Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
404
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ГУМАНИЗМ / SOCIAL PARTNERSHIP / SUBJECTS OF SOCIAL PARTNERSHIP / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / HUMANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петров Андрей Павлович, Хорошкевич Наталья Геннадьевна, Шиловцев Андрей Владимирович

Социальное партнерство - социальное явление, характерное для современного типа общества, возникшее в период индустриального развития и продолжает развиваться в настоящее время. Статья представляет собой обзор состояния данного явления в современной России, сделанный на основе документального анализа наиболее поздних научных работ по этому вопросу. Социальное партнерство сегодня - это социальный институт, социальный механизм, инструмент реализации современной государственной политики, воплощающий идею гуманизма, социального государства, развивающий гражданскую культуру в обществе. В работе рассмотрены наиболее важные субъекты межсекторального партнерства. Выделены основные проблемы, возникающие в ходе их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN MODERN RUSSIA: SUBJECTS OF INTERACTION

Social partnership is a social phenomenon characteristic of the modern type of society, which arose during the period of industrial development and continues to develop at present. The article is an overview of the state of this phenomenon in modern Russia, made on the basis of a documentary analysis of the most recent scientific works on this issue. Social partnership today is a social institution, a social mechanism, an instrument for the implementation of modern state policy, which embodies the idea of humanism, a social state, which develops civil culture in society. The most important actors in cross-sectoral partnerships are considered. The main problems arising in the course of their interaction are highlighted.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 31

DOI 10.23672/n1736-8934-1887-n

Петров Андрей Павлович

кандидат философских наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина A.P.Petrov@urfu.ru

Хорошкевич Наталья Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

natali.khoroshckewitch@yandex.ru

Шиловцев Андрей Владимирович

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина a.shilovtsev@mail.ru

Andrey P. Petrov

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support State and Municipal Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin A.P.Petrov@urfu.ru

Natalya G. Horoshkevich

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support State and Municipal Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin natali.khoroshckewitch@yandex

Andrei V. Shilovtsev

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support State and Municipal Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin a.shilovtsev@mail.ru

Социальное партнерство

в современной россии: субъекты взаимодействия

Social partnership

in modern russia: subjects of interaction

Аннотация. Социальное партнерство - социальное явление, характерное для современного типа общества, возникшее в период индустриального развития и продолжает развиваться в настоящее время. Статья представляет собой обзор состояния данного явления в современной России, сделанный на основе документального анализа наиболее поздних научных работ по этому вопросу. Социальное партнерство сегодня - это социальный институт, социальный механизм, инструмент реализации современной государственной политики, воплощающий идею гуманизма, социального государства, развивающий гражданскую культуру в обществе. В работе рассмотрены наиболее важные субъекты межсекторального партнерства. Выделены основные проблемы, возникающие в ходе их взаимодействия.

Ключевые слова: социальное партнерство, субъекты социального партнерства, постиндустриальное общество, гуманизм.

Annotation. Social partnership is a social phenomenon characteristic of the modern type of society, which arose during the period of industrial development and continues to develop at present. The article is an overview of the state of this phenomenon in modern Russia, made on the basis of a documentary analysis of the most recent scientific works on this issue. Social partnership today is a social institution, a social mechanism, an instrument for the implementation of modern state policy, which embodies the idea of humanism, a social state, which develops civil culture in society. The most important actors in cross-sectoral partnerships are considered. The main problems arising in the course of their interaction are highlighted.

Keywords: social partnership, subjects of social partnership, post-industrial society, humanism.

Современный мир переходит к постиндустриальному типу общественных отношений. Россия также пытается построить этот тип общества. Такой тип общества предполагает новую иерархию ценностей, новый тип человека, переосмысление роли государства в жизни общества. Одним из инструментов реализации идеи гуманизма в рамках социального государства, публичного управления и т.д. является социальное партнерство.

Сегодня в научной литературе написано достаточно большое количество работ, касающихся этого явления. Оно исследовано в рамках разных наук: права, экономики менеджмента, социологии и т.д. Однако социальное партнерство постоянно развивается: меняются внешние факторы, появляются новые практики и т.д., в связи с чем, этот процесс необходимо постоянно исследовать с позиций разных наук. В статье представлен обзор состояния социального партнерства в условиях современной России. Рассмотрены его основные субъекты и проблемы, с которыми они сталкиваются. Авторами статьи не проводился социологический опрос. Исследование построено на материалах наиболее поздних работ по этому вопросу и носит общий, обзорный характер.

По мнению современных специалистов, началом развития социального партнерства в постсоветской России можно считать Указ Президента России № 212 от 15.11.1991. «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)», где говорилось о создании системы социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений и условиях разрешения трудовых конфликтов. И, если в развитых европейских странах инициаторами развития социального взаимодействия были трудящиеся, то в постсоветской России инициатором развития партнерских отношений в сфере социально-трудовых отношений стало государство.

