Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Южная Осетия / экономическая изоляция / модернизация / социальные процессы / Republic of South Ossetia / economic isolation / modernization / social processes
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г., Джабиев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ»

Дорошенко С.В.

д.э.н., доцент, зав. сектором Института экономики УрО РАН; Оренбургский государственный университет

Шеломенцев А.Г.

д.э.н., профессор, зав. отделом Института экономики УрО РАН

Джабиев В.В.

с.н.с. Юго-Осетинского научно-исследовательского института

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ1

Ключевые слова: Республика Южная Осетия, экономическая изоляция, модернизация, социальные процессы.

Keywords: Republic of South Ossetia, economic isolation, modernization, social processes.

Проблемы социально-экономической модернизации весьма актуальны для частично признанных государств, к которым относится и Республика Южная Осетия.

Отдельными исследователями отмечается, что к концу 1990-х годов Южная Осетия вследствие проводимой политики, не учитывающей местные особенности и интересы, оказалась сырьевым придатком Грузии. В тот период население Южной Осетии составляло 2% от населения Грузии, но здесь производились лишь 1,2% валового общественного продукта, и на нее приходилось 1,5% национального дохода республики. Крайне медленно повышался здесь уровень индустриального развития. В расчете на душу населения в Южной Осетии производились на 42,7% меньше промышленной продукции, чем в среднем по республике2. Тем не менее, к 1990 г. в Южной Осетии функционировали более 20 предприятий горнодобывающей, пищевой, текстильной, химической, строительной, машиностроительной и деревообрабатывающей промышленности разного статуса подчинения. Кроме того, республика полностью обеспечивала себя плодоовощной и животноводческой продукцией, вывозя ее и за свои пределы. Были развиты оздоровительный и спортивный туризм. Разрабатывались новые проекты развития, направленные на повышение рентабельности экономики Южной Осетии.

Однако распад СССР нарушил все намеченные планы. Основной же удар нанесла военная агрессия начала 1990-х годов, в результате которой были разорваны производственные, торговые, инфраструктурные связи, промышленность и сельское хозяйство оказались на грани уничтожения. По некоторым данным, общий экономический ущерб составил 1,4 млрд. рублей в ценах 1992 года3. «Но наибольший урон понесло население Южной Осетии, ее трудовые ресурсы. За 1989-1992 годы погибло до 1000 человек, среди которых большинство - дети, женщины, старики. Более двух тысяч человек были ранеными или получили увечья. Десятки человек до сих пор считаются пропавшими без вести. Свыше 100 тысяч осетин, проживавших в Грузии за пределами РЮО, вынуждены были бежать на Северный Кавказ, в различные регионы России. Из них подавляющее большинство не вернулось обратно»4.

Попытки восстановить экономику и социальную сферу Южной Осетии в период 1992-2008 годов не привели к каким-либо серьезным результатам. Ситуация стала меняться с августа 2008 года, когда после известных событий Россия признала независимость Республики Южная Осетия и стала ее важнейшим партнером и геостратегическим союзником. Начался этап активного восстановления экономической и социальной сферы республики при существенной финансовой поддержке России.

За прошедший с 2008 года период экономику Южной Осетии не удалось сделать более самодостаточной - российская финансовая помощь по-прежнему составляет около 89% бюджета. Тем не менее, Южная Осетия старается наращивать собственные доходы. Так, за 2017-2018 гг. они выросли более чем на 43%5. Благодаря реализации с 2010 года Инвестиционной программы в стране ежегодно вводятся значимые объекты производственной, дорожной и особенно социальной, инфраструктуры, что создает более благоприятные условия для хозяйственной деятельности.

На рис. 1 представлены графики, иллюстрирующие изменения стоимостных индексов производства промышленной продукции и услуг промышленного назначения в республике за период 2008 - июнь 2019 гг. по отношению к предыдущему году и приведенные к уровню 2007 года. Очевидно, что республика увеличила стоимостные объемы промышленного производства, однако рост идет неустойчивыми темпами: наблюдаются его колебания из года в год.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОН РЮО в рамках научного проекта № 20-514-07001.

2 Харебов Б. Экономическая реабилитация Южной Осетии: текущие задачи и стратегия развития // Грузино-Осетинский конфликт: в поисках мира. - http://dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/10042/2/Konflikt.pdf

Кочетков А., Мартынов А., Пискорский М. Южная Осетия. Вооруженная агрессия и миротворческая война. - М., 2009.

