Научная статья на тему 'Социальное партнерство в сфере труда в социально-территориальных образованиях'

Социальное партнерство в сфере труда в социально-территориальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боталова Наталья Владимировна

Анализируется текущая ситуация в сфере регулирования социально-трудовых отношений в Коми-Пермяцком автономном округе, в частности в сфере социального партнерства, рассматриваются институты, представляющие стороны социального диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of social partnership in the sphere of labour in socio-territorial formation

The work contains an analysis of the current situation in the sphere of regulation of social and labour relations in Komi Perm autonomous okrug. It provides an overview of the institutions representing the parties to the social, analyses the legal framework and the real situation in the sphere of social partnership.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в сфере труда в социально-территориальных образованиях»

262

2005. №3

N. V. Botalova

The problems of social partnership in the sphere of labour in socio-territorial formation

The work contains an analysis of the current situation in the sphere of regulation of social and labour relations in Komi - Perm autonomous okrug. It provides an overview of the institutions representing the parties to the social, analyses the legal framework and the real situation in the sphere of social partnership.

Боталова Наталья Владимировна

Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 4 Тел. / факс 50 02 66

ЭКОНОМИКА 2005. №3

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основные современные требования, предъявляемые к социальному партнерству в сфере труда:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Делая вывод, необходимо отметить, что социальное партнёрство это не система органов, сформированная явочным порядком с помощью нормативных актов, и не зафиксированные в этих актах процедуры действия сторон трудовых отношений, а система взаимоотношений в сфере труда между реальными социальными партнерами в поиске соответствующих решений, содействующих установлению социальной справедливости, построенная и реализуемая на определенных принципах, закрепленных новым ТК РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: НОРМА, 2002.

2. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.: МЦФЭР, 2002.

3. О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2003 - 2005 гг.: Трехстороннее соглашение между профессиональными союзами, работодателями и Администрацией Коми - Пермяцкого автономного округа // Правовая система «КонсультантПлюс».

4. Пояснительная записка к отчету формы 1-ГИТ Государственной инспекции труда в Коми-Пермяцком автономном округе за 2003 г. // Правовая система «КонсультантПлюс».

5. Основные показатели деятельности департамента федеральной государственной службы занятости в КПАО за 2001-2003г. // Правовая система «Консультант Плюс».

6. Еремеева Е.А., Перевощиков Ю.С. Взаимосвязь «трудовых ресурсов» с «трудовым потенциалом» в системе рынка труда // Экономическое развитие отраслей народного хозяйства в рыночных условиях: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 10 октября 2004 г. Киров: Изд-во Вят гос. ун-та, 2004.

Поступила в редакцию 15.02.05

3. Социальная адаптация безработных граждан. Программы социальной адаптации («Клуб ищущих работу», «Новый старт») проводятся во всех центрах занятости округа.

4. Информирование населения и работодателей. Способы информирования:

- сотрудничество со средствами массовой информации;

- проведение информационных мероприятий (встреч, «круглых столов»);

- подготовка стендов и раздаточных материалов для посетителей службы занятости [5].

Следующим по важности пунктом трехстороннего соглашения является совершенствование системы безопасности в сфере труда и экологии. Согласно п. 2.4.4 Администрация округа обязуется «обеспечить эффективность функционирования государственной системы управления охраны труда». В округе ответственность за сертификацию рабочих мест возложена на госсанэпидслужбу. На контроле госсанэпидслужбы Коми-Пермяцкого автономного округа находится 142 объекта промышленного производства с общим количеством работающих 15266 человек, из них 5777 женщин. С вредными условиями труда связано 6322 (41,4%), в том числе женщин - 1567 (24,8%).

Из всех подконтрольных промышленных объектов к первой группе, благополучной по условиям труда, относятся 3 объекта (2,1%), ко второй группе, где имеются нарушения санитарных правил, но нет превышения нормативов по загрязнению воздушной среды и физических факторов, отнесён 101 объект (71,1%), к третьей группе - неблагополучной - отнесено 38 объектов (26,8%).

При проведении всех видов проверок государственной инспекцией труда в 2003 г. выявлено 140 нарушений законодательства о трудовом договоре, или 36,4 % от всех выявленных нарушений трудового законодательства.

Наиболее характерными нарушениями законодательства о трудовом договоре являются:

- несоответствие содержания трудовых договоров ст. 57 ТК РФ;

- оформление приказов о приеме на работу на основании личного заявления;

- работников не знакомят с приказами о приеме на работу, перемещениях, увольнениях [4].

Хотя трехстороннее соглашение затрагивает социальное партнерство, но многие важные разделы туда вообще не вошли, например такие, как нормирование, сертификация, аттестация и др. Кроме того, соглашение имеет серьезный недостаток вследствие того, что в данном документе не прописаны способы финансирования перечисленных мероприятий. Это ещё раз доказывает, что КПАО необходимы отдельные подзаконные акты и нормативы.

