Федорова Ирина Владимировна Федорова Марина Владимировна Российский государственный университет правосудия
Уральский филиал
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
Россия, Челябинск firina.fvodorova@ya.ru fmarina.fyodorova@ya.ru Fedorova Irina Vladimirovna Fedorova Marina Vladimirovna Russian State University of Justice
Uralian branch
Faculty of training specialists for the judicial system
Russia, Chelyabinsk
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ
И ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ Аннотация: в настоящее время накоплен значительный эмпирический материал по проблеме социального предпринимательства. Однако пока еще не выработано общего мнения о природе и границах социального предпринимательства, об оценке эффективности определенной модели данного феномена. В статье рассматриваются вопросы социального предпринимательства как одного из действенных способов решения общественных проблем, изучена история развития явления, исследована сущность социального предпринимательства, проанализированы подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «социальное предпринимательство». Сделан вывод о том, что необходимы более глубокое изучение и популяризация института социального предпринимательства. Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальные проблемы, школы, инновация, некоммерческая организация.
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: THE EVOLUTION OF CONCEPTS AND
THE FORMATION OF APPROACHES Annotation: considerable empirical material has been accumulated on the problem of social entrepreneurship. However, a common opinion has not yet been developed on the nature and boundaries of social entrepreneurship, on assessing the effectiveness of a particular model of this phenomenon. The article discusses the issues of social entrepreneurship as one of the most effective ways to solve social problems, studies the history of the development of the phenomenon, explores the essence of social entrepreneurship, analyzes the approaches of domestic and foreign scientists to the definition of "social entrepreneurship". It is concluded that a deeper study and popularization of the institution of social entrepreneurship is necessary. Key words: social entrepreneurship, social enterprise, social problems, schools, innovation, non-profit organization.
Социальное предпринимательство представляет собой быстро распространяющуюся в мировом пространстве практическую деятельность, интегрирующую процесс получения экономической и социальной выгоды.Как отмечали Дж. Остин, Г. Стивенсон и Дж. Вей-Скилерн, цель социального предпринимательства заключается в создании социальной ценности для общества, в то время как коммерческое предпринимательство направлено на поддержание прибыльных операций в личных целях[9, с. 65].
Ученым, который впервые в конце 1990-х годов исследовал социальное предпринимательство, стал Грегори Диз, директор Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка (США). Г. Диз представил социальное предпринимательство как сферу деятельности и новую область для изучения в труде «Значение термина "социальное предпринимательство"» («The Meaningof "Social Entrepreneur ship"») [15]. По мнению автора, социальное предпринимательство есть применение практик традиционного предпринимательства для реализации социальной миссии. Сара
Элворд дополнила данное определение следующим образом: «социальное предпринимательство находит инновационные решения для самых актуальных социальных проблем и мобилизует идеи и ресурсы, необходимые для устойчивых социальных трансформаций» [14, с. 266]. Таким образом, характерными чертами социального предпринимательского поведения являются инновационность и способность к мобилизации ресурсов, конечным же продуктом данной деятельности выступают долгосрочные социальные изменения.
Мухаммад Юнус сформулировал определение социального предпринимательства через призму сравнения с традиционным предпринимательством: «социальное предпринимательство отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями и направлено на решение социальных проблем за счет производства продуктов и услуг» [13].
Дж. Маир и И. Марти описывали социальное предпринимательство, используя характерные черты этого явления: во -первых, социальное предпринимательство есть процесс создания ценности за счет использования новых комбинаций ресурсов, во-вторых, комбинации ресурсов предназначены, прежде всего, для создания возможностей получения социальных благ посредством активизации общественных изменений, в третьих, социальное предпринимательство представляет собой процесс (производство товаров и услуг) [6, с. 170].
В России работа российских ученых М.Л. Баталиной, А.А. Московской, Л.Д. Тарадиной «Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России»в начале XXI в. была одной из первых, в которой анализировались теоретические основы социального предпринимательства на основе обобщения опыта становления и развития данного явления в зарубежных государствах [1], поскольку в России социальное предпринимательство как практическая деятельность начало развиваться совсем недавно [5, с. 26].
