Научная статья на тему 'Социальное партнерство государства и религиозных организаций в современной России: методология, подходы, правовой аспект'

Социальное партнерство государства и религиозных организаций в современной России: методология, подходы, правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
81
9
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / RELATIONS BETWEEN STATE AND DENOMINATIONS / СВОБОДА СОВЕСТИ / FREEDOM OF CONSCIENCE / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / SOCIAL SERVICE / ПРАВО / LAW

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Шиманская Ольга Константиновна, Матина Екатерина Геннадьевна

В статье с опорой на международные стандарты соблюдения принципов свободы совести рассматриваются проблемы правового регулирования социального служения религиозных организаций в России, связанные со становлением кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений. Анализируются формы взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций в решении социальных проблем, помощи группам риска, каритативной деятельности и поддержке духовно-нравственных и патриотических образовательных программ.

Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Шиманская Ольга Константиновна, Матина Екатерина Геннадьевна,

Social Partnership of the State and Religious Organizations in Today's Russia: Methodology, Approaches and Legal Aspect

The article explores how the Russian religious organizations' social service is regulated by law. The problems under study are connected with building of cooperation model of relations between the state and religious denominations, international rules of observing principles of freedom of conscience being taken as the foundation. The researchers examine forms of cooperation between governmental agencies and religious organizations in resolving social problems, rendering assistance to risk groups, caring and giving support through spiritual, moral and patriotic educational programmes.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство государства и религиозных организаций в современной России: методология, подходы, правовой аспект»

Право и общество

УДК 2-74 © О. К. Шиманская, Е. Г. Матина, 2014

Социальное партнерство государства и религиозных организаций в современной России:

** 1

методология, подходы, правовой аспект 1

О. К. Шиманская, Е. Г. Матина

В статье с опорой на международные стандарты соблюдения принципов свободы совести рассматриваются проблемы правового регулирования социального служения религиозных организаций в России, связанные со становлением кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений. Анализируются формы взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций в решении социальных проблем, помощи группам риска, каритативной деятельности и поддержке духовно-нравственных и патриотических образовательных программ.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, свобода совести, социальное служение, право.

Методология социального партнерства государства и религиозных организаций в современной России обусловлена международными принципами прав человека, стандартами свободы совести и религиозной свободы, а также российским законодательством. На основе ст. 55 Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека 1948 г. 2 Организацией Объединенный Наций приняты документы, обязательные для исполнения: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. 3 и Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г. 4 В СССР был принят закон от 1 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» 5, затем появился Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» 6, после чего религиозные объединения стали полноправными субъектами права. Государство максимально дистанцировалось от вмешательства в религиозную сферу, предоставив полную свободу действий религиозным организациям.

Конституция 1993 г. характеризует Российскую Федерацию как светское государство. Провозглашается принцип отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом.

Статьей 28 Конституции гражданам гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Образование объявляется светским. Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. № 125-ФЗ 7 вызвал общественную дискуссию. По мнению критиков, он носит компромиссный и противоречий характер. Уязвимые места: смешение понятий «свобода совести» и «свобода вероисповеданий», выделение в преамбуле закона традиционных религий, что дает исполнительной власти почву для злоупотреблений. Но, несмотря на недостатки, закон создал нормативно-правовую базу, упорядочившую государственно-конфессиональные отношения. Однако не было предусмотрено правовых форм деятельности религиозных организаций за пределами их религиозно-культовой практики в таких сферах, как социальная и образовательная. На момент принятия закона ни законодатель, ни религиозные организации не могли предвидеть увеличение роли религиозных институтов в социальной сфере, вос-

требованности диаконической и каритативной деятельности.

Современные исследователи Р. Подопригора, К. Дурэм, В. Хоффман, К. Шлайх, Е. Мирошникова предлагают трехчленную классификацию направлений государственной политики в вопросах взаимодействия с религиозными организациями и институционального выражения социальной роли религии:

1) модель идентификации, или государственная религия;

2) модель радикального отделения (американская модель);

3) плюралистическая модель, модель нейтралитета, или кооперационная модель (европейская модель) 8.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Россия, провозгласив отделительную модель государственно-церковных отношений, реализует, по сути, кооперационную модель, которая на основе принципа отделения при отсутствии государственной религии обеспечивает легитимное сотрудничество государства с религиозными организациями. Ее основные принципы: мировоззренческого нейтралитета государства; толерантности; паритета.

Нейтралитет характеризуется невмешательством и неидентификацией государства по отношению к религиозным или философским учениям. Государство может издавать законы, касающиеся также и религиозных организаций, но не вправе вмешиваться в их внутреннюю жизнь; может проявлять интерес к деятельности церкви и ей содействовать, но не должно считать эту деятельность непосредственно государственной. Власти обязаны заботится о том, чтобы гражданам из-за принадлежности или непринадлежности к какому-то убеждению или мировоззрению не был причинен ущерб, поэтому нейтралитет неразрывно связан с принципом паритета.

