Научная статья на тему 'Социальное проектирование обучающихся во внеурочной и внешкольной деятельности'

Социальное проектирование обучающихся во внеурочной и внешкольной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SOCIAL PROJECT / PROJECT METHOD / INTEGRATION OF GENERAL AND FURTHER EDUCATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EXTRAMURAL ACTIVITIES / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается социальное проектирование обучающихся во внеурочной и внешкольной деятельности, предлагается определение социального проекта, описание его жизненного цикла и различные его типы. Статья адресована всем интересующимся школьным образованием, а также использованием метода проектов и в частности социального проектирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with social design of students in extracurricular and extramural activities, proposes the definition of the social project, the description of its life cycle and its various types. The article is addressed to everybody who is interested in school education as well as the use of a project method and social design in particular

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование обучающихся во внеурочной и внешкольной деятельности»

Педагогические исследования

Т. Н. Акимова

(Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SOCIAL DESIGN OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR AND EXTRAMURAL ACTIVITIES

В статье рассматривается социальное проектирование обучающихся во внеурочной и внешкольной деятельности, предлагается определение социального проекта, описание его жизненного цикла и различные его типы. Статья адресована всем интересующимся школьным образованием, а также использованием метода проектов и в частности - социального проектирования Ключевые слова: социальный проект, метод проектов, интеграция общего и дополнительного образования, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, системно-деятельностный подход

The article deals with social design of students in extracurricular and extramural activities, proposes the definition of the social project, the description of its life cycle and its various types. The article is addressed to everybody who is interested in school education as well as the use of a project method and social design in particular

Keywords: social project, project method, integration of general and further education, extracurricular activities, extramural activities, system-activity approach

Закон «Об образовании в Российской Федерации», новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов актуализируют проблему всестороннего развития личности обучающегося и конструирования эффективной внеурочной и внешкольной деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость создания системы обучения социальному проектированию в условиях школы и вне школы.

Под социальным проектированием понимается «вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем» [4]. Применительно к обучающимся в системе школьного образования рассматриваем социальный проект как самостоятельно задуманную, продуманную и осуществленную деятельность команды обучающихся, направленную на практическое разрешение определенной значимой социальной проблемы, то есть имеющую социальный эффект, ее результатом является создание реального конкрет-

ного «продукта» на основе социологического исследования в процессе конструктивного взаимодействия обучающегося с социумом.

Укажем на выделенные нами признаки социального проекта:

- направленность проекта на решение значимых социальных проблем;

- осуществление принципа «Мыслим глобально - действуем локально»;

- предложение и обоснование реальных путей решения проблемы и попытка их реализации;

- командный характер работы над проектом;

- проведение в рамках работы над проектом социологического исследования;

- осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Объектами, на которые направлен социальный проект, могут являться социальные отношения, социальные явления, социаль-

ные институты, их деятельность, социальная среда.

Создание и реализация социального проекта строятся по определенной логике: самоопределение в теме проекта, постановка коллективной цели и индивидуальных задач, сбор информации и материалов, создание социально значимого продукта, оформление результатов, презентация результата и рефлексия [5]. В. А. Луков предлагает более подробное описание жизненного цикла социального проекта, который составляет «промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации» [4]. Жизненный цикл социального проекта обучающегося, с нашей точки зрения, состоит из следующих этапов: разработка концепции проекта; оценка жизнеспособности проекта; планирование проекта; составление бюджета, сметы расходов (если необходимо]; предварительный контроль, социальная проба и защита проекта; этап реализации проекта; коррекция проекта по итогам мониторинга и рефлексии; завершение работ и ликвидация проекта; рефлексия результатов.

Этапы могут корректироваться в зависимости от каждого конкретного социального проекта, но самая значимая часть работы проводится до фазы реализации проекта. Формой представления итогов по многим фазам могут являться тексты и презентации. Важным условием на всех этапах социального проекта является рефлексия промежуточных результатов и проведение корректирующих процедур, в чём немаловажную роль играет педагог-наставник, под чьим руководством проводится проект.

Исследователь социального проектирования и прогнозирования В. А. Луков выделяет подробную типологию социальных проектов:

- по характеру проектируемых изменений - инновационные и поддерживающие;

- по направлениям деятельности: научно-технические, культурные, хэппенинг, перфоманс;

- по особенностям финансирования: со-смешанным финансированием, инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные [4].

