Научная статья на тему 'Социальное измерение жизни российского студенчества в контексте евроинтеграции образовательного пространства: методические аспекты исследования (на примере РУДН)'

Социальное измерение жизни российского студенчества в контексте евроинтеграции образовательного пространства: методические аспекты исследования (на примере РУДН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ / EUROPEAN INTEGRATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВАЛИДИЗАЦИЯ / VALIDATION / ИНДИКАТОРЫ / INDICATORS / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ВЫБОРКА / SAMPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарбут Николай Петрович, Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна

Совокупность механизмов реализации Европейского пространства высшего образования, включающих в себя процессы доступа к высшему образованию, консультирование и информирование студентов, их материальную поддержку и обеспечивающих равенство возможностей и социальное единство, позволяет большинству молодых людей достичь высокого образовательного уровня и максимально раскрыть их личностный потенциал. Социальное измерение как одно из направлений реализации Болонского процесса впервые прозвучало в контексте мобильности и стратегии непрерывного образования, в настоящее же время речь идет о системе социальной поддержки студентов, в том числе проживания, медицинского обслуживания, питания и других социальных услуг. Все эти вопросы нашли свое отражение в Европейском исследовательском проекте Eurostudent, развернувшемся сейчас в 25 странах Европы. Россия впервые приняла участие в реализации этого проекта в качестве ассоциированного члена. Весной 2014 г. был проведен опрос по единой методике международного исследовательского проекта. Методические аспекты реализации методики освещаются в данной статье, а также представлены некоторые содержательные выводы по результатам исследования, проведенного в РУДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social dimension of the Russian students’ life in the context of the European integration of the educational space: Methodological aspects of the research (on the example of PFUR)

The set of mechanisms for the implementation of the idea of the single European space of higher education including the access to higher education, advice and guidance for the students, their material support, providing equal opportunities and social equality allows the majority of young people to achieve a high level of education and facilitates their personal self-realization. The social dimension as one of the areas of the Bologna process implementations was first announced in the context of mobility support and the strategy of lifelong learning, in the present time it is a complex system of social support for students including accommodation, medical care, nutrition and other social services. All these aspects of the social dimension of the students’ life have become the subject of the European research project Eurostudent taking place in 25 European countries. Russia for the first time took part in this project as an associate member: in the spring of 2014, we conducted a survey with the methodology of the international research project. The methodological issues of the project techniques are considered in the article as well as some conclusions based on the results of the survey conducted at the People’s Friendship University of Russia.

Текст научной работы на тему «Социальное измерение жизни российского студенчества в контексте евроинтеграции образовательного пространства: методические аспекты исследования (на примере РУДН)»

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ,

КЕЙС-СТАДИ

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЗНИ

РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (на примере РУДН)*

Н.П. Нарбут, Ж.В. Пузанова, Т.И. Ларина

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Совокупность механизмов реализации Европейского пространства высшего образования, включающих в себя процессы доступа к высшему образованию, консультирование и информирование студентов, их материальную поддержку и обеспечивающих равенство возможностей и социальное единство, позволяет большинству молодых людей достичь высокого образовательного уровня и максимально раскрыть их личностный потенциал. Социальное измерение как одно из направлений реализации Болонского процесса впервые прозвучало в контексте мобильности и стратегии непрерывного образования, в настоящее же время речь идет о системе социальной поддержки студентов, в том числе проживания, медицинского обслуживания, питания и других социальных услуг. Все эти вопросы нашли свое отражение в Европейском исследовательском проекте Eurostudent, развернувшемся сейчас в 25 странах Европы. Россия впервые приняла участие в реализации этого проекта в качестве ассоциированного члена. Весной 2014 г. был проведен опрос по единой методике международного исследовательского проекта. Методические аспекты реализации методики освещаются в данной статье, а также представлены некоторые содержательные выводы по результатам исследования, проведенного в РУДН.

Ключевые слова: мониторинг, студенты, евроинтеграция, образовательное пространство, образовательный процесс, валидизация, индикаторы, качество жизни, выборка.

