Научная статья на тему 'Социально-психологическое исследование субъектной составляющей учебной активности студентов технических вузов'

Социально-психологическое исследование субъектной составляющей учебной активности студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашкурцева А. П.

Анализируются теоретические положения концепции субъекта и субъектности в отечественной психологии и их приложения в системе высшего образования. В исследовании рассматривается специфика субъектной составляющей учебной активности студентов технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF STUDENT’S PERSONALITY IN HIGHER EDUCATION

The article discusses theoretical aspects of subjectness, focusing on the problem of subjectness in the system of higher education. Specific features of subjectness of students of higher education institutions are studied in the education process.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое исследование субъектной составляющей учебной активности студентов технических вузов»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© 2008 А.П.Кашкурцева

Самарский государственный педагогический университет

Анализируются теоретические положения концепции субъекта и субъектности в отечественной психологии и их приложения в системе высшего образования. В исследовании рассматривается специфика субъектной составляющей учебной активности студентов технических вузов.

К числу категорий, активно осваиваемых современной психологической наукой, относится категория «субъект». Проблема субъекта и субъектности в психологической науке занимает особое место, отражая активную, конструктивную позицию человека в мире. Отсюда растущий интерес к данной проблеме в теоретических и эмпирических исследованиях. На категорию субъекта даже возлагают надежды, что она сможет выступить основой интеграции психологической науки.

В истории отечественной психологии выделяется определенная динамика развития категории субъекта: от чисто философской категории - к психологическому понятию, от психологического понятия - к категории психологии1. Развитие категории субъекта в отечественной психологии представлено в школах С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, каждая из которых давала свое понимание содержания данной категории и ее места в системе психологической науки.

Хотя и отечественная и зарубежная психология стремятся к познанию целостного человека как к идеалу, отечественная наука идет к этому через полисубъектность, то есть выделение различных субъектов активности, а зарубежная - через дробление сущности человека.

Тенденциями развития категории субъекта в современной отечественной психологии являются: расширение области ее применения (тенденция полисубъектности) и поиск едино-

1 Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.01. [Ин-т психологии РАН]. -М.: РГБ, 2005. - С.6.

го субъекта, объединяющего в себе все эти области; преобразование содержания категории субъекта - от описания качеств человека (ответственность, инициативность и т.д.) к выявлению процессуальных характеристик (самоопределение, самосознание, саморегуляция и т.д.); возрастание роли данной категории в отечественной психологии как одной из важнейших системообразующих основ изучения психического мира человека. Чаще всего субъект рассматривается как системообразующая категория отечественной психологии, которая является интегратором всех свойств человека. Так, А.В.Брушлинский ставит вопрос о субъекте как целостном, творческом, саморазвивающемся начале в человеке, которое, однако, свойственно не только отдельным индивидуумам, но и группам разного уровня и масштаба: государству, нации, этносу, общественным классам и человечеству в целом2. Наряду с этим исследователи проводят дифференциацию понятий субъектности (как появления активно-преобразующих свойств и способностей человека) и субъективности (как внутреннего мира человека).

Развитие категории субъекта способствует изменению представлений о предмете психологии. Ряд авторов полагают, что предметом психологии становится субъект в непрерывном процессе функционирования и развития его психики. Перемещение акцента на субъект смещает исследования с отдельных психических явлений на уровень целостного изучения человека. Кроме того, рассматривается вопрос об обосновании принципа субъек-

2 Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В.Знаков. - М.: ИП РАН; - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003. - С.25.

та, отличного от принципов личности и индивидуальности. Этот принцип требует от психологических исследований признания активности каждого человека в любых обстоятельствах, причем в определенной степени контролируемой и управляемой субъектом. Утверждение в современной психологии субъектной парадигмы предполагает, что источник развития помещен в самом субъекте, его внутреннем росте, самоизменении и самосовершенствовании.

