УДК 316.6 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ОТНОШЕНИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ И ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ КАЧЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Колиниченко И.А.
Целью исследования является анализ взаимосвязи между образом Я и возможностью изменений, желательностью своих качеств мужчин и женщин предпринимателей.
Методология работы представлена научными положениями психологии о личности предпринимателей и гендерных различий в предпринимательстве.
Результаты показывают тенденцию к увеличению оценки образа Я и уменьшению возможности изменения своих качеств, даже при понимании их нежелательности для самого предпринимателя, что будет мешать гармонизации внутри профессиональных отношений и повлияет на социально-экономические отношения в обществе.
Область применения результатов: социальная психология, психология предпринимательства, социология труда, социология управления.
Ключевые слова: психология личности предпринимателей; гендерные особенности самооценки и возможности изменений предпринимателей, желательность качеств для предпринимателей.
GENDER DIFFERENCES’ SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL STUDY IN RESPECT TO CHANGES AND DESIRABILITY OF BISINESSMEN’S QUALITIES
Kolinichenko I.A.
The purpose of the study is the analysis of the interrelationship of I-image and possibility of changes, desirability of businessmen’s and businesswomen’s qualities.
Methodology of the paper is represented by scientific psychological propositions of businessmen personality and gender differences in business.
The results display tendency to the increase of I- image evaluation and decrease of qualities changes, even in the case of their undesirability for businessman which will prevent harmony in professional relations and will effect on social and economic relations in society.
Practical implications of results: social psychology, business psychology, labour sociology, management sociology.
Keywords: businessmen personality psychology, gender features of selfestimation and possibility of businessmen changes, desirability of businessmen qualities.
Введение. Существующие противоречия между пониманием значения предпринимательства для экономики российского общества и гендерными различиями в этой деятельности рассматриваются учеными как актуальная проблема. Это связано с тем, что потенциал субъектов предпринимательства стал активно использоваться в экономике. Однако проблема гендера и психологических различий самооценки, самореализации полов играет немаловажную роль в жизни женщин и мужчин предпринимателей в условиях изменения социальных процессов общества, затрудняя развитие предпринимательской деятельности и вызывая личностные проблемы.
При изучении предпринимательства и личности предпринимателя мы опираться как на положения психологической теории личности и теории деятельности, разработанные в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова, так и на положения экономической теории, представленные в работах Дж.М. Кейнса, И. Шумпетера, Ф. Хайека, социологов К. Маркса и М. Вебера, научные идеи Р. Хизрич, М. Питерса о
личностных особенностях предпринимателей, социально-психологических основах развития предпринимательства (А.Н. Чиликин) [3].
Проблемы гендерных различий в обществе и в предпринимательской деятельности представлены в научных идеях и концепциях разных лет. К ним можно отнести статусную теорию Дж. Бергера о поведении субъекта как объяснение его статуса в обществе, который неодинаков для обоих полов; социально-ролевую теорию гендерных различий Эллис Ингли; научные представления о социальных, психологических и культурных аспектах мужчин и женщин (Р. Столлер, Р. Унгер) [1]; кросскультурное исследование гендерных различий О.В. Митиной, В.Ф. Петренко [2]; научные идеи Г.В. Турецкой, А.Е. Чириковой о страхе успеха у российских женщин-предпринимателей [3]; представления о негативном восприятии женского преуспевания в обществе традиционного типа ученой В.А. Лабунской [4]; гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции О.И. Титовой [5].
Гендерные проблемы предпринимателей рассматриваются как социально-психологический феномен, проявляющийся во внутриличностной сфере и взаимодействии с культурой в целом. На сегодняшний день, как отмечает А. Ф. Храмцов, гендер остается категорией анализа и интерпретации общественных явлений, роли человека в жизни общества, способствующей пониманию обусловленности статусов мужского и женского [6].
Материалы и методы. Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи между образом Я и возможностью изменений, желательностью качеств мужчин и женщин предпринимателей.