Европейский исследовательский проект Eurostudent занимается изучением социальных и экономических аспектов жизни студентов в странах Европы. Проект был инициирован Информационной системой Высшего образования в Ганновере (Германия) Hochshul-Informations-System (HIS) совместно с Сетью европейских студентов. Программа была начата в 2000 г. (изначально в зоне внимания исследователей было всего 8 стран, в 2005 г. — 11, а в 2008 — 23, на сегодняшний

* Статья подготовлена в рамках инициативной НИР РУДН № 100226-0-000.

день — 25). Полноправными участниками пятой волны проекта являются Эстония, Ирландия, Венгрия, Мальта, Румыния, Италия, Армения, Чехия, Португалия, Нидерланды, Австрия, Дания, Хорватия, Финляндия, Швеция, Польша, Черногория, Латвия, Литва, Швейцария, Франция, Норвегия, Словакия, Словения, Босния и Герцеговина, Сербия.

Координаторами исследований от различных стран выступают министерства, исследовательские институты или вузы, имеющие опыт проведения мониторинговых, сравнительных или кросскультурных исследований.

В настоящее время проводится пятый этап проекта (Eurostudent V) совместно с Европейским статистическим ведомством Eurostat в странах Европы. Цель проекта — выявление сходств и различий профилей студентов в различных странах — участницах Болонского процесса, а именно провозглашаемые цели проекта (1):

— оказание содействия в наращивании потенциала в целях организации соответствующих проводимой политике и устойчивости национальных образовательных структур мониторинга социального измерения высшего образования;

— получение ключевых информации и основных сравнительных данных с целью описания социально-экономических условий жизни студенчества в странах Европы;

— создание и обеспечение структурированной и стандартизированной мониторинговой системы, с помощью которой могут быть определены эффекты системных изменений для отдельных специфических студенческих групп;

— описание текущей ситуации, а также выявление препятствий для эффективного функционирования единого европейского образовательного пространства на основе сравнения ситуации в разных странах.

Проект Eurostudent представляет собой долгосрочное регулярное исследование — опрос—«барометр» студентов из европейских стран по нескольким ключевым тематическим блокам. Исследование проводится в странах — участницах проекта по единой методике: сравнивается удовлетворенность обучением, проживанием траекториям получения высшего образования; экономике студенческой жизни; студенческой мобильности и т.д. по разным параметрам (индикаторам).

В феврале 2014 г. в Минске прошла Международная стартовая конференция проекта Eurostudent-NIS (3), который является дополнительной, ассоциированной частью в пятой волне международного социологического исследования Eurostudent-EU. Инициативная группа EUROSTUDENT-NIS была создана в сентябре 2012 г. и поддержана 19 Конференцией министров образования стран — участниц СНГ. Конференция в Минске ставила своей целью заключение соглашения о партнерстве стран, заявивших о готовности войти в региональный кластер (Белоруссия, Грузия, Казахстан, Украина) и включиться в пятую волну опроса в качестве ассоциированных членов на этом этапе, в перспективе в дальнейшем стать полноправными участниками крупномасштабного исследовательского проекта Eurostudent.

С марта 2014 г. Российский университет дружбы народов принял участие в проекте Eurostudent V в качестве организатора российской части исследования для вхождения России в проект в качестве ассоциированного члена.

К участникам проекта предъявляются определенные требования по организации выборочной совокупности. Так, например, описывая построение выборки для Российского университета дружбы народов, можно отметить, что целевой генеральной совокупностью выступили студенты очной формы обучения. Была учтена квота по уровню обучения (бакалавриат/специалитет, магистратура), а также квота по факультетам. Таким образом, получилась следующая выборка по университету (табл. 1).

