Научная статья на тему 'Городские подростки: анализ ценностных ориентаций'

Городские подростки: анализ ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
291
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К МИРУ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / ШКОЛЬНИКИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ЯКУТСК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихонов Сердар Мурадович, Борисова Ульяна Семеновна

Современные социально-полити-ческие и экономические изменения в обществе влияют на мировоззренческие взгляды и ценности всех людей, но в большей степени на подрастающее поколение. В статье представлены результаты анкетного опроса, проведенного в октябре 2018 в одной из городских школ Якутска с целью выявления ценностных ориентаций у современных подростков школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городские подростки: анализ ценностных ориентаций»

УДК 316.023

Тихонов Сердар Мурадович

магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова serdar-t@yandex.ru

Борисова Ульяна Семеновна

профессор,

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова ulsem2012@mail.ru

Serdar M. Tikhonov

Master Student,

Northeastern Federal University named after M.K. Ammosova serdar-t@yandex.ru

Uliana S. Borisova

Professor,

Northeastern Federal University named after M.K. Ammosova ulsem2012@mail.ru

Городские подростки:

анализ ценностных ориентаций

Urban adolescents:

analysis of value orientations

Аннотация. Современные социально-политические и экономические изменения в обществе влияют на мировоззренческие взгляды и ценности всех людей, но в большей степени - на подрастающее поколение. В статье представлены результаты анкетного опроса, проведенного в октябре 2018 в одной из городских школ Якутска с целью выявления ценностных ориен-таций у современных подростков школьного возраста.

Ключевые слова: подростки, ценностные ориентации, ценность, отношение к миру, мировоззрение, современные подростки, школьники, социологический опрос, Якутск.

Annotation. Contemporary socio-political and economic changes in society affect ideological attitudes and values all people, but to a greater extent on the younger generation. The article presents the results of the questionnaire survey conducted in October 2018 in one of the city schools of Yakutsk with the purpose of identification of valuable orientations of modern young people of school age.

Keywords: adolescents, value orientations, value, attitude to the world, worldview, modern adolescents, schoolchildren, sociological survey, Yakutsk.

Многие нормы и традиции, которые использовали прошлые поколения, изменились со временем [7, с. 48]. В разных научных дисциплинах интерпретировали термин «ценность» по-разному. На данный момент считается что понятие «ценность» не является самостоятельной системой мировоззрения, а является продуктом взаимодействия индивида и конкретной социальной группы.

Новейшие исследования по данной тематике показывают, что ценности изменились [5, с. 13-15]. При этом ценность всегда носит субъективный характер, но есть и общечеловеческие ценности, которые являются для большинства людей характерными - свобода, труд, гуманизм, семья, дети и т.д. Ценностные ориентации - это один из важнейших элементов внутренней структуры личности, которые приобретаются в результате его личного опыта.

У социологов, как и у других различных специальностей ученых, подростки часто становятся объектом исследования, так как они представляют собой наиболее проблемную социально-демографическую группу среди молодежных

возрастных групп [1, с. 70-76]. Проблемы подросткового возраста, имеют возрастной, социальных и психологический характер, собственные особенности форм поведения общения и отношения, а ценностная и нормативная неопределенность становится главной проблемой современного подростка. В нашем обществе потребления, глобализации, компьютеризации расширяют круг вопросов для исследования.

Вопросы для изучения ценностных ориентаций со в р еменных подростков становятся приоритетными, учитывая возраст объекта исследования. Объектами особенного внимания становятся подростки четырнадцатилетних, пятнадцатилетних, шестнадцатилетних возрастов, которых можно рассматривать как полноценную личность [4, с. 99-107]. В связи с этим, интерес к исследованию ценностных ориентаций современных школьников подросткового возраста представляется своевременным и полезным для всего общества. Многообразие всех ценностных ори-ентаций, мировоззрений, точек зрений придают исследованиям междисциплинарный характер, привлекая внимание социологов, педагогов, психологов, философов [8, с. 212-217].

Вместе с тем, можно отметить недостаток исследования ценностных ориентаций современных подростков школьного возраста в одном из самых отдаленных от центра субъекте Российской Федерации, в таком, как Республика Саха (Якутия). Исследователи систематически проводят исследования по изучению школьников, в основном старшеклассников. Например, представлены результаты выявления образовательных стратегий учащихся одиннадцатых классов средней общеобразовательной школы № 31 г. Якутска [2, с. 9-14], анализ результатов социологического исследования с целью изучения ценностей терминальных и инструментальных ценностей старшеклассников саха сельских школ Таттинского улуса [6, с. 45-48].

Нами был проведен анкетный опрос 118 подростков (62 парня и 56 девочек) в одной из столичных школ Республики Саха (Якутия). Возраст подростков распределился следующим образом, 14 лет - (10,5 %), 15 лет - (48 %), 16 лет -(39 %), 17 лет - (2,5 %). Распределение по национальности: Саха (53,4 %), Русские (42,4 %), Другие национальности (4,2 %). По классам: 9 классы - (55 %) , 10 классы - (45 %). Обработка полученных результатов была обработана в программе социологических исследований SPSS Statistic.

