РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
УДИ 94 [4701
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ И СТАРООСКОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ*
Е. П. БЕЛОНОЖКО А.Н. МОШКИН
Белгородский
государственный
университет
1) е-таіі:
В статье рассматривается состояние российского общества рубежа XX - XXI веков, анализируется необходимость принятия Русской Православной церковью основ Социальной концепции, ее содержание и основные направления ее реализации.
Ключевые слова: христианство, ценности, общество, Русская Православная церковь, Социальная концепция.
2 е-таіі: [email protected]
Картина мира цивилизации позволяет сформировать систему мировоззренческих ориентиров более высокого уровня, в рамках которой закладываются базовые ценностные ориентации цивилизованного сообщества. Отличительной особенностью ценностных культурных образований является «модальность, долженствование, благодаря которым они выступают как императивные ориентации личности в системе природной и социальной реальности, дают стереотипные формы оценки и действия субъекта в окружающей среде1. На этом уровне цивилизация формирует и воспроизводит представления о долге, должном и недопустимом, добре и зле, благе индивидуальном и общем, фиксируя их путем соответствующих уровню развития цивилизации приемов и способов.
Религии считаются драгоценнейшим достоянием человечества. Они содержат бесценный опыт и мудрость многих поколений. Религии всегда были тесно переплетены со всеми сторонами человеческой жизни: наукой, философией, педагогикой, политикой, экономикой, бытовыми традициями. Мы живем в традиционно многонациональном обществе, и вряд ли сегодня кто-то будет спорить с истиной, что важнейшей составляющей любого этноса является религия.
* Печатается при финансовой поддержке гранта РГНФ Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее (Ц)2009 - Оі(а) Белгородская область № 09-01-55103 а/ц.
1 Зеленков А.И. Идеалы науки и ценностная природа познания //Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981. - С. 161.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14
Можно сказать, существуют два принципиально различных понимания роли религии в обществе: первый - в ней видят источник общественного развития (к примеру, в последнее время часто говорят, что путь возрождения России - в возрождении православия, в котором вполне справедливо усматривают один из первоисточников российской культуры и государственности); второй исходит из понимания того, что религия есть сложное образование, включающее в себя помимо вероучения и моральных заповедей социальные структуры, которые и формирует само общество в процессе развития и вносит в них обновляющие факторы. В религии как культурно-историческом феномене аккумулирован духовно-нравственный опыт человечества, тех или иных сообществ людей. Любая религия содержит совокупность норм, посредством которых регулирует поведение людей.
На обязательном различении понятий «социальная доктрина» и «социальное учение» сегодня настаивают как католические, так и православные иерархи, и в подобном различении есть свой смысл. Дело в том, что в современной ситуации, когда придерживающиеся различных философских и политических взглядов богословы предлагают верующим различные решения актуальных социальных проблем, и католические, и православные иерархи стремятся утвердить официальную позицию своих Церквей по этим проблемам и тем самым преодолеть нежелательный плюрализм мнений.
В то время как в XIII в. Фома Аквинский детально разрабатывал основные понятия и социальное учение католицизма в православии обсуждались вопросы контемпля-тивности (созерцательности), доказательства превосходства молитвенного труда перед трудом мирским и т.д. По нашему убеждению, слабые разработки Православной Церкви в области социальной проблематики и даже отсутствие на христианском Востоке периода средневековья такой выдающейся личности как Фома Аквинский объясняются тем, что на территориях с преимущественно православным населением намного дольше сохранялись дофеодальные отношения. Эти отношения, а также «симфоническое» взаимодействие восточной Церкви и государства не требовали от православия разработки собственного социального учения, подобного католическому. Со времени реформ Петра! в Русской Православной Церкви вплоть до начала XX в. не наблюдалось сколько-нибудь серьезных попыток создать собственное социальное учение. Всецело принимая решения светской власти по политическим, экономическим и социальным вопросам, Православная Церковь попросту способствовала воплощению их в жизнь.
