Научная статья на тему 'Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX начале XX В. В трудах церковных и светских исследователей'

Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX начале XX В. В трудах церковных и светских исследователей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1402
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / СОЗДАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ / ПРИХОДСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / МИЛОСЕРДИЕ / PHASES OF SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ESTABLISHMENT OF CHARITY COMMUNITIES / PARISH CHARITY / CHARITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанов Игорь Ильич

В статье рассматриваются этапы изучения социального служения Русской Православной Церкви в конце XIX начале XX в., полемика вокруг изучения истории социального служения РПЦ в историографии XX в., основные направления и виды социального служения и его формы. Автор подчеркивает бескорыстие и безвозмездность социального служения Русской Православной Церкви в изучаемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Степанов Игорь Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social Service of the Russian Orthodox Church IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES IN THE WRITINGS of Church and Secular Researchers

The article covers the study’s periods of the social service of the Russian Orthodox Church from the end ofXIX century to the beginning ofXX century, the discussion about the history’s research of the social service of the Orthodox Church in the historiography of the XX century, the general levels of the social service in the same period. The author stresses that the social service of The Orthodox Church in that period got realized in unselfish and unpaid social activity.

Текст научной работы на тему «Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX начале XX В. В трудах церковных и светских исследователей»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2012. Вып. 5 (48). С. 62-71

Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX в.

В ТРУДАХ ЦЕРКОВНЫХ И СВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

И. И. Степанов

В статье рассматриваются этапы изучения социального служения Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX в., полемика вокруг изучения истории социального служения РПЦ в историографии XX в., основные направления и виды социального служения и его формы. Автор подчеркивает бескорыстие и безвозмездность социального служения Русской Православной Церкви в изучаемый период.

Социальное служение Церкви в области просвещения и благотворительности в некоторых своих аспектах становилось предметом исследования дореволюционных, советских и современных авторов России и зарубежья. Целью данной статьи является выделение основных этапов социального служения РПЦ в конце XIX — начале XX в.

В истории развития социального служения Русской Православной Церкви можно выделить три основных этапа: дореволюционный, советский и современный. На каждом этапе имеется своя специфика осмысления понятия «социальное служение» церковными и светскими исследователями. В настоящей статье будут рассмотрены два из трех историографических этапов.

I этап. Дореволюционная историография социального служения Русской Православной Церкви представлена работами церковных и светских историков. Для них характерно изучение истоков христианского служения. В основном рассмотрение ограничивалось анализом благотворительности, Евангельским учением о милостыне, а истоки выводились из опыта раннехристианских общин1. Именно на этом этапе российской истории проблема взаимоотношений государства и Церкви вызывала наибольший научный, философский, политический и практический интерес. В этот период в исторической науке был сделан значительный шаг по сбору, обработке и публикации официальных документов и обширных фактических материалов, появились энциклопедические издания, а также библиографические указатели2.

1 См.: Дух и заслуги монашества для Церкви и общества. СПб., 1874.

2 См.: Калашников С. В. Алфавитный указатель действующих и руководственных постановлений, указов, определений Святейшего правительствующего Синода 1721—1901. СПб., 1902.

Кроме того, стала появляться литература по вопросам церковной истории: «Краткая российская церковная история» митрополита Платона (Левшина) (1805), «История российской иерархии» митрополита Евгения (Болховитинова) (1815)3, «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества» в 2 т. епископа Иннокентия (Смирнова) (СПб., 1817), «История Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) (1848)4, «Введение в историю Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) (1846). Эти труды отличаются, во-первых, значительным фактическим материалом различного происхождения, во-вторых, новизной — это были первые попытки периодизации и систематизации исторического материала.

Ближе к середине XIX в. появляется ряд работ, посвященных проблеме социального служения. В контексте дискуссии о положении духовенства в России в 1855 г. вышла в свет книга С. В. Смирнова «История Славяно-греко-латинской академии»5. В это же время за границей были опубликованы работы священника И. С. Беллюстина «Описание сельского духовенства» и профессора Д. И. Ростиславова «О православном белом и черном духовенстве в России»6. Обе работы отличаются критическим разбором деятельности представителей духовного сословия в условиях Российской империи на основе личных наблюдений.

