Научная статья на тему 'Социальное государство и инновационное развитие: обзор научной конференции'

Социальное государство и инновационное развитие: обзор научной конференции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНОЕ И ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА / СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / SOCIAL WELFARE STATE / SOCIAL POLICY / LIVING STANDARD / INNOVATION DEVELOPMENT / SOCIO-POLITICAL SYSTEM / POLITICAL ELITE / SYNERGETIC APPROACH / PROCESS AND VALUE DIMENSION SOCIAL SYSTEM / POPULATION POLICE / DEPOPULATION / INNOVATION ECONOMY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Деханова Н. Г., Куликова Н. А.

21 апреля 2010 г. в г. Москве на социологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялась научная конференция Социальное государство и инновационное развитие, которая была призвана объединить интеллектуальные силы ученых, занятых исследованиями различных сторон функционирования социального государства, разрабатывающих проблематику роли государства в условиях инновационного развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное государство и инновационное развитие: обзор научной конференции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 4

СОЦИОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ОБЗОР НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

21 апреля 2010 г. в г. Москве на социологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялась научная конференция "Социальное государство и инновационное развитие", которая была призвана объединить интеллектуальные силы ученых, занятых исследованиями различных сторон функционирования социального государства, разрабатывающих проблематику роли государства в условиях инновационного развития общества.

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, уровень жизни, инновационное развитие, социально-политическая система, политическая элита, синергетический подход, процессное и ценностное измерение социального порядка, семейно-демографическая политика, депопуляция, инновационная экономика.

21 April 2010 in Moscow in the sociology department of Lomonosov Moscow State University taked place conference "The Social welfare state and innovation development". The conference "The Social welfare state and innovation development" had to joined intelligent efforts by scientific, which studying different aspects of functioning welfare state, devising range of problems about role government in innovation development society.

Key words: social welfare state, social policy, living standard, innovation development, socio-political system, political elite, synergetic approach, process and value dimension social system, population police, depopulation, innovation economy.

21 апреля 2010 г. в г. Москве на социологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялась научная конференция "Социальное государство и инновационное развитие". Организаторами конференции выступили кафедры государственного и муниципального управления, политологии и социологии политических процессов, методологии социологического исследования и социологии семьи социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В конференции также приняли участие представители ведущих вузов России: Академии труда и социальных отношений, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Российского государственного социального университета, Волгоградской академии государственной службы, Брянского государственного технического университета, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, а также ученые из Академии управления

при Президенте Республики Беларусь. В ходе пленарного заседания, круглого стола и работы четырех секций конференции были рассмотрены современные проблемы модернизации российского общества, условий и тенденций реализации социальной политики и направлений инновационной деятельности.

Выступая на открытии конференции, доктор философских наук, профессор, президент Российской социологической ассоциации, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.И. Добреньков отметил, что в мировой практике сегодня реализуются различные формы развития государств. Но в ХХ в. повышение роли собственно социальных функций государства стало столь очевидным, что появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой. Такой фиксацией стало понятие "социальное государство", получившее правовое закрепление в конституциях ряда европейских государств. В других странах независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству де-факто проводится социально-экономическая политика социальных государств.

Каждая новая стадия общественного развития дает определенную модификацию принципов социального государства. Механизмы реализации этих принципов нередко многовариантны. Различны модели социальных государств, сложившиеся социальные стандарты в различных странах, группах стран.

В условиях российской действительности требуются ответы на вопросы о том, как понимать и как измерять категорию "достойная жизнь", что вкладывать в понятие "качество жизни", как одновременно обеспечивать эффективные стимулы к труду, адекватные доходы и социальную защищенность трудоспособного и нетрудоспособного населения.

Наконец, требует решения и проблема реализации принципов социального государства в условиях инновационных импульсов в области науки, техники, технологий. В заключение своего выступления В.И. Добреньков подчеркнул, что актуальность проблематики социального государства в системе знаний о современном обществе обусловлена:

— незавершенностью научной концепции социального государства как части универсального учения о современном государстве;

— необходимостью дать всестороннее научное обоснование критериев "социальности" государства и их применимости, а также путей формирования эффективной модели такого государства в России, так как в статье 7 действующей Конституции Российской Федерации наша страна позиционируется как социальное государство;

— необходимостью определения оптимальных путей решения текущих социальных проблем на основе принципов социального государства и рыночного хозяйства;

— активизацией интереса к концепции социального государства как к теоретической базе осмысления трансформации роли и места государства в мире, складывающемся в результате глобального мирового кризиса.

