Научная статья на тему 'Социальное развитие сельских территорий республики Дагестан'

Социальное развитие сельских территорий республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL AREAS / ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SERVICES / УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / МИГРАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / MIGRATION ACTIVITY / МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ / MIGRATION INTENTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдурагимов Нуранмат Атаевич

В данной статье приведены обобщенные сведения по состоянию и динамике показателей социального развития сельских территорий Республики Дагестан, приводятся и анализируются данные социологического опроса, специальных статистических бюллетеней ТО ФСГС по Республике Дагестан и данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан по социальному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абдурагимов Нуранмат Атаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RURAL DEVELOPMENT THE REPUBLIC OF DAGESTAN

This article summarizes the status and dynamics of indicators of social development of rural territories of the Republic of Dagestan, are analyzed the data of a sociological survey, special statistical bulletins THE FSGS for the Republic of Dagestan and the data of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Dagestan on social development.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие сельских территорий республики Дагестан»

УДК 631.9 БКК 65.32

Абдурагимов Н.А. — к с-х.н., декан финансово-экономического факультета Дагестанского государственного университета народного хозяйства Abduragimov N. A. — Can. ofAgr. Sci., dean of the financial and economic department of the Dagestan State University of the economy

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

SOCIAL RURAL DEVELOPMENT THE REPUBLIC OF DAGESTAN

В данной статье приведены обобщенные сведения по состоянию и динамике показателей социального развития сельских территорий Республики Дагестан, приводятся и анализируются данные социологического опроса, специальных статистических бюллетеней ТО ФСГС по Республике Дагестан и данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан по социальному развитию.

Ключевые слова: сельские территории, инженерная инфраструктура, социальная сфера, уровень качества жизни, миграционная активность, миграционные настроения.

This article summarizes the status and dynamics of indicators of social development of rural territories of the Republic of Dagestan, are analyzed the data of a sociological survey, special statistical bulletins THE FSGS for the Republic of Dagestan and the data of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Dagestan on social development.

Keywords: rural areas, infrastructure, social services, quality of life, migration activity, migration intentions.

Сельские территории страны и нашей республики являются своеобразным фундаментом, без которых, образно говоря, нет и города. Поэтому для сохранения и укрепления этого фундамента не надо жалеть средств, они с лихвой окупятся. Это позволит сохранить и развить вековые традиции сельского уклада жизни, которые мы, к сожалению, уже на протяжении ряда лет, продолжаем терять. Несмотря на принимаемые меры, темпы социального развития сельских территорий не устраивают никого, особенно их жителей.

Индикатором отношения жителей сельских территорий, особенно молодых, к положению дел в сельских муниципальных образованиях являются миграционные процессы, когда они уезжают из сел в города, из горных территорий в плоскостные, которые социально более благоустроены.

По данным социологических исследований, около 30% жителей сельских территорий страны (из них 50% молодежи), имеют миграционные настроения. Поэтому очевидно, что предстоит проделать огромную

капиталоемкую работу по социальному обустройству сельских территорий.

Такая тенденция имеет место и в нашей республике. Например, по официальным учетным данным за 35 лет (1980-2015годы) удельный вес сельского населения Республики Дагестан сократилась на 6,6% (с 61,5% до 54,9%). А каково фактическое положение дел?

В числе основных проблем селяне в социальных опросах называют низкий уровень развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы на проживаемой ими территориях.

Аналитические материалы показывают, что уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня. Всеми видами благоустройства (водопровод, водоотведение, центральное отопление, горячее водоснабжение, газ) оборудовано менее 30% жилищного фонда сельских поселений. Темпы развития социальной инфраструктуры остаются крайне низкими.

Из данных социологического опроса, проведенного в рамках мониторинга состояния социально-трудовой сферы в сельской местности, медицинские учреждения территориально доступны только для 49,4% сельского населения, для 40% - они не совсем доступны и для 9% - недоступны.

Учреждения культуры доступны только в отношении 39,6% сельского населения, для 35,4% - они не совсем доступны и для 20,1 % - недоступны.

Низкий уровень обеспеченности сельских поселений объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обусловливающих непривлекательность сельской местности и рост миграционных настроений, особенно среди молодежи.

А это, наряду с экономическим состоянием большинства хозяйствующих субъектов разных организационно-правовых форм и собственности, является главной причиной того, что огромные площади пашни остаются неиспользованными.