Работы А. Прыжова и И. Н. Бочечкарова7 посвящены проблеме церковной благотворительности, исследованию причин появления нуждающихся категорий населения. Главной причиной бедности исследователи считают учение о христианском милосердии, об угождении ею Богу, о прощении ради нее грехов в день Страшного Суда. Исследования этих авторов имеют односторонний, зачастую субъективный характер, в работах отсутствует научный анализ.

Темой, неизменно привлекающей большой исследовательский интерес, является обоснование, становление и развитие церковной и светской благотворительности.

Одним из уникальных изданий материалов по благотворительности в России в XIX в. надо признать семитомный сборник, выходивший под редакцией П. Семенова и И. Е. Андриевского с 1880 по 1886 г.8 В первом томе данного издания содержатся сведения по приходской благотворительности разных епархий, в третьем томе представлены статистические сведения о благотворительности. Это, пожалуй, наиболее полное описание и анализ благотворительной

3 См.: Евгений (Болховитинов), митр. История российской иерархии (ИРИ): В 6 т., в 7 кн. М., 1807-1815.

4 См.: Филарет, архиеп. История Русской Церкви: Периоды 1-5. М.; Рига, 1847-1848 (переизд. М., 2001).

5 См.: Смирнов С. В. История Славяно-греко-латинской академии. М., 1855.

6 См.: [Беллюстин И. С., свящ.] Списание сельского духовенства в России // Русский заграничный сборник за 1858 г. Берлин: Изд-во. М. И. Погодина, 1859; Ростиславов Д. И. О православном белом и черном духовенстве в России. Т. 1-2. Лейпциг, 1866.

7 См.: Прыжов А. Нищие на святой Руси: материалы для истории общественного и народного быта в России. СПб., 1860; Бочечкаров Н. И. О нищенстве и разных видах благотворительности // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1859. Кн. 3. С. 50-67.

8 См.: Сборник сведений по общественной благотворительности. СПб., 1889-1886. Т. 1-7.

деятельности за период с 1855 по 1880 г. С 1881 по 1917 г. такого обзора не производилось.

Статистическая информация, касающаяся общей численности благотворительных обществ, братств, попечительств и т. п. в Российской империи также представлена в энциклопедическом словаре «Россия» (1898). Ценной группой источников надо признать опубликованные отчеты и обзоры, содержащие данные по истории Церкви9, статистические работы10, сборники, посвященные развитию благотворительности в России11.

Для авторов из духовного сословия характерно обращение к внутренней мотивации благотворительности в нравственно-духовном аспекте, часто обращение к истокам этого служения. Примером может служить работа И. Рождественского «Общественная и частная благотворительность в духе Евангельском» (СПб., 1900), где благотворительность оценивается как видимый образ милосердия и добродетель сердца. Подобный подход встречается в работе протоиерея Г. Смирнова-Платонова, который отмечает, что христианское общество немыслимо без проявлений частной и общественной благотворительности, и задача священника — руководить ею12. Авторы — представители духовенства — постоянно обращали внимание на то, что Церковь может и должна служить важным звеном системы социальной помощи13.

В трудах авторов самого конца XIX в. — И. Лабутина, Е. Никитина, Г. Уль-горна14 — отмечалось, что в дохристианском мире благотворительность не имела систематического и мотивированного основания, а потому была примитивна, стихийна и преследовала зачастую своекорыстные цели, и только с появлением христианства благотворительность обрела свое рациональное и нравственное обоснование. Авторы подчеркивали ключевое значение христианских заповедей любви и нестяжания для становления и развития института благотворительности.

В начале XX в. некоторые церковные авторы стали выступать за повышение общественной значимости церковных приходов, придание им большей самостоятельности как основы активизации деятельности прихожан, в том числе и в области призрения15. Их усилиями вопросы приходской благотворительности

9 См.: Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901; Обзор... за 1915 год. Пг., 1917.

10 См.: Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840—41 по 1890-1891 гг. СПб., 1897.

11 См.: Благотворительные учреждения в России. СПб., 1912; Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1-2. СПб., 1900.

12 См.: Смирнов-Платонов Г. П., прот. Curriculum vitae. Из области воспоминаний и мечтаний. К читателям и соотчичам // Детская помощь. 1885. № 2. С. 39.

13 См., напр.: Кудрявцев А. Н. Исторический очерк христианской благотворительности // Детская помощь. 1885. № 10-12; История русской благотворительности // Там же. № 13-15; Современные церковно-благотворительные учреждения России // Там же. № 19-20.

