Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОСИБИРСКА)'

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОСИБИРСКА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловей Лариса Викторовна, Бутовский Михаил Михайлович

В данной статье рассматривается актуальная проблема социального самочувствия пожилых горожан, численность которых сегодня составляет треть населения городов, а конкретнее - проблема соотношения деятельности отделов социальной поддержки муниципалитета и уровня социального самочувствия пожилых граждан, являющегося показателем данной деятельности. Проведенное социологическое исследование проблемы, представленной в статье, выявило достаточно большой диапазон факторов, влияющих на оценку деятельности отделов социальной поддержки муниципалитета со стороны пожилых горожан, а также факторов, воздействующих на деятельность отделов социальной поддержки и снижающих их эффективность, соответственно, снижающих уровень социальной удовлетворенности граждан старшего возраста, а следовательно, уровень их социального самочувствия. В статье также анализируются такие стороны изучаемой проблемы, как соотношение триады - уровня потребностей и притязаний пожилых людей в социальных услугах, степени организационной заинтересованности сотрудников социальных служб в оказании социальной поддержки пожилому населению и фактического состояния возможности материально-технической базы отделов муниципальной социальной поддержки граждан. В работе представлены результаты стандартизированного интервью, основанного на многоступенчатой выборке с систематическим отбором участников на последнем этапе, позволяющие оценить степень социального самочувствия пожилых горожан, их мнение о деятельности отделов социальной поддержки муниципалитета города в контексте реализации социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соловей Лариса Викторовна, Бутовский Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING OF THE ELDERLY IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL SUPPORT OF THE MUNICIPALITY (ON THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK)

This article deals with the actual problem of social well-being of elderly citizens, whose number today is one third of the population of cities. The article reflects the important problem of the correlation between the activities of the departments of social support of the municipality and the level of social well-being of older citizens, which is an indicator of this activity. The sociological study of the problem presented in the article revealed a fairly large range of factors affecting the assessment of the activities of the social support departments of the municipality by older citizens, as well as factors affecting the activities of the social support departments and reducing their effectiveness, and, accordingly, reducing the level of social satisfaction older citizens, and consequently, the level of their social well-being. The article also highlights such aspects of the problem under study as the ratio of the triad - the level of needs and claims of older people in social services, the degree of organizational interest of social workers in providing social support to the elderly population and the actual state of the possibility of the material and technical base of municipal social support departments. The paper presents the results of a standardized interview based on a multi-stage sampling with a systematic selection of participants at the last stage, allowing to assess the degree of social well-being of older citizens, their assessment of the activities of social support departments of the municipality of the city in the context of the implementation of social services.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОСИБИРСКА)»

Социальная структура, социальные институты и процессы Social Structure, Social Institutions and Processes

Научная статья

DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-81-95 УДК 1.316.6

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

МУНИЦИПАЛИТЕТА (на примере г. Новосибирска)

Лариса Викторовна Соловей

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС ORCID iD :http//orcid. org ./0000-0002-2409-5038 solovey.alt@mail.ru

Михаил Михайлович Бутовский

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС michaelb@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема социального самочувствия пожилых горожан, численность которых сегодня составляет треть населения городов, а конкретнее - проблема соотношения деятельности отделов социальной поддержки муниципалитета и уровня социального самочувствия пожилых граждан, являющегося показателем данной деятельности. Проведенное социологическое исследование проблемы, представленной в статье, выявило достаточно большой диапазон факторов, влияющих на оценку деятельности отделов социальной поддержки муниципалитета со стороны пожилых горожан, а также факторов, воздействующих на деятельность отделов социальной поддержки и снижающих их эффективность, соответственно, снижающих уровень социальной удовлетворенности граждан старшего возраста, а следовательно, уровень их социального самочувствия.

В статье также анализируются такие стороны изучаемой проблемы, как соотношение триады - уровня потребностей и притязаний пожилых людей в социальных услугах, степени организационной заинтересованности сотрудников социальных служб в оказании социальной поддержки пожилому населению и фактического состояния возможности материально-технической базы отделов муниципальной социальной поддержки граждан.

В работе представлены результаты стандартизированного интервью, основанного на многоступенчатой выборке с систематическим отбором участников на по-

следнем этапе, позволяющие оценить степень социального самочувствия пожилых горожан, их мнение о деятельности отделов социальной поддержки муниципалитета города в контексте реализации социальных услуг.

