¡.Менеджмент организации: теория и практика/ Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева- М.: Изд-во «Омега-Л», 2011 - 488с.
2.Евстюхина М.С. Формирование кадрового потенциала машиностроительного предприятия в условиях инновационного развития/ М.С.Евстюхина, // Регионология. -2013. - №1. - 160-163 с.
3. Самойлович В.Г. Организация производства и менеджмент - М.: Академия, 2008 -480с.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭВОЛЮЦИЯ
ПОНЯТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
Блаженкова Наталья Михайловна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Финансы и банковское дело»;
Поаншваль Наталья Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и банковское дело»
Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа
В статье предпринята попытка проследить эволюцию понятия «социальное предпринимательство», исследовать трактовки этого понятия практиками современного социального бизнеса. Проведен анализ современного состояния социального предпринимательства и обозначены перспективы развития этого инновационного вида деятельности, направленного на проведение социальных преобразований в обществе в целом или его ограниченной группе.
Единого определения социального предпринимательства учёные пока не выработали. Найти универсальное определение социального предпринимательства столь же сложно, как и определение самого предпринимательства. Различия в трактовке второго термина приводят к различным определениям первого.
Термин «социальное предпринимательство» воспринимается населением по-разному, поскольку данный вид бизнеса в России только формируется. За рубежом с ростом популярности термин «социальное предпринимательство» приобрел широкий круг значений и стал использоваться в разных контекстах, когда речь идет о социально полезной деятельности.
Исследователи Д. Брок, С. Стейнер и М. Ким собрали тринадцать различных трактовок социального предпринимательства. Куда вошло определение, данное ученым Грегори Дизом, который первым выделил пять основных факторов, определяющих социальное предпринимательство:
1) - принятия на себя миссии, направленной на создание и поддержание социальной ценности (а не только личной выгоды);
2) выявление и неустанной реализации новых возможностей, связанных с выбранной миссии;
3) участие в процессе постоянных инноваций, адаптации и обучения;
4) смелых действий, не ограниченных располагаемыми ресурсами;
5) обостренное чувство ответственности предпринимателя за социальные результаты своей деятельности - как перед непосредственными клиентами (социальными группами), так и перед обществом в целом [5].
По убеждению Г. Диза, общество созрело для того, «чтобы решать социальные проблемы предпринимательскими средствами», так как социальное предпринимательство «соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью».
Следует отметить, что первые исследователи вопросов социального предпринимательства, проводили прямую аналогию с традиционным предпринимательством. Так Г. Диз в работе «Значение термина «социальное предпринимательство»» [5] заимствует определение предпринимательства из работ Йозефа Шумпетера, Жана-Батиста Сэя, Питера Друкера и Уильяма Стивенсона, а затем добавляет к нему социальный аспект. По мнению Г. Диза социальное предпринимательство - это применение лучших практик традиционного предпринимательства для реализации социальной миссии или цели.
В определениях первых исследователей социальное предпринимательство характеризовалось как особый вид предпринимательской деятельности, направленный на однократное или краткосрочное решение социальных проблем. Однако общественные и экологические проблемы не решаются с помощью разовых действий. Требуются системные изменения, приводящие к долгосрочным преимуществам. Именно этот тип изменений является основным объектом работы социальных предпринимателей. И этот признак социального предпринимательства выделяют С. Элворд, Д. Браун и К. Леттс в работе «Социальное предпринимательство и социальная трансформация» [4], подчеркивая, что конечным результатом этой деятельности будут долгосрочные глубинные социальные изменения. Таким образом, исследователи добавляют к определению социального предпринимательства тему устойчивости и трансформации: «Социальное предпринимательство находит инновационные решения для самых актуальных социальных проблем и мобилизует идеи, ресурсы и социальные меры, необходимые для устойчивых социальных трансформаций», обращая внимание на такие черты предпринимательства, как инновационно сть, способность к мобилизации ресурсов и нетворкинг («социальные меры»).
Однако в вышеизложенных определениях социального предпринимательства не рассматривается вопрос об организационной структуре, которую могут использовать предприниматели. Исследователи разделились на две группы: одни считают, что решение общественных проблем является частью деятельности некоммерческих организаций, другие подчеркивают, что социальный бизнес - это вид коммерческой деятельности, направленный на решение социальных проблем.
Позже исследователь Джефри Робинсон [3] объединил эти утверждения, предполагая, что социальное предпринимательство может реализовываться как через коммерческие, так и некоммерческие структуры. По его мнению, социальное предпринимательство - это процесс, включающий в себя выявление конкретной социальной проблемы и конкретные методы ее решения, оценку степени социального влияния, бизнес-модели и устойчивости проекта, а также создание коммерческой структуры (ориентированной на выполнение социальной миссии) или некоммерческой структуры (выполняющей бизнес-задачи), обеспечивающей двойной (или тройной) результат, то есть результат экономический, социальный и экологический.
В последующих трактовках социального предпринимательства прослеживается инновационный характер деятельности и применение предпринимательского подхода к решению общественных проблем.
