ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
УДК 371
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
В настоящей статье приводятся результаты исследования, проведенного на одной из экспериментальных площадок кафедры педагогики БелГУ в Грайворонском районе Белгородской области и муниципального образовательного учреждения «Головчинская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» этого же района. Автор показывает, что в процессе устойчивого функционирования и последующего развития вновь созданных институтов управления обеспечено взаимодействие всех структурных компонентов такой сложной, но вместе с тем прогнозируемой, вероятностной системы, как воспитательное пространство сельского района. Примеры плодотворного сотрудничества базовой школы и всех учреждений и организаций района убедительно доказывают, что социальное партнерство является необходимым фактором и одним из главных условий создания воспитательного пространства региона.
Ключевые слова: социальное партнерство; сотрудничество; условие; воспитательное пространство; регион; район; школа; проет; исследование; результаты.
В рамках осуществления социального партнерства ученых и управленцев лабораторией воспитательных пространств осуществлён исследовательский проект «Разработка и внедрение модели функционирования совета воспитательного (образовательного) пространства Грайворонского сельского района Белгородской области».
Этот проект был необходим для привлечения к общественному управлению образованием и воспитанием различных институтов местной власти, ученых-педагогов, социологов, психологов, а также более широких слоев населения к созданию необходимых и достаточных условий для воспитания, образования, развития и осуществления социально-педагогической защиты подрастающего поколения.
Генеральной целью проекта было создание советов воспитательных (образовательных) пространств, целенаправленно организуемых в регионах и их новых структурных компонентов: городских и сельских поселениях. Эти воспитательные (образовательные) пространства (на примере Белгородского региона), наряду с воспитательно-образовательными функциями осуществляют и социально-педагогическую защиту подрастающего поколения, обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей на территории района, превращение ее в социально защищаемое пространство.
В. Л. Холод
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
Данный проект осуществлялся в контексте целей:
социального форума: содействие развитию гражданского общества Российской Федерации и стимулирования долговременных структурных изменений в социальной и культурной среде;
губернаторской программы повышения качества жизни населения Белгородской области;
модернизации российского образования на период до 2010 года. пропедевтики реорганизации органов местного самоуправления (городского и сельских поселениях) в новых условиях.
В ходе реализации проекта нами решались следующие задачи: обновление содержания деятельности нового института местного самоуправления в районном звене, его научно-методического совета и земских собраний;
создание советов воспитательных (образовательных) пространств на уровне Грайворонского городского и сельских поселений;
обеспечение устойчивого функционирования этих структур в условиях реформации органов местного самоуправления;
обеспечение взаимодействия всех элементов системы - воспитательного (образовательного) пространства.
В результате осуществления данного проекта, в рамках социального партнерства, с помощью районной и сельских администраций, депутатов районного и местных советов созданы советы воспитательных (образовательных) пространств в Грай-воронском районе Белгородской области и вновь создаваемых на его территориях городского и сельских поселений.
Сегодня с удовлетворением можно отметить, что благодаря социальному партнёрству обеспечено их устойчивое функционирование, разработаны функции содержания деятельности этих советов и научно-методических советов, а также земских собраний.
Благодаря взаимодействию структурных компонентов воспитательного (образовательного) пространства созданы необходимые условия, гарантирующие не только выживание, но и развитие, социально-педагогическую защиту подрастающего поколения.
В ходе осуществления этого проекта проведен формирующий эксперимент не только по созданию общественного органа управления образованием и воспитанием в субъектах региона, но и по установлению его функций, содержания деятельности в условиях переходного периода к принципиально новой схеме местного самоуправления.
Учёными университета проведены социологические исследования социальных процессов и явлений, происходящих на этих территориях. На основании анализа осуществлены прогнозирование и проектирование управленческой деятельности, необходимые для принятия управленческих решений в процессе организации, регулирования и контроля (в ходе управления вновь созданными воспитательными (образовательными) пространствами).