Неотложность задач, стоящих перед нашей страной, активизирует научный поиск, в том числе и в указанном направлении. В.И. Доб-реньков подчеркнул, что на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова эти проблемы неоднократно обсуждались в ходе традиционных Сорокинских чтений, других научных дискуссий. Результаты научных разработок включены в учебный процесс в виде разделов общих курсов и спецкурсов, посвященных принципам социального государства.

Таким образом, представляемую конференцию следует рассматривать, во-первых, как продолжение обозначенных научных исследований в парадигмах социологии и политологии, а во-вторых, как промежуточный результат обсуждения теории и практики социального государства как учебной дисциплины. Очень важны практические рекомендации для государственного управления страны, которые являются продуктом совместной работы участников конференции.

Содержательная часть пленарного заседания и основные темы дальнейшего обсуждения были во многом определены докладом заслуженного работника высшей школы, кандидата экономических наук, доцента, заведующего кафедрой государственного и муниципального управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.П. Васильева.

В своем докладе В.П. Васильев проанализировал основные принципы социального государства в условиях инновационного развития, которые структурируются следующим образом:

— правовое введение норм социальной защиты;

— формирование института социального страхования;

— софинансирование работниками и работодателями страховых взносов;

— социальная помощь неработающим членам общества.

Государство становится субъектом нормативного регулирования

социальных отношений, их определенных видов, вовлекая в этот процесс и работодателей и работников.

Эволюция рыночной экономики, рост ее масштабов к середине XX в. сформулировали две новые задачи социального государства: 1) обеспечение свободного входа на рынок, устранение дискриминаций и 2) регулирование финансовых рынков, заметно влияющих

на уровень жизни населения. Первое обстоятельство означает устранение барьеров на рынке труда (дискриминации), а также выход на отраслевые предпринимательские рынки (административные и монопольные барьеры). Другое обстоятельство заключается в том, что финансовые рынки становятся реальным феноменом общества всеобщего благоденствия. Доходы ряда слоев населения зависят от получения дивидендов от ценных бумаг, а текущее благосостояние — от кредитов на потребительские цели. Известно, что финансовые рынки самые неустойчивые, поэтому их регулирование является социальной задачей. Таким образом, если базовые элементы социального государства XIX в. были ответом общества на последствия введения новых средств производства, то в XX в. — это ответ на влияние ярко проявившихся особенностей и базовых черт экономики.

В.П. Васильев отметил, что новое понимание задач социального государства связано уже не с последствиями использования принципиально новых средств производства и с защитой от реалий рыночных механизмов функционирования экономики. Выявленные "провалы рынка" определяют новые экономические задачи, являющиеся одновременно и социальными. Актуальными для социального государства становятся проблемы монополизма, асимметрии информации для рыночных агентов, "внешние эффекты", прежде всего связанные с задачами охраны окружающей среды. Качество социального государства определяется производством общественных благ, к которым относят образование, здравоохранение, фундаментальную науку и др.

Принципы социального государства, их реализация на практике предопределены степенью зрелости государства как такового, уровнем развития общества, его духовно-нравственных ценностей. Поэтому социальность государства неотделима от этапов общественного развития, национальных традиций, хотя ряд основополагающих принципов являются универсальными. Эти обстоятельства необходимо учитывать, так как реализация принципов социального государства связана с перераспределительными процессами, которые почти всегда субъективны. И здесь возникает важное исследовательское противоречие: экономическая модель развития объективна, социальная — субъективна, так как во многом зависит от процессов перераспределения собственности, власти, доходов.

С осени 2008 г. Российскому государству пришлось решать социальные проблемы в контексте мирового экономического кризиса. В это же время были приняты решения по модернизации пенсионной системы, развитию материальной базы здравоохранения, реформе оплаты труда в бюджетной сфере. Однако базисных системообразующих изменений пока не произошло.

В.П. Васильев приходит к выводу, что сравнение базовых принципов социального государства с российской действительностью показывает, что в России:

— отсутствует кодифицированная законодательная база социального государства. Кодифицированы только законы о труде (Трудовой кодекс);

— среди форм социального страхования отсутствует страхование по безработице, а пенсионная система только намеревается перейти на этот принцип;

— работники не участвуют в софинансировании страховых взносов;

— масштабы помощи незащищенным слоям общества зависят от показателя уровня бедности, который существенно занижен из-за методик расчета, что связано с общим невысоким по сравнению с развитыми странами национальным доходом на душу населения.

