Научная статья на тему ' Социальное государство и экономическое неравенство в XXI веке: российская действительность, проблемы и перспективы'

Социальное государство и экономическое неравенство в XXI веке: российская действительность, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная социальная политика / неравенство / бедность / доходы / заработная плата. / state social policy / inequality / poverty / income / wages.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « Социальное государство и экономическое неравенство в XXI веке: российская действительность, проблемы и перспективы»

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Анисимова Г.В.

к.э.н., доцент, в.н.с. Института экономики РАН

[email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО В XXI ВЕКЕ: РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: государственная социальная политика, неравенство, бедность, доходы, заработная плата.

Keywords: state social policy, inequality, poverty, income, wages.

Как показывает действительность, существующие в России правовые и экономические механизмы в сфере регулирования доходов не только не решают задачу борьбы с неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе. В ст. 7 Конституции определено «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это, в первую очередь, должно означать нацеленность на снижение уровня бедности населения и экономического неравенства.

Однако в реальности российское государство проводит политику, полностью противоречащую официально декларируемым целям, суть которой - сознательное и последовательное ограничение функций и ответственности государства в сфере формирования условий жизнедеятельности населения. Существующая экономическая политика вообще не рассматривает проблему снижения неравенства как свою ключевую задачу.

Не случайно результатом либеральных постсоветских реформ стало наличие в России чрезвычайно острых проблем, существенно сдерживающих экономическое развитие страны. Одной из главных социальных проблем, проявившихся в российском обществе, является избыточное экономическое неравенство населения по уровню благосостояния. Динамика коэффициента Джини, который характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения, за период 1992-2016 гг. в России вырос с 0,289 до 0,4121.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), характеризуя степень социального расслоения и являясь наиболее чувствительным показателем, позволяет наиболее четко оценить состояние доходов групп населения, находящихся на краях распределения — бедных и богатых. Учитывая, что за период 1992-2016 гг. значение коэффициента фондов выросло почти в два раза и к 2017 г. доходы наиболее обеспеченного населения превысили доходы наименее обеспеченного в 15,6 раз, следует сделать вывод о переходе дифференциации доходов в крайние, особо опасные формы социально-экономического неравенства, несущие угрозу социальной стабильности общества.

Конечно, как показывают международные исследования, неравенство в последние десятилетия растет во многих развитых странах. Небольшая группа мировых элит концентрирует в своих руках все больший объем мирового богатства. По данным масштабного исследования швейцарской финансовой компании Credit Suisse за период 20122016 гг. доля богатства у наиболее богатой части населения планеты возросла более чем на 6 процентов, при этом уменьшились доли остальных групп населения. В 2012 г. на долю 1% богатейшего населения - приходилось 45,8% мирового богатства, в 2014 г. - 48%, а в 2016 - уже 50,8%2.

Однако, согласно данным ежегодного отчета Global Wealth Report компании Credit Suisse, Россия среди крупных стран лидирует в мире по неравенству распределения богатства (табл. 1). На долю самых богатых 1% россиян приходится 74,5% всех личных активов в России. Следом за Россией (среди крупных стран) по этому показателю Индия (на долю 1% богатейшего населения - 58,4% богатства), Таиланд (58,0%), Индонезия (49,3%), Бразилия (47,9%). В мире в целом этот показатель равен 50,8%, в США - 42,1%. В европейских странах на долю наиболее обеспеченного 1% населения богатства приходится существенно меньше: - в Бельгии - 17,9%, в Норвегии - 27,4%, во Франции и Швейцарии (24,8%). Кроме того, за период 2012-2016 гг. наблюдается весьма негативная тенденция роста концентрации богатства у наиболее обеспеченного 1% населения России - доля состояния этой части населения увеличилась почти на 4%.