Позднее государство также пытается заполнить правовой вакуум в сфере социально-трудовых отношений. Россия ратифицирует ряд нормативно-правовых актов из международного законодательства (Конвенции МОТ). Были приняты соответствующие меры, относительно нормативно-правовой базы РФ в социально-трудовой сфере. Например, были изданы нормативно-правовые акты: от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», региональные нормативно-правовые акты о развитии социального партнерства. С начала 2000-х гг. в Трудовом кодексе РФ от 2002 г. законодательно закрепляются общие принципы и структура социального партнерства в РФ, которая формировалась в предыдущие 10 лет. Там дается определение социального партнерства, описаны его принципы, стороны и уровни: федеральный, региональный, локальный, первичный.

В настоящее время в РФ существует модель межсекторального социального партнерства. Сегодня в научной литературе есть классификации

моделей социального партнерства. Если рассматривать отечественную модель социального партнерства в соответствии с классификацией, предложенной В.А. Михеевым, то в нашей стране сложилась скорее первая модель, похожая на модели социального партнерства стран Северной Европы, где государство активно вмешивается в процесс урегулирования отношений в трудовой сфере [1, с. 201-202].

В нашей стране процесс трехсеторального взаимодействия осуществляется при активном, доминирующем участии государства, действует три-партизм. Кроме того, российские исследователи отмечают неравноправие сторон в трехстороннем взаимодействии. Во всем процессе доминирует государство, профсоюзы не могут должным образом отстаивать интересы работников, а у предпринимателей низкий уровень социальной ответственности.

В Трудовом кодексе РФ дано определение социального партнерства как «системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [2], т.е. дано первоначальное понимание социального партнерство, где оно рассматривалось только применительно к сфере трудовых отношений. Однако в отечественной научной литературе присутствуют определения и более позднего, широкого подхода, где социальное партнерство - это «совокупность взаимодействующих и выстроенных в определенной последовательности методов решения социальных проблем путем реализации контактов между институтами, сформировавшимися в ходе человеческой деятельности в различных областях» [3, с. 31]. Здесь социальное партнерство является не только инструментом решения проблем в трудовой сфере, но и в социальной.

Нужно отметить, что сегодня в России сложился механизм социального партнерства. Стоит заметить, что существуют разные его варианты: механизм для урегулирования отношений в трудовой сфере [1, с. 101-107], механизм государственно-частного партнерства [4, с. 136].

Если рассматривать социальное партнерство с точки зрения социального института, то это, действительно, сложившаяся социальная практика. Здесь есть действующие социальные субъекты, нормы, ценности. Эта практика необходима, так как выполняет целый ряд функций социального партнерства:

- представительства интересов означает выявление, координацию и гармонизацию интересов разных слоев общества;

- социального контроля;

- участия в разработке социально-экономических программ, распределении материальных ценностей в обществе;

- участия в ускорении научно-технического прогресса, повышения производительности труда;

- развития демократии и самоуправления в обществе;

- повышения благосостояния трудящихся, разв-ттия социальной справедливости;

- формирования благоприятного климата в социуме, развитие доверия, учета интересов [5, с. 7274].

Эти функции необходимы на территории всего государства разным социальным группам. Учитывая вышесказанное, можно считать, что на территории РФ социальное партнерство является социальным институтом.

Если рассматривать основных субъектов социального партнерства, то можно отметить, среди них: государство, бизнес, НКО, трудящихся и население страны.

Государство в РФ является основным работодателем. Оно занимается регулированием занятости, оплаты труда для бюджетных организаций, устанавливает минимальный уровень заработной платы для всех трудящихся, осуществляет налоговую политику. Государство в РФ стало осваивать новую для него роль. Сегодня оно является партнером в сфере социально-трудовых отношений. Оно принимает участие в переговорах, консультациях в этой сфере, является инициатором или участником в процессе разработки новых нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между социальными партнерами. Также, государство в РФ - это арбитр в конфликтах между собственниками предприятий и наемными работниками.

В качестве структуры, представляющей государство в трехстороннем взаимодействии на производстве, действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Такие комиссии созданы в каждой отрасли и регионе.

Деятельность объединения работодателей регулирует Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об объединениях работодателей». Например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская торгово-промышленная палата, Межрегиональный профсоюз предпринимателей, Профсоюз свободных предпринимателей и т.д. Принятие закона об организациях предпринимателей активизировало деятельность крупных объединений работодателей на уровне Федерации.

В РФ действует Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Торгово-промышленные палаты в субъектах Российской Федерации

(ТПП). Цель этих организаций - повышение качества делового климата в России [6, с. 34].

