Научная статья на тему 'Социальное страхование рабочих в горнорудной промышленности Российской империи второй половины ХIХ - начала ХХ века (правовой аспект)'

Социальное страхование рабочих в горнорудной промышленности Российской империи второй половины ХIХ - начала ХХ века (правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОРНОРУДНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОСОБИЯ / ПЕНСИИ / SOCIAL INSURANCE / MINING INDUSTRIAL / AUXILIARY CASH / CASH BENEFITS / PENSIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вакарина Екатерина Андреевна, Назарова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются основные этапы законодательного регулирования института социального страхования рабочих в горнорудной промышленности России во второй половине ХIХ начале ХХ в. Отмечается, что этот процесс был противоречивым и длительное время не соответствовал темпам модернизации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social insurance of workers in the mining industry of the Russian Empire of the second half of the ХIХ - early XX century (legal aspect)

The article deals with the main stages of the legislative regulation of social insurance of workers in the mining industry of Russia in the second half of the ХIХ early XX century. It is noted that this process has been controversial for a long time and did not match the pace of modernization of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Социальное страхование рабочих в горнорудной промышленности Российской империи второй половины ХIХ - начала ХХ века (правовой аспект)»

Вакарина Екатерина Андреевна

кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России

Назарова Екатерина Александровна

кандидат исторических наук, Краснодарский университет МВД России

(тел.: +78612583414)

Социальное страхование рабочих в горнорудной промышленности Российской империи второй половины Х1Х -начала ХХ века (правовой аспект)

В статье рассматриваются основные этапы законодательного регулирования института социального страхования рабочих в горнорудной промышленности России во второй половине Х1Х -начале ХХ в. Отмечается, что этот процесс был противоречивым и длительное время не соответствовал темпам модернизации российского общества.

Ключевые слова: социальное страхование, горнорудная промышленность, вспомогательные кассы, денежные пособия, пенсии.

E.A. Vakarina, Candidate of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;

E.A. Nazarova, Candidate of History, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414.

Social insurance of workers in the mining industry of the Russian Empire of the second half of the Х1Х - early XX century (legal aspect)

The article deals with the main stages of the legislative regulation of social insurance of workers in the mining industry of Russia in the second half of the Х1Х - early XX century. It is noted that this process has been controversial for a long time and did not match the pace of modernization of the Russian society.

Key words: social insurance, mining industrial, auxiliary cash, cash benefits, pensions.

Горнорудная промышленность в Российской империи еще с XVIII в. являлась одной из ведущих отраслей отечественной экономики, истоками которой были известные заводы Демидовых. Не удивительно, что на предприятиях именно этой отрасли в России было положено начало формированию института страхования рабочих, прежде всего это касалось лечения больных рабочих, выплат им денежных пособий, а также пенсионного обеспечения при временном ограничении (потере) трудоспособности и пенсионного обеспечения членов семьи рабочих, погибших по время исполнения трудовых обязанностей.

Это направление в России стало достаточно активно развиваться со второй половины Х1Х в., когда в результате крестьянской реформы значительное число рабочих, имевших статус крепостных крестьян, получали личную свобо-

ду и становись субъектами общегражданских законов (до этого действовавшие ранее правила в части страхования касались лиц, находившихся на государственной или военной службе, и только в минимальной степени касались низших сословий). Система социального страхования регулировалась по опыту уже действовавшего к тому времени германского законодательства. Нужно также иметь в виду, что социальное страхование промышленных рабочих в России довольно долгое время осуществлялось в обязательном порядке только на казенных (государственных) заводах. На частных заводах и фабриках с 1862 г. страховые отношения могли складываться по воле владельцев, с 1892 г. страхование рабочих стало обязательным на всех крупных предприятиях независимо от формы собственности, однако такая эффективная форма реализации

228

принципа страхования, как товарищества, о которых речь идет ниже, так и не стала обязательной для частных предприятий.

В горнозаводской промышленности с целью страхования рабочих учреждались горнозаводские товарищества. При этом главная цель их создания заключалась отнюдь не в заботе государства о здоровье рабочих (эта социальная ценность еще в Российской империи не имела конституционного закрепления), а, как отмечал Г.Ф. Тигранов, «для привязанности горнозаводских мастеровых к горному промыслу», что, в свою очередь, обусловливалось опасениями по поводу того, что после отмены крепостного права рабочие в массовом порядке будут уходить с заводов [1, с. 27]. Тем не менее социальное страхование как институт получил свое развитие.