Ситуация отчасти начала меняться в начале XX в. Инициаторами попыток создать православное социальное учение выступили религиозно-церковные деятели и религиозно ориентированные представители либеральной интеллигенции, преимущественно из возникших в 1901 г. «религиозно-философских собраний». Наиболее полно идеи социально-религиозного обновленческого движения, получившего название «новое христианство», или «новое религиозное сознание», были выражены в работах Н. Бердяева «Смысл истории», «Философия неравенства» и «Новое средневековье».
Таким образом, в силу многовековой неотчужденности Церкви от государства РПЦ в течение столетий не нуждалась в выработке собственного социального учения. То учение, которое имело место в дореволюционной России и было санкционировано Церковью, де-факто было государственно-церковным, причем, прежде всего государственным и лишь затем отчасти церковным. В СССР Церковь была полностью лишена возможности создать собственное социальное учение, отличное от официального, поскольку всякая позиция по социальным вопросам, не совпадавшая с идеологической линией КПСС и советского государства, рассматривалась как враждебная.
С 1988 г., года празднования юоо-летия христианства на Руси, Церковь постепенно освобождалась от опеки и контроля со стороны государства. Возросшее влияние Церкви в обществе, предоставление православию возможности открывать новые приходы и духовные шкилы, восстанавливать монастыри, налаживать контакты с различными министерствами и ведомствами в целях соработничества в духовной и социальной сферах -все это позволило РПЦ в определенной мере дистанцироваться от постсоветского государства. Посредством своей доктрины она смогла заполнить тот вакуум, который образовался за тысячелетнюю историю, как в ее собственной идеологии, так и в идеологии современного государства.
Культурный код цивилизации зафиксирован в поведенческих инвариантах ее представителей, передаваемых в процессе социализации от поколения к поколению. В совокупности эти инварианты заданы условиями существования цивилизации на ранних этапах ее развития, изменяются под влиянием различных факторов по ходу ее истории.
Как известно, значительную часть православной этики занимает учение о любви к ближнему и милосердии. В силу закономерной монополии и функциональной обязанности Православной Церкви проповедовать христианское учение о любви к ближним, древнерусское общество пользовалось руководством церковной иерархии в выполнении дел милосердия. Данное руководство осуществлялось по трём направлениям: воспитание нравственных побуждений к благотворению через проповедь учения о любви и милосердии; воспитание паствы примерами собственного милосердия в среде иерархов; практическая работа по организации призрения через собственные структуры за счёт церкви, государства, общин, братств и милостыни.
Авторитетные представители церкви не только декларировали принципы христианского отношения к богатству, но и примером своей жизни их доказывали. О святителе Новгородском Ионе сказано: «Он получаемое богатство не для себя копил, но отдавал в общественное имущество всех живущих с ним, принося этим помощь обители»2. Максим Грек о таких людях писал следующее: «Они не пекутся о том, как приобрести в изобилии имения, и богатства, и стада разного скота или большие земные сокровища, золото и серебро. Одно у них в изобилии богатство и сокровище неистощимое - прилежнейшее хранение и исполнение всех евангельских заповедей, посредством которых скоро и удобно достигается ими самая главная добродетель - любовь к Богу и ближнему своему... Непрестанно посвящают себя служению людям»3.
В этом отношении интересны и теоретические размышления Ермолая-Еразма Полоцкого и Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий защищал идею сильной и богатой церкви, связывал ее не с самодостаточностью церкви как таковой, а с ее «социальными задачами». Иосиф Волоцкий стремился к богатству (не личному, а Иосифо-Волоколамского монастыря), не во имя стяжания, а во имя расширения возможностей для творения благотворительных и Богу угодных дел. Для окрестного населения монастырь всегда являлся источником хозяйственной ПОМОЩИ4 .
Тема ответственности и обязанности заботиться о подданных была поднята ещё в Ветхом Завете, например, в обращении царя Давида к Соломону. В Древней Руси впервые тема «милостивой» деятельности и ответственности правителя за свои поступки появляется у Нестора в «Повести временных лет». По словам Нестора, вся ответственность за бедствия на Руси лежит на ее правителях. Но когда они следуют заветам церкви, происходит расцвет Русской земли. Эти положения раскрываются в трудах митрополита Иллариона (середина XI в.), где в качестве аргументов он приводит факты из жизни князя Владимира Святого. Илларион - митрополит Киевский, оратор, писатель, церковный деятель в «Слове о Законе и Благодати» раскрывает учение о богоустановленности власти, в контексте которого отмечает, что мирское правление должно строиться на принципах милосердия. Рассматривая княжение Владимира Святого как «образцовое», митрополит Илларион выделяет несколько причин: «закон был предтече и служителем благодати и истины», отказ от идолопоклонства, принятие «спасительного учения». Эти главные стороны общественного реформирования князя Владимира, а также «щедроты и милостыни», творимые князем и особо хранимые в памяти народной, привели к социальной стабильности.