Так Дж. Мэйр и И. Марти описывают социальное предпринимательство как инновационную модель предоставления товаров и услуг, необходимых для обслуживания потребностей слабо защищенных слоёв населения, которые остаются неудовлетворенными политическими или экономическими институтами.
Рассмотрим трактовки социального предпринимательства с позиции практиков. Как практическая деятельность социальное предпринимательство получило широкое распространение в 80-90-х годах прошлого столетия, благодаря Кантер и Биллу Дрейтону, основателям социальной филантропической организации ЛвИока, а также Чарльзу Лидберту. По их мнению, решать социальные проблемы нужно раз и навсегда. Выражаясь словами Б. Дрейтона, «социальные предприниматели не удовлетворяются тем, чтобы дать голодному человеку рыбу или научить его ловить ее. Они не успокоятся, пока не произведут настоящую революцию в рыболовной отрасли».
Известный практик современного социального предпринимательства Мухаммед Юнус считает, что к социальному предпринимательству можно отнести любую инновационную инициативу, у которой главной целью деятельности является помощь людям.
Особую роль в развитии социального предпринимательства играет фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [2], трактующей социальное предпринимательство как новаторскую деятельность, направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Социальное предприятие должно ориентироваться на работу в рыночных условиях и стремиться к достижению статуса самофинансируемой организации, а полученная прибыль должна полностью реинвестироваться (направляться на развитие организации), в отличие от распределения прибыли среди участников или акционеров традиционного бизнеса. Фонд оказывает всевозможного рода поддержку социальным проектам, которые соответствуют следующим критериям соци-
ального предпринимательства: социальное воздействие, финансовая устойчивость, инновационность, предпринимательский подход, самоокупаемость и тиражируемо сть.
В целом, на сегодняшний день общество воспринимает социальное предпринимательство как эффективный способ реализации социально-экономической деятельности, соединяющий в себе социальное назначение организации с инновационностью услуги (товара) либо механизмов ее предоставления, а также с финансовой устойчивостью и самоокупаемостью, и способностью к тиражированию и масштабированию.
Попытки дать различные определения социальному предпринимательству наглядно показывает, что эта область бурно растет и быстро меняется.
Первым системным исследованием природы и практики реализации социального предпринимательства, выполненным в Высшей школе экономики в 2011 году, стала коллективная монография «Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования», где к социальному предпринимательству подошли как к инновации в социальной сфере, способной стать рентабельной, безубыточной. В монографии коллективом авторов проведено исследование успешных в области социального предпринимательства международных и российских проектов.
Совсем недавно появился каталог успешных практик российского социального предпринимательства. В ноябре 2014 года вышел в свет сборник «Социальное предпринимательство России», включающий 146 успешных российских социальных проектов, 9 из которых реализованы социальными предпринимателями в Республике Башкортостан (проекты реализованы в сфере социальной защиты, образования и медицины). Презентация сборника и некоторых проектов, включенных в него, прошла в рамках Всероссийской конференции «Социальное предпринимательство России» в Российском государственном социальном университете.
Колоссальный вклад в развитие социального предпринимательства в России вносит фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основанный в 2007 году президентом компании «ЛУКойл» Вагитом Алекперовым. Фонд осуществляет финансовую, информационную, организационную и консультационную поддержку социальным предпринимателям, проводит конкурсы проектов в сфере социального предпринимательства, участвует в разработке законопроекта о социальном предпринимательстве, реализует проект «Сбытовой консалтинг», направленный на продвижение продукции социальных предпринимателей, распространяет идеи социального предпринимательства в обществе.
Фонд «Наше будущее» за семь лет существования поддержал беспроцентными займами 124 социальных проекта в 47 регионах России на общую сумму 269,75 млн. руб. [2]. При этом наибольшую активность проявили предприниматели Волгоградской области, Пермского края и Вологодской области. В рамках поддержанных проектов создано более 800 ра-
бочих мест. Из них более 200 мест для людей с ограниченными возможно -стями.
В 2014 году Фонд впервые выдал займ социальному предпринимателю из Республики Башкортостан. Им стала Лилия Исламова с проектом по созданию сети частных детских садов «Я-Гений». В настоящее время на очереди в детские сады Башкирии стоят 70 000 детей. Проект направлен на смягчение проблемы доступа в детские дошкольные учреждения в регионе и обеспечение местами максимального количества дошкольников.
Все поддержанные проекты направлены на решение или смягчение социальных проблем общества и действуют на условиях самоокупаемости и устойчивости:
- 53 проекта в сфере дошкольного, начального, высшего и дополнительного образования, физического развития детей, включая детей с особенностями в развитии;
- 27 проектов, востребованы в сфере социальной реабилитации незащищенных слоев населения, включая людей с ограниченными возможностями;
- 11 проектов в сфере повышения качества и доступности медицинских услуг;
- оставшиеся 33 проекта реализованы в сфере культуры, сельского хо -зяйства, трудоустройства молодежи, экологии и пропаганды здорового образа жизни среди населения.
Для успешного распространения социального предпринимательства на территории России организуются и проводятся круглые столы, конференции, вебинары, слёты предпринимателей, выпускаются книги, создаются образовательные курсы и школы социального предпринимательства.
