Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / педагогические технологии / ценностно-ориентирующие технологии / тренинг / студент / inclusive education / pedagogical technologies / value-oriented technologies / training / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Ю. Муллер

В статье автором рассмотрены технологии творческого развития личности, применение которых возможно при реализации инклюзивного образования. При этом применяется множество технологий, методов и средств, которые повышают эффективность обучения. Автор классифицирует ценностно-ориентирующие технологии, одна из которых – метод «Социально-психологический тренинг». Для проверки его эффективности было проведено тестирование на выявление эмоционального интеллекта по методике «Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко. Полученные результаты указывают на эффективность ценностно-ориентирующей технологии при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе, что способствует развитию их способностей в понимании позиции другого, большей открытости и доверительности к собеседникам в условиях наличия множества непохожих или противоречивых мнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О Ю. Муллер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF INCLUSIVE EDUCATION

In the article, the author considers technologies for the creative development of the individual, the use of which is possible in the implementation of inclusive education. In the implementation of inclusive education, many technologies, methods and tools are used that increase the effectiveness of education. The author classifies value-oriented technologies, one of which is the method of “Social-Psychological Training”. To test the effectiveness of the method, testing for emotional intelligence is carried out according to the method of “Emotional Empathy” by V.V. Boyko. The results of the work indicate the effectiveness of value-oriented technology in teaching students with disabilities at a university, which contributes to the development of their abilities in understanding the position of another, greater openness and trust in interlocutors in the presence of many dissimilar or conflicting opinions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

монстрация силы и разъяснительная работа, используется видео- и фотосъемка для исключения дальнейших безнаказанных действий, при необходимости применяются спецсредства.

4. При обнаружении предметов, которые могут квалифицироваться как взрывоопасные, дается оперативная информация руководству, производится оцепление возможной зоны поражения, эвакуируются все участники и посторонние в данном районе, осуществляется вызов спецслужб для недопущения взрыва и ликвидации возможных последствий, через громкоговоритель дается команда о прекращении мероприятия.

5. При перемене погодных условий в сторону их резкого ухудшения следует довести до участников мероприятия необходимую информацию, провести работу по исключению паники, обеспечить организованный выход граждан с опасных участков местности, привлечь транспортные средства и организовать перевозку участников в безопасные районы.

6. При перерастании несанкционированных публичных мероприятий в массовые беспорядки проводится усиление охраны важных объектов, перекрываются возможные направления перемещения граждан к району беспорядков, ограничивается движение всех видов транспорта, ведется постоянный мониторинг обстановки с докладом в оперативный штаб, производится сбор личного состава для пресечения массовых беспорядков, организуется взаимодействие всех органов и служб по обеспечению охраны общественной безопасности и правопорядка, проводятся мероприятия согласно плану действий на случай возникновения массовых беспорядков.

В любом случае органы внутренних дел в соответствии с законом должны запретить проведение несанкционированного публичного мероприятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и довести до участников информацию об административной ответственности за данное нарушение [5].

В качестве оснований для применения физической силы и спецсредств для пресечения перерастания публичных мероприятий в групповые нарушения и массовые беспорядки следует выделить:

- возникновение реальной угрозы здоровью, жизни населения или нанесению вреда материальным ценностям или имуществу граждан;

- перерастание несанкционированных публичных мероприятий в массовые беспорядки или групповые нарушения.

Действия органов внутренних дел по прекращению публичного мероприятия:

1. Объявить о прекращении публичного несанкционированного мероприятия с доведением последствий его невыполнения.

Библиографический список

2. Установить сроки для прекращения несанкционированного мероприятия.

3. При невыполнении требований организаторами мероприятия обратиться к участникам и определить дополнительный срок на выполнение указанных требований.

4. По истечении указанного срока сотрудники полиции выполняют действия согласно плану по прекращению публичного мероприятия.

План пресечения публичного мероприятия включает следующие тактические приемы:

1) блокирование района проведения публичного мероприятия, расчленение на части участников;

2) наблюдение и оценка обстановки в районе проведения публичного мероприятия;

3) изъятие активных участников, совершающих противоправные действия;

4) документирование задержания с фиксацией фото- и видеосъемкой;

5) оперативное реагирование на все нарушения общественного порядка;

6) применение физической силы и спецсредств.

