Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство как фактор развития малых регионов: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь'

Социальное предпринимательство как фактор развития малых регионов: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / экономическое развитие / сельская местность / население / занятость / social entrepreneurship / economic development / rural territories / population / employment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Оганович Календжян, Наталья Федоровна Кадол

Статья посвящена вопросам развития социального предпринимательства на территории малых населенных пунктов, где достаточно остро ощутимы проблемы социально-экономические, жизнеобеспечения местного населения, вызванные структурной диспропорцией воспроизводства человеческого капитала, снижение его объективных показателей развития, снижение уровня занятости. Данные тенденции ведут к депопуляции сельской местности, что влечет за собой вымирание деревень. В связи с этим в статье рассмотрен опыт развития и направления деятельность социального предпринимательства на территории малых населенных пунктов и сельских регионов как Российской Федерации, так и Республики Беларусь. В статье выделены проблемы, которые присущи современному состоянию социального предпринимательства, а именно проблемы законодательного регулирования данной сферы деятельности, инфраструктурной поддержки, наличие необходимых профессиональных компетенций и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Entrepreneurship as a Driver of Small Regions Growth: Practices and Experience of Russia and Belarus

Th e article deals with the development of social entrepreneurship in the territory of small settlements, where the social and economic problems of local population caused by human capital inequality, decrease in human capital development indicators and lower employment are quite acute. Th ese trends lead to depopulation of rural areas resulting in extinction of villages. Th e article examines the practices and experience in developing social entrepreneurship in small settlements and rural areas of both the Russian Federation and the Republic of Belarus. Th e article highlights the problems that are inherent in social entrepreneurship under current conditions, particularly regulatory framework and legal issues, infrastructural support, availability of skilled manpower.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство как фактор развития малых регионов: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь»

Социальное предпринимательство как фактор развития малых регионов: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь

Сергей Оганович КАЛЕНДЖЯН, УДК 338.2 : 332(470+571+476)

доктор экономических наук, профессор, ББК 65.2/4-1 : 65.9(2Рос+4Беи)

заслуженный экономист РФ, Высшая школа корпоративного

управления Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской

Федерации (119571, Москва, Россия, пр-т Вернадского, 82,

корп. 4) - декан, тел.: +7(495) 937-02-99;

Наталья Федоровна КАДОЛ,

кандидат экономических наук,

Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, Россия, пр-т Вернадского, 82, корп. 4) -докторант, Email: [email protected]

DOI: 10.24411/2072-8042-2020-00092

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития социального предпринимательства на территории малых населенных пунктов, где достаточно остро ощутимы проблемы социально-экономические, жизнеобеспечения местного населения, вызванные структурной диспропорцией воспроизводства человеческого капитала, снижение его объективных показателей развития, снижение уровня занятости. Данные тенденции ведут к депопуляции сельской местности, что влечет за собой вымирание деревень. В связи с этим в статье рассмотрен опыт развития и направления деятельность социального предпринимательства на территории малых населенных пунктов и сельских регионов как Российской Федерации, так и Республики Беларусь. В статье выделены проблемы, которые присущи современному состоянию социального предпринимательства, а именно проблемы законодательного регулирования данной сферы деятельности, инфраструктурной поддержки, наличие необходимых профессиональных компетенций и навыков.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, экономическое развитие, сельская местность, население, занятость.

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

Social Entrepreneurship as a Driver of Small Regions Growth: Practices and Experience of Russia and Belarus

Sergej Oganovich KALENDZHJAN,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Economist of the Russian Federation, Graduate School of Corporate Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (119571, Moscow, Russia, Vernadsky prospect, 82, building 4) - Dean,

phone: +7(495) 937-02-99;

Natal'ya Fedorovna KADOL,

Candidate of Economic Sciences, Graduate School of Corporate Management Russian Presidential

Academy of National Economy and Public Administration (119571, Moscow, Russia, Vernadsky prospect, 82, building4) - Doctoral Student, Email: [email protected]

Abstract

The article deals with the development of social entrepreneurship in the territory of small settlements, where the social and economic problems of local population caused by human capital inequality, decrease in human capital development indicators and lower employment are quite acute. These trends lead to depopulation of rural areas resulting in extinction of villages. The article examines the practices and experience in developing social entrepreneurship in small settlements and rural areas of both the Russian Federation and the Republic of Belarus. The article highlights the problems that are inherent in social entrepreneurship under current conditions, particularly regulatory framework and legal issues, infrastructural support, availability of skilled manpower.

