категории. Наряду с этим испрошено на оборудование санитарных станций 1-й категории по 31 000 рублей и 2-й—по 16 000 рублей. В одном лишь 1940 г. на работу в санитарные станции будет послано 2 013 врачей. Это указывает на важное значение, какое придается партией и правительством санитарной станции.
К сожалению, не всегда еще органы здравоохранения правильно понимают значение санитарной станции, подчас они мало уделяют ей внимания, не помогают госсанинспектору в организации станции, плохо заботятся о санитарных работниках. С такой недооценкой роли и значения санитарных станций необходимо решительно покончить.
Проф. С. И. СКУНДИНА (Горький)
Социальное страхование здоровья за рубежом
Из кафедры социальной гигиены Горьковского государственного медицинского
института
История социального страхования неразрывно связана с историей революционной борьбы 'пролетариата.
Обязательное страхование на случай 'болезни впервые было введено в Германии в 1883 г. В Австрии оно появилось в 1888 г., в Венгрии— в 1891, Люксембурге — в 1901, Норвегии — в 1909, Сербии — в 1910, Великобритании и Ирландии — в 1911, России—в 1912, Румынии — в 1912, Болгарии — в 1918, Португалии — в 1919, Греции — в 1922, Японии—в 1922, Чили —в 1924, Франции — в 1928, Голландии —в 1929, Дании — в 1933 г. В Литве, Латвии, Эстонии и Югославии введена та же система страхования, что и в странах, из которых они выделились. В Италии общее страхование здоровья обязательно только для моряков и летчиков. В Канаде закон об обязательном страховании здоровья должен был вступить в действие в марте 1937 г., но воспрепятствовала этому оппозиция врачебной корпорации.
Основное бремя расходов по страхованию здоровья во всех капиталистических странах возложено законом на плечи рабочих.
Классическое определение сущности социального страхования при капитализме дано Лениным в резолюции Пражской конференции РСДРП «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих». Законопроект, принятый Государственной думой, касался лишь двух видов страхования •— от несчастных случаев и болезней. Он охватывал не более % российского пролетариата, причем в страхование не был включен ряд категорий рабочих, особенно остро нуждавшихся в нем (железнодорожные, сельскохозяйственные, строительные, почтово-телеграфные и другие). Застрахованные получали нищенское вознаграждение. Расходы по страхованию несли главным образом сами рабочие.
Социальное страхование впервые в истории человечества получило огромный р?змах в Советском! Союзе, где полностью проведена в жизнь ленинско-сталинская страховая программа. СССР—единственная страна, / где все виды социального страхования всех рабочих и служащих осуществляются полностью за счет государства. Из года в год неуклонно растут ассигнования на это дело. В первой пятилетке они достигли 10,4 млрд. рублей, во второй—32,5 млрд., увеличившись за этот период
более чем в 3 раза. Бюджет государственного социального страхования в 1939 г. выразился в 7 104 млн. рублей.
Распоряжение многомиллиардными страховыми фондами ¡в Советском Союзе, где принцип социалистического демократизма, пронизывает всю государственную и общественную жизнь страны, .находится в руках рабочих и служащих в лице их массовых организаций — профессиональных союзов. В 1937 г. в советах социального страхования работало более 200 ООО членов профсоюзов, страховых делегатов насчитывалось свыше 300 000 человек, а вместе это представляет собой полумиллионный актив.
Социальное страхование нашло свое яркое отражение в Сталинской Конституции, закрепившей права граждан СССР на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
Система государственного социального страхования в СССР не имеет себе равной в мире. Ни в одной капиталистической стране оно не распространяется на всех рабочих и служащих. Основная тяжесть страховых взносов там падает .на рабочий класс. Так, в Германии до 1933 г. рабочие вносили % страховых взносов, предприниматель — только Уз. В Дании взносы застрахованных составляют 72%. В Англии они равны взносам предпринимателей, государство же берет на себя только 1/7 чаеть расходов по страхованию здоровья и Уд затрат на пособия, выплачиваемые женщинам!, в том числе и по материнству.
На заре своего развития обязательное страхование здоровья имело своей задачей выдачу денежных пособий во время болезни. Обеспечение медицинской помощи заболевшим носило случайный характер. В дальнейшем стало властно выдвигаться требование быстрейшего излечения заболевшего члена страховой организации, что привело к расширению медицинской помощи.
В ряде стран расходы страховых органов на пособия по медицинской помощи равны общей сумме денежных пособий или даже превышают ее (в Дании, например, в 4 .раза, по данным! за 1932 г.)- В Англии же, наоборот, выплата денежных пособий вдвое больше расходов на пособия по медицинской помощи застрахованным.
