ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Екатерина Николаевна Сепиашвили,
кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Московского областного казачьего института технологий и управления (филиал) Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (ПКУ), Российская Федерация, 109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 73 Е-mail: sepi-ekaterina@mail.ru
Научная специальность: 5.3.5. Социальная, политическая и экономическая психология
УДК 159.9
Дата поступления: 24.04.2023
Дата принятия статьи в печать: 16.06.2023
Ekaterina Nikolaevna Sepiashvili,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Moscow Regional Cossack Institute of Technology and Management (branch), K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management Russian Federation, 109004, Moscow, Zemlyanoy Val str., 73
Е-mail: sepi-ekaterina@mail.ru Scientific specialty:
5.3.5. Social, Political and Economic Psychology
Социально-психологическое значение межкультурных компетенций в современных организациях
Socio-Psychological Significance of Intercultural Competences in Modern Organizations
Аннотация
Актуальность: усложнение межгосударственных связей и расширение уровней взаимодействия между странами привело к появлению новых факторов, которые предъявляют новые требования к обществу и управлению организацией. Одно из таких требований - владение межкультурными компетенциями.
Постановка проблемы: сегодня наблюдается отсутствие четкого определения межкультурных компетенций, понимания важности их развития в современном мире, а также неразвитость инструментов для их разработки.
Цель исследования: в ходе анализа результатов экспертных оценок проанализировать степень значимости формирования межкультурной компетенции у руководителей и сотрудников организаций и компаний.
Abstract
Relevance: the complication of interstate relations and the expansion of the levels of interaction between countries has led to the emergence of new factors that impose new requirements on society and the management of the organization. One of these requirements - is the possession of cross-cultural competencies.
Problem statement: today there is a lack of a clear definition of cross-cultural competencies, an understanding of the importance of their development in the modern world, as well as the underdevelopment of tools for their development.
The purpose of the study: during the analysis of the results of expert assessments, to analyze the degree of importance of the formation of intercultural competence among managers and employees of organizations and companies.
Методы исследования: анализ научных источников, экспертный опрос. Экспертами выступили 20 руководителей кафедр образовательных организаций, готовящих управленческое звено организаций.
Результаты и ключевые выводы: полученные результаты исследования свидетельствуют о наличии межкультурной компетентности у сотрудников многонациональных трудовых коллективов и международных компаний. Следует отметить, что значение знания иностранных языков постепенно уменьшается. Искусственный интеллект уже способен выполнять функцию перевода текста и речи с одного языка на другой.
Ключевые слова: многонациональное общество; межкультурное взаимодействие; межкультурная компетентность; культурные и национальные различия; руководитель; управленческая деятельность.
Research methods: analysis of scientific sources, expert survey. The experts were 20 heads of departments of educational organizations that prepare the management of organizations.
Results and key conclusions: the results of the study indicate the presence of intercultural competence among employees of multinational labor collectives and international companies. It should be noted that the importance of knowledge of foreign languages is gradually decreasing. Artificial intelligence is already able to perform the function of translating text and speech from one language to another.
Keywords: multinational society; intercultural interaction; intercultural competence; cultural and national differences; manager; managerial activity.
В современном мире темпы разработки новых технологий постоянно увеличиваются. Искусственный интеллект, блокчейн, нейронные сети, органический компьютер и другие технологии меняют структуру глобального взаимодействия в различных сферах общественной жизни. Уровень сложности и неопределенности цивилизации регулярно повышается. Появились новые факторы, которые предъявляют новые требования к обществу и управлению организацией в современных условиях. Одним из таких требований является владение межкультурными компетенциями.
Внедрение новых технологий, как правило, приводит к полной замене некоторых функций сотрудников, а также повышенному спросу на новые функции, требующие специфических компетенций. Межкультурные компетенции можно признать одной из специфических потребностей, возникших в современном мире. Сегодня эффективное выполнение профессиональной деятельности напрямую связано со способностью понимать и анализировать культурный контекст. Это означает, что развитие межкультурной компетенции становится одной из приоритетных задач современного общества.