Ключевые слова: социальное самочувствие, социальная политика, социальная поддержка населения, социальная помощь, пожилой возраст, социальные услуги

Для цитирования: Соловей Л.В., Бутовский М.М. Социальное самочувствие лиц пожилого возраста в контексте реализации социальной поддержки муниципалитета (на примере г. Новосибирска) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2022. Т. 14, № 3-4. С. 81-95. DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-81-95

Original article

SOCIAL WELL-BEING OF THE ELDERLY IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL SUPPORT OF THE MUNICIPALITY (on the example of Novosibirsk)

Larisa V. Solovey

Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ORCID iD :http//orcid. org ./0000-0002-2409-5038 solovey.alt@mail.ru

Michail M. Butovski, Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration michaelb@mail.ru

Abstract. This article deals with the actual problem of social well-being of elderly citizens, whose number today is one third of the population of cities. The article reflects the important problem of the correlation between the activities of the departments of social support of the municipality and the level of social well-being of older citizens, which is an indicator of this activity.

The sociological study of the problem presented in the article revealed a fairly large range of factors affecting the assessment of the activities of the social support departments of the municipality by older citizens, as well as factors affecting the activities of the social support departments and reducing their effectiveness, and, accordingly, reducing the level of social satisfaction older citizens, and consequently, the level of their social well-being.

The article also highlights such aspects of the problem under study as the ratio of the triad - the level of needs and claims of older people in social services, the degree of

organizational interest of social workers in providing social support to the elderly population and the actual state of the possibility of the material and technical base of municipal social support departments.

The paper presents the results of a standardized interview based on a multi-stage sampling with a systematic selection of participants at the last stage, allowing to assess the degree of social well-being of older citizens, their assessment of the activities of social support departments of the municipality of the city in the context of the implementation of social services.

Keywords: social well-being, social policy, social support of the population, social assistance, old age, social services

For citation: Social well-being of the elderly in the context of the implementation of social support of the municipality (on the example of Novosibirsk). Historical and Social-Educational Idea. 2022. Vol. 14, No.3-4. PP. 81-95. (In Russ.). DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-81-95

Постановка проблемы

Проблема социального самочувствия наиболее остро ощущается в среде социально слабозащищенных слоев населения - лиц пожилого возраста, основных получателей социальных услуг. В данном контексте социальное самочувствие выступает как показатель эффективности социальных институтов, осуществляющих функции социальной поддержки населения.

Социальная незащищенность, в условия которой попадают лица пожилого возраста, характеризуется недостаточным уровнем финансового прожития, усугубляющимся инфляционными процессами, который определяет их качество жизни, выражающееся в скудном ассортименте потребления товаров и услуг, зависимости от внешних условий.

Перечисленные обстоятельства определяют отрицательные эмоциональные реакции и усиливают субъективные переживания пожилыми людьми своего социального положения, которое, соответственно, формирует неприемлемый уровень их социального самочувствия.

Актуальность темы исследования заключается в том, что имеется недостаточно сведений о взаимосвязи социального самочувствия лиц пожилого возраста с реализацией деятельности по их социальной поддержке отделами Администрации города Новосибирска. По сути дела, речь идет об определении степени эффективности деятельности отделов социальной поддержки муниципалитета относительно ее воздействия на социальное самочувствие пожилого населения города.

Приоритетные задачи исследования предусматривали изучение теоретических концепций относительно рассмотрения понятий «социальное самочувствие» и «социальная поддержка», так как, безусловно, социальное самочувствие является важным показателем эффективности социальной поддержки

населения, оценки предоставления ему социальных услуг, критерием эффективности социальной политики.

Теоретико-методологические подходы исследования социального

самочувствия

Понятие «социальное самочувствие» принято ассоциировать с понятиями «социальное благополучие», «социальная удовлетворенность», «социальное настроение» и т.п. Сущность социального самочувствия в отечественной научной литературе одним из первых исследовал в 1966 г. Б.Д. Парыгин в работе «Общественное настроение» [1], и оно было связано с социально-психологическими характеристиками коллектива, а параметры жизненных обстоятельств людей и групп предлагалось рассматривать с позиции субъективных оценок - эмоций, чувств, настроений, зависящих от таких факторов, как социальный статус, семейное положение, состояние физического здоровья. В 1980 -е годы термин «социальное самочувствие» широко используется относительно его измерения на фоне происходящих изменений в российском обществе. В 1990-е годы через понятие «социальное самочувствие» стремились понять формирование новых общественных процессов.