Кризисные явления в Русской Православной церкви, как и во всех политических, социальных и экономических институтах России на рубеже XIX - XX веков, уничтожение советской властью Церкви на протяжении всего советского периода как социального ин-
2 Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. - М.: Изд. дом «Покров», 2003. - С. 83.
3 Памятники литературыДревней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. (Вып. 6) / Сост. Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - М.: Худож. лит., 1984. - С. 477.
4 Миронов, Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XIX век. - М.: Издательство «Книжная палата», 1995. - С. 338.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14
статута, репрессии по отношению к духовенству и верующим привели к ослаблению Церкви на рубеже XXI века, к таким явлениям как внешняя религиозность, отсутствие тяги к вероучению, моде на церковные обряды, церковную атрибутику.
На сегодняшний день утверждению в обществе культуры нравственных отношений препятствует стихия безжалостного рыночного прагматизма выживания сильнейших, о чем не раз говорили авторитетные духовные деятели. Особенностью нынешнего общества является духовная и нравственная пустота. Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема возвращения российского образования к историко-культурным и духовнонравственным традициям России. Так, в докладе Патриарха Алексия II на юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. было заявлено, что сегодня «...иерархия ценностей определяется принципом пользы при настоящем равнодушии к духовной истине. Все эти процессы подчас сопровождаются глубоким моральным кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество... в это сложнейшее, лукавое время»5.
Русская Православная Церковь несет огромную ответственность за нравственное и патриотическое воспитание современных поколений страны. Она является крупнейшей традиционной религиозной организацией в России. В начале 2000-х гг. ее объединения составляли более половины от всех зарегистрированных религиозных общин. Большинство россиян признают Православную Церковь институтом гражданского общества, которому принадлежит особая роль в общественной жизни страны, в ее духовно-нравственном преображении. Переживаемый Россией в последнее пятнадцатилетие период резких экономических и политических перемен требует от Русской Православной Церкви особой отзывчивости в сфере церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Суть этих отношений всегда сводилась к предстательству Церкви перед лицом власти за нужды и чаяния российского народа, большая часть которого исторически принадлежит Православию по Крещению или по духовно-культурным корням.
В соответствии с Конституцией РФ Церковь отделена от государства, что позволяет ей более полно исполнять свою миссию и свидетельствовать перед власть имущими о трудностях и бедах людей. Получив независимость от государства, Русская Православная Церковь стала полноценным институтом гражданского общества, который рассматривает себя как частное явление, не претендующим на всеобщность, зато получившим полную свободу для решения задач, стоящих перед обществом. Сегодня Православная Церковь является наиболее авторитетным и почитаемым социальным институтом в обществе. По мнению русского писателя и общественного деятеля А.И. Солженицына: «...Церкви необходимо укрепляться как самостоятельной силе в стране. Законодательный принцип отделения Церкви от государства не означает вытеснения ее из общественной жизни, не должно быть отделения Церкви от общества»6.
В основе важнейших теоретических предпосылок познания социальной концепции Русского православия как любой конфессиональной социальной доктрины лежит преодоление утвердившихся мифологем. Безусловно, существует ряд факторов, которые повышают общественный и моральный авторитет социальной концепции, к которым относятся исторические традиции, наличие массы последователей, достаточно большая группа неверующих или безразлично относящихся к религии людей, но испытывающих недоверие к популистской политике представителей правительства, поэтому тяготеющих к вековым гуманистическим принципам христианства. Большое социальное значение приобретают православные, как и другие конфессиональные организации в решении извечных духовных потребностей, что наиболее остро ощущается на рубеже XX - XXI веков, когда человечество испытывает отрицательные плоды своей деятельности, выражающиеся в экономическом, политическом, экологическом и других глобальных кризисах.