Темы социальных проектов обучающихся должны быть выбраны соответственно интересам и возможностям школьников, и организация должна строиться на основе лично-

стно ориентированного, системно-деятельностного и аксиологического подходов. Однако система социального проектирования во внеурочной и внешкольной деятельности может организовываться в рамках заданных изначально тем, учитывающих разные интересы и направленности. В качестве оригинального примера можно взять 10 направлений деятельности, которые были выделены для грантов поддержки проектов (программ] молодежных и детских объединений (Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995]] [цит. по: 4]:

- грант «Константин Циолковский» - для поддержки проектов (программ] в области развития инновационных идей и технологий, которые могут приобрести практическое значение в XXI веке;

- грант «Михаил Ломоносов» - для поддержки проектов (программ], стимулирующих разностороннее образование и интеллектуальное развитие детей и молодежи, основанное на соединении гуманитарного и естественнонаучного знания и предполагающее использование этого образования для достижения какой-либо практической (производственной, изобретательской, издательской и т. д.] задачи;

- грант «Великая княгиня Елизавета Федоровна» - для поддержки проектов (программ], связанных с созданием учреждений, центров, отделений и т. п. в рамках системы социальной службы для детей и молодежи с целью их правовой защиты и социальной поддержки;

- грант «Лев Яшин» - для поддержки проектов (программ], направленных на укрепление здоровья молодежи и детей, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни;

- грант «Екатерина Дашкова» - для поддержки проектов (программ], направленных на развитие средств массовой информации для молодежи и детей, молодежных и детских объединений, а также на создание и публикацию адресованных детям и молодежи энциклопедических изданий и иных произведений, содержащих обобщение накопленных человечеством знаний, нравственных и

Педагогические исследования

духовных ценностей;

- грант «Петр Чайковский» -для поддержки проектов (программ] в области художественной культуры, новаторских работ молодых художников, композиторов, писателей и других деятелей культуры и творческих молодежных и детских коллективов;

- грант «Владимир Вернадский» - для поддержки экологических проектов (программ] как в области охраны окружающей среды, так и в области экологии культуры и развития ноосферы;

- грант «Афанасий Никитин» - для поддержки проектов (программ], основным содержанием которых является развитие молодежного и детского туризма, в том числе международного;

- грант «Александр Невский» - для поддержки проектов (программ], направленных на патриотическое воспитание молодежи, развитие краеведческой и поисковой работы, сохранение и восстановление памятников отечественной истории и культуры; поощряются также проекты и программы по исследованию российской истории.

Создание и реализация системы социального проектирования во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся обосновывается следующими характерными особенностями современного мира и современного образования [7]:

Навыки исследовательской и проектной работы, приобретенные в школе, необходимы выпускнику для того, чтобы быть успешным в любых жизненных ситуациях, предполагающих в современной реальности непрерывные изменения и непредсказуемые обстоятельства.

Высшие учебные заведения сегодня нуждаются в талантливых абитуриентах, способных к самостоятельной проектной деятельности, которые в том числе в перспективе будут развивать отечественную науку. Именно школа должна выявлять таланты учащихся, стимулировать их к самообразованию, к исследованиям во внеурочной и внешкольной жизни, к самостоятельному постижению наук, к приобретению знаний, которые выходят за пределы школьной программы.

Государственная политика в области образования сегодня направлена на поддержание инновационных программ, реализуемых школой, в том числе поддержку одаренных, мотивированных детей, школ, внедряющих инновационные программы и передовые технологии, предоставление грантов школам для реализации проектов.

В современном обществе возобновляется массовое увлечение обучающихся научными исследованиями и проектами, в связи с чем снова становятся популярными научные общества. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ практических материалов из опыта работы всевозможных творческих объединений обучающихся и, как подведение итогов их деятельности, проведение ежегодных конкурсов, конференций различного уровня и профиля по защите исследовательских и проектных работ учащимися (победители наиболее престижных из них принимаются в некоторые высшие учебные заведения без экзаменов].

В разных районах города действуют научные общества учащихся, ежегодно организуются конкурсы научно-исследовательских работ, лучшие из которых выходят на общероссийский уровень. С каждым годом увеличивается число секций, на которых может быть представлена исследовательская и проектная работа обучающихся.

Перед многими школами Санкт-Петербурга ещё только стоит задача войти в число ведущих образовательных учреждений, серьезно заявивших о себе на олимпиадах, конкурсах, в проектах районного, городского и областного уровней. Главным условием внедрения проектного и исследовательского метода в обучение является профессионализм педагогов.

Таким образом, социальные проекты рассматриваются как фактор социализации обучающегося, их социальной адаптации и развития их социальной активности, условие формирования личности обучающегося, форма личностного развития [6], самостоятельности и инициативности, чувства ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны, эффективное средство формирования ключевых компетенций школьника, формирования исследовательских навыков обучающихся, как фактор утверждения и развития проектного мышления и др.

Литература

1. Белова Л. А. Рекомендации по разработке социально-образовательного проекта [Электронный ресурс] // Myshared. 2015. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/833825/.

2. Епифанова Л. П. Социальное проектирование как условие развития социальной активности учащихся [Электронный ресурс] // Myshared. 2016. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1283626/.

3. Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 г. (Утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.

4. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с. Режим доступа: https://www.Htmir.co/br/?b=239419

5. Мылова И. Б. Инновации в образовательных технологиях: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 148 с.

6. Социальное проектирование [Электронный ресурс] // Социальная работа. 2013. Режим доступа: http://soc-work.ru/article/284.

7. Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся [Электронный ресурс] // Копилка уроков — сайт для учителей. Режим доступа: https: //kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/statiasotsialnoieproiektirovaniievsh koliekakfaktorsotsializatsiiuchashchikhsia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.