Научная статья на тему 'Социальное партнерство как фактор обеспечения эффективности управления здоровьем населения Российской Федерации'

Социальное партнерство как фактор обеспечения эффективности управления здоровьем населения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система здравоохранения / управление здоровьем / обучение населения управлению здоровьем / личностная мотивация / технологии наставничества. / health care system / governance for health / educating people about health self-management / self-motivation / coaching technologies.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как фактор обеспечения эффективности управления здоровьем населения Российской Федерации»

Дартау Л. А.

к.т.н., в.н.с., Институт проблем управления РАН

[email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: система здравоохранения, управление здоровьем, обучение населения управлению здоровьем, личностная мотивация, технологии наставничества.

Keywords: health care system, governance for health, educating people about health self-management, self-motivation, coaching technologies.

Здоровье как многофакторная, интегральная характеристика организма человека - объекта живой природы, рассматривается в данной статье через призму лишь двух его сторон - мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) и обучения управлению здоровьем. Обосновывается эффективность предлагаемых решений, в том числе, увеличение продолжительности жизни.

Как правило, большинство наук о человеке, включая общественные и естественные, рассматривает его как относительно автономный объект живой природы, не отрицая при этом его биосоциальной сущности. Сюда относятся теория управления, информатика, медицина, общественное здравоохранение, педагогика, биология, психология, право, социология и др.

В то же время учет того факта, что человек одновременно является «элементом» (частью) живой системы иерархически более высокого уровня - назовем её «большой организм» (БО), в виде конкретной популяции, начиная с семьи, коллектива учащихся, трудового коллектива и выше, редко привлекает внимание исследователей. Исключением является социология, которая, в свою очередь, не выходит за рамки изучения общественных, межличностных отношений и, в свою очередь, не затрагивает их биологическую сущность. Если же сохранение и укрепление здоровья рассматривать как деятельность, направленную на увеличение продолжительности жизни конкретного индивида (пациента, личности, гражданина в зависимости от контекста), то без учета этой взаимосвязи не обойтись.

Благодаря достижениям медицины, улучшению социально-экономической обстановки и научно-техническому прогрессу в целом человек в своей среде обитания фактически поместил себя в некий аналог «золотой клетки», обеспечив себе и потомству формат жизни «лабораторного животного» и возможность реализации каждому его потенциала долголетия. Но в отличие от животных, которые в результате своего существования, почти не изменяют свою естественную среду обитания, и в аналогичных лабораторных условиях практически одновременно уходят из жизни, оказалось, что люди, примерно одинаково, доживают только до 40 лет, а затем начинается процесс потерь, который растягивается до 100-120 лет. Все большее количество граждан стало достигать значительного возраста, и его увеличение за счет использования высоких технологий в медицине перестало приводить к снижению распространенности заболеваний, послуживших причиной острых состояний. Негативной стороной прогресса стало парадоксальное увеличение количества инвалидов в обществе, содержание и уход за которыми требует непосильных расходов и ограничения возможности нормальной жизни близких людей спасенного пациента.

Все выводы, представленные в данной статье, получены по результатам многолетней эксплуатации в поликлиниках программы автоматизированного сбора данных от населения (ПК ЭДИФАР) и при использовании теоретико-управленческого подхода (ТУ-подхода) в рамках академической темы «Фундаментальные и прикладные аспекты изучения, измерения и управления здоровьем», которая разрабатывается в ИПУ РАН с середины 80-х годов прошедшего столетия. В связи с ограниченным объемом статьи перейдем к перечислению, в минимальном объеме (и с минимальным количеством ссылок), основных терминов, понятий и положений современного мультидисциплинарного научного знания о здоровье, послужившего основой для полученных нами результатов и выводов, с которыми можно ознакомиться в публикациях1.

В природе все системно, иерархично и управляется (кибернетика).

Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов передачи информации и управления в машинах, человеке и обществе.

Управление - это такая организация того или иного процесса, которая обеспечивает достижение определенных

целей.

1 Дартау Л.А. Государственное управление здоровьем и качеством жизни. Ч. 1. Объект, субъекты, обязанности и ответственность // Проблемы управления. - М., 2015. - № 2. - С. 52-59; Дартау Л.А. Государственное управление здоровьем и качеством жизни. Ч. 2. Организационно-правовая технология // Проблемы управления. - М., 2015. - № 3. - С. 40-48.

