Научная статья на тему 'Социальное сиротство в современной России'

Социальное сиротство в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1337
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕВИАНТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сушко В.А.

Целью данной статьи является выявление значимости социально экономических и девиантных факторов и уровня их влияния на формирование и масштаб распространения феномена социального сиротства в современном российском обществе. Современное состояние института семьи приводит к масштабному проявлению в обществе такого негативного явления как сиротство. Последствия этого явления трагичны и губительны как для конкретной личности, так и для социума в целом. Ученые доказали, что воспитание ребенка в условиях интернатного учреждения сказывается неблагоприятным образом на развитии личности ребенка. Дети сироты, как правило, отстают в умственном и физическом развитии, чаще болеют, более склонны к суицидным попыткам и преступным действиям. Воспитание ребенка в условиях отрыва от семьи приводит к необратимым изменениям его личности. У брошенных детей, годами воспитывающихся в приютах, где им не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, наблюдаются тяжелые повреждения личности и самосознания. Главным условием полноценного развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно, с матерью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное сиротство в современной России»

Социальное сиротство в современной России

Сушко В.А.

Целью данной статьи является выявление значимости социально -экономических и девиантных факторов и уровня их влияния на формирование и масштаб распространения феномена социального сиротства в современном российском обществе. Современное состояние института семьи приводит к масштабному проявлению в обществе такого негативного явления как сиротство. Последствия этого явления трагичны и губительны как для конкретной личности, так и для социума в целом. Ученые доказали, что воспитание ребенка в условиях интернатного учреждения сказывается неблагоприятным образом на развитии личности ребенка. Дети - сироты, как правило, отстают в умственном и физическом развитии, чаще болеют, более склонны к суицидным попыткам и преступным действиям. Воспитание ребенка в условиях отрыва от семьи приводит к необратимым изменениям его личности. У брошенных детей, годами воспитывающихся в приютах, где им не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, наблюдаются тяжелые повреждения личности и самосознания. Главным условием полноценного развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно, с матерью.

Ключевые слова: социальное сиротство, качество жизни, проблемы современной семьи, социально-экономические и девиантные факторы формирования социального сиротства.

Sushko V.A.

Social orphanhood in modern Russia

The purpose of this article is to identify the significance of socioeconomic and deviant factors and the level of their influence on the formation and scale of the spread of the phenomenon of social orphanhood in modern Russian society. The current state of the institution of the family leads to a large-scale manifestation in society of such a negative phenomenon as orphanhood. The consequences of this phenomenon are tragic and disastrous for a particular individual, and for the society as a whole. Scientists have proved that raising a child in a residential institution affects adversely on the development of the child's personality. Orphans, as a rule, lag behind in mental and physical development, are more often sick, more prone to suicidal attempts and criminal actions. Raising a child in conditions of separation from the family leads to irreversible changes in his personality. Abandoned children, who have been brought up in shelters for years, lack personal attention and emotional stimulation, they suffer serious personal and self-awareness damage. The main condition for the full development of the child is family with the corresponding nature of the child's organization of life, with the necessary level of communication with relatives, especially with the mother, that is inherent only in the biological family.

Key words: social orphanhood, quality of life, problems of the modern family, socio-economic and deviant factors in the formation of social orphanhood.

Проблемы семьи и детства во все времена находятся в центре внимания общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых. Данный феномен закономерен, поскольку «семья представляет собой один из основных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении» [3].

Сегодня, в условиях социально-экономического, политического и духовно-нравственного кризиса, охватившего современное российское общество, анализ социальной реальности свидетельствует о нарастании негативных тенденций в демографических процессах: снижение числа женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет) [9], рост детской смертности, преступности, сиротства и т.д.

Дети представляют собой специфическую группу населения страны, численностью около 26 млн. человек [10. С. 121] и нуждаются в усиленной и целенаправленной социальной защите со стороны государства. Однако, среди всей детской популяции особого внимания заслуживают дети, составляющие наиболее беззащитную и уязвимую ее часть, а именно, дети - сироты.