Keywords: social entrepreneurship, economic development, rural territories, population, employment.

Кризисные потрясения, происходящие в современной экономике наиболее остро выявили ситуацию, в которой большинство бюджетных ассигнований регионального и местного уровней оказалось не в состоянии отвечать потребностям граждан в социальной заботе и внимании. Это приводит к усилению социальной напряженности, а весьма часто к социальным противоречиям и конфликтам. В этих условиях весьма важным является проблема вовлечения в социальную сферу дополнительных внебюджетных источников финансирования. Поэтому сегодня большое значение приобретают научные разработки в области социальной ответственности бизнеса, в частности, по вопросам более полной реализации социаль-

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

67 Q

ных функций современного предпринимательства, осуществления им социально ориентированной деятельности. Весьма важным в настоящее время становится относительно новый вид деятельности - социальное предпринимательство, который как раз и предполагает актуализацию ответственности предпринимателей за социальную составляющую своего бизнеса. Поэтому развитие социального предпринимательства и его конвергенция в Российской Федерации и Республике Беларусь является не только актуальным, но и своевременным.

Следует отметить, что Российская Федерация и Республика Беларусь раньше входили в состав Союза Советских Социалистических Республик, где осуществлялась единая социальная политика, а социальная сфера финансировалась из бюджетов общесоюзного и местных уровней. При этом финансовые потоки для социально дезадаптированных слоев населения всегда имели положительную динамику. Одной из основ проводимой социальной политики того периода было прежде всего равенство в доступности социальных благ для всех категорий населения и территорий. Тем самым государство брало на себя ответственность за социально-экономическое положение своих граждан.

Одним из примеров решения социально-экономических проблем и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями данного периода времени является деятельность «Всероссийское ордена трудового Красного Знамени общество слепых», «Всероссийское общество инвалидов», «Всероссийское общество глухих», «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих», а также «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», которым присущи черты социального предпринимательства. Следует отметить, что данные общественные институты функционируют и сегодня. Они создают коммерческие организации для реализации своих уставных целей. Примером такой модели работы в Республике Беларусь является деятельность таких общественных объединений, как «Белорусская ассоциация помощи детям инвалидам и молодым инвалидам», Гомельское областное общественное объединение «Инвалиды-спинальники», Брестское областное молодёжное общественное объединение «Инвалид и среда». Они занимаются трудоустройством и адаптацией лиц с ограниченными возможностями, а также создают коммерческие предприятия для поддержания и финансирования своей деятельности. Например, «Белорусская ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» успешно реализовала проект «Первые шаги к работе». Для трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями и психофизическими ограничениями и их интеграции в общество была организована швейная мастерская. Благодаря активному взаимодействию с органами государственной власти были организованы группы обучения для получения специальности «швея-портной», организована медицинская комиссия для получения медицинского заключения о профпригодности для этих молодых людей.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

Определенную оценку проводимой социальной политики дает индекс человеческого развития. Так, по данным индекса человеческого развития, в 1970 году СССР занимало 37 место в мире [16]. По данным за 1990 год, чуть меньше 40% населения проходили обучение на разных уровнях. Чуть более 90% населенных пунктов были обустроены основными объектами социальной инфраструктуры, включающими культурно-досуговые и медицинские (фельдшерско-акушерские пункты) учреждения, спортивные объекты и сооружения, структуры розничной торговли [11].

Однако с возникновением системы рыночных отношений экономическая ситуация как в России, так и других постсоветских странах, в том числе и Республике Беларусь, изменилась. Страны столкнулись с дефицитом финансирования социального сектора, сокращением предоставляемых социальных услуг, закрытием части социальных объектов и программ. Это вызвало трансформацию социальной структуры общества, изменения качества и уровня жизни населения, ухудшило состояние социальной инфраструктуры, обострило проблемы занятости. За 2019 год в рейтинге Индекса человеческого развития Российская Федерация занимает 49 место, а Республика Беларусь - 50 [17].