А.К. Уледов [2] отмечает важность социального самочувствия с точки зрения синтеза в нем идеологических и социально-психологических сторон системы жизнедеятельности общества и образа жизни населения. Понимание социального самочувствия как эмоционально-оценочной реакции личности на состояние общественной жизни и своего места в нем было представлено в подходах Е.И. Головахи, Н.В. Паниной, А.П. Горабчика. При этом авторы указывают на важность мониторирования социального самочувствия населения для оценки эффективности социальной политики.

В разные годы изучение проблем социального самочувствия было сопряжено с включением в него философского, психологического, социологического, политического контекстов в работах И.В. Бестужева-Лады, Т.И. Заславской, Ю.А. Левады, Н.С. Римашевской, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко, В.А. Ядова и др.

Проблема определения критериев социального самочувствия в различных социальных и возрастных группах была поднята в работах А.Г. Здравомыслова, И.И. Осинского, М.К. Горшкова, Г.Г. Татаровой и других исследователей.

Изучение социального самочувствия через призму качества жизни и состояние здоровья в рамках исследований доказательной медицины представлено в работах А.А. Новика, Т.И. Ионовой, В.И. Петрова, С.В. Давыдова, С.А. Прониной. А в контексте психологического знания социальное самочувствие рассматривалось через призму и анализ его составляющих в работах Г.М. Андреевой, К.А. Альбухановой-Славской, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.В. Петровского.

А.А. Грачева и А.А. Русалинова связывают с социальным самочувствием степень включенности человека в различные общественные структуры, уровни их социальной значимости, а Н.Е. Симонович использует для измерения социального самочувствия параметры его проявления - социальную активность, состояние здоровья, самореализацию, материальное положение и др.

Л.Е. Петрова связывает социальное самочувствие человека с самооценкой личности, ее направленностью, мотивацией, уровнем коммуникабельности. Я.Н. Крупец предлагает представление социального самочувствия в качестве интегрального показателя социальной адаптации населения к общественным изменениям через внутреннее состояние человека, оценку внешних условий и восприятия себя в этих условиях. Исследователь Л.А. Беляева представляет социальное самочувствие компонентом качества жизни и удовлетворенности жизнью. По мнению Л.И. Михайловой, социальное самочувствие представляет явление, детерминированное различными факторами социального и личностного характера.

В.М. Чугуненко и Е.М. Бобкова отмечают в социальном самочувствии субъективное восприятие индивидом существующей окружающей реальности, преломляя его через понятие субъективного благополучия.

В контексте изучаемой проблемы интересен подход Н.Г. Ковалевой, которая выделяет такие аспекты социального самочувствия, как ценностно-смысловая система, социальные стереотипы старшего возраста, отношение к социальным изменениям.

Уровень социального самочувствия населения, особенно малозащищен-ных категорий граждан, во многом зависит от эффективности социальной политики государства и от степени организации социальной работы, выражающейся в оказании населению социальной поддержки на местах.

Содержание термина «социальная поддержка» традиционно воспринимается как помощь наиболее уязвимым категориям населения со стороны государства. В справочной литературе социальной поддержкой именуется комплекс мер и мероприятий по сохранению жизнеспособности граждан, организуемый органами социальной защиты муниципальных образований в рамках осуществляемой социальной политики, направленной на оказание определенным категориям граждан социальной помощи на законодательно-правовой основе.

Исследования проблем реализации социальной политики и социальной поддержки населения представлены в работах И.А. Григорьевой, А.И. Пригожина, Н.Е. Тихоновой, С.С. Шаталина и др.

Теоретико-методологические и практические аспекты организации социальной работы исследованы Н.Ф. Дементьевой, Е.И. Холостовой, В.Г. Поповым, С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляковой, С.А. Беличевым и др.

Следует отметить ряд авторов, изучающих системы социального обслуживания населения, таких как М.Д. Александров, Р.М. Вебер, Н.В. Гудков, С.Г. Максимова, А.М. Панов, Ф.Р. Сильверман, В.Д. Шапиро и др.