Несмотря на актуальность проблемы, официальной статистики относительно детей сирот в России нет. «Парламентская газета» от 23.11.2005 так описывает проблемы учета сирот и беспризорников: «Данных о количестве сирот, а также беспризорных и безнадзорных детях в России на сегодняшний день нет. Разные источники называют разные цифры. В одних источниках сообщается о 3-5 миллионах, в других приводится цифра от 100 до 500 тысяч, независимые эксперты говорят о 4 миллионах. Существует мнение о том, что «Россия в настоящее время переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Граждан-

ской и Великой Отечественной войн»» [14]. В итоге из-за столько разнородных данных и отсутствия официальной статистики, мы получаем сильно различающиеся цифры, и не можем получить достоверной картины.

Ситуация в разнице оценок экспертов и представителей власти относительно стабилизируется к 2007-2008 году. Начиная с 2007 года, в качестве общего числа несовершеннолетних в России официально называется цифра около 28-29 млн., и признается факт значительного уменьшения количества детей в России. Для сравнения на начало 2002 года в России было 31, 6 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет, в 2000- 34,6, в 1995- 38 млн [5].

Сирот в эти года насчитывается от 731 тыс. (данные государственной статистики)- до 1 млн. (данные Российского детского фонда). Беспризорные дети составляют от 2-2,5 млн. (данные государственной статистики) до 3-4 млн. (по оценкам Совета Федерации, Прокуратуры РФ и независимых экспертов) [12].

По сообщениям П. Астахова, бывшего Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, «Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России остается высокой. На начало 2013 года на учете состояло более 643 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [15]. Особую тревогу вызывает активное развитие в нашей стране феномена социального сиротства, принимающего все более угрожающие масштабы. На данный момент число социальных сирот составляет более 80% от общего числа детей, лишенных родительского попечения [16].

Как мы видим, проблема социального сиротства в современной России не снижает своих темпов роста, детей сирот не становится меньше. На данный момент на долю детей-сирот приходится 2,5 % общего числа детской популяции.

Однако, как правило, данная проблема изучается социологами фрагментарно, и не проводится комплексный социологический анализ социального сиротства, что не позволяет получить полное представление об этом явлении и увидеть его целостную картину, определить факторы проявления и распространения.

Ученые так же высказали предположения о том, что депривация делает особенно актуаль-

ным для личности сам «момент отвержения», в результате которого возникает травмирующий комплекс, сохраняющийся у такого ребенка на всю жизнь. Исследования показывают, что лишение ребенка материнской заботы ведет к задержке его физического, интеллектуального и социального развития, и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. При этом урон, который эти нарушения несут, становится необратимым. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванных от родителей и помещенных в условия интерната детей развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, тормозится интеллектуальное развитие. Во многих случаях (85-92 %) дети, воспитывающиеся в детских домах, неспособны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержками умственного развития не превышает 8-10 % [8]. Не полнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. Это приводит к тому, что подросток уходит в криминальный и асоциальный мир, тем самым пополняя девиан-тные слои общества.

Проблемная ситуация проявляется также в недостаточном уровне научного изучения феномена социального сиротства, в том числе факторов его формирования, что не позволяет объективно оценить состояние современного социального сиротства.

Для того чтобы объективно оценить современное состояние социального сиротства в России, необходимо провести социологический анализ эволюции отечественного института сиротства в исторической ретроспективе, а именно: выявить факторы возникновения данного явления в российском государстве, определить когда и в каких социальных условиях оно возникло и проследить динамику его развития.

Российское сиротство имеет свои определенные причины и истоки, общие и особенные черты проявления. Развитие его хронологически связано с этапами становления государства, с характером социальных потрясений, которые переживал народ. В России сиротство возникло еще со времен становления государственности у

древнейших славян. Суровость жизни народов, стихийные природные явления, эпидемии, голод, войны славянских племен и, как следствие, гибель родителей - все это привело к возникновению сиротства на Руси. Впоследствии, в царские времена в домах призрения, опекаемых царскими семьями и высшим дворянским сословием, жили тысячи детей-сирот, как правило, дети погибших родителей. Однако здесь следует говорить о минимальном количестве детей сирот. Статус сиротства решительно изменился с началом Первой Мировой войны, которая напрямую повлияла на судьбы многих российских детей, лишив их родителей, семьи, крова.

