Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство как инновационное направление развития сферы услуг'

Социальное предпринимательство как инновационное направление развития сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРА УСЛУГ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION / SPHERE OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восколович Н. А.

В статье раскрыто место социального предпринимательства в восполнении провалов рынка и государства. Показаны отличительные черты социального предпринимательства от традиционной коммерческой деятельности, благотворительности. Определены направления развития социального предпринимательства на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS INNOVATIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SERVICES

In the article the place of social entrepreneurship to fill a market failure and government. Showing the distinctive features of social enterprise from the traditional business and charity. The directions of development of social entrepreneurship at the regional level.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство как инновационное направление развития сферы услуг»

Восколович Н.А.

доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,

Россия, г. Москва

УДК 338.465.4.332.15

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

В статье раскрыто место социального предпринимательства в восполнении провалов рынка и государства. Показаны отличительные черты социального предпринимательства от традиционной коммерческой деятельности, благотворительности. Определены направления развития социального предпринимательства на региональном уровне.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, инновационная деятельность, сфера услуг.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS INNOVATIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SERVICES

In the article the place of social entrepreneurship to fill a market failure and government. Showing the distinctive features of social enterprise from the traditional business and charity. The directions of development of social entrepreneurship at the regional level.

Key words: social entrepreneurship, innovation, sphere of services.

В условиях глобализации и открытости национальной экономики, обусловленных вступлением России в ВТО, стратегическое значение в продвижении по инновационному преобразованию приобретает сфера услуг, обеспечивающая качество жизни населения и формирование человеческого потенциала.

Деятельность государства по восполнению провалов рынка требует постоянного наращивания расходов государственного бюджета, пополнение которого во многом зависит как от изменчивости конъюнктуры мирового рынка, так и от состояния внутренней экономики. Балансируя между социальной справедливостью и экономической эффективностью, государство не в полной мере способно решать актуальные социальные проблемы. Возникающие изъяны государства, ведущие к провалам в аллокационных и перераспределительных процессах, в определенной степени восполняют негосударственные некоммерческие организации.

Однако ограниченные возможности привлекать и аккумулировать ресурсы для предоставления социально значимых благ нуждающимся в них потребителям, концентрация внимания на отдельных

слабозащищенных группах населения с вполне конкретными интересами, риск искажения миссии в стремлении получить финансовую поддержку и некоторые другие обстоятельства сдерживают формирование в России так называемого «третьего сектора». Образуются ниши преимущественно социального характера, но они не представляют коммерческого интереса для традиционного предпринимательства. Благотворительность, в силу значительной дифференциации и невысоких доходов основной части россиян, еще не получила широкого распространения.

Тем не менее отдельные ниши заполняются в инициативном порядке относительно новыми для российских условий структурами - социальным предпринимательством. Хотя считается, что социальное предпринимательство (social entepreneurship) в близком к современному понимании впервые появилось в англоязычной литературе в 1960-х годах, в России на рубеже девятнадцатого - двадцатого столетий уже существовали так называемые «работные дома», где нуждающиеся граждане, в том числе бездомные, могли получить работу и приют [1].

Поскольку современный этап в становлении социального предпринимательства в России порожден главным образом практическими потребностями в ответ на изъяны рынка, государства и негосударственных некоммерческих организаций, то его деятельность еще не получила законодательноправового оформления. Использование в регулировании законодательства, действующего для социально ориентированных некоммерческих организаций либо коммерческих структур типа малого и среднего бизнеса, не учитывает специфики социального предпринимательства [2, 3, 4].

Сложности законодательно-правового регулирования обусловлены как неустоявшейся практикой, так и отсутствием общепринятого понимания сущности социального предпринимательства.

Как представляется, реальное положение таково, что социальное предпринимательство в российских условиях - это компромисс между коммерческой и благотворительной деятельностью. Отличаясь от традиционного предпринимательства конкретными социальными целями, а от благотворительности - характерными признаками предпринимательства, социальное предпринимательство занимает между ними промежуточное положение. Социальное предпринимательство сущностно иное в сравнении с социально ориентированными некоммерческими организациями, поскольку базируется на коммерческой основе, хотя социальные миссии у них равнозначны, направлены на преодоление социального сиротства, адаптацию инвалидов и людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, поддержку материнства и детства, поддержку талантливой молодежи, продвижение образовательных, культурных, спортивных и социальных проектов.

