Научная статья на тему 'Социальное неравенство в обществе: отношение студенческой молодежи'

Социальное неравенство в обществе: отношение студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ГЕНДЕРНОЕ РАЗЛИЧИЕ / SOCIAL JUSTICE / INEQUALITY / SOCIAL STRATIFICATION / SOCIAL STATUS / STUDENTS / YOUTH / UNEMPLOYMENT / GENDER DIFFERENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Протопопова Кюнняй Николаевна, Борисова Ульяна Семеновна

В статье представлено отношение студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова к проблеме социального неравенства в современном обществе (№ 101). Анализируются понимание респондентами понятия социальное неравенство, выявлены главные причины, способствующие неравенству, проблема доступности высшего образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Протопопова Кюнняй Николаевна, Борисова Ульяна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Inequality in Society: Student Attitudes

The article presents the attitude of students of the North-Eastern Federal University to the problem of social inequality in modern society (№ 101). The authors analyze the respondents ' understanding of the concept of social inequality, identify the main causes contributing to inequality, the problem of accessibility of higher education in the region.

Текст научной работы на тему «Социальное неравенство в обществе: отношение студенческой молодежи»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.43730

Протопопова Кюнняй Николаевна

магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова kunnei.gavr11@gmail.com

Борисова Ульяна Семеновна

доктор социологических наук,

профессор кафедры

социологии и управления персоналом,

Северо-Восточный

федеральный университет

имени М.К. Аммосова

ulsem2012@mail.ru

Kyunnyay N. Protopopova

Undergraduate, Northeast Federal University name of M.K. Ammosov kunnei.gavr11@gmail.com

Uliana S. Borisova

Doctor of Sociology, Professor Department of Sociology and Personnel Management, Northeast Federal University name of M.K. Ammosov ulsem2012@mail.ru

Социальное неравенство в обществе: отношение студенческой молодежи

Social inequality in society:

student attitudes

Аннотация. В статье представлено отношение студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова к проблеме социального неравенства в современном обществе (№ 101). Анализируются понимание респондентами понятия социальное неравенство, выявлены главные причины, способствующие неравенству, проблема доступности высшего образования в регионе.

Ключевые слова: социальная справедливость, неравенство, социальная стратификация, социальный статус, студенты, молодежь, безработица, гендер-ное различие.

Annotation. The article presents the attitude of students of the North-Eastern Federal University to the problem of social inequality in modern society (№ 101). The authors analyze the respondents ' understanding of the concept of social inequality, identify the main causes contributing to inequality, the problem of accessibility of higher education in the region.

Keywords: social justice, inequality, social stratification, social status, students, youth, unemployment, gender difference.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что вопрос неравенства считается основополагающим для развитых обществ. Социальная стратификация является одной из центральных задач социологии, вокруг него ведется большое количество научных и идеологических споров. Ключевыми факторами являются различия в собственности, власти и статуса. Социальные исследователи спрашивали, почему некоторые группы общества богаче или имеют больше власти, чем другие, и почему неравенство проявляется в развитых обществах; почему бедность продолжает существовать в сегодняшнем богатом обществе. [4, 3].

Этап формирования социального неравенства -закрепление сложившейся ситуации в условиях социального разделения труда и обмена. В обществе группы дифференцированы, неравны по характеру труда (работники интеллектуального и физического труда), в соответствии с социальными ролями (отец, врач, продавец, политик), по типу поселения и образу жизни (городское и сельское население). Неравенство усугубляется

институционализацией и нормативно-правовой базой, определяющей место каждого человека в социальной структуре. В том числе природные различия приобретают социальную и институциональную форму. Женщины не равны в социальном отношении с мужчинами, молодежь - с пожилыми людьми. Существует устойчивая система социального статуса, который определяет количество людей в таких аспектах, как собственность, доступ к власти и другое.