Однако в этом направлении возникает ряд проблем. Во-первых, отсутствие четкого определения межкультурных компетенций, а также понимания важности их развития в современном мире, во-вторых, неразвитость инструментов для их разработки.
Существует обобщенное понимание межкультурной компетенции, предложенное М. С. Gertsen. Он определяет ее как «способность эффективно функционировать в другой культуре» [7]. Дж. Хоф-
стеде уточнил определение межкультурнои компетенции, подчеркивая такие ее компоненты, как осведомленность, знания и навыки [8]. S. Apud, J. P. Johnson, T. Lenartowicz определили межкультурную компетентность как способность использовать определенный набор знаний, умений и личные качества для успешного взаимодействия с представителями других культур. Основная мысль состоит в том, что это не сами знания, навыки, способности или личные качества, которые как таковые важны, а умение использовать их в многонациональной среде [5]. Авторы также разработали межкультурную компетентностную модель, отражающую зависимость применения знаний, умений и личных качеств от институционального этноцентризма, который можно определить как распространение принятого стиля работы в одной культуре на представителя другой культуры [5, с. 531] и ввели в научный оборот термин «культурная дистанция».
Межкультурная компетентность в отечественной науке определяется как психологическая характеристика, определяющая поведение личности в поликультурной среде по отношению к разным аспектам межкультурного разнообразия и диалога [1—4].
Важным свойством межкультурных компетенций является органическая возможность их развития (определенный набор знаний и навыков может быть получен, но их применение в социальной сфере сильно зависит от личностных качеств человека).
В качестве базового набора межкультурных компетенций уместно назвать следующие компетенции: понимание культурных различий как необходимый элемент социального сотруд-
41
42
ничества; развитая способность адаптироваться к социокультурному контексту; способность к саморефлексии в рамках межкультурного взаимодействия; способность эмпатии к представителю другой культуры; знание иностранного языка; умение применять знания о различных видах деловой культуры и их особенности в профессиональной деятельности; умение принимать решения в рамках межкультурного взаимодействия; умение создавать неконфликтную обстановку в компании.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ научных источников, экспертный опрос. Экспертами выступили 20 руководителей кафедр образовательных организаций, готовящих управленческое звено организаций, а именно: Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского, Российского государственного социального университета, Университета «Синергия», Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Российского университета дружбы народов, Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Государственного университета управления.
Необходимость межкультурной компетентности в современных условиях считают важным фактором профессионала 60 % экспертов; следует обращать внимание на это при приеме на работу — 30 % и только 10 % экспертов уверены, что межкультурная компетентность не важна.
По мнению экспертов, важнейший компонент межкультурной компетентности — это определенный набор личностных качеств (так считают 40 % экспертов); определенный набор навыков — 30 %, знаний — 30 %. Эксперты выделили несколько межкультурных компетенций, лидирующими из которых стали: возможность сотрудничества с другими культурами (50 %); понимание культурных различий как необходимый элемент социального взаимодействия (50 %) и умение создавать неконфликтную обстановку в компании в рамкам межкультурного взаимодействия (40 %).
Ключевыми отраслями, где проявляется востребованность обсуждаемой компетенции явля-
Список литературы:
1. Башлуева Н. Н. Значение межкультурной коммуникации в преподавании иностранного языка // Прикладная психология и педагогика. 2016. №. 3.
2. Мальцева Т. В., Зайырбекова А А. Формирование межкультурной компетентности научно-педагогических кадров в системе органов внутренних дел стран СНГ: учеб. пособие. Москва, 2022.
ется с точки зрения экспертов: розничные продажи и непосредственное предоставление услуг (30 %), финансовая сфера (20 %), средства массовой информации (20 %), развлекательная индустрия (10 %).