В капиталистических государствах денежное пособие обычно устанавливается в размере определенной части зарплаты. Оно выдается не сразу, а после известного выжидательного периода. В случае длительного заболевания пособие выплачивается только за строго определенное число недель (в Англии—за 26).
Пособия по болезни, нетрудоспособности, материнству здесь не выдаются лицам, находящимся в работном доме, госпитале или больнице для выздоравливающих, либо содержащихся на благотворительные средства либо поддерживаемых органами власти.
Медицинское пособие имеет сЕоей задачей оказание заболевшему медицинской помощи. Размеры этой помощи колеблются по разным! странам в широких пределах. Так, в Англии больной получает только помощь общего врача и лекарство, во Франции же застрахованный сам оплачивает и врача, и медикаменты, получая затем от страхового общества только часть своих затрат.
Иждивенцы застрахованных в ряде стран (в том числе и в Англии) медицинской помощью совершенно не обеспечиваются.
За рубежом существуют 2 системы организации медицинской помощи по обязательному страхованию здоровья. По одной системе (более распространенной) эта помощь предоставляется застрахованному бесплатно, по другой ему возмещается лишь часть расходов на лечение!. Такой порядок, как уже было сказано, сохранился во Франции, вызывая там огромное недовольство среди застрахованных и неудовлетворенность самих врачей, в свое время ратовавших за его сохранение. Во Франции застрахованный сам оплачивает 50% гонорара врача и около
70% стоимости хирургического лечения. Этой же неудовлетворительной системы придерживалась и Норвегия в 1925—1932 гг.
Социальным страхованием! здоровья ib Англии ведает Министерство здравоохранения, в Северной Ирландии—Министерство труда, в Шотландии—Отделы здравоохранения, в Уэльсе—Совет здравоохранения. Их работа координируется объединенной комиссией по социальному страхованию здоровья. В каждом графстве, каждом! большом' городе и городе с муниципалитетом! в Англии имеется еще страховая комиссия, ведающая медицинскими пособиями и лекарствами. У5 членов ее назначается советом графства или городским советом, % выделяется самими застрахованными и У5 состоит из врача, 2 членов, назначаемых местной медицинской комиссией, и остальных, назначаемых министром.
Самым крупным недостатком в работе страховых обществ в Англии Комиссия по политико-экономическому планированию считает различие в размерах выдаваемых ими пособий. Эта разница наблюдается даже в, отношении застрахованных, живущих на одной улице. Авторы «Отчета о Британской службе здравоохранения» указывают, что это различие означает, что «члены такого общества, в котором застраховано много людей, работающих в нездоровых или опасных условиях труда, остаются наказанными» 1.
Второй недостаток заключается в наличии множества мелких отделений общества, что приводит к увеличению расходов по управлению, которые в Англии выше, чем в ряде других капиталистических стран, и поглощают около 15% бюджета социального страхования.
Отчет меньшинства королевской комиссии социального страхования рассматривал официальные страховые общества как серьезное препятствие на пути к развитию общественного здравоохранения и рекомендовал постепенно передать их функции советам графств и городов.
По закону 1933 г. правительство Ирландии упразднило страховые общества, до того существовавшие по системе, и теперь принятой в Англии, организовав объединенное общество почти для всех застрахованных.
Английская система социального страхования не может удовлетворить и самих застрахованных. Не говоря уже об обязательных взносах, которые не под силу огромным! массам рабочих (особенно при современном экономическом кризисе) и заставляют их отказываться от социального страхования, и о хронических больных, не принимаемых в члены страховых обществ., сами застрахованные тяжело испытывают на себе всю порочность существующей системы. Размер выдаваемого пособия по болезни меньше, чем по безработице. «Между тем,—пишут авторы отчета,—нужды больного человека больше, чем безработного»2. Выдаваемого по материнству денежного пособия нехватает на самые неотложные расходы, и обычно на. оплату врача или акушерки не остается средств. Л
Совершенно очевидно, к каким это приводит последствиям для здоровья матери и ребенка. В случаях нетрудоспособности в связи с беременностью возникает множество недоразумений. Авторы отчета пишут, что «тяжкие лишения претерпевают те женщины, которым! приходится ездить в контору к официальному врачу, и иногда они предпочитают не делать этого» 3.
Что касается системы социального страхования здоровья, то, посви-* детельетву того же отчета, она не обеспечивает медицинской помощью большие группы беднейших классов общества. Медицинская помощь не
1 Report on the British Health Services. P. E. P. London. December, 1937, p. 207.
2 Report on the British Health Services, 1937, p. ?09.
3 Там же, стр. 210.
предоставляется и при неочастных случаях о застрахованными. По законам о компенсадии (Workmen's Compensation Act) и ответственности предпринимателей (Employers Liability Act) последние должны принять на себя расходы, связанные с производственным травматизмом. Пострадавший рабочий получает право на страховое пособие только при банкротстве предпринимателя и невозможности получить от него компенсацию.