4 Харебов Б. Экономическая реабилитация Южной Осетии: текущие задачи и стратегия развития // Грузино-Осетинский конфликт: в поисках мира. - http://dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/10042/2/Konflikt.pdf

5 Официальный сайт Президента Республики Южная Осетия. - https://presidentruo.org/anatolij-bibilov-2018-god-oznamenovalsya-dlya-nashej-respubliki-dostizheniyami-v-razlichnyx-sferax/

1S0Q

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 О

К предыдущему году, % • К уровню 2007 года. % Рисунок 1.

Стоимостные индексы производства промышленной продукции и услуг промышленного назначения в РЮО за период 2008-2019 гг.

(Составлено: по данным Управления государственной статистики Республики Южная Осетия)

В настоящий период на темпы развития существенное влияние оказывает экономический кризис и распространение коронавирусной инфекции. Так, согласно отчету Министерства экономического развития РЮО, темп роста ВВП в первом полугодии 2020 года по сравнению с показателями 2018 и 2019 годов составил 109,2 и 99,7% соответственно1. Также отмечается, что в структуре ВВП наибольшую долю занимают доходы в сфере общегосударственных вопросов и образования - 35,4 и 22,7% соответственно. При этом доля реального сектора остается невысокой: промышленность составляет 5,7%, строительство - 2,6, сельское хозяйство - 0,4%.

Сохраняется отрицательной динамика производства сельскохозяйственной продукции с учетом личных подсобных хозяйств- 95 % по сравнению с 1 полугодием 2019 года и 82,5% - с 1 полугодием 2018 года. Одновременно зафиксирован существенный рост объемов розничного товарооборота, включая общественное питание: темп роста по сравнению с 1-м полугодием 2019 года составил 329,9%. На 134,8%, в сравнении с 2019 годом выросли и объемы строительных работ. Увеличились на 45,9% также объемы промышленной продукции и услуг промышленного характера негосударственных предприятий.

Безусловно, экономическая сфера для наращивания своего потенциала все еще остро нуждается в модернизации, активном внедрении инноваций. Сохраняющийся высокий износ основных производственных фондов, низкий уровень технического оснащения и механизации сельского хозяйства, дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры - все это является существенным тормозом экономического развития страны. Но самым существенным барьером является дефицит квалифицированных кадров. Это становится причиной активного привлечения иностранной рабочей силы к созданию объектов в рамках инвестпрограммы, что вызывает недовольство местного населения и повышает градус социального напряжения в республике.

Многими экспертами неоднократно отмечалось в период 2009-2017 гг. недостаточное внимание со стороны правительства республики к вопросам занятости местного населения именно в реальном секторе экономики. По этим причинам «значительная доля населения занята в общественном секторе экономики, то есть в сфере выполнения государственных функций и в бюджетных учреждениях социальной направленности, и формирует доходную часть бюджета только в части налоговых отчислений с фонда оплаты труда, что не может серьезно повлиять на структуру формирования доходов бюджета. Производственной занятости катастрофически недостаточно»2.

Это является и причиной роста массовых миграционных настроений, особенно среди молодежи, что является дополнительным фактором риска модернизации и экономического роста республики. Массовая трудовая эмиграция населения республики вызвана именно невозможностью самореализации внутри страны. При этом в 2018 и 2019 годах показатель миграционного прироста был положительный 508 и 526 человек соответственно. Тем не менее ситуация остается непростой.

1 Источник: https://south-ossetia.info/socialno-ekonomicheskie-pokazateli-respubliki-za-pervoe-polugodie-2020-goda/

2 Экономика Южной Осетии: росту препятствует нехватка инвестиций и населения. - https://eadaily.com/ru/news/2018/05/30/ ekonomika-yuzhnoy-osetii-rostu-prepyatstvuet-nehvatka-investiciy-i-naseleniya

Как следствие отъезда молодежи, наблюдается естественное старение и деквалификация трудовых ресурсов. Еще в 2013 году отмечалось преобладание «отсутствия мотивации к трудовой деятельности, обусловленное не только низким уровнем заработной платы, но и проблемами социально-психологического порядка»1.

После 2008 года наблюдался резкий рост безработицы, которая в 2012 году была в 1,8 раза больше, чем в 2009 году, в стране насчитывалось в тот период 3430 безработных. Наиболее быстрыми темпами безработица росла в возрастной группе 18-30 лет. В настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону. Так, по данным Министерства экономического развития РЮО, за первое полугодие 2020 года, общая численность зарегистрированных безработных в республике составляла 1013 человек, что на 124 человека меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, и на 1135 человек меньше, чем в 2018 году2. Снижается и количество преступлений. Так, за первые шесть месяцев 2020 года всего по республике зарегистрировано 57 преступлений, что на 17 преступлений меньше, чем в 2019 году, и на 53 преступления меньше, чем в 2018 году.