Ситуация продолжала усугубляться после октября 1917 года. К миллионам осиротевших детей, чьих родителей унесла империалистическая война, присоединились те, кто потерял родителей в годы гражданской войны, тем более что она сопровождалась голодом, разрухой, ожесточенной борьбой с контрреволюцией. В школах было приостановлено нормальное обучение, здоровье основной массы детского населения подорвано длительными лишениями, в стране усилились миграционные процессы, появилась масса беженцев с малолетними детьми. Отвлекающим от естественной заботы о детях фактором в те годы явилось и охватившее самые широкие слои населения революционное брожение, концентрация внимания на вопросах политической борьбы, когда защита детства отошла на второй план.

Положение детей усугублялось страшным голодом, который обрушился в 20-х годах на Россию. По имеющимся данным в 1921-1922 годах число голодающих и умирающих от физического истощения детей в одной РСФСР доходило до 7,5 млн., а число нуждающихся в неотложной помощи до 6 млн. По другим данным голод охватил почти 25 млн. населения из них 25-30% детей, т.е. около 8 млн.. Дети, даже имевшие родителей, были вынуждены покидать родительский кров, что бы найти пропитание и выжить [6].

Таким образом, крайне неблагоприятная ситуация, сложившаяся в первые послереволюционные годы в России, способствовала резкому увеличению числа детей-сирот и беспризорных, которых, по расчетам специалистов, только в 1921 году насчитывалось от 2 до 4 млн. [9].

В 30-е годы новые волны беспризорников и сирот порождают процессы, происходящие в

сельской местности: голод, разорения крестьянских хозяйств, отток сельского населения в города, безработица взрослой части населения.

В те годы Советское правительство бросило все силы на решение проблем детства и смогло найти действенные меры, способствующие сокращению беспризорности и улучшению положения детей-сирот.

Однако, вскоре новая волна сиротства, порожденная самой властью, захлестнула Россию. Миллионы детей стали сиротами в результате массовых политических репрессий. По последним опубликованным данным, в 1947 в лагерях и колониях находилось около 15 тыс. детей и заключенных женщин, 7 тыс. беременных [2].

Судьба этих детей оказалась страшной, а детство искалеченным. Дети, чьи родители были репрессированы, на всю жизнь оставались изгоями, их единственный путь был детский дом, так как даже близким родственникам таких детей не разрешалось взять их под опеку.

Очередной горестной страницей в истории сиротства стала Великая Отечественная Война, которая лишила тысячи и тысячи детей крова, семьи, родных. В детские дома попадали те, кто потерял родителей в экстремальных условиях оккупации и эвакуации. В результате к концу войны насчитывалось 678 тысяч детей - сирот [10].

В первые послевоенные годы - годы разрухи, нехватки продовольствия, материальных трудностей - к массе детей, оставшихся без родителей, стали прибавляться те, кто оказался заброшенным из-за крайней занятости матери, чьи рабочие руки стали особенно нужны в связи с гибелью значительной части мужского населения.

Такова картина института сиротства в ХХ веке. На его развитие влияли такие негативные факторы как: Первая Мировая, гражданская и Великая Отечественная войны, голод, нищета, миграционные процессы, массовые репрессии.

По данным исследователей, до 50-х годов 20 века основную массу детей, лишившихся родителей, составляли круглые сироты. В послевоенное время считалось, что вырастут последние сироты войны и такое крайне негативное явление как сиротство, если не исчезнет вовсе, то будет сведено к минимуму. Однако, число детей, воспитывающихся в детских домах, вопреки прогнозам не уменьшалось. На-

равне с сиротами, оставшимися без семьи, стали появляться и те, чьи родители живы и в состоянии осуществлять заботу о собственном ребенке, но по каким-либо причинам не выполняют своих родительских обязанностей. Год от года таких детей становилось все больше и в 60-е годы приобретает правовой статус понятие «утрата родительского попечения» [11] и данное явление получает название «социальное сиротство».

На сегодняшний день, в условиях отсутствия войн, революций, проблем с продовольствием можно говорить о том, что социальное сиротство в России, его настоящее положение - это современная трагедия, связанная с влиянием совокупности социальных факторов на это крайне негативное социальное явление в российском обществе.