Для подростков тема учебы в школе является довольно важной, хотя 63,6 % подростов отно-

Ранговая таблица

сятся к школе нейтрально. 58,5 % удовлетворены отношением со стороны учителей. 67,8 % удовлетворены отношениями между учащимися. 69,5 % удовлетворены качеством преподавания. 51,7 % не удовлетворены организацией досуга в школе. На вопрос «Что Вам дала школа?» 35,6 % ответили «друзей», а еще 33,1 % ответили «знания», по 7,6 % ровно ответили «подготовку в ВУЗ» и «подготовку к жизни в современном обществе», 16,1 % ответили «ничего».

49 % подростков видят смысл жизни в улучшении собственной жизни, 43,2 % - в борьбе за свои цели, 27,1 % - в реализации своих способностей.

На вопрос «Каковы на Ваш взгляд критерии успеха?» 62,7 % выбрали жизнь в свое удовольствие, 59,3 % - наличие надежных друзей, 46,6 % отметили материальное богатство.

На вопрос «Что для Вас имеет наибольшую ценность?» среди множества вариантов ответов на первом месте идет «Семья с хорошими отношениями» (72 % по частоте выбора ответов, далее только проценты); «друзья» (57,6 %); «здоровье» (54,2 %); «собственная жизнь» (47,5 %); «деньги» и «возможность реализовать свои способности» набрали по 34,7 %; Наименьший процент выбора ответа стала «религия» (1,7 %) (табл. 1).

Таблица 1

городских подростков

Ранг Варианты ответов % выбравших

1 семья с хорошими отношениями 72,0%

2 друзья 57,6%

3 здоровье 54,2%

4 собственная жизнь 47,5%

5 свобода 40,7%

6 деньги 34,7%

6 возможность реализовать свои способности 34,7%

7 жизнь другого человека 20,3

8 труд 15,3%

8 мир 15,3%

9 власть 10,2%

9 власть 10,2%

10 признание общества 8,5%

11 природа 7,6%

12 другое 6,8%

13 Родина 5,1%

14 религия 1,7%

У современных подростков такие качества в людях, как «честность и надежность» по ценности стоит на первом месте 80,5 %, причем, это качество наиболее отметили 84,0% русских школьников, 89,1 % - девушек и 100 % семнадцатилетние школьники. Ценность «общительность и чувство юмора» занимает вторую строку (70,3 %). 80,4 % девушек отмечают ее, это больше на 20 % чем юноши. На третьей строке идет ценность «отзывчивость и искренность» (56,8 %). Здесь также преобладают девушки (78,3 %).

Понятие «счастье» для многих респондентов оказались верные друзья (69,5 %) и семья (68,6 %),

а также достижение мечты (67,8 %), остальные варианты ответов оказались ниже, например, материальное благополучие (48,2 %).

Понятие «несчастье» для многих респондентов оказались такие варианты ответов как болезнь близких (74,6 %), и нищета (52,5 %); наименьшим оказался ответ депрессия (22 %).

Наиболее острые переживания у респондентов вызывает взаимоотношения в семье (56,8 %), затем следуют дела, связанные с учебой (43,2 %); наименьшее переживание у респондентов вызывает происходящее в стране и мире.

Инструментальные ценности подростков г. Якутска (в %%)

Таблица 2

Инструментальные ценности всего Национальность Пол Воз раст

Саха Русский парни девушки 14 15 16 17

Общительность и чувство юмора 70,3 69,8 68,0 63,9 80,4 100,0 71,0 57,9 66,7

Доброта и справедливость 48,3 44,4 52,0 50,0 45,7 16,7 12,9 0,0 0,0

Честность и надежность 80,5 76,2 84,0 75,0 89,1 83,3 88,7 71,1 100,0

Целеустремленность и трудолюбие 27,1 39,7 12,0 30,6 21,7 33,3 24,2 28,9 66,7

Ум и ответственность 34,7 31,7 36,0 31,9 39,1 0,0 46,8 26,3 66,7

Отзывчивость, искренность 56,8 57,1 56,0 43,1 78,3 41,7 64,5 47,4 66,7

наглость и уверенность 8,5 15,9 0,0 11,1 4,3 16,7 12,9 0,0 0,0

Теперь мы выявим некоторые особенности по национальности, полу. Здесь представлены наиболее важные на наш взгляд особенности.

1. Особенности по национальности - у национальности Саха негативное отношение к школе составляет 27 %, в то время как национальность «Русский» имеет 82 % нейтрального отношения; В отношении со стороны учителей у национальности «Русский» ответили «удовлетворяет» (70 %), а Саха (50,8); На вопрос «что вам дала школа?», Русские ответили большинство знания 46,7 % (Саха 20,6), Саха ответили друзья 49,2 % (Русские -18 %).

