ИНТЕГРАЦИЯ
3. Первый, второй и четвертый члены геометрической прогрессии образуют арифметическую прогрессию. Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
4. Сумма трех чисел, составляющих арифметическую прогрессию, равна 30. Если из второго члена этой прогрессии вычесть 2, а остальные числа оставить без изменения, то получится геометрическая прогрессия. Найдите эти числа.
5. Дан квадрат со стороной 4 см. Середины его сторон являются вершинами второго квадрата. Середины сторон второго квадрата являются вершинами третьего квадрата и т. д. Найдите площадь седьмого квадрата.
6. Пусть х1 и х2 — корни уравнения х2 - 3х + А = 0, а х3 и х4 — корни уравнения х2 — 12х + В = 0. Известно, что числа х1; х2; х3; х4 образуют возрастающую геометрическую прогрессию. Найдите А и В [6].
Аналогично, сочетая аналитические действия и геометрические образы, можно ввести понятие арифметической прогрессии. Использование геометрических образов при изучении арифметической и геометрической прогрессий готовит учащихся к наглядно-геометрическому введению понятия предела последовательности. Понятия последовательности и ее
предела являются базовыми понятиями математического анализа, от их правильного формирования зависят успехи учащихся в овладении не только элементарной, но и высшей математикой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волович, М. Б. Наука обучать: Технология преподавания математики / М. Б. Волович. — М. : ЬПЧКЛ-РКЕ88, 1995. — 280 с.
2. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
3. Далингер, В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе реализации внутрипредметных связей / В. А. Далингер. — Омск : ОмИПКРО, 1993. — 323 с.
4. Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов умственной деятельности : кн. для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. — М. : Просвещение, 1990. — 128 с.
5. Капкаева, Л. С. Интеграция алгебраического и геометрического методов в среднем математическом образовании / Л. С. Капкаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2004. — 287 с.
6. Ларичев, П. А. Сборник задач по алгебре. В 2 ч. Ч. 2 (9—10 кл.) / П. А. Ларичев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 223 с.
7. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе : учеб. пособие для студентов математ. специальностей педагог. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. — М. : Просвещение, 2002. — 224 с.
8. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2005. — 255 с.
9. Светлов В. А. Практическая логика / В. А. Светлов. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1995. — 126 с.
Поступила 10.06.08.
СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Н. Архипова, директор Детского эколого-биологического центра Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола), [email protected]
В статье представлены некоторые социально-педагогические условия, способствующие развитию и совершенствованию деятельности школьных лесничеств в рамках региональной программы развития дополнительного экологического образования.
Ключевые слова: дополнительное экологическое образование детей; школьные лесничества; социальное сотрудничество; региональная программа развития.
Сегодня нововведения появляются на чального и среднего, в процессах орга-
всех уровнях образования: высшего, на- низации обучения в общеобразователь-
© Архипова Н. Н., 2009
№ 1, 2009
ных школах и учреждениях дополнительного образования детей, в системе непрерывного профессионального образования. Реформирование деятельности образовательных структур общества неразрывно связано с переходом к устойчивому развитию, которое объединяет экологические, экономические, социально-политические, культурологические связи и отношения. Одна из основных задач в содержании образования в этом аспекте — формирование общей культуры, в том числе экологической.
Система образования сегодня должна создавать условия для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, региона. В свою очередь, она сама зависит от состояния дел в реальной экономике. Эти процессы вза-
имосвязаны и подчеркивают то, насколько важны вопросы партнерства государства, общества и бизнеса, вопросы сотрудничества всех сфер образования в развитии системы образования в целом.
Социальное сотрудничество становится основой новых отношений в образовательной сфере. Вместе с тем оно является сложным процессом движения в сторону гражданского общества. Для того чтобы стать субъектом социального сотрудничества, нужно выйти за пределы собственной профессиональной деятельности, начать интересоваться проблемами других субъектов. Реальное социальное сотрудничество возможно в том случае, если партнеры имеют конкретный интерес в решении проблем тех или иных сфер. Это новое сообщество,
Р и с 1. Организационная структура движения школьных лесничеств, действующая на основании реализации межведомственных программ по экологическому образованию
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
которому присущи свойства расширения, обновления, обогащения. Идея социального сотрудничества раскрывается и в системе дополнительного образования детей, где реализуются направления деятельности, объединенные общими целями и подходами разных структур в вопросах воспитания подрастающего поколения. На сегодняшний день одной из форм, наиболее полно раскрывающих возможности социального сотрудничества, являются школьные лесничества.