Для того, чтобы выяснить какие факторы в наибольшей степени определяют специфику социального сиротства в современной России, необходимо провести социологический анализ состояния социальной реальности и классифицировать причины, в результате которых дети становятся социальными сиротами.

Одной из главных причин существования и развития социального сиротства в современном российском обществе является отказ матери от собственного ребенка. В российских родильных домах 0,8 % от общего числа новорожденных становятся сиротами уже в первые часы своей жизни [5. С. 81-98]. Только в родильных домах города Москвы ежедневно один ребенок остается сиротой в связи с отказом от него матери, в тех же родильных домах ежедневно возникают от 2-х до 4-х подобных критических ситуаций [5. С. 81-98]. Последствия раннего сиротства сказываются на последующем развитии ребенка крайне неблагоприятным образом. Ранний отрыв от матери оказывает необратимое влияние на все последующее физическое и психическое развитие даже здорового при рождении ребенка: до 60% в домах ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, почти 55% отстают в физическом развитии и лишь 5% квалифицируются как практически здоровые. Изоляция младенца от матери обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуального развития и формирования личностных функций, которые в последствии не поддаются исправлению [13].

Необходимо вывить, каковы же причины, которые заставляет женщину сегодня отказываться от принятия на себя социальной роли матери, порождающие это аномальное явление в российском обществе. Для ответа на эти вопросы необходим комплексный подход и учет всех факторов (как социальных, так и личностных), оказывающих влияние на формирование девиантного материнского поведения.

Бельгийский Комитет по социальным проблемам женщин, исследовав социальные аспекты отказа от ребенка, описал три основные категории бросающих матерей:

Первая категория, наиболее распространенная, - отец бросил беременной будущую мать;

Вторая категория - замужняя женщина рожает ребенка от внебрачной связи;

Третья категория - беременная женщина с низкой социальной и моральной ответственностью.

По данным исследования «Отказы матерей от новорожденных: причины и способы предотвращения», проведенного Лабораторией социальной политики по заказу Благотворительного фонда профилактики социального сиротства, можно сформировать портрет матери, которая отказались от ребенка: молодая, необразованная, незамужняя [17].

■ 47% женщин-отказниц - моложе 24 лет,

■ 60% имеют низкий уровень образования, среднее и неполное среднее и только 9% учились или учатся в вузе.

По мнению специалистов, глубинные причины отказа от новорожденных часто кроются в детском опыте отказниц, где отсутствуют позитивные примеры материнства.

■ 40% выросли в благополучных семьях, но лишь 27% этих семей были полными, получается, что абсолютное большинство, 73% женщин не имеют опыта жизни в благополучной и одновременно полной семье.

■ 17% состоит в зарегистрированном браке, и лишь треть живет вместе с мужем или партнером.

■ Около 55% женщин длительное время не работают и не учатся, то есть фактически находятся на чьем-то иждивении.

Еще одна распространенная причина, влияющая на формирование аномального материнского поведения - личностное неблагополучие женщины. По данным этого же исследования:

Неблагополучные женщины среди отказниц составляют 20%.

Специалисты выделяют 4 вида неблагополучия:

1. алкогольная или наркотическая зависимость женщины,

2. асоциальный образ жизни женщины (бродяжничество, проституция),

3. женщина проживает вместе с зависимыми членами семьи (алкоголизм, наркомания),

4. в семье женщины процветает бытовое насилие, часто случаются конфликты [17].

Не менее значимым, на наш взгляд, является комплекс социально-экономических и деви-антных факторов, предопределяющих отказ женщины от новорожденного ребёнка.

Социально-экономические факторы, несомненно, играют основную роль в формировании искаженного материнского поведения. Вместе с тем, проблема отказа от ребенка не является исключительно порождением только лишь низкого уровня материального благосостояния общества. Так, изучая динамику «под-кидышества» в России после революции, ученые отметили в то время труднообъяснимое увеличение числа подкидышей к 1 926 г. на фоне определенного улучшения экономической и политической ситуации в стране [1. С. 27]. Современная история также отражает определенный рост «отказничества» в ряде более развитых и благополучных стран Запада. Таким образом, мы полагаем, не менее значимыми факторами, влияющими на формирование семейных отношений и на материнское поведение, являются социокультурные факторы и, в частности, комплекс культурно-национальных и религиозных традиций. Известно, что в этносах с сильным влиянием религиозного фундаментализма (большинство стран ислама) даже в социально незащищенных слоях «отказничество» как социальное явление вообще неизвестно. Христианская мораль и религия расценивают как безусловное зло и грех отвержение матерью своего ребенка. Согласно православному учению о семье: «нерадение о детях - больший из всех грехов, приводящих родителей к крайнему нечестию».