В ходе реализации проекта постепенно разрешались поставленная нами проблема: в регионе создавались необходимые и достаточные условия для воспитания, образования и развития подрастающего поколения при осуществлении управления со стороны не только официальных властных структур, но и нарождающихся общественных советов (как органов самоуправления).
Как уже было указано, основной структурной единицей, осуществляющей координацию всех подсистем воспитательного пространства, явился совет. Он не только объединил усилия всех институтов, организаций и лиц по созданию условий для воспитания, образования, развития и социально педагогической защите, но будет и в дальнейшем продолжать осуществление координации их деятельности в условиях вновь создаваемых городских и сельских поселений.
Осуществление данной цели стало возможным благодаря выполнению ряда
задач:
обновления содержания деятельности и состава инновационного института местного самоуправления в районном звене, его научно-методического совета, а также земских собраний Грайворонского городского и 12 сельских поселений;
создания советов воспитательных (образовательных) пространств на уровне городского и сельских поселений;
обеспечения устойчивого функционирования этих структур в условиях реформации органов местного самоуправления;
обеспечения взаимодействия всех элементов системы - воспитательного пространства, в том числе и за счёт функционирования созданного по нашему предложению ещё в 2005 году в структуре администрации района координационного центра «Единое воспитательное пространство».
Намеченные цели и задачи достигнуты, так как выполнен ряд условий:
Объединены усилия органов власти на уровне местного самоуправления, городского и сельских поселений.
При создании принципиально новых органов общественного самоуправления: советов воспитательных (образовательных) пространств, их методических советов осуществлялось введение в эти советы не только представителей вышеназванных органов самоуправления, но и наиболее авторитетных, компетентных, инициативных руководителей учреждений, депутатов и представителей общественности, духовенства, Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Обеспечено научно-методическое руководство со стороны ученых в области педагогики, социологии, психологии и т.д.
Всё население района активно включилось в решение проблем воспитания, образования, развития и социально-педагогической защиты детей.
Постепенно создавался кадровый потенциал региона и его резерв, который и был востребован при смене администрации и ротации депутатского корпуса района для управления воспитательным (образовательным) пространством и руководства людьми, участвующими в процессах созидания воспитательного (образовательного) пространства.
6. Значительно укрепилась и обновилась учебно-материальная база, необходимая для повышения воспитательно-образовательного процесса подрастающих поколений, для организации их культурного досуга, духовно-нравственного и физического развития.
7. Органы общественного самоуправления, земских собраний превратились в координирующие центры развития территорий (при активной поддержке со стороны властных структур).
В результате осуществления этого проекта социальными партнерами реализована его генеральная цель: созданы советы воспитательных (образовательных) пространств (на опыте Грайворонского района) и вновь создаваемых на их территориях городских и сельских поселениях; обеспечено их устойчивое функционирование, разработаны функции содержания деятельности этих советов и научно-методических советов; благодаря взаимодействию структурных компонентов воспитательного (образовательного) пространства созданы необходимые условия, гарантирующие не только выживание, но и развитие, социально-педагогическую защиту подрастающего поколения, его безопасность.
Оценка результатов эффективности проекта осуществлена нами на основании специально разработанных учеными, участниками проекта, критериев и показателей.
Оценка достижения поставленных целей и задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта производилась профессиональными социологами путем проведения анкетирования, наблюдения, опроса, использования метода фокус-групп. Была создана экспертная группа (из числа исполнителей проекта), которая и оценивает эффективность деятельности совета воспитательного (образовательного) пространства.
Об эффективности деятельности вновь создаваемых органов общественного управления воспитанием и образованием на местном уровне можно судить по уровню и степени защищенности тех пространств, на которых они функционируют. В этих целях сотрудниками лаборатории осуществлена классификация пространств регионов по уровню и степени защищенности.
По окончанию проекта его результаты внедрены в практику деятельности действующих уже на постоянной основе советов воспитательных (образовательных) пространств как на территории всего района, так и на территории городского и сельских поселений.
