Научная статья на тему 'Социально - трудовые конфликты при оказании муниципальных услуг в сфере образования'

Социально - трудовые конфликты при оказании муниципальных услуг в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL AND LABOR CONFLICT / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / SPHERE OF EDUCATION / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / MUNICIPAL SERVICE / РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ / REGULATION OF SOCIAL AND LABOR CONFLICTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгова А.В.

Система образования в Российской Федерации представляет собой одну из подсистем общества, сопровождающаяся различными типами конфликтов, которая имеет свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными системами. В нашей стране неоднократно обращалось внимание на систему образования. Россия знает множество примеров реформирования и модернизации данной сферы, но, ни одна из них не нацелена на совершенствование деятельности муниципальных служащих, во избежание конфликтов, при оказании муниципальных услуг в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of education in the Russian Federation is one of the subsystems of society, which has its own internal organization and functional connection with other social systems. Our country has repeatedly drawn attention to the education system. Russia knows many examples of reforming and modernizing this sector, but none of them is aimed at improving the activities of municipal employees in the provision of municipal services in the field of education.

Текст научной работы на тему «Социально - трудовые конфликты при оказании муниципальных услуг в сфере образования»

научный журнал

УДК 35. 2428

Долгова А.В.

Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина,

г. Саратов, Россия

СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ ПРИ ОКАЗАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Краткая аннотация. Система образования в Российской Федерации представляет собой одну из подсистем общества, сопровождающаяся различными типами конфликтов, которая имеет свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными системами. В нашей стране неоднократно обращалось внимание на систему образования. Россия знает множество примеров реформирования и модернизации данной сферы, но, ни одна из них не нацелена на совершенствование деятельности муниципальных служащих, во избежание конфликтов, при оказании муниципальных услуг в сфере образования.

Ключевые слова: социально - трудовой конфликт, сфера образования, муниципальная служба, регулирование социально - трудовых конфликтов.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление совершенствования правового государства. Своим содержанием, образование, должно обеспечивать: соответствующий мировой уровень общей и профессиональной культуры; формирование у обучающегося подходящую, к современному уровню знаний и уровню образовательной программы, картину мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, консолидированного с современным обществом, нацеленного на совершенствование этого общества [1;с. 21].

На сегодняшний день мы имеем обилие конфликтов самых разных типов и видов и, наряду с этим, невозможность или неспособность их разрешить. Одним из объяснений существующего в урегулировании конфликтов непростого положения является слабая разработанность конфликтной проблематики, несмотря на то, что исследованию конфликтов в последнее время уделяется большое внимание. А ведь, возможно, именно углубленная научная разработка этой проблематики приведет к подготовке обоснованных рекомендаций, предвосхищению последствий предпринимаемых для разрешения конфликта шагов, а в будущем и создание общественного и государственного механизмов по предотвращению зарождающихся конфликтов и способов их

научный журнал

урегулирования. Таким образом, конфликты присутствуют в государственной и муниципальной деятельности и оказывают на нее свое влияние.

Муниципальная служба - это особый вид общественно полезной деятельности. Её своеобразие состоит в том, что служащий выступает в качестве агента публичной власти, носителя части полномочий того органа власти, в котором он занимает штатную должность. Он служит не частному лицу, не хозяину, преследующему личный интерес, а общему безличному - то есть более высокому и значительному - началу. Муниципальные служащие осуществляют полномочия органов местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени [2; с.254].При оказании муниципальных услуг в сфере образования социально - трудовые конфликт случаются с образовательными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет администрация района, муниципального образования «Город Саратов», сюда мы отнесем общие и средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, детские сады, оздоровительные лагеря и т.д.

Конфликтное поведение наблюдается довольно часто. В организациях, подведомственных муниципальному району, персонал проявляет нежелание выслушивать своих коллег, упорно отстаивает свое мнение, в их поведении присутствуют агрессивные тенденции. В случаях, когда руководители не принимают участия в конфликтах и не наблюдают их со стороны, работники предъявляют претензии друг к другу, что свидетельствует о наличии агрессивных тенденций в их поведении. Одним из инструментов, способствующих решению накопившихся проблем, является внедрение новых форм оказания муниципальных услуг, в частности муниципальное задание. Эти изменения должны привести к росту качества и доступности услуг, повышению прозрачности и эффективности деятельности органов власти, а также к более результативным расходование бюджетных средств. Но при этом внедрение муниципального задания в практику органов местной власти сопряжено с рядом трудностей, обусловленных неразработанностью организационно -экономического и методического обеспечения три формы работы. Для решения указанных проблем в нашей стране проводится комплекс преобразований в области государственного и муниципального управления, в том числе направленных на повышение эффективности государственных и муниципальных услуг. Ключевым элементом деятельности органов местного сумму правления является муниципальная услуга. В литературе нет однозначного понимания этого термина. Различные авторы по-разному трактуют это понятие, уточняя его

научный журнал

содержание и границы, акцентируя внимание на тех сторонах и аспектах, которые представляется им наиболее существенными [3;с.13].