Кризис показал не только уязвимость российской экономики, но и ее угрозы для социальных отношений. Во-первых, это известная зависимость от мировых цен на энергоносители, от которых не менее чем на 40% зависит государственный бюджет. Во-вторых, выплаты зарплат. В-третьих, социальные проблемы моногородов и поселков. В-четвертых, неэффективность крупных собственников, приведшая к замещению социальных затрат государства на выдачу финансовых средств крупному бизнесу.

Иные обстоятельства связаны с инновационным развитием. Этот путь предполагает появление принципиально новых технологий, продуктов, маркетинговых и организационных решений. Для национальной инновационной системы необходима цепочка фундаментальная наука — НИОКР — производство — рынок.

Инновации в экономике выполняют две стратегические функции. Во-первых, они способствуют росту эффективности и, следовательно, дают преимущества в конкурентной борьбе. Во-вторых, распространение инноваций за рамки незначительного количества фирм является существенным фактором экономического роста.

Согласно современному подходу, сама экономическая система является движущей силой технического прогресса. Механизм рыночной конкуренции заставляет предпринимателей искать и финансировать инновационную деятельность, что может им дать существенные преимущества: рост продаж, сокращение средних издержек, рост прибыли. Отсюда новое направление деятельности социального государства — развитие человеческого капитала. Интеллектуальная экономика, экономический рост вообще немыслимы без развития человеческого капитала. Его защита и развитие не только вечная потребность человека, но и фактор конкурентоспособности, экономического роста компаний и государств.

Для России, по мнению В.П. Васильева, роль инновационного развития актуализируется рядом современных проблем:

— исчерпанием возможностей экспортно-сырьевой модели экономического развития. Неустойчивость конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, консервация устаревших технологий ставят экономику в зависимость от внешних факторов развития, не обеспечивают устойчивого экономического роста;

— обострением конкуренции в условиях глобализации мировой экономики. Даже на внутреннем рынке изменились стандарты потребительского и инвестиционного спроса. Ценовая конкурентоспособность отечественных производителей в недалекой перспективе перестанет быть достаточным условием доминирования;

— сокращением трудоспособного населения под влиянием целого ряда демографических и других факторов, ставящим задачу повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий;

— невысоким уровнем социальной защиты населения. Уровень и качество жизни существенно отстают от соответствующих показателей развитых стран.

Инновационная экономика предполагает существенные вложения в человеческий капитал, который является и предпосылкой и результатом инновационной деятельности. Поэтому и в этой области крайне необходимо участие государства.

Таким образом, В.П. Васильев приходит к выводу, что инновационный путь развития является перспективным не только с точки зрения повышения уровня жизни в связи с качественным ростом производительности труда и усилением конкурентоспособности национальной экономики, но и с точки зрения укрепления культурных ценностей, вообще уровня культуры общества.

Наряду с этим социальное государство характеризуется определенной политической системой, являющейся его ресурсом.

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и социологии политических процессов МГУ имени М.В. Ломоносова Н.С. Федоркин считает, что несмотря на то, что в последние годы в России правящая политическая элита, особенно в лице первых лиц государства, поворачивается лицом к решению социальных проблем, социальное государство для нашей страны остается пока исторической перспективой, идеалом. Оно выступает мобилизующей общество и государство целью, достижение которой сопряжено с решением как многих старых и достаточно запущенных еще в 1990-е гг. проблем, так и новых, еще раз обративших на себя внимание в ходе развития глобального финансового кризиса. Идея социального государства для России могла бы стать структурным элементом национальной идеи, пока так и не получившей концептуального оформления. Тем более что эта идея в Основ-

ном законе страны выступает в качестве конституционного принципа. Поэтому задача сближения "интересов личности, общества и государства", которую декларирует Президент страны Д.А. Медведев на ближайшие десятилетия, — это и есть цель практического воплощения в новой России идеала социально ориентированного государства. Это и есть национальная идея возрождения России на принципах социального государства. В самом обобщенном виде оно представляется как "сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой в решающей мере зависит от качества труда и уровня подготовки каждого из нас". По замыслу, социальное благополучие в этом несколько идеализированном государстве должно обеспечиваться не столько сырьевыми, как сейчас, «сколько интеллектуальными ресурсами, "умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности». Иными словами, путь к достижению поставленной цели — модернизация экономики; ее содержание — перевод экономики на инновационный путь развития, завоевание лидерских позиций в сфере высоких технологий, качественное изменение жизни россиян, что в перспективе должно изменить и характер всей социально-политической системы страны, приблизить декларируемые конституционные принципы правового и социально ориентированного государства к реальному воплощению их в жизнь.

