значимостью содержания, процесса и результата профессиональной подготовки специалистов сферы туризма и сервиса. Современное образование ориентирует человека на развитие акмеологической компетентности. Особенно интенсивно этот процесс протекает в учреждениях высшего профессионального образования. В этих учреждениях развитие акмеологической компетентности происходит в нескольких направлениях: определение профессиональной перспективы, профессионально-личностное развитие и совершенствование; субъектное становление.

Развитие акмеологической компетентности личности основано на компетентностном подходе, который в современной образовательной парадигме рассматривается как совокупность общих принципов определения его вариативных целей, профессионально-ориентированного содержания, сущности образовательного процесса, оценки его результатов (В. П. Байденко, В. М. Басова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедева и др.).

В настоящее время происходит переориентация профессионального образования в учреждениях высшего профессионального образования с критериев «узкопрофессионального развития» на критерии «личностно-акмеологического» развития. Это наиболее значимая тенденция — повышение профессионального статуса преподавателей и студентов, формирование их гражданско-нравственной культуры, переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции, субъектному взаимодействию и др.

Развитие акмеологической компетентности личности с позиции компетентностного подхода основано на компетентности как характе-

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 62 - 67.

ристике профессиональных достижений преподавателя, студента, выпускника, их способности действовать, используя приобретенные знания и опыт.

Тенденции развития акмеологической компетентности личности в современных учреждениях высшего профессионального образования туризма и сервиса определяют необходимость освоения субъектами образовательного процесса различных видов деятельности: познавательной, профессиональной, научно-исследовательской, развивающей, культурно-просветительной, организационно-воспитательной, социально-педагогической и т. д.

Высшее образование предполагает специализированную подготовку профессионалов к процессу самосовершенствования, к исследованию психолого-педагогических, акмеологических проблем системы высшего профессионального образования, к профессиональной и научной деятельности.

Развитие акмеологической компетентности в современных учреждениях высшего профессионального образования туризма и сервиса требует подготовленных участников образовательного процесса, способных решать профессионально-образовательные задачи, соответствующие полученной квалификации, на основе освоения методологии науки, приобретения умений осуществлять самостоятельную профессиональную, научно-исследовательскую, социально-ориентированную деятельность, требующую широкого образования в соответствующем направлении; владения умениями формулировать и решать профессиональные задачи, видеть, систематизировать, анализировать полученные результаты, определять качество своей профессиональной деятельности и личностного развития.

Исследование процесса личностного роста студентов и преподавателей Самарского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса обнаружило следующие тенденции развития ак-меологической компетентности личности: стремление участников образовательного процесса к целенаправленному развитию субъектной позиции (62 % из числа обследованных 750 студентов; 54 % из числа 75 обследованных преподавателей, включая совместителей на постоянной основе и преподавателей, привлеченных к разовым работам); продуктивной самореализации (75 % из числа обследованных 750 студентов; 47 % из числа 75 обследованных преподавателей), расширению перспектив профессионально-компетентностного совершенствования (37 % из числа обследованных 750 студентов; 44 % из числа 75 обследованных преподавателей). По данным проведенного нами исследования оказалось, что 58 % преподавателей до 50 лет максимально ориентированы на развитие акмеологической компетентности. В то же время только 37 % выпускников вуза обнаруживают такое стремление.

Таким образом, анализ акмеологической компетентности личности в отдельно взятом учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса показал, что существует резерв развития, который обусловлен актуальными потребностями студентов и реальными

возможностями преподавателей в профессионально-личностном развитии.

Рассмотрим содержание актуальных потребностей студентов, которые нам удалось определить в ходе целенаправленной интегрированной комплексной исследовательской работы, организованной силами информационно-аналитического центра «Психология и педагогика сервиса», созданного на базе нашего филиала. Итоги исследования показали, что в число приоритетных потребностей обследованных студентов вошли:

• стремление получить высшее образование — 78 %;

• желание найти престижную работу в сфере туризма, сервиса — 72 %;

• профессионально самореализоваться — 67 %;

• достичь личностных успехов — 53 %;

• развить умения взаимодействовать в социуме — 43 %.

Таким образом, обнаружена одна из тенденций развития акмеологической компетентности личности в учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса — стремление к достижению. В то же время обнаружено, что достижение имеет несколько характеристик: реализация себя в деятельности (самореализация, успех) и себя для деятельности (получение образования, поиск профессии).

Изучение профессионального и личностного развития, определение путей достижения профессионального мастерства в процессе личностного развития составляет основу выделенного психологией конца XX в. акмеологического направления. Появление и развитие акмеоло-гии обусловлено обращением современных исследователей не к проблеме «объективной» природы деятельности, а к особенностям пребывания в ней человека. Так, Л. М. Митина отмечает, что существуют различия между профессионалом и специалистом: первый, в отличие от второго, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений [4].