В настоящее время имеется достаточно много понятий, близко соприкасающихся с понятием «социальная поддержка»: например, «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная помощь», «социальное обслуживание», «социальная политика», «социальные услуги», «социальные гарантии» и др. Размытые границы указанной терминологии, ее интегративные состояния определяет многообразие подходов к изучению и методологическую сложность в анализе понятия «социальная поддержка», которое наполняется смысловыми значениями перечисленных выше понятий. Отсюда наиболее обоснованным

представляется системный подход в изучении понимания социальной поддержки, который позволяет объяснить специфику, понять суть взаимодействия между элементами системы, установить основные цели и задачи ее функционирования.

Социальная поддержка в контексте социологической интерпретации включает в себя такие виды поддержки, как эмоциональную, информационную, статусную, инструментальную, диффузную, экономическую, социально-бытовую [3]. Данный факт подчеркивает необходимость выделения в структуре социологии социальной работы как отрасли частной социологической теории. Данную позицию поддерживают работы Л.Г. Гусляковой, Г.И. Осадчей, З.М. Саралиевой, В.И. Жукова, И.А. Зимней и др.

Трансформационные изменения, начавшиеся в обществе в 1990-х годах, обнажили сегодня противоречия между уровнем состояния социальной поддержки и потребностями граждан и социальных групп, особенно проживающих в городах. Городские сообщества являются наиболее требовательными, в отличие от «малой провинции», к поддержанию комфортных условий жизни, они сложнее в притязаниях и организации жизненного пространства, поэтому наиболее остро ощущают проблемы, складывающиеся в сфере социальных услуг.

Анализ ситуации показал, что, с одной стороны, современная система социальной поддержки имеет некоторый потенциал для предоставления социальных услуг, с другой - система социальной поддержки имеет проблемы в области организации профилактических превентивных направлений работы, которые, по ситуации, подменяются либо компенсируются социальными услугами по остаточному принципу.

О новых тактических задачах и организации направлений работы заявлено в законе РФ «Об основах социального обслуживания населения» в 2015 г., который является базовым для осуществления социальной поддержки населения на региональном уровне.

Следует отметить, что за последнее десятилетие сфера социальной поддержки претерпела некоторые изменения, прежде всего связанные с ее правовым регулированием, введением открытой оценки качества в сфере социальной работы, внедрением Единой государственной информационной системы социального обеспечения, расширением способов привлечения негосударственного экономического сектора в вопросе оказания помощи в социальных услугах для населения и пр.

Нормативно-правовая организация социальной поддержки населения

Социальная поддержка граждан в настоящее время осуществляется на основе государственной программы «Социальная поддержка граждан», срок реализации которой обозначен в диапазоне 2013-2030 гг. и куратором которой является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Цель программы ориентирована на повышение уровня социального обслуживания получателем мер социальной поддержки исходя из принципа нуждаемости, доступности социального обслуживания.

В соответствии с формулировкой цели программа ориентирована на выполнение следующих задач: снижение бедности и социального неравенства граждан; индексирование социальных пособий; расширение наименований и

повышение качества социальных услуг; максимальное обеспечение социальной поддержки уязвимых граждан; активное привлечение к социальному обслуживанию участников негосударственных организаций; продуманное разграничение полномочий в сфере осуществления управления социальной поддержкой населения; развитие опыта конкурсного и альтернативного финансирования сферы социальной поддержки населения.

В современной России принято достаточное количество важных документов на федеральном уровне, регламентирующих социальную поддержку населению. В первую очередь право гражданина на социальную защиту гарантируется ст. 7 Конституции РФ [4].

Важной концептуальной основой оказания социальной поддержки является принятая в 2016 г. «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [5]. Непосредственным правовым обоснованием реализации мер социальной поддержки граждан старшего возраста в РФ выступают два ключевых федеральных закона - ФЗ № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» (устанавливает основы оказания государственной социальной помощи различным категориям граждан, определяет порядок учета прав пожилых граждан на социальные услуги) и ФЗ № 442 от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (устанавливает основы социального обслуживания различных категорий граждан, прописывает полномочия и обязанности органов государственной власти в сфере социального обслуживания). Помимо федеральных нормативно-правовых актов в РФ действует также региональное и местное законодательство в сфере социальной поддержки населения.