Паритет предполагает равенство в деятельности людей различных убеждений, особенно в области гражданских прав и допуска к государственной службе. Однако равенство следует понимать как равенство в шансах, так как каждая религиозная организация обладает разными возможностями в силу своих особенностей: вероисповедных, организационных, финансовых и т. д. Государство не может отказывать какому-то религиозному объединению в определенных действиях, если таковые разрешены другим.

Важнейший принцип кооперационной модели — толерантность. Там, где свобода религий и убеждений выходит за рамки внутреннего мира и включается в общественную жизнь, возникает необходимость толерантности. Это касается и межличностных отношений граждан, и мирного сосуществования различных религиозных и ми-

ровоззренческих организаций в рамках единого государственного пространства. В настоящее время, когда возникли серьезные трудности в соблюдении баланса между принципами демократии, правами человека, свободой совести и религии, с одной стороны, а также сохранением национальной культуры, этнической и религиозной идентичности — с другой, принцип толерантности приобретает все большую актуальность.

Указанная модель предполагает идеальное воплощение принципов государственно-конфессиональных отношений. И те и другие являются исторически обусловленными и динамично развивающимися, что порождает новые актуальные вопросы.

Социологическое исследование А. В. Громовой по социальному партнерству показало, что государству следует решать социальные проблемы страны совместно с религиозными организациями (данный ответ выбрали 62,9% опрошенных). Респонденты убеждены, что президент должен одинаково относиться ко всем религиям и соблюдать принцип отделения религии от государства. Идеальная модель взаимоотношений государства и религиозных организаций возможна лишь тогда, когда религия и политика взаимодействуют только при решении социальных проблем. Такое мнение выразила большая часть респондентов (51,1%). Среди основных сфер, в которых следует участвовать религиозным организациям, указали: мораль/нравственность (36,9%), благотворительность (26,1%), реабилитацию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию (24,4%), культуру (17%) 9.

Процесс становления кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений сопряжен с рядом проблем. Острее всего они проявляются при взаимодействии религиозных организаций и государства в области социального служения церквей и социального партнерства. Под социальным партнерством мы понимаем систему взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций, направленную на решение социально значимых проблем.

Публичный статус религии определяется не только международными нормами и национальным законодательством, но и: 1) историческими традициями, присущими тем или иным цивилизациям, государствам и регионам; 2) этапом социально-экономического развития, переживаемым страной, общей ориентацией государства в социальной сфере, утвердившимся политическим режимом; 3) процессами секуляризации и десекуляризации, затронувшими общество и культуру.

Начало оформлению правовой базы социального партнерства между государством и религиозными организациями положено распоряжениями

и рекомендациями Президента РФ как главы государства. Среди первых мероприятий федеральной власти — создание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (распоряжение Президента РФ от 24 апреля 1995 г. № 192-рп 1 0). Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. Функции Совета: обеспечение взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями; анализ материалов и рекомендации по вопросам политики в области взаимоотношений государства и религиозных объединений (проекты федеральных законов, указов Президента, иных нормативных правовых актов). Заседания Совета проводятся не реже одного раза в полугодие. Обеспечение деятельности Совета осуществляет Управление Президента РФ по внутренней политике.

На заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ 4 июля 2012 г. были рассмотрены вопросы взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере работы с осужденными, в сфере образования и науки, а также гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. По итогам обсуждения ФСИН России было рекомендовано продолжить работу по укреплению сотрудничества с представителями религиозных организаций в целях реализации прав осужденных на свободу совести и вероисповедания, активнее использовать потенциал религиозных организаций в профилактике рецидивной преступности среди лиц, отбывших уголовные наказания, а также расширить сеть реабилитационных центров для освобождающихся из мест лишения свободы.

Заседание 12 февраля 2013 г. было посвящено обсуждению вопросов о принятии поправок в законодательство, направленных на усиление ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих, осквернение предметов религиозного почитания, мест религиозных обрядов и церемоний. 26 сентября 2013 г. был принят ряд рекомендаций Правительству, федеральным и региональным органам исполнительной власти по организации системной поддержки деятельности структур межрелигиозного и межконфессионального диалога в России и странах СНГ.

В состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ входят 22 человека — представители федеральных органов исполнительной власти, ведущие российские специалисты в области религиоведения и государственно-

конфессиональных отношений, представители крупных религиозных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В настоящее время в России нет специального органа по делам религий. Но, как отмечает секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ А. И. Кудрявцев, «имеющаяся иерархия и данный Совет — это уникальная в своем роде структура, в которую входят представители всех крупнейших религиозных объединений страны и авторитетные ученые религиоведы» 11. Кроме того, религиозные деятели России активно участвуют в работе Комиссии Правительства РФ по вопросам религиозных объединений, в Совете Федерации Федерального Собрания РФ создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимодействию государства и религиозных объединений. При Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций создан экспертный совет, куда вошли представители религиозных и светских организаций. Подобные комиссии и Советы существуют во многих регионах России.

Представители религиозных организаций активно участвуют в работе Общественной палаты РФ, а также в деятельности общественных советов, созданных при федеральных министерствах и ведомствах. Общественная палата на первом пленарном заседании образует комиссии и межкомиссионные рабочие группы, среди них — Комиссия по межнациональным отношениям и свободе совести в составе 26 человек. Деятельность Комиссии направлена на утверждение межнационального согласия и гражданской солидарности; реализацию прав граждан на сохранение этнокультурной идентичности и свободу вероисповедания; противодействие экстремизму, ксенофобии и нетерпимости; координацию взаимодействия неправительственных организаций в этнонациональной и конфессиональной сферах; повышение эффективности взаимодействия органов власти, этнокультурных и религиозных организаций и национально-культурных автономий; обеспечение общественного участия в выработке мер по повышению эффективности государственной этнонацио-нальной политики и в общественном контроле проектов нормативно-правовых актов в сферах свободы совести, межнациональных отношений, миграционной политики, противодействия экстремизму и нетерпимости.

По мнению федеральных чиновников, «в стране складываются целостная система взаимодействия религиозных объединений с институтами гражданского общества, механизмы их реального диалога с органами государственной власти и местного самоуправления» 12. Она осуществляется путем создания

различных общественных совещательных органов на федеральном уровне, распоряжениями и рекомендациями Президента РФ. Это формирование правовой традиции, обычаев делового оборота как основы для различного уровня соглашений о сотрудничестве. Однако и правовая традиция, и правовой обычай не могут быть прочной и долгосрочной основой для социального партнерства государства и религиозных организаций, требуются более устойчивые формы взаимных договорных обязательств, что побуждает к новым законодательным инициативам в развитии государственно-конфессиональных отношений.

Активно в этом плане действуют межцерковные структуры: Межрелигиозный совет России, Консультативный совет глав протестантских церквей России, Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии. Накопленный опыт важен, поскольку сегодня необходимо объединение усилий государств и религиозных структур для поддержания межцивилизационного диалога и противодействия новым вызовам глобальной и региональной безопасности.

Крупнейшие религиозные организации страны заявили о своих позициях по общественно значимым вопросам, в том числе и по вопросам социального служения и религиозного образования. Эти документы не имеют юридической силы, но являются руководством для духовенства и рекомендациями для верующих. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г. были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» 13. В этом же году приняты «Основные положения социальной программы российских мусульман» 14. Вслед за этим в 2003 г. Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) разработана Социальная концепция для российских иудеев 15. В декабре 2003 г. увидел свет документ «Социальная позиция протестантских церквей России» 16. Самые крупные по количеству адептов религиозные направления нашей страны заявили о своих позициях по спектру общезначимых проблем современного мира. В феврале 2011 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви принял документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» 17. Кроме деклараций о намерениях, религиозные организации начали заключать разные соглашения с органами федеральной, региональной, муниципальной власти.

Так, ряд соглашений о сотрудничестве был подписан между органами федеральной власти и Русской православной церковью Московского Патриархата (РПЦ). В 1999 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Федеральной службой исполнения наказаний России. В 2010 г. в РФ тюремное служение несут уже 1100 священников. В испра-

вительных учреждениях ФСИН существуют 471 тюремный храм, 466 молитвенных комнат, 789 православных общин, объединяющих 73 117 осужденных, действуют 265 воскресных школ, где обучаются 11 000 человек 18.

8 июля 2011 г. соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения и социального развития было подписано патриархом Кириллом и министром Т. Голиковой 19. 21 декабря 2011 г. было заключено соглашение о взаимодействии между Русской православной церковью и государственным антинаркотическим комитетом. Это соглашение предполагает сотрудничество в сфере профилактики и реабилитации наркомании, взаимодействие с православными социальными службами, духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи, благотворительность, добровольческое движение, поддержку групп взаимопомощи больным наркоманией при православных приходах 20.