14 См.: Лабутин И. К. Характер христианской благотворительности. СПб., 1899; Никитин Е. Христианская благотворительность. М., 1907; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. СПб., 1899.

15 См., напр.: Бердников И. Что нужно для обновления православного русского прихода? СПб., 1907.

стали очень популярны. Основные направления по вопросам участия Русской Православной Церкви в общественной жизни, возрождения благотворительных и образовательных традиций православного прихода обобщил А. А. Папков16, который уделял существенное внимание приходу как средоточию церковной жизни17.

Новые тенденции в развитии богословской мысли, связанные с религиозным и общественным оживлением в обществе и спорами об отношении православия к современному прогрессу, стали предметом изучения В. Богдановича, С. Н. Булгакова, П. В. Знаменского18.

О сущности социального служения Церкви, об участии в благотворительных делах писали русские религиозные философы. Так, Н. А. Бердяев считал, что истинная православная духовность направлена не только на личное спасение, но и на социальное преобразование государства19.

Вслед за Н. А. Бердяевым В. В. Розанов подчеркивал, что именно Церковь может сыграть особую роль в социальном призрении, потому что в православном русском храме такие слабости, как дряхлость, немощь, убожество и нищета, считаются определенной добродетелью и даже заслугой перед Богом20. По мнению известного русского философа В. С. Соловьева, имущие должны нести религиозную и нравственную обязанность заботы о неимущих, и «побуждать их к этому всевозможными нравственными средствами составляет обязанность служителей религии»21.

Выдающийся русский историк В. О. Ключевский в своей работе «Добрые люди древней Руси» приходит к такому выводу: на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья, и сам нищелюбец нуждался в ней не меньше, чем нищий. В этой связи он отмечает: «...благотворительность больше родит потребностей, чем устраняет нужд»22.

Одним из первых в отечественной истории к проблеме общественного призрения обратился русский ученый А. Стог, проследив эволюцию государственного подхода к вопросам помощи нуждающимся за период X—XI вв. В работе обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи, приведены факты, представляющие историческую ценность, социальная помощь по отдельным категориям представлена фрагментарно23. С 80-х гг. XIX в. формируется направление, связанное с исследованием опыта церковно-приходского,

16 См.: Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855— 1870 гг.). СПб., 1902.

17 См.: Папков А. А. Древнерусский приход // Богословский вестник. 1897. Т. 1-2; Он же. Начало возрождения церковно-приходской жизни в России // Русский вестник. 1900. № 2-3.

18 См.: Богданович В. Отражение эпохи 60-х годов в русской церковной проповеди // Учебно-богословские и церковно-практические опыты студентов Киевской духовной академии. Вып. 1. Киев, 1904; Булгаков С. Н. Интеллигенция и религия. М., 1908.

19 См.: БердяевН. Философия свободного духа. М., 1994. С. 409, 446.

20 См.: Розанов В. В. Черта характера Древней Руси // Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988. С. 53.

21 Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. СПб., 1911. С. 312.

22 Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993. С. 107, 129.

23 Стог А. Об общественном призрении России. СПб., 1818.

земского и городского призрения, общественной помощи, частной благотворительности, филантропической практики Императорского человеколюбивого общества.

Значительный пласт дореволюционной литературы, посвященный социальному служению, составляют труды А. Доброклонского, А. Кудрявцева, Н. А. Никольского24. Указанные авторы приходили к заключению, что в условиях роста нищеты развитие церковной благотворительности требует к себе гораздо большего внимания и правительства, и общественности. Они считали, что при определенных условиях и надлежащей организации церковная благотворительность может решать социальные проблемы.

В начале XX в. церковные авторы И. Бердников, А. А. Папков и др. стали выступать за повышение общественной значимости приходов для активизации деятельности прихожан, в том числе и в области призрения, показав взаимосвязь проблем приходской благотворительности с общерелигиозными вопросами, они подчеркивали социальную направленность функционирования православных братств25.

Завершая обзор первого этапа, можно отметить следующие особенности: труды историков в исследуемый период оказали существенное влияние на развитие отечественной теоретической мысли по различным аспектам социального служения, исследователями были накоплены необходимые материалы и проведены попытки их систематизации.

