Научная статья на тему 'Социальное обогащение студентов в процессе обучения иностранному языку с учетом принципов природосообразности и культуросообразности'

Социальное обогащение студентов в процессе обучения иностранному языку с учетом принципов природосообразности и культуросообразности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное обогащение студентов в процессе обучения иностранному языку с учетом принципов природосообразности и культуросообразности»

2. Аникеева, Н. П., Винникова Г. В., Смирнов С. А. Режиссура педагогического взаимодействия. Новосибирск,: Изд-во НГПИ, 1991. - 92 с.

3. Булатова, О. С. Педагогический артистизм. - М.: Академия, 2001. - 239 с.

УДК 371.3

Ф. Р. Давлетова, Е. Б. Плотникова

СОЦИАЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ И КУЛЪТУРОСООБРАЗНОСТИ

Современная образовательная система (школа, вуз, учреждение послевузовского и дополнительного образования) функционирует в условиях вариативности научно-теоретических подходов, часто интеграции учебных и воспитательных (социализирующих) технологий, дидактических моделей. Это продиктовано необходимостью удовлетворить запросы государства и общества на осведомленную, конкурентноспособную личность, имеющую устойчивые показатели знаниевой, профессиональной, социальной, др. компетентности. Это же требует от организаторов образовательных систем особого внимания к таким сторонам личности как физическая, интеллектуальная и нравственная, а, следовательно, и к сближению процессов обучения, воспитания и социализации.

Возникает вопрос - может ли процесс обучения настолько сблизиться с процессом воспитания и социализации личности, чтобы решить проблему ее продвижения к знаниям без ущерба для социального опыта. В соответствующих исследованиях мы обнаружили двойственность точек зрения ученых. Одни утверждают об очевидном и значительном расхождении в современном образовании дидактических и воспитательных целей (А. Я. Фли-ер, И, Н. Сиземская, др.) [8; 9]. А. В. Хуторской, напротив, отмечает тенденцию сближения процессов обучения и воспитания, обучения и социализации личности [6, с. 170].

Но, так или иначе, единство процессов обучения, воспитания и социализации личности в современной образовательной системе представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему, несмотря на то, что назначение обучения как суммарного процесса преподавания, воспитания, социализации, а также индивидуализации и культурной идентификации личности признано было давно, еще с древности и многие ученые сохраняют такую позицию до сих пор.

Еще в эпоху раннепервобытной общины обучение человека было неот-

делимо от мировоззренческой, социальной, нравственной, художественнотворческой подготовки. В Античности (Сократ, Платон) встречаются размышления о необходимости в обучении передавать адресату знания истинные, построенные на знаниях общественных ценностей, наряду со знаниями космических или физических теорий. Древнеримские мыслители (Сенека и Цицерон) считали невозможным сводить обучение лишь к технологии передачи и усвоения теоретических знаний, а реализовать его как специфически человеческий способ его целостного преобразования на пути к «возрастанию гуманности». Я. А. Коменский высказал идею о формировании в процессе обучения нравов в направлении всесторонней моральности... Наш современник И. П. Подласый говорит, что «обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем», в результате чего у адресата формируется система научных знаний, умений применять знания, способы мышления, а также характер поведения в социуме [7, с. 58].

Важным атрибутом разрешения проблемы воспитания и социализации личности в процессе обучения является опора, как на классические, так и новейшие представления о принципах организации педагогического процесса. И распространяется это как на образовательные учреждения школьного типа, так и на вуз. Законодательные акты и нормативные документы в сфере образования, определяя приоритетные из подходов, технологий, моделей указывают на актуальность сочетания в них принципов природосо-образности и кулыуросообразности [4]. Судя по всему, ничто так не заботило ранее и не заботит сегодня г осударство и общество (основных заказчиков образовательных услуг) как сохранение и воспроизводство лучших природных задатков человеческого рода, а также «окультуривание» природы (человека, общества, окружающего мира) как важнейшего ресурса в общем цивилизационном (экономическом, социально-культурном) развитии.