Н.С. Федоркин отмечает, что власть осознает сложившуюся "унизительную" зависимость страны от сырьевой экономики, опасность для жизнеспособности социально-политической системы правового нигилизма, системной коррупции, бюрократизации системы государственного управления, во многом вызванной слабостью демократических институтов гражданского общества и низким уровнем их влияния на институты политической системы. Решение этих и других проблем обусловлено необходимостью не только обеспечения конкурентоспособности страны на международном уровне, но и повышения качества жизни россиян, создания условий для реального воплощения в стране принципов правового, социально ориентированного государства. Следовательно, по смыслу накопившихся в России непростых внутренних и внешних проблем модернизация должна затрагивать все уровни функционирования социально-политической системы: экономику, слабое гражданское общество, институты политического опосредования (политических партий и партийной системы), политическую элиту, всю систему государственного управления. Таким образом, перевод экономики на путь инновационного развития по определению предполагает необходимость совершенствования и самой

политической системы страны. И здесь, наверное, недостаточно простых деклараций о том, что научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем. Эта связь, бесспорно, существует, но она не сводима к простым причинно-следственным отношениям. Это хорошо понимали уже почти два века тому назад. Их корреляция обусловлена многими факторами, среди которых, как показал исторический опыт успешных и неуспешных модернизаций недавнего прошлого, особую роль приобретают личности модернизаторов и в целом государство как универсальный политический институт. Причем для успешного прохождения модернизации необходимо определенное сочетание и наличие соответствующих человеческих, природных, технологических ресурсов, капитала. Здесь надо также исходить из тех конкретных реалий, которые сложились в социально-политической системе к моменту выхода ее на стартовые позиции модернизации.

Акцент на этом следует сделать потому, что модернизация экономики на инновационной основе будет осуществляться, как это всегда и было в России, "сверху". Это означает, что ее реальным субъектом станет та политическая и правящая элита, та система сложившихся отношений общества и государства, бизнеса и общества, бизнеса и государства, которые требуют своей собственной существенной трансформации. Это более чем очевидно. Модернизация потребует от правящей элиты мощной политической воли, наличия команды единомышленников, просчитанного "государственного курса" ее реализации, обеспечения ее процесса механизмами влияния и управления, ресурсами, убедительного для граждан информационно-аналитического сопровождения. Вопрос состоит в том, способна ли и готова ли политическая элита реально выступить мощным приводным механизмом перезагрузки социально-политической системы и перевода ее на новый уровень, приближающий к реальным принципам социального государства. Не менее важным является и другой вопрос: насколько сильным и структурированным может оказаться "механизм торможения" реформ со стороны бюрократии и со стороны той части бизнеса, интересы которого не совпадают с государственными интересами страны (по крайней мере, на ближайшее время)? От ответа на эти и другие вопросы зависят методы реализации, формирование механизмов поддержки и влияния, ожидаемая эффективность модернизации экономики и всей социально-политической системы. От этого зависит и реальная роль в этом процессе государства как легитимного и центрального института политической системы, наделенного рядом функций, начиная с убеждения и до возможного легитимного применения насилия.

В своем докладе Н.С. Федоркин отметил, что характер накопившихся и устоявшихся за годы реформ в стране проблем (бедности, правового нигилизма, системной коррупции, бюрократизации, отчуждения власти от общества, всеобщего дефицита нравственности) объективно ставит под сомнение возможность решения этих проблем только методами убеждения. Опасность здесь состоит в превращении судьбоносного для страны проекта в некий утопический проект, будто бы только экономическими реформами в течение десятилетий можно решить этот букет проблем, который в действительности и является реальным тормозом развития страны. Чем быстрее наращивается объем негативных проблем и чем меньше власть конструктивно реагирует на эти процессы, тем больше возрастает реальная опасность социальных конфликтов, усиления авторитарных тенденций в политическом режиме страны.

Выступление доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой методологии социологических исследований МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.П. Аверина было посвящено состоянию и взаимосвязи в условиях современного российского общества процессного и ценностного измерения социального порядка. На основе синергетического подхода он рассмотрел взаимосвязь процессного и ценностного измерений социального порядка в обществе как сущностного проявления его социальной стабильности. Ю.П. Аверин приводит результаты социологического исследования, раскрывающие состояние данных составляющих социального порядка в современном российском обществе, характер их взаимосвязи, факторы, влияющие на их состояние.

