Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНСТИТУТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДИСПРОПОРЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ И ИНИЦИАТИВЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баландин Дмитрий Аркадьевич

Статья посвящена исследованию современных тенденций развития социального предпринимательства в территориальном пространстве Российской Федерации. Детально рассмотренные тенденции развития социального предпринимательства в субъектах Приволжского федерального округа позволили сформулировать вывод о необходимости не только нормативно-правового регулирования данной сферы, но и формирования равных экономических условий и предоставления соответствующих государственных гарантий для социально ответственного бизнеса, распространения передового опыта и совершенствования управленческих инструментов, позволяющих оперативно применять необходимые меры государственного регулирования и согласовывать управленческую деятельность с интересами стейкхолдеров и социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE TERRITORIAL SPACE OF RUSSIA: FORMATION AND TRENDS OF REGIONAL DEVELOPMENT

The article is devoted to the study of modern trends in the development of social entrepreneurship in the territorial space of the Russian Federation. A detailed review of the trends in the development of social entrepreneurship in the subjects of the Volga Federal District made it possible to formulate a conclusion about the need not only for regulatory and legal regulation, but also for the formation of equal economic conditions and the provision of appropriate state guarantees for socially responsible business, the dissemination of best practices and the improvement of management tools that allow to quickly apply the necessary measures of state regulation and coordinate management activities with the interests of stakeholders and society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_5_371 УДК 334.012.46

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Баландин Дмитрий Аркадьевич,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Пермский филиал Института экономики, Уральское отделение Российской академии наук, г. Пермь, Россия, e-mail: dabalandin@mail.ru

Статья посвящена исследованию современных тенденций развития социального предпринимательства в территориальном пространстве Российской Федерации. Детально рассмотренные тенденции развития социального предпринимательства в субъектах Приволжского федерального округа позволили сформулировать вывод о необходимости не только нормативно-правового регулирования данной сферы, но и формирования равных экономических условий и предоставления соответствующих государственных гарантий для социально ответственного бизнеса, распространения передового опыта и совершенствования управленческих инструментов, позволяющих оперативно применять необходимые меры государственного регулирования и согласовывать управленческую деятельность с интересами стейкхолдеров и социума.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; территориальное пространство; институт некоммерческих организаций; диспропорции пространственного развития; социальные инновации и инициативы.

UDC 334.012.46

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE TERRITORIAL SPACE OF RUSSIA: FORMATION AND TRENDS OF REGIONAL

DEVELOPMENT

Balandin Dmitry Arkadievich,

PhD in Economics, Senior Researcher, Perm Branch of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia, e-mail: dabalandin@mail.ru

The article is devoted to the study of modern trends in the development of social entrepreneurship in the territorial space of the Russian Federation. A detailed review of the trends in the development of social entrepreneurship in the subjects of the Volga Federal District made it possible to formulate a conclusion about the need not only for regulatory and legal regulation, but also for the formation of equal economic conditions and the provision of appropriate state guarantees for socially responsible business, the dissemination of best practices and the improvement of management tools that allow to quickly apply the necessary measures of state regulation and coordinate management activities with the interests of stakeholders and society.

Keywords: social entrepreneurship; territorial space; institute of non-profit organizations; disproportions of spatial development; social innovations and initiatives.

Эволюция управленческих подходов к развитию социально-экономических систем различного уровня ознаменовалась в последние десятилетия возникновением феномена социального предпринимательства в миро-

вом масштабе. Нарастающая социализация общества, становление демократических институтов, накопленные ресурсы и развитие имеющихся потенциалов сформировали условия для расширения сегмента компле-

ментарных взаимодействий между органами государственного и муниципального управления, бизнесом и населением. Новации в подобном социальном партнерстве получили соответствующую организационную форму -некоммерческие организации (НКО), значительная доля которых стала осуществлять и оказывать возмездные работы и услуги, дополняя тем самым возможности государства и бизнеса в удовлетворении общественных потребностей [5, с. 984]. Позднее появилось так называемое социальное предпринимательство, совмещающее социальную ориентацию своей основной деятельности с получением прибыли [6, с. 65]. В настоящее время в глобальном пространстве в структуре социального предпринимательства свыше 50 % составляют НКО, порядка трети занимают бизнес-структуры и около 20 % - социально ориентированные организации [2, с. 180-181].