Управляют всегда объектом (теория управления). Отказ в рассуждениях от учета этого положения (равно как и от перечисленных ниже) может привести в конечном итоге к «потере объекта» и к умозрительным заключениям, не имеющим, как правило, шансов в практической реализации цели. Управление требует средств и времени, а также измерения параметров объекта со скоростью, превышающей скорость изменения этих параметров — принцип обратной связи.

Основными терминами и словосочетаниями, которыми оперирует теория управления, являются объект управления, контур управления, регулятор, устройства (элементы) воздействия на объект, измерение состояния объекта, измерительные устройства (элементы), цепи прямой и обратной связи, а также цель (критерий) управления и эффективность управления. Эти термины легко воспринимаются на слух, поскольку все они широко используются в практике всех отраслей хозяйствования, да и повседневной жизни тоже.

Объектом изучения (измерения и управления) у нас является человек, который относится к классу живых организмов - открытых систем по типу взаимодействия с окружающей средой (термодинамика).

Субстратами обмена являются вещество, энергия и информация, включенная в этот перечень с середины ХХ века.

Фундаментальной особенностью таких систем является способность поддерживать в течение жизни относительное постоянство концентраций ряда компонентов обмена во внутренней среде организма.

Гомеостаз - свойство (и состояние) живых систем сохранять относительное постоянство некоторых параметров внутренней среды организма. Для вида человек у всех народов и на всех языках в быту это состояние называется здоровье.

Определение здоровья1: «Здоровье - это феномен, возникающий в результате управления согласованной деятельностью клеток, тканей и органов живой системы с целью достижения постоянства (относительного равновесия) параметров, характеризующих как внутреннюю среду организма, так и относительную стабильность (гармонию) отношений в социуме». Коротко: «Здоровье есть результат управления». Без управления этот феномен исчезает. Как следствие, прекращается и жизнь, хотя все компоненты системы продолжают некоторое время существовать. Затем исчезают и они. Главным и всегда первым регулятором собственного здоровья является сам человек, независимо от того, осознает он это или нет.

Отметим здесь еще одну принципиальную особенность, связанную с феноменом здоровья. Если деятельность по сохранению и улучшению индивидуального здоровья требует осознанного и грамотного участия самого человека, то, как бы ни были точны и наукообразны рассуждения о нем специалистов, цели и задачи управления должны быть сформулированы «внятно» и в рамках бытовой лексики и менталитета конкретного населения.

Отклонения показателей (характеристик) гомеостаза от нормы свидетельствуют о неблагополучии (болезни) и, как правило, требует вмешательства извне. Знания по поводу здоровья и болезней исторически принадлежат врачам (медицине), которые, по сути, на практике всегда действовали как классические управленцы, пытаясь вылечить пациента.

«Вынужденным» поводом для обращения к врачу служат боль, страх и беспомощность, источником которых являются реальные элементы структуры организма человека (клетки головного мозга). В научном общественном сознании для изложенного выше используются другие, давно ставшие «расхожими», термины - мотивация и мотив, первоначальное значение которых - возбуждение и причина возбуждения целенаправленной двигательной активности (физиология), а их применение в определенном смысле может «искажать» их суть.

Здоровье в ощущениях человеку не дано. На вопрос «Что такое здоровье?», «усредненный» человек обычно уверенно отвечает: «Здоровье - это когда у меня ничего не болит, и Я хорошо себя чувствую», подтверждая тем самым свое право на самооценку.

От рождения человек обладает рефлексами, инстинктами и способностью к адаптации (обучению).

Адаптация обеспечивает изменение поведения человека в течение жизни на основании приобретенного им личного опыта. Изменение поведения в процессе приобретения знаний возможно лишь в результате передачи информации исключительно от других членов сообщества, которые, в свою очередь, приобрели ее от предыдущих поколений данного вида, в результате личных контактов или через многочисленные формы хранения информации.

По отношению к конкретному живому организму, «ВИД, по определению - бессмертен. Составляющие вид отдельные организмы существуют в течение ограниченного отрезка времени» (биология).

В данном контексте видом может быть названо население конкретного государства, представляющее собой также живой организм, функционирующий на более высоком иерархически уровне, обозначенный выше как БО, и который сохраняет и является носителем знаний предыдущих поколений.

Естественная смерть «здорового» организма есть смерть регуляторная2.

Ее потенциальная продолжительность при отсутствии болезней и внешних факторов связывается с генотипом конкретного человека.