В Христианстве значение семьи, как главного института естественной социальной и биологической защиты ребенка, очень велико. Семья призвана быть малой домашней церковью,

основанной на таинстве брака и личностной любви.

В дореволюционной России, где были очень сильны религиозные традиции, жизнедеятельность семьи определялась христианскими заповедями и в ее основе лежали православные семейные ценности, такие как недопустимость до и внебрачных контактов, полное неприятие разводов, почитание и уважение родителей, забота о детях. Невыполнение этих заповедей считалось нарушением социокультурных норм общества.

После революции 1917 года, когда Россия постепенно становилась страной поголовного атеизма, происходило разрушение семьи традиционного типа. Отрицание религии, снижение, а во многих случаях и уничтожение самой ценности семьи, падение ее нравственных устоев явились одной из причин распространения в современном российском обществе таких негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, рост числа матерей-одиночек и несовершеннолетних матерей, аморальный и асоциальный образ жизни, жестокое обращение с детьми.

Современный духовно-нравственный кризис российского общества усилил тенденции внутренней разобщенности и взаимного отчуждения людей, их бездуховности, душевной сухости, крайней индивидуализации, утрате семейных ценностей. Современное состояние общественной морали, пропаганда насилия, жестокости и аморальности, осуществляемая средствами массовой информации, не способствует вхождению в жизнь всего общества христианских нравственных ценностей и соответствующему формированию людьми иерархии своих жизненных целей.

Низкий уровень морали современного российского общества стимулирует снижение ценности семьи и ведет к ее девальвации. Острый социальный кризис отразился на нравственном здоровье семьи, находящейся в настоящий момент в состоянии перманентного кризиса. В России, начиная с 1991 г., социальный статус семьи стремительно и неуклонно снижается, сокращается продолжительность семейной жизни, растет число разводов. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2012 год было зарегистрирован 1 213 598 браков и 644 101 развод.

Кризис российской семьи прямым образом сказывается на состоянии современного сиротства. Ослабленная и распадающаяся семья становится резервом для рекрутирования различных форм девиантного поведения, в том числе и аномального материнства. Слабость семьи и ее развал приводят к росту внебрачной рождаемости и увеличению численности несовершеннолетних матерей. По данным Минздрава РФ, именно эти две категории женщин -рожающие вне брака и юные матери составляют основную группу риска, так как на их долю приходится большинство «отказов».

На распространение социального сиротства во многом сказываются и недостатки в образовательной и воспитательной системе. В России практически отсутствуют профилактические службы, которые могли бы предупредить «отказ» матери от ребенка или центры социальной помощи неблагополучным семьям.

Подводя итог анализа социально-экономических и социокультурных факторов, влияющих на качество материнства, можно сделать вывод об их исключительном значении в формировании отказного материнского поведения, а, следовательно, и в развитии такого негативного феномена современной России как социальное сиротство. Та социальная реальность, в которой живет женщина, является основной предпосылкой возникновения и развития аномального материнского поведения. Социальная среда не только искажает формирование личностных предпосылок к эффективному материнству, но и служит главным катализатором девиантного материнского поведения. Отказ от материнства - нежелание женщины принять на себя социальную роль матери - тяжелейший признак того экономического и нравственного кризиса, который охватил наше общество. Однако, возникает вопрос, почему при равных условиях одна семья бросает своего ребенка, а другая согласна взять под опеку чужого. Ответить на него можно только тщательно изучив другую не менее важную группу факторов, влияющих на качество материнства, а именно личностно - индивидуальные особенности женщины, отказывающейся от своего ребенка.