И для нашей республики характерна подобная ситуация, когда из имеющихся 467,4 тыс. га пашни в 2014 году остались неиспользованными 120 тыс. га, что составляет 25,7 % от всей имеющейся площади пашни. Вовлечение их в сельскохозяйственное производство даже при существующем уровне урожайности сельскохозяйственных культур может обеспечить существенное повышение эффективности сельскохозяйственного производства республики.

Вопрос - «Что делать?» для нашей страны и республики продолжает оставаться актуальным.

Ответ частично кроется в древнекитайской поговорке, где говорится, что «если земледельцы будут иметь досуг, то хорошие поля перестанут зарастать сорной травой».

К сожалению, принятая в начале 90-х годов Программа «Возрождение российской деревни» и другие правительственные постановления по жилищному и культурно-бытовому строительству на селе, газификации и электрификации села, водоснабжению сельских населенных пунктов, строительству автодорог на селе и развитию средств связи, оказались не выполненными.

Некоторые позитивные изменения наметились с принятием целевых программ (о социальном развитии села) и приоритетных национальных проектов («Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы) и других. Их реализация несколько улучшила состояние дел, создавая предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских поселений, развития их экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания. Об этом говорят и обнародованные основные итоги программы развития села.

Среди ряда причин сокращения или неэффективности сельскохозяйственного производства и миграционного настроения сельского населения, особенно горных территорий, главное место занимает состояние социальной сферы. Состояние этой сферы жизнедеятельности сельских тружеников и жителей сельских территорий влияет не только на эффективность их труда и их жизненные ориентации, но и сказывается на отношении их к политике региональных и местных органов власти.

Например, периодически публикуемые результаты социологического опроса населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления нашей республики, ответственных за осуществление услуг населению показывают, что в большинстве муниципальных районов более 50% населения не удовлетворено деятельностью главы муниципального района.

В числе вопросов значатся 7 позиций, на которые респонденты дали следующие ответы:

1.«Удовлетворены ли Вы деятельностью главы муниципального района в прошлом году?»: да-40%;

2.«Удовлетворены ли Вы организацией транспортного обслуживания населения в Вашем муниципальном районе?»: да-42%;

3.«Удовлетворены ли Вы качеством автомобильных дорог в Вашем муниципальном районе?»: да-29%;

4.«Удовлетворены ли Вы уровнем организации теплоснабжения в Вашем муниципальном районе?»: да-31%;

5.«Удовлетворены ли Вы уровнем организации водоснабжения в Вашем муниципальном районе?»: да-40%;

6.«Удовлетворены ли Вы уровнем организации электроснабжения в Вашем муниципальном районе?»: да-58%;

7.«Удовлетворены ли Вы уровнем организации газоснабжения в Вашем муниципальном районе?»: да-58%;

В ряде районов (Агульский, Ахтынский, Бежтинский участок, Бот-лихский, Гунибский, Дахадаевский, Казбековский, Кайтагский, Рутуль-ский, Тляратинский, Чародинский) ни по одной позиции глава муниципального образования не получил одобрения его деятельности большинством населения.

Наблюдения показывают, что кризисная ситуация в социальной сфере сельских территорий с нарастающими темпами стала формироваться еще в середине 80-х годов. Более низкий уровень качества жизни на селе способствовал формированию миграционных настроений сельских жителей, снижал уровень их экономической заинтересованности. Работа в сельскохозяйственном производстве не обеспечивало возросшие социально - экономические потребности жителей этих территорий.

В целях преодоления негативных тенденций на селе еще в 19901993 годы были приняты Законы РСФСР «О социальном развитии села» и «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально- техническими ресурсами». В них законодательно были определены основные направления по укреплению материально-технической базы агропромышленного комплекса и социальной сферы села, а также провозглашена приоритетность развития села.

Проделанная в муниципальных образованиях республики работа отражается в статистической бюллетене под названием «Сведения об объектах инфраструктуры муниципальных образований Республики Дагестан», ежегодно формируемой территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. Это форма статистической отчетности №1-МО, содержащая сведения о территории, объектах бытового обслуживания, розничной торговли и общественного питания, спортивных сооружениях, коммунальной сфере, социальной защите населения, учреждениях образования, здравоохранения, культуры и искусства, инвестициях в основной капитал и вводу жилья, муниципальных услугах.