Формирование профессиональной готовности к действиям по пресечению несанкционированных публичных мероприятий вызывает необходимость применять активные и интерактивные методы обучения на практических занятиях с моделированием возможных ситуаций. Существует также объективная потребность в повышении эффективности воспитательной работы, которая связана с требованиями новой педагогической парадигмы, определяющей формирование личности обучаемого из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся [6, с. 20], и проведение данной деятельности как в учебное, так и во внеучебное время с привлечением кураторов как наиболее подготовленных к воспитанию гражданских и патриотических качеств у сотрудников полиции [7, с. 158].

В качестве заключения следует отметить, что организация обеспечения общественной безопасности и правопорядка при возникновении несанкционированных публичных мероприятий обеспечивается органами внутренних дел при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Также нами предложены способы подготовки сотрудников полиции к деятельности при возникновении несанкционированных публичных мероприятий. В дальнейшем необходимо разработка вопросов действий сотрудников полиции и обеспечения личной безопасности в период перерастания несанкционированных публичных мероприятий в массовые беспорядки, так как правовые основы их деятельности в этих условиях существенно отличаются, постановкой новых задач и предоставление сотрудникам полиции дополнительных полномочий.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ 2020). Справочные правовые системы Консультант Плюс. Москва: Высшая школа, 2021. Available at: http//www.consultant.ru

2. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (ред. от 30.12.2020). Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. 2022. Available at: http//www. consultant.ru

3. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018; № 18-2: 89-91.

4. Прокопьев К.Г Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства об ответственности за несоблюдение правил массовых мероприятий. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Наука и образование. Курганский государственный университет 2016; № 12: 166-169.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020). Справочные правовые системы Консультант Плюс. Москва: Высшая школа, 2022. Available at: http//www.consultant.ru

6. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогический университетский вестник Алтая. 2000; № 2: 20.

7. Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 3 (46): 157-159.

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF 2020). Spravochnye pravovye sistemy Konsultant Plyus. Moskva: Vysshaya shkola, 2021. Available at: http//www.consultant.ru

2. O sobraniyah, mitingah, demonstraciyah, shestviyah ipiketirovaniyah (red. ot 30.12.2020). Federal'nyj zakon ot 19.06.2004 N 54-FZ. Spravochnye pravovye sistemy Konsul'tant Plyus: Vysshaya shkola. 2022. Available at: http//www.consultant.ru

3. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij, obespechivayuschih lichnuyu bezopasnost' sotrudnikov policii pri vypolnenii sluzhebnyh obyazannostej. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2018; № 18-2: 89-91.

4. Prokop'ev K.G. Sravnitel'nyj analiz rossijskogo i zarubezhnogo zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za nesoblyudenie pravil massovyh meropriyatij. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. Nauka i obrazovanie. Kurganskij gosudarstvennyj universitet. 2016; № 12: 166-169.

5. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 24.04.2020). Spravochnye pravovye sistemy Konsul'tant Plyus. Moskva: Vysshaya shkola, 2022. Available at: http//www.consultant.ru

6. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskij universitetskij vestnikAltaya. 2000; № 2: 20.

7. Zarechnev D.O., Fedulov B.A. Osobennosti provedeniya kuratorskoj raboty v uchebnoj gruppe kursantov yuridicheskih institutov MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 3 (46): 157-159.

Статья поступила в редакцию 22.12.22

УДК 378.1

Muller O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional and Further Education Pedagogy, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: muller_ou@surgu.ru

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF INCLUSIVE EDUCATION. In the article, the author considers technologies for the creative development of the individual, the use of which is possible in the implementation of inclusive education. In the implementation of inclusive education, many technologies, methods and tools are used that increase the effectiveness of education. The author classifies value-oriented technologies, one of which is the

method of "Social-Psychological Training". To test the effectiveness of the method, testing for emotional intelligence is carried out according to the method of "Emotional Empathy" by V.V. Boyko. The results of the work indicate theeffectiveness of value-oriented technologyinteachingstudents with disabilities at auniversity, which contributes to the development of their abilities in understanding the position of another, greater openness and trust in interlocutors in the presence of many dissimilar or conflicting opinions.

Key words: inclusive education, pedagogical technologies,eelee-anentedtecenologies,Crainiec, stuaent.