В целом дореволюционная историография социального служения Русской Православной Церкви достаточно обширна, но многие работы отличаются опи-сательностью, представляют собой не научные исследования, а исторические свидетельства. Круг тем и проблем, привлекавший внимание дореволюционных историков Церкви, был ограничен характером задач, которые они ставили как церковные историки или представители тех или иных направлений светской историографии.

II этап — советская историография социального служения Православной Церкви и духовных корпораций в России (1917-1990). В этот период, когда вопросы социального служения рассматривались в свете определенной идеологической доктрины.

После Октябрьской социалистической революции социальное служение Церкви, за редким исключением, не являлось предметом исследований. В научный оборот был введен термин «социальное обеспечение со стороны государства». Понятие «благотворительность» как одна из форм социального служения было исключено из справочной литературы. С 1917 г. функции заботы о нуждающихся в опеке и поддержке граждан взяло на себя государство. В соответствии с

24 См.: Доброклонский А. История Русской Церкви. М., 1893; Кудрявцев А. Сравнительный очерк разных видов христианской благотворительности. СПб., 1984. С. 116.

25 См.: Бердников И. Что нужно для обновления православного русского прихода? С. 43; Папков А. А. Древнерусский приход // Богословский вестник. 1897. Т. 1-2. С. 127; Он же. Церковно-общественные вопросы в эпоху Царя-освободителя// Богословский вестник. 1897. Т. 3. С. 86.

этим научные разработки данной проблемы либо не велись, либо носили фрагментарный характер, как правило, с критическим уклоном.

В историографии 1920—1930-х гг. Православная Церковь рассматривалась в качестве инструмента классовой политики самодержавия, авторы отождествляли интересы светской и духовной власти, что приводило к упрощенному пониманию роли Русской Православной Церкви в историческом процессе.

Ни о какой объективной, научной разработке интересующей нас темы светской наукой в этот период не могло быть и речи. Практически все отечественные работы этого этапа отмечены идеологическими штампами26, предрассудками, ясно виден приоритет классовых подходов в ущерб исторической объективности. Показательна монография профессора Н. М. Никольского «История русской церкви»27, в которой религия как форма общественного сознания подвергается резкой критике с позиций марксизма, а социальная деятельность Церкви представлена в самом неприглядном виде. Например, благотворительность монастырей характеризуется как средство поднятия авторитета православия в обществе28.

Характерен для данного этапа очерк В. Д. Бонч-Бруевича «Силы русского клерикализма». Негативно оценивая социальную деятельность Церкви, автор подчеркивает: «.православная церковь является одной из многоветвистых бюрократических организаций, стоящих на бдительной страже существующего политического порядка. является могучим сеятелем плевел всякой реакции и мракобесия в глубинах души и ума народной массы»29.

В 1930-е гг. советские историки продолжали представлять Русскую Православную Церковь как структурное идеологическое подразделение самодержавия, ее деятельность рассматривалась с позиции классовой борьбы, что приводило к неполным и зачастую совершенно негативным трактовкам. В этот период вышли в свет книги Б. Кандидова и И. Эльвина, посвященные деятельности Русской Православной Церкви в период Первой мировой войны. В них авторы подчеркивают свое резко отрицательное отношение к церковной благотвори-тельности30.

Необходимо отметить, что на этом этапе существенная работа по проблеме социального служения проводилась за рубежом31, в среде русской эмиграции. Труды, выходившие на Западе, в основном носили богословский характер. Отсутствие возможности работать в России с архивными материалами существенно снижало уровень их исследовательской объективности.

Анализ докторских и кандидатских диссертаций в СССР, материалов конференций, монографий, научный статей, периодических изданий показывает,

26 См., напр.: Кандидов Б. Религия в царской армии. М., 1928.

27 Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1930.

28 См.: Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985. С. 408.

29 Бонч-Бруевич В. Д. Силы русского клерикализма // Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 207.

30 См.: Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны. М., 1929.

31 См.: Тальберг Н. Д. Святая Русь. Париж: Изд-во кн. Горчакова, 1929; Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937; Шмеман А., прот. Исторический путь православия. Н.-Й., 1954.

что, несмотря на определенный интерес научного сообщества к проблемам религии и ее влияния на жизнь общества, деятельность Русской Православной Церкви в работах советских историков не получила всесторонней разработки, анализа и оценки. Эти работы отличаются тенденциозно-идеологизированным характером.