Социологическое исследование, проведенное независимой Ассоциацией детских психиатров и психологов выявило, что на формирование девиантного материнского поведения вли-

яют такие личностные факторы как образовательный уровень женщины, ее возраст, определенного рода мотивация ее поведения, социальные установки родительской семьи будущей матери, условия формирования личности девочки, а также психобиологические и патологические факторы.

Как было отмечено ранее большинство «отказниц» имеют низкое общее и профессиональное образование, редко получают престижные профессии и соответственно занимали низкий социальный статус. Известно, что многие матери, отказавшиеся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, с детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Личность многих женщин, не готовых к материнству, формировалась в своеобразной субкультуре, часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство ребенка угнетения и безразличного отношения со стороны своих родителей. Исследователи обнаружили возрастание серьезных психиатрических, интеллектуальных расстройств у молодых женщин, выросших в злобной, обижающей, жестокой родительской семье. Такие матери должны рассматриваться как жертвы недостаточной социализации в раннем возрасте, «недостаточной затронутости процессом гуманизации» [4].

Многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях. Особое значение придается искаженному воспитанию со стороны матери. Насилие и издевательство над девочкой закладывает у будущей матери искаженный образ материнского поведения и тем самым нарушает готовность женщины к эффективному материнству. Доказано, что уже в детстве у таких женщин формируется своеобразная поведенческая матрица низкой толерантности к открытым формам агрессии, в силу которой они привычно разрешают собственные жизненные конфликты агрессивными поступками в отношении собственного ребенка. Таким образом, социальные установки семьи, где воспитывалась женщина, определенным образом влияют на ее последующее аномальное материнское поведение.

Большое значение исследователи придают также возрастному фактору, который является одним из существенных из множества определяющих неготовность к материнству. По данным Минздрава РФ, более половины «от-

казниц» - женщины в возрасте до 25 лет. Из них 8% - несовершеннолетние женщины. Фактически удельный вес детей, рожденных женщинами моложе 18 лет, в общем числе родившихся составляет в среднем 2,3% .

Исследования, проводимые во всем мире, в том числе и в нашей стране, указывают на особое неблагополучие внебрачной рождаемости именно среди совсем молодых женщин и на, безусловно, негативный опыт сверхраннего материнства. Психологическая незрелость таких матерей, зависимость от негативного влияния собственных родителей, среды обитания -все это усугубляет психические и психосоциальные проблемы юной матери. Она часто оказывается неспособной воспринимать эмоциональные и экспрессивные сигналы новорожденного. Это нарушает необходимую обратную связь, искажает формирование психических функций ребенка.

Физиологическая и психическая неготовность многих матерей - подростков к вынашиванию ребенка сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных и травмированных младенцев.

Помимо физической нагрузки незрелая личность юной беременной, как правило, испытывает глубокие эмоциональные травмы. Юные беременные и девочки-матери в нашей стране, несмотря на внешнее безразличие общества к их судьбам, находятся под очень сильным нравственным давлением, следствием чего является желание скрыть беременность или прервать ее любыми, в том числе нелегальными средствами. Беременность юной женщины является причиной тяжелых конфликтов в семьях. Последние, зачастую оказываются ни морально, ни материально не готовыми к ее сохранению.

Одной из ключевых проблем сверхраннего материнства является психологическая незрелость юных женщин, их неготовность стать матерью.

Все сказанное выше демонстрирует значимость индивидуальных особенностей «отказницы». На качество материнства во многих случаях также влияют психобиологические и патологические факторы.

Существует ряд психологических гипотез, которые объясняют формирование аномально-

го материнства. Большинство исследователей связывают это с искаженным формированием личностного смысла материнства, и как следствие его кризисные проявления. Для некоторых женщин материнство является главным источником реализации своей женственности, однако желание забеременеть у таких женщин редко совпадает с желанием иметь ребенка. Поэтому неудивительно, что беременность даже полная смысла, приводит к добровольному решению отдать ребенка.

Особые психологические проблемы, связанные с ребенком могут возникать у матерей-одиночек. Запоздалое обнаружение беременности может вызвать агрессивные чувства по отношению к ребенку. Сам ребенок становится символом поражения женщины, в личной жизни и тем самым является формой насилия по отношению к ней. Все это порождает глубокую тревожность. Женщины стараются справиться с ней повышением настойчивости, с помощью какой-нибудь грубости и, как крайняя мера, добровольно отказываются от ребенка.