1 Социальное положение и уровень жизни населения России. - М.: Госкомстат России, 2002. - С. 130; Распределение общего объёма денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения. - http://www.gks.ru/wps/wcm/con nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/#

2 Global Wealth Databook / Credit Suisse AG. 2012. - P. 150; Global Wealth Databook / Credit Suisse AG. 2016. - P. 148.

Доля богатства страны, сосредоточенная у наиболее богатых групп населения

Страны 2012 год 2016 год

10% 5% 1% 10% 5% 1%

Австралия 50,4 38,5 20,5 52,7 40,6 22,0

Австрия 64,8 52,1 29,5

Бельгия 48,2 35,9 17,9

Бразилия 71,4 61,0 41,4 74,2 66,2 47,9

Великобритания 53,0 40,8 22,2 56,6 43,7 23,9

Венгрия 47,1 35,2 17,6

Германия 60,7 47,8 27,3 64,9 52,3 31,5

Греция 54,0 42,5 24,3

Дания 55,0 42,3 22,6 73,7 56,8 31,2

Израиль 67,6 57,0 37,4 66,4 56,1 37,3

Индия 73,8 65,3 48,8 80,7 73,4 58,4

Индонезия 73,8 66,7 45,6 75,7 66,8 49,3

Испания 54,2 43,2 25,3 56,2 45,4 27,4

Италия 49,2 37,2 19,3 54,7 43,3 25,0

Ирландия 60,4 48,8 29,2 62,5 49,1 28,0

Канада 57,7 44,9 25,0 57,8 45,3 25,6

Китай 60,0 49,8 32,0 73,2 63,2 43,8

Колумбия 63,9 52,3 32,6

Корея 60,7 49,9 31,4 58,8 47,3 28,3

Мексика 67,1 56,8 38,2

Нидерланды 63,8 50,6 27,8 56,3 43,9 24,4

Новая Зеландия 58,8 46,4 26,4 52,8 39,4 19,8

Норвегия 66,0 52,5 28,3 60,7 47,7 27,4

Польша 41,3 50,5 31,9

Португалия 58,8 47,2 28,0

Россия 87,6 82,5 70,9 89,0 84,8 74,5

Сингапур 58,6 45,7 24,9 62,6 51,8 33,0

США 76,0 62,7 37,2 77,6 66,5 42,1

Таиланд 70,0 60,7 43,1 79,9 72,9 58,0

Тайвань 62,2 51,5 32,8

Финляндия 51,4 38,9 20,1 62,4 50,8 31,0

Франция 62,7 49,2 25,5 56,4 44,1 24,8

Швейцария 72,0 58,3 35,2 56,5 44,1 24,8

Швеция 71,5 55,6 30,6 72,4 59,5 35,9

Южная Африка 73,0 60,6 37,7 73,1 62,2 41,9

Весь мир 86,0 73,6 45,8 89,1 77,7 50,8

Источники: Global Wealth Databook / Credit Suisse. - 2012. - P. 150; Global Wealth Databook / Credit Suisse AG. 2016. - P. 148.

Россия также лидирует в мире и по доле богатства самых состоятельных 5% населения (это 84,8% всего богатства страны), и самых состоятельных 10% населения (89,0%). Следует сделать вывод, что неравенство в российском обществе можно рассматривать как избыточное, которое снижая внутренний спрос на товары массового потребления, является тормозом экономического роста.

Избыточное социально-экономическое неравенство раскалывает страну на несколько частей, которые перестают понимать друг друга. Особенно это опасно тем, что в «страну» богатых и очень богатых, а также высоко обеспеченных фактически входит политическая элита, которая не хочет знать, как живет и выживает большинство населения, как живет «страна» бедняков, доходы и потребление которых не достигают даже прожиточного минимума, сформированного на биологическом уровне.

Устойчивая тенденция роста экономического неравенства с 2012 г. происходит на фоне увеличения численности бедных. Если в 2013 г. по официальным данным в России насчитывалось 15,5 миллионов человек с доходами ниже прожиточного минимума, то в первом квартале 2017 г. численность граждан России, живущих за чертой бедности, выросла до 22 миллионов, составив 15% от общей численности населения1. В настоящее время официально к бедным относятся лица, живущие ниже прожиточного минимума. Это очень низкий порог (в I квартале 2017 г. в целом по Российской Федерации он составлял 9909 руб., на 1 января 2018 г. - 10 328 руб.).