Интерес к изучению социальных функций религиозных организаций, особенно в современном измерении, объясняется недостаточной изученностью. Это объясняется еще и тем, что обнаруживается специфика данных явлений в зависимости от конкретных особенностей экономического, социального развития региона и временных рамок.
5 Журнал Московской Патриархии. - 2000. - №9. - С. 20.
6 Религия и общество: хрестоматия по социологии религии/ сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. -М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 15.
Анализ социальных функций Русской Православной Церкви как основной институциональной организации для России предполагает грамотную постановку проблемы, объективность исследования при отсутствии политической конъюнктурности и с учетом конкретной специфики современных российских религиозных организаций.
К сожалению, несмотря на изменение идеологической направленности в связи с новыми социально-политическими реалиями, можно выделить два вида используемых мифологем о социальной роли РПЦ, которые отличаются резкой полярностью: во-первых, что религиозные организации традиционно занимаются манипуляцией сознанием населения, и, во-вторых, что Православие - единственный путь к социальному благополучию страны. Думается, что многостороннему раскрытию социальной функции и социальной деятельности Русской Православной церкви может способствовать изучение объективной позиции, исследование всех составляющих религиозного комплекса Православия, а главное - социальных связей и отстаивание социальных интересов определенных групп населения. Это также должно быть методологической основой для изучения социальной роли всех развитых религий мира.
Безусловно, религия это многообразный спектр различных функций и сфер ее деятельности и выделение одной из ее сфер ведёт к умалению её значения. Важнейшим является представление о том, что религия является сферой самосознания, мировоззрением, духовным миром верующих. В то же время человек живёт в социуме, он связан с культурными традициями общества, с определённым типом цивилизации, с собственным этносом. Как религия воздействует на бытие человека, так и велико влияние на религию секуляризации, элементов жизни и деятельности человека. Поэтому возникает проблема специфики удовлетворения религией фундаментальных личностных потребностей. Проблема усложняется тем, что возрастает роль этноконфессиональных мотивов и вторжением религии в этническую, экологическую и социальную жизнь, а также в светские проблемы: науку, образование, международные отношения.
Остается нерешенной проблема использования идеологемы о негативной классовой роли религии, о том, что она защищает интересы господствующих классов, а для нуждающихся слоёв является фактором регулятора социального равновесия в обществе, хотя Русская Православная церковь всегда являлась объединителем нации, охранителем духовных ценностей, стабильности и национальной идентичности.
Избегая односторонности влияния со стороны существующих в России религий необходимо изучение многообразия глубоких исследований воздействия религии на индивидуальное и общественное сознание, этническое самосознание, художественное и творческое восприятие произведений искусства, этические нормы и ментальность народа, сложившийся образ жизни населения. Поэтому становится интереснее соотнесение всех этих сфер с официально декларируемой самой Церковью Социальной доктриной, которая нашла отражение в документе «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятой юбилейным Архиерейским собором русской православной церкви в августе 2000 г. В нем выражена социальная позиция самого крупного религиозного объединения России (православными, согласно социологическим исследованиям, являются ? верующих россиян, составляющих, в свою очередь, почти половину населения).
Для светской науки представляет интерес раскрытие социального и культурологического значения этого документа с позиций ответов на те глобальные вопросы современности, которые интересуют все человечество - и верующих, и неверующих. В настоящее время вопрос культурной составляющей развития трансформирующихся обществ, наряду с проблематикой внедрения наиболее оптимальных и эффективных социальных практик, представляется наиболее важным. На стадии цивилизации любая синхронная деятельность социальных субъектов внутри сообщества возможна только при условии, что механизм культуры обеспечивает отбор, усвоение и передачу следующим поколениям наиболее важных традиций, верований, смыслов, запретов и других культурных феноменов, наличие которых для существования данной цивилизации критично.