Были использованы методы исследования: психологические - метод самооценки, математические - методы количественной и качественной обработки с интерпретацией эмпирических данных - корреляционный анализ.
В эксперименте принимали участие 42 испытуемых (21 женщина (средний возраст 40 лет) и 21 мужчина (средний возраст 38 лет));
предприниматели, осуществляющие свою деятельность в городах Мин-Воды, Пятигорск, Кисловодск, Г еоргиевск Ставропольского края.
Испытуемым предлагался опросник С. Бэм в модификации и инструкция:
I. Оцените, насколько Вам присуще каждое из перечисленных качеств по 5-бальной системе: 1 - минимальная выраженность этого качества, 5 -максимальная выраженность. II. Каждую характеристику оцените по тому, насколько Вы можете произвольно ее изменить по 5-и балльной системе: от 1 -это в принципе невозможно изменить до 5 - это полностью может быть изменено. III. Каждую характеристику оцените, насколько считаете ее желательной для себя: от 1 - нежелательная до 5 - полностью желательная.
На основе индивидуальных протоколов испытуемых были созданы общегрупповые матрицы, сформированные по параметру пола и профессии. Рассчитывался показатель корреляции для каждого испытуемого с целью выявления взаимосвязи между основными исследуемыми показателями: образом Я и возможностью изменить качества, образом Я и желательностью этих качеств для испытуемого, связи изменяемости и желательности.
Результаты исследования. Результаты корреляционного анализа представлены в Таблице 1 и Таблице 2.
Таблица 1
Корреляционный анализ результатов исследования женщин
Показатели/№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
изменяемость 0,04 Г'' 0, 1 0, 1 СП 0, 1 0, ■ 0, 1 0,02 0,32 сч 0, 1
самооценка о" 0 1 0 1 0,89 0,24 0,36 2, 0,09 0,35
связь изменяемости с желательностью Г'' 0, 0,01 0, 1 0, 1 0, ■ сч 0, 1 СО 0, 1 сч 0, 1 0,02 0, 1
Продолжение Табл. 1
Показатели/№ 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
изменяемость о" 1 0 ■ СП 0, 1 сч 0, - 0 1 0, - 0,07 0 - сч 0, - 0 - 0,0
самооценка 0,92 -0,1 сч 0, 1 0,6 ОО 0, 0,26 0,76 0,54 0,69 0,33 0,0
связь изменяемости с желательностью сч 0, 1 0 ■ СП 0, -0,3 0,14 СО 0, 1 0,06 0, 1 0 ■ -0,3 0,0
Таблица 2
Корреляционный анализ результатов исследования мужчин
Показатели/№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
изменяемость 4 СО 0, - 0,01 00 о 0, ■ -0,16 -0,06 2 0, - сч 0, - 0, - -0,49 7 о 0, -
самооценка 0,313 0,423 о 0, - 0,054 -0,12 0,595 0,331 0,287 0,165 0,15
связь изменяемости с желательностью -0,24 ел Г'' 0, 0,14 -0,28 -0,24 -0,32 -0,42 -0,05 -0,13 0, 1
Продолжение Табл. 2
Показатели/№ 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
изменяемость -0,04 -0,18 0, - -0,18 0,14 Г'' 0, сч 0, - -0,08 Г'' сч 0, 1 -0,06 2 ю 0,
самооценка 4 о 0,358 0,74 0,693 9 1/л 0, СП 0, - 0,73 0,768 4 со 8, 0, 0,14 9, 0,
связь изменяемости с желательностью 4 сч 0, Г'' 0, ■ -0,23 0,282 0,319 -0,13 -0,01 -0,53 -0,38 0,127
Обсуждение результатов исследования. Согласно представленной Таблице 1, корреляция образа Я и желательности для каждого человека по каждому из 60 качеств позволила нам представить связь между показателями самооценки женщин предпринимателей. Диагностируется положительная связь между образом Я и желательностью качеств у 16 человек (76,2%): чем выше образ Я, тем желательнее качества при г=0.99; 0.89; 0.24; 0,19; 0,36; 0,24; 0,09;
0,35; 0.92; 0,6; 0,8; 0,26; 0.76; 0,54; 0.69; 0,33. Соответственно, у 5-х человек (23,8 %) эта связь высокая, у 5-х - средняя, у 5 человек слабая связь, у 4 (19%) связи нет.