О.Ю. Муллер, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: muller_ou@surgu.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье автором рассмотрены технологии творческого развития личности, применение которых возможно при реализации инклюзивного образования. При этом применяется множество технологий, методов и средств,которые повьшают эффективность обучения. Авторклассифицирует ценностно-ориен-тирующие технологии, одна из которых - метод «Социально-психологический тренинг». Для проверки его эффективности было проведено тестирование на выявление эмоционального интеллекта по методике «Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко. Полученные результаты указывают на эффективность ценност-но-ориенттрующийнехнолигииприибуиеинситуденнов согрититенными возможностямоздорвньс в суза, что спосоВсттует развитию эх сьостбнсснеСв пь-нимании позиции другого, большей открытости и доверительности к собеседникам в условиях наличия множества непохожих или противоречивых мнений. -Стючркь/и слова: бнкхюзивноепбразование, педагогические технологии, ценностно-ориентирующие технологии, тренинг, студент.

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем, что на сегодняшний деньпри реализацииинклюзивного образования применяетсямножествотехно-логий, методов и средств, которые повышают эффективность обучения.делая процесс непрвквеллым и гибким.Обузениемиц лоараничеввоние везмежзоптклв здоровья (ОВЗ) включает подходы, предполагающие активное задействование творческих и социально-психологических аспектов в образоватдльномоояцеосе.

Исходя из вышеизложенного, её целью является оценка эффективности со-хреллео-ксихалчревеслеео каенинге кезпедевоззнесчойтеоаакозии е^нке^юзивез^-^оо°^леояиапил ч рак фекииае со1еи^ж^изе^ииа^з^з1ентче с-^Ва,оз^ееирвзюццеге их профессиональному развитию.

Пострел еез^й^зеямч^^а^'^Ер^к^-г задаче:

- проанализировать педагогические технологии, примеояемыевпроцос-ле оВекениа лет сОВЗ;

- рассмотреть классификацию ценностно-ориентирующих технологий;

- пеиееcтрэкcпслиюаезеаькяюpa0опрзкеаснкриффлкирзееcтзеизаер «Социально-психологический тренинг» как ценностно-ориентирующей технологии инклюзивного образования в вузе.

Млтоеы ешиеса ели ста-

тьи, включают анализ источников, сравнение, эксперимент и обобщение. Для лценки эфМ^пиеинлстн выхчхиной педагогиврепой технологли была яримьяеча методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.

Наденая новизна исследования состоит в рассмотрении ценностно-ори-ентирующей технологии как эффективной методики в процессе обмченицлиц с

овз.

Теореепчмякая л пpетгизecкaярнекимпcиз ^(юты еезаaаеЕ

танной технологией, которая может быть применена в практи кяобцоеноявузсв еоиэ ью пэ вышенимпачелркткoеготоркияладeнтoв и oгpоивеемиилlй здcDJ^Е^^вЛ:

Изучению возможностей педагогических технологий инклюзивного образо-^^лл^я лдееают вцимепиа множлетве псаатепвткeлоO,реяяlлaтpи^^ееlи4лк(л^3^иц ные методы и технологии: И.Д. Бутузов, А.И. Попов, А.А. Кирсанов, Ю.М. Аники-на.ОА Юомотог^.О.Леи^^в^ к др.

В современных условиях одно из ключевых значений в работе педагога имеет креативность. Т.А. Барышева определяет креативность как творческий —TcnL^n визможнорви, рреялляющиеси в ктзлвзлык тедах с^ис

характеризующие личность, продукты деятельности человека и процесс их соз-дани я ОоС. а н^ятлг^ сернол^а^^^^т^иви обтквполагoлиздькем

контексте может предоставить следующий результат, отражающий сущность фе-номенаиэорэ еской деятельности (рис. 1).

Опираясь на структуру творческой деятельности, можно определить технологии и методы творческого развития личности, каждый из которых направлен на решениеконкретных задач.Среди них предусмотрены следующие:методпро-блемного изложения, эвристические методы, метод аналогии, метод синектики, исследовательский метод, мозговой штурм, командный метод, игровые технологии, технолотни дифШерезрнсцтр и тнрювируеедзации обучения и пр. При этом определение технологий и методов творческого развития личности в данном исследовании нами рассматривается также как задача по личностному и профес-ш/юнеантомдечдвитию о бунающихсянЮВЗ в усеонияш врыа.

Эвристические методы опираются на систему принципов деятельности педагога и деятельности обучающегося в целях развития интуитивных процессов в [дешенюиыво^есрсрнанин. Над^сар, п^иннеоре мекнеаэзрншгтаесетхвйп|ио-сов подразумевает использование систематизации информации для решения творческой задачи, что является дополнительным стимулом для формирования новой стратегии в профессиональной деятельности. Метод аналогий предполагает задействование интуитивных и дедуктивных процедур мышления.