Таблица 1

Выборочная совокупность РУДН для участия в проекте Eurostudent

Факультет Количество Среднее Число Количество Среднее Число

групп, под- количество опрошен- групп, под- количество опрошен-

лежащих человек ных рес- лежащих человек ных рес-

опросу (ба- в группе пондентов опросу (ма- в группе пондентов

калавриат/ гистратура)

специали-

тет)

Инженерный 5 24 127 1 24 29

Физико-матема- 3 22 65 1 21 15

тических и есте-

ственных наук

Медицинский 8 22 187 0 0 0

Экологический 1 23 31 1 14 11

Филологический 4 25 103 1 25 8

Гуманитарных 6 20 117 2 14 27

и социальных наук

Экономический 5 22 102 1 21 31

Юридический 2 25 54 1 25 30

Аграрный 2 22 49 1 20 20

ИТОГО 36 205 835 9 164 171

За первичную единицу выборки (primary sampling unit) принимается студенческая группа с условной средней (медианной) численностью 15 человек. Списочный состав группы не может быть меньше 10 и больше 30 человек, и одновременно опрос группы признается состоявшимся, если интервьюер собрал заполненные анкеты не менее чем от 50% списочного состава группы вне зависимости от того, сколько человек присутствовало при проведении опроса.

Таким образом, действуют следующие формальные критерии исключающей валидизации:

1) группы численностью меньше 10 и больше 30 человек в отборе для опроса не участвуют;

2) если в группе по списку, например, 15 человек, а заполненных анкет получено 7 или менее, то анкеты всей группы исключаются из массива.

В Российском университете дружбы народов всего было опрошено 1006 человек. Метод исследования — анкетный опрос с элементами интервьюирования — был выбран исходя из того, что анкета достаточно большая по объему и ряд вопросов нуждался в комментариях, исходя из российской специфики и невозможности полностью приспособить единый европейский инструментарий к реалиям России.

Оригинальная анкета была адаптирована для российского студенчества с минимальными изменениями. Она состоит из 6 блоков.

Первый блок посвящен существующему образовательному статусу респондента на момент опроса и раскрывается через вопросы: «На каком уровне получения высшего образования Вы сейчас находитесь?; Какова Ваша форма обучения в вузе (по основной специализации)?; Как финансируется Ваше обучение в вузе в текущем семестре?; Где расположен и как называется Ваш вуз?; По какой специальности Вы обучаетесь?; Планируете ли Вы продолжить образование в дальнейшем, после завершения данной программы обучения?; На каком уровне Вы планируете продолжить Ваше образование (вне зависимости от того, по какой специальности обучаетесь сейчас)?; Планируете ли Вы продолжать получение образования в своей стране или за рубежом?; Чем Вы планируете заниматься в течение года после окончания обучения?; На каком языке (или языках) в основном ведется Ваше обучение?; Насколько Вы удовлетворены различными аспектами образовательного процесса?; Как Вы оцениваете свои шансы на рынке труда после окончания обучения в вузе?.. » и ряд других.

Таким образом, статус респондента определялся не только на основании сведений о нем, но и о вузе, в котором он обучается, мотивированности на дальнейшее обучение; оценки перспектив трудоустройства. В рамках процесса евроин-теграции эти вопросы крайне важны для инициаторов исследования, не только с точки зрения построения единого образовательного пространства (Болонский процесс), но и оптимизации миграционной политики, в том числе эффективно осуществляемой Евросоюзом за счет предоставления квот на образовательную мобильность перспективных абитуриентов и студентов и дальнейшее трудоустройство успешных выпускников (4).

Второй блок направлен на получение информации о предшествующем образовании, в частности: «Сколько классов средней школы вы закончили и в каком году?; Где находилась/находится эта школа?; Какое среднее образование получили в итоге?; На основе каких квалификаций и экзаменов Вы впервые поступили в вуз?; Когда Вы прошли вступительные испытания для поступления в вуз?; Когда Вы фактически начали свое обучение в вузе?; Когда вы приступили к занятиям по образовательной программе (бакалавриат, магистратура и т.п.), на которой Вы обучаетесь в данное время?; Прерывали ли Вы учебу после поступления в вуз на срок 1 год и более?; Был ли у Вас опыт оплачиваемой работы (профессиональной стажировки) до первого поступления в вуз?...» и др. Задача блока — получить информацию об образовательных траекториях студенчества: школа—вуз, школа—колледж—вуз, школа—работа—вуз и др., а также возможной горизонтальной мобильности и ее интенсивности. В обработке этот блок вопросов оказался одним из самых сложных, исходя из географической протяженности и территориального деления РФ.