8 марта 1861 г. был издан важнейший закон в рассматриваемой сфере - Положение о горнозаводском населении казенных заводов ведомства Министерства финансов [2], который предусматривал создание указанных выше горнозаводских товариществ и определял вектор дальнейшего развития института социального страхования рабочих горнорудных заводов, при этом сущностные вопросы, отрегулированные в данном законе, в последующем были усовершенствованы и действовали до 1917 г.

В ст. 55-70 этого закона определялись основные принципы социального страхования рабочих. Горнозаводские товарищества создавались, как правило, при каждом большом казенном предприятии, а для небольших заводов учреждались объединенные горнозаводские товарищества. Членами товариществ могли быть постоянно работающие на предприятии рабочие, служители и мастеровые, заключавшие с администрацией предприятия («заводоуправлением») трудовой договор на год и более (далее указанные категории обозначаются как «рабочие»). Что касается временных работников, то они не подпадали под действие страховых законов.

Социальное страхование осуществлялось согласно данному закону в следующих основных формах: лечение больных рабочих, выплата денежного пособия больным рабочим за счет средств предприятия, а также организация вспомогательных касс. Лечение осуществлялось в больницах, которые устраивались непосредственно при предприятиях. Выплата пособий при заболевании рабочих зависела от ряда условий. В частности, больной рабочий мог содержаться в заводской больнице за счет завода только первые два месяца, при этом выплата заработной платы для холостых одиноких рабочих прекращалась полностью,

для холостых рабочих, имевших на иждивении ближайших родственников, выплачивалась третья часть заработной платы. Рабочим, которые были женаты, но не имели детей, на время болезни выплачивалась половина заработной платы, а тем, которые имели детей, - две трети от размера заработной платы. Лечение в больнице за счет предприятия допускалось лишь в «особо уважительных случаях», при этом имелось в виду, что болезнь наступала вследствие профессиональной деятельности рабочих.

Как отмечалось выше, лечение рабочих осуществлялось за счет предприятия, т.е. затраты оплачивались из получаемой предприятием прибыли. Такой подход, разумеется, не мог удовлетворять основных выгодоприобретателей от деятельности горнорудных предприятий (государство в целом, руководители заводов, их собственники, держатели акций), которые предпринимали немало усилий для того, чтобы затраты на медпомощь складывались солидарно из средств самих рабочих, прибыли предпринимателей и бюджета - так, как это уже имело место в Западной Европе.

Эта идея солидарной социальной ответственности найдет свое воплощение в России в социальном законодательстве начала ХХ в. А в Законе 1861 г. находили отражение только некоторые элементы солидарного социального страхования промышленных рабочих, и это касалось прежде всего учреждения и функционирования вспомогательных касс горнозаводских товариществ. Такие кассы должны были создаваться в каждом горнозаводском товариществе. Средства вспомогательных касс должны были складываться следующим образом: во-первых, путем вычета из заработной платы рабочего - члена горнозаводского товарищества (от двух до трех процентов от размера зарплаты); во-вторых, за счет взноса из прибыли предприятия, равного сумме всех средств, поступивших в кассу в течение года по предыдущему основанию от всех членов горнозаводского товарищества.

Таким образом складывалась основная часть денежных средств вспомогательных касс. Помимо этих источников были и другие, а именно вспомогательные кассы пополнялись штрафными и договорными вычетами, которые могли иметь место в случае нарушения рабочими трудовых обязанностей, добровольными пожертвованиями и иными источниками, которые предприятие или само товарищество «изыщет». Находившиеся во вспомогательных кассах денежные средства могли направляться не иначе как самим членам горнозаводского товарищества, а также, в случае их тяжелой болезни или смерти, вдовам и детям.

