Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство: понятие и региональный аспект'

Социальное предпринимательство: понятие и региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
329
69
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / ФОНД "НАШЕ БУДУЩЕЕ"

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Лисевич А.В.

В статье представлен генезис понятия «социальное предпринимательство». Говоря о социальном предпринимательстве, необходимо помнить, что его основа лежит в традиционной предпринимательской среде, а родоначальниками были выдающиеся новаторы своего времени, которые внедряли идеи социальной ответственности в сочетании с бизнесом на практике. К ним относятся: М. Монтессори, М. Янг и М. Юнус. Представлен терминологический аппарат зарубежной школы, для которой социальное предпринимательство есть инновационные предпринимательские усилия, направленные на решение социальных проблем. Понимание выявляет и основное отличие социального предпринимательства от других видов социальной деятельности, которую осуществляют коммерческие и некоммерческие организации. Российские ученые определили социальное предпринимательство как предпринимательскую деятельность, нацеленную на смягчение или решение социальных проблем, характеризующуюся следующими признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход. Обозначены ключевые российские и зарубежные фонды, поддерживающие социальное предпринимательство. Приведены примеры региональных калининградских организаций, которые осуществляют деятельность в рамках социального предпринимательства.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство: понятие и региональный аспект»

УДК 330.3

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А. В. Лисевич

Институт прикладной экономики и менеджмента Балтийской государственной академии (ИПЭМ БГА РФ ФГБОУ ВО «КГТУ»), г. Калининград

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: THE CONCEPT AND THE REGIONAL DIMENSION

A. V. Lisevich

Institute of Applied Economics and Management of the Baltic State Academy (BHA IPEM RF FGBOU "KGTU"), Kaliningrad

В статье представлен генезис понятия «социальное предпринимательство». Говоря о социальном предпринимательстве, необходимо помнить, что его основа лежит в традиционной предпринимательской среде, а родоначальниками были выдающиеся новаторы своего времени, которые внедряли идеи социальной ответственности в сочетании с бизнесом на практике. К ним относятся: М. Монтессори, М. Янг и М. Юнус. Представлен терминологический аппарат зарубежной школы, для которой социальное предпринимательство есть инновационные предпринимательские усилия, направленные на решение социальных проблем. Понимание выявляет и основное отличие социального предпринимательства от других видов социальной деятельности, которую осуществляют коммерческие и некоммерческие организации. Российские ученые определили социальное предпринимательство как предпринимательскую деятельность, нацеленную на смягчение или решение социальных проблем, характеризующуюся следующими признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход. Обозначены ключевые российские и зарубежные фонды, поддерживающие социальное предпринимательство. Приведены примеры региональных калининградских организаций, которые осуществляют деятельность в рамках социального предпринимательства.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная ответственность, социально-ответственный бизнес, фонд «Наше будущее»

The article presents the genesis of the concept of "social entrepreneurship". Speaking about social entrepreneur-ship, we must remember that its basis lies in the traditional business environment, and the ancestors were outstanding innovators of his time, who introduced ideas of social responsibility in conjunction with businesses in practice. These include Montessori, M. Yang and M. Yunus. The study presents terminological apparatus of foreign schools, for which social entrepreneurship have innovative entrepreneurial efforts to solve the social problems. Understanding identifies the main difference between social entrepreneurship from other kinds of social activities, which is carried out by commercial and non-profit organizations. Russian scientists have identified social entrepreneurship as a business activity aimed at mitigating or solving social problems, which are characterized by the following features: social impact, innovation, self-sufficiency and financial stability, scalability and replicability, entrepreneurial approach. The study outlines key Russian and foreign funds supporting social entrepreneurship, and gives the examples of Kaliningrad regional organizations that operate within the framework of social entrepreneurship.

Keywords: social entrepreneurship, social responsibility, socially responsible business, Fund "Our Future"

В современном экономическом обществе институт предпринимательства является одним из основ развития и благосостояния, но вопросы социальной ответственности до недавнего времени являлись для него второстепенными.

Однако выдающиеся новаторы своего времени внедряли идеи социальной ответственности в сочетании с бизнесом на практике уже в первой

половине XX века. Так, Мария Монтессори, первая итальянская женщина-врач, в 1906 г. начала работать с детьми и создала метод революционного воспитания, который основан на природной уникальности каждого ребенка. «Монтессори-школы», которые в настоящее время по франшизе распространены по всему миру и приносят немалую прибыль, позволяют каждому ребенку

© Лисевич А. В., 2016

Вестник Марийского государственного университета

реализовать свой потенциал путем укрепления социальных навыков, эмоционального роста и физической координации, в дополнение к когнитивной подготовке.