Третий блок анкеты посвящен условиям проживания студентов — предполагал ответы на достаточно конкретные и развернутые вопросы: «С кем Вы проживаете во время обучения в этом семестре (с понедельника по пятницу)?; Вы живете в студенческом общежитии?; Насколько вы довольны качеством своего жилья или условиями проживания во время обучения?; Каким образом Вы обычно добирае-

тесь от вашего места проживания до места обучения в этом семестре?; Сколько времени в текущем семестре Вам обычно требуется, чтобы добраться от вашего дома до места обучения?; Какая средняя ежемесячная сумма, полученная из различных источников, находится в Вашем распоряжении?; Каковы Ваши среднемесячные расходы на повседневные нужды (жилье, питание, транспорт и т.п.) и как Вы их обычно оплачиваете?; Каковы Ваши примерные расходы в течение текущего семестра, связанные непосредственно с образованием и как Вы их оплачиваете?..» и т.п.

Следует отметить, что этот блок вопросов вызвал у российских студентов наибольшее затруднение, особенно вопросы, касающиеся денежных трат: восстановить свои расходы, особенно по статьям, оказалось для них крайне сложно, а для некоторых (кто проживает с родителями) — практически невозможно.

Четвертый блок касался международной мобильности и был особенно интересен нашим зарубежным партнерам: «Вы когда-либо обучались как студент за рубежом?; По какой программе Вы учились за границей?; В какой стране Вы обучались и в течение какого периода времени?; Признаются ли в Вашем учебном заведении зачеты (ECTS, сертификаты), полученные Вами во время обучения за рубежом?; В рамках какой программы было организовано Ваше временное обучение в зарубежном вузе?; Кто и в каких объемах обеспечивал финансирование Вашего временного обучения за рубежом и какой источник стал основным?; В какую страну вы планируете поехать для временной учебы в вузе?; В рамках какой программы вы планируете организовать Ваше временное обучение в зарубежном вузе?; В какой степени перечисленные ниже аспекты являются для Вас препятствием для временного обучения за рубежом?; Приходилось ли Вам бывать за рубежом с учебными целями в процессе получения высшего образования?...».

Для студентов РУДН этот блок вопросов оказался крайне актуальным, т.к. в вузе действует множество так называемых «двойных» магистратур (т.е. с возможностью получения дипломов двух вузов: РУДН и зарубежного вуза-партнера), программ «включенного обучения», программ обмена студентами и т.п.

В пятом блоке «Личные данные» содержались вопросы, как традиционные для паспортичек (пол, возраст), так и другие: «В какой стране родились Вы и Ваши родители (или те, кто Вас воспитал)?; Оцените уровень владения родным и иностранными языками?; У Вас есть дети? (укажите количество); Сколько лет Вашему младшему ребенку?; Есть ли у Вас какие-либо ограничения, связанные со здоровьем?; Оцените в целом, насколько препятствуют обучению в вузе имеющиеся у Вас ограничения, связанные со здоровьем? Оцените в целом степень поддержки, которую Вы получаете от государства и общества в ходе в обучения в вузе в связи с имеющимися у Вас ограничениями по здоровью?..» и др.

И наконец, шестой блок включал информацию о родителях респондента, например: «Какое образование получили Ваши родители (воспитатели, опекуны)?; Кем они работают, или работали ранее?; Как Вы оцените социальное положение Вашей семьи...?»

Для анализа результатов проекта было предложено ввести ряд переменных, которые назвали «фокус-группой» (5), эти переменные являются основными и в ходе анализа подлежат сравнению с другими. Каждая из таких переменных имеет префикс «е». Ниже описаны эти переменные и приведены данные по РУДН: е_а§е — переменная, описывающая возраст респондента, созданная на основе ответов респондента на вопросы о месяце и годе рождения. Имеет следующие категории «младше 21 год», «от 22 до 25 лет», « от 25 до 30 лет» и «старше 30 лет».

Таблица 2

Возраст студентов РУДН

Возраст Число респондентов Процент

Младше 21 года 585 58,5

От 22 до 25 лет 356 35,6

От 26 лет до 30 лет 55 5,5

Старше 30 лет 4 0,4

Итого 1 000 100,0

Как видим, почти 60% опрошенных в РУДН — младше 21 года, еще 35% респонденты в возрасте от 22 до 25 лет.