По мнению экспертов, в нашей стране в процессе социального партнерства принимают участие преимущественно крупные предприятия. Малый бизнес включен в этот процесс скорее эпизодически. Причинами этого являются недостаточные финансовые возможности, и отсутствие единого подхода в обществе единого подхода к социальному партнерству.

Современные профсоюзные организации не всегда оправдывают ожидания трудящихся. Это связано со слабой мотивацией членства в профсоюзах. Большинство членов профсоюзов считают, что последние не могут защитить интересы работников, не могут повлиять на увеличение заработной платы и т.д. Оплата деятельности профсоюзных работников не зависит от их активности и результатов работы, что также не стимулирует активность профсоюзных лидеров. Работники фактически лишены прав влиять на соблюдение обязательств.

Кроме профсоюзов, созданных еще в советский период1, сегодня в России появились профсоюзы нового типа - альтернативные профсоюзы. Последние появлялись там, где традиционные профсоюзы не защищали работников от несправедливости работодателей. Альтернативные профсоюзы активнее используют возможные меры борьбы за права трудящихся, такие как забастовки, митинги, пикеты и т.д. [7, с. 90-91].

Однако после принятия поправок в 2006 г. в Трудовой кодекс альтернативные профсоюзы лишились целого ряда прав. Согласно статьям 29, 30, 31 и 37 ТК РФ, законным представительством интересов работников признается либо «профсоюз большинства» (как правило, входящий в ФНПР), либо «иной выбранный орган», в случае отсутствии на предприятии «профсоюза большинства». И теперь, в силу своей малочисленности, альтернативные профсоюзы не могут активно, как это было ранее, отстаивать интересы своих членов [8, с. 72].

Кроме профсоюзных организаций, в сфере социального партнерства все активнее начинают играть роль другие некоммерческие организации -это некоммерческий сектор - НКО. Их деятельность проходит в более сложных условиях, чем в стра н ах З а п ада. Это связано с тем, что не создана эффективная система поощрения деятельности НКО при решении социальных вопросов, у них не всегда достаточно средств, чтобы решать социальные вопросы посредством грантов и других социальных технологий с привлечением НКО. По мнению экспертов, сегодня в РФ актуальным является вопрос о необходимости перехода от проектной деятельности НКО к государственным контрактам.

Сегодня отмечают проблемы отчетности НКО. Иногда она превышает отчетность коммерческих структур.

1 Выше шла речь о традиционных профсоюзах.

Также, у НКО ощущается недостаток профессиональных сотрудников, которые могли бы эффективно взаимодействовать в социальном партнерстве, сотрудникам НКО часто не достает опыта административной работы.

Кроме того, новые методики, технологии работы с НКО, имеющие место в зарубежных странах, не всегда могут соответствовать российским реалиям.

По оценкам специалистов, межсекторальное сотрудничество: государство, НКО и бизнес находится в стадии формирования. Необходимо развитие экономического взаимодействия бизнеса и государства, который бы ориентировался на социальный эффект от вложенных инвестиций, далее - взаимодействия между бизнесом и НКО. Затем, должна произойти детализация аспектов соглашений социального партнерства [9, с.257-258].

Сегодня в России основным инициатором заключения трехсторонних соглашений являются сотрудники предприятий. Если в развитых странах для работодателей создана система их материального стимулирования: льготы при налогообложении и т. д., то в России это не развито. В западных странах путь, когда трудящиеся активно боролись за свои права, был пройден в середине прошлого века. Для современной России характерен низкий уровень правовой и политической культуры. Россияне плохо знают законы. По этой причине они не знают как, не умеют отстаивать свои права. У них отсутствует информация, к кому нужно обратиться за помощью в случае нарушения их прав.

В современной России большинство граждан не обладают знаниями и навыками социального партнерства. Они не умеют профессионально вести переговоры при устройстве на работу. Не каждый может найти в себе силы отстаивать свои права. В условиях безработицы они боятся быть уволенными и по этой причине стараются не конфликтовать с работодателем [10, с. 62].

По оценкам современных отечественных исследователей, процесс социального партнерства в России сталкивается с целым рядом проблем:

- недостаточно часто заключаются коллективные договора. Обычно, они заключаются на

Литература:

1. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика : учеб. для вузов. М. : Экзамен, 2001.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020). Ст. 23. иЯ1- : ИНр://шшш.сопви!1ап1.ги/с1оситеп1/соп8_с1ос_ LAW_34683/e5c859f1 е312Ю2351е11сс11159Ь2а19Ь 9е71446/ (дата обращения 13.12.2020).

3. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России / Под ред. А.С. Автономова. М. : Рос. Благотворительный фонд НАН, 2003.

