Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ И ПРОЦЕСС КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ И ПРОЦЕСС КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доверие / рост доверия / снижение доверия / факторы социальной консолидации / trust / growth of trust / decrease of trust / factors of social consolidation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильичева Мария Валерьяновна, Иванов Артур Валентинович

Рассматривается степень влияния различных социальных факторов и явлений на процесс формирования социального доверия населения к властным структурам, как на федеральном, так и на региональном уровне. Эмпирически обосновывается взаимосвязь уровня социального доверия и уровня консолидации в обществе. Предлагаются меры управленческого воздействия, направленные на повышение уровня социального доверия в регионах. Методически региональный разрез исследования обеспечивается выделением при анализе регионального массива экспертных интервью из общей совокупности полученных экспертных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TRUST AND THE PROCESS OF CONSOLIDATION OF SOCIETY: NEW OPPORTUNITIES AND RISKS

The degree of influence of various social factors and phenomena on the process of formation of social trust of the population in government structures, both at the federal and regional levels, is considered. The relationship between the level of social trust and the level of consolidation in society is empirically substantiated. The measures of managerial influence aimed at increasing the level of social trust in the regions are proposed. Methodically, the regional section of the study is provided by the allocation of a regional array of expert interviews from the total set of received expert documents when analyzing.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ И ПРОЦЕСС КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ»

ensuring digital security. Intergenerational competence gaps are expressed in significant differences in the competencies of schoolchildren and adults in using the Internet for self-education, searching, and trusting information, and entertainment in an online environment.

Key words: digital competencies, digital generational gaps, digital citizenship, digital communications, mass survey, Stavropol Region.

Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of political sciences, director, professor, brodovskaya@inbox.ru, Russia, Moscow, Center for Political Studies, Department of Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Sinyakov Aleksey Viktorovich, head of the educational laboratory, alsin@socio.msu.ru, Russia, Moscow, LomonosovMoscow State University,

Davydova Maria Alexandrovna, laboratory assistant-researcher, marchikdavydo-va@mail.ru, Russia, Moscow, Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 316.3 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-1-129-140

СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ И ПРОЦЕСС КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

С.В. Рогачев, М.В. Ильичева, А.В. Иванов

Рассматривается степень влияния различных социальных факторов и явлений на процесс формирования социального доверия населения к властным структурам, как на федеральном, так и на региональном уровне. Эмпирически обосновывается взаимосвязь уровня социального доверия и уровня консолидации в обществе. Предлагаются меры управленческого воздействия, направленные на повышение уровня социального доверия в регионах. Методически региональный разрез исследования обеспечивается выделением при анализе регионального массива экспертных интервью из общей совокупности полученных экспертных документов.

Ключевые слова: доверие, рост доверия, снижение доверия, факторы социальной консолидации.

Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 21-011-31709 «Механизмы и технологии социально-экономической и политической деполяризации в российских регионах».

Доверие как социальная категория зародилось на ранних этапах развития человеческого общества, как понимание отдельным индивидом отсутствия опасности для себя от других членов рода, племени, общины и т.

п. Без него не возможен совместный труд, распределение обязанностей, постановка целей на будущее. Именно доверие позволило первобытному человеку перейти к совместным формам труда и жизни, что, безусловно, привело к росту жизнеспособности человеческих общностей, создало ряд неоспоримых преимуществ в борьбе за выживание. В процессе эволюции человеческое общество прошло множество различных этапов и стадий своего развития, его структура усложнялась, развивались социальные связи и отношения, все более многогранной и всеобъемлющей становилась роль социального доверия в обществе.

Исходя из феномена доверия, которое можно определить, как специфическую власть, определяющую характер взаимоотношений между государством и обществом, «политический» показатель «Уровень доверия к власти» нецелесообразно, на наш взгляд, рассматривать как интегральный показатель только с точки зрения социального самочувствия населения. В основе понятия «доверие к власти» заложен ценностный базис. Сверяясь с этим базисом через свое субъективное восприятие, гражданскоеобщество оценивает качество жизни в регионе и затем через электоральные процессы выставляет свою оценку региональной власти. Оценка деятельности региональной власти порой может существенно отличаться от «неценностной» социально-экономической первоосновы доверия, базирующейся на фиксации количества населения, проживающего выше черты бедности [1].

