Научная статья на тему 'Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения'

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING / INTERACTIVE METHODS / TEACHING METHODS / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TRAINING / COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цырендоржиев Аюр Эрдынеевич

В статье рассматривается социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Рассматривается понятие «тренинг» с точки зрения компетентностного подхода в образовании, выделяются основные теоретические и практические аспекты метода тренинга. В рамках статьи приведены основные этапы организации и проведения социально-психологического тренинга, указаны основные преимущества интерактивного метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD OF INTERACTIVE TRAINING

The article is devoted to socio-psychological training as a method of interactive training for students of higher and secondary special educational institutions. The concept of "training" from the point of view of the competence approach in education is considered, the main theoretical and practical aspects of the training process are selected. Within the framework of the article devoted to the main stages of organizing and conducting social and psychological education for students of higher and secondary special educational institutions, the main advantages of interactive learning are indicated.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения»

УДК 37.013.77

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

© Цырендоржиев Аюр Эрдынеевич

магистрант кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В статье рассматривается социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Рассматривается понятие «тренинг» с точки зрения компетентностного подхода в образовании, выделяются основные теоретические и практические аспекты метода тренинга. В рамках статьи приведены основные этапы организации и проведения социально-психологического тренинга, указаны основные преимущества интерактивного метода обучения.

Ключевые слова: тренинг; интерактивные методы; методы обучения; психолого-педагогический тренинг; коммуникативные технологии.

Современное образование предполагает внедрение новых стандартов обучения, ориентированных на компетентностный подход, что значительно влияет на процесс обучения в высшей школе. Меняется сущность процесса обучения с подхода, основанного на получение знаний, на подход, направленный на получение определенных компетенций. Таким образом, возникает проблема выбора технологий и методов обучения, а также изменения взаимоотношений между преподавателем и студентом, развития их субъект-субъектных отношений. В рамках статьи будет выделен и рассмотрен социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения студентов, основанный на активном взаимодействии субъектов, что на деле представляет собой один из вариантов коммуникативных технологий.

Современная педагогика определяет тренинг как один из интерактивных методов обучения, который включает в себя комплекс разнообразных по структуре и содержанию упражнений и игр, объединенных в небольшие теоретические модули (в среднем по 5-15 минут).

Существуют различные виды тренинга, поэтому имеется определенная систематизация на основе выделения главного признака. Выделяют следующие группы: целевые тренинги, которые применяются в конкретных условиях — это обучающие, развивающие, психотерапевтические и психокоррекционные тренинги; по форме и содержанию — это семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.; по техникам проведения. Теоретические и практические аспекты тренинга активно изучаются и рассматриваются как западными, так и отечественными исследователями.

Использование тренинга в процессе подготовки и переподготовки будущих педагогов рассматривались Т. Зайцевой, Н. Клюевой, Л. Бондаревой и др. Так, Г. Сартан, В. Пузиков и Г. Марасанов выделяют методы и формы тренинга как средства развития личности. В исследованиях Л. Ткаченко утверждается, что тренинг — это метод развития способностей к обучению или овладению опреде-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2018. Вып. 2

ленным видом сложной деятельности (например, общением). С. Гладышев рассматривает метод тренинга с точки зрения обучения на собственном опыте в специально созданной благоприятной среде, где есть возможность осознать плюсы и минусы своих личностных качеств.

В современных педагогических исследованиях отмечается, что методику обучения посредством тренинга можно рассматривать как целенаправленный процесс модификации знаний, умений и навыков обучающегося, и как метод интерактивного обучения, который направлен на развитие социальных установок, определенных личностных качеств. Во время проведения тренинга создается благоприятная обстановка, которая способствует неформальному и непринужденному общению, что, в свою очередь, открывает перед группой обучающихся множество вариантов развития и решения поставленной проблемы. Следовательно, социально-психологический тренинг делает процесс обучения более интересным и увлекательным, позволяет проводить занятия в интерактивном режиме, сочетая в себе различные группы методов.

Тренинг как метод интерактивного обучения можно эффективно использовать в высшей и средней профессиональной школе. Поскольку интерактивная деятельность на семинарских или практических занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, дает возможность студентам проявлять активность, раскрывать свои способности, навыки публичного выступления и аргументации собственного мнения, то студент перестает бояться негативной оценки со стороны педагога, обучение становится более эффективным, направленным на формирование ключевых, общекультурных и социальных компетенций. Следовательно, можно утверждать, что использование тренинга как метода обучения студентов вузов и ССУЗов фактически позволяет обеспечивать формирование компетентности будущих специалистов.

Эффективное проведение и использование метода тренинга прежде всего зависит от преподавателя. Он должен владеть психолого-педагогическими аспектами преподавания и умело применять их в учебном процессе, владеть методами преподнесения информации участникам тренинга, и в целом, уметь влиять на их поведение и отношения. При организации тренинга следует уделить внимание основным этапам его проведения.

