Социальное партнерство МБДОУ детский сад №438 и Уральской государственной медицинской академией в рамках формирования здорового
образа жизни
Михалева Н. К.
Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе
МБДОУ детский сад № 438 Г.Екатеринбург йе1жй438@уапйех. г и
Аннотация: Социальное сотрудничество кафедрой фармакологии и клинической фармакологии и детский сад компенсирующего вида № 438 является санитарное просвещение, информационная поддержка сайта этого детского сада и дистанционного обучения родителей для формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова: сотрудничество, адаптация, детский сад, информации, здравоохранения.
Социальное партнерство кафедры фармакологии и клинической фармакологии с детским садом № 438 началось с 2009 года. МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 438 Чкаловского района, посещают дети дошкольного возраста, имеющие физические, психологические и речевые нарушения в развитии и них 30 детей-инвалидов. Данные дети нуждаются в специальной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной поддержке. Основная задача образования в ДОУ это обеспечение абилитации (социализация, адаптация) детей с особыми потребностями; и основным принципом является партнерское взаимодействие с семьей, оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам на основании запросов родителей (законных представителей), а так же активное включение в процесс всех участников: детей, родителей и работников дошкольных учреждений. С целью сохранения и укрепления коллективом детского сада № 438 для совместной работы были заключены договора о взаимном сотрудничестве с социальными институтами города: кафедра фармакологии и клинической фармакологии УГМА, ТПМПК ЦРР детский сад «Радуга», реабилитационный центр «Здоровое детство». В рамках совместной работы сотрудники кафедры фармакологии и клинической фармакологии оказывают научно-методическую, информационную поддержку педагогам и родителям в гигиеническом воспитании детей детского сада. Проводят обучение педагогического коллектива детского сада № 438 формам и методам организации оздоровительной работы, здоровьесберегающие мероприятия (беседы) с детьми, санитарно-просветительную работу среди родителей (беседы, лекции, участие в клубе "Здоровья"). Одной из форм сотрудничества является инновационная информационная технология - сайт ДОУ (www.eka-famili.ru в рамках стратегического проекта «Выбираю жизнь» по формированию здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса), дистанционное обучение родителей через «Родительскую школу». Его задача - организовать работу постоянно действующего виртуального консультационного пункта для родителей. Единое информационно-образовательное пространство в ДОУ позволяет не только повысить качество образовательно-воспитательного процесса, но и создать условия для организации, разработки содержания и реализации дистанционного общения как одного из путей повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Организация дистанционной формы сотрудничества педагогов и родителей обеспечивает большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей, адресную социокультурную поддержку семьи. Задачи сайта: пропаганда здорового образа жизни; доступ к консультациям специалистов в области психологии, педагогики, медицины (новости, статьи и публикации, фотографии, видеоролики по данным темам, подборка тематических ссылок); проведение онлайн-консультаций, обратная связь с
посетителями, рубрика «Вопросы и ответы», возможность отправить сообщение редакции сайта; предоставление актуальной информации о тематических мероприятиях (анонсы мероприятий, лента новостей, рассылка по электронной почте); предоставление информации о проекте, его организаторах и партнерах. Аудитория сайта: будущие мамы, родители детей дошкольного возраста, дети, специалисты в области здравоохранения, образования, культуры.
Учитывая потребность родительского сообщества города Екатеринбурга, педагоги ДОУ, разработали реализуемую через сайт ДОУ семинар дистанционного просвещения «Пять признаков здорового характера». Данный семинар ориентирован на родителей детей дошкольного возраста города Екатеринбурга и в таком организационном формате осуществляется впервые.
Для образовательного комплекса города Екатеринбурга эта форма взаимодействия является новшеством и позволяет: проводить интернет-анкетирование участников семинара, осуществлять интернет - рассылки, размещать материалы по актуальным вопросам воспитания и развития детей дошкольников.