Изучение Социальной доктрины Русской православной церкви невозможно без учета культурных традиций, вековых нравственных и психологических устоев, как равно и современных реалий, таких как социальные, политические, научно-технические, международные, экологические, в условиях которых они должны реализоваться. В основе на-
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14
учных исследований должны лежать изучение глубин конфессиональных вероучений, церковно-государственных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений на основе объективных методологических подходов, избегая апологетики возвеличивания социальной роли Церкви и тенденции к огульной критике ее значения.
Проведение в Российской Федерации социально-экономических и политических реформ неразрывно связано с процессом строительства правового государства и формированием гражданского общества.
Модернизация российского общества, постепенное преодоление системного кризиса в стране, экономический и духовно-культурный подъём невозможны без возрождения доверия к власти, без объединения усилий самых разных институтов общества в интересах реализации прав и свобод граждан, без социально активных общественных организаций, которые являются надежным гарантом демократизации институтов государства и установления общественного контроля за властными структурами.
Современное российское законодательство о религиозных организациях создает благоприятные условия для реального включения Русской Православной Церкви в совместную работу с другими институтами общества по воспитанию граждан Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»7 РПЦ сформулировала те области и направления деятельности, где она сотрудничает совместно с государством и которые регулируются действующим законодательством Российской Федерации. К этим областям относятся:
1) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
2) забота о сохранении нравственности в обществе;
3) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
4) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
5) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
6) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
7) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
8) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
9) наука, включая гуманитарные исследования;
10) здравоохранение;
11) культура и творческая деятельность;
12) работа церковных и светских средств массовой информации;
13) деятельность по сохранению окружающей среды;
14) экономическая деятельность в пользу Церкви, государства и общества;
15) поддержка института семьи, материнства и детства;
16) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества8.
Сегодня Русская Православная Церковь шаг за шагом обретает достойное место в обществе и общественном мнении, поэтому на нее возлагается большая ответственность в сложной и многоплановой работе по вопросу духовно-нравственного воспитания молодого поколения. На уже упомянутом Архиерейском соборе 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II в своем докладе так же очень четко обозначил принцип плодотворного развития просвещения: «Опыт показывает, что в наше время духовно-нравственное воспита-
7 См.: Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов/ сост. Пчелинцев A.B. - М., Ред. журнала «Религия и право», 1998.
8 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.- М.: Московский Патриархат, 2000. - С. 17-18.
ние молодежи немыслимо без сотрудничества Церкви с государственной системой образования»9. Сферы и направления деятельности гражданских организаций в России чрезвычайно многообразны: здесь и защита прав граждан, и правовое просвещение, охрана природы и экологическое просвещение, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жизненное устройство выпускников детских домов, защита прав потребителей, краеведение, поиск без вести пропавших в годы Великой Отечественной Войны и многое другое. Именно в этих направлениях Русская Православная Церковь реализует свое социальное служение. Нынешний Святейший Патриарх Кирилл вводит новый термин социального служения Русской православной церкви и российского общества - солидарность. Он говорит о том, что «солидарность -это способность разделить с другим бремя его забот, его проблемы, его болезни, его скорби. Солидарность - это система взаимной поддержки. Чем выше уровень солидарности в обществе, тем сильнее общество. Солидарность имеет огромное значение. Общество, теряющее солидарность, не способно существовать»10.
Начало такому взаимодействию положил Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г- Относительно реализации принципов взаимодействия институтов гражданского общества и общественных организаций русской Православной церкви сыграло принятие закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября
2003 г-»- В результате принятых решений институты гражданского общества и общественные организации РПЦ смогли значительно расширить программы взаимодействия в реализации социально значимых задач. Начиная с 2000-Г0 года Белгородской и Старооскольской епархией был подписан ряд соглашений с государственными органами власти и общественными организациями. В 2002 году было подписано «Соглашение управления социальной защиты населения администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской Епархии»11. Совместными усилиями Белгородской и Старооскольской епархии и администрацией Белгородской области было создано образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский Православный детский дом-школа во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла». В результате достигнутого соглашения «О сотрудничестве между администрацией Красненского района Белгородской области и Белгородско-Старооскольской Епархией» было принято решение о совместном создании и содержании территориального Центра социального обслуживания инвалидов и престарелых во имя св. блаженной Ксении Петербургской, причем финансирование Центра в равных долях было возложено на администрацию района и Белгородско-Старооскольскую епархию12. 9 февраля 2004 года в селе Горки Красненского района состоялось открытие социального приюта для детей и подростков при территориальном Центре во имя блаженной Ксении Петербургской, в котором воспитываются дети из разных районов области.