Особое значение имеет тема социального неравенства в контексте молодежных проблем. Молодежь - особая группа населения, для которой характерна высокая динамика развития, отражающая развитие общества в целом. Социальная сущность молодежи ряда исследователей рассматривается в связи с ее специфическим положением (статусом) в социальной структуре, которое отчасти определяется возрастом. Из-за того, что последствия молодежной политики проявляются не сразу, а через 30-40 лет, это зависит от ее эффективности, как государство и общество будут в ближайшем будущем, будет

ли решение проблем, стоящих перед обществом, последовательным, скоординированный или, наоборот, радикальный. [5, с. 56].

Целью нашего анкетного опроса, проведенного в октябре 2018 г., являлось выявление отношения к проблеме социального неравенства студентов

СВФУ им. М.К. Аммосова, в котором приняли участие бакалавры и магистры очной формы обучения. Объем выборочной совокупности составил 101 человек. Квотная выборка сформирована по курсам (с 1 по 5 курсы очного отделения, бакалавры и магистры) и по гендерному принципу (50 на 50).

Таблица 1

Понятие социального неравенства

Варианты ответа По полу Всего

муж жен

Когда люди имеют неравный доступ Количество 39 37 76

В % 75,00 % 75,50 % 75,20 %

Дискриминация людей Количество 2 3 5

В % 3,80 % 6,10 % 5,00 %

Затрудняюсь ответить Количество 11 9 20

В % 21,20 % 18,40 % 19,80 %

Итак, рассмотрим таблицу № 1, на первый вопрос «что Вы понимаете под социальным неравенством?» 75 % респондентов дали ответ «когда люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж», из них 51 % - мужчины, 48 % - женщины. Всего 5 % выбрали ответ - «дискриминацию человека по полу и по цвету кожи», из них 40 % -

мужчины, 60 % - женщины. Остальные 20 % затруднились в ответе. Свое понимание социального неравенства дали Гладышева А.С. и Стоянова И.А.: «Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов» [3, с. 1].

Таблица 2

Главные причины социального неравенства

пол Всего

Муж Жен

Высокий Количество 9 7 16

уровень % в № 2 1 56,3 % 43,8 % 100,0 %

инфляции % в пол 17,3 % 14,3 % 15,8 %

Низкий Количество 24 28 52

уровень % в № 2 1 46,2 % 53,8 % 100,0 %

дохода % в пол 46,2 % 57,1 % 51,5 %

Несправед- Количество 4 4 8

ливое % в № 2 1 50,0 % 50,0 % 100,0 %

распределение дохода % в пол 7,7 % 8,2 % 7,9 %

Неэффек- Количество 6 5 11

тивная % в № 2 1 54,5 % 45,5 % 100,0 %

работа правительства % в пол 11,5 % 10,2 % 10,9 %

Коррупция, Количество 0 1 1

взяточниче- % в № 2 1 0,0 % 100,0 % 100,0 %

ство % в пол 0,0 % 2,0 % 1,0 %

Непрактич- Количество 1 0 1

ность людей % в № 2 1 100,0 % 0,0 % 100,0 %

% в пол 1,9 % 0,0 % 1,0 %

Внешние Количество 8 4 12

обстоятель- % в №2 1 66,7 % 33,3 % 100,0 %

ства % в пол 15,4 % 8,2 % 11,9 %

Количество 52 49 101

Всего % в № 2 1 51,5 % 48,5 % 100,0 %

% в пол 100,0 % 100,0 % 100,0 %

В таблице № 2 мы видим, что причинами социального неравенства для молодежи являются -низкий уровень дохода (51 % респондентов), высокий уровень инфляции (15 %) и внешние обстоятельства, судьба, разные причины (12 %). Если рассматривать по полу, то мы видим, что мужчины, чаще всего, выбирали вариант ответа

«неэффективная работа правительства в социальной сфере». А женщины - «низкий уровень доходов».

На вопрос «Как бы Вы охарактеризовали социальное положение жителей нашей республики?» половина респондентов затруднились в ответе. 35 % респондентов считают, что социальное

положение жителей нашей республики (Республика Саха (Якутия)) нестабильным, 10 % - относительно стабильным, остальные 7 % охарактеризовали критическим.