Так, школа социального предпринимательства выступает коммуникативной площадкой, где происходит обсуждение идеи, разработка проекта, поиск источников финансирования, проводятся мастер-классы по стратегическому планированию, проектной работе, маркетингу, бюджетированию, рекламе, РЯ, значительная часть времени отдается консультациям с ведущими специалистами и встречам с предпринимателями.
Как показывает практика, эффективность школ социального предпринимательства достаточно высока - порядка 70-80% прошедших обучение выходят на завершение проектов и открывают свое социальное предприятие, весьма успешное и устойчивое.
Юридическая база социального предпринимательства успешно развита в Великобритании и Италии, во многих европейских странах законодательно понятие «социальное предпринимательство» не разработано, но существует ряд законов, которые регулируют деятельность таких предприятий.
Для развития сектора социального предпринимательства, находящегося сегодня в фазе «инкубации», социальным предприятиям нужно получить несколько иной официальный статус, позволяющий пользоваться налого-
выми льготами. Поэтому создание в России соответствующей нормативной базы и законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство» необходимо для развития социального предпринимательства. Однако сначала изменения должны произойти не в законодательстве, а в понимании обществом необходимости и действенности социального предпринимательства.
В 2014 году социальным предпринимательством в том или ином виде в России занимается только 1,1% предпринимателей. Агентство стратегических инициатив и Министерство труда РФ ставит целью увеличить количе -ство организаций, занятых в сфере оказания социальных услуг до 10%.
Позволит сделать сферу социальных услуг привлекательной для инвесторов допущение с 01 января 2015 года негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей к социальному обслуживанию населения, прописанное в новом федеральном законе №442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» [1], согласно кото -рому учреждения социального обслуживания подлежат льготному налогообложению в порядке, установленным законодательством РФ.
Следует предположить, что в будущем возникнет высокая конкуренция за рынок социальных услуг для населения: в этой борьбе примут участие социальные предприятия, бизнес, государственные и некоммерческие организации.
Активное развитие интернета, возможно, приведет к созданию международных и национальных сетей социальных микропредприятий, объединенных по принципу решения одинаковой социальной проблемы и использования общих подходов.
На помощь небольшим компаниям также придут различные краудсор-синговые платформы, занимающиеся коллективным финансированием социальных проектов (краудфандингом). В дальнейшем они будут аккумулировать информацию и станут интернет-площадкой для своеобразного брейнсторминга с целью масштабирования и запуска успешных кейсов в ряде стран и регионов.
В перспективе крупные социальные организации могут столкнуться с проблемой потери статуса социального предприятия из-за погони за ростом и выполнением запросов инвесторов. Сохранению социальной миссии при расширении компании будет способствовать развитие социального франчайзинга, построенного на принципах коммерческого, но требующего более глубокого партнерства, что позволит быстрее масштабировать бизнес-модели, доказавшие свою эффективность.
Требуются изменения в работе специальных фондов, занимающихся инвестированием в социальные проекты. Из-за отсутствия в обществе массового понятия сущности социального предпринимательства эти фонды финансируют социальные проекты, как правило, только некоммерческих организаций, хотя положительное воздействие на общество может быть дос-
тигнуто за счет партнерства с более широким кругом организаций. Поэтому для повышения эффективности работы данным фондам необходимо не только стать венчурным филантропом, но и пересмотреть свою политику по распределению грантов, ориентируясь исключительно на достигаемый социальный эффект. В будущем будут появляться все новые фонды, внося свой вклад в рост сектора социальных предприятий.
В перспективе представители социального бизнеса по-прежнему будут работать на переднем фронте социальных инноваций, осваивая новые бизнес-модели и генерируя новые комбинации ресурсов.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
2. О фонде «Наше будущее» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nb-fund.ru/about-us/ (дата обращения 24.11.2014)
3. Презентация к лекции Джефри Робинсона «Как стать социальным предпринимателем?» (NewDevelopments in Social Entrepreneurship-Mar2014-HSE.pdf) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://socentr.hse.ru/news/117226671.html (дата обращения 02.05.2014)
4. Alvord, S.H., Brown, L.D., & Letts, C.W. (2004). Social Entrepreneurship and societal transformation. Journal of Applied Behavioral Science.
5. Dees, J.G. The meaning of «Social Entrepreneurship». Center for Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001 (revised vers.)
БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК СПОСОБ ПОГАШЕНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КРЕДИТУ Богатырева Светлана Николаевна
к.э.н., доцент кафедры учета, анализа и налогообложения Псковский государственный университет
В статье рассматривается состояние расчетов населения РФ и Псковской области по потребительским кредитам. Представлены способы погашения просроченной задолженности по кредитам. Анализируется содержание Законопроекта «О банкротстве физических лиц» и предлагаются новые положения в части возбуждения дела о банкротстве заемщика с целью использования института банкротства в качестве социальной меры и защиты населения.
Ключевые слова: потребительские кредиты, задолженность, банкротство
Актуальность темы исследования обусловлена наличием негативных тенденций в области кредитования физических лиц, а именно увеличением просроченной задолженности по кредитным обязательствам.