Комплексной проблемой, создающей социальную нестабильность в обществе, является миграция граждан с постсоветского пространства. Трудоустройство, адаптация мигрантов, криминализация диаспор, рост ксенофобии и национализма, а в целом конфликтности и напряженности в этноконфессио-нальных отношениях — эти вопросы должны решаться совместно органами государственной власти, представителями национально-культурных автономий и религиозных организаций. 19 апреля 2013 г. патриарх Кирилл и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский подписали соглашение о взаимодействии. По состоянию на 1 апреля 2013 г. территориальные органы ФМС России заключили 104 соглашения о сотрудничестве в сфере интеграции: 62 с епархиями РПЦ; 35 — с мусульманскими организациями; 2 — с организациями Армянской Апостольской Церкви; 3 — с буддистскими организациями; 2 — с иудейскими организациями. Открываются курсы по изучению русского языка для трудовых мигрантов, 67 из них открыты при содействии территориальных органов ФМС и работают на бесплатной основе. 20 бесплатных курсов русского языка создано на базе религиозных организаций. Так, УФМС России по Нижегородской области совместно с Нижегородской Епархией РПЦ создает адаптационные курсы для мигрантов по русскому языку, миграционному законодательству и истории России 21.

Анализируя состояние правового регулирования социального партнерства государства и религиозных объединений в России, необходимо рассматривать двухсторонний процесс: во-первых, действия государственных органов, т. е. действия «сверху» как результат государственной вероиспо-

ведной политики поддержки наиболее перспективных конфессий; во-вторых, инициативная деятельность «снизу», т. е. самих религиозных организаций. Необходимость модернизации социального законодательства, в том числе и в регулировании сферы социального партнерства государства и религиозных организаций, осознается российской властью. Об этом говорит исследование Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования «Социальное партнерство государства и религиозных организаций», в котором обосновывается необходимость принятия нового федерального закона «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями» 22.

Понимание необходимости гибкого подхода к духовной сфере требует от политиков чуткости в решении проблем одной из самых тонких сфер человеческого бытия. Религиозные организации стремятся к конструктивному воздействию на систему общественных отношений, на социальные институты, структуры и процессы. Одной из форм их активности выступает имеющее глубокую нравственную основу социальное служение. Общество нуждается в реализации эффективных социальных программ, а религиозные организации имеют потенциал их осуществления. Он может содействовать устойчивому и стабильному развитию российской цивилизации при условии развития права. Социальное партнерство государства и религиозных организаций должно перейти от прецедентов и формирующейся правовой традиции к законодательному оформлению, что могло бы найти отражение, например, в поправках к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных организациях».

1 Статья подготовлена по техническому заданию Мин-обрнауки России «Стратегии межкультурной коммуникации, этноконфессиональное взаимодействие и социокультурная идентичность России» № 2014/361.

2 Действующее международное право : документы в 2-х т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчиков. М., 2007. Т. 1. С. 11-35.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3 Международная защита прав и свобод человека : сб. документов. М., 1990. С. 53-57.

4 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений:

принята Резолюцией 36/55 на 73-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г. // Мелков Г. М. Права человека : сб. междунар. документов. М., 1998. С. 660-663.

5 Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/9007585 (дата обращения: 01.07.2014).

6 О свободе вероисповеданий : закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21, ст. 240. С. 189.

7 О свободе совести и о религиозных объединениях : федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ : с изм., внесенными Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // Рос. газета. 1997. 1 окт. ; 2013. 10 июля.

8 Мирошникова Е. М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007. С. 16-18.

9 Громова А. В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций современной России в зеркале эмпирической социологии: Социология в системе научного управления : тезисы докладов IV Российского социологического конгресса. URL: http://www.isras.ru/VSK_IV_partion. html?section=13 (дата обращения: 15.05.2012).

10 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

11 Кудрявцев А. И. Межконфессиональный диалог и толерантность как основа гражданского мира и согласия в России // Вопросы религии и религиоведения / сост. и общ. ред. В. В. Шмидта, И. Н. Яблокова при участии Ю. П. Зуева, З. П Трофимовой. М., 2010. Вып. 2 : Исследования : сб. C. 168-172.

12 Там же. С. 170.

13 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

17 Там же.

18 Доклад Святейшего патриарха Московского Кирилла, Освященный архиерейский Собор. 2-4 февраля 2011 г. // Журнал Московской патриархии. 2012. № 3. С. 27.

19 Съезд неравнодушных // Там же. 2011. № 8. С. 46.

20 Святейший Патриарх Кирилл. Наркомания — и болезнь, и грех // Там же. 2011. № 2. C. 16-17.

21 РПЦ и ФМС подписали соглашение о сотрудничестве: 1998-2013 : Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2013/04/19/soglashenie-site.html (дата обращения: 20.10.2013).

22 Якунин В. И., Сулакшин С. С., Симонов В. В., Багдаса-рян В. Э., Вилисов М. В., Куропаткина О. В., Нетёсова М. С., Сазонова Е. С., Силантьев Р. А., Хвыля-Олинтер А. И., Яру-тич А. Ю. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009. 232 с.