За чертой бедности оказалось значительное количество трудоспособных и нетрудоспособных людей. Так, в 2019 году 12,3% населения России имели доходы ниже прожиточного минимума. Как отмечает академик РАН А.Г. Аганбегян, более 30% населения несет риск оказаться в данной категории «в случае потери работы, выхода на пенсию, возникновения инвалидности или хронического заболевания, из-за значительной задолженности по кредитам и т. д.» [1]. При этом большую часть бедного населения составляют работающие люди и люди трудоспособного возраста. Данная тенденция связана с преобладанием уровня зарплаты в два-три раза ниже средней.

В Республике Беларусь за чертой бедности по результатам 2019 года оказалось порядка 5,6% населения страны. Их уровень среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума. Также следует отметить, что на начало 2019 года 29,4% населения имели уровень дохода ниже минимального потребительского бюджета. Следует отметить, что как правило семьи с детьми до 18 лет попадают в категорию малоимущих. Их доля составила 68,4% от общей численности малообеспеченных семей в 2017 г. [12]. Также в данную категорию попадают многодетные семьи и жители сельской местности.

Особо остро социально-экономические проблемы жизнеобеспечения граждан ощутимы в разрезе малых городов и населенных пунктов, где наблюдается структурная диспропорция воспроизводства человеческого капитала, снижение его объективных показателей развития, снижение уровня занятости. Данные тенденции сказываются на увеличении миграционного потока из сельской местности в горо-

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

69 ^

да, что, несомненно, приводит к депопуляции сельской местности. Это влечет за собой вымирание деревень и оказывает негативное воздействие на сельскохозяйственный сектор, который является одним из важнейших секторов экономики как Российской Федерации, так и Республики Беларусь.

Например, экспертами Центра экономических и политических реформ было отмечено, что в Российской Федерации за последние 20 лет наблюдается отрицательная динамика численности сельского населения, увеличивается количество обезлюдевших населенных пунктов, смертность превышает рождаемость. Также, по данным исследования Центра, было выявлено сокращение объектов социальной инфраструктуры. Так, за последние 15-20 лет число школ в сельской местности сократилось почти в 1,7 раза, больниц - в четыре раза, поликлиник - в 2,7 раза [14].

Согласно статистических данных по Республике Беларусь в течение последних пяти лет наблюдается сокращение сельского населения на 5,4% от его общего объема. Прежде всего, данная тенденция связана со снижением численности трудоспособного населения - 73,9 тыс. человек, или 67,2% от общих трудовых потерь. Численность работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, за период 2013-2018 гг. сократилась почти на 10% [13]. Также наблюдается тенденция снижения самозанятости сельского населения. В Республике Беларусь отмечается более высокий уровень малообеспеченности в сельской местности по сравнению с городами. Кроме того, количество располагаемых ресурсов сельских жителей ниже располагаемых ресурсов городского населения на 20-25%.

Таким образом, можно констатировать, что в разрезе малых городов и населенных пунктов сельской местности демографические проблемы, проблема занятости и уровень оплаты труда являются одними из основных, в дальнейшем продуцирующий целый шлейф взаимосвязанных и сопутствующих деструктивных процессов.

В этих условиях весьма важным является привлечение дополнительных внебюджетных источников финансирования социально-экономической сферы сельских регионов, что будет способствовать делегирование со стороны государства части полномочий частному и общественному сектору. Это предполагает создание новых предпринимательских структур, которые бы решали вопросы социально-экономического развития проблемных регионов и малых населенных пунктов, используя их уникальность и особенности. Несомненно, что одной из таких структур, позволяющей преодолевать социально-экономические трудности таких регионов является социальное предпринимательство. В настоящее время оно является неотъемлемым элементом и одним из значимых ресурсов социально-экономического развития, который динамично развивается как на территории Российской Федерации, так и Республики Беларусь.

Социальное предпринимательство обладает большим потенциалом для трансформации социально-экономической среды малых населенных пунктов и сельских

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

регионов с учетом сформировавшегося микросоциума и ментальности в обозначенных регионах. Оно может стать катализатором экономического роста и одним из главных сегментов рынка сельских регионов.