Идеи социального предпринимательства или социально-ответственного бизнеса как одного из направлений развития общества широкое распространение получили в 70-90 гг. ХХ века [1]. Но уже с середины прошлого века практическое применение идеи социальной ответственности имело место быть.

Первой знаковой личностью, пропагандирующей идеи социального предпринимательства на уровне государства, по праву можно считать Майкла Янга. В 1954 году он создал Институт изучения сообществ (Institute of Community Studies), основной целью которого являлось поддержка социальных организаций и социальных инициатив [10]. На базе и при поддержке института были созданы такие организации, как:

S Национальный совет потребителей (1975);

S Университет третьего тысячелетия (1982);

S Открытый колледж искусств, студенты которого заочно изучают практику различных видов творчества (1987);

S Национальная ассоциация по защите прав тяжелобольных детей на образование (1993);

S Школа социальных предпринимателей (1998) [5].

Еще одним культовым социальным предпринимателем и родоначальником теории социальной ответственности бизнеса является лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус. В 1976 году он основал «Grameen Bank» в Бангладеш, который предоставлял микрокредиты бедным гражданам, для достижения экономической самодостаточности через самозанятость. Данная модель в дальнейшем была внедрена в 58 странах мира.

Огромный вклад в становление теории концепции социального предпринимательства внес и Билл Дрейтон. В 1981 году он создал ассоциацию «Ашока: новаторы общества» (Ashoka: Innovators for the Public) [4].

Родоначальником прикладного направления концепции «социального предпринимательства» является Грегори Диз, директор «Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка». Традиционно к базовой группе исследователей западной школы, изучающей социальный бизнес, относят: Г. Дис, Д. Томсон, Д. Маир, С. Альворд, Ч. Лидбитер [2].

Обратимся к понятийному аппарату, сформулированному ключевыми зарубежными учеными,

изучающими и пропагандирующими концепцию социального предпринимательства (табл. 1) [6].

Таблица 1

Терминологический аппарат концепции «Социального предпринимательства»

№ п\п Автор Формулировка понятия

1 Г. Дис Социальные предприниматели - это агенты перемен в социальном секторе посредством: • формулирование миссии для создания и поддержания социальной ценности; • признания и неустанного служения этой миссии; • участия в процессе непрерывных инноваций, адаптации и обучения; • смелых действий, не ограниченных имеющимися ресурсами; • повышенного чувства ответственности

2 Д. Томпсон Социальные предприниматели - это люди, которые понимают, где есть возможности для удовлетворения некоторых социальных потребностей, которые государственная система социального обеспечения не хочет или не может удовлетворить, и которые собирают вместе необходимые ресурсы (как правило, людей, часто волонтеров, деньги и помещения)

3 Д. Маир Социальные предприниматели - физические лица или организации, которые изменяют социальные механизмы развитие

4 С. Альворд Социальные инновации (бизнес) - инновации в широком смысле, в том числе процессы и технологии для общественного блага.

5 Ч. Лидбитер Социальные предприниматели - лица, которые являются также: лидерами, сказочниками, менеджерами, людьми с богатой фантазией. Они признают социальную проблему и создают и управляют предприятием, для того чтобы сделать осуществить социальные изменения

6. М. Юнус Социальное предпринимательство - очень широкое понятие. Так, любая инновационная деятельность, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство

Основываясь на представленных понятиях и суждениях, можно выделить подход, характерный для зарубежных исследователей и основанный на понимании социального предпринимательства, как инновационные предпринимательские усилия, направленные на решение социальных проблем. Данное понимание выявляет и основное отличие социального предпринимательства от других видов социальной деятельности, которую осуществляют коммерческие и некоммерческие организации.

Основываясь на представленной концепции, социальное предпринимательство, как экономическая

деятельность, направлено на решение социальных проблем инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы таким образом, чтобы создать самовоспроизводящийся и способный к расширению механизм производства и предоставления целевого социального блага, и посредством этой деятельности модифицирует всю общественную систему.