259 2005. №3

Сведения, приведённые в таблице, даны без учета скрытой безработицы. За 2003-2004 гг. существенно выросла доля «сельской безработицы». На селе сконцентрировано 88% (на 01.01.04) официально зарегистрированных безработных, что объясняется сохранением низкой территориальной и профессиональной трудовой мобильности рабочей силы, которая обусловлена отсутствием достаточно развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров, а также неадекватностью перемен в системе образования изменениям на рынке труда.

В последние годы существенных изменений в структуре регистрируемых безработных по уровню образования не произошло. Доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, колебалась от 23% до 20%. Более половины безработных (54-56%) имеют низкий образовательный уровень (среднее общее и неполное среднее образование), из них 30-31% имели образование 9 классов и менее.

В рамках трехстороннего соглашения центром занятости были разработаны мероприятия по содействию трудоустройства населения.

1. Общественные работы. Ежегодно органами местного самоуправления по предложению центров занятости утверждается перечень видов общественных работ. Действуют соглашения о сотрудничестве по организации общественных работ с Дорожным комитетом, с Департаментом АПК и продовольствия, с Окружным потребительским союзом, с Комитетом по статистике.

2. Взаимодействие с работодателями. В 4 районах округа созданы постоянно действующие клубы работодателей. Специалисты службы занятости по особому графику выходят на предприятия и организации округа с целью пополнить банк вакансий, регулярно проводятся совещания с работодателями и кадровыми службами предприятий. Для оперативного удовлетворения потребностей работодателей в кадрах в центрах занятости созданы:

- банк высококвалифицированных специалистов - специалисты с высшим образованием и опытом работы не менее 3 лет, рабочие, имеющие профессию, востребованную на рынке труда, и стаж работы не менее 5 лет;

- банк молодого специалиста - учащиеся профессиональных учебных заведений (за полгода до выпуска), выпускники учебных заведений;

- банк резерва кадров - граждане, ищущие работу, независимо от уровня их квалификации.

Помимо банков специалистов созданы: банк разовых работ - заявки на выполнение работ у физических лиц, банк потенциальных предпринимателей.

общего экономического интереса, заключающегося в подготовке квалифицированных кадров, востребованных рынком труда.

Это нашло отражение в п. 2.1.15 трехстороннего соглашения, согласно которому участники намерены «способствовать адаптации молодых рабочих и специалистов на производстве, повышению их квалификации, организации рабочих мест и созданию необходимых условий», при этом разделены обязанности администрации, работодателей и профсоюзов, с чёткой регламентацией их обязанностей по развитию социального партнёрства в этом направлении [3].

Следующим пунктом трехстороннего соглашения является один из наиболее конфликтных, с точки зрения взаимодействия работника и работодателя, вопрос заработной платы. В этом пункте основной упор делается на привязку заработной платы к тарифным ставкам с учётом отраслевых соглашений, что поможет сократить разрыв между доходами различных слоёв населения и приблизить зарплату к справедливому уровню.

Наиболее важным с точки зрения развития социального партнёрства является взаимодействие участников на рынке труда. Снижение безработицы, сокращение времени поиска новой работы и развитие гибкости рабочей силы за счёт её профориентации способны значительно повысить эффективность использования рабочей силы. Здесь главная роль принадлежит администрации, которая через центры занятости населения способна наиболее сильно влиять на процессы, происходящие на рынке труда.

При рассмотрении данных о безработице в КПАО по районам наблюдается такое редкое явление, как застойная безработица - третья форма, наиболее характерная для кризиса экономики. При оценке по методологии МОТ на территории округа она составляет 31,8% и является одной из самых высоких по России (табл.).

Таблица

Основные показатели общей и регистрируемой безработицы

(на начало года)

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Безработные - всего, чел. 10200 13200 14400

в процентах к экономически активному населению 15,5 20,2 21,9

из них: зарегистрированы в органах службы занятости, чел. 1908 1609 1533

в процентах к экономически активному населению 2,9 2,5 2,3

в процентах к общей численности безработных 18,7 12,2 10,6

ЭКОНОМИКА 2005. №3

В области экономической политики:

1.1. Повышение жизненного уровня населения.

1.2. Поддержка местных товаропроизводителей.

1.3. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

1.4. Повышение эффективности управления госимуществом.

В области социального партнёрства:

2.1. Создание условий для развития человеческого потенциала.

2.2. Повышение уровня и качества жизни населения округа. Заработная

плата.

2.3. Развитие рынка труда и обеспечение занятости населения.

2.4. Совершенствование системы безопасности в сфере труда и экологии.