Исходные положения субъектно-дея-тельностной теории и проблема субъекта в психологии разработаны С.Л.Рубинштейном . Ученый обособляет два понятия, которые характеризует человека, а именно: личность и субъект. Субъект рассматривается в аспекте его сознательной деятельности, поэтому большое значение имеет значимость внутренней детерминации субъекта, а, с другой стороны, отношение к субъекту как к результату интериоризации общественного опыта. В связи с этим В.В.Знаков отмечает, что в психологических исследованиях онтологические качества субъекта обычно представлены в описаниях конкретных психологических характеристик. Субъект рассматривается как человек не только познающий, воспринимающий, страдающий, но и предписывающий законы суще-

4

ствования социальному миру .

В целом понятийное поле категории «субъект» менее разработано по сравнению с понятийным полем категории «личность». Категория «личность» имеет три уровня (индивидуальный, метаиндивидуальный и сверхиндивидуальный), отображающие движение от единой сущности к разбивке на множество частей. Категория «субъект» развивается в другом направлении: восхождение на все более обобщенные уровни (индивид, группа, человечество в целом), чем подчеркивается основная характеристика совокупного субъекта. Таким образом, в категории личности акцент ставится на общественные отношения, а в категории субъекта наблюдается обратное движение: от формирования активной позиции до

3 Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.

4 Знаков В.В. От исследований понимания субъектом

мира к психологическому анализу понимающего себя бытия // Психологический журнал. - 2007. -Том 28. -№6. - С. 101 - 110. - С.106.

непосредственного воздействия на действительность.

Принципиальные различия категорий личности и субъекта наблюдаются и в моделях их развития: при описании личностного развития доминируют внешние социальные воздействия (влияние социума, общностей, групп), а что касается субъекта, то центр тяжести перемещается на те внутренние изменения, которые происходят в результате любых воздействий, значимых для человека.

В последнее время проблема субъектно-сти получила свое развитие в психологии образования применительно к субъектности обучаемых. При изучении психологических характеристик субъектности в учебной деятельности за основу чаще всего берут личностно-деятельностный подход, смысл которого соотносится с главными положениями гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс).

Основная идея личностно-деятель-ностного подхода, обоснованная трудами Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, И.А.Зимней, заключается в том, что в обучении личность рассматривается как субъект деятельности, а сама учебная деятельность - особым образом организованная деятельность, направленная на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности - обучающегося. Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося предполагает наличие условий для возможности личностной самоактуализации студента и его личностного роста. Данный подход формирует активность студента, готовность к учебной деятельности, формирует мотиваци-онную базу учебной деятельности (единство внешнего мотива (достижения) с внутренним (познавательным)). Также формируется готовность студента к принятию учебной задачи и способность получения удовлетворения от ее решения. Иначе говоря, личностно-деятельностный подход в обучении означает, что ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной личности5.

Г.В.Акопов рассматривает социально-психологические проблемы субъекта в аспек-

5 Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: 1997. - С.265.

тах личности, учебной группы и профессиональной общности6. По его мнению, в личностном плане такие характеристики субъекта учебно-профессиональной деятельности, как учебно-профессиональное познание, отношение, целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самосознание, инициируются и достигают адекватного уровня развития в условиях соответствующим образом организованной внутригрупповой работы.

Большое внимание исследователи субъ-ектности студентов вузов уделяют проблеме качества профессиональной подготовки спе-

у

циалистов , что особо актуально в условиях радикальных изменений отечественного рынка труда. В последнее время возросли требования к таким значимым личностным качествам, как коммуникативная мобильность, стремление к успеху, готовность к творческой деятельности, ответственность, самостоятельность, способность решать задачи в нестандартных условиях. Выпускник вуза в современных условиях должен быть не только высококлассным профессионалом, но и обладать развитыми творческими, мыслительными, коммуникативными способностями, иначе он может не стать полноценным членом трудового коллектива, самостоятельной личностью, принимающей ответственные решения. Формирование этих качеств становится достижимым лишь при создании в учебном процессе условий для превращения обучающихся из объекта в субъект познавательной деятельности.