Российские эксперты из фонда поддержки социальных программ «Наше будущее» определили социальное предпринимательство как предпринимательскую деятельность, нацеленную на смягчение или решение социальных проблем, характеризующуюся следующими признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и ти-ражируемость, предпринимательский подход [2].

А. Н. Макаревич и Т. Ю. Сазонова считают, что социальное предпринимательство - это новый вид экономической деятельности, имеющий следующие особенности:

^ социальное назначение организации, т. е. ее социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве;

^ достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности, а также за счет грантов и благотворительных пожертвовании [3].

Законодательно закрепленное определение понятия «социальное предпринимательство» в России на текущий момент отсутствует, но при этом существуют нормативно-правовые акты, определяющие рамки принадлежности хозяйствующих субъектов к социальным предпринимателям.

По мнению М. Юнуса, социальный бизнес отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями, он нацелен на решение социальных проблем за счет производства продуктов и услуг. Безубыточный, но и не приносящий дохода, или дивидендов в экономическом смысле -так коротко можно описать концепцию, по которой устроен социальный бизнес: полностью окупает свои расходы, обеспечивает возврат инвестированных средств, за счет прибыли происходит финансирование деятельности, а также она распределяется в виде более низких цен, более высокого качества обслуживания и большей доступности благ на беднейшие слои населения [8].

Социальное предпринимательство как явление понятное, принятое и массовое существует порядка 35 лет на мировой арене, а в России не более 10 лет. За данный отрезок времени во многих

странах мира сформировалась структура поддержки этой сферы, основанная на венчурном подходе и фондах.

Самым известным и крупным является фонд «Ашока: новаторы для общества», созданный Б. Дрейтоном. В настоящее время под эгидой фонда осуществляют деятельность порядка 1500 социальных предпринимателей в 60 странах мира. В России социальное предпринимательство поддерживает фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Под патронатом фонда проводится Всероссийский конкурс проектов в области социального предпринимательства. Также фонд осуществляет сотрудничество с Агентством стратегических инициатив и Министерством экономического развития РФ.

Социальное предпринимательство по сути располагается на стыке благотворительности и бизнеса. Это волонтерство, которое стало профессией. И хотя споры о том, кого можно назвать социальным предпринимателем, до сих пор еще активны, в каком бы виде ни было представлено это явление, оно остается перспективным и нереализованным сегментом для государств, нуждающихся в социальных инновационных преобразованиях.

Социальный предприниматель - это новый тип бизнесмена, для которого первостепенной ценностью является не прибыль, а решение социальной проблемы как таковой.

В Калининградской области в настоящее время функционирует большое количество социальных предприятий. Приведем примеры некоторых из них.

1. Компания «Обсервер». Мастерская по ремонту и фабрика по изготовлению инвалидных колясок и ступенькоходов. Непосредственно на предприятии разработаны и запущены в производство модели инвалидных колясок, которые не имеют аналогов в мире [9].

2. Магазин «<^апке^ор». Первый благотворительный магазин работает с лета 2015 года. Любой желающий может оставить одежду или обувь, которая лично ему больше никогда не пригодится, вещи продаются в магазине. Но на продажу идет не вся одежда. Вещи сортируются на складе, часть из них бесплатно передается благотворительным организациям и раздается в пункте выдачи тем, кто обращается в фонд за помощью. Средства, полученные с реализации товаров, идут на содержание магазина. В магазин можно приносить разные вещи - одежду, обувь и домашний текстиль - главное, чтобы они были чистыми и пригодными для дальнейшего использования. Чтобы сделать процесс передачи вещей в магазин

Вестник Марийского государственного университета

более простым и удобным, в городе было установлено два специальных контейнера. Они стоят на улице в центре города, и доступ к ним круглосуточный.

3. Проект «Азбука ухода»: помощь тяжело больным и их родным. Это образовательный проект для людей, чьи родственники имеют серьезные проблемы со здоровьем. В рамках проекта проходят занятия по обучению людей правильному уходу за пожилыми и малоподвижными людьми. Центр социального обслуживания «Милосердие» два раза в месяц проводит бесплатные занятия и тем самым дает людям необходимые знания.

4. Проект «Народный экскурсовод». Проект основан на базе туристического агентства «Хобби тур». Он позволил приобрести профессию «гид» всем желающим в возрасте 50+. Проект перерос

в клуб «Народный экскурсовод», где прошедшие обучение экскурсоводы организуют и проводят экскурсии на территории региона.