Народная православная вера в лучшем случае воспринималась как разновидность чуждой идеологии. В книге М. П. Новикова «Тупики православного модернизма»32 рассматривается вопрос заимствования православными богословами идей славянофилов, неохристиан и религиозно-философских воззрений других конфессий. Работы Е. Ф. Грекулова посвящены рассмотрению проблемы «антинародного» служения «церковников» во второй половине XIX — начале XX в.33 Вплоть до середины 1980-х гг. в советской историографии социальная деятельность РПЦ в области благотворительности рассматривалась как средство, используемое эксплуататорскими классами для смягчения социальной напряженности, удержания народа от революционного восстания.

Кроме того, на этом этапе вышло в свет несколько научных работ о роли, месте и значении церковной идеологии во внутренней политике самодержавия, эволюции законодательства по церковным вопросам. Например, о влиянии православия на развитие в России светской благотворительности написана работа Д. Е. Мануйловой, в которой чуть ли не впервые появляется мысль о том, что, «имея возможность внедрять определенные социальные доктрины в общество, православие повлияло на развитие меценатства»34.

Для многих авторов этого времени актуальной казалась тема значения русского православия в государственном и культурном становлении России35. Однако и в этих работах отмечалось, что атеистическое воспитание является важной задачей советской культуры.

Одним из первых отечественных ученых предпринял попытку анализа деятельности духовенства в области благотворительности М. С. Корзун в монографии, посвященной истории Русской Церкви36. Однако отношение к Церкви, как к орудию эксплуатации, целиком зависящему от самодержавия, сделало обзор односторонним, а подборку фактов — негативной. В частности, анализируя организацию церковной социальной помощи во время Первой мировой войны, автор называет ее символической, имеющей лишь пропагандистское значение,

32 Новиков М. П. Тупики православного модернизма. Критический анализ богословия XX века. М., 1979.

33 Грекулов Е. Ф. Православная Церковь — враг просвещения. М., 1962. С. 76; Церковь и отмена крепостного права // Вопросы истории религии и атеизма: Сб. статей. Вып. 10. М., 1962. С. 25; Церковь, самодержавие, народ. М., 1969. С. 36.

34 Мануйлова Д. Е. Церковь и верующий. М., 1981. С. 31, 71.

35 Глаголев В. С. Критика православных представлений о культурно-художественном наследии. М., 1975; Зоц В. А. Духовная культура и православие. М., 1974; Филиппова Е. И. Атеизм и духовная культура. М., 1977; Фуров В. Г. Памятники культуры и атеизма. М., 1974; Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1977 и др.

36 Корзун М. С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов (X в. — 1917 год). Минск, 1984.

отмечая, что Русская Православная Церковь путем назначения сборов забирала средства у трудящихся.

Работы Г. Г. Прошина, С. Билинца, Н. Буркина и многих других авторов представляют в негативном свете социальную работу Русской Православной Церкви, а также содержат множество фактических неточностей37.

В 1960—1980-е гг. появляется ряд не только исторических38, но и философских исследований39, рассматривающих вопросы социально-политической позиции Церкви, социально-этических взглядов русского духовенства и социальной концепции православия в целом. Основной темой этих работ является подчиненное в идеологическом и финансовом аспекте положение Русской Православной Церкви по отношению к самодержавию.

Авторы публикаций этого этапа часто утверждают, что динамика развития социальной работы Русской Православной Церкви в области благотворительности должна неминуемо сокращаться в связи с развитием государственной системы социального обеспечения населения. Положительным моментом данных исследований является тезис о том, что Церковь в продолжение всей истории России брала на себя часть общественных расходов на медицинскую, образовательную и другие виды поддержки населения, а также признание того факта, что светская благотворительность и вообще идеи милосердия на Руси имеют христианское происхождение.

По нашему мнению, в целом в советской историографии социальное служение Церкви рассматривалось в качестве атрибута эксплуататорских классов, средства смягчения социальной напряженности в антагонистическом обществе и как один из способов отстранения трудящихся от революционной борьбы, поэтому положительный опыт и недостатки социального служения духовного ведомства должной оценки не получили. В этой связи хотелось бы отметить некоторые работы, изданные в данный период за рубежом. Работы по данной проблеме, выходившие на Западе, могли претендовать на определенную объективность в освещении социальной истории России и Православной Церкви. Однако существенным недостатком, присущим всем исследованиям историков-эмигрантов, является ограниченность в подборе документальных материалов в связи с недоступностью российских архивов, содержащих уникальные фонды по

37 См.: Прошин Г. Г. Черное воинство: Русский православный монастырь. Легенда и быль. М., 1988; Билинец С. Тьма и ее слуги (о православных монастырях и монашестве). Киев, 1960; Буркин Н. Монастыри в России, их эксплуататорская контрреволюционная роль. М., 1931 и др.