Работа сайта призвана помочь родителям поддерживать контакты со специалистами в области дошкольного образования бесплатно, в удобное для них время, несмотря ни на какие проблемы (здоровье ребенка, родителя, отдаленное место жительства, погодные условия), оказать консультативную помощь большему количеству родителей и детей, сохранив при этом конфиденциальность. А так же позволит родителям оперативно получить ответы на интересующие вопросы.
Но не все родители являются активными пользователями сети интернет. Поэтому в детском саду создан консультативный пункт.
В рамках консультативного пункта для родителей и детей в возрасте от года до семи лет, не посещающих образовательные учреждения прошли консультации согласно разработанного плана по взаимодействию с кафедрой фармакологии и клинической фармакологии УГМА. На консультацию приезжают родители со всего города. Работа с родителями заключается в передаче теоретических знаний и обсуждении практических проблем формирования у детей представлений о здоровом образе жизни в семье.
«Семейная академия» функционирует в рамках педагогического всеобуча. Занятия проводятся педагогами кафедры фармакологии и клинической фармакологии.
При составлении плана по взаимодействию с семьей мы исходили из следующих требований: первоначально следует сообщить родителям знания о здоровье и здоровом образе жизни, о методах и приемах формирования здорового образа жизни у детей в семье; затем необходимо осуществить более глубокое изучение особенностей (условий) формирования здорового образа жизни и на основании этого строить содержание последующих форм работы. Главное - вызвать у родителей личную заинтересованность в решении этой проблемы, что возможно путем применения разнообразных форм работы.
Важным средством повышения педагогической культуры родителей по проблеме формирования у детей представлений о здоровом образе жизни было заседание «Маминой школы» по теме: «Здоровый образ жизни». Эта форма работы помогла нам более четко выявить различные точки зрения родителей, их мнение по данной проблеме, и на основании этого определить содержание дальнейшей работы с ними. В ходе встреч особую роль имели приемы активизации родителей. Вопросы были методом активизации педагогического мышления родителей. Учитывая важность подготовки родителей к теме «Маминой школы», накануне мы настраивали их на активное участие в обсуждении указанной тематики. Для этого предварительно составили вопросник на тему «Здоровый образ жизни». Анализ ответов помог нам осветить наиболее актуальные вопросы, дать четкие практические советы, конкретные рекомендации.
Интересен опыт организации и проведения «Осенних встреч». Темой встречи с родителями группы обучения на дому детей с ограниченными возможностями стал
разговор, как растить детей здоровыми сейчас и сегодня, чтобы не оздоравливать их завтра. Как сохранить и укрепить здоровье детей в условиях экономической и социальной напряженности. Как сформировать у детей и взрослых потребность вести здоровый образ жизни? Как избежать болезней?
В рамках встречи были предусмотрены театрализованное представление «Три поросенка на новый лад», пропагандирующее здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек; «Молодецкие игрища» - спортивное семейное состязание; кафе «Витаминка», в котором можно было отведать разнообразные вкусные и полезные блюда из моркови, свеклы, кабачков и тыквы и получить рецепты этих блюд; семейная викторина «В здоровом теле - здоровый дух», где команды должны были не только ответить на вопросы, посвященные здоровому образу жизни, но и продемонстрировать умение оказывать скорую медицинскую помощь.
Каждое учебное заведение ищет свой неповторимый, индивидуальный подчерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи -воспитание здорового ребенка, как залог успешности наших детей в будущем. На сегодняшний день педагоги кафедры фармакологии и клинической фармакологии и детского сада компенсирующего вида № 438 находятся в постоянном поиске новых идей, новый направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам. Работа, о которой сейчас говорилось, дело не одного дня. И только через годы, когда наши дети будут учиться в старших классах школы, можно будет говорить о результатах.
Библиография
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. 2006. 46 с.
2. Куликова Т.А. 1999. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. 232 с.
3. Доронова Т.Н. 2004. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей // Дошкольное воспитание. № 1. С. 63.