е_зех — пол респондента мужской и женский. В ходе опроса в РУДН большая часть респондентов, оказавшихся в выборке — женщины (61%).

е-диаШсаНоп — уровень образования респондента на данный момент — бакалавр / специалист и магистр (т.е. какое образование получает именно сейчас).

Таблица 3

Распределение респондентов по уровням обучения

Уровни обучения Число респондентов Процент

Бакалавр/специалист 853 85,3

Магистр 147 14,7

Итого 1 000 100,0

е_Ье1 — тип учебного заведения — «Университет» и «Другой тип учебного заведения». Соответственно, все студенты РУДН по данному типу имеют одну и ту же характеристику — «университет».

е_йеМ — переменная, характеризующая научную область, к которой относится направление обучения респондента (на основе международной классификации ГСБЕБ 2011 [1] (табл. 2 и 3): «Общие программы», «Образование» (педагоги, учителя, тренеры и т.д.), «Гуманитарные науки и искусство» (все виды искусств, теология, лингвистика, этика, философия, археология и т.д.), «Социальные науки, бизнес и закон» (социология, политология, юриспруденция, журналистика, администрирование и т.д.), «Науки» (естественные науки, физические науки, математика, статистика, компьютерные науки), «Инженерия, проектирование и строительство» (архитектура и строительство, инженерные, пищевая промышленность и др.), «Сельское хозяйство» (сельское хозяйство и ветеринария), «Здравоохранение и медицина» (здравоохранение и менеджмент в сфере здравоохранения), «Услуги» (туризм, транспорт, защита окружающей среды) (табл. 4).

Таблица 4

Направления обучения студентов РУДН

Направления Число ответивших Процент

Гуманитарные науки и искусство 82 8,2

Социальные науки, бизнес и право 406 40,6

Наука 111 11,1

Инженерия, проектирование и строительство 125 12,5

Здравоохранение и медицина 199 19,9

Сельское хозяйство 30 3,0

Услуги 42 4,2

Не знаю 5 0,5

Итого 1 000 100,0

Опрос в РУДН проводился, как уже было отмечено, согласно квотной выборке на факультетах, впоследствии специальности респондентов были классифицированы в соответствии с требованиями проекта Еиго81иёеп1.

e_intens — переменная, описывающая нагрузку респондента в течение недели, создана на основе ответов респондента на вопросы о количестве часов в неделю, затрачиваемых респондентом на оплачиваемую работу и учебную деятельность. Имеет следующие категории: «низкая нагрузка» (менее 20 часов в неделю), «средняя нагрузка» (от 20 до 40 часов в неделю») и «высокая нагрузка» (более 40 часов) (табл. 5).

Таблица 5

Нагрузка студентов РУДН в неделю

Виды нагрузки Число респондентов Процент

Не классифицированные случаи 44 4,4

Низкая нагрузка 127 12,7

Средняя нагрузка 346 34,6

Высокая нагрузка 483 48,3

Итого 1 000 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почти половина опрошенных студентов РУДН имеют высокую нагрузку в течение недели (более 40 часов), еще 35% — среднюю нагрузку.

e_edupar — переменная, показывающая уровень образования родителей респондента, имеющая две категории «Без высшего образования» и «С высшим образованием» по требованиям проекта (табл. 6).

Таблица 6

Образовательный статус родителей студентов РУДН

Образовательный статус Число респондентов Процент

Без высшего образования 206 20,6

С высшим образованием 774 77,4

Не знаю 20 2,0

Итого 1 000 100,0

Образовательный статус родителей студентов РУДН — высокий, у 77% опрошенных хотя бы один из родителей имеет высшее образование.

е_1п:егпайопа1 — переменная, показывающая статус студента — «российский студент» либо «иностранный студент», основанная на утверждении, что российский студент тот, который окончил школу в России (табл. 7).

Таблица 7

Национальный образовательный статус респондента

Статус Число респондентов Процент

Российский студент 874 87,4

Иностранный студент 126 12,6

Итого 1 000 100,0

Несмотря на то, что доля иностранных студентов в РУДН значительно выше, в соответствии с требованиями построения выборки, закрепленными в проекте и описанными нами выше, большинство опрошенных оказалось российскими студентами (87,4%).