Во многих субъектах Российской Федерации организационная структура школьных лесничеств создается на основе реализации межведомственных программ по экологическому образованию, куда включена деятельность данных
организаций. Руководство программой осуществляет межведомственная комиссия из числа заинтересованных министерств, ведомств, организаций (рис. 1).
Программно-целевое управление деятельностью школьных лесничеств обеспечивает возможность и необходимость их развития как одного из направлений дополнительного экологического образования учащихся.
Внутри каждой организационной структуры выделяются формы организации школьных лесничеств на уровне населенного пункта, которые объединяют различные образовательные учреждения в единую систему для решения задач экологического образования (рис. 2).
Формы организации школьного лесничества
Профильные
классы
Молодежная
общественная
организация
1
При вузах
Детская
общественная
организация
В общеобразовательных учреждениях В лесничествах В сфере дополнительного образования
Учебно-
производственная
бригада
Специализированное
общеобразовательное
учреждение
(профильное)
Молодежная
общественная
организация
Профильные
классы
В учреждении дополнительного образования детей
В общеобразовательном учреждении
Детская
общественная
организация
Кружок, группа, клуб, школа
Специализированные общеобразовательные учреждения (лицеи, гимназии)
Молодежная
общественная
организация
Детская Кружок,
общест- курсы,
венная группа,
органи- клуб,
зация школа
В профессиональном образовательном учреждении (вузе, техникуме)
Детская
общественная
организация
Школа юных лесоводов, курсы, Малая академия
Р и с. 2. Формы организации школьного лесничества
Развитие системы предполагает создание и реализацию ряда социально-пе-
дагогических условий. Первым этапом работы в этом направлении стали разра-
№ 1, 2009
ботка и внедрение модели социального сотрудничества, позволяющей увидеть и организовать связи и взаимосвязи субъектов в создании единого образовательного пространства.
На втором этапе была разработана региональная программа развития дополнительного экологического образования детей, целью которой является создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного экологического образования. Программные мероприятия представляют собой комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга мер, обеспечивающих реализацию программы (нормативноорганизационное обеспечение, развитие форм и методов экологического дополнительного образования детей, организация повышения профессионального уровня, научно-методическое обеспечение, информационное обеспечение, межрегиональное сотрудничество).
Повышение профессионального уровня специалистов для осуществления экологического дополнительного образования детей является ключевым фактором развития программы. Применительно к руководителям школьных лесничеств предусматриваются следующие формы организации системы непрерывного профессионального образования:
— организация курсов повышения квалификации совместно со всеми заинтересованными ведомствами (региональными центрами системы дополнительного образования детей по направлению, высшими учебными заведениями, занимающимися подготовкой кадров по направлению деятельности, ведомствами и организациями, заинтересованными в получении кадров по своему направлению);
— организация учебно-методических центров на базе одного из образовательных учреждений каждого района (горо-
да). Опорный учебно-методический центр по интеграции дополнительного и других сфер образования создается с целью координации деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием, других заинтересованных организаций и ведомств;
— программно-методическое обеспечение дополнительного экологического, профильного и предпрофильного образования, обновление содержания, методов и организационных форм экологического образования в процессе интеграции дополнительного и других сфер образования;
— организация и проведение организационно-методических мероприятий для педагогических работников (семинары, курсы повышения квалификации, конференции, обобщение и распространение наиболее интересного педагогического опыта и др.) в целях повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических кадров.
Одним из показателей эффективности реализации региональной программы развития дополнительного экологического образования является уровень профессиональной компетентности педагога дополнительного образования (руководителя школьного лесничества). Развитие ключевых, базовых и специальных профессиональных компетентностей в ходе реализации разработанной нами модели развития профессиональной компетентности руководителя школьного лесничества позволяет говорить об изменениях, происходящих как на профессиональном, личностном уровне педагогов, так и на уровне методических служб образовательных учреждений, муниципальных опорных учебно-методических центров. Все эти изменения могут оказывать влияние на социально-экономические, политические и социокультурные условия в республике.
Поступила 20.11.08.