Масса застрахованных не может получить глазную, зубную и другие виды специализированной медицинской помощи, а также лечения на дому через Систему социального страхования здоровья.
О качестве оказываемой застрахованным медицинской помощи можно судить по следующим словам! авторов отчета: «Практикующий страховой врач, чтобы заработать большее вознаграждение, берет больше работы, чем он в состоянии выполнить... Это относится не к отдельному врачу, а ко всей системе»
Резкая ограниченность медицинской помощи по обязательному социальному страхованию в Англии видна из того, что там> развилась широкая система госпитализации на основе добровольного страхования.
Таково состояние социального страхования здоровья в Англии.
В такой передовой капиталистической стране, как США, обязательного социального страхования на случай болезни не существует. Здесь имеет некоторое распространение добровольное страхование здоровья.
По данным! Луи и Рида, в США около 2—3 млн. человек получает медицинскую помощь главным образом или полностью в учреждениях, организованных на принципах добровольного страхования, и около Г,5 млн. состоит членами добровольных ассоциаций, выплачивающих пособия по болезни. Медицинская помощь членам добровольных страховых организаций оказывается на основе групповой оплаты по специальному договору. Типы страховых организаций чрезвычайно различны: одни обеспечивают только врачебной помощью, другие—больничной, третьи — той и другой. В некоторых случаях лечебные функции выполняются штатными врачами, в других — частнопрактикующими, получающими гонорар. Работа одних страховых организаций проверяется их членами, других—предпринимателями, а некоторые работают без всякого контроля.
По данным! Рида, начало добровольного группового страхования больничной помощи в США относится к 1930 г., когда больница Бзй-лорского университета в Далласе (штат Техас) заключила договор со школьными учителями этого города на обслуживание их больничной помощью за установленную ежемесячную плату. В дальнейшем! эта идея нашла широкое распространение, и в конце 1937 г. групповое страхование больничной помощи уже существовало более чем в 60 городах США, в том числе в Ныо-Йорке, Чикаго, Рочестере, Кливленде, Вашингтоне, Далласе, Новом. Орлеане, Ньюарке и др. За годичный взнос в размере от 5 до 12 долларов, выплачиваемых ежемесячно или квартально, застрахованный получает право на трехнедельную больничную помощь.
Однако, ощущая острую нужду во внебольничной помощи, застрахованные начинают требовать включения ее в групповой договор.
Рид приходит к выводу, что этот вид добровольного страхования на право получения больничной помощи дорог, недоступен широким массам рабочих и не имеет перспектив.
На принципе добровольного страхования в США построена и медицинская помощь студентам'. Служба здравоохранения студентов большей частью содержится на ежегодные взносы. Общую медицинскую помощь ам оказывают университеты и колледжи через общих врачей и специалистов, работающих неполный день или получающих гонорар. Многие частнопрактикующие врачи относятся оппозиционно к этой форме орга-
1 Report on the British Health Services, 1937, p. 216-217.
низации медицинского обслуживания студентов, так как она приводит к сокращению врачебной практики.
Промышленные рабочие, чтобы обеспечить себе лечение на случай болезни, вступают в члены ассоциаций при промышленных предприятиях и концернах. Из их зарплаты вычитаются взносы на полную оплату стоимости лечения или значительную часть ее. Многие промышленные компании извлекают доход из организуемой ими для рабочих медицинской помощи. Этот вид добровольного страхования рабочих особенно развит на железнодорожном транспорте, в горном производстве, метал-.лургии, угольной, лесной и южной текстильной промышленности.
Рид указывает, что больничные ассоциации организованы в 27 системах железнодорожных магистралей с 400 ООО рабочих и служащих. Все они, начиная от президента, должны состоять членами ассоциации.
В США существует еще и такая форма добровольного страхования на случай болезни, когда группа людей заключает договор с врачом! на оказание медицинской помощи, которую они гарантируют себе ежемесячными взносами. Это приводит к конкуренции врачей.
Как пишет Рид, добровольное страхование не свободно от -различных "мошеннических проделок. Рид считает, что крупные медицинские фирмы, работающие по договору на коммерческих основах, не могут удовлетворить ни больных, ни врачей; что договорная практика обеспечивает такое вознаграждение, при котором невозможно оказание хорошей медицинской помощи; что медицинская организация занимается больше интересами врачей, а не вопросами общественного благосостояния и здоровья; что большая часть населения слишком бедна, чтобы «купить» медицинскую помощь на индивидуальной или групповой основе; что добровольное страхование на случай болезни не имеет в США больших перспектив для своего развития.