Можно констатировать: поддержка социальных инноваций и инициатив получила широкое распространение во многих странах, где зачастую приобрело функции социальной защиты населения в сферах здравоохра -нения, образования, трудоустройства, экологии, физической культуры и спорта [3, с. 38]. По сути, социальное предпринимательство как фактор системного развития стало приоритетным направлением пространственной политики с соответствующим бюджетным наполнением и широким применением инструментов стимулирования.

В Российской Федерации, как и за рубе-

жом, развитие социального предпринимательства осуществляется через становление института некоммерческих организаций как особого (третьего) сектора экономики, сочетающего задачи решения общественных проблем и монетизации ресурсных источников. Государственное регулирование НКО получило свое закрепление в нормативно-правовой базе и создаваемых инструментах экономической поддержки. Особенностью российских некоммерческих организаций стало их преобладание в сфере общественного контроля и экспертизы, где их количество в процентном соотношении в 4-5 раз больше, чем в развитых странах, что свидетельствует о неучастии многих из них в области непосредственного решения социальных проблем [4, с. 96]. Закрепление в 2019 году в российском правовом поле понятия «социальное предпринимательство» было решением, призванным повысить активность и социальную ответственность бизнеса, привлечь частные инвестиции в третий сектор экономики, «оживить» воспроизводственные процессы в территориальном пространстве страны [8, с. 1490].

Новые возможности, подкрепленные стимулами законодательных новаций, позволили многим бизнес-структурам и некоммерческим организациям продекларировать свою социальную значимость, а также стимулировали процессы вовлечения субъектов хозяйственной деятельности к участию в социальном предпринимательстве (рис. 1).

Рисунок 1 - Количество организаций России, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства в 2019-2022 гг., ед. (по данным Росстата)

Как мы видим из рис. 1, наблюдается стабильная динамика увеличения числа организаций в сфере социального предпринимательства. При этом хотелось бы подчеркнуть, что положительный динамизм и определенную трансформацию бизнеса не смогли остановить ограничения COVID-19 [7] и последствия экономической нестабильности последних лет. В то же время показатели официальной статистики свидетельствуют о неоднородности ситуации в разрезе территорий и регионов пространства страны. В связи с этим в числе важнейших задач, решение которых возлагается политикой пространственного развития России на институт

социального предпринимательства, следует отдельно отметить задачу преодоления территориальных диспропорций и региональной дифференциации. Создающиеся механизмы социального преобразующего инвестирования, выстраивающие инновационные формы взаимодействия власти, бизнеса и социума, призваны нивелировать существующую асинхронность развития субъектов Российской Федерации [1, с. 41].

Так, Приволжский федеральный округ (ПФО) сократил свои позиции в структуре со -циального предпринимательства по России (рис. 2).

17,5

с: с: <71 с:

О. ^ о. О. ^ О. ^ О. О. ^

га Ш с ю га (и с Ю га (и с Ю га и

т I О. с X т I О. — X Р ш I О. — X Р с г О. —

Е га т—1 Е га т—1 Е га тН Е га

т—1 тЧ га т—1 тЧ га т-Н тЧ га 0 т-Н тЧ

га га г Т—1 га га I т-Н га га I т-Н га га

I г га I I г га I I г га I г г

2019 2020 2021 2022

Рисунок 2 - Доля ПФО по количеству организаций, осуществляющих социальное предпринимательство

в России в 2019-2022 гг., % (по данным Росстата)

Анализ показателей официальной статистики позволяет судить о неоднородности субъектов ПФО, оказавшей влияние на изменения в структуре социального предпринимательства. На рис. 3 проиллюстрированы сведения о динамике числа организаций, осуществляющих социальное предпринимательство в субъектах Приволжского федерального округа

Можно отметить, что на фоне стабильного роста организаций, осуществляющих социальное предпринимательство в Российской Федерации, резкое снижение показателей ряда регионов, в первую очередь Ульяновской и Оренбургской областей, определили отрицательную динамику по пространству Приволжского федерального округа в целом. Соответствующим образом позиции регионов в анализируемом периоде отражались

на их доле в общей структуре ПФО.

