Научная статья на тему 'Социальное посредничество как технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов'

Социальное посредничество как технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4348
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чапаева Лена Анатольевна

В статье дана общая характеристика сущности и значения социального посредничества как технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное посредничество как технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов»

6. Калабихина И. Е. Российская неполная семья : перспективы и реалии. Теоретический и практический аспект экономического развития / И. Е. Калабихина. — М. : ТЕИС, 1997. — 264 с.

7. Киреева Е. Семеро для одного... Самый многодетный отец-одиночка Мордовии живет в Ка-

дошкине / Е. Киреева // Столица С. — 2008. — № 8.

8. Лелеков В. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних / В. А. Лелеков, Е. В. Кошелева // Инновационные процессы в российском праве, экономике и исторической науке : сб. материалов Междунар. науч.-иракт. конф. : в 2 ч. Право. — Шадринск : ШГПИ. — 2009. -

Ч. 1. - С. 98-108.

9. Работа для несовершеннолетних // Портал RABOTA.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rabota.ru/guide/career/rabota_dIja_nesov егБЬеппо letnih.html. — Загл. с экрана.

10. Тюгашев Е. А. Семьеведение : учеб. пособие / Е. А. Тюгашев. — Новосибирск : СибУПК,

2006. - 194 с.

Поступила 28.11.11.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Е. А. Чапаева

В статье дана общая характеристика сущности и значения социального посредни-I чества как технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инва-

лидов.

( В современной России многие катего-| рии семей могут быть отнесены к разряду \ социально уязвимых. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, входят в их число и объективно нуждаются в повышенной соци-! альной защите.

к

{ Инвалидность в детском возрасте — это | «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность | включения ребенка в адекватные возрасту ( воспитательные и педагогические процессы, | в связи с чем возникает необходимость в | постоянном дополнительном уходе за ним, [ помощи или надзоре» [3, с. 282]. Необхо-! димость повышенной заботы о ребенке-инва-] лиде влияет на личностные особенности | всех членов такой семьи и характер взаимо-\ отношений между ними, создавая специфи-( ческий микроклимат, порождая дефицит | общения, материальные затруднения, изме-| нение трудовой и социальной активности

I

взрослых и детей. Другими словами, семьи с детьми-инвалидами — это семьи с особым социальным статусом, со специфическим комплексом медико-социальных, социально-правовых , социально-психологических, социально-педагогических, социально-бытовых и иных проблем.

В социальной работе с данными семьями применяются различные технологии: социальная диагностика, социальная профилактика, социальное консультирование, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная реабилитация и др. Одним из неотъемлемых элементов данной деятельности, ее важной функцией и технологией является также социальное посредничество.

В. И. Ожегов в своем знаменитом «Словаре русского языка» трактует посредничество как «...содействие соглашению, сделке между сторонами» [1, с. 522]. В других источниках, например, в «Современной энциклопедии социальной работы»

© Е. А. Чапаева, 2012

158

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 [ № 1

при толковании данного понятия авторы обращаются к английскому слову meditator, что в переводе на русский язык означает «...субъект, находящийся между (посередине) спорящими социальными субъектами» [2, с. 205]. Таким образом, подчеркиваются общие характеристики посредничества, а именно: 1) существование нескольких субъектов деятельности, которые озабочены решением общей проблемы; 2) наличие между данными субъектами конфликта, непонимания или рассогласованности действий по общей проблеме; 3) активная роль посредника, выступающего между данными субъектами в качестве, как минимум, «третьей стороны», задача которого содействовать локализации существующего между ними конфликта, устранять непонимание и рассогласованность действий по его решению [4, с. 33].

Применительно к социальной работе в целом и к социальной помощи семьям с детьми-инвалидами, в частности, социальное посредничество может рассматриваться как:

— явление;

— деятельность;

— процесс;

— технология.

Как технология социальное посредничество в социальной работе представляет собой совокупность способов, методик и методов профессионального воздействия социального работника, направленного на устранение социальных, административно-управленческих , морально-психологических и других препятствий между различными субъектами и объектами помощи [4, с. 71]. Как следствие, социальное посредничество в социальной работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, представляет собой комплекс способов, форм, методик и методов профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, направленной на устранение социальных, административно-управленческих , морально-психологических и других препятствий между семьями данного типа и различными субъектами помощи.