С точки зрения А.А. Московской, социальное предпринимательство - это новый способ социально-экономической деятельности, соединяющий социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости [10], где отмечены особенности социально-ориентированной предпринимательской деятельности: во-первых, новаторство (новые идеи по решению общественных проблем и новые комбинации человеческих и экономических ресурсов для решения поставленных задач), во-вторых, целенаправленное решение социальных проблем, в-третьих, самоокупаемость и финансовая независимость предприятий, в-четвертых, инновационный подход к решению проблем. Таким образом, социальное предпринимательство повышает экономическую эффективность посредством введения в оборот новых, ранее не использованных ресурсов [6, с. 170]. Поскольку же социальное предпринимательство возникает там, где государство недостаточно эффективно решает социальные проблемы, критерий самоокупаемости проектов имеет особую важность [2, с. 118].
Среди российских ученых, изучающих социальное предпринимательство, выделим А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонову. По мнению исследователей, социальные предприятия созданы для достижения общественно значимых целей и решения проблем в социальной сфере, призваны создавать рабочие места и комфортные условия обучения для социально уязвимых групп населения. Российские ученые определили, что социальный эффект характеризуется заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве [7, с. 52].
Таким образом, по мнению большинства российских и зарубежных авторов, социальное предпринимательство есть новый способ ведения социально-экономической деятельности, который объединяет социальные цели предприятия с предпринимательскими инновациями и достижением самоокупаемости, это применение технологий традиционного
предпринимательства для деятельности на благо общества и экологии, решения общественных проблем.
Отечественные и зарубежные ученые, изучая становление и развитие института социального предпринимательства, осуществляют анализ данного понятия, выделяют его характерные черты. Однако в настоящее время однозначное определение понятия «социальное предпринимательство» отсутствует вследствие того, что особенности рассматриваемого феномена укоренены в социальном, экономическом, политическом и культурном контекстах, в которых появляются социальные предприятия. Исходя из этого, вопрос исторически сложившихся моделей социального предпринимательства и специфических особенностей их проявления составляет предмет дискуссии исследователей [8, с. 30].
Социальное предпринимательство, являясь особым видом экономической деятельности, стало формироваться в конце XX века в США и Западной Европе. Различия в географических традициях обусловили появление определенных школ, раскрывающих суть социально-ориентированной деятельности: 1) социально-инновационная (Дж. Томпсон, С. Элворд, Дж. Маир и И. Марти); 2) социально-предпринимательская (Дж. Кримминс, М. Киль, Дж. Эмерсон, Ф. Тверский); 3) EMES (У. Стефан, Л. Уланер, Р. Спир, И. Видал); 4) английская школа развития социального предпринимательства.
Возникновение американской школы (социально-предпринимательской и социально-инновационной) связано с экономическим спадом 1970-х годов, оказавшим воздействие на сокращение федерального бюджета в Соединенных Штатах Америки и приведшим к недостаточному финансированию некоммерческих организаций (далее - НКО) в сферах образования, здравоохранения и охраны окружающей среды. Решение проблемы виделось во введении и расширении коммерческой деятельности в НКО, где важным было получение дохода от социально-ориентированной деятельности. Это и определило использование термина «социальное предпринимательство». Таким образом, американский подход основывается на определении социального
предпринимательства как рыночной деятельности, служащей социальной цели вне зависимости от сектора деятельности и организационно-правовой структуры. Развитие и совершенствование инфраструктуры рассматриваемого явления в США происходит под руководством частных фондов, из которых наиболее известны Фонд «Ашока» (был создан в 1980 году в Вашингтоне, это глобальная ассоциация, деятельность которой направлена на поиск и поддержку лиц и организаций, действующих в сфере социального предпринимательства) и Фонд Сколла (образован в 1999 году, это международный некоммерческий фонд, специализирующийся на инвестициях в здравоохранение и образование в развивающихся странах) [3, с. 160; 4, с. 93].
Социально-инновационная школа, представленная такими учеными, как Дж. Томпсон, С. Элворд, Дж. Маир и И. Марти, в своих исследованиях фокусируется на социальных предпринимателях как отдельных лицах, решающих социальные проблемы инновационным и эффективным путем.На развитие социально-инновационных школ американской традиции значительную роль оказывают частные фонды.
В социально-предпринимательской исследовательской школе основным объектом является организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью и получающая доход в ходе выполнения социальной миссии. Значительная часть исследований сторонников подхода основана на интересе социально-ориентированных организаций к коммерческому подходу и к стратегиям, которые обеспечивали бы доход в некоммерческой сфере деятельности. Первыми, кто изучил и проанализировал подобные практики, были Дж. Кримминс и М. Киль. В 1990-х годах организация «Альянс социальных предпринимателей» охарактеризовала социальное предпринимательство как стратегию, осуществляемую некоммерческой организацией и направленную на получение прибыли с целью генерации дохода в поддержку благотворительной миссии этой организации [3, с. 161 -162].
