Научная статья на тему 'Социально-трудовая реабилитация лиц, перенесших инсульт'

Социально-трудовая реабилитация лиц, перенесших инсульт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1631
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / ИНСУЛЬТ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / REHABILITATION / SOCIAL REHABILITATION / REHABILITATION PRINCIPLES / STROKE / SOCIAL AND VOCATIONAL REHABILITATION / REHABILITATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паршина В. В.

Статья посвящена аспекту социальной реабилитации, преимущественно социально-трудовой, лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, в результате перенесенного инсульта. Автором раскрывается сущность понятий «реабилитация» и «социальная реабилитация», выделяются основополагающие принципы и виды социальной реабилитации как процесса. Кроме того, определяются основные этапы социально-трудовой реабилитации в работе с лицами, перенесшими инсульт, а также даются конкретные рекомендации, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении реабилитационных мероприятий данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Паршина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-трудовая реабилитация лиц, перенесших инсульт»

УДК 364.048.6

Паршина В.В. ©

Преподаватель, кафедра социальной работы и социального права Российский государственный социальный университет (филиал в г.Люберцы)

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНСУЛЬТ

Аннотация

Статья посвящена аспекту социальной реабилитации, преимущественно социальнотрудовой, лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, в результате перенесенного инсульта. Автором раскрывается сущность понятий «реабилитация» и «социальная реабилитация», выделяются основополагающие принципы и виды социальной реабилитации как процесса.

Кроме того, определяются основные этапы социально-трудовой реабилитации в работе с лицами, перенесшими инсульт, а также даются конкретные рекомендации, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении реабилитационных мероприятий данного направления.

Ключевые слова: реабилитация, социальная реабилитация, принципы социальной реабилитации, инсульт, социально-трудовая реабилитация, реабилитационные программы.

Keywords: rehabilitation, social rehabilitation, rehabilitation principles, stroke, social and vocational rehabilitation, rehabilitation programs.

Понятие «реабилитация» (от лат. «habilis» - способность, «rehabilitation» -восстановление способностей) является многозначным. На сегодняшний день оно чаще всего используется в юридическом, психологическом, педагогическом, медицинском и социальном аспектах.

Так, в юридическом смысле понятие «реабилитация» применяется, когда речь идет о восстановлении человека или группы лиц в правах по суду или в административном порядке, например, реабилитация репрессированных. В психологическом смысле вышеуказанное понятие означает восстановление утраченных психических образований или психических операций. Как правило, психологическая реабилитация направлена на восстановление адекватной Я-концепции, формирование осознаваемой мотивации своих действий.

Между тем, педагогическое значение понятия «реабилитация» включает в себя мероприятия развивающего характера, включающие обучение и воспитание необходимых умений, навыков и, в целом, опыта социального поведения, самообслуживания и жизнеобеспечения. В данном случае речь идет о коррекционной педагогике, направленной на образование детей и взрослых с дефектами, когда применяются различные педагогические методы, учитывающие и исправляющие недостатки психического или физического развития.

В соответствии с Популярной медицинской энциклопедией «реабилитация» в медицине определяется как система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду.

В свою очередь, социальная реабилитация представляет собой систему и процесс восстановления различных нарушений и ликвидации разнообразных ограничений с целью оптимального функционирования в социально-бытовых и социально-средовых условиях [4, 10-11].

© Паршина В.В., 2015 г.

При этом, в качестве основополагающей цели социальной реабилитации можно отметить - ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

Социальная реабилитация как процесс имеет в своем основании ряд принципов, среди которых рационально выделить следующие:

- принцип целесообразности, означающий, что реабилитация должна быть направлена не на компенсацию, а на преодоление социальной недостаточности;

- принцип комплексности. Все усилия в социальной реабилитации должны быть направлены не только на организм, но и на личность человека и его взаимодействие с социумом;

- принцип преемственности, предполагающий, что социальная реабилитация осуществляется на различных уровнях и специалистами различного профиля, от согласованности работы которых зависит эффективность реабилитационных мероприятий;

- принцип своевременности, означающий, что реабилитацию необходимо проводить еще на этапе лечения;

- принцип непрерывности реабилитационных мероприятий;

- принцип гибкости, предполагающий вариабельность применяемых форм и методов социальной реабилитации в зависимости от контингента участников.