В целях возрождения культурно-исторической преемственности, духовнонравственного воспитания, формирования патриотических и гражданских убеждений подрастающего поколения было подписано «Соглашение о двустороннем долгосрочном сотрудничестве Управления по делам молодежи администрации области и Белгородско-Старооскольской епархии». Общественные организации гражданского общества и общественные организации Белгородской и Старооскольской епархии приняли активное участие в реализации подпрограммы «Воспитание ответственных граждан» областной комплексной программы «Молодость Белгородчины» на 2004 - 2008 гг., предусматривающей формирование системы духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры, военно-патриотического воспитания молодежи. Общественные организации в 2005 г. Активно помогали 632 трудовым молодежным объединениям, в которых участвовало 14127 молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Особое внимание было направлено на
9 Журнал Московской Патриархии. - 2000. - №9. - С. 37.
10 Журнал Московской Патриархии. - 2009. - №10. - С. 38.
11 Сборник нормативных документов о церковно-государственных отношениях. - Белгород: Изд-во «Дизайн центр - И.К.С.», 2002. - С. 138-139.
12 Там же. - С. 137-138.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14
работу студенческих трудовых отрядов. Это дало возможность во всех объединениях принять программы духовно-нравственного воспитания и в процессе своей деятельности решать не только трудовые и производственные задачи, но и совместно с общественными организациями и приходами Белгородской и Старооскольской епархии проводить значительную воспитательную работу на селе. На территории Белгородской области под эгидой и при всесторонней поддержке Белгородской и Старооскольской епархии действует достаточно большое количество общественных организаций и объединений. Например, Белгородская региональная организация общероссийской общественной организации «Российская Оборонная Спортивная Техническая Организация» («РОСТО»). Своим приоритетным направлением работы она определяет военно-патриотическое воспитание молодежи и проводит его в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», областной программой «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области». В реализации поставленных программ организация «РОСТО» взаимодействует с Белгородской и Старооскольской епархией по различным направлениям: это и организация областного слета «Армия. Родина. Долг», организация и проведение автомотопробега по местам боевой славы Белгородчины, организация системы патриотического воспитания учащихся и их подготовка к военной службе на базе образовательных учреждений. Существующая в г. Белгороде общественная организация «Союз офицеров» так же принимает участие в военно-патриотическом воспитании и подготовке молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.
На протяжении последних 40 лет существует Белгородская региональная общественная организация «Историко-патриотическое объединение «Поиск», которую всемерно поддерживает епархия. Эта организация проводит планомерную работу по поиску и перезахоронению останков погибших советских воинов.
Так же активно действует Белгородская общественная организация «Федерация вольной борьбы», местная общественная организация «Авиационный клуб», Белгородская региональная общественная творческая организация «Молодежная филармония». В
2004 году начал действовать клуб спортивной спутниковой навигации, действует клуб рукопашного боя «Белгородская черта». С 2006 г. функционирует молодежный театр «Ди-джей-Микс». При поддержке управления по делам молодежи Белгородской области создана Белгородская региональная общественная организация «Союз студентов, аспирантов, докторантов Белгородской области». Все это осуществляется при активной поддержке Белгородской и Старооскольской епархии.
Если говорить об опыте сотрудничества Белгородской и Старооскольской епархии с государственными структурами власти, то здесь налицо взаимная заинтересованность. Подписаны: соглашение «О взаимодействии Отдела здравоохранения администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархии», «Соглашение о сотрудничестве Управления образования администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархии», «Соглашение о сотрудничестве Управления культуры администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархии». На территории епархии созданы и действуют 30 духовно-просветительских центров, 2 православные гимназии, открыт первый православный детский сад «Рождественский». Говоря о ближайших перспективах развития епархии, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн отметил, что «главной задачей должно стать совершенствование духовнообразовательного пространства»13. Исходя из этого, при поддержке светских властей во всех школах Белгородской области в школьный курс введен предмет «Православная культура». Наработан ценный опыт подготовки и переподготовки светских преподавателей данного предмета. Специалистов в области теологии готовит социальнотеологический факультет БелГУ. Состоялось четыре выпуска специалистов и один выпуск бакалавров по направлению «Теология». Кроме того, преподавание дисциплин религиоведческого характера кафедра теологии осуществляет практически на всех факультетах БелГУ по 68 специальностям.