Болншчдадаиениопыи oCyчыниилирыOВЗ ик^^нэтад^о^ь^1ешхн^^оги1з. Например, деловая игра предлагает распределение ролевых функций и установок в коллективе для моделирования ситуации с целью исследования различных напекто в нз а имнот н ошеншНн р eшeырянpафхрcсснa литыxзaдач,

Ценностно-ориентирующие технологии - категория технологий и методов обучения, опирающихся на аксиологические аспекты профессиональной подго-ыониз. ФаpыипoвсхиeзoмпeтзнхнHинвopхаcтиxcпзсоОияснен о раниен олутнт происходит на базе отношения обучающихся к явлениям окружающего мира. Некоторые исследователи видят в них особое педагогическое значение, заключаю-щмевянт0тм0фн0cтcc0действия процессам социализации [2]. Алгоритм применения таких технологий представлен на рис. 2.

Рис. 1. Структура творческой деятельности

Рис. 2. Пример алгоритма применения ценностно-ориентирующих технологий

Приведем классификацию ценностно-ориентирующих технологий:

- портфолио (преобразует общую информацию в личностно и профессионально значимую);

- дебаты (направлены на формирование умений оценивать и аргументировать свою позицию, обосновывать свое решение);

- кейс (решение проблемных ситуаций из практики);

- социально-психологический тренинг;

- проект (направлен на развитие навыков самостоятельно организовывать работу в сфере профессиональной деятельности) [3].

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения опираются на принципы в обучении, по своей сути противоположные традиционным, при которых все обучающиеся считаются условно одинаковыми. Смысл технологий дифференциации и индивидуализации обучения заключается в организации условий обучения, в результате каждый обучающийся имеет возможность усвоить образовательную программу в объеме, не ниже минимального, оценивая свои способности, возможности и интересы. Данные технологии эффективно применяются в отношении групп обучающихся, отличающихся способностями и возможностями, в том числе имеющих ограничения здоровья. Дифференциация может быть внешней, где основными показателями являются возраст, успеваемость и интересы обучающихся, и внутренней, при которой одна группа обучающихся подразделяется на более мелкие по разным признакам [4]. Индивидуализация фактически предполагает систему воспитания личности, целью которой является недопущение появления пробелов в знаниях обучающегося, что необходимо, в том числе, в отношении обучающихся, имеющих особенности здоровья.

В целом педагогических технологий рассматриваемого направления достаточного много. Если применять их в контексте инклюзивного образования как личностно ориентированные технологии, то можно представить следующую классификацию (рис. 3).

Рис. 3. Классификация личностно ориентированных технологий

Целью данного исследования является оценка эффективности метода «Социально-психологический тренинг» как ценностно-ориентирующей технологии инклюзивного образования в вузе. В проведенном нами эксперименте был использован метод «пустого стула» в рамках темы «Демократия в образовании», где преподаватель заранее готовит четыре высказывания с различным и точками зрения по теме, каждая из которых может быть критически осмыслена:

1. Демократия в образовании-важное условие эффективностисовремен-ного образования.

2. Демократия в образовании - одна из основных концепций современкого обеизовония.

3. Демократия в образовании - неоднозначное явление, оказывающее положительное/отрицательное влияние на учебный процесс.

4. Демократия в образовании - отражение политики на системе образования.

В учебной аудитории мебель расставляется по кругу, и каждое высказывание записывается на отдельном листе бумаги, образуя круг. Студенты знакомятся с их содержанием, садятся рядом с тем, с которым они согласны, что образует небольшие группы. Каждой группе предлагается в течение 20 минут активно обсудить свою точку зрения, записывая наиболее сильные аргументы в свою пользу. После этого перед каждой группой ставится стул, на который садится представитель группы, начиная дискуссию, в течение 5 минут аргументируя точку зрения группы. Каждый студент при этом может высказаться только один раз, заняв пустой стул.

Значение данной педагогической технологии инклюзивного образования выражена в следующем:

- активное включение каждого студента в тему благодаря личному вовлечению в вопрос;

- развитие терпимости и уважения к другим участникам и их точкам зрения;

- развитие умения защищать свою позицию в условиях плюрализма;

- развитие критического мышления;

- развитие творческого мышления и оригинальности;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умения работать с единомышленниками.

Как видно из общего описания метода «пустого стула», он совмещает в себе нескольких педагогических технологий инклюзивного образования, рассмотренных нами выше, а именно - игровые, «внутренней дифференциации обучения» и «дебаты».