Прежде всего, это обусловлено тем, что субъекты социального предпринимательства способны обеспечить создание рабочих мест. Они готовы вовлечь в экономическую деятельность значительное число представителей местных социально-дезадаптированных групп населения и тем самым обеспечить им приемлемые по условиям труда рабочие места и достойную заработную плату. Социальное предпринимательство ориентировано на создание социально-значимых товаров и услуг, занимая и удовлетворяя соответствующие ниши и потребности целевых социальных групп. Как следствие, это позволит снизить уровень безработицы в сельских регионах и малых населенных пунктах, даст возможность реализовать доходоприносящие виды деятельности, станет источником доходов (в виде налогов) для местных бюджетов.

Одним из актуальных направлений развития социального предпринимательства на территории сельских регионов является развитие агроэкотуризма, который ориентирован на воссоздание народных обычаев и традиций, ремесел. Так, данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что сектора агроэкотуризма и ремесленничества являются динамично развивающимися секторами в Республике Беларусь.

Таблица 1

Показатели развития ремесленной деятельности и сектора агроэкотуризма в Республика Беларусь за 2014-2019 года

Показатель Период

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Количество ремесленников, чел. 8776 17660 23359 29381 36199 42660

Количество субъектов агроэкотуризма 2037 2263 2279 2319 2473 2760

Количество туристов обслуженных субъектами агроэкотуризма, тыс. чел 318,8 294,3 301,8 351,1 422,3 514,8

Денежные средства, полученные за оказанные услуги в сфере агроэкотуризма, млн руб. 10,2 11,9 14,6 17,2 20,0 25,5

Источник: составлено на основании статистических данных Национального статистического комитета и Министерства экономики Республики Беларусь [10,14].

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

71 ^

Как видно из данных таблицы 1, за последние шесть лет количество ремесленников в Республике Беларусь увеличилось почти в пять раз. По данным на 01.01.2020 года их число составило 42660 человек по сравнению с 8776 в 2014 году. По данным министерства экономики, 77% из них осуществляют свою деятельность в регионах [10]. Также наблюдается положительная динамика развития и в сфере агроэкотуризма. По состоянию на 01.01.2020 года в данном секторе было зарегистрировано 2760 субъектов агроэкотуризма. Их прирост за последние шесть лет составил 35%. Выросло и число туристов (более чем на 60%), воспользовавшихся услугами сектора агроэкотуризма [14]. Кроме того, наблюдается значительный рост (более чем в два раза) и положительная динамика выручки, полученной за предоставленные услуги агроэкотуристического сектора.

Примером интеграции социального предпринимательства в агроэкотуризм на территории Республики Беларусь является социальный проект эколога и краеведа Дмитрия Янкова, реализованный в деревне Красный Октябрь Гомельской области. В 2004 году в данном населенном пункте проживало всего 10 жителей. Благодаря реализации проекта пустующая и вымирающая деревня Красный Октябрь в Го -мельской области была перевоплощена в «Арт-деревню». Она является излюбленным местом для экологов и неравнодушных к природе людей. Здесь организуют летний лагерь для детей и взрослых, стояться экологические маршруты, проводят различные мероприятия и мастер-классы художники, фотографы, поэты. Орнитологи используют данное место как площадку для наблюдения за миграцией птиц.

Еще одним примером реализации проекта социального предпринимательства в данной сфере является деятельность туристической компании «Альтуризм». Данная организация способствует развитию сельских регионов как на территории Российской Федерации, так и Республики Беларусь. Через данную компанию туристы могут отдохнуть в сельских населенных пунктах. Местные жители обеспечивают проживание и питание для туристов. Также они могут проводить различные экскурсии и мастер-классы. Кроме того, туристы имеют возможность принять участие в мероприятиях, организованных жителями. Например, в деревне Боровики Смоленской области туристы помимо отдыха были задействованы в сборе травяных растений и производстве из них чая, в Карелии в деревне Уница - в строительстве причала. Также туристы и жители города имеют возможность принять участие в сборе урожая сельскохозяйственной продукции и получить его часть в качестве бонуса. Благодаря деятельности данной компании на территории десяти регионов Российской Федерации и Республики Беларусь было реализовано 20 проектов.

Для поддержания и развития Чкаловского района Нижегородской области была организована сельская фабрика, которая занимается полным циклом производства природных растительных масел. За счет реализации данного проекта были созданы новые рабочие места.

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

Следует отметить, что благодаря реализации подобных проектов жители сельской местности и малых населенных пунктов имеют возможность сами себя обеспечить и развивать свои населенные пункты и местную экономику, тем самым возрождать умирающие деревни.