Европейский подход такжевозник на фоне кризиса 1970-х годов, но в сравнении с американской школой, он основывался на развитии третьего сектора экономики, функционирующего в областях, где наблюдался недостаток в предоставляемых государственных услугах. Именно это подтолкнуло субъектов гражданского общества к созданию новых социальных предприятий, в то время как в США социально-ориентированную деятельность осуществляли уже действующие предприятия. Европейское социальное предпринимательство, главным образом, ориентировалось на незащищенные слои населения, разрабатывало программы трудоустройства безработных. Школа характеризуется как некоммерческий тип, и возникла она для создания социальных благ. Стратегическое развитие инициировалось правительством на региональном и национальном уровнях [8, с. 31-32; 11, с. 105].
Европейская школа исследования социального предпринимательства основана на базе EMES (The Emergence of Social Enterprisein Europe)- научно-исследовательской сети, образовавшейся в 1996 г. в результате объединения ученых, сотрудничавших с целью изучения феномена социального предпринимательства в странах Европейского Союза. Основная задача исследований заключается в выявлении причин возникновения социального предпринимательства на территории Западной Европы. У. Стефан, Л. Уланер, Р. Спир и И. Видал, обозначая в качестве цели социально-ориентированной деятельности удовлетворение потребностей общества, показывают ключевую роль государственной поддержки в данном виде деятельности. Европейский подход на базе EMES использует ряд дисциплин в процессе изучения рассматриваемого института: экономику, социологию, политические науки. Как и в социально-предпринимательской школе, объектом исследования является организация в форме ассоциации, кооператива, организации взаимопомощи и фонда. В отличие от социально-предпринимательской школы, накладывающей ограничение на распределение прибыли, европейская школа допускает некоторое распределение прибыли внутри кооперативов.
Английский подход отличается от американского и европейского, а следовательно, позволяет его выделить как самостоятельный. Лейбористская партия, победившая на выборах в 1990-х годах в Великобритании, проводила политику стимулирования партнерских отношений между гражданским обществом, государственным и частным секторами. С целью распространения социального предпринимательства по всей стране правительство Т. Блэра организовало Коалицию социальных предпринимателей и в рамках Департамента торговли и промышленности создало группу социальных предпринимателей. Внутри департамента социальному предпринимательству было дано следующее определение: «предприятия, руководствующиеся социальными целями, прибыль которых идет на реинвестирование в это же предприятие или на решение общественных проблем, а не на максимизацию прибыли собственников и акционеров». В 2004 году в Великобритании появилась новая юридическая форма для социально-ориентированных предприятий - CIC (Community Interest Company). С 2006 года все вопросы, связанные с социальным предпринимательством, были переданы в Управление третьего сектора (The Office of the Third Sector - OTS), основной задачей которого были обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для добровольных и общественных групп, социальных предприятий, благотворительных и общественных организаций, кооперативов. В отличие от школы EMES, производимые товары и услуги могут быть как связаны, так и не связаны с главной целью социально-ориентированной организации [3, с. 163]. Большинство европейских стран ссылаются на английский опыт поддержки социального предпринимательства, поскольку именно Великобритания является лидером в этой области [8, с. 34].
Важное различие американского и европейского подходов состоит том, что в Европе социальное предпринимательство активно поддерживается государством. Также в европейских государствах статус социальных предприятий закреплен в национальном законодательстве, действуют специальные комплексные программы, направленные на их развитие. Спектр
государственных инициатив в этой области также многообразен и включает финансовую поддержку, в том числе через специальные фонды социального инвестирования, предоставление консультаций по вопросам развития бизнеса, инфраструктурную поддержку, повышение осведомленности об их деятельности, стимулирование обмена опытом и сотрудничество [11, с. 104 -105].
Российский опыт развития социального предпринимательства вобрал в себя как американскую, так и европейскую традиции. В связи с этим к организациям, являющимся социально-ориентированными предприятиями, относятся как коммерческие, так и некоммерческие организации.
