Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ / SOCIAL DESIGN / PRINCIPLES OF SOCIAL DESIGN / SOCIAL DESIGN IN MANAGEMENT / SOCIAL DESIGN IN THE ACTIVITIES OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Липатова П.А., Фурсов В.А.

В статье рассматриваются теоретические аспекты социального проектирования. Авторами изучены основные принципы и основное звено социального проектирования. Также проанализирована роль и место социального проектирования в управлении, в частности в деятельности государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DESIGN AS A TOOL MANAGEMENT ACTIVITIES

This article discusses the theoretical aspects of social design. The authors studied the basic principles and the main link of social design. The role and place of social design in management, in particular in the activities of state and municipal employees are analyzed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 334.025

Липатова П.А. студент 3 курс

кафедра «Государственное и муниципальное управление» Научный руководитель: Фурсов В.А.,д.э.н.

профессор

Северо-Кавказский федеральный университет

Россия, г. Ставрополь СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты социального проектирования. Авторами изучены основные принципы и основное звено социального проектирования. Также проанализирована роль и место социального проектирования в управлении, в частности в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: социальное проектирование, принципы социального проектирования, социальное проектирование в управление, социальное проектирование в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Lipatova P. A. student 3 course department «State and municipal management " North-Caucasus federal university Russia, Stavropol Scientific head: Fursov V. A. dr. economic sciences, professor SOCIAL DESIGN AS A TOOL MANAGEMENT ACTIVITIES Annotation:This article discusses the theoretical aspects of social design. The authors studied the basic principles and the main link of social design. The role and place of social design in management, in particular in the activities of state and municipal employees are analyzed.

Keywords: social design, principles of social design, social design in management, social design in the activities of state and municipal employees.

В современном мире все большую актуальность приобретают различные формы инновационного воздействия. Они используются везде и помогают улучшить и оптимизировать воздействие. В государственном и муниципальном управлении широко применяют такую инновационную форму, как социальное проектирование. В настоящее время проектирование стало рассматриваться как элемент управления по созданию опытных образцов для последующего их воплощения в жизнь.

Под проектированием, в общей смысле, подразумевается особая деятельность, имеющая своей целью разработку концептуальных документов, определяющих сущность организационной деятельности [2]. В зависимости

от сферы направленности выделяют несколько видов. Одним из таких является социальное проектирование. Исследователи выделяют такие отличительные черты, как решение социальных проблем и задач и разработка социальных явлений, процессов, систем, организмов.

Социальное проектирование строится на основе следующих принципов

[2]:

- ограниченности;

- целостности;

- последовательности и связности;

- объективности и обоснованности;

- компетентности;

- жизнеспособности.

Необходимо отметить, что особое внимание на проект в общем и на его реализацию оказывают участники проекта. Немаловажную роль играет организация их отношений и действий, распределение ролей и функций. Небольшая группа участников образует непосредственно команду проекта -основные исполнители проекта, от которых зависит эффективность и результативность всей работы. Иногда именно от гибкости организации и взаимодействия зависит успех всего проекта [1].

Разработка оптимальных параметров социальных связей и их организационных форм является центральным моментом в социальном проектировании. Это подразумевает определение эффективных порядка, средств и условий доступа к значимым для жизнедеятельности субъектов объектам, механизмов распределения ценностей, его принципов, средств социального контроля и стимулирования социальной активности субъектов, снятия социальной напряженности, механизмов социального продвижения и другое [1]. В связи с этим мы понимаем значимость и положительный результат использования государственными и муниципальными органами в своей деятельности такого фактора, который еще и повышает инновационное развитие.

Проекты дают возможность, в соответствии с правовыми, организационными правилами, рациональному распределению финансов, сформулировать приоритеты, основную стратегию региона, а также определить оптимальные пути, средства и методы реализации стратегии.

Также проектирование, а особенно социальное, допускает выделение проблем региона с точки зрения социального творчества и самодеятельности населения и органов власти. Это позволяет провести анализ внутренних ресурсов и оценить по-новому проблемы развития территории.