Дидактическое значение метода состоит в том, что он предполагает активное социально-психологическое обучение лиц с ОВЗ в постоянном взаимодействии с другими участниками в намеренно созданных педагогом условиях невозможности, в конечном итоге - победы одного из них над другими, поскольку все предложенные точки зрения могут быть критически осмыслены, то есть объективно доказаны и опровергнуты в зависимости от силы аргументов.

Для проверки эффективности метода по итогам проведения пяти семинаров в течение учебного года было проведено тестирование на эмоциональный интеллект по методике «Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко [5]. Полученные результаты в итоге сравнивались с результатами группы студентов с ОВЗ, обучение которой не предусматривало проведение семинаров по методу «Социально-психологический тренинг». Определение уровня эмоциональной эмпатии в данном случае позволило оценить влияние ценностно-ориенти-рующей технологии на способность студентов с ОВЗ взаимодействовать с другими в ситуации, когда возможно столкновение нескольких непохожих или противоречащих друг другу мнений, имеющих высокое личностное или социальное значение.

На рис. 4 отражены результаты методики «Диагностика уровня эмпатиче-ских способностей» (В.В. Бойко) для первой группы (обучение предусматривает ценностно-ориентирующую технологию) и второй группы (обучение не предполагает применение ценностно-ориентирующей технологии).

РАЦИОН. ЭМОЦИОН. ИНТУИТ. УСТАНОВ. ПРОН. СП. ИДЕНТ. ОБЩИЙ ■ 1 группа ■ 2 группа

Рис. 4.Средкиеааллымо двум группам пометодикеВ.В. Бойкм

Автор методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» Р.В.Бойкевещелдетемсоолько ранаемвеотруетуреемпапми[6].

Рациональный канал отражает способность к направленному восприятию и концанемаееевнммднаова овртояеии, подедении и точке зрения другого. В проведенном тестировании видно, что у студентов первой группы эта способность Меное ртзвита, еем у предсеаоитаымавтемоонруппек

Эмоциональный канал эмпатии указывает на умение понимать точку зре-еея другегеимосе|кинамаом еееак ,°опуичимдю. Текжотток ка.аломвеч.втза умение входить в положение другого субъекта, учитывая при этом влияние на его тоао^рюееяеубъечеивныофакта°вч, чео немалодмжнт пуп нтлиоеи фамам^ ОВЗ.Как впдкчаорегуллтатам мрмтитрванпт, у студентов, прошедших семинары по технологии ценностно-ориентированного обучения, эта способность развита луе-р, нетв сеуеентоввпеоей грвееы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через интуитивный канал эмпатии осуществляется способность интуитивно воспринимать информацию о собеседниках, в том числе касающуюся ситуации и проблемы обсуждения. Данная способность практически в равной степени развита у студентов обеих групп.

Канал установок определяет психологические и когнитивные факторы, способствующие или мешающие эмпатии. Эта способность также в равной степени проявляется у студентов обеих групп. На наш взгляд, это объясняется тем, что прошедшие семинары по методу «пустого стула» студенты смогли выработать установки, предполагающие неизбежность наличия множества мнений в спорных ситуациях, что заведомо означает необходимость спокойного и терпимого отношения к другим.

«Проникающая способность в эмпатии» отражает свойство личности, способствующее доверительности и открытости собеседнику умение вступать в цивилизованный диалог Как видно по результатам тестирования, она гораздо выше у студентов, прошедших семинары по методу «пустого стула».

Библиографический список

«Идентификация» указывает на умение ставить себя на место другого, понимать его положение, влияющее на точку зрения. Это умение более развито у студентов первой группы.

В итоге средний балл у первой группы, принимавшей участие в семинаре по методу «пустой стул», составил 24,0, а у студентов второй группы, обучение которых не предполагало использование ценностно-ориентирующей технологии, - 22,9. Существенная разница по среднему баллу позволяет утверждать об эффективности ценностно-ориентирующей технологии «Социально-психологический тренинг» при обучении студентов с ОВЗ в вузе.

Таким образом, применение данной технологии способствует развитию способностей лиц с ОВЗ в понимании позиции другого, большей открытости и доверительности к собеседникам в условиях наличия множества непохожих или противоречивых мнений. Значение результата исследования в том, что указанные способности очень влияют на социализацию лиц с ОВЗ, что немаловажно для профессионального роста.