Выявленные диспропорции пространственного развития и асинхронизм в становлении социального предпринимательства в России позволяют сделать вывод о необходимости не только нормативно-правового регулирования, но и формирования равных экономических условий и предоставления соответствующих государственных гарантий для НКО и социально ответственного бизнеса.

Важность возлагаемых на социальное предпринимательство задач предполагает распространение передового опыта, совершенствование инструментов инфраструктур-но-консультационной поддержки и мониторинга подобной деятельности, позволяющих оперативно применять необходимые меры государственного регулирования и согласо-

Рисунок 3 - Число организаций, осуществляющих социальное предпринимательство в субъектах ПФО в 2019-2022 гг., единиц (по данным Росстата)

Рисунок 4 - Доля регионов ПФО по количеству организаций, осуществляющих социальное предпринимательство в 2019-2022 гг., % (по данным Росстата)

вывать управленческую деятельность с ин- Исследование выполнено в соответ-тересами стейкхолдеров и социума. ствии с Планом НИР Института экономи-

ки УрО РАН.

Список литературы_

1. Бондаренко В.А., Полуянова Н.В. Социальное предпринимательство в осуществлении региональной социально-экономической политики, ориентированной на территориальное развитие // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2020. № 2 (70). С. 38-45.

2. Краенкова К.И. Развитие социального предпринимательства: статистическое измерение и институциональная поддержка // Вестник Витебского государственного технологического университета. 2020. № 2 (39). С. 175-192.

3. Мурадов Р.Р. Социальное предпринимательство в мире: проблемы и перспективы // Гуманитарные балканские исследования. 2021. Т. 5. № 1 (11). С. 37-40.

4. Чернышов А.Н. Взаимодействие государства и НКО: возможности, механизмы, проблемы и пути их решения // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118). С. 89-98.

5. Эебердыева М.М. Европейский опыт развития социального предпринимательства в эпоху цифровизации // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 2. С. 981-994.

6. Ястребова Е.Н., Досугова А.В. Экономические основы социального предпринимательства // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2022. № 2 (55). С. 64-70.

7. Яхнеева И.В., Лесковская А.В. Корпоративная социальная ответственность малого и среднего бизнеса до и после пандемии // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 5. С. 1745-1756.

8. Яхнеева И.В., Павлова А.В. Социальное предпринимательство в России: состояние, факторы влияния, перспективы // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 6. С. 1485-1496.

References_

1. Bondarenko V.A., Poluyanova N.V. Social entrepreneurship in the implementation of regional socio-economic policy focused on territorial development. Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH), 2020, No. 2 (70), pp. 38-45.

2. Kraenkova K.I. Development of social entrepreneurship: statistical measurement and institutional support. Bulletin of the Vitebsk State Technological University, 2020, No. 2 (39), pp. 175-192.

3. Muradov R.R. Social entrepreneurship in the world: problems and prospects. Humanitarian Balkan studies, 2021, vol. 5, No. 1 (11), pp. 37-40.

4. Chernyshov A.N. Interaction of the state and NGOs: opportunities, mechanisms, problems and ways to solve them. Managerial consulting, 2018, no. 10 (118), pp. 89-98.

5. Eeberdyeva M.M. European experience of social entrepreneurship development in the era of digitalization. Issues of innovative economy, 2022, vol. 12, no. 2, pp. 981-994.

6. Yastrebova E.N., Dosugova A.V. Economic foundations of social entrepreneurship. Bulletin of the BIST (Bashkir Institute of Social Technologies), 2022, no. 2 (55), pp. 64-70.

7. Yakhneeva I.V., Leskovskaya A.V. Corporate social responsibility of small and medium-sized businesses before and after the pandemic. Creative Economy, 2021, vol. 15, no. 5, pp. 1745-1756.

8. Yakhneeva I.V., Pavlova A.V. Social entrepreneurship in Russia: status, factors of influence, prospects. Economics, Entrepreneurship and Law, 2021, vol. 11, no. 6, pp. 1485-1496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.