2.5. Развитие социально-трудовых отношений.

В общественной системе социально-трудовые отношения многими рассматриваются с позиций отражения в них показателей «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». «Трудовые ресурсы» - это экономическая категория, отражающая состояние активной части производительных сил труда общества. По аналогии с трудовыми ресурсами понятие «трудовой потенциал» можно сформулировать в трех аспектах следующим образом:

1) как научное понятие, относящееся к области экономики труда, это потенциал труда, которым располагает организация, осуществляющая трудовую деятельность;

2) как социально-экономическая категория «трудовой потенциал» отражает качественное состояние рабочих мест организаций с учетом профессиональной специализации;

3) как показатель практического менеджмента - это количество рабочих мест организации, информационно подтверждаемое паспортами рабочих мест [6. С.12].

Таким образом, трудовые ресурсы характеризуются со стороны определенного социально-территориального образования (село, город, область, республика, федерация), а трудовой потенциал - со стороны уровня развития организации, то есть наличия рабочих мест.

При разработке региональной политики в области социального партнерства первым направлением стало создание условий для развития человеческого потенциала. Здесь, прежде всего, интересен трудовой потенциал человека как социально-экономическая категория, отражающая качественное состояние рабочих мест организаций с учетом профессиональной специализации. В современных социально-экономических условиях актуализируется вопрос формирования новой системы развития человеческого потенциала. Социальное партнерство помогает всем его участникам объединиться в поиске оптимальных путей реализации как своих собственных интересов, так и

ходит в данный момент значительно быстрее, чем темпы снятия напряжения и конфликтов в обществе. Естественно, эти изменения приводят к активизации негативных моментов в структуре общества в указанных сферах. Меняется система взаимоотношений, складывающихся между различными группами и слоями общества.

Государство, принимавшее ранее на себя тяжесть бремени по организации управления и финансирования социальной сферы, на сегодняшний день не может справиться с этой глобальной задачей самостоятельно. Количество средств, вкладываемых в государственные структуры, работающие в социальной сфере, никак не сказывается на эффективности самой социальной политики государства.

Даже в самом благополучном государстве невозможно решить все социальные проблемы общества с помощью только государственного аппарата. Во всех развитых странах в настоящее время (и уже на протяжении более 30 лет) основной упор в социальной сфере делается на развитие социального партнерства.

Прямое регулирование таких компонентов, как условия труда и отдыха, социальное обеспечение, частично - культурное развитие и услуги населению и опосредованно - все остальные компоненты, происходит в настоящее время посредством особой формы - коллективно-договорного регулирования. На практике оно реализуется через систему заключения соглашений на федеральном, территориальном, отраслевом уровнях и коллективных договоров на уровне предприятий (организаций) между представителями работников, представителями работодателей и государством [2].

Именно эти соглашения призваны сыграть роль регулятора, в первую очередь, трудовых отношений, которые составляют основу экономики страны. Основным документом, регулирующим социальное партнерство в сфере труда, как было уже отмечено, является ТК РФ, второй раздел которого посвящен социальному партнерству. Но он не разрешил существующие проблемы, а, наоборот, обострил необходимость формирования новых механизмов взаимодействия и согласования множества интересов работодателей и трудоспособного населения. Поэтому в некоторых регионах принимаются свои законы о социальном партнерстве. В Коми-Пермяцком автономном округе такой закон отсутствует и основным регулирующим документом является трехстороннее соглашение между профессиональными союзами, работодателями и Администрацией округа «О взаимодействии в области социальнотрудовых отношений и социальной защиты населения на 2003 - 2005 гг.» [3]. Данное соглашение определяет правовые основы организации, функционирования, развития системы социального партнерства в регионе и механизмы практической его реализации и состоит из нескольких пунктов, затрагивающих определённые направления совместной деятельности.

ЭКОНОМИКА 2005. №3

УДК 331105 (045)

Н.В. Боталова

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА В СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Анализируется текущая ситуация в сфере регулирования социально-трудовых отношений в Коми-Пермяцком автономном округе, в частности в сфере социального партнерства, рассматриваются институты, представляющие стороны социального диалога.

Ключевые слова: социальное партнерство, трехстороннее соглашение, трудовые ресурсы.

Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

Многолетняя деятельность Международной организации труда, мировой опыт показывают, что социальное партнерство - не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей решения. Возможно, более точным был бы термин «социальный диалог» как система взаимоотношений экономически неравноправных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Однако российское законодательство приняло формулу «социальное партнерство».

Согласно ст. 23 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ) социальное партнерство определяется как система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений [1].

Реформы, происходящие в настоящее время в России, задействовали политическую, экономическую, социальную, духовную сферы социального партнерства в обществе. Изменение социальной структуры общества проис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.