Болезни и последствия внешних воздействий на организм могут быть устранены врачами, но не всегда при этом здоровье возвращается к исходному уровню. Пример - спасение жизни с применением высоких технологий в случае своевременной доставки пациента в реанимацию в момент манифестации острых состояний. В результате по-

1 Дартау Л.А., Мизерницкий Ю.Л., Стефанюк А.Р. Здоровье человека и качество жизни: проблемы и особенности управления. - М.: СИНТЕГ, 2009. - 400 с.

2

Дильман В.М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. - М.: Знание, 1986. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - С. 229.

следние десятилетия продолжительность жизни граждан в развитых странах непрерывно увеличивается, а количество долгожителей составляет уже заметную долю в обществе.

Основными причинами смерти и преждевременного ухода из жизни, в первую очередь, стали хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), возникающие как с возрастными изменениями в организме человека, так и в связи с образом жизни, который сформировал сам индивид. Решающую роль стали играть не столько качество медицинских услуг и продуктов потребления, обеспечивающих жизнедеятельность организма, сколько характер этого потребления, в ряде случаев ускоряющий процесс старения (факторы риска).

Качество жизни - степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются (ВОЗ).

Как следствие, конечная цель управления здоровьем для конкретного человека может звучать сегодня так: «Прожить как можно дольше, болея как можно меньше!» Но не более того, поскольку при условии достижения конкретным человеком своего потенциала здоровья он получает возможность достижения своего же потенциала долголетия, отпущенного природой для вида «человек разумный», но никак не бессмертия.

Для реализации своего потенциала долголетия человеку самостоятельно придется менять свое поведение на основе знаний, полученных не им самим, на основе не его личного опыта, не имея для этого ни мотивов, ни мотивации. Что возможно лишь на основе обучения («принудительного» в юридическом смысле) и осознанного изменения образа жизни, обязательного для исполнения. В то же время, при удовлетворенных базовых потребностях организма, следует признать очевидным тот факт, что для удовлетворения потребностей высшего свойства (достижения благополучия и самореализации) человек расставляет приоритеты, как правило, не в пользу здоровья. Другими словами, до определенного возраста любые цели ставятся человеком «как бы» без учета возможностей здоровья и угрозы его потери.

Природу побеждает тот, кто ей подчиняется (философия).

Таким образом, одним из фундаментальных свойств живой системы, состоящей одновременно из БО и отдельного человека в период его существования, является расстановка приоритетов в конкретных ситуациях не столько в пользу здоровья индивида, сколько в пользу существования и развития Вида (общества в целом, отдельного сообщества, коллектива, семьи и пр.).

Причин, препятствующих в этой ситуации изменению образа жизни конкретным человеком, две - внутренняя и внешняя.

Первая - это отсутствие знаний о здоровье и сопротивление к их восприятию как со стороны психики, так и со стороны отрицательных реакций организма на соматическом уровне (физиология).

Вторая причина - правовая. И связано это, в первую очередь, с тем, что суть образа жизни любого человека состоит из набора привычек и навыков повседневной жизни, которые он как субъект лично принял к сведению и осуществляет на практике. Этому выбору конкретного человека соответствует юридическое понятие «частная жизнь», неприкосновенность которой охраняется государством в рамках Конституции - Перечня правил организации жизни граждан в структуре БО. В свою очередь, «В социальных системах управление, в конечном счете, сводится к управлению людьми путем принуждения или убеждения, то есть к обеспечению того, чтобы нужные люди с нужными знаниями и средствами были в нужное время в нужном месте и делали то, что нужно в интересах самосохранения и развития общества»1. Другими словами, элементы БО (в отличие от органов и клеток автономного организма, связанных между собой нервными и гуморальными путями) пространственно изолированы друг от друга, а взаимодействие между ними осуществляется исключительно через обмен информацией и регламентируется искусственно созданными многочисленными правилами и нормами.

Вывод: человека нельзя назначить (сделать) ответственным за его здоровье. Но разделить с ним эту ответственность - можно!

Актуальность проблемы ответственности граждан за собственное здоровье появилась в РФ после публикации авторской статьи Владимира Путина, где, среди прочего, было сказано: «... Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья»2. Как следствие, в Резолюцию ежегодного форума «Российская неделя здравоохранения» был включен пункт: «Разработать законопроект или внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и др., в которых определить законодательные механизмы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни»3.

Отметим здесь, что за 3 года до принятия этой резолюции (в ноябре 2011 г.) появился новый закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в Статье 27 п. 1 впервые кратко сформулировано: «Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья». То, что наличие этого пункта может обеспечить мотивацию человека к ведению ЗОЖ, можно привести как пример иллюзии, возникшей в результате «потери объекта» в процессе выработки умозрительного заключения, упомянутого в начале статьи.

