Научная статья на тему 'Социальное учение католической церкви периода понтификата Иоанна XXIII'

Социальное учение католической церкви периода понтификата Иоанна XXIII Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА / КАТОЛИЦИЗМ / ИОАНН XXIII / ПОНТИФИКАТ / ГОСУДАРСТВО / ЧЕЛОВЕК / ЦЕРКОВЬ / SOCIAL DOCTRINE / CATHOLICISM / POPE JOHN XXIII / PONTIFICATE / STATE / PEOPLE / CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поддубская Е. Ф.

В статье рассматривается социальное учение католической церкви периода понтификата Иоанна XXIII (1958-1963 гг.). Анализируется проблема отношения католической церкви к различным идеологиям, рабочему движению, государству. Беглый анализ этих моментов поможет, как представляется, приблизится к пониманию учения Иоанна XXIII.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное учение католической церкви периода понтификата Иоанна XXIII»

Поддубская Е.Ф. ©

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПЕРИОДА ПОНТИФИКАТА ИОАННА XXIII

Аннотация

В статье рассматривается социальное учение католической церкви периода понтификата Иоанна XXIII (1958—1963 гг.). Анализируется проблема отношения католической церкви к различным идеологиям, рабочему движению, государству. Беглый анализ этих моментов поможет, как представляется, приблизится к пониманию учения Иоанна XXIII.

Ключевые слова: Социальная доктрина, католицизм, Иоанн XXIII, понтификат, государство, человек, церковь.

Keywords: Social doctrine, Catholicism, Pope John XXIII, pontificate, state, people, church.

Католическая церковь располагает развитой социальной доктриной, в которой проработаны ответы на все основные вопросы современности. При этом еще в 1946-47 гг. знаменитый религиозный философ Э. Жильсон писал: «В церкви нет системы, то есть у нее нет идеальной политической конституции или идеальной политической экономии, которая бы досконально раз и навсегда запечатлела все ожидания христианства, но что касается принципов — они в христианстве есть, и именно они составляют его религиозную силу ... для действия в любых политических или экономических условиях» [5, 131]. Поэтому социальная доктрина дает лишь ориентиры, что не означает игнорирование учением конкретных вопросов, возникающих в определенные исторические моменты. Более того, ее роль заключается в том, чтобы освещать ситуацию в мире, исходя из своих моральных принципов, и принимать решения, которые бы не вступали в противоречие с этими принципами.

Социальное учение католической церкви включает, с одной стороны, официальные документы Ватикана (в первую очередь папские энциклики), а, с другой стороны — сочинения церковных интерпретаторов этих документов. Поэтому, рассматривая учение Иоанна XXIII, необходимо прежде всего остановится на анализе двух его энциклик «Mater et magistra» и «Pace in terris», создание которых ознаменовало официальную кодификацию социальной доктрины католической церкви.

Понтификат Иоанна ХХТТ (1958-1963 гг.) пришёлся на послевоенные годы, когда стало понятным: все изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни, требовали переосмысления роли церкви в мире, в том числе и ее социальной доктрины.

Таким образом, энциклики решали несколько задач:

1. пересмотрели принципиальные положения и выработали актуальные указания, которых могли бы придерживаться католики во всем мире (в том числе обратили внимание на общественное и общечеловеческое значение христианства и церкви, показав, что их судьба тесно связана с судьбой всего человечества);

2. затронули вопросы, которые не могли быть предметом обсуждения на II Ватиканском соборе, подготовка к которому уже активно шла. Собор созывался прежде всего для решения религиозных, а не социально-экономических задач;

© Поддубская Е.Ф., 2015 г.

3. стали демонстрацией идей собора, показывая пример поиска решения социальных проблем.

В 1961 г. появилась энциклика «Mater et Magistra». В ней значительное место отводилось таким вопросам, как проблемы сельского хозяйства, справедливая оплата труда, разность идеологий, существующих в мире, демографическая проблема и т.д. Понтифик не только констатирует наличие таких проблем, но и предлагает способы их решения: государственную поддержку, налоговую реформу, социальное обеспечение, регулирование цен и т.д. Говоря о росте населения, понтифик обращает внимание на неравенство между богатыми и бедными нациями и призывает, чтобы первые оказывали помощь вторым. Особенно подчеркивая, что эту помощь нельзя использовать в политических целях, потому что это будет означать скрытую форму колониализма [4].

