процессов необходимо с определенной периодичностью. Подученные результаты должны быть направлены на повышение эффективности управления и конкурентоспособности предприятия в целом.
Список ляггературы
1. Попов Э, Шапот М. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии // Открытые системы. 1996. №1(15). С. 62-69.
2. Камшилов С. Г. Основы систем автоматизированного проектирования технических изделий: Конспект лекций. Челябинск: ЮУрГУ, 2003.150 с.
3. Сухов С. В. Моделирование систем управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6. С. 12-16.
4. Роза К. де. Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. Стандарт СБКР [Электронный ресурс] // www.interface.ru
5. Черемных С. В., Семенов И. О., Ручкин В. С. Структурный анализ систем: ГОЕР-технологаи. М.: ФиС, 2003.208 с.
И. Д. Колмакова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Социально-трудовые отношения - это основа основ экономических отношений любого общества. Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот сравнительно недавно. До этого в экономической литературе широко использовался термин «управление трудом», под которым понималось в том числе и управление социально-трудовыми отношениями.
■ В российской экономике в настоящее время придается большое значение проблеме регулирования социально-трудовых отношений. Не случайно в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы содержался пункт о введении в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования дисциплины «Регулирование трудовых отношений на принципах социального партнерства» (хотя в названии дисциплины есть определенная неточность, речь идет о социально-трудовых отношениях).
В экономической литературе нередко понятие «социально-трудовые отношения» отождествляют с понятием «трудовые отношения». Например, н. Е. Колесников дает такое определение: «Социально-трудовые отношения представляют собой сложную систему отношений, возникающих между людьми в процессе их тгячс производственной, так и хозяйственно-экономической, социальной, политической и других форм общественной деятельности, нацеленной на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, трудового коллектива и общества» [1, с. 42]. В этом определении смешиваются трудовые и социально-трудовые отношения. В определении данном Б. М. Генкиным, также нет их четкого разделения: «Социально-трудовые отошения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты ин-
дивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью» [2, с. 347]. В работе «Экономика труда и социально-трудовые отношения» [3] дается следующее определение: «Социально-трудовые отношения - это объективно
существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в г-п '^ессе труда, нацеленные на регулирование качества рудовой жизни» [3, с. 48].
Мы различаем трудовые и социально-трудовые отношения. Трудовые отношения -
отношения, возникающие непосредственно в процессе труда. Социально-трудовые отношения — ЭТО иные, непосредственно связанные С Трудом отношения. К штм. в частности, относятся отношения, связанные с повышением квалификации, условиями труда, организацией быта и отдыха работников, подбором кадров и др. В прямой связи с трудовыми отношениями находится и личное потребление работника, в сфере которого происходит воспроизводство его самого и его семьи. Социально-трудовые отношения, таким образом, не совпадают с отношениями в процессе труда, они включают вяжит-тя социальные аспекты, например систему социальной защиты работников и т. д. В трудовые отношения вступают работники, различные социально-профессиональные группы работников, менеджеры, наемный персонал организации. В социально-трудовые отношения вступают работодатели, профсоюзы, государственные и муниципальные органы власти и управления, объединения профсоюзов, объединения работодателей и другие лица, так или иначе участвующие в регулировании этих отношений.
Можно выделить также надстроечные и базисные отношения. Впервые такое различие проведено Н. А. Белкиной в монографии «Корпоративная система управления трудом». Социально-трудовые отношения выступают как надстроечные явления, протекающие вне сферы труда, трудовые отношения - как базисные, протекающие в недрах производства товаров и услуг [4, с. 18-20].
Анализ литературных источников показал также, что понятия «трудовая сфера» и «социально-трудовая сфера» в экономической литературе часто подменяют друг друга. Понятие «социально-трудовая сфера» определяется как область, где пересекаются:
* отношения, возникающие между участниками совместного трудового (производственного) процесса;
* отношения занятости;
* отношения по поводу распределения и потребления произведенного
национального дохода. .