Попытка решить проблему ЗОЖ в рамках только отрасли здравоохранения, спустив ее реализацию на муниципальный уровень а, конкретно, на уровень участковых (семейных) врачей, только усложнила условия труда врача и его отношения с пациентами.

1 Венедиктов Д. Д. С. 29. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения. - М.: ООО «Омега-Принт», 2008. - С. 29.

2 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. - М., 2012. -13 февраля.

3 Резолюция V Форума по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни «За здоровую жизнь», Москва, 8-9 декабря 2014 г.

В то же время, используя ТУ-подход, нетрудно прийти к выводу, полученному значительно раньше, который мы расценили как исключительно значимый для управляющих структур на местах. «Поликлиника, даже с ее современными ограниченными финансовыми и кадровыми возможностями, является учреждением, где государством обеспечивается социальная справедливость и в определенном смысле поддерживается физическая и психологическая безопасность населения, которая, в свою очередь, является важнейшей характеристикой социального благополучия. Признавая при этом компетентность медицины в вопросах оценки здоровья, местная власть не вправе возлагать на учреждения здравоохранения ответственность за отклонения в здоровье, причиной которых являются образ жизни конкретного человека и/или окружающая его среда»1.

За все последующие годы никакого конструктивного развития проблема ЗОЖ так и не получила. В Майском Указе Президента РФ (№2 204 от 7 мая 2018 г.) в очередной раз проблема ЗОЖ была обозначена уже в качестве целевого показателя и отдельной строкой в пункте 3а: «Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни».

В этой ситуации ТУ-подход предлагает создание принципиально нового типа общественных взаимоотношений (не существовавшего ранее), который был назван «Государственным управлением здоровьем и качеством жизни», сокращенно - «управление здоровьем». Этот тип взаимоотношений возникает в результате формализации на законодательном (договорном) уровне совместной деятельности гражданина (здоровье которого подлежит управлению) и лица, обладающего по отношению к этому гражданину государственным административным ресурсом (властью и средствами).

Особенностью наступившего периода развития цивилизации становится «обеспечение» здоровья за счет системного управления этим здоровьем тремя основными субъектами: человеком (он - главный), государством (оно определяет правила «игры» через организационно-правовые технологии) и здравоохранением (оно - является источником знаний и практик для такого управления).

Таким условиям удовлетворяет контур управления, состоящий, как минимум, из двух регуляторов - конкретного индивида, здоровье которого подлежит управлению, и лица, обладающего по отношению к нему административным ресурсом (властью и средствами). В этой паре возможно формирование таких взаимоотношений, которые позволяют перейти от умозрительных рассуждений по поводу «свободы» в частной жизни и «ответственности» самой личности за свое здоровье к конкретным «должностным» обязанностям и ответственности сторон за совместный конечный результат. В первую очередь, это работодатели и руководители образовательных учреждений. Между ними и гражданами уже существует официально оформленный документ в виде «Трудового договора» или «Устава образовательного учреждения», в отсутствии которых невозможны совместная деятельность и правовое регулирование производственных отношений. В рамках дополнительного соглашения к этому документу и появляется возможность реализации процесса управления здоровьем конкретного работника (учащегося).

Для обучения населения управлению здоровьем предлагается использовать отечественный опыт. Аналогом элемента воздействия на человека в контуре управления может служить образ и статус наставника, существовавший в нашей системе здравоохранения до недавнего времени. Наставничество — совместная деятельность и отношения, в которых более опытный или сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему «ученику» усвоить определенные знания и практики.

Нравственный облик наставника, по определению, положительный. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова: «Наставить, означает, научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему. / Наставить на ум. / Наставить на путь истинный». Это, по сути, образовательная, а по форме педагогическая деятельность, принципиальной особенностью которой в данном контексте является то, что она сопровождает человека всю жизнь, поскольку передаваемые ему перманентно знания зависят от его возраста, текущего состояния здоровья и достижений медицинской науки и практики на данный момент. В качестве возможной формы практической реализации предлагается для работы с населением готовить дипломированных выпускников в медицинских вузах в рамках специальности «медико-профилактическое дело»2. Основное рабочее место наставника, как правило, поликлиника, но не только и не всегда. В отдельных случаях он общается со своими «учениками» на предприятиях, в организациях, учреждениях образования и социальной поддержки.