На основе сказанного выше, приходим к выводу, что социальное предпринимательство как сложное, системное и динамичное явление, развивающееся на стыке разных концепций, форм и несущее в себе ярко выраженные национальные особенности, не может быть определено легко и однозначно. В результате существует многообразие трактовок этого понятия в научной литературе. Теоретические же основы современного социального предпринимательства заложили такие зарубежные исследователи, как Г. Диз, Дж. Томпсон, С. Элворд, Дж. Маир и И. Марти.
Главное, что выделяют все исследователи рассматриваемого феномена, -это решение социально значимых проблем, повышение общественного благосостояния. К основным признакам социального предпринимательства относятся также: 1) инновационность (применение новых подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие); 2) самоокупаемость и финансовая устойчивость (способность социального предприятия решать социальные проблемы пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности); 3) масштабируемость и тиражируемость (увеличение масштаба деятельности социального предприятия и распространение опыта с целью увеличения социального воздействия); 4) предпринимательский подход (способность аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние
на общество). Отличительная особенность социального предприятия от благотворительных фондов состоит в том, что социальный предприниматель не просто выделяет денежные средства в какой-либо фонд и не имеет четкого представления, на какие цели будут использованы эти ресурсы, и фактически не может оценить социальные последствия своего вклада, а создает организацию, цель которой заключается в самостоятельном создании социальной ценности [12, с. 103-104].
Несмотря на многочисленные труды в сфере социального предпринимательства, научная дискуссия в данном направлении далека от завершения, равно как и в отношении вопросов о многообразии подходов к социальному предпринимательству. В настоящее время важны как сбор эмпирического материала о деятельности социальных предприятий, так и теоретические обобщения, поскольку прослеживается необходимость в системном анализе социального предпринимательства: выявлении места и роли, специфических черт и границ этого феномена в современном мире.
Список литературы:
1. Баталина, М. Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М.Л. Баталина, А.А.Московская, Л.Д. Тарадина. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 84 с.
2. Булыгина, Н. И. Социальное предпринимательство в России: текущее состояние и особенности развития / Н.И. Булыгина, Н.П. Иващенко // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. № 1 (10). С. 114-132.
3. Веретенникова, А. Ю. Мировые научные школы исследования социального предпринимательства / А.Ю. Веретенникова, К.М. Козинская, Е.В. Попов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально -экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5. № 1. С. 157-177.
4. Веретенникова, А.Ю. Финансовые инструменты развития социального предпринимательства / А.Ю. Веретенникова, К.М. Козинская, Е.В. Попов //
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 91-108.
5. Герасикова, Е.Н. Социальное предпринимательство: потенциал и меры поддержки / Е.Н. Герасикова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 7. С. 26-32.
6. Клиндух, Р.В. Социальное предпринимательство: понятийно -терминологическая систематизация / Р.В. Клиндух // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Том 9. № 3. С. 167-178.
7. Макаревич, А.Н. Сущность и специфика социального предпринимательства в России / А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонова // Российское предпринимательство. 2012. № 24 (222). С. 52-56.
8. Мирошниченко, О.Н. Социальное предпринимательство как перспективный формат сотрудничества государственной власти, бизнеса и общества / О.Н. Мирошниченко, В.В. Семенова // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 3 (18). С. 29-49.
9. Морошкина, М.В. Социальное предпринимательство - форма экономической активности / М.В. Морошкина, Л.В. Мурашкина // Социум и власть. 2019. № 3 (77). C. 63-75.
10. Московская, А.А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / А.А. Московская. М.: Высшая школа экономики, 2011. 288 с.
11. Московская, А.А. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России / А.А. Московская, И.В. Соболева // Проблемы прогнозирования. 2016. № 6 (159). С. 103-111.
12. Мухин, А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства / А.В. Мухин // Новые технологии. 2011. № 2. С. 103-106.
13. Юнус, М. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма / М. Юнус, А. Жоли. М.: Альпина Паблишер, 2009. 307 с.
14. Alvord S.H. Social Entrepreneurship and Societal Transformation / S.H. Alvord, L.D.Brown, C.W. Letts// Journal of Applied Behavioral Science. 2004. № 3 (40). 260-282р.
15. Dees, J.G. The Meaning of «Social Entrepreneurship» [Электронный
ресурс] // Fuqua Centers. - URL:
https://centers.fuqua.duke.edu/case/wpcontent/uploads/sites/7/2015/03/Article_Dees_ MeaningofSocialEntrepreneurship_2001.pdf.