Н. А. Волгин и Ю. А. Одегов социально-трудовую сферу определяют как сферу «социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п.» [5, с. 249]. В приведенных определениях социально-трудовая сфера — весьма широкое понятие, которое охватывает обширный круг процессов и отношений, объединяя все уровни, на которых они существуют.
В настоящее время в экономической литературе — и в случае рассмотрения управления отдельным предприятием, и в случае рассмотрения управления хозяйством страны в целом — выделяется специфический вид управления — управление трудом. На наш взгляд, такое выделение неправомерно, «Управление трудом», имевшее место в планово-регулируемой экономике, уступает место «регулированию социально-трудовых отношений» в условиях переходной экономики, так как управляй» в рыночном хозяйстве может только собственник или лицо, уполномоченное собственником. В условиях рыночной экономики речь может идти не об управлении, а о регулировании государством социально-трудовых отношений в рыночной сфере. Эволюция подаодов к содержанию этой категории связана с изменением экономической системы и отно-
ИТшшГобразом, понятие «управление трудом», по нашему мнению, относится к предприятию и охватывает вопросы эффективного использования задействованной ра-
бочей силы, т, е. мероприятия по повышению эффективности живого труда, связанные с техническим Прогрессом (повышение вооруженности Труда, а значит, и его производительности:), с трудосберегающей политикой, предполагающей активное использование имеющихся резервов роста производительности труда, воздействие на те или ины# факторы рационального использования рабочего времени. Труд может быть предметов управления только на уровне предприятия. Управленческие воздействия могут быть ■ направлены непосредственно на работника или на совокупность работников как Про-изводсгвенную ячейку. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях речь идет о регулировании социально-трудовых отношений, на локальном уровне, то есть на уровне организации, речь может идти и об управлении трудом, и о регулировании локальных социально-трудовых отношений.
Многие экономисты подчеркивают социальную ориентацию экономического роста в современной хозяйственной системе. Г. Слезингер вводит термин «социальная организация труда», под которым понимает совокупность решений и действий по созданию социально-трудовых систем и соответствующих организационных структур, опосредующих взаимодействие людей с технологиями, предметами и средствами труда, с отфужающей средой. [6, с. 77]. Н. Волгин и Ю. Одегов подчеркивают единство и взаимообусловленность трудовых и социальных процессов: «... на практике трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем - редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения, как правило, возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д.» [5, с. 4],
Идеи формирования социальной экономики, ее нацеленности на повышение уровня жизни людей и производной этой системы - социальной организации труда -содержатся также в Стратегии МОТ в поддержку предприятий, разработанной в 1996 году. Социальная организация труда призвана обеспечивать продуктивную занятость, гуманизацию условий труда, рост уровня его оплаты, цивилизованные социальнотрудовые отношения и социальную защиту. Центральное место в социальной экономике занимает человек.
Ключевым направлением регулирования социально-трудовых отношений является социальное партнерство. Система социального партнерства в России включает различные уровни:
1) генеральное соглашение;
2) региональные соглашения; ■
3) отраслевые (тарифные) соглашения;
4) коллективные договоры.
На национальных коллективных переговорах рассматриваются, правило, только самые общие проблемы, такие» как базовый уровень зарплаты, совершенствование систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров на предприятиях И Т.П. Решение Же КОНКреТНЫХ ВОПрОСОВ Передано На отраслевой и тяррпт'прмя тп.отлй уровни.
Система социально-трудовых отношений достаточно сложна. Структуры системы социально-трудовых отношений на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях приведены на рис. 1-4.
Объектами регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне являются:
- конституционные права и свободы граждан в социально-трудовой сфере;
- общегосударственные минимальные социальные нормативы и гарантии для
работников предприятий всех форм собственности, позволяющие удовлетворять жизненно важные потребности; .