е_:гашй — переменная, которая показывает временную разницу между окончанием школы и поступлением в университет. «Прямой транзит» — студент, который окончил школу и поступил в вуз в течение двух лет, и «Задержанный транзит» — студент, который поступил в вуз первый раз спустя более 2 лет после окончания школы. Также есть категория «иностранная классификация», поскольку в каждой стране разные условия поступления и обучения, эта категория не учитывается в анализе (табл. 8).

Таблица 8

Окончание школы — первое поступление в вуз (временная разница)

Переход в вуз Число респондентов Процент

Иностранная классификация 122 12,2

Прямой транзит 848 84,8

Задержанный транзит 30 3,0

Итого 1 000 100,0

Большинство студентов РУДН поступили в вуз в течение двух лет после окончания школы (84,8%).

e_depend — переменная, показывающая кто материально обеспечивает студента, от кого он материально зависит: «от семьи», «от собственных доходов», «от государственной поддержки», либо «другое». Вычисляется на основе вопросов о доходах и расходах студента в течение месяца. Категоризация происходит на основании процентного соотношении доли доходов/расходов от общего числа доходов/расходов (более 50%, если 50% не наблюдается ни по одному пункту — случай определяется как «другое») (табл. 9).

Таблица 9

Материальная зависимость студентов РУДН

Тип дохода Число респондентов Процент

Не классифицированные случаи 39 3,9

Зависимость от семьи 683 68,3

Зависимость от собственного дохода 75 7,5

Зависимость от государственной поддержки 9 0,9

Другое 193 19,3

Итого 1 000 100,0

Главной формой материальной обеспечения для студентов РУДН (как впрочем и значительного большинства российских студентов) является семья (68,3%), лишь 7,5% обеспечивают себя сами, и чуть меньше 1% — зависят от государственной поддержки.

Здесь же следует отметить, что около 52% опрошенных студентов РУДН проживают с родителями или другими родственниками, 8,1% с супругом/ой/партнером/детьми, 10% проживают одни и еще 29% с другими людьми, не упомянутыми выше. Каждый второй опрошенный в полной мере удовлетворен условиями своего проживания, каждый пятый скорее удовлетворен.

Одним из ключевых моментов исследования являлась оценка студентами качества образования (табл. 10). Вопрос и варианты ответа были предложены в формулировке разработчиков проекта Еиго81иёеп1.

Таблица 10

Оценка качества образования студентами РУДН

Параметры оценки Совер- Скорее В чем-то Скорее Да, удов- Затруд-

шенно не удовле- да, да, удов- летво- няюсь от-

не удовле- творен(а) в чем-то летво- рен(а) ветить

творена) нет рен(а) в полной мере

Качество преподавания 1,0 3,5 23,6 40,4 30,1 1,4

Организация учебы 5,7 8,0 32,0 34,2 19,0 1,0

и расписания

Возможность широкого 6,6 12,5 25,4 28,1 23,5 3,9

выбора предметов

Отношение администрации 6,2 10,1 24,6 31,9 24,4 2,7

университета к студентам

Отношение профессорско- 2,2 4,3 19,8 39,2 33,0 1,5

преподавательского состава

университета к студентам

Образовательная инфра- 4,6 7,9 20,6 31,0 33,7 2,2

структура

В целом по каждому пункту студенты показали высокую удовлетворенность — более 50% удовлетворенных в полной мере и совершенно удовлетворенных, однако по параметру «возможность широкого выбора предметов» этот процент чуть ниже остальных, а неудовлетворенность выше.

Среди некоторых других результатов, полученных в ходе исследования, можно отметить (не углубляясь в содержательную специфику полученных данных, т.к. это может являться материалом для отдельной публикации и не одной): почти у 70% студентов не было опыта оплачиваемой работы до поступления в университет, около 19% студентов работали с занятостью менее 20 часов в неделю, и еще 11% — с занятостью более 20 часов в неделю.