2. Особенности по полу - мужской пол 37,5 % признались, что не стараются в учебе, из женского признались только 19,6 %; Острые переживания вызывают у женского пола взаимоот-

Сравнение

ношения в семье 71,7 % , в то время как мужской пол в этом вопросе переживают 47,2 %; Отношения с другими людьми вызывают переживания у девочек - 45,7 %, у мальчиков - 19,4 %; В вопросе о несчастье, болезнь близких воспринимается как несчастье у женского пола - 87 %, у мужского 66,7 %; На вопрос о счастье, мужскому полу счастье представляется как достижение м ечты (82,2 %), женский пол (60,9 %); В вопросе о критериях жизненного успеха ответили интересная работа женский пол (71,7 %), мужской пол 25 %;

При сравнении с результатами аналогичного исследования проведенного в 2017 году в Республике Башкортостан [3, с. 483-486], там идет на первом месте материально обеспеченная жизнь (табл. 3).

Таблица 3

!исследования

Якутск (Республика Саха) Республика Башкортостан

материально-обеспеченная жизнь 34,7 % 74,3 %

счастливая семейная жизнь 72,0 % 58,4 %

здоровье 54,2 % 54,1 %

интересная работа 43,2 % 44,2 %

Таким образом, исследование показало, что среди подростков 14-17 лет в г. Якутске Республики Саха (Якутия) преобладают:

- семейные ценности, хорошие взаимоотношения в семье и вызывают наиболее острые переживания именно взаимоотношения в семье;

- видят смысл жизни в улучшении условий собственной жизни, критериями жизненного успеха считают жизнь в свое удовольствие, ценят в людях такие качества как честность и надежность;

- видят счастье в наличии верных друзей, болезнь близких воспринимают как несчастье.

Литература:

1. Беляева Е.В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну // Социология. 2008. № 4. С. 70-76.

Literature:

1. Belyaeva E.V. The moral of modern youth: from traditionalism to postmodern // Sociology. 2008. № 4. P. 70-76.

2. Борисова У.С. Образовательные стратегии выпускников школ (на примере МОБУ СОШ № 31 г. Якутска) / У.С. Борисова, Ю.В. Крылатова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 43. С. 9-14.

2. Borisova U.S. Educational strategies of graduates of schools (on the example of MOBU school № 31 of Yakutsk) / U.S. Borisova, Yu.V. Kry-latova, // Scientific-methodical electronic journal Concept. 2016. T. 43. P. 9-14.

3. Гайфуллин А.Ю. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи: социологический анализ // XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время ре-

3. Gayfullin A.Yu. Transformation of value orientations of modern youth: a sociological analysis // XXI Ural sociological readings. Social space and time of the region: problems of sustainable

гиона: проблемы устойчивого развития : материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15-16 марта 2018 г.) / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2018. 593 с; С. 483486.

4. Данилова Е.А. Социодинамика ценностей молодежи // Социология. 2008. № 4. С. 99-107.

5. Добрынина В. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Alma mater. 2003. № 2. С. 13-15.

6. Захарова А.П. Ценности старшеклассников саха сельских школ / А.П. Захарова. У.С. Борисова // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-1(65). С. 45-48.

7. Михайлева Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде. Х. : Изд-во НУА, 2004. 48 с.

8. Яковлева М.Н. Динамика ценностных ориен-таций современной молодежи // Смыслы жизни российской интеллигенции / РГГУ, Социолог. фак-т, Центр социолог. исследований. Под общ. ред. Ж. Т. Тощенко. Ред.-сост. Д. Т. Цибикова. М. : РГГУ, 2018. С. 212-219.

development: materials of the International Scientific and Practical Conference (Ekaterinburg, March 15-16, 2018) / total. ed. Yu.R. Vishnevsky. Ekaterinburg : University of the Humanities, 2018. 593 p. P. 483486.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Danilova E.A. Sociodynamics of youth values // Sociology. 2008. № 4. P. 99-107.

5. Dobrynina V. Valuable orientations of students and students / V. Dobrynina, T. Kukhtevich // Alma mater. 2003. № 2. P. 13-15.

6. Zakharova AP. Values of high school students of Sakha rural schools / A.P. Zakharova, U.S. Bori-sova // International Research Journal. 2017. № 11-1(65). P. 45-48.

7. Mikhayleva E.G. Values and value orientations in the modern educational environment. X. : PUA Publishing House, 2004. 48 p.

8. Yakovleva M.N. The dynamics of the value orientations of modern youth // Sense of life of the Russian intelligentsia / RSUH, Sociologist. Fac-t, Center sociologist. research. Under the general ed. J.T. Toshchenko. Drafting editor D.T. Tsibikova. M. : RGGU, 2018. p. 212-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.