Для объективного представления о границах (пороге) бедности необходимо пересмотреть критерии, используя различные методы: путем группировок населения по уровню доходов, выделения лиц, априорно ограниченных в возможностях самообеспечения, расчета с помощью индикатора лишений (недопотребления важнейших продуктов), на основе оценок общественного мнения по результатам социологических опросов и пр.

1 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода. -http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/#; О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в I квартале 2017 года. - http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/127.htm

Согласно данным ежегодного опроса ВЦИОМ, сегодня россияне считают бедными людей с доходами ниже 15 506 руб. в месяц на члена семьи. Два года назад эта сумма была существенно ниже (11 173 руб.)1. По данным социологического опроса более 80% россиян считают бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду. Эта группа бедных в марте 2017 г. составила 35%: в том числе 6% респондентов отметили, что для них затруднительна даже покупка продуктов, 29% - что им едва хватает денег на одежду. Анализ статистики потребления важнейших продуктов и калорийности питания по группам населения показывает, что около 30% российского населения не получает минимально допустимую норму калорий, т.е. фактически не доедает2. Таким образом, в реальности слой бедности (особенно если его сравнивать с западными странами) значительно больше, чем показывают данные официальной статистики, и распространяется на большую часть так называемого среднего класса российского населения.

Использование средних статистических величин скрывает за собой удручающую картину обеднения большой части российского населения. Как свидетельствуют официальные данные, наблюдается устойчивая положительная тенденция увеличения среднедушевых денежных доходов населения. За период 2011-2016 гг. их величина выросла примерно на 10 тыс. руб. (табл. 2).

Таблица 2

Динамика доходов населения

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 20 780 23 221 25 928 27 767 30 467 30 744

Реальные денежные доходы населения

в процентах к:

2011 100 105,8 110,9 110,4 105,8 99,9

2012 100 104,8 104,3 100,0 94,5

2013 100 99,5 95,4 90,1

2014 100 95,9 90,5

2015 100 94,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в процентах к:

2011 100 104,6 108,8 108,1 104,6 98,6

2012 100 104,0 103,3 100,0 94,2

2013 100 99,3 96,2 90,6

2014 100 96,8 91,2

2015 100 94,2

Медианное значение среднедушевого денежного дохода населения (в месяц), руб. 15 435 17 131 19 152 20 594 22 713 22 948

Модальное значение среднедушевого денежного дохода населения (в месяц), руб. 8466 9323 10449 11328 12624 12786

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц) 5688 6510 7306 8050 9701 9828

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017. М.: Росстат, 2017. С. 91; Россия в цифрах. - М.: Росстат, 2012. - С. 136; 2017. - С. 130.

Величина среднедушевых доходов рассчитывается как среднее значение между сверхдоходами миллиардеров и нищенскими доходами бедняков. Поэтому показательной является не средняя величина доходов, а модальное значение дохода, наиболее часто встречающееся в распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов. Оно более чем в два раза меньше средней величины. Т.е. основная часть населения имеет доходы, совсем незначительно превышающие весьма низкую величину прожиточного минимума.

Кроме того, хотя среднедушевые денежные доходы населения выросли - это доходы номинальные, т.е. измеренные в текущих ценах. Сравнивать же имеет смысл только реальные показатели, вычисленные в неизменных ценах определенного года, принятого за базу отсчета. За общей позитивной динамикой роста средних доходов, скрывается негативная тенденция сокращения их реальной величины, начиная с 2014 г., когда реальные среднедушевые доходы упали на 0,5%, составив 99,5% от уровня 2013 г. Далее эта тенденция усилилась: в 2015 г. реальные доходы упали почти на 4% (показатель составил 95,9%), а в 2016 г. более чем на 5% (94,4% по сравнению с 2015 г.).