Сегодня уровень актуального доверия в обществе позволяет ему вырабатывать консолидирующую идеологию, эффективную социальную политику, обеспечивает устойчивое и безопасное развитие. К сожалению, в российском обществе уже более 30 лет наблюдается постоянное снижение уровня социального доверия граждан к власти на фоне отказа от советской идеологии, отсутствия новой консолидирующей общество идеологии, высокой турбулентности и слабой предсказуемости процесса общественного развития в России, отсутствия научно обоснованных прогнозов итогов его развития. Все это порождает у граждан чувство неуверенности и страха перед будущим, ведет к росту социального недоверия и социальной атоми-зации в российском обществе.

Анализируя тенденции общественного развития, один из ведущих российских ученых, занимающихся проблемой формирования социального доверия, А.И. Смирнов пишет: «Общество не может нормально функционировать и развиваться, если оно не заботится об укреплении доверия на разных уровнях социальных взаимоотношений, между различными своими сегментами, поскольку доверие является основой, на которой формируются социальные связи, укрепляющие и придающие целостность любому социальному организму» [2].

Важность высокого уровня социального доверия в обществе сегодня хорошо понимается властными структурами федерального, регионального и муниципального уровней.

Президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию еще в 2003 году среди приоритетов развития страны называл консолидацию «на основе понятных и чётких целей, .. .вокруг базовых общенациональных ценностей и задач, без которой противостоять имеющимся угрозам будет невозможно» [3].

Однако негативные тенденции снижения уровня доверия в обществе к институтам власти, проводимой ею политике продолжают усиливаться. Растет отчуждение власти от народа, что порождает социальную апатию и социальную атомизацию. Общество постепенно теряет стройность своей социальной структуры, управляемость и способность противостоять возникающим вызовам и рискам, порождаемым переходом к новой цифровой реальности.

Начиная с 2019 года Центром социальной безопасности и рискологии ИСПИ ФНИСЦ РАН совместно с Центром государственно-частного партнерства ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ реализуется исследовательский проект «Россия в новой социально-политической реальности: вызовы и риски». Эмпирической основой данного проекта является экспертный мониторинг влияния процессов цифровизации на социально-политическую устойчивость и безопасность российского общества. Очередной этап этого мониторинга был проведен в рамках Международного научно-практического круглого стола «Доверие во взаимодействии органов государственной власти, бизнеса и общества: механизмы формирования, технологии реализации», который прошел 18 февраля 2021 года и был посвящен изучению актуального уровня социального доверия в регионе и его роли в социально-политической консолидации российского общества. В экспертном опросе приняло участие 120 зарубежных и российских экспертов из 10 регионов России, а также из Чешской Республики, Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, в состав экспертов входили представители научного сообщества, органов исполнительной и законодательной власти регионов и муниципальных образований.

1. Социальное доверие и процесс социальной консолидации общества

Уровень социальной консолидации общества свидетельствует о степени национально-культурной идентификации большинства граждан как единого народа, с одной стороны, и об актуальном уровне социального доверия населения к властным структурам различного уровня, с другой.

Экспертам было предложено оценить, в какой степени уровень социального доверия влияет на успешность процесса социальной консолидации общества (регионального сообщества).

Большинство экспертов убеждены в высокой степени этого влияния -50 % - «в высокой мере» и 16,7 % - «в наивысшей мере». Лишь 4,2 % экспертов придерживаются противоположенной позиции. Еще 24 % экспертов не придают актуальному уровню социального доверия первостепенное значение в успешности процесса социальной консолидации общества (см. табл.1).

Осознание важности отношений доверия между населением и властными структурами - важнейший тренд демократического общества, во многом обеспечивающий высокий уровень консолидации общества и, как следствие, единство общества и его национальную безопасность.

Таблица 1

Мера, в которой уровень социального доверия способствует достижению социально-политической консолидации общества

№ Мера влияния %

п/п

1 Наивысшая 16,7

2 Высокая 50

3 Средняя 24,2

4 Невысокая 3,3

5 Никак не способствует 0,8

6 Затрудняюсь ответить 5

2. Факторы, снижающие (тормозящие) рост доверия населения к власти

Важнейшими факторами, снижающими рост доверия населения к власти, эксперты считают, прежде всего, те факторы, которые напрямую связаны с благополучием людей: «снижение жизненного уровня граждан» -81,6 %, «высокая степень социального расслоения общества» - 79,2 %, «высокий уровень коррупции в органах власти и управления» - 79,1%, «рост уровня безработицы» - 78,4 %, «невнимательное отношение к обращениям граждан на уровне областных органов власти, районных управ» -72,5 % (показатели рассчитаны путем агрегации крайних значений шкалы).

Более того социальные факторы, обозначенные в исследовании, стали сегодня в условиях России как социального государства важнейшей политической доминантой (см. табл. 2).

Таблица 2

Факторы, снижающие (тормозящие) рост доверия * (в % от общего количества экспертов)

Ранг Факторы Никак не влияет Влияет Затруд-труд- няюсь Ответить

в невысокой мере в сред ней мере в высокой мере в наивыс шей мере

1 Снижение жизненного уровня населения 0,8 6,7 10,0 43,3 38.3 0,8

2 Высокая степень социального расслоения в обществе 0,8 3,3 16,7 57,5 21,7

3 Коррупция - 0,8 20,0 43,3 35,8 -

4 Рост уровня безработицы 0,8 3,3 17,5 46,7 31,7 0,8

5 Невнимательное отношение к обращениям граждан на уровне областных органов власти, районных управ 11,7 15,0 53,3 19,2 0,8

6 Нестабильная социально-экономическая ситуация в регионе и стране 14,2 18,3 49,2 18,3

7 Медленное и часто формальное решение бытовых проблем граждан 0,8 7,5 25,0 36,7 27,5 2,5

8 Низкий авторитет представительных органов власти 7,5 35,0 35,8 20,0 1,7

9 Негативное влияние социальных сетей, Интернета 4,2 19,2 26,7 29,2 20,0 0,8

Окончание табл. 2

10 Социальная ато-мизация общества - 6,7 46,7 39,2 5,8 1,7

10 Неразвитость институтов гражданского общества, отсутствие у них реальных возможностей для защиты прав и свобод граждан 17,5 35,8 38,3 6,7 1,7

11 Высокий уровень тревожности населения, введение различных ограничительных мер в связи пандемией коронави-русной инфекции в России и мире 20,8 35,0 34,2 10,0

12 Незнание местных обычаев и культурных традиций, слабое освоение регионального культурного наследия населением 8,3 15,8 44,2 20,8 4,2 6,7

13 Низкий авторитет местных СМИ, сокращение тиражей местных газет, переход в онлайн ресурсы 5,8 26,7 44,2 10,0 6,7 6,7

* (показатели рассчитаны путем агрегации крайних значений шкалы)

Несколько ниже других факторов эксперты оценили влияние на уровень доверия уровня социального расслоения общества. Между тем, в настоящее время социальное расслоение является важным политическим

риском. В обществе сложилась кардинально различная интерпретация многих проблем и событий. И это существенно снижает уровень доверия в обществе.

Целый ряд факторов, свидетельствующих о формировании гражданской позиции у населения, продолжает набирать вес и значение. К их числу относятся: «низкий авторитет представительных органов власти» - 55,8 %, «неразвитость институтов гражданского общества, отсутствие у них реальных возможностей для защиты прав и свобод граждан» - 45 %, «социальная атомизация общества» - 45 % «негативное влияние социальных сетей, дезинформация и манипуляция массовым сознанием в сети Интернет» - 49,2 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что в обществе формируется запрос на развитие социального диалога власти и населения на тему дальнейшего развития и укрепления институтов гражданского общества, создания соответствующей законодательной базы для повышения эффективности их деятельности и завоевания авторитета и доверия у населения. Это обстоятельство тем более важно, так как социальная консолидация в обществе во многом достигается через социальное доверие между властью и институтами гражданского общества, являющимися важнейшей формой гражданского участия широких слоев населения в управлении и выборе траектории развития страны. Речь, в конечном итоге, идет о необходимости укоренения системы долгосрочного стратегического сотрудничества с населением и рыночными институтами, выстроенной на доверительной основе, способной тонко настраиваться под нужды общества в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств во имя достижения рациональных и справедливых целей и приоритетов [4].

3. Факторы, способствующие росту социального доверия населения

к властным структурам

Важнейшими факторами, способствующими росту доверия населения к власти, согласно результатов экспертного опроса являются: «устойчивый рост уровня жизни населения» - 94,2 %; «оперативное решение бытовых проблем граждан» - 83,3 %; «создание новых рабочих мест, развитие регионального рынка труда и занятости, сокращение уровня безработицы» -81,6 %; «планомерная и эффективная борьба с коррупцией на всех уровнях государственной власти» - 79,2 %; «высокий авторитет представительных органов власти, открытость, публичное обсуждение законодательных инициатив, проведение общественных слушаний, в том числе с использованием интернет-ресурсов» - 76,7 % (см. табл.3).

Таблица 3

Факторы, способствующие росту доверия населения к властным структурам (в % от общего количества экспертов)

Никак Влияет Затруд

Ранг Факторы не в не- в в вы- в труд-

влияет высо- сред сокой наивыс няюсь

кой ней мере шей ме- отве-

мере мере ре тить

1 Устойчивый рост уровня жизни населения 0,8 3,3 50,0 44,2 1,7

2 Оперативное решение бытовых проблем граждан 1,7 15,0 57,5 25,8

3 Создание новых рабочих мест, развитие регионального рынка труда и занятости, сокращение уровня безработицы 1,7 16,7 40,8 40,8

4 Планомерная и эффективная борьба с коррупцией на всех уровнях государственной власти 0,8 0,8 18,3 36,7 42,5 0,8

5 Высокий авторитет представительных органов власти, открытость, публичное обсуждение законодательных инициатив, проведение общественных слушаний, в том числе с использованием интернет-ресурсов 5,0 18,3 55,0 21,7

Продолжение табл. 3

6 Стабилизация социально-экономической ситуации в регионе, России в целом 2,5 22,5 50,0 25,0

7 Снижение уровня социального расслоения в обществе 5,8 25,8 50,0 18,3

8 Объединение граждан, широкое использование интернет-коммуникаций, цифровых платформ для преодоления социальной атомизации и разобщенности 5,8 40,0 37,5 16,7

9 Успешная, последовательная борьба государства с новой ко-ронавирусной инфекцией, создание вакцин, начало массовой бесплатной вакцинации граждан, частичное снятие эпидемиологических ограничений и возврат к привычному ритму жизни 0,8 8,3 40,0 36,7 14,2

10 Организация совместного обсуждения стратегии социально-экономического развития области с использованием традиционных и цифровых СМИ, интернет-платформ 2,5 8,3 41,7 31,7 14,2 1,7

Окончание табл. 3

11 Использование цифровых технологий для создания новых возможностей гражданского общества в достижении социального доверия, дальнейшей консолидации регионального и местных сообществ 15,0 43,3 28,3 13,3

12 Организация работы по пропаганде культурных традиций и обычаев региона, знанию истории родного края среди широких слоев населения 0,8 14,2 49,2 21,7 13,3 0,8

При построении иерархии важнейших факторов, способствующих росту доверия населения к властным структурам, видно, что эксперты с высокой степенью консолидации оценок отнесли фактор «Высокий авторитет представительных органов власти, открытость, публичное обсуждение законодательных инициатив, проведение общественных слушаний, в том числе с использованием интернет-ресурсов» - 76,7 % (ранг 5) к числу самых важных. Этот факт свидетельствует о наличии в массовом сознании понимания необходимости гражданского участия в решении ключевых проблем жизни общества (регионального сообщества). Это, в свою очередь, создает хороший фундамент для формирования атмосферы социального доверия и партнерства власти и населения.

В то же время необходимо отметить относительно низкую оценку такого важного фактора, как цифровизация, которая позволяет создать эффективные инструменты гражданского участия населения в решении важнейших проблем жизни региона.

Страна вступает в цифровой способ производства, в цифровое общество. Цифровые технологии пока тесно не связаны с интересами широких слоев населения. Но это пока. Они - стратегическое будущее страны.

4. Первоочередные задачи региональной власти по формированию атмосферы социального доверия населения к властным

структурам

Наиболее важной проблемой, требующей безотлагательного решения, по мнению экспертов, является проблема борьбы с безработицей в регионе, создания новых рабочих мест, разработка и внедрение эффективной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, основанной на реальных потребностях региона - 50,8 %. К числу важнейших эксперты также отнесли: «Разработка комплексной программы демографического развития региона, направленной на увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости» - 44,2 %, «Создание благоприятных экономических и финансовых условий для бизнеса (бизнес-инкубаторы, системы льготного кредитования «start-up», частичное или полное освобождение инновационного бизнеса от налогов и т. п.)» - 44,2 %, «Разработка и представление на общественное обсуждение поэтапного плана реконструкции и строительства новых современных очистных систем, с привязкой по времени ввода объектов в эксплуатацию» - 30 %.

Среди перечисленных проблем, полагаем, необходимо отметить и демографические. Например, состояние семейных отношений в обществе свидетельствует о горизонтальном уровне доверия внутри микросоциума. Сегодня феномен семьи нередко трактуется как дань прошлому. И с семейными отношениями у нас не все благополучно. В частности, число зарегистрированных браков в расчете на 1000 населения составляет 7,2; число зарегистрированных разводов в расчете на 1000 населения составляет 4,2 [5]. Таким образом, отношение разводов и заключенных браков составляет достаточно высокий коэффициент - 0,588, хотя следует отметить, что увеличивается и число фактических браков.

Безусловно, эти проблемы во многом характерны для многих регионов РФ и имеют системный общефедеральный масштаб. Однако приступать к их решению каждый регион должен самостоятельно, и если эта работа будет строиться с учетом мнения гражданского общества, в процессе совместного принятия важнейших решений она в полной мере будет учитывать региональную специфику и станет по-настоящему социально-ориентированной и успешной.

Список литературы

1. Ильичева Л. Е., Ильичева М.В. «Доверие» как критерий оценки деятельности региональной власти. Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы // Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием / под редакцией О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2020. С. 231-232.

2. Смирнов А.И. Факторы формирования доверия к российской армии // Социологические исследования. 2009. № 12. С.100-107.

3. Послание Президента Российской Федерации от 16.05.2003 г. Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36352 [дата обращения: 09.12.2021].

4. Ильичева Л. Е., Кондрашов А. О., Лапин А. В. Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 162—185. https ://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1917.

5. Государственная статистика. 1.8.5. Число зарегистрированных родившихся, умерших (с распределением по причинам смерти), браков и разводов. Сайт ЕМИСС. URL: https://fedstat.ru/organizations/?expandld=1292843#fpsr 1292843 [дата обращения: 09.12.2021].

Рогачев Сергей Владимирович, д-р экон. наук, проф., главный научный сотрудник, rogachev33@mail.ru, Россия, Москва, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ильичева Мария Валерьяновна, канд. полит. наук, научный сотрудник, mary9110@mail.ru, Россия, Москва, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,

Иванов Артур Валентинович, канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник, artur-i@Mst.ru, Россия, Москва, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,

SOCIAL TRUST AND THE PROCESS OF CONSOLIDATION OF SOCIETY: NEW OPPORTUNITIES AND RISKS

S.V. Rogachev, M.V. Il'icheva, A.V. Ivanov

The degree of influence of various social factors and phenomena on the process of formation of social trust of the population in government structures, both at the federal and regional levels, is considered. The relationship between the level of social trust and the level of consolidation in society is empirically substantiated. The measures of managerial influence aimed at increasing the level of social trust in the regions are proposed. Methodically, the regional section of the study is provided by the allocation of a regional array of expert interviews from the total set of received expert documents when analyzing.

Key words: trust, growth of trust, decrease of trust, factors of social consolidation.

Rogachev Sergey Vladimirovich, doctor of economic sciences, professor, chief researcher, rogachev33@mail.ru, Russia, Moscow, Institute of Socio-Political research -Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Il'icheva Mariya Valer'yanovna, candidate of political sciences, researcher, mary9110@mail.ru, Russia, Moscow, Institute of Socio-Political research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Ivanov Artur Valentinovich, candidate of sociological sciences, leading researcher, artur-i@,list.ru, Russia, Moscow, Institute of Socio-Political research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.