Реформирование российской высшей школы, направленное на повышение качества обучения, влияет не только на обучающую деятельность преподавателей, но и на учебную активность студентов. В первую очередь это касается учета исходной мотивации и индивидуальной степени подготов-

8 о

ленности студентов . В свою очередь психо-лого-педагогичес-кая подготовка современного преподавателя вуза предполагает: установление субъект-субъектных отношений

6 Акопов Г.В. Социальная психология образования. -М.: Московский социально-психологический институт: Флинта, 2000. - С.6.

7 Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. - М.; Рязань: РИНФО, 1998.

8 Акопов Г.В. Сознание. Ментальность. Образование //

Вестник Самарского государственного педагогиче-

ского университета. Психология. - Самара. Изд-во

СПГУ, 2006. - С.3 - 10. - С.5.

между преподавателями и студентами в их совместной деятельности, развитие умений проведения и анализа результатов социально-педагогической диагностики студента и студенческих коллективов .

Принято считать, что субъектность студента проявляется в его учебно-познавательной деятельности, общении, самопознании. При этом в качестве основных функций студента как субъекта деятельности выделяют: самопознание, самоутверждение, самореализацию, самооценку, саморегуляцию, самодетерминацию и самоактуализацию.

Развитие субъектности студентов необходимо для формирования и реализации таких качеств как ответственность при принятии самостоятельных решений, творческий подход к делу, планирование времени, налаживание межличностного общения и т.д. Конечной целью развития субъектности выступает формирование профессионально важных качеств будущих специалистов и построение ими собственной карьеры.

Исследования, ведущиеся на факультете психологии Самарского государственного педагогического университета, выявляют закономерности по количественно-качественным характеристикам субъективных отношений, учебных и профессиональных представлений студентов вузов различного типа. Так, есть данные, свидетельствующие о сниженной профессиональной направленности при получении высшего образования студентами некоторых вузов10. Во многом это обусловлено тем, что в учебном процессе современного вуза набор функций студента как субъекта учебной деятельности невелик. Уровень и содержание ведущего целевого компонента жестко фиксирован, поэтому пока речь идет об активности студентов преимущественно в рамках учебной самоподготовки по отдельным дисциплинам.

Наше исследование посвящено изучению проблем субъектности студентов высших учебных заведений технического профиля. В современной педагогике высшей школы про-

9 Резниченко М.Г. Построение воспитательного пространства вуза: Монография. - Самара: Изд-во СГПУ, Изд-во ООО «БМВ и К», 2006. - С.215.

10 Акопов Г.В. Социальная психология образования. -М.: Московский социально-психологический институт: Флинта, 2000. - С.127 - 130.

блема формирования исследовательской компетентности у будущих специалистов технического профиля является, с одной стороны, исключительно актуальной, а с другой, слабо разработанной. Особенностью высшей технической школы по сравнению с высшей школой гуманитарного направления является то, что конкретные отрасли науки, и особенно техники, стремительно развиваются, тогда, как теоретические основы гуманитарных наук развиваются медленнее. Стремительное развитие техники делает задачу подготовки технических специалистов особенно трудной, ибо выпускники технических вузов всегда должны быть подготовлены на уровне последних научно-технических достижений. В условиях роста научной информации задача втуза состоит не столько в том, чтобы сообщить студенту определённую сумму знаний, сколько в том, чтобы научить его учиться, добывать знания самостоятельно.

Проблемы инженерного образования -его качество, содержание, структура, развитие личности будущего инженера - являются особенно актуальными в настоящее время. От компетентности инженера непосредственным образом зависят темпы научно-технического и социального прогресса. Однако существующий арсенал психолого-педагогических технологий и средств чаще всего ориентирует студентов технических вузов на приобретение общих стандартов, не формируя целенаправленно профессиональное самосознание, рефлексию и профессионально-значимые качества личности.