Исследователи выделяют три этапа. Первый — информационный блок, в рамках которого стоит задача дать основную теоретическую информацию. Этот материал может быть представлен в виде лекции или мультимедийной презентации, либо в другой форме. Далее на выбор педагога-тренера могут быть использованы различные методы интерактивного обучения: к примеру, ролевые игры, работа в малых группах, дискуссии по теме занятия и т. д.

Второй этап направлен на развитие практических навыков. Необходимо понимать, что любые теоретические знания должны подкрепляться практическими умениями и навыками. Следовательно, цель данного этапа — развивать эти навыки. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического индивидуального и командного опыта. Для этой задачи можно использовать различные ролевые игры, инсценировки, дискуссии, «мозговой штурм» и другие интерактивные формы занятия с учетом темы и целей тренинга.

Третий этап — подведение итогов — является заключительным, задачей которого является рефлексия и оценка проведенного занятия. Как правило, данный этап обязателен и должен проводиться в конце любого тренинга. Данный этап рассчитан на то, чтобы участники тренинга имели возможность поделиться своими впечатлениями и ощущениями, высказать мнения и пожелания. К примеру, подведение итогов тренинга можно реализовать в виде анкеты. Таким образом, педагог-тренер имеет возможность узнать, что нового участники усвоили для себя, что было наиболее интересным и полезным, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, в общем и целом закрепляя пройденный материал.

Следует отметить, что метод тренинга прежде всего ориентирован на воздействие, целенаправленное групповое развитие с помощью организации интерактивного взаимодействия. В процессе тренинга студенты слышат разные точки зрения, общаются, аргументируют и защищают свои позиции, что дает возможность провести рефлексию на фоне других рассуждений. Успешные действия участников подкрепляются соответствующей реакцией группы, негативные, напротив. Этому способствует открытое общение и принятие критики в рамках занятия. Во время работы группы осуществляется обратная связь между ее участниками. Таким образом знания, умения и навыки, полученные студентами на тренинге, могут использоваться в последующей групповой совместной работе, а также закрепляются на собственном опыте будущих специалистов, что способствует развитию их личности.

Приведем пример. Задача педагога: расширить представления студентов по текущей теме, а заодно развить умение студентов высказывать свое мнение и аргументировать его. В этом случае можно использовать «метод пустого стула», суть которого в следующем.

Вначале педагог выбирает тему и готовит 4 высказывания с разными точками зрения на обсуждаемый вопрос. Далее в аудитории нужно расставить мебель по кругу. Каждое высказывание записывается на отдельном листе бумаги и размещается на полу, формируя круг. Студенты знакомятся с содержанием высказываний, переходя от листа к листу. Затем каждый индивидуально выбирает высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, формируются малые группы для обсуждения.

Далее каждая группа в течение 10-15 минут активно обсуждает, дискутирует и записывает аргументы в пользу выбранного высказывания. После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится стул, на который садится представитель из группы. Он высказывает совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начинает дискуссию. Время выступления — 2-3 минуты.

Завершив выступление, студент возвращается в группу. Каждый из участников может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, аргументируя позицию группы. Для того, чтобы включиться в обсуждение, студент должен занять пустой стул, стоящий перед его группой. Занять стул можно только один раз.

За 5-10 минут до конца занятия педагог завершает занятие, чтобы подвести итоги работы групп, поделиться своим мнением и дать возможность высказаться участникам.

Таким образом, в рамках занятия студенты значительно углубляются в обсуждаемую тему, развивают умение вести конструктивный диалог, аргументиро-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2018. Вып. 2

вать и доказывать свое мнение, обращать внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему.

В заключение следует отметить, что тренинг как метод интерактивного обучения — это прежде всего взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений. Социально-психологический тренинг — это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.

Литература

1. Захарова Г. И. Теория и методика психологического тренинга [2008, PDF, RUS]. [Электронный ресурс]. — URL: http://myakushkin.ru/pdf/THEORY_AND_METHODS_ OF_PSYCHOLOGICAL_TRAINING.pdf (дата обращения: 02.05.2018).

2. Овчинникова И. С., Кобзева Н. А. Тренинг как технология активного обучения // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1239-1241.

3. Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации) [Электронный ресурс]. — URL: https://rostov.rpamu.ru/Media/rostov/Svedenia_ ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/interaktiv.pdf (дата обращения: 02.05.2018).

4. Кожуховская Л. С., Губаревич И. И. Развитие социально-ролевой компетентности студентов средствами педагогических игротехник [Электронный ресурс]. — URL: http://www.twirpx.com/file/433124/ (дата обращения: 02.05.2018).

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING

AS A METHOD OF INTERACTIVE TRAINING

Ayur Tsyrendorzhiev

Master of the Department of General Pedagogy,

Buryat State University

24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article is devoted to socio-psychological training as a method of interactive training for students of higher and secondary special educational institutions. The concept of "training" from the point of view of the competence approach in education is considered, the main theoretical and practical aspects of the training process are selected. Within the framework of the article devoted to the main stages of organizing and conducting social and psychological education for students of higher and secondary special educational institutions, the main advantages of interactive learning are indicated. Keywords: training; interactive methods; teaching methods; psychological-pedagogical training; communicative technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.