При активной поддержке администрации и совета депутатов вновь созданные структуры управления будут и впредь осуществлять эффективное управление процессами воспитания, образования, социальной защиты не только подрастающего поколения, но и всего населения района, а по большому счету, и региона в целом. Члены советов воспитательных пространств, наделенные властными полномочиями и представленные в органах исполнительной, распорядительной власти, теперь могут непосредственно влиять на долю консолидированных бюджетов этих территорий, направленную на решение социальных вопросов и, в первую очередь на обеспечение безопасности людей.
Кроме того, реализуется губернаторская программа повышения качества жизни населения Белгородской области. В контексте этой программы сотрудниками лаборатории дополнительно разработана программа повышения благосостояния населения, проживающего на территории экспериментального района.
Предполагается, что настоящая программа будет привлекательной для населения, которое будет вкладывать и собственные инвестиции для решения вышеназванных задач.
Участники проекта продолжат свою работу не только по исследованию, но и превращению территории приграничных регионов (с Украиной и Белоруссией) в единое славянское воспитательное (образовательное) пространство.
Выполнение проекта способствовало привлечению к участию в управлении созидательными процессами воспитания, образования и развития подрастающего поколения, а также социальной защитой всего населения не только людей «по должности», но и представителей политических партий, общественных движений и просто рядовых граждан России.
В процессе устойчивого функционирования и последующего развития вновь созданных институтов управления обеспечено взаимодействие всех структурных компонентов такой сложной, но вместе с тем прогнозируемой, вероятностной системы, как воспитательное пространство. В нем как раз и обеспечиваются не только безопасные условия жизни, но и развитие подрастающих поколений. Опыт многих исследователей, в том числе и нашей лаборатории по созданию таких единых воспитательных пространств, поддержан на региональном и федеральном уровне (Российским гуманитарным научным фондом, Национальным Фондом подготовки кадров, Администрацией Белгородской области, Министерством образования и науки РФ).
При этом обеспечивается процветание ядра, сердцевины этих пространств -школы и других педагогических учреждений. В современных условиях дети оказались самыми незащищенными в физическом, духовном, нравственном, экономическом, правовом отношениях. Поэтому и требуются специальные меры для обеспечения их социально-педагогической защиты, по охране их жизни и здоровья.
Наш опыт по созданию единого воспитательного пространства в сельском районе показывает его эффективность как фактора формирования подрастающих поколений. По нашему примеру начинают идти многие районы Белгородской области. Опыт Грайворонщины уже изучен и внедряется в десятках регионах Российской Федерации, в Белоруссии и Украине.
В самом же Грайворонском районе примером успешного социального партнёрства внутри воспитательного пространства является взаимодействие Головчин-ской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов с его основными субъектами.
В справке о статусе образовательного учреждения, выданной муниципальному общеобразовательному учреждению «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района, прилагаемой к заявке на получение гранта Национального проекта «Образование» в сумме 1000000 рублей в 2006 году, было сказано нижеследующее.
Данное образовательное учреждение с 1999 г. по 2010 г. является муниципальной экспериментальной площадкой по проблеме «Воспитательное пространство сельской школы как фактор формирования подрастающих поколений» (приказ № 80 от 01.09.1999года по Грайворонскому отделу образования), региональной экспериментальной площадкой (приказ № 769 от 19 мая 2004 года по управлению образования и науки Белгородской области «Об утверждении экспериментального учебного плана для общеобразовательных учреждений Белгородской области» на период с 2004 года по 2006 год).