Социальное предпринимательство понимается как предпринимательская деятельность, обеспечивающая решение либо смягчение социальных проблем, отличающаяся социальным воздействием, имеющим устойчивые измеримые результаты, инновационностью, самоокупаемостью как способностью решать социальные проблемы за счет доходов от собственной деятельности, способная увеличивать масштаб деятельности и распространять опыт для увеличения социального воздействия, а также посредством предпринимательского подхода видеть провалы рынка, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения [5].

Согласно данному определению, некоммерческая организация, решающая социальную проблему в соответствии с вышеперечисленными критериями, относится к социальному предпринимательству. Вследствие этого социальное предпринимательство рассматривается как вид деятельности, по финансовым признакам характерный для некоммерческих

организаций, правомерно занимающихся предпринимательством и имеющих законное право учреждать коммерческие хозяйственные общества.

В качестве наиболее значимых признаков социального предпринимательства, по мнению автора, следует отметить социальную миссию, инициативность, инновационность и самоокупаемость. Об этом свидетельствуют поддержанные Фондом «Наше будущее» проекты конкурса «Социальный предприниматель»: «Огоньки надежды» (Брянская область) по трудоустройству инвалидов с ментальными заболеваниями, нуждающихся в надомной работе; ООО «Плюс трейд» (Калининградская область) - услуги по круглосуточной дистанционной социально-медицинской поддержке пожилых людей; «Доспехи» (г. Москва) - помощь инвалидам с повреждениями спинного мозга; «Веселый войлок» (Ярославская область) - трудоустройство многодетных матерей из малообеспеченных семей, нуждающихся в надомной работе и др. Многообразие и сложность решаемых социальных проблем требует индивидуального подхода в каждом конкретном проекте.

Координационные функции по вопросам развития социального предпринимательства фактически исполняет Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», созданный В. Алекперовым в 2007 году. Фондом проводится Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель», итогами работы которого за 2008-2012 годы стала поддержка 59 проектов из 32 регионов на общую сумму 130,5 млн. руб. [6]. Социальными предпринимателями было создано 468 рабочих мест, из них 146 - для малоимущих и незащищенных слоев населения.

Социальная значимость реализуемых проектов, важность инициативного предпринимательского подхода к поиску путей их реализации позволяют характеризовать данный этап как начальный, создающий предпосылки к переходу в следующий этап с большим масштабом деятельности на уровне субъектов Федерации.

Вместе с тем по мере регионального развития социального предпринимательства становится необходимым создание саморегулируемой организации, способной отстаивать интересы субъектов этой деятельности перед органами государственной и местной власти, осуществлять контроль качества услуг, маркетинг, направлять социальную рекламу и т. п.

Саморегулируемая организация сможет координировать, обобщать опыт, обеспечивать необходимым методическим инструментарием, консультациями, подготовкой кадров для разработки и реализации региональных целевых программ развития социального предпринимательства.

Определенный опыт в использовании программно-целевого подхода имеется в некоторых регионах.

Так, принята республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2012-2018 годы», которая конкретизирует долгосрочную стратегию развития предпринимательства. Проанализированы возможности использования в качестве бизнес-инфраструктуры пустующих нежилых площадей в муниципальных образованиях. Весьма перспективным моментом Программы представляется переход от самозанятости к поддержке перспективных ниш в виде инновационного предпринимательства и социально ориентированного бизнеса на основе территориальных компетенций.

Формирование предпринимательской культуры и повышение мотивации молодежи к практической деятельности способствует участие Республики Башкортостан в V Всемирной неделе предпринимательства, охватившей 104 страны.

В Республике Татарстан социальное предпринимательство выделилось как самостоятельное направление по мере развития малого и среднего бизнеса, что создало условия для осуществления в инициативном порядке реализации актуальных идей предоставления доступных медицинских, образовательных, досуговых и других услуг населению. Одобрение и поддержку получали социальные идеи тех предпринимателей, которые имели некоторый опыт (около года) ведения собственного дела, прошедшие конкурсный отбор. Оценка результатов поддержки социального предпринимательства осуществляется по числу дополнительно созданных рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченной трудоспособностью, по уровню получаемой ими среднемесячной зарплаты, а также эффекту социальной реабилитации людей. Аналогичные примеры имеются и в других регионах.