69% студентов РУДН не работают в течение семестра, в котором проводился опрос (т.е. весеннего семестра 2013/2014 уч. года). Из тех, кто работал, на работу тратили в среднем 4,4 часа в неделю. 73% студентов, отвечая на вопрос о соотношении учебы и другой деятельности, отметили, что они являются в первую очередь студентами, а другая деятельность стоит на втором плане. Каждый пятый сту-

дент отметил, что не испытывает финансовых затруднений, треть имеет незначительные затруднения, которые легко преодолимы, еще треть имеет затруднения, но справляется, и 13% студентов имеет серьезные финансовые проблемы.

Важным параметром исследования является вопрос доходов и расходов студентов: среднемесячный доход студента РУДН составляет 24 847 руб. Большую часть этих доходов составляет поддержка от семьи/партнера — 12 985 руб., на втором месте — доход от текущей работы и заработанный ранее — по 4000 руб., другие формы поддержки, в том числе и государственные, составляют в среднем 1200 руб. Однако расходы студентов на повседневные нужды превышают средний доход студентов и составляют около 30 000 рублей, значительную часть расходов студентов (около 21 000 руб. берут на себя другие (родители, родственники, партнер)).

Такой дисбаланс вполне очевиден для студентов, проживающих с родителями и не учитывающих так называемые каждодневные траты, которые оплачивают родители (например, оплату телефона, карманные расходы и т.п.). Среднемесячные расходы, непосредственно связанные с образованием, у студентов составляют 7800 руб.

Общественный транспорт — наиболее часто используемый вид транспорта для студентов РУДН (63%), пешком добираются 24% студентов, 11% на своем автомобиле, 2% — на велосипеде. В среднем на дорогу от дома до университета студенты тратят 59 минут.

Что касается бюджета времени, на курс обучения (лекции, семинары, лабораторные работы) студенты тратят в неделю около 22 часов, а на самоподготовку — 12 часов.

Обращаясь к вопросам международной мобильности, следует отметить, что только 7% опрошенных обучались за рубежом, 38,4% не обучались, но планируют, и более половины студентов не обучались и не планируют. Для 75% опрошенных поездка была оплачена семьей, и только 5% оплатили свое обучение сами. Среди причин, которые затрудняют длительное обучение за рубежом, названных студентами РУДН лидируют дополнительное финансовое бремя и разлука с близкими людьми.

Обращаясь к личным данным респондентов, можно отметить, что имеют детей только 1,5% опрошенных; 81% опрошенных не страдают никакими хроническими заболеваниями. В то же время 75% опрошенных, которые имеют проблемы со здоровьем, отметили, что они совершенно либо практически не мешают обучению в РУДН, 5% отметили, что проблемы со здоровьем являются сильным препятствием к обучению. На вопрос о государственной поддержке в связи с имеющимися хроническими заболеваниями 44% студентов отметили, что хотя и имеют проблемы со здоровьем, в такой поддержке не нуждаются, 16,3% отметили, что в чем-то поддержка от государства есть, а в чем-то нет, 13,6% студентов отметили, что такая поддержка практически отсутствует, 12% отметили, что поддержка от государства значительно облегчает жизнь, и 6% полностью удовлетворены государственной поддержкой.

На вопрос о социальном положении семьи респондента были получены следующие данные: почти 25% опрошенных оценивают социальное положение своей семьи на «7» по десятибалльной шкале, 20% — на «8», 16% — на «6», 11% — на «5», 7,3% — на «9», 6,8% — на максимально возможные «10», 4,8% — на «4», 1,2%, 0.7% и 0,3% — на «3», «2» и «1» соответственно. Таким образом, более половины респондентов оценивают социальной положение своей семьи на балл «7» и выше.

Таким образом, был представлен небольшой спектр наиболее важных аспектов исследования проекта Eurostudent, проведенного в РУДН в марте—мае 2014 г. Данные, полученные из других российских вузов, отобранных в соответствии с выборкой, в настоящее время обработаны, анализируются и представлены координаторам проекта Eurostudent-EU. Благодаря включению России в этот проект (сначала как ассоциированного члена, на этапе реализации пятой волны) и использования данных других стран — участниц проекта, появится реальная возможность сравнения различных параметров обучения студентов из разных стран и оптимизации образовательного процесса, реализации необходимой поддержки студентов в рамках формирования единого образовательного пространства, начатого еще с подписания Болонской декларации.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Официальный сайт проекта Eurostudent-EU. URL: http://www.eurostudent.eu.