Управление по делам молодежи Белгородской области при поддержке Белгородской и Старооскольской епархии реализуют программы международного сотрудничества
13 Белгородские епархиальные ведомости. - Белгород, 2007. - №1. - С. 6.
в сфере молодежной политики. Так, например, успешно реализуется программа международного сотрудничества с Федеративной Республикой Германия. В 2006 г. начата программа международного сотрудничества с Индией. В январе того же года молодежная делегация Белгородской области приняла участие в Международном слете кадетов в Индии на базе главного национального кадетского корпуса страны. Цель визита заключалась в знакомстве со структурой и организацией работы кадетских корпусов Индии, культурой и религией самой страны, а также развитие международного сотрудничества в сфере военно-патриотического воспитания. Такое сотрудничество поддерживается с Японией, Южной Кореей, Италией, Украиной.
Положителен опыт сотрудничества Белгородской и Старооскольской епархии со средствами массовой информации на территории Белгородской области. В 2006 году открыта православная телестудия «Просветитель», в которой выпускаются передачи с участием священнослужителей и профессиональных журналистов, где затрагиваются вопросы нравственности, рассказывается об опыте взаимодействия Русской Православной Церкви с общественными и государственными организациями в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Имеется опыт деятельности православной телестудии при Александро-Невском кафедральном Соборе г. Старый Оскол. Что касается печатных изданий, то Белгородская и Старооскольская епархия издает ежемесячную газету «Белгородские епархиальные ведомости», также издается православный молодежный журнал «Новый Ковчег». Практически каждый приход издает свою печатный газету, например, Смоленский Собор г. Белгорода издает газету «Свет Христов».
Белгородская и Старооскольская епархия имеет опыт сотрудничества с вооруженными силами. Религиозная потребность верующих военнослужащих в российском законодательстве регулируется пунктами: п.1 - 5 ст. 8 Закона РФ «О статусе военнослужащих», п.5 ст. 4 и п.4 ст. 16 Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»14.
Еще в 1995 г- На своем первом съезде Белгородская и Старооскольская епархия образовала комиссию по работе с Вооруженными силами и правоохранительными органами. С этого времени началось активное сотрудничество священнослужителей и мирян епархии, общественных организаций с командованием и личным составом воинских частей, управлений внутренних дел, отделений милиции, учреждений уголовноисполнительной системы. Священнослужители совместно с активистами различных общественных и молодежных организаций стали систематически посещать воинов, вести с ними духовно-воспитательные беседы, а с призывниками выстроили цельную программу мероприятий духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. Священнослужителями окормляется воинская часть Белгород-22. Сегодня отношения «армия -Русская Православная Церковь» уже вышли за рамки редкого посещения гарнизона священником или присутствие его на воинских праздниках, проведение православных бесед с военнослужащими. Армейская сфера стала одной из приоритетных в планах работы Церкви. В перспективе эта программа будет распространена и на личный состав воинских частей, дислоцированных в г. Белгороде и Белгородской области. Во время проведения Чеченских кампаний молодым воинам, служащим в горячих точках, не раз помогал, наставлял на истинный путь, благословлял протоиерей Виктор Кравец, который более 8 раз был командирован в Чечню.