По результатам исследования делается вывод, что наличие межкультурной компетентности у сотрудников многонациональных трудовых коллективов и международных компаний можно признать ключевой характеристикой. Данный вывод основан на том, что сегодня широко активизирована международная деятельность во всех областях социальной жизни. Применение различных видов агрегато-ров и маркетплейсов облегчает выход компаний на мировой рынок. Кроме того, разработка инновационных технологий в управлении организацией приведет к перераспределению функционала сотрудников. Сегодня становятся важными социальные и коммуникативные навыки, которые обеспечивают сотрудникам конкурентные преимущества перед искусственным интеллектом (навыки, лежащие в основе межкультурной компетенции).
Следует отметить, что значение знания иностранных языков постепенно уменьшается. Искусственный интеллект уже способен выполнять функцию перевода текста и речи с одного языка на другой. Важность этой компетенции по-прежнему остается исключительно для руководства организаций и компаний, которое должно осуществлять прямое устное общение с деловыми партнерами.
В XXI в. международное и межкультурное взаимодействие уже давно стало естественной частью деловой жизни общества, поэтому отсутствие или недостаток межкультурных компетенций может привести к достаточно серьезным проблемам из-за отсутствия понимания различий в образе мышления, поведении и ценностях представителей других культур [6]. Наличие межкультурной компетенции у руководителей и сотрудников организаций и компаний, работающих в международной сфере значительно увеличивает как их личную эффективность, так и эффективность всей организации или компании.
References:
1.
2.
Bashlueva N. N. The velaue of intercultural communication in foreign language teaching // Applied psychology and pedagogy. 2016. №. 3. Mal'ceva T. V., Zajyrbekova A. A. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti nauchno-peda-gogicheskih kadrov v sisteme organov vnutren-nih del stran SNG: ucheb. posobie. Moskva, 2022.
Мальцева Т. В., Сепиашвили Е. Н. Этнопсихологические знания в образовательной среде юридического вуза // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Юриспруденция. 2015. № 5. Ооржак Л. Н. Профессионализм в межнациональных отношениях в органах внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2021. №. 4.
Apud S., Johnson J. P., Lenartowicz T. Cross-Cultural Competence in International Business: Toward a Definition and a Model // Journal of International Business Studies. 2006. № 37 (4). Earley P. C. Redefining interactions across cultures and organizations: moving forward with cultural intelligence // Research in Organizational Behavior. 2002. Vol. 24. Gertsen M. C. Intercultural competence and expatriates // International journal of Human Resources Management. 1990. Vol. 11 (3). Hofstede G. Culture's consequences: comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations // Sage Publications: Thousand Oaks, CA, 2001.
3. Mal'ceva T. V., Sepiashvili E. N. Etnopsiholog-icheskie znaniya v obrazovatel'noj srede yuridich-eskogo vuza // Vestnik obrazovatel'nogo konsor-ciuma «Srednerusskij universitet». Ser.: YUrispru-denciya. 2015. № 5.
4. Oorzhak L. N. Professionalism in interethnic re -lations in the internal affairs bodies // Applied psychology and pedagogy. 2021. №. 4.
5. Apud S, Johnson J. P., Lenartowicz. T. Cross-Cultural Competence in International Business: Toward a Definition and a Model // Journal of International Business Studies. 2006. № 37 (4).
6. Earley P. C. Redefining interactions across cultures and organizations: moving forward with cultural intelligence // Research in Organizational Behavior. 2002. Vol. 24.
7. Gertsen M. C. Intercultural competence and expatriates // International journal of Human Resources Management. 1990. Vol. 11 (3).
8. Hofstede G. Culture's consequences: comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations // Sage Publications: Thousand Oaks, CA, 2001.
Для цитирования:
For citation:
Сепиашвили Екатерина Николаевна. Социально-психологическое значение межкультурных компетенций в современных организациях //
Sepiashvili Ekaterina Nikolaevna. Socio-Psycho-logical Significance of Intercultural Competences in Modern Organizations // Pedagogy and Psychology
Педагогика и психология: академический жур- Academic Journal. 2023. № 1 (1). P. 39—42. нал. 2023. № 1 (1). С. 39-42.
43