В разделе «Научные связи образовательного учреждения необходимо было перечислить, с какими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научно-исследовательскими коллективами взаимодействует данное образовательное учреждение и указать наличие договоров (программ) о совместной деятельности. То есть речь как раз и идёт о социальном партнёрстве школы. В скупых строках официального документа сказано, что в рамках эксперимента школа сотрудничает с Белгородским государственным университетом. Руководитель эксперимента Холод Владимир Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БелГУ. Заключены договоры о совместной деятельности с теологическим факультетом, с кафедрой ОИВТ университета (в рамках работы с одаренными детьми), а также с Белгородским музеем народной культуры.
Кроме того, в арсенале социального партнёрства нашей школы имеется договор о совместной деятельности с департаментом АПК Правительства Белгородской области, ФГОУ «Белгородская сельскохозяйственная академия».
А предтечей начала экспериментальной деятельность стали приказы Соловецкого И.С. и Волобуева А.Я., соответственно по Белгородскому ОБЛОНО и Грайворон-скому РОНО, изданные в 1994 году и принятые к исполнению директором тогда ещё обычной сельской средней школы Грайворонского района Понеделко Николаем Павловичем, ставшим потом, по результатам успешной работы по руководству инновационной школой Заслуженным учителем Российской Федерации.
За эти годы, как видно из справок, «богатство школы прирастало социальным партнёрством». Формируя единое воспитательное пространство в бурные 90-е годы конца 20 века, педагогический коллектив обратился к обучающимся, их родителям с предложением активного сотрудничества. Листая анкеты тех лет, мы видим в них самое горячее желание сотрудничества, Видя такой подъем, в дело включились базовые предприятия - тогдашние совхоз и завод «Большевик», колхоз «Коминтерн». По их инициативе построенное новое здание школы в сельском саду, стало преображаться как внешне, внутренне. В школу потянулись другие партнёры - коллеги из начальных и основных средних школ уже за научно- методическим опытом. Школа стала базовой для учреждений образования района и ядром воспитательного пространства села Головчино и всего Грайворонского района. Главным партнёром становится местная администрация и депутатский корпус, возглавляемый сначала в Го-ловчино, а далее и в районе Понеделко Н.П. Все учреждения дополнительного образования стали работать со школой на партнёрской основе. Жизнь подтвердила правильность такого сотрудничества. А станция юных натуралистов «перекочевала» из райцентра в Головчинское сельское поселение. Здесь же открыта и своя детская музыкальная школа. Партнёрами становятся Дома культуры и клубы на территории соседних поселений: Антоновского, Горьковского и других, где проживают нынешние и будущие ученики.
С 1997 года школа становится базовой экспериментальной площадкой для Центра повышения квалификации и переподготовки специалистов, созданного в составе Белгородского педуниверситета, а затем и Инстиута ПКПС БелГУ.
Согласно разработанной лабораторией воспитательных пространств БелГУ Концепции и Программе развития, теперь уже воспитательного пространства района, в партнёрские связи вступают все учреждения, организации и органы управления (от образовательных, медицинских - до силовых: военкомата, внутренних дел, социальной защиты населения и т.д.).
Дело воспитания подрастающих поколений на Грайворонщине становится поистине всенародным. О феномене воспитательного пространства заговорили не только на Белгородчине.
Головчинская гимназия - (школа повысила статус в 1999 г.) побеждает в 2001 году в 1-м Всероссийском конкурсе воспитательных систем, став дипломантом. В 2006 г. -обладателем гранта Национального проекта «Образование». Её опыт обобщается и распространяется. Став школой с углубленным изучением предметов, образовательное учреждение нового типа становится привлекательным всё для новых и новых партнёров, в частности для двух ведущих вузов Белгородской области: БелГУ и БГСХА. В базисном учебном плане школы появляются всё новые профили и предметы. Причём к преподаванию привлекаются не только лучшие школьные учителя, но и педагоги высшей школы. Достаточно перечислить основные профили, осваиваемые на протяжении последних пяти лет головчинскими школьниками. Это физико-математический, биолого-химический, филологический, агротехнологический, оборонно-спортивный и другие.