Неоспорим тот факт, что современное общество невозможно представить без специалистов по социальной работе как посредников, ведь «...суть современных общественных связей и отношений, их объекты, субъекты, цели, задачи, виды, формы и сферы реализации настолько многообразны, а порождаемые ими, помимо достижений, социальные проблемы настолько многочисленны и многоаспектны, что возрастающая

значимость профессиональной посреднической деятельности социальных работников становится все более и более очевидной» [4, с. 34]. Фактически посредничество — одна из важнейших функций социальной работы. Именно поэтому в социальной работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, посредничество является одним из центральных элементов.

В связи с этим именно социальное посредничество как технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, обладает специфическими целями. Суть их в самом общем виде сводится к тому, чтобы: 1) устранять социальные, административно-управленческие, морально-психологические и другие препятствия между различными субъектами помощи и семьями рассматриваемой категории для решения проблем последних; 2) не просто содействовать лишь силами специалиста по социальной работе оптимизации трансформированных или восстановлению разрушенных социальных связей и отношений семей, воспитывающих детей-инвалидов, а показать проблему, заострить на ней внимание других специалистов, которые в силу своих профессиональных компетенций действительно могут и должны ее эффективно решать.

В целом же социальное посредничество является важной технологией социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, еще и в силу выполнения ряда важных функций: а) информационно-консультативная (заключается в способностях и возможностях получать, анализировать, систематизировать, распространять информацию, необходимую семьям с детьми-инвалидами для решения собственных проблем); б) организационная (заключается в организации совместной деятельности разных субъектов социальной работы в решении проблем семей с детьми-инвалидами); в) коммуникативная (помогает устанавливать отношения между различными субъектами социальной помощи и семьями рассматриваемой категории); г) распределительная (заключается в предоставлении дифференцированных социальных услуг семьям с детьми-инвалидами); д) аналитическая (определяет причинно-следственные связи и отношения между семьями, воспитывающими детей-инвалидов, и субъектами социальной помощи и т. д.); е) стимулирующая (стимулирует личностные и межличностные изменения, мобилизацию скрытых ресурсов семей, воспитывающих детей-инвалидов и различных учреждений соци-

Серия «Социологические науки»

альной помощи); ж) познавательная (исследует появление новой информации о социальных льготах, услугах, новых видах сервиса и др., определяет качество и уровень жизни данной группы семей); з) контрольная (стимулирует различные субъекты социальной помощи предоставлять качественные товары и услуги).

При более глубоком рассмотрении можно выделить несколько типов социального посредничества как технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов:

1) социальное посредничество между различными семьями, воспитывающими детей-инвалидов, для обеспечения само- и взаимопомощи ит. д.;

2) социальное посредничество между созданными организациями взаимопомощи семей, воспитывающих детей-инвалидов;

3) социальное посредничество между семьями, воспитывающими детей-инвалидов, и учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты;

4) социальное посредничество между семьями, воспитывающими детей-инвали-дов, и другими специалистами, привлекаемыми к решению проблем данной категории семей: психологами, врачами, педагогами, логопедами и др.;

5) социальное посредничество между семьями, воспитывающими детей-инвалидов, и специализированными стационарными учреждениями для детей-инвалидов, санаторно-курортными учреждениями и др.

Эффективное осуществление специалистом по социальной работе посреднических функций в процессе профессионального взаимодействия с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, возможно при выполнении определенных условий:

— понимание проблем семей, воспиты-

вающих детей-инвалидов, его способность к тотальному вживанию в такие семьи, смысл их проблем;

— способность к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем семей с детьми-инвалидами;

— знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;

— знание инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к участию в решении проблем семей с детьми-инвалидами;

— доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупречной работой;

— наличие общего языка, обеспечивающего взаимопонимание разных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать по необходимости переводчиком;

— делегирование семьями с детьми-инвалидами социальному работнику представительных полномочий; делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;

— признание права специалиста по социальной работе на частичное представительство смежных профессий.

Таким образом, значение социального посредничества как технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в том, что оно позволяет устранить социальные, административно-управленческие, морально-психологические барьеры между семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, и различного рода учреждениями, оказывающими помощь, социальными институтами и специалистами, привлекаемыми для работы с детьми-инвалидами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : Наука, 1975. — 847 с.

2. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В. И. Жукова. — 2-е изд, доп. и перераб. - М. : РГСУ, 2008. - 412 с.

3. Социальная работа с инвалидами : настольная книга специалиста / под ред. Е. М. Холо-стовой. — М. : Ин-т соц. работы, 1996. — 210 с.

4. Технологии социальной работы : учеб. пособие / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова, 3. Н. Лазарева [и др.] ; под ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Афанасьев В. С., 2011. — 341 с.

Поступила 28.11.11.

160

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.