5. Пансионат для пожилых людей «Варежкино» стал одним из победителей Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель». Это учреждение работает в Зеленоградском районе с 2014 года и оказывает услуги по реабилитации и уходу за пожилыми людьми, страдающими серьезными психоневрологическими заболеваниями.

Однако в Калининградской области из 130 индивидуальных предпринимателей, попадающих под действие налоговых каникул, предпринимательством в социальной сфере занимались лишь 6 %. А общая статистика по РФ свидетельствует лишь об 1 % предприятий, которые являются социально ориентированными.

Литература

1. Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности // Российский журнал менеджмента. Т. 11. № 1. 2013. С. 111-130.

2. Жохова В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Вестник ТГЭУ. 2015. № 1 (73). URL: http://cyberleninka.rU/artide/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-suschnost-i-ponyatie (дата обращения: 09.03.2016).

3. Макаревич А. Н., Сазонова Т. Ю. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2012. № 24. С. 52-56.

4. Ашока: лучшие практики последних лет - Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum. ru/interesting/stories/ashoka-luchshie-praktiki-poslednih-let.html#ixzz42Py4LASL

5. Янг Майкл. Путь «Дракона» - Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum.ru/ interesting/stories/maykl-yang-put-drakona.html#ixzz42URlvkyj

6. Abu-Saifan, S. 2012. Social Entrepreneurship: Definition and Boundaries. Technology Innovation Management Review, 2(2): 22-27. URL: http://timreview.ca/article/523)

7. Johanna Mair. Social entrepreneurship: taking stock and looking ahead. URL: www.world-entrepreneurship-forum.com/ http://youngfoundation.org/about-us/history/

8. http://www.cloudwatcher.ru/analytics/1/view/21/

9. http://kaliningrad. rusplt.ru/

10. http://youngfoundation.org/about-us/history/

References

1. Araj Ju. N. Social'noe predprinimatel'stvo v nachale XXI veka: osnovnye ponjatija i stranovye osobennosti. Rossijskij zhurnal menedzhmenta. T. 11, no. 1. 2013, pp. 111-130.

2. Zhohova V. V. Social'noe predprinimatel'stvo: sushhnost' i ponjatie // Vestnik TGJeU. 2015. № 1 (73). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-suschnost-i-ponyatie (data obrashhenija: 09.03.2016).

3. Makarevich A. N., Sazonova T. Ju. Sushhnost' i specifika social'nogo predprinimatel'stva v Rossii // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012, no. 24, pp. 52-56.

4. Ashoka: luchshie praktiki poslednih let - Portal «Novyj biznes: social'noe predprinimatel'stvo». URL: http://www.nb-forum.ru/ interesting/stories/ashoka-luchshie-praktiki-poslednih-let.htmI#ixzz42Py4LASL

5. Jang Majkl. Put' «Drakona» - Portal «Novyj biznes: social'noe predprinimatel'stvo». URL: http://www.nb-forum.ru/ interesting/stories/maykl-yang-put-drakona.html#ixzz42URlvkyj

6. Abu-Saifan, S. 2012. Social Entrepreneurship: Definition and Boundaries. Technology Innovation Management Review, 2(2): 22-27. URL: http://timreview.ca/article/523)

7. Johanna Mair. Social entrepreneurship: taking stock and looking ahead. URL: www.world-entrepreneurship-forum.com/ http://youngfoundation.org/about-us/history/

8. http://www. cloudwatcher.ru/analytics/ 1/view/21 /

9. http://kaliningrad. rusplt.ru/

10. http://yoiungfoiundation.org/about-us/history/

Статья поступила в редакцию 11.03.2016 г.

Submitted 11.03.2016.

Для цитирования: Лисевич А. В. Социальное предпринимательство: понятие и региональный аспект // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 2 (6). С. 67-71.

Citation for an article: Lisevich A. V. Social entrepreneurship: the concept and the regional dimension. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics ". 2016, no. 2 (6), pp. 67-71.

Лисевич Анна Викторовна,

старший преподаватель, Институт прикладной экономики и менеджмента, Балтийская государственная академия (ИПЭМ БГА РФ), г. Калининград,

anna-lisevich@mail. ги

Lisevich Anna Viktorovna,

senior lecturer, Institute of Applied Economics and Management of the Baltic State Academy (BHA IPEM RF FGBOU "KGTU"), Kaliningrad, anna-lisevich@mail. ru