38 См., напр.: Красников Н. П. Социально-политическая позиция православной церкви в 1905-1916 гг.// Вопросы истории. 1982. № 9. С. 17; Он же. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Овчинников В. Г. Православная церковь в истории нашей страны // Вопросы истории. 1988. № 5. С. 27-34.

39 См.: Андреев В. М. Либерально-обновленческое движение в русском православии нач. XX в. и его идеология. Дис. ... канд. филос. наук. Л., 1971; Денисова Е. В. Дифференциация социальной позиции духовенства в годы первой русской революции как отражение кризиса идеологии русского православия. Дис. ... канд. филос. наук. Л., 1986; Копенкин И. Г. Социально-политическая и идеологическая переориентация русской православной церкви в предреволюционной России как фактор эволюции православия. Дис. ... канд. филос. наук. Л., 1973.

истории Церкви. Даже самые добросовестные исследователи из числа эмигрантов вынуждены были основываться на опубликованных источниках и работах, вышедших в царской России, что в известной степени ограничивало их возможности. Не исследуя специально социальное служение Православной Церкви, зарубежные авторы были склонны рассматривать церковную благотворительность как элемент социальной политики государства.

Важный шаг в изучении истории социального служения Православной Церкви в России был сделан в 1980 г.: был издан сборник «Атеизм, религия, церковь в истории СССР»40. В него были включены статьи, авторы которых обсуждали интересующий нас вопрос на основе новых данных, почерпнутых в рукописных собраниях. Их отличало исследование проблемы истории служения Церкви в контексте политической истории и развития общественных отношений.

В конце 1980-х гг., ввиду оживления интереса общественности к истории религии и Церкви в связи с 1000-летием крещения Руси, заметно возросло внимание к изучению социальной активности Церкви41. Историки стали отмечать, что в России значительную часть расходов на социальные нужды населения, на его медицинское обслуживание брала на себя Церковь. В конце 1980 — начале 1990-х гг. увеличившийся интерес к изучению истории и деятельности Русской Православной Церкви способствовал появлению публикаций, связанных с ее благотворительной деятельностью42.

Продолжали выходить исследования по истории Русской Православной Церкви, но проблемы благотворительности как формы социального служения в них практически не затрагивались.

К 1980-м гг. начинают появляться первые работы, посвященные теме социального служения, в которых исследователи пытались дать объективную оценку деятельности Русской Православной Церкви.

Обращение к историческому осмыслению значения многовекового опыта социального служения, основанного на принципах христианского милосердия и человеколюбия, сегодня является особенно актуальным. Без нравственной социальной самоорганизации общества его устойчивое функционирование невозможно.

Ключевые слова: этапы социального служения Русской Православной Церкви, создание благотворительных обществ, приходское социальное служение, милосердие.

40 Вопросы научного атеизма. М., 1980. Вып. 25.

41 См.: Мануйлова Д. Е. Церковь и верующий. М., 1981. С. 71, 31; Добровольская Т. А., Ма-стеропуло А. П., Поддубный М. В. О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 143-149.

42 См., напр.: Добровольская Т. А., Мастеропуло А. П., Поддубный М. В. О перспективах возрождения христианской благотворительности. С. 158.

The Social Service of the Russian Orthodox Church

IN THE LATE XIX — EARLY XX CENTURIES IN THE WRITINGS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Church and Secular Researchers I. Stepanov

The article covers the study’s periods of the social service of the Russian Orthodox Church from the end ofXIX century to the beginning ofXX century, the discussion about the history’s research of the social service of the Orthodox Church in the historiography of the XX century, the general levels of the social service in the same period. The author stresses that the social service of The Orthodox Church in that period got realized in unselfish and unpaid social activity.

Keywords: phases of social service of the Russian Orthodox Church, establishment of charity communities, parish charity, charity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.