Отсюда можно сделать вывод, что у 4 женщин предпринимателей представления о себе не ясны, 5 женщин не отождествляют себя со своими качествами, у 5-х человек (со средней связью) связь между образом Я и желательностью качеств присутствует, но не оказывает значительного влияния. Можно предположить, что у большинства испытуемых положительные представления о себе вовсе не связываются со своими качествами.
У 4-х испытуемых женщин (это 19% от всей выборки) наблюдается положительная корреляционная связь между показателями образа Я и возможности произвести изменения качеств личности. У 10 испытуемых корреляционная связь отрицательная, свидетельствующая о том, что чем выше оценивается образ Я, тем меньше признается возможность изменений. У остальных испытуемых связи между данными показателям выявлено не было.
У 12 человек (в 57,1% случаев) обнаружена обратно пропорциональная зависимость между возможностью изменений и желательностью этих качеств (г= -0,1; -0,4; -0,1; -0,2; -0,3; -0,2; -0,1; -0,2; -0,3, -0,3; -0,4; -0,3). То есть чем выше показатели изменяемости, тем ниже показатели желательности качеств. Во всех остальных случаях корреляционной связи нет. Можно сделать вывод, что небольшой процент женщин предпринимателей ясно понимают себя и свои желательные качества, большинство плохо осознают возможность изменений при том, что имеются качества, которые явно нежелательны для них.
В соответствии с данными, представленными в Таблице 2, положительная корреляция образа Я и желательности (самооценка) обнаружена в 76,2 % случаев (16 мужчин предпринимателей), из них высоко коррелируют показатели только у 3-х человек (14,3%), у 4-х они средние, у 3 человек (14,3 %) слабая связь, у 10 (47,61%) связи нет. Обнаружена слабая отрицательная корреляция у 1 испытуемого, в 2-х случаях из-за незначительных математических значений эта связь не рассматривалась.
Можно предположить, что высокая оценка образа себя предполагает рассмотрение и оценку своих качеств, а средняя и низкая оценка себя не предусматривает отслеживания связи Я-концепции со своими качествами.
Выявлена положительная взаимосвязь между образом Я и возможностью изменить качества только у 4 испытуемых мужчин. Во всех остальных случаях выявлена отрицательная корреляция, что свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между эти данными: чем выше
рассматривается образ себя, тем ниже возможность изменить качества. Можно предположить, что у мужчин присутствует не слишком выраженная уверенность в необходимости изменять себя. У 14 человек из 21, это 66,7% испытуемых, обнаружена обратно пропорциональная зависимость между изменяемостью и желательностью этих качеств, то есть увеличение показателей изменяемости повлекло за собой уменьшение показателей желательности.
Сравнительный анализ показателей корреляции позволяет выявить как общее, так и различие в обоих выборках испытуемых. Достаточно похожи показатели корреляционной связи изменяемости и желательности. Распределение значимых корреляций показывает уменьшение возможностей к изменению при росте самооценки, более значимо проявляющиеся у женщин предпринимателей, у большинства мужчин, по сравнению с женщинами, обнаружено отсутствие связи между образом Я и желательностью качеств; усматривается положительная тенденция в осознании, хотя и слабом, возможности изменений у женщин предпринимателей.
Заключение. Мы считаем, что образ современного предпринимателя может оказать влияние и на изменение гендерных стереотипов, и на социальную иерархию и жизнь общества. Однако для подобной переориентации в масштабах общественного сознания необходимы внутренние изменения, которые предприниматели могут произвести в себе.