Вместе с тем, нужно отметить, что на сегодня существует несколько видов социальной реабилитации:

1. Медицинская реабилитация, включающая в себя реконструктивную хирургию, восстановительную терапию, ортезирование и протезирование

2. Социально-бытовая реабилитация

3. Социально-средовая реабилитация, включающая социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование и социально-средовую адаптацию.

4. Социально-профессиональная реабилитация, состоящая из: профессиональной ориентации, профессионального образования, трудовой адаптации, трудового устройства и трудовой занятости.

5. Социокультурная реабилитация

6. Психологическая реабилитация

7. Педагогическая реабилитация.

Лица с ограниченными возможностями здоровья как особая категория населения нуждаются в проведении комплекса реабилитационных мероприятий. В особенности это касается тех лиц, которые чаще всего становятся инвалидами по причине инсульта, в результате которого у них отмечается нарушение в выполнении своих профессиональных обязанностей. В связи с данным обстоятельством для них важное значение приобретает аспект социально-трудовой реабилитации.

Инсульт - это болезнь, возникающая при умственных или физических нагрузках и переутомлениях, а так же при повышенных психоэмоциональных состояниях и вызывающая кровоизлияние в мозг или закупорку тромбом сосудов мозга. Инвалид с диагнозом «инсульт» - это лицо, которое перенесло кровоизлияние в мозг с последующим нарушением физических и (или) интеллектуальных функции организма [2, 28] .

Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является отдельной областью социальной реабилитации, которая представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей лиц с ограниченными возможностями к самостоятельной трудовой деятельности и обеспечивающих их интеграцию в общество [6, 12].

Проблема состоит в определении направлений совершенствования социальнотрудовой реабилитации лиц, перенесших инсульт. Решение данной проблемы позволит лицам, перенесшим инсульт, интегрироваться в социум; создаст равные возможности

инвалидам в области их социальной востребованности; разовьет стимул к самореализации и конструктивному решению проблемы собственного жизнеобеспечения. Социально-трудовая реабилитация проводится с согласия и по желанию человека, перенесшего инсульт, который по мере физических и интеллектуальных возможностей выполняет рекомендательные указания специалиста. Все занятия индивидуальны и зависят от уровня заболевания, продолжительности реабилитации и желания постинсультного больного. Социальнотрудовая реабилитация включает три этапа:

Первый этап - диагностика, в его рамках составляется индивидуальная карта клиента и план мероприятий.

Вторым этапом является целеполагание - для лиц, перенесших инсульт, ставится цель, которую они преследуют, проходя курс реабилитации в специализированном учреждении. Цель формируется на основе интеллектуальных и физических возможностей реабилитанта и является индивидуальной.

Третий этап - реализация индивидуальной программы реабилитации.

Заключительным этапом является контроль, оценка эффективности проделанной работы и полученных результатов.

Кроме того, с целью достижения наилучшего эффекта социально-трудовая реабилитация для лиц, перенесших инсульт, воплощается, как правило, в следующих реабилитационных программах:

1. Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях

реабилитации.

2. Дневной стационар. Пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения реабилитационных мероприятий.

3. Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках.

4. Домашняя программа. Пациент все реабилитационные процедуры принимает дома.

5. Реабилитационные центры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет по выбору реабилитационной программы, возможности ее осуществления в различных условиях.

В целом, все реабилитационные программы для лиц, перенесших инсульт, осуществляются по следующим направлениям:

1. Создание у постинсультных больных благоприятного психоэмоционального настроя на восстановление утраченных вследствие болезни функций и способностей организма [1, 158].

2. Проведение восстановительных мероприятий, которые должны начинаться в стационаре, и продолжается в домашних условиях, когда больной еще не встает. Суть их заключается в регулярных пассивных движениях, которые помогут избежать мышечной слабости, атрофии, пролежней, пневмонии. У лица, перенесшего инсульт всегда нужно поддерживать физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие его ослабляет [6, 53].