Становление социального предпринимательства еще не получило всероссийского распространения. Наряду с отсутствием специального законодательства, разнообразием подходов в региональной организации и координации деятельности в сфере социального предпринимательства, довольно сложной процедурой администрирования финансово-налоговой поддержки, пока еще не разработана методика обоснования региональных программ развития

социального предпринимательства. Выделение субсидий из федерального, субфедеральных и муниципальных бюджетов в ряде случаев имеет несогласованный характер. Несмотря на идентичность социальной миссии с социально ориентированными некоммерческими организациями представители социального предпринимательства практически не становятся получателями бюджетных трансфертов.

Не определены надежные критерии эффективности социального предпринимательства. Использование важного показателя прироста рабочих мест необходимо дополнить оценкой социальных эффектов, например, показателями охвата потребителей отдельными видами социальных благ и услуг, расширением ценовой, транспортной и иной доступности различным группам населения.

Представляется целесообразным более активное использование социальной рекламы как для пропаганды идей и значения социального предпринимательства, особенно среди молодежи, так и для информирования потребителей о новых для них возможностях в получении социальных услуг.

Список литературы:

1. Электронный ресурс: ru.wikipedia.org.

2. Приказ Минэкономразвития РФ №223 от 17.05.2011 г. «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки...».

3. Федеральный закон РФ от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...».

4. Приказ Минэкономразвития РФ № 223 от 23.04.2012 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Федерации, бюджетами которых в 2012 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания господдержки малого и среднего предпринимательства.

5. Зверева Н. СП - источник финансово-экономической устойчивости НКО? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nb-forum.ru.

6. Социальное предпринимательство - особый вид экономической деятельности в целях решения социальных задач. 15 ноября 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nb-forum.ru.

Резбаев В.М.

кандидат экономических наук, профессор БашГУ,

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,

Заслуженный экономист Республики Башкортостан,

Россия, г. Уфа

УДК 332.133.6:330.342-021.121

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Данная статья вызвана жизненной необходимостью снятия проблем, мешающих развитию современной экономики. Наиболее должное решение этих проблем потребует создания системы четкого взаимодействия государств, бизнеса, науки и образования на основе эффективных инструментов инновационного развития, важнейшую роль среди которых играет кластерный подход. Основой программ ЮНИДО по развитию кластеризации является понимание того, что эти процессы имеют важнейшее значение в экономическом развитии современных государств.

Ключевые слова: кластер, кластеризация, кластерные принципы, инновационное развитие, динамичное взаимодействие, экономический феномен, глобальная конкуренция, концепция, поставщики оборудования, инфраструктура.

CLUSTER POLICY AND ITS SIGNIFICANCE AND FUNCTIONAL SPECIFICS RELATED TO THE ECONOMIC

This article is brouqht to life by the vital importance of the issues, which are particularly siqnificant to the development of the modern qlobal economy. The inter-relativity and cross-connectivity of the clusterinq processes, in-creasinq competitiveness and evolvinq innovation - this is the new economic phenomenon, which allows withstand-inq the advent of the qlobal competition and duly facinq the demands of the national and reqional development.

Key words: cluster, clusterinq, clusterprinciples, innovatinqdevelopment, dynamicinteraction, economic phenomenon, qlobal competition, concept, suppliers of equipment, infrastructure.

Взаимосвязи и взаимодействие между процессами кластеризации, усиление конкурентоспособности и ускорение инновационной деятельности - это новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску конкуренции, отвечает требованиям современного регионального развития.

В условиях, когда миллионы людей, надеясь на кластерное «чудо», ждут удовлетворения своих надежд, становление и развитие кластерных образований в регионах является важнейшим условием сохранения ресурсного потенциала государства, активизации инновационной деятельности экономических агентов и повышения эффективности реального сектора экономики.

Таким образом, механизм функционирования кластера дает возможность входящим в него компаниям, не теряя самостоятельности, приобретать те же конкурентные преимущества, которые могут получить независимые предприятия, только лишь на

основе увеличения масштабов производства или создания формальных альянсов с другими компаниями. Формирование и развитие кластеров направлено на снижение рисков и угроз, сложившихся к настоящему времени в социально-экономическом развитии и в пространственном распределении экономических ресурсов в регионах. Все это предопределяет эффективность регулирующих мер, направленных на преодоление территориальных последствий кризиса.

1. О некоторых особенностях и целях понятий «кластер» и «кластеризация»

Значительные глубинные процессы, возникающие при переходе общества с индустриального на постиндустриальный метод развития, способствовали возникновению новейших экономических понятий «кластер» и «кластеризация». Появление и бурный рост популярности концепции региональных инновационных систем на основе кластеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.