Эта идея оформилась в изложенный выше текст после прошедшего на днях в Москве 25-28 июня 2018 г. форума «Консилиум» Ассоциации заслуженных врачей РФ. В итоговый документ мероприятия от стратегической сессии «2. Наставничество и призвание в медицине» в графу «Образ будущего» рабочей группой было внесено следующее видение решения проблемы к 2025 г.:

«Наставничество - реализованная подсистема здравоохранения РФ.

Эта система обеспечивает передачу лучших гуманистических традиций обучения и воспитания, позволяет готовить молодых специалистов к самостоятельной работе в кратчайшие сроки, повышает профессиональный уровень медицинских работников и ускоряет адаптацию к научно-техническому прогрессу.

Система адаптирована к особенностям РФ, учитывает региональные особенности и узкую специализацию, ориентирована на население как субъект.

1 Потанина Ю.А., Дартау Л.А., Белоконь О.В. Компьютерная технология ЭДИФАР как средство сбора данных от населения (для разработки социальной политики на местах) - М.: Московский лицей, 1999. - 205 с.

2 Дартау Л.А., Сырцова Л.Е., Абросимова Ю.Е. Управление здоровьем: объект, субъекты, ответственность и обязанности // Всероссийская научно-практическая конференция «Общественное здоровье и здравоохранение XXI века: проблемы, пути решения, подготовка кадров» / Сборник тезисов конференции (3-4 октября 2012 г., Москва). - М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. - С. 162-166.

Наставничество закреплено законодательно и обеспечено финансированием.

Разработаны нормативные и методические основы наставничества.

Существует система оценки эффективности института наставничества».

Таким образом, предлагается в рамках отраслевого (здравоохранения) института наставничества расширить контингент обучаемых, включив в него всё население РФ, начиная с трудоспособного. Суть наставничества в этом случае заключается в передаче гражданам основ ведения ЗОЖ, конкретизированных под отдельные трудовые коллективы и персонально для каждого работника в течение всего периода трудовой деятельности. Местом проведения занятий может быть поликлиника или организация (предприятие), в которой трудится работник, в зависимости от темы очередного занятия. Наставничество осуществляется параллельно с проведением ежегодной диспансеризации и учитывает её результаты.

Цель - формирование осознанного отношения человека к необходимости управления здоровьем путем изменения привычек и навыков повседневной жизни в соответствии с современными представлениями о ЗОЖ, возрастными и текущими показателями здоровья работника, результатами очередной диспансеризации и инструкциями врачей.

В результате будут обеспечены: осознанное ответственное отношение граждан к сохранению своего (индивидуального) здоровья; доверительное отношение населения к врачам; созданы физические и психологические основы для увеличения продолжительности жизни.

Приведем два примера эмпирических данных из огромного количества анкет собранных нами. Оговоримся заранее, что эти данные, полученные в реальных условиях эксплуатации «Технология ЭДИФАР», не первый раз используются нами в публикациях, но в разных контекстах. Первый пример - один из вопросов для собеседования с учащимися старших классов и студентами.

Таблица 1

КАК БЫ ОТВЕТИЛИ САМОМУ/САМОЙ СЕБЕ НА ВОПРОС: ВСЕ ЛИ У МЕНЯ СЕЙЧАС В ПОРЯДКЕ? юноши 2000 г. 216 чел. девушки 2000 г. 325 чел.

% %

1 ДА, ВСЕ 52,31 55,38

2 НЕТ, НЕ ВСЕ, НО ЭТО МЕНЯ МАЛО БЕСПОКОИТ 29,63 24,31

3 НЕТ, И Я НЕРВНИЧАЮ 12,50 14,77

4 НЕТ, У МЕНЯ СЕЙЧАС ВСЕ ПЛОХО 2,78 4,31

5 .... 2,78 1,23

За годы работы мы убедились, что некоторые подростки просто просят о помощи, и необходим прием специалиста во время диспансеризации для этих ребят. В один из дней (во время плановой диспансеризации школьников старших классов) мы организовали прием таких подростков в соседнем кабинете экспертом к.м.н. Крюковым Г.Б. -медицинским психологом из Московского педагогического университета. В кабинет к нему приглашались учащиеся, выбравшие ответы 3 или 4 на приведенный выше в табл. 1 вопрос.

Наши предположения об эффективности такого рода организации помощи подросткам подтвердились. По расписанию диспансеризация продолжалась с утра до 2-х часов дня, однако никто из получивших рекомендацию проконсультироваться у специалиста, не ушел. Прием у него продолжался до 8 вечера. По мнению эксперта, все они были настроены на контакт и большинство из них действительно нуждались в помощи1.