Общество представляет собой социальную систему, и его стабильное существование означает устойчивое самовоспроизводство за счет собственных ресурсов. Одним из ресурсов общества, обеспечивающих способность к такому воспроизводству, является социальный порядок. В отсутствие социального порядка в обществе взаимодействие людей в нем носит хаотический характер, и оно распадается на ряд обособленных групп, преследующих исключительно свои интересы. Достижение общих интересов становится невозможным, т.е. общество перестает существовать как целостный социальный организм и на его развалинах появляется другое общество с новым социальным порядком или образуются несколько различных обществ, каждое из которых формирует свой порядок. Примером такого рода процессов является распад Советского Союза.

При этом состояние социального порядка является само по себе одним из выражений стабильности общества. Воспроизводство имеющегося социального порядка в условиях изменяющейся внешней среды означает воспроизводство данного общества, т.е. его соци-

альную стабильность. Таким образом, социальный порядок играет в обществе двоякую роль: он является ресурсом формирования социальной стабильности и выражением ее состояния.

В связи с вышесказанным оценка состояния социального порядка и факторов его формирования представляет собой важнейшую исследовательскую задачу, решение которой позволяет определить состояние социальной стабильности общества и пути повышения ее уровня, а тем самым и способы обеспечения его устойчивого развития.

В рамках синергетической модели социального порядка выделяется несколько его измерений. Определяющими среди них являются процессное и ценностное измерения. Процессное измерение социального порядка представляет собой отношение между людьми, которое характеризует степень согласованности их действий. Согласующийся ход действий людей означает единую направленность этих действий на общую цель или результат и, с точки зрения синергетического подхода на "созидание", воспроизводство существующего социального порядка, т.е. на поддержание общества в стабильном состоянии. Разнонаправленность, случайность действий людей приводит к разрушению социального порядка и тем самым к разрушению данного общества. Состояние структуры отношений между людьми по поводу характера направленности их действий позволяет оценивать состояние процессного измерения социального порядка в обществе, который является одной из характеристик развития социального государства.

Ценностное измерение социального порядка представляет собой отношение между людьми, которое характеризует степень согласованности их ценностей. Исходя из вышепредставленного теоретического понимания процессного и ценностного измерений социального порядка построена система показателей и индикаторов социологического исследования, на основе которых разработана анкета. Ю.П. Аверин отмечает, что результаты исследования позволили определить, во-первых, состояние процессного и ценностного измерений социального порядка в современном российском обществе в целом и среди различных социальных групп взрослого населения; во-вторых, силу и характер влияния состояния отдельных составляющих качества жизни на состояния, составляющие социального порядка. В результате исследования были выявлены особенности процессного порядка в правовой сфере и ценностного порядка по поводу значимости семьи, детей, здоровья, духовного наследия, материального достатка и жизненных удовольствий.

Сегодня ряд ученых связывают возможность успешного разрешения острых социальных проблем, в том числе проблем семейно-

демографической политики, относящихся к сверхнизкой рождаемости, с социальным типом государства (и его разновидностями, ориентированными на благополучие большинства населения).

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова А.И. Антонов подчеркивает, что для нормализации демографической, а также и социальной структуры (уменьшения доли бедных и увеличения доли обеспеченных классов) требуется не просто восстановить класс семейных домохозяек, уничтоженных в советское время, а наполнить новым содержанием социальную роль матери, чтобы она смогла включать в себя функции учительницы, воспитательницы, няни и домашней хозяйки (об этом см. подробнее в статье А.И. Антонова "Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве" в данном номере в рубрике "Социология семьи". — Прим. ред.). Данная задача гораздо сложнее, чем поиск в недрах бюрократической системы всегда скудных средств на социальную заботу о бедствующих не по своей вине семьях, на скромные пособия для детей. Тем не менее решение проекта нового материнства возможно при условии, если на всех уровнях властной вертикали назреет понимание губительности для судеб российской государственности сложившихся в последние десятилетия демографических тенденций.