Каждый из этих разделов в свою очередь содержит массу информации о соответствующих объектах и службах и объемах оказанных ими услуг.

Из всего перечня этих показателей для жителей сельских территорий, на наш взгляд, наибольшее значение для оптимального жизнеобеспечения имеют коммунальная сфера и обеспеченность жилищного фонда инженерными видами благоустройства, т.е. газификация, питьевое и поливное водоснабжение, канализация сельских поселений. Кроме того, большие нарекания жителей вызывает состояние дорог, как к населенным пунктам, так и внутри них (табл. 1.).

Таблица 1

Основные показатели развития социальной инфраструктуры

в Республике Дагестан

№ п/п Показатели 2011г. 2012г. 2013г.

1 Территория, всего, га РД 5027022 5027160 5027160

В т.ч. сельская Районы 4946056 4946194 4946194

% 98,4 98,4 98,4

2 Население, всего, тыс.чел РД 2930,4 2946,0 2963,9

В т.ч. сельское Районы 1607,6 1617,5 1627,9

% 54,9 54,9 54,9

3 Коммунальная сфера

3.1 Уличная газовая сеть, нуждающаяся в замене, м РД 789681 728783 526103

Районы 514025 512207 310797

3.2 Заменено и отремонтировано уличной газовой сети за отчетный год, м РД 64813 126118 91330

Районы 46972 84630 34347

3.3 Количество негазифицированных населенных пунктов, единиц РД 936 947 898

Районы 929 947 898

3.4 Одиночное протяжение уличной водопроводной сети,м РД 9220950 8933991 10398091

Районы 7703620 7459761 7902621

3.5 В том числе нуждающейся в замене, м РД 3182910 3187952 3859220

Районы 2566870 2627302 3320590

4 Инвестиции в основной капитал и ввод жилья

4.1 Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета, тыс.руб. РД 5107067 7264297 5706198

Районы 1998895 4483985 2992699

% 39,1 61,7 82,7

4.2 Ввод в действие жилых домов на территории муниципального образования, кв. м, общей площади РД 1108833 1435865 1532820

Районы 437329 539993 481546

% 39,4 37,6 31,4

4.3 Ввод в действие индивидуальных жилых домов на территории муниципального образования, кв.м, общей площади РД 918760 1173921 1299346

Районы 395564 447187 479175

% 43,0 38,1 36,9

Вот главные составляющие, уровень развитости которых и определяет уровень благоустроенности каждого конкретного населенного пункта и, соответственно, уровень комфорта среды обитания сельских жителей. И, естественно, снижает или повышает их миграционную активность и миграционные настроения.Наличие других производств и отраслей социальной инфраструктуры в населенных пунктах и сельских территориях можно только приветствовать.

Руководителям республики, муниципальных образований и сельских муниципалитетов следует знать и исходить из того, что переселен-

ческие настроения жителей сельских населенных пунктовне изменят призывы к ним «не покидать земель предков». Из тех мест, где имеются нормальные условия для проживания, никто не переезжает в городские населенные пункты. Миграционные настроения у населения возникает там, где нет возможностей трудоустройства, отсутствуют элементарные социально-бытовые и культурно-досуговые условия, или же уровень деятельности имеющихся структур этой сферы не обеспечивает хотя бы минимум соответствующих требований. Население переезжает туда, где по его представлению имеется максимум условий для жизнеобеспечения, которые соответствуют его требованиям, т.е. поступает так, как говорится в известной пословице: «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше».

И, учитывая приведенные выше оценку деятельности главы муниципального района, руководителям муниципалитетов необходимо создавать соответствующие условия на сельских территориях, которые «привязали» бы жителей к ним. А оставшись жить в обустроенных сельских территориях, население всегда найдет чем заняться - как для блага семьи, так и общества. Таким образом, решаются три задачи - социальное развитие сельских территорий, занятость сельских жителей, снижение миграционного настроения жителей сел, особенно горной части республики.

Список литературы:

1. Статистический бюллетень «Сведения об объектах инфраструктуры муниципальных образований Республики Дагестан за 2011 год»;

2. Статистический бюллетень «Сведения об объектах инфраструктуры муниципальных образований Республики Дагестан за 2012 год»;

3. Статистический бюллетень «Сведения об объектах инфраструктуры муниципальных образований Республики Дагестан за 2013 год»;

4. Результаты социологического опроса населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления (2014г).

5. Материалы коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан по итогам 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.