Со времен научного формулирования принципов природосообразности и культуросообразности в педагогической теории и его значения для педагогической практики прошло почти четыре века. С определениями их содержания связаны имена Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, др. Однако, классический взгляд на содержание принципов и теперь не теряет своей значимости, хотя и имеет различные интерпретации. И сегодня актуальны слова Дистервега о том, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и ириро-да человечества». Актуальна и мысль педагога о том, что «сущность принципа природосообразности определяется не только природой самого человека, но и опытом взаимодействия человека с мирозданием в широком значении этого слова» [3, с. 38]. В частности речь по-прежнему идет о ценностном отношении и ценностном понимании организаторами образовательного процесса феномена единения человека с природой, о знании ими законов природы и культуры человека, использовании этих законов при управлении деятельностью участников образовательного взаимодействия. Речь

также идет об учете индивидуальных особенностей обучаемых и обучающих, о «подгонке» к ним элементов образовательной системы. Наконец, речь идет о максимально оправданном применении принципа природосообразности в культуро-ориентированной, интеллектуально и социалыю-ориен-тированной образовательной системах. То есть принципы природосообраз-иости и культуросообразности по существу не отделены друг от друга, а находятся в изначальном единстве с точки зрения их взаимодополняющей ценности как направляющей образовательного процесса.

В образовательном процессе современного вуза принципы природосо-образности и культуросообразности имеют как классическое, так и модифицированное (трансформированное) отражение. Умелое их сочетание в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка обогащает социальный опьгг студентов, а именно: увеличивает способность взаимодействовать с людьми во внутригрупповом и межгрупповом общении, воспринимать и отражать проявления ближайшего окружения и особенности представителей с траны изучаемого языка.

Очень ярко принципы природосообразности и культуросообразности во взаимодополнении прослеживаются в таких педагогических явлениях как «валеологически целесообразная» организация образовательного процесса, «социально-педагогическая целесообразность», «природосообразное образование», «культуросообразное образование». Ведущими их элементами являются: здоровая организация образовательной ситуации, развитие индивидуальных природных задатков студентов, опора на позитивные мотивы взаимодействия членов студенческой группы, т. д. Но и так, и иначе, взаимодополнение принципов природосообразности и культуросообразности в обучении студентов - важнейшие факторы «формирования личности», «воспитания индивидуальности», «взращивания конкурентноспособности», «адаптирования к реалиям», т. е. одновременно знаниевого и социального обогащения [5, с. 29].

Размышляя над особенностями организации учебных занятий по иностранному языку на основе реализации принципов природосообразности и культуросообразности в целях социального обогащения студентов, мы пришли к выводу, что велико в этом значение обращения к педагогически значимым средствам народной культуры (фольклору в виде пословиц, поговорок, загадок, присказок, песенок, т. п.) - к народной педагогике. Из теории о народной педагогике известно, что ее средства имеют комплексное назначение, а именно: направлены одновременно на совершенствование физиологической, поведенческой, мировоззренческой, коммуникативной и др. сторон формируемого человека [2].

Чтобы осветить особенности проявления средств народной педагогики в природ о сообразном и культуросообразном обучении студентов иностранному язык}', обратимся к анализу конкретной образовательной ситуации, дадим некоторые комментарии к ней.

Обучение иностранному языку — прежде всего обучение способам коммуникации. От умения эффективно построить коммуникативный акт зависит решение многих задач эффективного общения людей. От этого зависит формирование позитивной мысли и комфорта в контакте, особенности восприятия партнерами по общению друг друга и отражение ими результатов коммуникативного акта. В естественном (стихийном) коммуникативном акте индивидуальные природные особенности контактеров, как правило, неконтролируемы. Культуросообразное же общение эти особенности призвано смягчать, приводить в соответствие определенной культурной норме. Как часть базовой культуры человека коммуникативный акт выражается множественными показателями. Среди них показатель хорошо развитой речи, но также и наличие в высказывании мудрости, совести говорящего. Исходя из этого, мы понимаем, что обучение языку как средству коммуникации - это процесс, безусловно, дидактический, но также и социализирующий, воспитательный.