Другой причиной миграции и одновременно следствием недостатков на рынке труда является низкий уровень жизни населения. Это, во-первых, проявляется в относительно невысоких, но все-таки увеличивающихся доходах. Так, в 2012 году средняя заработная плата в республике составляла в промышленности - 9667 руб., в сельском хозяйстве (по крестьянско-фермерским хозяйствам) 7150 рублей, в строительстве - 28 628 руб. В первом полугодии 2020 года среднемесячная заработная плата в составила 19 408 рублей, но это на 2099 рублей больше, чем в аналогичный период 2019 года, и на 2900 рублей больше, чем в 2018 году. Рост заработной платы, прежде всего, работникам бюджетной сферы, обеспечивается поступлениями из российского бюджета (что касается и Абхазии). Так, в проекте бюджета России предлагается зарезервировать на обеспечение выделения бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы Республики Абхазия и Республики Южная Осетия и государственных гражданских служащих Республики Южная Осетия до 1,25 млрд. руб. в 2021 году и по 1,17 млрд. руб. в 2022-2023 годах (всего около 3,6 млрд. руб.) до принятия правительством России соответствующих решений3.

Помимо низкого уровня доходов качество жизни определяется, как известно, развитостью систем образования и здравоохранения.

В табл. 1 приведены основные показатели, характеризующие уровень развития образования в республике за 2012-2019 гг.

Таблица 1

Основные показатели развития сферы образования Республики Южная Осетия*

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Число образовательных школ 55 56 55 54 52 53 53 52

в них:

- учащихся 5330 5517 5717 5909 6109 6424 6681 6904

- преподавателей 1244 1374 1416 1479 1281 1309 1335 1326

Число средних специальных учебных заведений 4 4 4 4 4 4 4 4

в них:

- учащихся 425 367 409 445 458 438 425 421

- преподавателей 70 70 70 90 93 92 92 100

Число высших учебных заведений 1 1 1 1 1 1 1 1

в них:

- студентов 2010 2301 2684 2674 2985 3233 3459 3619

- преподавателей 180 128 134 192 210 200 225 194

* Составлено: по данным Управления государственной статистики Республики Южная Осетия.

Из данных табл. 1 видно, что за период 2012-2019 гг. при незначительном снижении числа школ в них растет число учащихся, но одновременно наблюдается неустойчивость численности преподавателей. Практически аналогичные тенденции и в высшей школе: увеличивается число студентов университета, но снижается число преподавателей. А вот на уровне средних специальных учебных заведений тенденции противоположные - растет число преподавателей при незначительном снижении числа учащихся. В целом, республика имеет хорошую образовательную базу, однако фактором, способным негативно повлиять на ее развитие, может оказаться сокращение преподавательского состава.

Недостаточный уровень здравоохранения в республике является существенным фактором снижения эффективности и модернизационных преобразований в экономике страны, поскольку еще больше снижается и трудовой потенциал населения.

В табл. 2 представлены основные показатели развития системы здравоохранения республики в 2012-2019 гг.

1 Динамика социально-экономического развития РЮО. - http://cominf.org/node/1166499619

2 Источник: https://rso-government.org; https://south-ossetia.info/socialno-ekonomicheskie-pokazateli-respubliki-za-pervoe-polugo die-2020-goda/

3 Сайт РБК Pro: https://www.rbc.ru/politics/04/10/2020/5f772ece9a79471ee5c48d35

Таблица 2

Основные показатели развития здравоохранения Республики Южная Осетия*

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Число санаториев, учреждений отдыха и туризма 1 1 1 1 1 1 1 1

Численность лечившихся и отдыхавших в санаториях, чел. 283 283 283 120 200 250 100 110

Число врачей всех специальностей 265 274 287 305 294 297 306 301

Число среднего медицинского персонала 802 783 781 757 756 787 814 812

Число больничных учреждений 14 14 14 14 10 12 9 8

Число больничных коек 1040 1040 1040 990 680 590 575 555

Число коек для беременных женщин и рожениц 78 78 78 70 36 20 20 20

* Составлено: по данным Управления государственной статистики Республики Южная Осетия.

Данные табл. 2 свидетельствуют о заметном снижении за период 2012-2019 гг. значений показателей развития инфраструктуры здравоохранения - больничных учреждений, числа больничных коек. Одновременно практически не уменьшается число врачей и среднего медицинского персонала, что свидетельствует о привлекательности этой сферы с точки зрения занятости. За анализируемый период более чем в 2 раза сократилась численность лечившихся и отдыхавших в единственном в республике санатории, что говорит о низкой привлекательности его как туристического объекта, а также недостаточном внимании власти к вопросам профилактики и реабилитации населения.