В условиях города социальную политику в области социальной поддержки граждан осуществляют отделы социальной поддержки населения администраций районов города. Их главной задачей является реализация государственной социальной политики относительно незащищенных категорий граждан на территории муниципального образования. Специалисты отделов социальной поддержки населения обеспечивают предоставление социальных услуг на основании заявлений граждан.

Основные виды социальных услуг, предоставлением которых уполномочены заниматься специалисты отделов социальной поддержки администраций районов г. Новосибирска, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Услуга Дополнительная информация

Оформление и назначение ежемесячной денежной выплаты пенсионерам, не относящимся к льготной категории Необходимые документы: - паспорт с копией (1-я страница и прописка); - пенсионное удостоверение или справка УПФР с копией; - страховое свидетельство (СНИЛС) с копией; - желающие оформить выплату через сберегательный банк дополнительно предоставляют копию сберегательной книжки либо лицевого счета

Консультирование по вопросам оказания адресной социальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией, в связи с пожаром, на ремонт жилья, печей и электропроводки. Газификация индивидуальных жилых домов Порядок оказания адресной социальной помощи жителям г. Новосибирска смотреть в разделе «Административные регламенты»

Оформление и выдача микропроцессорных пластиковых карт «Социальная» Необходимые документы; - паспорт (подлинный экземпляр и копия); - документ, дающий право на льготы (пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана труда, справка МСЭ) (подлинный экземпляр и копия); - Фото 3x4 (1шт.)

Оформление граждан пожилого возраста и инвалидов на надомное обслуживание. Оформление договоров пожизненной ренты пожилых граждан и инвалидов с мэрией г. Новосибирска. Выдача направлений для оформления К заявлению о постановке на надомное обслуживание должен прилагаться следующий пакет документов: 1) заключение медицинской организации о наличии (отсутствии) заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний, о частичной или полной утрате гражданином способности к самообслуживанию и нуждаемости в постоянном постороннем уходе; 2) документы о доходах гражданина и доходах членов его семьи (при наличии) за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг; 3) выписка из домовой книги; копии документов (с оригиналами) 1) документ, удостоверяющий личность гражданина; 2) документ, удостоверяющий личность представителя гражданина (при обращении представителя); 3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; 4) справка медико-социальной экспертизы и индивидуальная программа реабилитации инвалида (для граждан, являющихся инвалидами); 5) пенсионное удостоверение (при наличии); 6) договор социального найма либо правоустанавливающий документ на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Оформление документов в дома-интернаты. Помощь в жизнеустройстве лиц без определенного места жительства Перечень документов для оформления уточнять у специалиста отдела

Реабилитация инвалидов, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (И1ШСУ) Перечень документов для оформления уточнять у специалиста отдела

Оценка социального самочувствия пожилых граждан сотрудниками отделов социальной поддержки администраций районов г. Новосибирска изначально происходит на этапе интервьюирования для определения их типизации. По анализу ответов на вопросы интервью как обязательного условия при проведении типизации несложно составить полную картину о физическом состоянии получателя долговременного ухода и определить уровень его социального самочувствия согласно сформулированным критериям, таким как: нормативность выполнения действий; их регулярность; полнота выполняемых действий; правильность выполняемых действий.

Реальные наблюдаемые характеристики физического состояния пожилых людей дают более детальное описание их социального самочувствия, в отличие от количественных показателей, принятых в системе социальной поддержки, предназначенных для количественно измеряемой информации, которая не всегда точно может отражать уровень социального самочувствия лиц пожилого возраста.

Воздействие факторов, влияющих на уровень социального самочувствия, достаточно многообразно. Ряд ученых, таких как Е.И. Головаха, Н.Г. Ковалева, Л.И. Михайлова, Н.В. Панина, Л.А. Беляева, связывают с влиянием на социальное самочувствие удовлетворенности социальной поддержкой в старших возрастах, выражающейся, прежде всего, в доступности и качестве социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения.