' индексация тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, упорядочение применяемых доплат и надбавок к заработной плате работников бюджетной сферы с целью установления оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы;
- нормативная база в области нормирования и регламентации труда работников, прежде всего пересмотр устаревших и разработка новых межотраслевых норм и нормативов,, ЕТКС и КС, а также разработка национальной системы профессиональных стандартов;
- уровень доходов населения;
- уровень безработицы, эффективное размещение и использование трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, на защиту от необоснованного увольнения, на забастовку и т.п.);
- социальные стандарты на гарантируемый государством объем услуг в области социальной защиты;
- улучшение условий труда и его охраны, обеспечение экологической безопасности предприятий всех форм собственности и др. ’
К объектам регулирования социально-трудовых отношений на региональном уровне относятся:
- размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона и коэффициенты, определяющие соотношение тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий других отраслей с тарифной ставкой первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли;
- перечень межотраслевых (сквозных) профессий и должностей и размеры единых тарифных ставок (окладов) этих работников;
порядок индексации тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона и др.
К объектам регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне относятся:
- размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии муниципальных предприятий;
- размеры единых тарифных ставок (окладов) рабочих сквозных профессий, не включенных в перечень межотраслевых (сквозных) профессий, предусмотренный региональным межотраслевым тарифным соглашением;
- размеры надбавок, стимулирующих приток рабочей силы на соответствующую территорию, условия их выплат и др.
К объектам регулирования социально-трудовых отношений на локальном уровне
относятся:
- вид (форма, система) оплаты труда;
- соотношение размеров тарифных ставок (окладов) между отдельными категориями персонала;
- размеры тарифных ставок (окладов) по каждой профессии;
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции,
выполнения показателей, определенных коллективным договором, .
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжи-
ТеЛТ^ш^е условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
Объекты отношений; конституционные права, и свободы граждан в социально-трудовой сфере, общегосударственные минимальные социальные нормативы и гарантии для работников предприятий всех форм собственности, индексация тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы и т.д.
Объекты отношений: размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной, профессии базовой отрасли региона, порядок индексации тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона, региональные надбавка и компенсационные выплаты и т.д.
Объекты отношений: размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии муниципальных предприятий, размеры надбавок, стимулирующих приток рабочей силы на соответствующую территорию, и т.д.
Субъекты социально-трудовых отношений на локальном уровне
- соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- оздоровление и отдых работников и членов их семей и др.
Субъектами регулирования социально-трудовых отношений являются: органы государственной власти и местного самоуправления, ассоциации предпринимателей и другие объединения работодателей, профессиональные союзы и другие объединения наемных работников, общественные организации и движения, работодатели и профсоюзные организации предприятий. •
В соответствии с трудовым законодательством регулирование социальнотрудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициа-ошу по проведению таких переговоров.
. Таким образом, регулирование социально-трудовых отношений - это элемент управления социально-трудовой сферой. Оно направлено на обеспечение продуктивной занятости, и защиты от безработицы, справедливой оплаты труда и формирования доходов, совершенствования форм социального партнерства и др.
Список литературы
1. Колесников Н. Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики. СПб.: йзд-во РАН, 1993.121 с,
.2, Генкин Б. М. Экономика и социология труда. М: НОРМА: Инфра-М, 2001,430 с.
3. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.623 с.
4. Белкина Н. А. Корпоративная система управления трудом. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2003.282 с.
5. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н. А. Волгина,
Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2003.736 с. .
6. Слезингер Г. Социальная экономика плюс социальная организация труда // Человек и труд. 2001. № 7, С. 77-81.
И. Д. Котаковщ Т, А, Комиссарова
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В научной литературе любая система рассматривается как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующих объективно. С этой точки зрения региональная система регулирования социально-трудовых отношений представляет собой комплекс объективно существующих элементов и связей между ними, предназначенный для решения задачи повышения производительности и эффективности труда в регионе. Важнейшее значение для эффективного функционирования региональной системы регулирования социально-трудовых отношений имеет ее.правильная органи-