государственных предприятиях. Однако такие договоры отсутствуют на предприятиях малого и среднего бизнеса;

- много случаев, когда заключенные коллективные договора превращаются в формальность;

- недостаток опыта у сторон социального партнерства в согласовании интересов;

- фактически отсутствуют, в ряде случаев. профсоюзы в организации (на предприятии);

- несогласованностью существующего законодательства с интересами трудящихся [с. 243-244].

Также, можно добавить недостаточную активность профсоюзов, в связи с чем:

- низкий уровень правовой и политической культуры трудящихся не способствует их активной роли в развитии трехсекторального социального партнерства;

- необходимо совершенствование нормативно правовой базы, регулирующей деятельность НКО;

- остается низким уровень активности трудящихся в процессе отстаивания своих интересов в социально-трудовой сфере.

Однако, несмотря на выявленные проблемы, отставание в уровне развития в сравнении с зарубежными развитыми странами в настоящее время в РФ социальное партнерство - это социальный институт, социальный механизм для решения вопросов в трудовой сфере и решения социальных вопросов с привлечением разных групп общества. Социальное партнерство - это сложившийся инструмент проведения государственной политики современного общества, характерный для индустриального и очевидно начала постиндустриального типа общества. В дальнейшем, в связи со снижением влияния роли государства в обществе, данный социальный институт будет развивать и изменяться в соответствие с требованиями общества. В этой связи необходимо дальнейшее изучение данного явления и с социологических позиций в том числе.

Literature:

1. Mikheev V.A. Fundamentals of social partnership: theory and politics : studies for universities. M. : Exam, 2001.

2. Labor Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 № 197-ФЗ (ed. From 09.11.2020). Art. 23. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/e5c859f1e3f2f02351e1fcd115 9b2a19b9e7f446/ (date of application 13.12.2020).

3. Social technologies of intersector interaction in modern Russia / ed. A.S. Avtonomov. M. : Ros. NAS Charitable Foundation, 2003.

4. Иродова Е.Е. Механизм государственно-частного партнерства / Е.Е. Иродова, С.В. Алексеева // Теоретическая экономика. 2017. № 6.

5. Витко Ф.П. Социальное партнерство: учебно-метод. комплекс. Мн. : ГИУСТ БГУ, 2008.

6. Якимова Е.М. Негосударственный механизм защиты субъектов предпринимательской деятельности: конституционно-правовое исследование // Сибирский юридический вестник. 2019. № 2(85).

7. Бурлуцкая М.Г. Возникновение и развитие альтернативных профсоюзов на предприятии / М.Г. Бурлуцкая, М.Д. Данилина // Дискуссия. 2012. № 9(27).

8. Баранов Ю.В. Проблемы профсоюзного движения в России / Ю.В. Баранов, С.Г. Полянская // Омский научный вестник. 2012. № 2(106).

9. Об этом см.: Наумова А.И. Роль бизнеса и некоммерческих организаций в становлении института социального партнерства современной России / А.И. Наумова, Е.А. Мищенко // Сборник XIV Всероссийской научно-практической конференции Экспериментальные и теоретические исследования XXI веке: проблемы и перспективы развития. 2018.

10. Антипьев А.Г. Социальное партнерство в современной России: состояние и проблемы // Вестник Пермского государственного университета. 2010. Вып. 1(7).

11. Барабанов А. Потенциал социального партнерства в современной России // Вестник СПбГУ. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 3.

4. Herodova E.E. Public-private partnership mechanism / E.E. Herodova, S.V. Alekseeva // Theoretical economy. 2017. № 6.

5. Vitko F.P. Social partnership: educational method. Complex. Mn. : GIUST BSU, 2008.

6. Yakimova E.M. Non-state mechanism for the protection of business entities: constitutional and legal research // Siberian Legal Gazette. 2019. № 2(85).

7. Burlutskaya M.G. Emergence and development of alternative trade unions at the enterprise / M.G. Burlutskaya, M.D. Danilina // Discussion. 2012. № 9(27).

8. Baranov Yu. V. Problems of the trade union movement in Russia / Yu.V. Baranov, S.G. Polyanskaya // Omsk Scientific Bulletin. 2012. № 2(106).

9. About this see: Naumova A.I. The role of business and non-profit organizations in the formation of the Institute of Social Partnership of Modern Russia / A.I. Naumova, E.A. Mishchenko // Collection of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference Experimental and Theoretical Studies of the XXI Century: Problems and Prospects of Development. 2018.

10. Antipyev A.G. Social partnership in modern Russia: state and problems // Bulletin of Perm State University. 2010. Iss. 1(7).

11. Barabanov A. The potential of social partnership in modern Russia // Bulletin of St. Petersburg State University. Sociology. 2019. Vol. 12. Iss. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.