229

Денежные пособия разделялись на две группы - постоянные и временные. К числу первых относились пенсии, выплачиваемые членам товарищества, а в случае их смерти вдовам и детям. Что касается временных пособий, то таковые предназначались для следующих категорий членов горнозаводских товариществ: больным и членам их семей в случае, если лечение в больнице продолжалось более двух месяцев, которые, напомним, оплачивались предприятием; уволенным членам товариществ по болезням без назначения пенсии. Помимо этого, выплаты могли производиться в «чрезвычайных случаях», что определялось администрацией предприятия. Законодатель определял, что «пенсии горнозаводским людям, лишившимся возможности продолжать заводские или рудничные работы от увечья, на сих работах полученного, а также пенсия вдовам и сиротам горнозаводских людей, лишившихся жизни на тех работах или от увечья, от оных полученного, производятся за счет завода. Увечные и неспособные к работам заводские люди, пользующиеся ныне призрением от завода или рудника, продолжают получать от оного то же самое содержание».

Следует заметить, что в рассматриваемом законе 1861 г. вопросы создания и функционирования вспомогательных касс были отрегулированы только лишь по основным позициям. В связи с этим законодатель обязывал Министерство финансов разработать и утвердить специальное Положение о вспомогательных кассах, «в коем имеют быть определены: порядок за-ведывания и управления кассами, порядок отчетности и выдачи ежегодных и временных пособий, размер и тех и других, и сроки выслуги и случаи, дающие право на пособия, и все относящиеся к тому подробности. С утверждения такого положения и введения его в действие должны начаться и самые взносы в кассы». В реальности, однако, только через двадцать лет (9 апреля 1881 г.) было издано Временное положение о вспомогательных кассах [3], а еще через двенадцать лет было, наконец, принято постоянно действующее Положение о вспомогательных кассах горнозаводских товариществ казенных горных заводов и рудников [4], в котором указанные выше и другие вопросы функционирования вспомогательных касс были отрегулированы достаточно подробно.

После издания Закона 1861 г. горнозаводские товарищества стали учреждаться во всех крупных казенных горнорудных предприятиях. Так, в 1862 г. было организовано Алагирское горнозаводское товарищество на Кавказе, в 1865 г. -Нижнетуринское горнозаводское товарищество на Урале, в 1866 г. там же были учреждены сра-

зу несколько товариществ - Златоустовское горнозаводское товарищество, Миасское горнозаводское товарищество, Верхнетуринское горнозаводское товарищество, Баранчинское горнозаводское товарищество, Серебрянское горнозаводское товарищество, Каменское горнозаводское товарищество, в 1867 г. - Кушвин-ское горнозаводское товарищество, Нижне-исетское горнозаводское товарищество, Ку-синское горнозаводское товарищество, в 1869 г. было образовано Илимское горнозаводское товарищество на Алтае, в 1973 г. -Олонецкое горнозаводское товарищество на Урале, в 1873 г. - Воткинское горнозаводское товарищество, в 1886 г. - Пермское горнозаводское товарищество и Саткинское горнозаводское товарищество на том же Урале [5, с. 30-31]. Как видно, наиболее активно этот процесс шел на Урале, что вполне объяснимо, поскольку именно в этом регионе располагался центр горнорудной промышленности Российской империи. Стали решаться и смежные с социальным страхованием вопросы. Так, в 1897 г. был издан новый фабричный закон о рабочем времени [6], согласно которому устанавливалась максимальная длительность рабочего дня 11,5 часов (в предпраздничные и субботние дни - 10 часов).

Непросто и противоречиво складывалось законодательное регулирование вопросов страховых выплат в случаях смерти и получения увечья рабочими горнорудных заводов в результате несчастных случаев на предприятии. В Положении о горнозаводском населении казенных заводов ведомства Министерства финансов (ст. 70) на этот счет указывалось, что «пенсии горнозаводским рабочим, лишившимся возможности продолжать заводские и рудничные работы от увечья, на сих работах полученного, а также пенсии вдовам и сиротам горнозаводских людей, лишившихся жизни на тех же работах, или же от увечья на оных полученного, производятся за счет завода». Однако самого порядка реализации этой нормы не было до начала ХХ в., и рабочие (или их родственники) могли требовать пенсии за потерю нетрудоспособности только в общегражданском порядке, т.е. подавать иск и в каждом конкретном случае доказывать, что имел место несчастный случай именно в процессе производственной деятельности на данном предприятии при выполнении конкретных обязанностей рабочего и при отсутствии вины самого рабочего. При таком подходе, требовавшем немалых затрат на адвокатов, конечно же, гарантии получения пенсии по случаю постоянного ограничения (потери) трудоспособности были минимальными. Исключение было толь-

230

ко для рабочих казенных заводов, где данные вопросы решались быстрее и чаще в пользу рабочих.