Для того чтобы повысить качество оказания социальной поддержки пожилым гражданам Новосибирска, администрации районов города, в частности отделы социальной поддержки населения, взаимодействуют с такими организациями, как Областной комплексный центр социальной реабилитации «Надежда», Новосибирское областное отделение «Российский Красный Крест», психоневрологические интернаты «Обской», «Тогучинский», «Болотнинский», «Завьялов-ский», «Успенский», ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов», Областной Дом милосердия и др. Данное взаимодействие расширяет спектр социальных услуг в направлении удовлетворения социальных потребностей различных категорий нуждающихся лиц и векторов потребностей нуждающихся.

Основным органом, координирующим работу отделов социальной поддержки населения, является Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска, в организационную структуру которого входят отделы социальной поддержки населения в качестве самостоятельной структурной единицы.

Одним из направлений деятельности отделов социальной поддержки населения в районах Новосибирска является учет граждан старшего возраста в качестве получателей социальных услуг. К основным потребителям социальным услуг относят две группы: 1) одинокие и одинокопроживающие граждане пожилого возраста, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, ветераны боевых действий, пенсионеры; 2) утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в посторонней помощи.

По данным отделов социальной поддержки населения, число получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания снижается по причине смертности до срока возраста дожития. Наглядным примером является ди-

намика количества получателей социальных услуг в Октябрьском районе г. Новосибирска в 2021 г. Противоположной тенденцией, связанной с прирастанием получателей социальных услуг на дому, является оказание социальной поддержки нуждающимся, утратившим способность к самообслуживанию.

Таблица 2. Количество лиц старшего возраста, являвшихся получателями социальных услуг в организациях социального обслуживания населения и на дому в Октябрьском районе г. Новосибирска в 2021 г., чел.

Услуга 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.

Ветераны ВОВ, члены семей погибших инвалидов и участников ВОВ, ветераны боевых действий (на дому) 2923 3214 3146 3114

Из них получатели социальных услуг в организациях соцобслуживания населения района 87 77 77 69

Следует отметить, что социальное обслуживание на дому предоставляется не только пожилым гражданам, но и лицам, утратившим возможность самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы или получения инвалидности. В связи с обстоятельством, что кроме пожилых людей в обслуживании на дому нуждаются и другие возрастные категории, рост числа пожилых, ожидающих своей очереди и не получивших своевременно социальную поддержку, растет.

Важно отметить, что значительная часть пожилых людей за 2021 г. получали социальные услуги на дому на условиях полной оплаты, несмотр я на то что пожилые граждане являются наиболее финансово уязвимой категорией населения.

Статистика работы отделов социальной поддержки населения по г. Новосибирску показывает, что нуждаемость пожилых горожан в различных формах социальной поддержки растет, в частности за получением услуг в домах-интернатах, в психоневрологических домах-интернатах, в домах милосердия, в отделениях дневного пребывания, за получением социальных услуг на дому и срочных социальных услуг. Однако имеющиеся ресурсные возможности отделов социальной поддержки пожилого населения не могут удовлетворить всех его потребностей в срок или на бесплатной основе.

Под эффективностью муниципального управления Н.В. Ворошилов считает «степень полноты и качества выполнения организациями своих функций и задач, степень удовлетворения запросов и потребностей населения» [6], то есть речь идет о том, что органы муниципального управления при минимуме или фиксированном объеме ресурсов должны достичь наилучших возможных результатов. К сожалению, анализ отчетов показал, что за 2021 г. в работе отделов социальной поддержки населения г. Новосибирска не были достигнуты эффективные результаты относительно удовлетворенности в предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста. Некоторым из них нуждаемость в социальной помощи либо вовсе не была разрешена, либо разрешена на коммерческой основе, частично, либо не в актуальные сроки.

Результаты исследования

Исследование социального самочувствия пожилых горожан, нуждающихся в социальной поддержке, проводилось по выборке, сформированной на основе таких критериев, как район города, пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение. Выборка представляет многоступенчатый вид с систематическим отбором участников на последнем этапе. В опросах в виде стандартизированного интервью, организованных в апреле - мае 2022 г. на базе отделов социальной поддержки администраций пяти районов города, участвовало 299 пожилых неработающих горожан, получателей социальных услуг: из них 74% женщин, 26% мужчин, 51% состояли на момент опроса в браке, 38% - вдовы, вдовцы, 10% никогда не состояли в браке, 83% имеют детей или близких родственников.