При этом в РЮО сохраняются проблемы в области демографии: процесс депопуляции, превышение смертности над рождаемостью, высокая заболеваемость. Так, в 2008-2012 гг. отмечался резкий рост тяжелых заболеваний: новообразований в 2012 году в 2,6 раза по сравнению с 2011 г. и в 4,4 раза по сравнению с 2007 годом, болезни органов дыхания - в 2,1 раза, системы кровообращения - почти в 2 раза1. После 2016 года по всем трем группам заболеваний наблюдается устойчивое снижение заболеваемости населения.

В целом, по данным Управления государственной статистики республики доля расходов по статье «Образование, наука, молодежная политика, спорт и туризм» в доходной части бюджета республики выросла с 18,1% в 2015 году до 19,5% в 2019 году. Доля же расходов по статье «Здравоохранение и социальная политика» практически осталась неизменной, даже несколько сократилась - с 12,7% до 12,5% в 2015 и 2019 гг. соответственно. При этом численность населения республики с 2012 года стала увеличиваться и в 2019 году составила 57095 человек против 51 572 человек в 2012 году. Одновременно увеличилась численность лиц моложе трудоспособного возраста - с 11 432 до 13 431 человек в 2012 и 2019 гг. соответственно, а также пенсионеров - 2113 и 4679 человек в 2012 и 2019 гг. соответственно. Эти процессы увеличивают социальные обязательства. Таким образом, можно говорить о более существенном сокращении доли расходов на здравоохранение в общей статье расходов. Кроме того, сохраняются территориальные диспропорции.

Недостатки системы здравоохранения республики проявились и в условиях пандемии коронавируса 2020 года. Ситуация в осенний период 2020 года заметно ухудшилась. По данным на 13.11.2020, с начала пандемии коронавиру-сом заразилось более 1500 жителей республики, скончалось 27 человек2. Ввиду угрозы дальнейшего осложнения эпидемиологической ситуации Минздрав подготовил до 100 коек детской больницы Республиканского медицинского центра для госпитализации зараженных. Министерство обороны Южной Осетии попросило российских коллег передать военно-полевой госпиталь на 150 коек3.

Учитывая не только позитивные, но и сохраняющиеся негативные тенденции развития, в стратегических документах Республики Южная Осетия в качестве приоритетных заявлены цели и задачи, направленные на создание условий для перехода к устойчивому развитию экономической и социальной сферы, снижение диспропорций в социальном развитии территорий республики, формирование предпосылок для прекращения оттока сельского населения с мест постоянного проживания. В качестве основного инструмента решения существующих проблем было предложено разработать комплексный План социально-экономического развития Республики Южная Осетия. В рамках Плана будут аккумулированы общественно значимые капиталоемкие проекты, приоритетные из которых направлены на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, снижение дифференциации в социальном развитии районов, а также на повышение предпринимательской активности4. На этом фоне большое внимание уделяется и молодежи республики. Реализуется Государственная комплексная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Республики Южная Осетия», в числе задач которой обозначены охрана здоровья, профилактика правонарушений, отбор и подготовка молодых кадров для решения современных задач развития, поддержка национальной культуры и искусства и др.

В целом, решение социальных и демографических проблем находится в тесной взаимосвязи с темпами модернизации экономики и социальной сферы. Так, увеличение рождаемости, сокращения заболеваемости, снижение

1 Динамика социально-экономического развития РЮО. - http://cominf.org/node/1166499619

2 Число жертв СОУ1Б-19 в Южной Осетии достигло 27 человек. - https://www.ekhokavkaza.eom/a/30946256.html

3 Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/355634/

4 Источник: https://rso-government.org/2019/11/14/v-pravitelstve-prinyah-prognoz-i-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-ryuo-^-2020^(1/

смертности невозможно без инновационного переоснащения системы здравоохранения республики; прекращение миграционного оттока, особенно из сельских районов, требует улучшения качества среды проживания, включая активное развитие агропромышленного производства и туризма; укрепление кадрового потенциала должно обеспечиваться за счет современной системы образования и переподготовки; рост реальных доходов населения невозможен без снижения безработицы, что в свою очередь обеспечивается реализацией современных инвестиционных проектов в реальном секторе, сопровождающейся созданием высокопроизводительных рабочих мест, увеличением предпринимательской деятельности. К сожалению, серьезным сдерживающим фактором является определенная экономическая изоляция страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.