С позиции акмеологии профессионализм — это свойство самораз-вивающейся личности, осуществляющей движение к «акме», или вершине мастерства в профессии. Акмеология как наука изучает основные подходы к развитию профессионала, а также те факторы, условия, механизмы, которые определяют успешность совершенствования и самосовершенствования личности, полноту ее самореализации в профессии и жизни в целом [1].

Анализ практики работы филиала РГуТиС в г. Самаре дает основание констатировать, что развитие акмеологической компетентности предполагает освоение как студентами, так и преподавателями технологий акмеологического саморазвития, включая самопознание, саморегуляцию, самореализацию, обеспечивающие профессиональное развитие участников образовательного процесса. Это способствуют выявлению стратегии и тактики достижения высокого уровня профессионального мастерства, получению опыта проектирования перспектив

профессионально-личностного саморазвития в контексте специализированной подготовки в области туризма и сервиса.

Развитие акмеологической компетентности в современном учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса предполагает развитие опытно-экспериментальной работы, направленной на становление акмеологической компетентности участников образовательного процесса. С этой целью целесообразно разрабатывать и внедрять такие специализированные курсы, как «Педагогическая ак-меология» [3], «Технологии профессионально-личностного развития в вузе» и др. Методологической основой разработки содержания курса являются следующие принципы: целенаправленность, научность, культуросообразность, профессионально-личностная ориентация, субъектность, открытость, проблемность, интегративность, преемственность, результативность. Внедряемые в нашем вузе курсы, развивающие акмеологические компетенции личности, представлены в нескольких взаимосвязанных блоках: концептуально-стратегическом,

технологическом, рефлексивно-проектировочном, результативном.

В процессе развития акмеологической компетентности в современном учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса формируются условия, побуждающие участников образовательного процесса к творческой активности, выбору способов самореализации, направлений самопрезентации стимулирующих профессионально-личностное развитие. Таким образом, осуществляется введение собственных смыслов участников образовательного процесса в контекст сообщаемой информации [2], внедряются тренинговые занятия на основе использования авторских технологий субъектной самореализации [5], организуется обучение на основе общения, актуализирующего субъектную позицию личности в образовательном процессе вуза. Современная образовательная ситуация меняет инфраструктуру учебной, научно-исследовательской, профессионально-ориентированной деятельности участников образовательного процесса, поэтому особо остро стоит вопрос обращения к цифровым книгам, электронным учебникам, материалам конференций, образовательным сайтам. Задания для самостоятельной работы с использованием информационных технологий являются не целью обучения, а средством развития акмео-логических компетенций личности.

Технологией, индивидуализирующей процесс развития акмеологи-ческих компетенций личности, является формирование, оценивание, учет результатов деятельности в форме портфеля достижений. Портфолио (portfolio) нацелено на определение объективно существующего уровня акмеологических компетенций. Портфолио — это образовательный продукт, способ контроля достигнутых результатов, представление компетенций в области самоорганизации, самооценки.

Таким образом, тенденции развития акмеологической компетентности личности в учреждении высшего профессионального образования туризма и сервиса предполагают единство профессионально-личностной стратегии развития, индивидуально-личностной практики

самореализации и проектирование перспектив позитивной жизнедеятельности.

В качестве критериев оценивания результатов обучения, направленных на развитие акмеологической компетентности личности, выступают, в частности, осознанное понимание методологии акмеологии; умение анализировать образовательный процесс на основе акмеологи-ческого подхода, а также обосновывать и проектировать собственную профессиональную деятельность, обнаруживать личностные достижения, связанные с проявлением субъектной позиции в образовательном пространстве, в социуме; умение проектировать стратегию профессионально-личностного роста.

В современных учреждениях высшего профессионального образования туризма и сервиса совершенствуется и корректируется содержание образования на основе развития акмеологической компетентности личности как обучающихся, так и обучающих. Такой двухсторонний процесс обеспечивает субъектное взаимодействие и взаиморазвитие участников образовательного процесса, что является значимым фактором, обеспечивающим качество современного образования в учреждениях высшего профессионального образования туризма и сервиса.

Список литературы

1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/ Д: Учитель, 1999.

3. Гладченкова Н. Н. Педагогическая акмеология: программно-методические материалы для магистратуры. Ростов н/Д: Амарант, 2006.

4. Митина Л. М. и др. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005.

5. Тихомирова Е. И. Инновационные технологии личностного развития в вузе. Самара: Изд-во СГПУ, 2009.

Об авторе

Г. И. Заболотни — канд. эконом. наук, Самарский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса.

Author

Dr. G. Zabolotni, Associate Professor, Russian State University of Tourism and Service, Samara branch.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.