В ходе проведенного интервью были заданы вопросы, касавшиеся жизненных условий, материального достатка, удовлетворения социальных потребностей, состояния здоровья, уверенности в будущем, организации социального обслуживания, проблем, связанных с оказанием социальной поддержки.

Предположение по поводу того, что пожилые люди полностью полагаются на социальную поддержку со стороны государства в получении социальных услуг, не подтвердилось. На вопрос «Укажите, пожалуйста, на кого Вы более всего рассчитываете в получении социальной помощи?» часть респондентов (70,8%) ответили, что не следует ни на кого надеяться, кроме себя, а 8,2% пожилых людей отметили ответственность государства за старшее поколение, 21% респондентов надеются на помощь со стороны близких родственников. Данные показатели коррелируют с тем обстоятельством, что у пожилых людей доминируют ценности безопасности и выживания, которые не позволяют им находиться в состоянии ожидания помощи от органов опеки неопределенно продолжительное время, когда она им нужна в экстренном порядке в конкретное время.

Значимым показателем уровня социального самочувствия пожилых людей является уверенность/неуверенность в завтрашнем дне. На вопрос «Как Вы оцениваете перспективы своего социального положения?» преобладали ответы с умеренными оценками своего будущего (51,3%), не уверены в стабильности своего социального положения и в завтрашнем дне 48,7%. Полученные ответы демонстрируют эмоциональную нестабильность и субъективные переживания пожилых людей, доминирование у них чувства социальной незащищенности и неудовлетворенности.

Респонденты, ощущающие неуверенность в завтрашнем дне, обосновывают свои ответы на наблюдениях общего состояния социального обслуживания населения, рассказах своих сверстников о недостаточной социальной помощи в органах социальной защиты населения, на собственном примере относительно получения социальных услуг.

Заключение

На основании полученных ответов интервью можно сделать вывод, что потребители социальных услуг в отделах социальной поддержки населения администраций районов г. Новосибирска испытывают организационные, психологические трудности в их получении. Отсюда можно сделать вывод, что если

важным показателем успешности функционирования деятельности по социальной поддержке населения является уровень его социального самочувствия, то следует отметить, что недостаточно продуманная организация оказания социальных услуг, отсутствие необходимого финансирования на их осуществление не позволяет отделам по социальной поддержке населения администраций районов Новосибирска в достаточной мере осуществлять социальную политику относительно граждан пожилого возраста.

Важно отметить, что измерение уровня социального самочувствия позволяет отслеживать происходящие изменения в реализации социальной политики, анализировать динамику соотношения оказания социальной поддержки и уровня социального самочувствия пожилых горожан, планировать и выстраивать социальную работу относительно изменений, происходящих в обществе путем принятия эффективных управленческих решений в области социальной поддержки населения. Следует также отметить, что к системе социальной защиты причисляются разные по потребностям ее получатели, которые различаются уровнем удовлетворенности жизнью, притязаниями, уверенностью в собственном будущем, интересами и т.п. Отделам по социальной поддержке населения Администраций районов Новосибирска необходимо учитывать социальную неоднородность старшего поколения при предоставлении социальных услуг и проведении социальной политики в отношении лиц пожилого возраста.

В ходе аналитических процедур полученного в результате исследования эмпирического материала были выявлены проблемы, решение которых должно быть предложено в отдельных социологических исследованиях.

Однако относительно мер по организации эффективной работы по оказанию социальных услуг для пожилого населения города отделами социальной поддержки администраций районов Новосибирска следует предложить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширить штат оперативного штаба помощи пожилым малообеспеченным гражданам работающего в данное время на принципах государственно -частного партнерства «Агентства развития социальной политики», в рамках которого выполняется деятельность по покупке и доставке продуктов питания, лекарств, предметов первой необходимости, оплаты жилищно-коммунальных услуг;

- рекрутировать большее количество волонтеров в уже работающие мобильные отряды по оказанию помощи маломобильным пожилым гражданам, нуждающимся в гарантированных, дополнительных, экстренных социальных услугах;

- расширить спектр оказания консультативной помощи получателям социальных услуг или их родственникам, осуществляющих за ними патронаж;

- активно привлекать предприятия и организации различных форм собственности, общественные и благотворительные организации к решению проблем жизнедеятельности пожилых граждан города;