Немаловажное значение для развития малых территорий и сельских населенных пунктов играет развитие социальной инфраструктуры, к формированию которой социальное предпринимательство имеет непосредственное отношение. Его функционирование на территории малых населенных пунктов будет способствовать созданию и развитию необходимой инфраструктуры. Реализация данного направления будет оказывать положительное влияние на обеспечение жизнеспособности и привлекательности этих регионов. Особенно актуальным для сельских территорий является функционирование таких социальных объектов, как детские дошкольные учреждения, медицинские и стоматологические кабинеты, организация досуговых учреждений, предоставляющих широкий спектр услуг в области дополнительного образования, занятий физической культуры и спортом. Работа таких учреждений позволит местному населению решить проблему провождения свободного времени как детей, так и взрослых, заниматься спортом, собой, творчеством, повышать свой образовательный уровень.

Успешным примером реализации социального предпринимательства в данном векторе развития является деятельность культурно-досугового центра «В гости к русской сказке», который уже несколько лет функционирует в деревне Ботово Вологодской области. На территории центра проводятся различные мастер-классы и интерактивные программы, работает сувенирная лавка, продукцию для которой делают дети из детского дома. В работе данного центра задействованы местные жители. Всего здесь работает восемь человек, четыре из которых имеют инвалидность.

Другим примером является деятельность Центра семейного отдыха «Ромашка», созданного в небольшом поселке Лучегорск Приморского края, где проблема организации досуга, как для детей, так и для взрослых, является весьма актуальной. На базе данного Центра проводятся различные массовые мероприятия и праздники, участие в которых принимают и жители близлежащих населенных пунктов.

Рассматривая развитие социального предпринимательства на территории малых населенных пунктов можно сделать вывод, что оно имеет сильные и слабые стороны, оценка которых может быть осуществлена при помощи SWOT- анализа (см. рисунок 1).

Остановимся на существующих проблемах развития социального предпринимательства. В частности одним из барьеров развития социального предпринимательства является вопрос институционально-правового регулирования данной сферы деятельность. Например, в Российской Федерации благодаря принятым изменениям в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предприниматель-

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

ства в Российской Федерации» в июле 2019 года социальное предпринимательство было выделено в отдельную область деятельности малого и среднего предпринимательства. Тем не менее они не снимают всех неоднозначностей и проблем, которые наблюдаются в развитии социального предпринимательства в России.

м

л

и

о

Ст

О

Й

л

и

Л

и

S

и

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

Я

о

а

о

н

л

о

я

Ч

Ü

Решение социалшо-значимых проблем. Самореализация. Вовлеченность местного сообщества в решение социальных проблем. Использование потенциалы местных ресурсов. Создание рабочих мест. Развитие социальной инфраструктуры. Рост благосостояния. Социализация и адаптация социально-дезадаптированных категорий граждан.

Нормати вн о-правовое регулирование. Отсутствие достаточного опыта в ведении бизнеса. Недостаточный уровень развития инфраструктуры. Слабое продвижение продуктов. Низкий уровень потребительского спроса и покупательской способности. Уменьшение численности сельсксго населения. Малое финансирование. Увеличение доли жителей пожилого возраста в структуре населения малых регионов.

Рис. 1. Анализ факторов развития социального предпринимательства на территории малых населенных пунктов

Источник: составлено автором

С одной стороны, рассмотрение социальных предприятий в рамках малого и среднего предпринимательства акцентирует внимание на их родовой принадлежности к предпринимательству с его легитимными признаками: самоокупаемость, инновационность, рисковый характер. С другой стороны, в связи с принятием указанных изменений возникает ряд вопросов практического характера: всем ли критериям на получение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства должны удовлетворять предприятия, претендующие на статус социального (помимо тех условий и ограничений, которые регламентированы для социального предпринимательства), будут ли на них распространяться все преференции, предусмотренные, в частности, налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства и др. С третьей стороны, появляются вопросы к тем социальным предприятиям, которые осуществляли и осуществляют свою деятельность

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

как социально ориентированные некоммерческие организации. В отличие от Российской Федерации в Республике Беларусь нет определенных законодательных документов, регламентирующих деятельность субъектов социального предпринимательства. В связи с этим необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование данного направления деятельности.