В анкете был включен вопрос «Вы согласны с тем, что в России достаток в материальном плане зависит от места жительства и географического положения?». Результаты показали, что 89 % опрошенных согласны с тем, что в России достаток в материальном плане зависит от места жительства и географического положения, 9 % - не согласны, а остальные 3 % затруднились в ответе.

В следующем вопросе «Как бы Вы оценили доступность высшего образования в Якутии?» мы выявили, что доступность высшего образования для 75 % респондентов не доступна, так как деньги играют большую роль. Для 22 % опрошенных высшее образование не доступна, так как деньги играют большие роли. Это обусловлено тем, что количество бюджетных мест с каждым годом сокращается, а стоимость платного образования повышается. Те, кто могут позволить себе обучение на коммерческих местах уезжают в центральные города, так как там стоимость образования та же.

Также, в анкету был включен вопрос «Как Вы считаете, существует ли неравенство в современном обществе между мужчиной и женщиной?». Половина респондентов считают, что неравенство в современном обществе между мужчиной и женщиной скорее существует, чем нет, а 4 % респондентов не согласны, они считают, что неравенство скорее не существует. 27 % ре-

Литература:

1. Васильева М.В. Интегральный анализ социального самочувствия студенческой молодежи / М.В. Васильева, У.С. Борисова // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6-1(60). С. 85-87.

2. Вишневский Ю.Р. Социология молодежи: курс лекций. / Ю.Р. Вишневский, Д.Ю. Нархов. Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2013. 246 с.

3. Гпадышева А.С. Социальная справедливость и социальное неравенство в условиях современной России / А.С. Гладышева, И.А. Стоянов // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 2. С. 273-279.

4. Студенчество России о социальном неравенстве и социальной справедливости : сборник научных статей / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. М. : Российское общество социологов; Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2016. 253 с.

5. Трофимова И.Н. Молодежь и социальное неравенство в современной России // Социальные исследования и мониторинг. 2013. С. 1455.

спондентов утвердили, что неравенство существует, а 3 % опрошенных дали обратный ответ. Остальные 15 % затруднились в ответе. Если смотреть по гендерным различиям, то девушки с 4 по 5 курс дали определенный ответ, «существует», а у молодых людей с 1 по 5 курс преобладал ответ «скорее существует». Мы так понимаем, что девушки уже в том возрасте, что уже почувствовали некое отношение к их полу.

Таким образом, проанализировав результаты социологического исследования, мы пришли к выводу о том, что основные причины социального неравенства для студентов СВФУ им. М.К. Аммосова связаны с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования.

В 2016 году большинство студентов СВФУ отмечают то, что им не хватает возможности подрабатывать, подходящей работы, современных экономических и политических знаний, возможности трудиться с полной отдачей, а также полноценного досуга и юридической помощи в защите своих прав и интересов [1, с. 85-87]

И все же, молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без надежды, даже в условиях глубокого кризиса общества и социально-экономической нестабильности. Поэтому успешность выхода из кризиса во многом зависит от инновационных способностей нашей страны, от способности формировать политический и экономический потенциал общества, так чтобы новое поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед другом.

Literature:

1. Vasilieva M.V. Integral analysis of the social well-being of student youth / M.V. Vasilieva, U.S. Borisova // International Research Journal. 2017. № 6-1(60). P. 85-87.

2. Vishnevsky Yu.R. Sociology of youth: a course of lectures. / Yu.R. Vishnevsky, D.Yu. Narkhov. Yekaterinburg : publishing house Ural. University, 2013. 246 p.

3. Gladysheva A.S. Social justice and social inequality in modern Russia / A.S. Gladysheva, I.A. Stoyanov // Politics, Economics and social sphere: problems of interaction. 2016. № 2. P. 273279.

4. Students of Russia on social inequality and social justice: a collection of scientific articles. M. : Russian Society of Sociologists; Yekaterinburg: Publishing House of the UMTS UPI, 2016. 253 p.

5. Trofimova I.N. Youth and social inequality in modern Russia // Social studies and monitoring. 2013. P. 1455.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.