Одной из основных причин низкого уровня реальных доходов большинства населения России является низкий уровень зарплаты, т.к. заработная плата является главным источником дохода. Все годы ее доля в структуре денежных доходов населения устойчиво составляла более 60% (табл. 3).

1 Бедность: где грань? // Пресс-выпуск № 3349. - https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116154

2 См. подробнее: Воейков М.И., Анисимова Г.В. Социальный контекст экономического неравенства в России // Общество и экономика. 2017. - № 10. - С. 95-117.

Структура денежных доходов населения (%)

Годы Оплата труда* Доходы от предпринимательской деятельности Доходы от собственности Социальные выплаты

2000 62,8 15,4 6,8 13,8

2001 64,6 12,6 5,7 15,2

2002 65,8 5,2 15,2 11,9

2003 63,9 12,0 7,8 14,1

2004 64,9 11,7 8,3 12,9

2005 63,6 11,4 10,3 12,7

2006 65,0 11,1 10,0 12,0

2007 67,5 10,0 8,9 11,6

2008 68,4 10,2 6,2 13,2

2009 67,3 9,5 6,4 14,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 64,6 9,3 6,3 17,8

2011 67,3 9,5 6,4 14,8

2012 65,2 8,9 6,2 17,7

2013 65,6 8,9 5,2 18,3

2014 65,1 9,4 5,1 18,4

2015 65,6 7,9 6,2 18,3

2016 64,6 7,8 6,5 19,1

* Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату. Источники: Социальное положение и уровень жизни населения России. - М.: Росстат, 2005. - С. 124; 2011. - С. 100; 2017. - С. 96.

Начиная с 2013 г. наблюдается падение роста реальных заработных плат, а в 2015 г. - даже их сокращение (табл. 4). Кроме того, при анализе реального наполнения доходов и заработной платы необходимо учитывать существенное падение курса национальной валюты, которое сказывается на росте цен не только импортных, но и многих отечественных товаров. В пересчете на доллары зарплаты не выросли, а сократились и в 2016 г. еще не достигли уровня 2010 г. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2016 г. в долларовом эквиваленте составляла всего 64% по сравнению с 2012 г.

Таблица 4

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций

Годы Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году Среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего года

руб. долл. США (исходя из среднегодового официального курса доллара США)

2010 105,2 20 952 690

2011 102,8 23 369 796

2012 108,4 26 629 857

2013 104,8 29 792 936

2014 101,2 32 495 856

2015 91,0 33 981 560

2016 100,8 36 746 549

Источники: Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников по субъектам Российской Федерации за 2000-2016 гг. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/; Россия в цифрах. - М.: Росстат, 2017. -С. 128.

В российских условиях ориентация на дешевую рабочую силу есть тупиковый путь, который дает лишь краткосрочный эффект, но одновременно приводит к ухудшению использования человеческого потенциала, научно-техническому отставанию страны от стран с передовой технологией. С одной стороны, дорогостоящая модернизация производства не может конкурировать с дешевым трудом. С другой стороны, низкооплачиваемый работник не может обеспечить эффективной работы современного высокотехнологичного оборудования.

Указанные противоречия могут быть разрешены посредством перехода на новые принципы и условия оплаты труда, основанные на принципиально новом подходе к работнику как стабильному и долговременному фактору развития предприятия. Эта перспективная стратегия менеджмента в области оплаты труда определяется как инвестиционная, характеризуемая следующими основными чертами: гарантированность основной части зарплаты; выбор устойчивых систем оплаты труда, в которых величина заработков зависит как от важнейших характеристик работников (образование, квалификация, опыт работы), так и от результативности их работы на предприятии; установление более высоких заработков (так называемой «эффективной заработной платы») как способ привлечения и удержания работников, стимулирование повышения квалификационного уровня рабочей силы на предприятии; постоянный и устойчивый характер надтарифных стимулирующих выплат; предоставление социальных выплат и льгот, выходящих за сферу прямой оплаты труда1.