Указанные пробелы законодательного регулирования усугубляют проблему доступа к финансовым ассигнованиям (субсидированию и микрофинансированию) для работы и развития субъектов социального предпринимательства. Это предполагает расширять направления институционального инвестирования, а также программы локального предоставления государственной поддержки субъектам социального предпринимательства. Еще одним инструментом решения данного рода проблем является использование современных 1Т механизмов. В частности, использование краудфандинга.

Проблемой практического характера работы социального предпринимательства является то, что очень часто социальные предприниматели не обладают достаточным уровнем профессиональных знаний и управленческих навыков. Тем самым появляется проблема недооценнености возникающих трудностей и барьеров при выходе на рынок, оперативном управлении, управлении персоналом. В связи с этим целесообразно организовывать и развивать различные образовательные программы и курсы, направленные на изучение ведения предпринимательской деятельности, овладения механизмов управления персоналом. Одним из механизмов решения данной проблемы является формирование локального комьюнити-цен-тра, который позволит местному сообществу собираться, общаться обмениваться опытом, проводить различные тренинги.

Проблему выхода на рынок и продвижение производимой продукции (в частности сельскохозяйственной) в сфере социального предпринимательства частично может решить формирование сообществ и социальных кооперативов. Их функционирование будет способствовать построению логистического алгоритма реализации продукции от производителя к потребителю. В качестве успешной модели реализации данного предложения можно привести пример работы кооператива «ЛавкаЛавка». Социальной составляющей проекта является развитие национального фермерского движения и предоставление доступа для городского населения к экологически чистым и качественным продуктам питания. Участниками кооператива являются непосредственно производители продукции (фермеры) и покупатели (как физические люди, так и магазины и рестораны). Так, члены кооператива - покупатели имеют возможность приобрести продукцию по более выгодной цене, а поставщики (фермеры) получают гарантированный рынок сбыта своей продук-

В заключении следует отметить, что для поддержания и развития проблемных регионов и малых населенных пунктов необходимо формировать местное комью-нити, основой которого является социальное предпринимательство и вовлекать его

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

75 ^

в процессы развития территорий. Деятельность субъектов социального предпринимательства обладает возможностью кардинальной трансформации социального и экономического положения той части населения, которая в достаточной степени не обеспечена основными общественными продуктами и услугами.

Социальное предпринимательство способно решить такие социально-значимые задачи проблемных регионов, как: вовлечение в активную экономическую деятельность значительного числа людей (особенно из маргинализированных социальных групп). Это позволит снизить уровень безработицы и повысит возможности занятия доходоприносящими видами деятельности на территории малых населенных пунктов. Таким образом, социальное предпринимательство задействует потенциал всех имеющихся ресурсов. Функционирование подобных организационных структур содействует не только занятости сельских регионов, но и возрождает национальную культуру и традиции.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Аганбегян А.Г. Преодоление бедности и сокращение неравенства по доходам и потреблению в России. // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». - 2017. -№9. - с.66-84.

2. Белорусское общество глухих. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// belog.org/ (дата обращения: 20.12.2019).

3. Белорусское общество инвалидов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://beloi.by/ (дата обращения: 20.12.2019).

4. Белорусское товарищество инвалидов по зрению. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://beltiz.by/ (дата обращения: 20.12.2019).

5. Всероссийское общество глухих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.voginfo.ru (дата обращения: 20.12.2019).

6. Всероссийское общество инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voi.ru (дата обращения: 20.12.2019).

7. Институциональные основы развития социального предпринимательства: зарубежный опыт: Монография / Под ред. Л.В. Дуканич. - М.: МАКС Пресс, 2020. - 140 с.

8. О приоритетах социальной политики / А.Г. Аганбегян. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 540 с.

9. Официальный портал Фонда «Наше будущее», 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nb-fund.ru/ (дата обращения 25.10.2019).

10. Ремесленная деятельность. Министерство экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.gov.by/ru/remeslo-ru. (дата обращения: 20.07.2020).

11. Социальное развитие СССР (Статистический сборник) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://istmat.info/node/20510 (дата обращения: 20.12.2019).

12. Статистический ежегодник Республики Беларусь / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; под общ ред. И. В. Медведевой. - Минск, 2018. - 490 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by (дата обращения: 20.07.2020).