Одним из важных направлений является взаимодействие Русской Православной Церкви с государственными органами в деле профилактики преступности. В 2000 - 2010 гг. общественные организации гражданского общества стали целенаправленно подключаться к программам, которые осуществляла РПЦ совместно с Министерством юстиции. Так, например, молодежные общественные организации в 2007-2008 гг. участвовали в реализации комплексного межведомственного проекта управления по делам молодежи Белгородской области, управления исполнения наказаний Министерства юстиции по Белгородской области и Белгородской и Старооскольской епархии «Возвращение в общество». Священнослужители активно работают с осужденными, находящимися в местах лишения
14 См.: Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов/ сост. Пчелинцев A.B. - М., Ред. журнала «Религия и право», 1998.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14
свободы, особенно с молодыми преступниками. Ведь общество отторгает бывших заключенных - им трудно не только получить жилье и работу, но и восстановить обычные человеческие связи с окружающими. Принять к себе таких людей, пожалуй, могут лишь религиозные общины, для которых и преступник остается человеком, несущим искру Божью. Именно через веру он получает шанс почувствовать себя своим среди людей, обрести опору для нормальной жизни. На основании договора «О взаимодействии Управления Исполнения Наказаний Министерства юстиции России по Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархии» священнослужители на основе разработанных программ ведут большую работу по воспитанию осужденных, подвигают их к нравственному покаянию. Данная работа, в соответствии с требованиями Конституции РФ, осуществляется на основании личных пожеланий осужденных. В 2006 году была введена система дистанционного обучения «Основам православной культуры» заключенных, находящихся в местах лишения свободы. В православных храмах области были проведены богослужения, за которыми священники обратились с проповедями, целью которых ставилось привлечение широких масс граждан к проблемам улучшения условий содержания заключенных в исправительных, воспитательных учреждениях области, а также сбор пожертвований в виде денежных средств, вещей, предметов личной гигиены. Состоялись также встречи осужденных во всех исправительных учреждениях области со священнослужителями, были организованы: выставки предметов церковной утвари, изготовленные осужденными, проведены концерты художественной самодеятельности, турниры и спортивные соревнования, праздничные обеды для осужденных. В Новооскольской воспитательной колонии в программу вечерней общеобразовательной школы был введен предмет «Основы и ценности Православия». Расширению опыта данной работы свособ-ствовала проведенная 27 ноября 2006 г. В п. Прохоровка Всероссийская конференция по выявлению и поддержке эффективных социальных проектов интеграции в общество молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, профилактике экстремизма и обеспечению духовной безопасности в молодежной среде.
Таким образом, Белгородская и Старооскольская епархия, заключая бессрочные и долговременные соглашения с государственными структурами власти и общественными организациями и выполняя совместные программы, реализует Социальную концепцию РПЦ и способствует становлению гражданского общества в России.
1. ЗеленковА.И.Идеалы науки и ценностная природа познания //Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981.
2. Скурат, К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. -М.: Изд. дом «Покров», 2003.
3. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. (Вып. 6) / Сост. Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - М.: Худож. лит., 1984.
4. Миронов, Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XIX век. - М.: Издательство «Книжная палата», 19955. Журнал Московской Патриархии. - 2000. - №9.
6. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии/ сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Рут-кевич. - М.: Аспект Пресс, 1996.
7. Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов/ сост. Пчелинцев A.B. - М., Ред. журнала «Религия и право», 1998.
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Московский Патриархат, 2000.
9. Журнал Московской Патриархии. - 2000. - №9.
10. ЖурналМосковской Патриархии. - 2009. - №10.
11. Сборник нормативных документов о церковно-государственных отношениях. - Белгород: Изд-во «Дизайн центр - И.К.С.», 2002.
12. Белгородские епархиальные ведомости. - Белгород, 2007. - №1.
13. Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов/ сост. Пчелинцев A.B. - М., Ред. журнала «Религия и право», 1998.
14. Сборник нормативных документов о церковно-государственных отношениях. - Белгород: Изд-во «Дизайн центр - И.К.С.», 2002.
Список литературы
SOCIAL SERVING OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: SOME QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE ON THE EXAMPLE OF BELGOROD AND STARY OSKOL EPARCHY
E.P. BELONOZHKO1 A.N. MOSHKIN2)
Belgorod State University
1)e-mail:
2) e-mail: [email protected]
The article is devoted to investigations of state of the Russian society in the end of the XX - the beginning of the XXI c. Also it is devoted to analysis of necessity of adoption of the Social Conception by the Russian Orthodox Church, analysis of its matter and the main directions of its realization.
Key words: Christianity, values, society, the Russian Orthodox Church, the Social Conception.