Добровольный отказ женщины от своего ребенка в этом случае - стремление освободиться от ненужного бремени, от угрозы собственному существованию. Изучая психологическое состояние женщин, отвергающих своих детей, ученые обнаружили у них эмоциональную и психологическую незрелость, неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости и эгоцентризма. Такие женщины сосредоточены лишь на своих проблемах, для них характерно чувство несправедливости и недостатка любви, они эмоционально неустойчивы и неспособны к позитивной связи с ребенком.

По-видимому, личностная незрелость и эгоцентризм являются важнейшим психологическим фактором, способствующим формированию аномальных мотиваций у таких женщин, обладающих чертами психологического инфантилизма. Проявлениями у них этого свойства личности являются следующие: неумение предвидеть очевидные события, элементарно планировать свою жизнь; избежание аборта при заведомом нежелании иметь ребенка, податливость к нажиму друзей или родственников.

Многие женщины, отказывающиеся от новорожденного ребенка, поступают в родильный дом в глубоком депрессивном состоянии, тягостно переживая сложившуюся жизненную ситуацию.

Такие депрессивные состояния, что бы ни лежало в их основе, закономерно вселяют неуверенность в своих силах, в реальность жизненных перспектив, угнетают волю, ухудшают способность принятия самостоятельных и адекватных решений и, в конечном счете, приводят к негативному восприятию новой социальной роли матери.

Процесс принятия решения отказаться от новорожденного, как правило, начинается задолго до рождения ребенка. В это время женщины обычно переживают тяжелый психологический кризис, имеющий в разных случаях разное содержание. Однако общим для них является борьба мотивов, когда инстинктивному стремлению женщины к материнству противодействует неверие в свои силы и возможности, связанное с реальной или мнимой физической или моральной несостоятельностью, с ощущением неспособности и нежеланием преодолевать жизненные трудности, а также с ощущением утраты (или угрозы утраты) социальной поддержки в связи с распадом семьи, со смертью и болезнью близких, высокими социальными притязаниями, со страхом вернуться в родной дом с «незаконнорожденным» ребенком и прочими.

Решающей доминантой здесь является убежденность, что рождение ребенка может стать угрозой для реализации собственных социальных устремлений, или, напротив, ощущение, что мать сама (а через нее и все ее окружение), является угрозой для благополучия и даже жизни собственного ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологические и психобиологические факторы значительным образом влияют на качество материнства.

Аномальное материнское поведение, порождающее такое крайне негативное явление как социальное сиротство, должно рассматриваться как многофакторная проблема, связывающая в единый комплекс социально-экономические, социокультурные и личностные факторы.

Помимо отказа матерей от собственных детей, среди значимых источников социального сиротства заметное место занимает отсутствие заботы о ребенке со стороны родителей. Чаще всего это отцы, которые лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы. Каждое из оснований лишения родительских прав представляет собой источник опасности для ребенка, когда родитель сознательно при-

чиняет вред своим детям. Согласно статье 69 СК РФ такими основаниями являются: если родитель или один из них уклоняются от выполнения своих обязанностей или злоупотребляют ими, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, совершают противоправные действия в отношении своих детей или одного из супругов.

При изучении причин социального сиротства бросается в глаза сложная комбинация обстоятельств, когда мать бросает своего ребенка, руководствуясь своими соображениями, а отец в то же время почему-либо не хочет или не может им быть. Это обстоятельство в свою очередь объясняется либо существованием другой семьи, либо элементарным желанием не усложнять свою жизнь. В результате ребенок остается полностью беззащитным.

Для наиболее полного исследования факторов формирования социального сиротства следует использовать теорию неготовности к материнству Пучкиной Ю.А., которая разрабатывает многофакторной подход к проблеме проявления и распространения феномена социального сиротства [7] . Среди основных факторов выделяются следующие:

1. Природные факторы;

2. Техногенные факторы;

3. Социальные катастрофы;

Во-вторых, факторы, генерирующие непосредственно социальное сиротство, к которым относятся:

Социальные факторы - зависят от социально-экономических и политических условий существования общества в конкретный исторический период, от конкретной социальной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Социально-экономические

2. Социокультурные

3. Девиантные

Личностные факторы - зависят от особенностей каждой конкретной личности, ее индивидуальных качеств и свойств.