Такой способ может быть использован и для предотвращения попыток суицида и манифестации агрессии, процесс подготовки к которым может длиться, как правило, до года и дольше. Об этом свидетельствуют участившиеся в

2

последние годы случаи асоциального поведения подростков .

Второй пример: в процессе собеседования пожилым пациентам задавался вопрос, после которого многие начинали плакать, табл. 2 и 3.

Таблица 2

ЕСТЬ ЛИ У ВАС НАДЕЖДА НА ПОМОЩЬ И УХОД СО СТОРОНЫ БЛИЗКИХ, КОГДА ЭТО ПОТРЕБУЕТСЯ? Мужчины 1998г. 122 чел. % женщины 1998г. 400 чел. %

1 ДА, Я ТАК ДУМАЮ 48,36 61,25

2 ДА, НО Я НЕ УВЕРЕН(А) 18,03 10,50

3 НЕТ, СКОРЕЕ ВСЕГО 9,84 7,75

4 НЕТ ТАКОЙ НАДЕЖДЫ 17,21 16,75

5 ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ 6,56 3,75

То есть почти каждый пятый (или даже третий, с учетом суммы ответов 3 и 4) пожилой человек живет под постоянным давлением отрицательных переживаний. Что касается государственной помощи пожилым людям путем строительства разного рода специализированных «мест пребывания», то отношение населения к этим инициативам можно было оценить по данным в табл. 3.

1 Kryukov G., Dartau L., Osipenko A. Complex multipurpose computerized for adolescent health promotion at the primary health setting // XIII-th World Congress «Internet in Medicine - MedNet-2008», Abstract Book. - St-Petersburg, 2008. - P.22.

2

Дартау Л. А., Семикин Г.И. Технология и компьютерная система «ВАЛЕО-МГТУ» как основа валеологического сопровождения процесса обучения в техническом университете. - М., 2001. - 66 с. (Препринт/Институт проблем управления).

Таблица 3

КАКАЯ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ВАМ КАЖЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЙ (В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ)? мужчины 1998 г. 122 чел. % женщины 1998 г. 400 чел. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ПАНСИОНАТ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ 4,1 2,75

2 ДОМ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

(С ПИТАНИЕМ И ЛЕЧЕНИЕМ) 2,46 2,75

3 ДОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ

(С МЕДИЦИНСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ) 8,2 4

4 ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ 40,16 52

5 ТРУДНО ГОВОРИТЬ НА ЭТУ ТЕМУ 18,03 15,5

6 НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ(ЛАСЬ) ОБ ЭТОМ 27,05 23

То есть среди тех, кто думает и соглашается говорить на эту тему, нет желающих провести в государственном учреждении остаток жизни. Вопрос о возможности организации ухода за беспомощным человеком до последних дней жизни на дому (или в хосписе для больных) зависит только от договоренности самой власти с населением. По классической схеме управления решение этого вопроса не может быть передано ни медицинским, ни социальным учреждениям (которые могут лишь породить еще одно учреждение в своей же структуре). В свою очередь, мнение населения по поводу деятельности любой из этих исполнительных структур можно узнать в доврачебном кабинете поликлиники в процессе скрининга, используя организационно-правовую технологию ЭДИФАР. Обслуживание населения в формате наставничества при согласованном участии социальных отделов муниципальной службы выглядит наиболее приемлемым в описанных ситуациях.

И сегодня вновь у России имеются большие шансы на успех, поскольку историческая роль, нравственный статус врача и инфраструктура нашей системы здравоохранения наилучшим образом подходят для решения этих крупномасштабных задач, которыми, по сути, являются задачи государственного управления популяционным (индивидуальным) здоровьем.

Приведенные выше аргументы служат обоснованием для воссоздания (на междисциплинарной основе) института наставничества в сфере управления здоровьем для обучающих (наставников) и обучаемого населения (учеников -граждан, субъектов управления собственным здоровьем). А для написания учебных пособий отдельно для наставников и отдельно для учеников с рабочим названием «Основы этики и здоровья», в которых на «понятном» языке изложены перечисленные в статье в сжатой форме положения есть и силы, и желание.

В результате предлагаемых действий прогнозируется синергетический эффект, который позволит повысить уровень эффективности деятельности в здравоохранении, увеличить продолжительность жизни населения РФ и, как следствие, гармонизировать отношения в обществе практически во всех сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.