Американские авторы Сэйерс, Гертруда Крегер и Джа|феф>эр указывают, что из страховых организаций исключаются рабочие, заболевшие грыжей, венерической болезнью, язвой желудка, туберкулезом, болезнями полости рта и зубов или сердечно-сосудистой системы, а также беременные, нетрудоспособные и больные конституциональными болезнями '.
Законодательство о компенсации при профессиональных заболеваниях носит в капиталистических странах весьма, ограничительный характер. Это можно иллюстрировать на примере США. Закон об ответственности предпринимателей за увечье и профессиональные заболевания распространяется далеко не во все штаты. По данным! Бриттона, такой вид компенсации существует только в 16 штатах2. В № 12 американского журнала «Отчеты об общественном здоровье» за 1937 г. сказано (стр. 329—334), что законодательство о компенсации рабочих относится главным образом к несчастным случаям и мало касается профессиональных болезней.
В большинстве штатов компенсация совершенно не предусматривает профболезней. В тех же, где она существует, требования закона «формулируются различно. Только 8 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Илли-нойск, Коннектикут, Массачузетс, Миссури, Северная Дакота и Висконсин) имеют более развернутый, но далеко не полный список профболезней, дающих право на компенсацию. В других же 8 штатах компенсация выдается только при некоторых болезнях.
Профессиональные заболевания имеют массовый характер. Это подтверждают и многие американские врачи. Так, доктор Хейхарст л М> 6 журнала «Промышленная медицина» за 1937 г. пишет о низком уровне
1 «General Aspects aid Functions of the Sick Bsnefit Organisation». R. R. Sayers, 5, Gertrud Kroeger and W. M. Gafafer. Public Health Reports, vol. 52, No. 45. November 1937, p. 1563-1580.
2 «Compensation for occupntional Disease». James A. Britton, Industriel Medicine, .June 1937, vol. 7, No. 6, p. 384-385.
здоровья рабочих, о том, что промышленность в США является источником болезней 1. Доктор Сепингтон в № 2 того же журнала указывает, что в США «состояние профболезней стало национальным вопросом, включающим в себя социально-экономические проблемы огромного значения» Профессор гигиены Калифорнийского университета Legge полагает, что в современный химический век профессиональные вредности подстерегают рабочего не только на производстве, но и на улице (выхлопные газы) и дома (окись углерода от отопительных приборов, газа и т. Д.)'.
В Англии, по данным «Отчета о Британской службе здравоохранения», в 1935 г. компенсации были выданы более чем за 400 000 лиц, умерших или получивших повреждения от несчастных случаев в отраслях промышленности, охватывающей половину занятого населения Великобритании 3.
Во Франции закон о компенсации профессиональных заболеваний, вступивший в действие в 1919 г., предусматривал только свинцовое и ртутное отравления. По закону от 1.1.1931 г. пособия должны выдаваться при отравлении свинцом, ртутью, тетрахлорэтаном, бензином и фосфором,, а также при воздействии рентгеновских лучей и радиоактивных веществ. Декрет от 12.VI.1936 г. распространил действие этого закона на новые отрасли промышленности и новые болезни. Однако принятый во Франции список профессиональных болезней, дающих право ■ на компенсацию, далеко нельзя назвать полным.
Так убого выглядит социальное страхование в капиталистическом' мире. Забота о трудящихся и капитализм — понятия несовместимые.
С. ПЛИСЕЦКАЯ (Москва)-
Ускоренные методы определения вредных веществ в воздухе рабочих помещений
Из лаборатории защитных приспособлений Гигиенического отдела Института гигиены труда и профзаболеваний им. ОЗуха (зав. лабораторией —доц Р. Г. Лейтес,. зав. отделом—проф. 3. Б. Смелянский)
Для определения паров ртути общепринятым является метод, разработанный П. Г. Полежаевым в Институте гигиены труда и профзаболеваний им. Обуха. Этот метод основан на получении ртутно-медно-иоди-стой соли комплексного соединения формулы Cul. Hgl2, вещества крае-; ного цвета.
Ускорение этого метода было нами достигнуто как путем увеличения чувствительности реакции, так и путем упрощения забора пробы на производстве.
Для повышения чувствительности реакции было изменено соотношение компонентов в составном! растворе. В ряде опытов мы повышали количество сульфита, приливаемого к двухлористой меди.
При увеличении в составном' растворе сульфита количество осадка уменьшается за счет увеличивающегося растворения иодистой меди..
1 Emery R. Hayhurst, «Industry as a Source oí Disease». Industrial Medicine, June, 1937, vo.. 6, No. 6, p. 329—337.
2 С. O. Sapp ngton, The Occupational Disease Situation». Industrial Medicine*, vol. 6, No. 2, February, 1936, p. 85—86.
3 Report in the British Health Services. P.E.P, London, December, 1937, p. 6.