Между тем в этом вопросе Россия значительно отставала от Западной Европы, и все чаще в России на разных уровнях ставился вопрос о социальных гарантиях промышленным рабочим (равно как о создании профсоюзных организаций, однако данный аспект мы не рассматриваем). В 1899 г. Министерство финансов обязало заводы вести специальные журналы для регистрации производственных несчастных случаев с целью выявления статистики, на основании которой в дальнейшем планировалось издать специальный закон, причем следовало регистрировать только случаи, приведшие к потере трудоспособности, в течение трех и более суток. Однако собственники заводов не спешили раскрывать такие сведения, учитывая, что ответственность в циркуляре Министерства финансов прописана не была. И только в 1901 г. удалось свести данные о несчастных случаях в таблицы, причем речь идет только о сведениях от трех тысяч заводов при общем их числе почти восемнадцать тысяч [7, с. 43-44].

1. Тигранов Г.Ф. Кассы горнорабочих. СПб., 1996.

2. Положение о горнозаводском населении казенных заводов ведомства Министерства финансов: высочайше утверждено 8 марта 1861 г. //ПСЗ - 2. № 36719.

3. Временное положение о вспомогательных кассах от 9 апр. 1881 г. // Собр. узаконений. 1881. № 74.

4. Положение о вспомогательных кассах горнозаводских товариществ казенных горных заводов и рудников от 26 мая 1893 г. // Собр. узаконений. 1893. № 131.

5. Гусятников С. П. Очерк деятельности горнозаводских товариществ казенных горных заводов за 1902-1913 гг. // Горный журн. 1915. № 10-11.

6. О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности: закон Российской империи от 2 июня 1897 г. //ПСЗ - 3. № 14231.

7. Статистика несчастных случаев с рабочими в промышленных заведениях, подчиненных надзору фабричной инспекции. СПб., 1908.

8. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семей в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности от 2 июня 1903 г. // ПСЗ - 3. № 23060.

Наконец, в 1903 г. был принят долгожданный страховой закон [8]. Этот акт имел важнейшее значение в развитии института страхования рабочих в России, определив принципы, которые действовали до 1917 г., ряд из них был воспринят сначала советской властью, а потом и современным российским законодательством. В ст. 1 закона указывалось, что собственники заводов обязаны выплачивать пособия рабочим за более чем трехдневную утрату трудоспособности в связи с производственным несчастным случаем, а также выплачивать пожизненную пенсию при полной утрате трудоспособности по указанной причине. Все вопросы детально расписывались. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что этот закон хотя и являлся для России прогрессивным, был принят с явным опозданием (по меньшей мере на двадцать лет) и касался только крупных предприятий, немало возражений было и по поводу сумм пособий и пенсий, что дало повод в дальнейшем использовать эти недостатки революционным организациям в своей пропаганде. В итоге до конца существования Российской империи так и не было выработано законов о страховании рабочих, которые получили бы общественное согласие.

1. Tigranov G.F. Cash desks of miners. St. Petersburg, 1996.

2. Regulation on the mining population of state plants of department of the Ministry of Finance: it is most highly approved on March 8, 1861 // Complete coll. of laws - 2. № 36719.

3. Provisional regulation for auxiliary cash desks d.d. Apr. 9, 1881 // Coll. of statutes. 1881. № 74.

4. Regulation on auxiliary cash desks of mining associations of state mountain plants and mines d.d. May 26, 1893 // Coll. of statutes. 1893. № 131.

5. Gusyatnikov S.P. A sketch of activity of mining associations of state mountain plants for 1902-1913 //Mountain magazine. 1915. № 10-11.

6. About duration and distribution of working hours in institutions of the factory industry: law of the Russian Empire d.d. June 2, 1897//Complete coll. of laws - 3. № 14231.

7. Statistics of accidents with workers in the industrial institutions subordinated to supervision of factory inspection. St. Petersburg, 1908.

8. Rules about remuneration of the workers and employees who were injured owing to accidents, and it is equal members of their families in the enterprises of the factory, mining and mining industry d.d. June 2, 1903 // Complete coll. of laws - 3. № 23060.

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.