Государственные и муниципальные служащие могут активно участвовать в социально-проектной деятельности, причем в нескольких формах [2]:

- разработка и представление социальных проектов на конкурсы разного уровня (международные, российские, межрегиональные,

региональные, муниципальные, локальные), если статус государственного социального учреждения соответствует конкурсным условиям участия.

- формулировка и представление в соответствующие организации социальные заказы на разработку и реализацию проектных идей на базе социального учреждения.

Необходимо помнить, что социальному проектированию присуще такие черты, особенно в муниципальных образованиях, как выступление социального проектирования в качестве элемента процесса управления, обеспечивающего реализацию последующих его стадий (прогнозирование, программирование, планирование, практика технологизации и экспериментирования),

многовариантность решений исходя из имеющихся материальных, трудовых, финансово-экономических, человеческих, информационных и других ресурсов, строгие временные ограничения [2].

Актуальным в данном случае становится определение конкретного вклада системы регионального управления в социальное проектирование, разработку и реализацию социальных инноваций, обоснование вариантных образцов решения перспективных социально значимых проблем. В целом это возможно при концентрации факторов регионального управления на формировании культуры социального проектирования в рамках сложившейся управленческой культуры, рекрутирования в систему управления обладающих чувством социальной ответственности и профессионализма молодых кадров [3]. Именно таких качеств требует настоящее время. Сейчас происходит тотальный переход на парадигму проектирования. В связи с этим необходимо знать и уметь работать с проектами.

Можно утверждать, что социальное проектирование становится частью управленческой деятельность, которая позволяет ее оптимизировать. Таким образом, использование такой методики, как социальное проектирование, позволяет повысить качество управления и, следовательно, эффективность и качество работы учреждения.

Проектирование активно используется в работе современного управления социальными объектами. Во время проектирования сразу представляется результат и способы его достижения как «реальность», с которой можно работать уже сегодня.

Использованные источники:

1. Арон, И. С. Социальное проектирование как технология формирования социально-личностных компетенций студентов вуза: учебное пособие / И. С. Арон. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. - 108 с.

2. Катаева, В. И. Социальное проектирование в муниципальных образованиях / В. И. Катаева; Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы, Гос. учреждение «Научно-методический центр социально-воспитательной работы». - М: [б. и.], 2009. -103 с.

3. Попов, А.В. Социальное проектирование в контексте регионального управления // Гуманитарий Юга России. - 2018. - №2. - С. 148-159

УДК 330.16

Лисина О.В., к. с.н. доцент кафедры «Государственного муниципального

управления и социологии» Казанский национальный исследовательский технологический университет Россия, г. Казань

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ РФ

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

Аннотация: Статья посвящена выявлению потребительских практик российской молодежи в сети Интернет. В статье рассматриваются проблемы и особенности виртуализации экономического поведения населения РФ, анализируются интернет-практики покупателей конкретного магазина («Подарки и сладости из Европы»), представлены рекомендации по интенсификации потребительского поведения студенчества в социальных сетях.

Ключевые слова: потребление, интернет-практики, потребительское поведение, социальные практики, социальные сети, интернет, молодежь, интернет-магазин, культура потребления, покупательское поведение, сфера услуг, удержание, лояльность

Lisina O.V., Ph. D. In Sociological Sciences Associate Professor of the Department of «State Municipal management and sociology» Kazan National Research University of Technology

Russia, Kazan

SPECIFICS OF THE ECONOMIC BEHAVIOR OF THE YOUTH OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SOCIAL NETWORKS ACCORDING TO THE STUDY OF CUSTOMERS OF ONLINE STORE

Abstract:The article is devoted to the identification of consumer practices of Russian youth on the Internet. The article discusses the problems and features of the virtualization of economic behavior of the population of the Russian Federation, analyzes the online practices of customers of a particular store ("Gifts and sweets from Europe"), provides recommendations for the intensification of consumer behavior of students in social networks.

Keywords: consumption, Internet practices, consumer behavior, social practices, social networks, Internet, youth, online store, consumer culture, consumer behavior, services, retention, loyalty

К 2020 году Россия станет четвертым по величине рынком розничной торговли в мире и имеет огромный потенциал в области электронной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.