1. Социально - психологические

2. Психобиологические и патологические.

Поэтому для решения данной проблемы

нужно предпринимать усилия и учитывать ряд рекомендаций, способствующих снижению уровня распространения феномена социального сиротства, таких как:

■ Необходимо раннее выявление семей, которые находятся в группе риска, с помощью

образовательных учреждений и органов социальной защиты. Для этого учителя и социальные педагоги должны посещать семьи учащихся.

■ Необходимо создание служб помощи для семей, которые находятся в группе риска. Подобные службы должны состоять из психологов и социальных работников и оказывать, в первую очередь, психологическую поддержку.

■ Необходимо создание школ - интернатов и реабилитационных центров в городах, где наблюдается маятниковая трудовая миграция.

Также необходимо проводить регулярные социологические исследования, так как информация, полученная в ходе проведения исследования, помогла бы выработать ориентиры для проведения эффективной государственной политики в области защиты детства и предупреждении распространения социального сиротства. Также необходимо отметить, что исследования по проблеме социального сиротства проводятся в нашей стране достаточно редко, что вызывает некоторые затруднения при попытке оценить состояние социального сиротства в нашей стране на современном этапе. Таким образом, изучение социального сиротства, как специфического феномена общественной жизни современной России и факторов, влияющих на его распространения в условиях отсутствия войны, голода, массовых репрессий, является крайне актуальным и представляет интерес для различных научных дисциплин, в том числе и для социологии. Выявление социальных факторов формирования социального сиротства в современной России позволит получить социально-значимую и научно - обоснованную информацию о современном состоянии феномена социального сиротства для проведения эффективной государственной политики в области защиты детства и предупреждения масштаба его распространения в современном российском обществе.

Литература

1. Бахман О. А., Солтык Э. Ю. Брошенные дети // Красный октябрь. 1926. № 1. С. 27.

2. Беляков В.В. «О некоторых истоках и причинах социального сиротства», М., 1992.

3. Бессчетнова О.В. Приемная семья как реализация конституционного права детей-сирот

на семейное воспитание // Томский государственный педагогический университет, 2009. № 7.

4. Брутман В.И. Причины социального сиротства // Социальная работа. №2/5, 1994.

5. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С., Исупова О.Г. // Московский психотерапевтический журнал 1996. № 4(14), октябрь-декабрь. C. 81-98. Психологический Институт им. Л.Г. Щукиной.

6. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России. М., 1994.

7. Пучкина Ю.А. Профилактика ранних отказов от детей а контексте проблем социального сиротства, М., 2005.

8. Рыбинский Е.М. Положение детей в СССР: состояние, проблемы, перспективы. Москва. Изд-во «Дом». 1990. 120 с.

9. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в РФ. 2013 г.

10. Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИ-СЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - 121 с.

11. Семейный кодекс РФ, глава 18, ст. 121123 (редакция от 01.09.2013).

12. Сиротство в России: проблемы и пути их решения, Москва, ноябрь. 2011.

13. Сироты России: проблемы, надежды, будущее, М., 1994.

14. Электронный ресурс: Парламентская газета / Брошенные дети, 23.11.2005, № 207. Режим доступа:

http://old.pnp.ru/archive/18240126.html (Дата обращения 12.09.17)

15. Электронный ресурс: РИА Новости. Режим доступа: http://ria.ru/society/20130418/ 933249993.html#ixzz3JQhVgGwb (Дата обращения 10.09.17).

16. Электронный ресурс: Российская Газета. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/08/ astahov.html (Дата обращения: 10.09.17).

17. Электронный ресурс: «Отказы матерей от новорожденных: причины и способы предотвращения» от 05.07.2013. Режим доступа: http:/ /www.miloserdie.ru/articles/portret-materi-kukushki-opublikovano-issledovanie-otkazy-materej-ot-novorozhdennyh-prichiny-i-sposoby-predotvrashheniya (Дата обращения: 05.09.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.