(2) Официальный сайт проекта Eurostudent-NIS. URL: http://www.eurostudent-nis.net/ru.

(3) Eurostudent-NIS — часть исследовательского проекта Eurostudent, который предполагается развернуть на территории стран СНГ и Грузии (NIS — New Independent States).

(4) См., например, Панель по вопросам миграции и убежища ЕС. Восточное Партнерство. URL: http://eapmigrationpanel.org/page2163.html.

(5) Имеется ввиду группа индикаторов, которая фокусировано отражает основные переменные / индикаторы положения и жизни студентов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Международная классификация ICSED 2011 г. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/ Documents/isced-2011-en.pdf.

[2] Нарбут Н.П., Подвойский Д.Г., Пузанова Ж.В., Цвык В.А. Опыт применения принципов болонского процесса в социологическом образовании // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 129—138.

[3] Нарбут Н.П., Троцук И.В., Цзиньфэн Ц. Ожидания и опасения студенческой молодежи: социологическая оценка в кросскультурном контексте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2014. № 1. С. 149—167.

[4] Пузанова Ж.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и конце ХХ века. Опыт сравнительной характеристики // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 136—145.

[5] Official Bologna Process Seminar on Social Dimension. "Equality in a Knowledge-Based Society — How to Widen Opportunities?". (Best Practices in National Action Plans). Budapest, 10—11 November 2008. P. 124—127).

[6] The Bologna Process 2020 — The European Higher Education Area in the new Decade. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28—29 April 2009. P. 167—174.

THE SOCIAL DIMENSION OF THE RUSSIAN STUDENTS' LIFE IN THE CONTEXT OF THE EUROPEAN INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL SPACE: METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE RESEARCH (on the example of PFUR)

N.P. Narbut, Zh.V. Puzanova, T.I. Larina

Sociology Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The set of mechanisms for the implementation of the idea of the single European space of higher education including the access to higher education, advice and guidance for the students, their material support, providing equal opportunities and social equality allows the majority of young people to achieve a high level of education and facilitates their personal self-realization. The social dimension as one of the areas of the Bologna process implementations was first announced in the context of mobility support and the strategy of lifelong learning, in the present time it is a complex system of social support for students including accommodation, medical care, nutrition and other social services. All these aspects of the social dimension of the students' life have become the subject of the European research project Eurostudent taking place in 25 European countries. Russia for the first time took part in this project as an associate member: in the spring of 2014, we conducted a survey with the methodology of the international research project. The methodological issues of the project techniques are considered in the article as well as some conclusions based on the results of the survey conducted at the People's Friendship University of Russia.

Key words: monitoring; students; European integration; educational space; educational process; validation; indicators; quality of life; sample.

REFERENCES

[1] Mezhdunarodnaja klassifikacija ICSED 2011 g. [International Standard Classification of Education ICSED 2011]. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-en.pdf.

[2] Narbut N.P., Podvoyskiy D.G., Puzanova Zh.V., Tsvyk V.A. Opyt primenenija principov bolon-skogo processa v sociologicheskom obrazovanii [The results of the application of the Bologna process principles to the sociological education] // Sociologicheskie issledovanija. 2008. № 9. S. 129—138.

[3] NarbutN.P., TrotsukI.V., Ji Jinfeng. Ozhidanija i opasenija studencheskoj molodezhi: sociolo-gicheskaja ocenka v krosskul'turnom kontekste [Student youth expectations and concerns: sociological evaluation in the cross-cultural context] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby naro-dov. Serija «Sociologija». 2014. № 1. S. 149—167.

[4] Puzanova Zh. V., Borisenkova P.A. Studenty v nachale i konce HH veka. Opyt sravnitel'noj harak-teristiki [Students at the beginning and at the end of the twentieth century. A comparative analysis] // Sociologicheskie issledovanija. 2001. № 7. S. 136—145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.