Обучение иностранному языку в идеале - также обучение языковому приспособлению и обособлению, что есть суть социализации личности. С помощью механизма приспособления определяется характер и особенности поведения носителя языка в социуме, специфика его языкового стиля и принадлежность к социальной группе, наличие определенного когнитивного опыта и опыта формирования языкового поведения с помощью социальнопсихологических и социально-культурных механизмов.

Так или иначе, функционирование языка - явление природное и культурное одновременно. Оно, с одной стороны, опирается на природные механизмы и, с другой, управляет ими, «окультуривая» их и вступая с ними в обратную связь. Язык взаимодействует с физиологической сферой человека, сферой его образа жизни. Поэтому нуждается в поддержке со стороны самого человека и со стороны окружающих людей, в том числе квалифицированных педагогов.

Выше мы отмечали, что механизмы такой поддержки заложены в природе педагогически значимых средств народной культуры. Поэтому они актуальны в обучении студентов иностранному языку, построенному в опоре на принципы природосообразности, культуросообразности и нацеленному на обогащение социального опыта студентов.

Итак, иностранный язык как учебный предмет в вузе имеет ряд специфических особенностей, требующих от преподавателя умелой его организации. В частности реализации таких специфических форм педагогической работы с учетом принципов природосообразности и культуросообразности, ведущим из которых выступает языковой тренинг в самых разных его вариациях.

Тренинг — от «тренировка» (физической, нравственной, интеллектуальной сторон человека). Разновидностями тренинга являются культуроориентированный и развивающий.

Опираясь на определение И. В. Вачкова и, исходя из нашего опыта, отметим, что тренинг - это совокупность активных методов преподавания, которые используются с целью формирования у студентов в процессе обучения навыков интеллектуального и социального поведения, навыков самопознания и саморазвития, формирования целостных представлений участников о себе и других людях, о природе и обществе [1]. Все это говорит о необходимости и возможности связи дидактической, социально обогащающей (воспитательной) и развивающей составляющих учебного занятая, т. е. о целостности образовательного процесса.

На занятиях по иностранному языку формируются иноязычные речевые механизмы, речевые автоматизмы, механизмы антиципации, оперативной памяти. С точки зрения соблюдения принципа природосообразности в организации учебного занятия актуальна такая форма преподавания как артикуляционный тренинг и логоритмические упражнения. С помощью этого тренинга и логоритмических упражнений совершенствуются соответствующие структуры мозга, улучшается работа слухового и речемоторного анализаторов, более точной становится артикуляция говорящего. Если используются при этом средства народной педагогики - пословицы и поговорки, то тренинг и логоритмические упражнения вносят в ход занятия эмоциональный и социализирующий эффект. С точки зрения природосообразного образования это важно и отвечает актуальным задачам воспитания в современной высшей школы, так как личность студента, его эмоциональный строй и ощущение принадлежности к определенной социальной группе корректируются под воздействием коррекции психомоторных процессов, частью которых являются речевые механизмы. Воспитание и обучение, дидактическая технология и технология социального обогащения студентов здесь входят в режим взаимодействия, отражает собой закономерность обратной между ними связи.

Иностранный язык способствует развитию познавательной функции психики. В процессе овладения им у студентов развиваются мнемотехника, интеллектуальные функции, формируются языковые обобщения и логика мышления, выделяются языковые абстракции и развивается воображение. Определенную помощь в этом оказывает такая форма организации учебного занятия как речевой интеллекттренинг. Пословицы и поговорки, загадки и присказки задают в интеллекттренинге особый тон, влияют одновременно на кругозор и нравственность студентов. С их помощью преподаватель создает ситуацию творчества, активизирует познавательную деятельность студентов в опоре на незамысловатую игру с помощью выражений и примет Наши наблюдения показали, что при этом, несомненно, происходит как увеличение знаниевой компетентности студентов в области иностранного языка, так и их социально-культурное обогащение.