- организовать поощрение предпринимателей за их благотворительную деятельность в виде информационной благодарности, популяризации работы их коммерческих предприятий и др.;

- периодически организовывать аукционы по сбору средств на закупку дорогостоящего медицинского оборудования на правах проката для маломобильных малообеспеченных пожилых граждан, на приобретение специальных автомобилей для передвижения мобильных бригад, осуществляющих помощь по районам города или перевозки малоподвижных пожилых горожан в медицинские учреждения, в службы социального обеспечения и пр.;

- повысить уровень обучающих курсов для социальных работников, родственников лиц пожилого возраста и волонтеров по уходу за престарелыми людьми в плане оказания медицинской, социально-психологической и общегериатрической помощи;

- организовать дежурные круглосуточные бригады волонтеров, соцработ-ников для предоставления социальных услуг в круглосуточном режиме с использованием телефона горячей линии;

- предоставить желающим волонтерам, студентам, соцработникам, соседям, родственникам осуществлять функции сиделки с правом круглосуточного пребывания с лицами, утратившими способность к самостоятельному жизнеобеспечению, заручившись разрешительными документами на сопровождающего из медицинского учреждения о медосмотре, о психиатрическом и наркологическом освидетельствовании, документами об отсутствии судимости, сертификатом о прохождении курсов по уходу за малоподвижными гражданами и выполнении для них бытовых услуг, для внесения в базу данных лиц, выполняющих роль сиделок, прикрепленных к отделам социальной поддержки населения на основании определенного регламента и комплекса нормативно-правовых документов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Парыгин Б.Д. Общественное настроение / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1966. - С. 52, 321, 328.

2. Уледов А.К. Общественная психология и общественная идеология. - М.: Мысль, 1985. - 272 с.

3. Дюмин А.В. Социальная поддержка пожилых людей в современном российском регионе: на примере Алтайского края: Автореф. дис. ... канд. соц. наук, 2005. - С. 12.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

5. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru

6. Ворошилов Н.В. Эффективность государственного и муниципального управления // Проблемы развития территорий. - 2015. - Вып. 3 (77). -С. 143-159.

REFERENCES

1. Parygin, B.D. Public Mood. B.D. Parygin. Moscow: Mysl, 1966. P. 52, 321,328.

2. Uledov, A.K. Public psychology and public ideology. M.: Mysl. 1985. 272 p.

3. Dyumin, A.V. Social support for the elderly in the modern Russian region: On the example of the Altai Territory. Author's abstract of thesis, Candidate of Social Sciences, 2005, p. 12.

4. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (with amendments made by the RF Laws on amendments to the RF Constitution from 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FKZ, from 05.02.2014 N 2-FKZ, from 01.07.2020 N 11-FKZ). Collection of Laws of the Russian Federation, 01.07.2020, N 31, article 4398.

5. Decree of the Government of the Russian Federation from 05.02.2016 № 164 p. "On approval of the Strategy of actions in the interests of senior citizens in the Russian Federation until 2025". Mode of access: www.consultant.ru

6. Voroshilov, N. V. Efficiency of State and Municipal Management. Problems of Territory Development. 2015. Vyp.3 (77). P.143-159.

Информация об авторах: Соловей Лариса Викторовна, кандидат

социологических наук, доцент кафедры управления персоналом, замдекана

факультета государственного и муниципального управления, Сибирский

институт управления - филиал РАНХиГС

ORCID iD:http//orcid.org./0000-0002-2409-5038

SPIN-код 7921-1621

solovey.alt@mail.ru

Бутовский Михаил Михайлович, соискатель, 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС michaelb@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Larisa V. Solovey, Candidate of Sociological

Sciences, Associate Professor of the Department of Personnel Management, Deputy

Dean of the Faculty of Public and Municipal Administration, Siberian Institute of

Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration

ORCID iD:http//orcid.org./0000-0002-2409-5038

SPIN-код 7921-1621

solovey.alt@mail.ru

Michail M. Butovski, applicant, 5.4.4. Social structure, social institutions, and processes, Siberian Institute of Management - branch of RANEPA michaelb@mail.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 20.07.2022

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and

revision: 23.08.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов/ The authors declare no conflicts of interests

© Соловей Л.В. 2022 © Бутовский М.М. 2022 © «ИСОМ». 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.