1 Анисимова Г., Соболев Э. О стратегии менеджмента в области оплаты труда на российских предприятиях // Человек и труд. - М., 2010. - № 1. - С. 32-36.

Растущая бедность - далеко не единственный тревожный сигнал. Согласно официальной статистике, с 2011 г. темпы роста ВВП, сбережений и инвестиций характеризуются минусовыми значениями. Даже в самом благополучном по данному показателю 2007 г. инвестиции составили примерно 20% к ВВП, а в последнем году советского периода (1990 г.) этот показатель составил примерно 38%. Особенно настораживает тенденции сокращения темпов роста инвестиций в машины и оборудование. Неслучайно столь велика степень износа основных фондов (1993 г. - 33,7%, 2016 г. -48,1%)', которая неуклонно возрастает.

Российская действительность не подтверждает либеральную экономическую концепцию, согласно которой большее неравенство ведет к увеличению сбережений, перетекающих далее в инвестиции, что вызывает дополнительный рост экономики. Увеличение неравенства и бедности не только препятствует целям социальной справедливости, но также влечет за собой отрицательные экономические последствия. Не случайно в докладе МОТ указывается: «Высокий и растущий уровень неравенства доходов может стать препятствием на пути к «равенству возможностей» и снижать социальную мобильность. При значительном неравенстве экономические преимущества чаще наследуются, чем приобретаются. Такая ситуация лишает людей мотивации к личным усилиям, а также подрывает их веру в справедливость общества и может отрицательно сказаться на социальных показателях и социальной сплоченности»2. В долгосрочной перспективе снижение качества социального капитала ведет к деградации всей экономики, поскольку возрастает доля малообразованного населения, неспособного ни производить, ни даже потреблять высокотехнологичные товары, что делает проблематичным инновационный путь развития экономики.

Можно констатировать, что Россия вступила в полосу формирования крайне негативных, антиинновационных тенденций, проявляющихся в падении уровня жизни населения, росте числа фактических бедных россиян. В 2016 г. вернулась тенденция естественной убыли населения. Причина многих социальных проблем состоит в том, что в стране сложилось глубокое неравенство между высшими чиновниками и народом. Высший государственный аппарат создал своего рода механизм, защищающий его от народа. Этот механизм охватывает много разных черт нынешней власти - начиная от равнодушия к бедности, к острым социальным проблемам населения и кончая отсутствием реакции на прямые обращения и требования разных категорий населения страны.

Зачастую принятые законы не соответствуют требованиям современного социального государства, увеличивая имущественные разрывы между отдельными слоями населения и отдельными регионами страны, поддерживая определенные малочисленные группы богатых граждан, сохраняя большую часть населения в бедности и нищете. Принимаются разрозненные законы и нормативные акты, в которые вносятся бесконечные уточнения, изменения, дополнения - преимущественно либерального характера, ориентированные на сокращение социальных функций государства.

Необходимо превратить законотворчество в процесс помощи малоимущим и преодоления нищеты. В настоящее время существует большое количество нормативных актов, прямо или косвенно связанных с финансовыми и экономическими обязательствами по социальной защите. Организация социальной работы на местах регламентируется огромным количеством зачастую противоречивых нормативных актов. В то же время работа по созданию законодательной базы в Российской Федерации далека от завершения. До сих пор не приняты законы о налоге на роскошь и ряд других, а главное - нет законов о правах человека, о преодолении бедности, стратегии и этапах решения этой задачи. Важным условием эффективности принимаемых в России законов является тщательный анализ состояния законодательной базы в развитых странах и использование многолетнего опыта законотворческой деятельности при принятии и реализации определенных решений.

1 Степень износа основных фондов в Российской Федерации на конец отчетного года. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/#

2 Заработная плата в мире в 2014-2015 гг.: Заработная плата и неравенство доходов / ГТПДТ и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - М.: МОТ, 2015. - С. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.