В иностранном языке содержатся большие резервы для формирования лигнвистического мышления студентов. Если в организации занятия реа-

лизуется принцип природосообразноети, то создаются условия для развития потребности студентов в совершенствовании этого вида мышления. Их исследования показали нам, что вполне удается приблизиться к цели при использовании в процессе обучения студентов иностранному языку линг-во-культуротворческого тренинга. Благодаря ему у студентов развивается чувство национальной самобытности, толерантности, потребности в диалоге кулыур. Пословицы и поговорки, загадки и др. активизируют лингвистическое мышление студентов, придают процессу обучения окультуривающий и социализирующий эффект.

Фоновым знаниям студентов в процессе изучения иностранного языка (информированности в конкретных ситуациях) способствует тренинг-про-блемная ситуация. Необходимым компонентом такого тренинга являются факты, сведения, даты и цифры, работа с текстом, периодикой, справочной литературой. В ходе организации и проведении тренинга происходит серьезная работа как с когнитивным опытом, так и с характером студента (развиваются целеустремленность, настойчивость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, т. д.). Пословицы и поговорки, загадки, др. влияют при этом на духовный рост студентов, создают эффект объединяющего людей в невидимые, но прочные связи, именуемые «духовным родством», направляют личность студента по пути к индивидуальной и групповой рефлексии.

Культура умственного труда на занятиях иностранным языком формируется благодаря тренингу-иллюстрации. Студенты пользуются ТСО, компьютерными технологиями, творчески создают папку с иллюстрациями. Учитывая значение принципа природосообразноети в организации и проведении данного вида тренинга, преподаватель включается в процесс удовлетворения природной потребности студентов в зрелищах (удовлетворении зрительных ожиданий). Образная основа народной культуры при этом позволяет проиллюстрировать не только очевидное, но и углубится в символическое отражение различных картин мира с помощью языковых средств. Это одинаково важно и для языковой, и для социальной компетентности студентов.

Таким образом, опора в организации образовательного процесса вуза на принципы природосообразноети и культуросообразности с учетом их классической и модифицированной интерпретации создает пространство развития природных задатков студентов и имеет прочную культурную основу. Студенты в гаком процессе имеют возможность развиваться как личность и формироваться как индивидуальность, становиться конкурентноспособными и социально обогащенными.

В целом отметим, что за счет применения названных принципов в обучении студентов иностранному языку повышается уровень специализированных знаний и умений, уровень общей воспитанности и социального опыта адресата, а именно утверждаются этические установки студентов в обращении с иностранным языком как средством природосообразного и

культуросообразного общения. Следовательно, процесс обучения иностранному языку с учетом принципов природосообразиости и культуросообраз-ности имеет воспитывающий и социально обогащающий характер.

Обучение студентов иностранному языку с учетом принципов природо-сообразности и культуросообразности предусматривает выработку у адресата одновременно активной познавательной и жизненной позиции, в нем формируется мотив предпочтения изучения языка на высоком уровне сложности (качества), мотив глубинного вхождения в непростые смысловые структуры языка. На основании этого мы делаем вывод, что такое обучение носит воспитывающий и социально обогащающий характер.

Библиографический список

1. Вам (сов, И. В. Введение в тренинговые технологии. Психологическое сопровождение выбора профессии / И, В. Вачков: под ред. Л. М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

2. Волков, Г, Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. - Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1983.

3. Козлова, П. П, Генезис теории природосообразиости развития человека в истории психолого-педагогической культуры / П. П. Козлова. - Уфа.; ИИЯЛ УНЦ РАН, СГПИ, 1995.

4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 года. - М.: РАПКРО, 2003.

5. Остапенко, А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии / А, А. Остапенко. — М.: Народное образование, 2005.

6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студ. высш. уч. завед. / Н. Н. Михайлова, С, М. Юсфин и др. Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2006.

7. Подласый, И. П. Педагогика: Учебник / И. П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2006.

8. Сиземская, И. Н. Россия в XXI веке: проблемы образования и воспитания / И. Н. Сиземская // Философские науки. - 2002.

9. Флиер, А. Я. Историческая динамика культуры / А. Я. Флиер // Философские науки. —2000. -№ 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.