Являясь важнейшей частью социальной сферы, сфера образования подвержена жестокому контролю и регламентации, причём одним из наиболее контролируемых направлений является предоставление муниципальных услуг. Для понимания особенности предоставления муниципальных услуг первоочередным является оценка фундаментальных процессов, протекающих в рассматриваемой нами сфере, учёт задач, поставленных перед современным обществом, а также требования к образованию со страны государства. Повышение эффективности качества образования - одно из базовых направлений при реализации государственной политики в сфере образования [4;с.119].

При анализе муниципальных служащих сферы образования, было выявлено наличие длительных, затяжных, именно трудовых, межличностных конфликтов, они составляли 30% от общего числа всех возникающих конфликтов на муниципальной службе. В этих случаях отношения после попыток урегулирования не налаживаются, и это подтверждает факт, что межличностные конфликты, как правило, не находят разрешения. Что касается формы проявления возникающих конфликтов, то большинство подчиненных считают, что они происходят из-за непримиримости позиций и упрямого отстаивания своей точки зрения. Однако трудно выявить доминирующую форму проявления конфликтов. В случаях проявления затяжных конфликтов ответственность за них подчиненные возлагали на своих руководителей. Лишь в 15 - 20% случаев признают свою вину за длительные, затяжные конфликты обе стороны: и руководители, и подчиненные. Частично это может быть объяснено недостатком опыта у молодых руководителей, их невнимательным отношением к подчиненным, неумением осознавать происходящее в организации. К причинам социальных конфликтов на муниципальной службе мы можем отнести: недостаток в техническом и кадровом обеспечении; неукомплектованность подразделения, (в нашем случае сферы образования) работниками; некомпетентность некоторых сотрудников, «занимающих хорошие должности». Из-за нехватки персонала работники вынуждены выполнять работы, не относящиеся к их непосредственной компетенции. Эта ситуация расценивается работниками как конфликтная. Внеплановые работы также вызывают неудовольствие и в 80% случаев приводят к конфликтам.Проанализировав оказание муниципальных услуг в сфере образования, мы можем сказать, что отнюдь не самое последнее, место в этом сложном процессе, занимает социально -трудовой конфликт, конфликт интересов. Конфликт интересов представляет собой такую ситуацию, при которой личная заинтересованность, например, муниципального служащего, влияет или

«Профессиональная ориентация» Электронный

2018, №1 IftMIlft научный журнал

может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам. Под личной заинтересованностью, в данном контексте, мы понимаем возможность получения служащим, при исполнении им должностных обязанностей, доходов в денежной, либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства, а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Следовательно, конфликт интересов — одна из разновидностей конфликтной ситуации, где на один интересный предмет претендуют две (или более сторон)[5;ст.19].

Библиографический список.

1. Новожилов Э.Д. Определение экономической эффективности образования // Народное образование. - 2011. - № 10. - С. 21-30.

2. Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность: учебник // А.А.Одинцов. - М.: Экзамен, 2007. - 413 с.

3. Зуденкова С.А. Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования//Современные проблемы муниципального и регионального управления. 2015. С.119.

4. Пенюгалова Л.А.,Чулков А.С. Диагностика эффективности предоставления муниципальных услуг в сфере образования // Рынок образовательных услуг - 2011.С.13.

5. Юридический интернет - портал «ЗонаЗакона^Ц» Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.

6. Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации: Учебник - M.: Юрайт, 2013.- 425с.

Socio - labor conflicts in the provision of municipal services in the field of education

Abstract: the system of education in the Russian Federation is one of the subsystems of society, which has its own internal organization and functional connection with other social systems. Our country has repeatedly drawn attention to the education system. Russia knows many examples of reforming and modernizing this sector, but none of them is aimed at improving the activities of municipal employees in the provision of municipal services in the field of education.

Key words: social and labor conflict, sphere of education, municipal service, regulation of social and labor conflicts.

Научный руководитель: к.с.н., доцент, Грязнова Е.Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.