В статье приведены выписки из официальных справок о сотрудничестве школы с высшей школой. Так вот, эти самые договоры позволили осуществить самые фантастические проекты. Наши дети стали слушателями Центра довузовской подготовки сельхозакадемии. Там они, согласно Базисному учебному плану, изучают основы агрономии, основы животноводства, сельскохозяйственную технику.
А за последние пять лет более полусотни наших выпускников стали студентами этого престижного ныне, в связи с ведущей ролью Белгородской области по производству продукции животноводства в стране, аграрного ВУЗа!
Считаем, что нами был избран правильный ориентир при разработке с участием нашей лаборатории воспитательных пространств БелГУ Программы развития кадрового потенциала региона. В частности, было предложено для восполнения квалифицированных кадров сельскохозяйственного производства открыть по одной базовой школе в каждом районе области. Руководство АПК области прислушалось к нашим предложениям. Первые агроклассы были открыты в Головчино, Борисовке и Алексеевке Яковлевского района. Теперь таких классов более десятка. В выигрыше -все социальные партнёры: семья, дети, школа, ВУЗ и общество. Дети, получившие современное образование, возвращаются компетентными специалистами на свою малую Родину, трудоустраиваются, создают свои семьи. Задача, поставленная перед партнёрами школы, успешно решается.
Плоды социального партнёрства начали зреть. Пятнадцать лет совместной работы учёных и практиков не прошли даром. Выпускники Головчинской средней уверенно держат экзамен на зрелость не только в сельхозакадемии. Они успешно учатся и в других ВУЗах страны, в том числе и в БелГУ, в других учреждениях начального и среднего специального образования, работают на полях и фермах акционерных обществ. Они успешны, уверенно смотрят в будущее. Их и ближайших родственников защищает воспитательное пространство, успешно функционирующее на нашей родной грайворонской земле.
В условиях перехода на новый виток развития Головчинской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов к школе базовой, мы проектируем в результате выполнения этой программы:
школа станет отличаться высоким уровнем учебного процесса, созданием для достижения в ней успеха и развития способностей каждого ученика;
что укрепится здоровье наших воспитанников, будет обеспечен прогресс здоровья, жизнь их станет ещё более содержательной;
школа станет научно-организованным и последовательно развивающимся коллективом;
наш педагогический коллектив ещё более разовьётся, эта главная сила развития школы, улучшится её материальное положение;
в состав нашего коллектива войдут новые, молодые педагоги, выращенные нашей школой - окончившие высшие учебные заведения, готовые и стремящиеся служить новой школе и родной, головчинской, земле.
К концу нынешнего эксперимента мы ещё более разовьём партнёрские связи, обогатим и дополним концепцию нашей школы за счет новых достижений педагогической науки и создадим программу дальнейшего развития нашей «Новой школы» согласно Посланию Президента России Д.А. Медведева [1] на следующее десятилетие -на 2011-2020 гг.
Примеры плодотворного сотрудничества базовой школы и всех учреждений и организаций района убедительно доказывают, что социальное партнерство является необходимым фактором и одним из главных условий создания воспитательного пространства региона.
Список литературы
1. Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. БП от 14.11.2009 г.
SOCIAL PARTNERSHIP AS A NECESSARY CONDITION FOR CREATING AN EDUCATIONAL AREA IN THE REGION
There was created a project aiming to elaborate and launch the model of functioning of the Educational area Counsel in Graivoron's district Belgorod region.
This project was necessary to attract to public educational management different institutions of local authorities, teachers-scientists, sociologists, psychologists and also wider population layers for creating necessary and sufficient conditions for education, development and realization of social-pedagogical safety of the new generation.
In our article there are shown the ways of achieving necessary and sufficient conditions for education, development and realization of social-pedagogical safety of the new generation in Graivoron's district Belgorod region and Golovchinsk public school.
Key words: social partnership; cooperation; condition; educational space; region; district; school; proect; ivestigation; results.
V. L. Kholod
Belgorod
State
University
e-mail: