Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 6(10), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/08/
URL статьи: https ://re grazvitie.ru/sotsialno -vozrastnye-normy-v-semej noj -sfere/
УДК 316.754
Социально-возрастные нормы в семейной сфере
© 2015 Змиевская Анастасия Александровна
аспирант
Волгоградский государственный университет E-mail: zmievskaya.anastasia@gmail .com
Ключевые слова: нормы, социально-возрастные нормы, семейная сфера, взрослость, субпериоды взрослости.
Аннотация. В статье рассматриваются существующие в современном российском обществе социально-возрастные нормы семейной сферы. Приводятся результаты качественного этапа исследования социально-возрастных норм различных субпериодов взрослости: ранней, средней и поздней взрослости. В результате проведённого сетевого тематического анализа данных интервью и фокус-групп, обнаружены нормы семейной сферы, характерные для каждого из субпериодов, касающиеся таких значимых событий, как создание семьи, рождение детей, забота о детях и внуках, отношения с супругом (-ой) и др.
Social and age norms in family scope
© 2015 Zmievskaya Anastasia Alexandrovna
post-graduate student Volgograd state university E-mail: zmievskaya.anastasia@gmail .com
Keywords: norms, social and age norms, family scope, adulthood, subperiods of adulthood.
Abstract. The family scope social and age norms of modern Russian society are reviewed in the article. The results of qualitative study phase of different adulthood subperiods (early, middle and late) are given. Conducted net thematic analysis of interviews and focus-groups data has revealed the family scope norms of each adulthood subperiods for such major life events as marriage, childbearing, caring for children and grandchildren, relationships between spouse etc.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного
проекта № 14-06-00326
regrazvitie@yandex.ru I Региональная статистика и методы социально-экономического анализа
Выходные сведения статьи:
Змиевская А.А. Социально-возрастные нормы в семейной сфере // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 6(10). URL: https://regrazvitie.ru/sotsialno-vozrastnve-normv-v-semeinoi-sfere/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Исследования зарубежных учёных демонстрируют наличие социально разделяемых представлений о содержании и сроках реализации основных этапов жизненного пути личности. Достоверно установлено: в сознании людей значимые жизненные события «привязаны» к определённому возрасту (B. L. Neugarten, P. Daniels, M. Elchardus, W. Smits, L. A. Morgan и др.). В отечественной психологии это явление изучается в рамках исследования «культурных жизненных сценариев» (Н.В. Гришина, В.В. Нуркова, М.В. Днестровская, К.С. Михайлова), которые содержат информацию об «идеальном» жизненном пути личности в рамках конкретного общества.
Однако, в современной жизни мы можем наблюдать возрастающую вариативность жизненных практик, которую современные исследователи характеризуют как «дестандартизацию» жизненного пути [4]. Другими словами, не смотря на наличие представлений о нормативном содержании жизни, современные люди всё чаще отклоняются от «стандартов» как профессиональной, так и личной жизни. В большей степени это касается семейной сферы, поскольку, в отличии от профессиональной деятельности, в семейной жизни требования социальных институтов менее выражены (например, невозможно занимать руководящую должность в государственной организации, не имея высшего образования).
В России всё большую распространённость приобретают нетрадиционные формы организации личной жизни (сожительство, отдельные встречи с разными партнёрами, выбор одиночества), создание брака и рождение ребёнка откладывается на более поздний возраст, возрастает число разводов и повторных браков [1]. Подобные тенденции оказывают значительное влияние на демографическую ситуацию в стране. В связи с этим актуальным представляется целостное исследование социально-возрастных норм, регулирующих события и практики семейной жизни современных россиян.
Под социально-возрастными нормами мы понимаем «.. .сконструированные в ходе социального взаимодействия и осознаваемые репрезентации установок, способов поведения, ценностей, присущих специфической возрастной группе, способствующие удовлетворению потребности в социальной и самоэффективности» [2, с. 31]. Семейная сфера рассматривается в данной статье как совокупность событий и практик семейной жизни (заключение брака, рождение детей и внуков, забота о родителях и прочие)
Целью нашего исследования стало изучение социально-возрастных норм семейной сферы в период взрослости, поскольку именно этот период развития (от 20 лет до конца жизни) характеризуется такими жизненными задачами, как построение семьи, рождение детей, забота о них и так далее. Нами использован подход Г. Крайг, согласно которому взрослость делится на 3 субпериода (ранняя взрослость - 20-40 лет: средняя взрослость - 40-60 лет; поздняя взрослость
Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
- от 60 лет). Это обусловлено стремлением установить специфичные для каждого субпериода социально-возрастные нормы.
На первом, качественном этапе исследования, освещённом в данной статье, нами была проведена серия интервью и фокус-групповых дискуссий с представителями различных субпериодов взрослости. Респондентам предлагалось описать типичный жизненный путь современного россиянина: осветить главные события, которые должны произойти в его жизни, указать значимые жизненные задачи. При этом уточнялись желательные временные границы реализации тех или иных событий/задач, а также их гендерная специфика. Полученные данные были обработаны с помощью сетевого тематического анализа [3]. Выделенные «базовые темы» в речи респондентов отражают социальновозрастные нормы семейной сферы. Ниже представлены обнаруженные нормы, приведены отрывки из речи респондентов соответствующего содержания.
Первый возрастной период - молодость - по мнению респондентов, наполнен такими значимыми событиями семейной жизни, как создание семьи (вступление в официальный брак) и рождение детей. Два этих события являются нормативными, обязательными для реализации в возрасте от 20 до 30 лет. При этом важен не только сам факт свершения события, но и его место в структуре жизненного пути личности. Так, одну из основных норм семейной сферы можно сформулировать следующим образом: в молодости нужно сначала получить образование, найти стабильную работу, а потом заводить семью: «Очень легкомысленно, по моему мнению, без хорошей работы и без какого-то стартового капитала начинать совместную жизнь с человеком, а уж тем более, создавать семью.» (мужчина, 25 лет).
«...сначала нужно получить образование, а потом уже создавать семью... это отвлекает от учёбы... семья требует своего времени.» (женщина, 64 года).
Как видно, респонденты мотивируют данную норму тем, что семья требует от человека максимальной включённости, ответственности, времени, материальных и иных ресурсов. Поэтому совмещение учёбы и воспитания детей, карьеры и семейной жизни в молодости считается весьма затруднительным.
Официальное вступление в брак воспринимается современными россиянами как необходимая процедура, упрощающая ведение совместных дел и, особенно, воспитание детей. Резюмируя высказывания респондентов на эту тему, мы можем сформулировать следующую норму: в молодости люди должны оформить брак, если они хотят иметь совместных детей:
«Если собираются заводить потомство, то свадьба должна быть для социальной защиты детей.» (мужчина, 24 года).
«... штамп в паспорте обязывает родителей выполнять свои функции...» (женщина, 63 года).
При этом респонденты называют вполне конкретный период жизни, когда создание семьи является наиболее своевременным: человек должен создать семью в 25-30 лет:
regrazvitie@yandex.ru I Региональная статистика и методы социально-экономического анализа
«...после 25 и до 30лет человек должен завести семью, обзавестись семьёй - выйти замуж или жениться и, соответственно, родить ребёнка.» (женщина, 26 лет).
«За рубежом семью начинают строить, дай Бог, годам к 40. У нас это всё сдвинуто лет на 20-30, традиционно.» (интервью, мужчина, 40 лет).
Эта норма является логическим следствием первой - среднестатистический человек в 25-30 лет уже имеет профессиональное образование и некоторую стабильность в работе, что является важным условием для создания семьи. Это наиболее актуально для мужчин, которым приписывается роль «добытчика», способного обеспечить свою семью.
Также респонденты отмечают, что создание семьи в более раннем возрасте (до 25 лет) чревато возникновением трудностей, ведущих к разводу молодой пары. Считается, что ранние браки происходят недостаточно осознанно, поскольку значимые для отношений личностные качества ещё находятся в стадии становления. Люди не готовы «работать над отношениями», а именно это признаётся важным условием крепкого семейного союза.
«В 18 лет тоже замуж выходить, я считаю, это не разумно, потому что еще мозгов нет... первые трудности и все...» (женщина, 63 года).
«... они сами еще дети (о молодёжи 20 лет). Какое воспитание они могут дать ребенку? Только на маму с бабушкой всё повесить, а сами они еще не приспособлены для этого.» (женщина, 67 лет).
Более поздние браки (после 30 лет) считаются нежелательными, главным образом, из-за последующего позднего рождения ребёнка. В этом вопросе большинство респондентов оказались достаточно категоричными, обозначив 30 лет крайней границей рождения первого ребёнка, особенно, для женщины: женщина должна родить первого ребёнка до 30 лет:
«... для женщины, желательно, как минимум, родить первого ребёнка до 30лет... Это биология, в первую очередь.» (женщина, 26 лет).
«У меня есть сестра, ей 30 лет, она вообще тяжело беременная ходит. Бывают большие проблемы, кому за 30 так вообще.» (женщина, 34 года).
Эта норма оказывается напрямую связанной с биологическими особенностями организма женщины.
«.после 30 и после 35 тем более, женскому организму сложнее вынашивать и рожать первого ребёнка... » (женщина, 26 лет).
Основной вывод (норму), следующий из речи респондентов можно сформулировать следующим образом: после 25 лет у человека на первом месте должна быть семья. Большая часть респондентов утверждает, что «в жизни нет ничего важнее семьи». И даже успехи в профессиональной деятельности, в конечном итоге, нужны человеку для того, чтобы обеспечивать свою семью, заботиться о последующих поколениях. Если до 25 лет человек должен сделать всё, чтобы «встать на ноги» (получить образование, начать работать), то в дальнейшем вся его деятельность должна быть направлена на поддержание благополучия своей семьи:
Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
«...легче иметь семью, которая тебя всегда там поддержит и поймёт... это так очень древне, это правильно и без этого просто труднее жить.» (женщина, 26 лет)
«...для меня гораздо страшнее, если у тебя нет семьи, нежели чем у тебя нет карьеры.» (женщина, 23 года).
«... несмотря на то, что я очень люблю свою работу. Но я считаю - работа - это работа, а семья, дом, дети - самое главное.» (женщина, 81 год).
Средний возраст (30-55 лет) характеризуется появлением новых норм семейной сферы. Здесь особенно отчётливо проявляются различия в социальных ролях между мужчиной и женщиной: в возрасте 30-55 лет мужчина должен быть «добытчиком» и защитником своей семьи, а женщина должна заботиться о воспитании детей, внуков и сохранении домашнего уюта. Таким образом, можно констатировать сохранение традиционных представлений среди современных россиян о ролях мужа и жены в семье:
«...для женщины это по большей части воспитание детей, для мужчины это работа, там, бизнес. Ну, мужчина должен добывать, женщина - воспитывать детей.» (мужчина, 24 года).
«Женщина всё-таки ассоциируется у всех с очагом. Никто не сможет поднять семью так, как сможет поднять ее женщина.» (мужчина, 28 лет).
«... классика жанра: муж должен обеспечивать семью, а создавать уют, атмосферу - это уже забота жены.» (женщина, 45 лет).
На первый план теперь выходит забота о детях: в среднем возрасте люди должны заботиться о своих детях, помогать им:
«Вырастить детей нормально, пристроить их как-то в жизни или начать устраивать, чтобы они были, ну, как бы... учились там, получали образование. Уже думать, больше не о своём, может быть, развитии, а о развитии своего ребёнка.» (женщина, 26 лет).
«...единицы родители, которые ставят барьер своим детям после 18 лет: «Ты самостоятельный, иди сам... » Это не наш случай, не Россия... очень трудно будет твоему ребёнку, если ты отрезаешь путь, он не сможет просто без тебя.» (женщина, 45 лет).
«Это такое время, когда проблемы выращенного поколения, отодвигают собственные проблемы на второй план...» (мужчина, 59 лет).
Для этого возраста становятся актуальной норма по ограничению времени рождения ребёнка: не следует рожать детей после 40 лет. Здесь респонденты не выделяют значительных различий между мужчиной и женщиной - главным аргументом против позднего рождения ребёнка называется повышенный риск смерти родителя, пока ребёнок ещё не стал взрослым:
«...будут вопросы, успеешь ли ты его (ребёнка) поднять на ноги.» (женщина, 30 лет).
«...когда рожают в 60, а в 20 лет ему уже будет 80 папе и неизвестно, какое у него будет здоровье и как там сложится... он (ребёнок) может быстро осиротеть.» (женщина, 58 лет).
regrazvitie@yandex.ru I Региональная статистика и методы социально-экономического анализа
«...в 60 лет родить ребенка и оставить его одного - это неправильно. Это, я считаю эгоизм.» (женщина, 63 года).
«...мы не знаем, сколько мы проживем, а оставлять ребенка на старшего ребенка - это очень большой риск. По себе могу сказать, что если я рожу третьего ребенка, то это будет не позже 35 лет, потому что мы должны помнить, что бросать детей нельзя.» (женщина, 29 лет).
Также подчёркивается значительная разница в уровне активности ребёнка и стареющего родителя - последнему с годами труднее проявлять необходимую для ребёнка энергичность:
«Дети должны быть только вовремя. Потом, когда тебе за 50 тебе не очень хочется в подвижные игры с ними играть, еще что-то...» (мужчина, 52 года).
«... одноклассницу забирала мама с уже седыми волосами... она не может так её понять, не может ей многого дать, потому что у нее нет столько энергии.» (женщина, 26 лет).
«...после 40 это не совсем разумно - как их потом растить? Да и все-таки тяжеловато с маленькими детьми в таком возрасте» (мужчина, 24 года).
Немаловажным аргументом против позднего рождения ребёнка называется повышенный риск патологии у новорождённого:
«... наукой доказано, что всевозможных отклонений физических у детей, рожденных пожилыми родителями больше. Довольно на большой процент, чем у детей, рожденных вовремя.» (женщина, 80 лет).
Также с рождением ребёнка связана ещё одна норма, которую можно обнаружить в речи респондентов: к 40-ка годам женщина обязательно должна завести ребенка, даже если она не замужем:
«...женщина может взять ребенка из детского дома. Она может не выйти замуж, но без детей женщина не может. Мне кажется, тогда жизнь прожита зря.» (женщина, 42 года).
«А еще если нет детей и не вышла замуж... то надо обязательно родить ребенка... Или родить, или взять, в конце концов. Но жить одной до смерти неправильно... Женщина все равно должна выполнить эту жизненную миссию - обязательно родить. И даже для себя, и даже чтобы в старости вспомнить это счастливое мгновение.» (женщина, 74 года).
Считается, что женщина, которая не стала матерью, будет чувствовать себя неполноценной. В связи с этим распространено мнение, что женщине необходимо в любом случае завести ребёнка - родить вне брака, усыновить/удочерить его. В крайнем случае, по мнению респондентов, женщина должна «отрабатывать» свой материнский инстинкт в профессии, связанной с детьми (в детском саду, школе):
«...если у женщины нет детей, ей надо найти работу в детском саду или в школе с детьми. Потому что, если женщина не работает с детьми, у неё идёт клиника, потому что материнство в нас заложено. Ты должен просто отработать этот инстинкт.» (женщина, 45 лет).
Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
Также в этом возрасте становится актуальной норма, связанная с заботой о стареющих родителях: человек среднего возраста (35-40 лет и старше) должен заботиться о своих родителях. Респонденты подчёркивают, что забота о родителях, безусловна, присутствует в любом возрасте, но именно после 35-40 лет родители требуют большего внимания, чем раньше.
«...появляется ответственность за родителей. Уже возраст такой, что им необходима наша помощь, и уже постоянно думаешь - как там, чего, чем помочь... Надо периодически ездить. Они становятся как дети малые...» (женщина, 64 года).
«То, что раньше мы делали для детей, теперь мы делаем для родителей.» (женщина, 68 лет).
Нормы семейной сферы в поздней взрослости (от 55 лет) имеют свою специфику. Обычно в этом возрасте появляется новая социальная роль (бабуш-ка/дедушка) и регулирующая её норма: в пенсионном возрасте нужно заботиться о внуках. Респонденты при этом указывают, что общение с внуками имеет свою специфику в отличии от общения с детьми. В пожилом возрасте люди совсем иначе воспринимают процесс взаимодействия с ребёнком, они стремятся дать им то, чего «не додали» своим детям:
«Когда появляются внуки - это вторая молодость...» (женщина, 26 лет).
«Есть поговорка - «твой первый ребёнок - это внук». Когда внук - совершенно иначе начинаешь смотреть на ребёнка.» (мужчина, 40 лет).
«Это правда не поймешь, пока не прочувствуешь. Настолько глубокая любовь к этим внукам возникает. Любовь, потому что сам уже становишься взрослым, зрелым, сам уже с опытом жизни.» (женщина, 58 лет).
В речи респондентов также можно обнаружить норму касательно общения с выросшими детьми: родители, особенно пенсионного возраста, не должны вмешиваться в личную жизнь своих взрослых детей.
«...дети вырастают, им нельзя мешать. Когда собираются замуж выходить или жениться, родители начинают лезть. Нельзя лезть... найти хобби, чтобы на старости лет не лезть к детям в семью. Помочь - это святое, но когда навязывают свое мнение, я этого не приемлю.» (женщина, 48 лет).
При этом считается, что в старости человек чувствует себя состоявшимся, если вырастил достойных детей:
«...ты уже подводишь итог, что ты вырастил, на детей уже смотришь. Уже смотришь не на результат своих способностей умственных, а на результат того, как ты воспитал ребенка. Что выросло из этого человека.» (женщина, 32 года).
«...мы все состоялись, у всех достойные дети... » (женщина, 77 лет).
Также возникает ещё одна достаточно специфичная для данного возраста норма: в пожилом возрасте важно не стать обузой для родных:
«Не надо о болячках с детьми разговаривать никогда, это надоедает, отторгает... Я сейчас себя настраиваю на такое, чтобы не быть в обузу, чтобы негативного отношения ко мне не было.» (женщина, 58 лет).
regrazvitie@yandex.ru I Региональная статистика и методы социально-экономического анализа
Особенно актуальной эта норма становится для людей, начиная со среднего возраста - в этот период люди уже видят своих болеющих родителей, заботятся о них. В некоторых случаях, эта ситуация переживается очень тяжело и самим болеющим человеком, и родственниками, которые ему помогают.
Наконец, существует норма относительно отношений между мужем и женой в этом возрастном периоде: в пожилом возрасте люди не должны разводиться. Считается, что если мужчина и женщина смогли вместе дожить до такого возраста, они должны научиться понимать друг друга с полуслова, и развод на закате жизни воспринимается как невозможное событие:
«Если супруг остался жив к этому возрасту, то всё просто остаётся, ну как бы, идёт по накатанной. Уже, мне кажется, что после выхода на пенсию разводов быть практически не может. То есть, если люди прожили вместе столько лет, наверное, они осознанно к этому пришли и понимают, что уже не стоит менять коней на переправе... » (женщина, 26 лет).
«Здесь уже не может быть никаких изменений взаимоотношений (... смех). Тут уже всё отработано до мелочей (... смех), тут уже просто такое взаимопонимание, что уже понятно с полуслова, с полувзгляда.» (мужчина, 47 лет).
Таким образом, мы видим, что каждый субпериод взрослости действительно характеризуется некоторым «набором» социально-возрастных норм. В молодости они касаются, в первую очередь, создания семьи и рождения детей. Затем, в средней взрослости, на первый план выходит забота о детях и о родителях, возникают ограничения по возрасту рождения ребёнка. Наконец, в пожилом возрасте, становятся актуальными нормы, связанные с заботой о внуках, отношениями с супругом (-ой) и др. При этом значимым является не только нормативное содержание жизни, но временные аспекты реализации жизненных событий. Например, «обязательное» событие «рождение ребёнка» будет нормативным лишь в определённом возрастном диапазоне: от 20 до 40 лет.
В целом, описанные нормы семейной сферы современных россиян можно назвать традиционными: подчёркивается ценность семьи, значимость распределения ролей между мужем и женой, необходимость заботы о подрастающих детях и стареющих родителях и т. д. При этом знание характерных для каждого субпериода взрослости социально-возрастных норм позволяет более эффективно оказывать социально-психологическую помощь в рамках возрастного и семейного консультирования, осуществлять профилактику отклоняющегося поведения.
Литература:
1. Демографический ежегодник России. 2014: Стат.сб. [Электронный ресурс] // M.: Росстат. 2014. Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/regl/B14 16/Main.htm (дата обращения: 01.08.2015).
Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
2. Курышева О.В. Социально-возрастные нормы: конструирование феномена // Известия Саратовского университета. Серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. №1 (13). С.30-34.
3. Улановский А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. 2009. Том 30, №2, С. 18-28.
4. Elchardus M., Smits W. The Persistence of the Standardized Life Cycle. Time and Society. 2006. V. 15. Р. 303-326.
References:
1. Demographic Russian Yearbook. 2014: Stat. collection. [Electronic resource] // M.: Rosstat. 2014. Access mode: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14 16/Main.htm (date of the application: 01.08.2015).
2. Kurysheva O. V. Social and age norms: construction of the phenomenon // Saratov university news. Series. Akmeology of education. Developmental psychology. 2015. V. 4. №1 (13). P. 30-34.
3. Ulanovsky A. M. Qualitative researches: approaches, strategies, methods // Psychological Journal. 2009. V. 30, №2, P. 18-28.
4. Elchardus M., Smits W. The Persistence of the Standardized Life Cycle. Time and Society. 2006. V. 15. Р. 303-326.