Новым, отличным от взглядов своего предшественника Пия XII, стало мнение Иоанна XXIII относительно существования разных идеологий. Иоанн XXIII замечал, что люди все больше понимают необходимость взаимопомощи и сотрудничества [1, 224]. Реальное общество всегда несовершенно и, чтобы избежать перерастания конфликтов в массовое насилие, необходим активный поиск компромисса. Этот компромисс нужно искать даже с представителями «ошибочных» идеологий [Под «ошибочными идеологиями» подразумевались прежде всего коммунистическая. — Прим. авт.]. Понтифик подчеркивает, что «католики, связанные с выполнением социально-экономической деятельности, часто находятся в отношениях с людьми, которые придерживаются других взглядов на жизнь. В этом отношении наши сыновья должны быть ... готовыми к лояльному сотрудничеству с инакомыслящими в осуществлении вещей, хорошими по своей природе или, по крайней мере, тех, что могут быть использованы во благо» [4].

По-новому смотрел понтифик и на рабочее движение. Отличие было в том, что предшественники Иоанна XXIII осуждали рабочее движение, а новый Папа признавал право рабочих отстаивать свои права, обещая со стороны церкви поддержку мирной борьбе за социальную справедливость.

В энциклике рассматриваются пути, которыми осуществляется социальное учение церкви. В первую очередь это просвещение, воспитание и апостольство мирян католиков. Через них церковь имеет обязанность и право «не только защищать принципы морального порядка, но и авторитетно участвовать в области порядка земного ...» [4].

Следующей энцикликой Иоанна XXIII стала «Pacem in terris», которая вышла в 1963 г. и стала своеобразном продолжением энциклики «Mater et Magistra».

«Pacem in terris» начинается словами понтифика про то, что мир на земле — это объект надежд человечества всех времен. Этот мир может быть достигнут, если все народы будут жить в полном согласии с порядком, созданным Богом [3, с. 386]. Но «чудесному порядку во вселенной резко противостоит беспорядок, что царит между людьми и народами так, будто отношения между ними могут быть урегулированы только силой» [2, 4]. Чтобы не допустить этого, Папа призывает к диалогу между католиками и верующими других конфессий и религий и даже неверующими. Потому что «в ошибочных философских учениях могут быть элементы положительные и те, что заслуживают одобрения, так как они соответствуют нормам благоразумия и отражают законные человеческие стремления» [2, 47]. Этот тезис был продолжением мыслей, высказанных в энциклике «Mater et Magistra» и вызвал широкий резонанс. Такое признание со стороны церкви стала символом интеграции католицизма в современную жизнь, а также ее внимания к изменениям в мире.

Значительное место отводится в энциклике рассмотрению вопроса отношения людей с государственной властью. Понтифик призывает к демократизации структур государственного устройства и выделяет три главных момента:

1. необходимость соблюдения государством прав человека (государство должно уважать, оберегать и расширять права и обязанности граждан);

2. наблюдение за деятельностью политической власти и отношениями между гражданами и государством;

3. запрет деятельности индивидуальных лиц или групп лиц, которые навязывают свою волю остальным членам общества антидемократическими способами.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что ведущей тенденцией социального учения Иоанна XXIII было перенесение акцентов с вопросов этики непосредственно в сферу политики и экономики через ссылки на связь социальных вопросов с уровнем нравственности людей, на тщетность реформ без нравственного совершенствования человека.

Таким образом, «Mater et Magistra» и «Pacem in terris» являются результатом наследия понтификов в сфере социального учения католической церкви, в то же время энциклики стали источником дальнейших теоретических и практических разработок в социальной области. Изменения в доктрине отразились не только на деятельности самой католической церкви, но оказали влияние на общественно-политическую жизнь послевоенных Европы и мира. Социальным учением руководствовались в своей деятельности общественные светские организация, созданные католической церковью и католические профсоюзы. Значительное влияние социальная доктрина оказала и на формирование и деятельность христианскодемократических партий, которые использовали постулаты учения в своей программе, а целью своей деятельности объявляли строительство «христианской цивилизации».

Литература

1. Григулевич, И.Р. Папство. Век ХХ. - М.: Терра-Книжний клуб, 2003. - 368 с.

2. Иоанн XXIII Мир на земле. Окружное послание. - Ватикан: Ватиканская типография полиглотта, 1963. - 51 с.

3. Майка, Ю. Социальное учение католической церкви: опыт исторического анализа. - Рим; Люблин, Издательство Святого креста, 1994. - 480 с.

4. Giovanni XXIII Mater et magistra // La Santa Sede [Resurso electronico]. - Vatican, 1961. - Modo de accesso :http://www.vatican.va/holy_father/john_xxiii/encyclic...

5. Les forces religieuses et la vie politique / L.Gilson[et d'autres]. - Paris: Cours de droit, 1947. - 305 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.