Высшее техническое образование должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый личностный и социально-профессиональный уровень. Особенно это касается современного инженера, который должен сочетать специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой11.

11 Кашкурцева А.П. Формирование профессионально значимых личностных качеств специалиста в сфере информационных технологий // Гуманитарное образование в системе подготовки специалиста мирового уровня: Сб. м-лов Всерос. научно-методич. конф. -Самара: 2007. - С.23 - 25.

Процесс формирования профессиональных компетенций у студентов требует систематических целенаправленных действий. Задачу развития субъектности студентов необходимо решать, начиная с первых дней и на протяжении всего процесса обучения в вузе. Поскольку на разных этапах профессионального и личностного становления у студентов возникают определенные трудности, им необходима социально-психологическая помощь.

В целом, как показывают исследования, позиция субъекта обеспечивает человеку непрерывность профессионально-личностного развития и устойчивость профессиональной «Я-концепции». Изучение динамики развития «Я-концепции» студента является одним из перспективных направлений социально-психологических исследований. В качестве перспектив можно обозначить создание специальных программ, направленных на развитие учебно-профессиональной Я-концепции студентов применительно к каждому из курсов обучения в техническом вузе и развитие учебно-профессиональной Я-концепции студентов разных специальностей.

Хорошим средством актуализации и фиксации тех или иных субъектных установок студентов служат деловые, ролевые, рефлексивные игры, групповые обсуждения, дискуссии и другие формы учебного взаимодействия в группе.

Субъектная позиция студентов, отражающая способ самореализации, самоутверждения и саморазвития будущего специалиста достигается и через социально-психологический тренинг12. Социально-психологический тренинг представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии (с применением различных психологических подходов: психодраматического, гештальттерапии, тран-сактного анализа, психоанализа и др.).

В ходе тренинговых занятий студентами осуществляется деятельность по преодолению психологических барьеров, характеризуемая большой активностью протекания познава-

12 Кашкурцева А.П. Развитие субъектности студентов через социально-психологический тренинг // Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России: Сб. трудов межрегион. науч-но-методич. конф. - Самара: 2006. - С.95 - 96.

тельных процессов, и служащая средством повышения эффективности процесса обучения, и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний. В настоящее время автором разработаны и апробируются: тренинг психологической адаптация первокурсников в техническом вузе, тренинг по сплочению студенческого коллектива, тренинг толерантности, тренинг мотивации достижений, тренинг стрессоустойчивости студентов.

Таким образом, эффективность перспективно направленной профессиональной подготовки будущего специалиста как личности и субъекта существенно зависит от психологически ориентированной организации учебного процесса на всех этапах личностного и профессионального становления студента технического вуза. В этом контексте психологическое изучение субъектности личности студента, включенность которой в многоплановый процесс профессионализации является одним из определяющих факторов его общего эффекта, рассматривается как важное условие орга-

низации деятельности современного технического вуза.

Анализ теоретических и научно-прикладных работ позволяет обосновать субъект-ность как системообразующее свойство и актуализированное личностью состояние включенности в самоформирование - особую по своей психологической роли детерминанту становления будущего специалиста как личности. Очевидно, что требуется дальнейшая научная проработка субъектной активности, субъектного отношения, процесса самоформирования молодыми людьми своей личности на этапах перехода к самореализации в реальной социально значимой деятельности.

Представляется, что на этом направлении исследований можно получить новые ценные научно-практические данные, осмысление которых важно для оптимизации личностного и профессионального становления студента вуза, дальнейшей теоретической проработки вопроса о психологических условиях и механизмах трансляции социального опыта между поколениями.

PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF STUDENT'S PERSONALITY IN HIGHER EDUCATION

© 2008 A.P.Kashkurtseva

Samara state pedagogical university

The article discusses theoretical aspects of subjectness, focusing on the problem of subjectness in the system of higher education. Specific features of subjectness of students of higher education institutions are studied in the education process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.