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

13. Труд и занятость в Республике Беларусь: Статистический сборник / Нац. стат. ко -митет Республики Беларусь; под общ ред. И.В. Медведевой. - Минск, 2018. - 310 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. (дата обращения: 20.07.2020).

14. Туризм и туристичекие ресурсы в Республике Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [редколлегия: И.В. Медведева (председатель) и др.]. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. - 31 с.

15. Центр экономических и политических реформ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cepr.su/(дата обращения: 20.07.2020).

16. Human Development Reports Human Development Data (1990-2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/data. (дата обращения: 20.07.2020).

17. The HDI ranking in 2001 is in relation to 175 countries and in 2010 in relation to 169 countries. Methodological enhancements in HDI calculations have resulted in notable improvements in the countries' rankings. Sources: MFMOD Database, World Bank WDI and GEM databases, IMF. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pubdocs. worldbank.org/en/669771492021930847/data-rus.pdf. (дата обращения: 20.07.2020).

BIBLIOGRAPHY:

1. Aganbegyan A.G. Preodolenie bednosti i sokrashhenie neravenstva po doxodam i potrebleniyu v Rossii. // Vserossijskij e'konomicheskij zhurnal «E'KO». - 2017. - №9. - s.66-84.

2. Belorusskoe obshhestvo gluxix. - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://belog. org/ (data obrashheniya: 20.12.2019).

3. Belorusskoe obshhestvo invalidov. - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https:// beloi.by/ (data obrashheniya: 20.12.2019).

4. Belorusskoe tovarishhestvo invalidov po zreniyu. - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://beltiz.by/ (data obrashheniya: 20.12.2019).

5. Vserossijskoe obshhestvo gluxix [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. voginfo.ru (data obrashheniya: 20.12.2019).

6. Vserossijskoe obshhestvo invalidov [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.voi.ru (data obrashheniya: 20.12.2019).

7. Institucional'ny'e osnovy' razvitiya sociaFnogo predprinimateFstva: zarubezhny'j opy't: Monografiya / Pod red. L.V. Dukanich. - M.: MAKS Press, 2020. - 140 s.

8. O prioritetax social'noj politiki / A.G. Aganbegyan. - M.: IzdateFskij dom «Delo» RANXiGS, 2018. - 540 s.

9. Oficial'ny'j portal Fonda «Nashe budushhee», 2018. [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nb-fund.ru/ (data obrashheniya 25.10.2019).

10. Remeslennaya deyatel'nost'. Ministerstvo e'konomiki Respubliki Belarus'. [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://economy.gov.by/ru/remeslo-ru. (data obrashheniya: 20.07.2020).

11. Social'noe razvitie SSSR (Statisticheskij sbornik) [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://istmat.info/node/20510 (data obrashheniya: 20.12.2019).

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

12. Statisticheskij ezhegodnik Respubliki Belarus' / Nacz. stat. komitet Resp. Belarus'; pod obshh red. I. V Medvedevoj. - Minsk, 2018. - 490 s. [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.belstat.gov.by (data obrashheniya: 20.07.2020).

13. Trud i zanyatost' v Respublike Belarus': Statisticheskij sbornik / Nacz. stat. komitet Respubliki Belarus'; pod obshh red. I.V Medvedevoj. - Minsk, 2018. - 310 s. [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.belstat.gov.by. (data obrashheniya: 20.07.2020).

14. Turizm i turistichekie resursy' v Respublike Belarus': statisticheskij sbornik / Nacional'ny'j statisticheskij komitet Respubliki Belarus' [redkollegiya: I.V Medvedeva (predsedatel') i dr.]. - Minsk: Nacional'ny'j statisticheskij komitet Respubliki Belarus', 2020. - 31 s.

15. Centr e'konomicheskix i politicheskix reform [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://cepr.su/(data obrashheniya: 20.07.2020).

16. Human Development Reports Human Development Data (1990-2018) [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://hdr.undp.org/en/data. (data obrashheniya: 20.07.2020).

17. The HDI ranking in 2001 is in relation to 175 countries and in 2010 in relation to 169 countries. Methodological enhancements in HDI calculations have resulted in notable improvements in the countries' rankings. Sources: MFMOD Database, World Bank WDI and GEM databases, IMF. [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://pubdocs. worldbank.org/en/669771492021930847/data-rus.pdf. (data obrashheniya: 20.07.2020).

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.