Решающее значение в функционировании Российского государства (декларирующего свою социальную направленность на поддержку бедных, но эклектически сочетающего черты всех трех моделей политики) в текущем веке будет иметь уменьшающаяся численность населения, состояние здоровья и продолжительности жизни, а также этническая структура, т.е. все те характеристики, которые являются прямым итогом функционирования общества, социальных изменений, в том числе ценностных приоритетов государства и ценностных ориентаций личности. Количественный упадок населения определяется качественным (ценностным) состоянием социума, кризисной направленностью социально-экономической системы рыночного капитализма на массовость при одновременной убыли человеческой массы, т.е. потенциальных потребителей и производителей богатств.

Депопуляция как следствие сверхнизкой рождаемости в условиях рыночной экономики, неспособной создавать механизмы стимулирования рождаемости (из-за того что оплата труда не ориентирована на создание и поддержку стабильной семьи с несколькими детьми), выдвигает требование резкого роста производительности труда и усиливает потребность не только в квалифицированной рабочей силе, но и в трудовых ресурсах вообще. Однако современ-

ная экономика, к сожалению, не в состоянии сегодня адекватно среагировать на убыль рабочей силы соответствующим "взрывом" производительности труда.

Поэтому в развитых странах "своего" населения хватает лишь для заполнения рабочих мест "высокого качества", тогда как спрос на низкоквалифицированных работников удовлетворяется "чужими" — иммигрантами из "бедных" стран. Тем самым этническая культура, например, стран ЕС, предполагающая спонтанное иммиграционное пополнение, содержит в себе вероятность этнических столкновений и конфликтов на национальной и религиозной почве, что, собственно, и происходит во Франции, Австрии, Германии и в других странах.

Демографические процессы в России находятся в русле общемировых демографических тенденций, но имеют отечественную специфику: так, по низкой рождаемости мы на уровне "передовых" стран, а по сверхсмертности — на уровне "отсталых". При этом усиливается отток интеллектуальных сил, который не компенсируется притоком иммигрантов.

В период демографической дезорганизации Россия (при условии отказа от активного противодействия депопуляции посредством повышения рождаемости за счет резкого повышения доли семей с тремя и более детьми в семье) может столкнуться с новыми волнами иммиграции, но не из ближнего зарубежья, а из Африки, Индии и других принципиально новых для России центров перемещения населения. Это чревато возникновением новых проблем культурного взаимодействия из-за трудностей адаптации новых этнических и культурных общностей к условиям и менталитету России. При этом следует отметить, что мигранты, приезжающие в Россию, могут выполнять в основном низкоквалифицированную работу, среди них высока доля деклассированных элементов, склонных рассматривать нашу страну как перевалочный пункт на пути следования в более вожделенные для них страны Западной Европы. Однако уже сегодня страны Западной Европы выстраивают на пути таких мигрантов куда более строгие системы фильтров, чем Россия. Соответственно мигранты, по сути не рассматривающие Россию в качестве желательного пункта прибытия, станут оседать в нашей стране, причем в крупных мегаполисах.

Иммиграция позволяет смягчить демографическую поляризацию и получить работников низкой квалификации для соответствующих вакантных мест в принимающих странах, но она же порождает и серьезные коллизии межцивилизационного свойства. В Западной Европе и России растут анклавы иных цивилизаций. Среди некоторых слоев населения в принимающих странах усиливается ксенофобия, наблюдаются проявления расизма.

По мнению А.И. Антонова, совершенно превратно истолковывается современная демографическая ситуация: временный рост коэффициентов рождаемости в 2005—2009 гг., причем в пределах очень низкого уровня, недостаточного даже для простого воспроизводства населения, рассматривается как небывалый "успех" политики правительства в деле реализации задач, провозглашенных в Концепции демографической политики России до 2025 г.

Доклады, сделанные на пленарном заседании, обсуждались на секциях: "Принципы социального государства: инновационный путь развития", "Качество жизни и инновационное развитие: характер взаимообусловленности", "Направления семейно-демогра-фической политики в социальном государстве", "Системный ресурс социального государства и инновационное развитие".

Научная конференция "Социальное государство и инновационное развитие" способствовала объединению интеллектуальных сил ученых, занятых исследованиями различных сторон функционирования социального государства, разрабатывающих проблематику роли государства в условиях инновационного развития общества.

Н.Г. Деханова, канд. соц. наук, доц. кафедры государственного и муниципального управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*, Н.А. Куликова, ст. преп. кафедры государственного и муниципального управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова**

* Деханова Наталья Геннадиевна, e-mail: [email protected]

** КуликоваНаталья Александровна, e-mail: [email protected]

2 ВМУ, социология и политология, № 4

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.