3. Проведение занятий по трудотерапии. Они включают в себя обучение шитью, плетению, бисероплетению, рисованию, работе на компьютере. Особенность этого направления заключается в том, что ее осуществление уместно и в условиях реабилитационного отделения, и в реабилитационной поликлинике, и в лечебно-трудовых мастерских, и в домашних условиях [2, 125].

4. Проведение занятий на аппаратах-тренажерах, которые позволяют постепенно усложнять трудовые операции с вовлечением тонких координированных движений, дозировать физическую нагрузку и улавливать динамику в процессе лечения [4, 276].

Все направления социально-трудовой реабилитации оказывают стимулирующее воздействие на психику больного, способствуют воссозданию утраченного социального статуса, обретению психологического комфорта, перестройке трудовых установок. Это

имеет первостепенное значение для социально-трудового приспособления постинсульных больных, имеющих стойкие дефекты в моторике движений, речи, зрении.

Вместе с тем, процесс социально-трудовой реабилитации должен отвечать следующим требованиям: непрерывность, последовательность, дозированность. Это имеет первостепенное значение для социально-трудового приспособления лиц, перенесших инсульт, имеющих дефекты тех или иных функций [2, с. 258].

В конечном итоге социально-трудовая реабилитация решает задачи содействия профессиональному самоопределению инвалида, создает условия для приобретения навыков и знаний, мотивирует к творческому поиску своего дела, работы.

В целях совершенствования социально-трудовой реабилитации лиц, перенесших инсульт, следует обратить внимание на следующие рекомендации, которыми можно руководствоваться в практической деятельности:

1. Обеспечить индивидуальный подход к каждому постинсультному больному, эмоционально-психологический контакт с ним.

2. Обеспечить четкую подачу установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания; добиться заинтересованности реабилитанта в выполняемой работе.

3. Ориентироваться на возможности (физические, психологические) и способности (уровень образования, интеллект) реабилитанта; стимулировать его на успех.

4. Соблюдать последовательность требований к реабилитанту.

5. Быть внимательным к его реакциям, поведению, физическому состоянию.

6. Формулировать свои просьбы четко и кратко.

7. Соблюдать последовательную схему действий, исключить отвлекающие моменты, обеспечить повторение операций.

8. Не пытаться научить реабилитанта после перенесенного инсульта всему сразу, лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке.

9. Применять различные методики (кинезотерапия, эрготерапия, физиотерапия, медикаментозное лечение, восстановление речи, психотерапия и ряд других), сочетать их между собой.

10. Контролировать усвоение содержания курса социально-трудовой реабилитации.

11. Закреплять успех овладения навыками социально-трудовой реабилитации в повседневной жизни.

Правильно организованный процесс социально-трудовой реабилитации, лиц, перенесших инсульт, способствует наиболее полному восстановлению их физической, социальной и трудовой активности, а овладение реабилитационными методиками делает пациента, перенесшего инсульт, перспективным в плане переобучения и дальнейшего рационального трудоустройства.

Литература

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 324 с.

2. Кадыков А. С. Жизнь после инсульта: практич. руководство по реабилитации больных, перенесших инсульт / А. С. Кадыков, Л. А. Черникова, В. В. Шведков. - М.: Миклош, 2002. -146 с.

3. Мухлаева А. Н. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов / А. Н. Мухлаева. - М. : СТИ МГУС, 2001. - 25 с.

4. Руденко А.М. Социальная реабилитация: Учебное пособие / А.М.Руденко, С.И.Самыгин. -Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 320с.

5. Социальная реабилитация: Учебник / Под общей ред. Н.Ш.Валеевой. - М.: ИНФРА-М, 2013. -320с.

6. Хольц Р. Помощь инвалидам, перенесшим инсульт [Текст] / пер. с нем. А. Н. Неговориной / под ред. Е. В. Клочковой. - М.: Теревинф, 2007. -336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.