1. Попов А.И. Инновационные образовательные технологии творческого развития студентов. Педагогическая практика. Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013.

2. Аникина Ю.М., Карпова О.Л. Ценностно-ориентирующие технологии содействия правовой социализации личности студента вуза. Мир науки. Педагогика и психология. 2021; № 1: 1-10.

3. Лопанова А.П. Ценностно-ориентирующие технологии в правовой подготовке бакалавра туризма. PRIMO ASPECTU. 2019; № 1 (37): 98-104.

4. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород, 1972.

5. Тулитбаева ГФ. Психология социального интереса. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2015.

6. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2001: 486-490. References

1. Popov A.I. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii tvorcheskogo razvitiya studentov. Pedagogicheskaya prakiika. Tambov: Izdatel'stvo FGBOU VPO «TGTU», 2013.

2. Anikina Yu.M., Karpova O.L. Cennostno-orientiruyuschie tehnologii sodejstviya pravovoj socializacii lichnosti studenta vuza. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya. 2021; № 1: 1-10.

3. Lopanova A.P. Cennostno-orientiruyuschie tehnologii v pravovoj podgotovke bakalavra turizma. PRIMO ASPECTU. 2019; № 1 (37): 98-104.

4. Butuzov I.D. Differencirovannyjpodhod kobucheniyu uchaschihsya na sovremennom uroke. Novgorod, 1972.

5. Tulitbaeva G.F. Psihologiya social'nogo interesa. Ufa: BGPU imeni M. Akmully, 2015.

6. Diagnostika urovnya 'empaticheskih sposobnostej V. V. Bojko. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy. Samara, 2001: 486-490.

Статья поступила в редакцию 05.11.22

УДК 373.1

Ryabikina V.M., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: vika_ryabikina@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MOTIVATING YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO STUDY.

The paper examines pedagogical conditions for the use of digital technologies as a means of motivating younger schoolchildren to study, describes theoretical aspects of the problem under consideration, provides general concepts of the processes of motivation of younger schoolchildren to study, as well as its formation, describes features of digital technologies in the educational process in the system of primary general education and methods of digital learning: computer and technical training, Internet technologies, programmed learning, artificial intelligence and machine learning, gamification, programming training for younger schoolchildren. The article describes factors of the younger student's educational activity that affect the development of the child's personality: the influence of school assessment, a sense of competence, the influence of family education, the appearance and influence of reflection in younger students.

Key words: digital technologies, motivation for learning activities, primary school students, formation, pedagogical conditions.

В.М. Рябикина, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: vika_ryabikina@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматриваются педагогические условия использования цифровых технологий как средства формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности, описываются теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, приводятся общие понятия процессов мотивации младших школьников к учебной деятельности, а также ее формирования, описываются особенности цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе в системе начального общего образования и методы цифрового обучения: компьютерное, техническое, программированное и машинное обучение, искусственный интеллект, интернет-технологии, геймификация, обучение программированию младших школьников. Описываются факторы учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на развитие личности ребенка: влияние школьной оценки, семейного воспитания, чувство компетентности, появление и влияние рефлексии у младших школьников.

Ключевые слова: цифровые технологии, мотивация к учебной деятельности, младшие школьники, формирование, педагогические условия.

Актуальность проблемы использования цифровых технологий как средства формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности обусловлена рядом факторов. Во-первых, учебно-воспитательный процесс характеризуется такими составляющими, как целенаправленность и специальная организованность, поэтому обучение в системе начального общего образования не может идти совершенно стихийно, оно всегда подчиняется определенным правилам и принципам, прописанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», и неоднократно подтверждается педагогическим и научно-педагогическим опытом. Формирование учебной мотивации у младших школьников также является целенаправленным и специально организованным процессом, выполняющим одну из важнейших образовательных функций - сти-

мулирование интереса обучающихся к учебным предметам, без которой учебно-воспитательный процесс становится совершенно неэффективным и безрезультативным [1].

Во-вторых, современное общество динамично развивается наряду с активным массовым научно-техническим прогрессом. С каждым годом появляется все больше новых научных открытий, связанных с цифровыми и техническими областями знаний, развивается электронно-цифровая образовательная среда, что подтверждается проведением и организацией различных грантовых конкурсов на федеральном и региональном уровнях, результатами которых выступает материальное стимулирование, поддержка научно-исследовательской и проектной деятельности студентов и молодых ученых в сфере создания новых информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.