В исследовании были получены данные, раскрывающие уменьшение возможностей к изменению при росте самооценки, более значимо
проявляющиеся у женщин предпринимателей, у большинства мужчин обнаружено отсутствие связи между образом Я и желательностью качеств. Последнее может рассматриваться как серьезная личностная проблема.
Мы считаем, что для позитивного представления о себе необходимо позитивное восприятие своих качеств, осознание возможностей и способностей, для полноценного использования которых необходимо, чтобы предприниматели понимали свою роль в жизни общества в качестве субъектов отношений нового типа, исследовали личностные способности и возможности изменений, прежде всего, в себе. Мы считаем, в этом может помочь создание и реализация программ психологического сопровождения предпринимателей.
Список литературы
1. Дмитриевская М.С. Эволюция гендерных стереотипов и их роль в повседневной жизни женщины // Материалы международной научнопрактической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке». Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2009. С. 7.
2. Митина О.В. Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии, 2000. №1. С. 68-86.
3. Психология предпринимательства: хрестоматия: учебное пособие для факультетов психологических, экономических и менеджмента. Самара: Бахрах - М, 2007. 786 с.
4. Социальная психология в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. проф. Лабунской В.А. М.: Гайдарики, 1999. 397 с.
5. Титова О.И. Гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 167с. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/170697.html (дата обращения: 10.07.11)
6. Храмцов А.Ф. Влияние гендера на политическую социализацию молодежи // Власть, 2009. № 4. С. 26-29.
References
1. Dmitrievskaya M. S. Evolyutsiya gendernykh stereotipov i ikh rol' v povsednevnoy zhizni zhenshchiny [Evolution of gender stereotypes and their role in woman’s every day life]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sotsial'naya evolyutsiya, identichnost' i kommunikatsiya v XXI veke» [International and practical conference materials ’’Social evolution. Identity and communications in 21 century]. Stavropol: 2009. P. 7.
2. Mitina O.V., Petrenko V.F. Krosskul'turnoe issledovanie stereotipov zhenskogo povedeniya (V Rossii i SShA) [Crosscultural study of stereotypes of woman’s behavior (in Russia and the USA)]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], no. 1 (2000): 68-86.
3. Psikhologiyapredprinimatel'stva: khrestomatiya: uchebnoe posobie dlya fakul'tetov psikhologicheskikh, ekonomicheskikh i menedzhmenta [Businessmen’s psychology. Textbook for psychological, economical and management departments]. Samara: Barach-M, 2007. P. 786.
4. Sotsial'naya psikhologiya v voprosakh i otvetakh [Social psychology in
questions and answers]. 1999. P. 397.
5. Titova O.I. Gendernye razlichiya v otnosheniyakh rossiyskikh
predprinimateley k konkurentsii i partnerstvu [Gender differences of Russian businessmen in respect to competition and partnership]. M, 2007. P. 167. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/170697.html
6. Khramtsov A.F. Vliyanie gendera na politicheskuyu sotsializatsiyu
molodezhi [Gender effect on youth political socialization]. Vlast, no. 4 (2009): 26-29.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Колиниченко Ирина Александровна, доцент кафедры психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности, кандидат психологических наук
Пятигорский государственный лингвистический университет ул. Калинина, д.9, г. Пятигорск, Ставропольский край, Россия e-mail:KolinichenkoI@yandex.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kolinichenko Irina Aleksandrovna, senior lecturer of personality psychology and legal security of social activities department, Ph. D. in Psychological sciences
Pyatigorsk State Linguistic University
9, Kalinina street, Pyatigorsk, Stavropol Region, Russia
e-mail: KolinichenkoI@yandex. ru
Рецензент:
Овчинникова Л.А., доцент, кандидат психологических наук, доцент, кафедра «Туризм» Кавминводского института сервиса (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»