^^^^^^^^^^НАИТУАЛ ЬНАЯ ТЕМА ил J 1 ■ ■ ■ ■ 1
1
© Т.В. Потупчик, Я.В. Корман, 2017
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ
И МЕДСЕСТЕР ХОСПИСА
Т.В. Потупчик, канд. мед. наук, Я.В. Корман
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
E-mail: [email protected]
Приведены данные изучения социально-психологического статуса медсестер и пациентов хосписа, выявлены их особенности, представлен опыт работы в хосписе волонтеров - учащихся медицинского колледжа.
Ключевые слова: паллиативная помощь, онкология, хоспис, медсестра, пациент, социально-психологический статус.
Лечение и поддержка инкурабельных больных по-прежнему актуальны. Далеко не все больные своевременно проходят диагностику, лечение и реабилитацию. Поздняя обращаемость к врачу и прогрессиро-вание болезни приводят к формированию контингента больных 4-й клинической группы, не подлежащих специальному лечению. Для оказания помощи таким больным в Красноярске в 2001 г. было открыто хосписное отделение Городской клинической больницы №2. В хосписе такие больные получают паллиативное лечение, обезболивающую терапию, медико-социальную помощь, уход, а их родственники - психологическую поддержку на период болезни и утраты близкого человека [2].
Медсестры в хосписе контактируют с больными гораздо больше времени, чем врачи, и от их работы во многом зависит моральный климат и благополучие больных [1]. Медсестры ежедневно осуществляют уход за кожей, полостью рта, кормление стомированных больных, профилактику пролежней, их лечение, обработку ран, обеспечивают опорожнение кишечника, катетеризацию мочевого пузыря, обработку стом и т.д.
Все мероприятия паллиативной помощи дают значительный эффект: продлевают жизнь больных, повышают качество их жизни.
Наряду с высоким профессионализмом медсестра должна обладать психологической устойчивостью, способностью справиться с ухудшением состояния пациента и его смертью, уметь подготовиться к неизбежному, обеспечить пациенту возможность обратится к кому-нибудь за поддержкой [4]. У медицинских работников с низким уровнем профессиональной и психологической компетентности длительная работа с такими больными может обусловить формирование эмоционального истощения и низкую эффективность деятельности [3, 5].
В 2008 г. среди студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело» в Красноярском фармацевтическом колледже, был создан волонтерский отряд; студенты-волонтеры отрабатывают основные профессиональные навыки ухода за больными. Впервые в текущем году нами совместно с волонтерами проведено исследование, целью которого было определить медико-социально-психологические особенности пациентов и сотрудников хосписа. Задачи исследования: исследовать социально-психологический статус медсестер хосписа, медико-социальный статус пациентов; выявить основные жалобы пациентов и осложнения у них; разработать карты предпочтений пациентов хосписа. Объектом исследования были больные хосписа и работающие в нем медсестры. Методы исследования: анкетирование с помощью разработанных нами анкет для медсестер; интервьюирование; выкопировка данных из историй болезни; описательная статистика.
В исследование были включены 30 пациентов хосписа, из них 21 женского пола и 9 - мужского. По возрасту пациенты распределились так: 40-49 лет - 1 (3,3%) пациент; 60-69 лет - 10 (33,3%); >70 лет - 19 (63,4%). 70% пациентов имели онкологические заболевания, 30% - заболевания сердечно-сосудистой системы, преимущественно инсульты.
Были опрошены 5 постоянно работающих медсестер: со стажем 8-14 лет - 3, 15-16 лет - 2.
Опрос выявил социально-психологические и эмоциональные ощущения медсестер, связанные с работой (см. таблицу).
№ 8 2017
31
|щ Д 1 и 3 11111
ч 1 ] т 1
ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ МА
Результаты анкетирования медсестер хосписа
Реакция на работу Да Нет Иногда
Чувство горечи - - 2
Беспокойство по поводу будущего своих родственников 2 2
Гнев и раздражительность - - 2
Отсутствие стимула, цели, интереса 1 - -
Нехватка времени 3 - 1
Слабая концентрация внимания - - 4
Желание изолировать себя от общества 2 - 2
Внутреннее беспокойство - - 4
Неудовлетворенность оплатой труда 4 - 1
Нежелание выполнять работу, не входящую в их обязанности 3 - 2
Усталость 5 - -
Рис. 1. Жалобы пациентов хосписа: 1 - боль, 2 - тошнота, 3 -кашель, 4 - головокружение, 5 - рвота, 6 - бессонница, 7 -запор, 8 - диарея, 9 - нарушение мочеиспускания, 10 - другие жалобы
Итак, медсестры, работающие в хосписе, испытывают усталость, нехватку времени. Иногда у них появляются внутреннее беспокойство, слабая концентрация внимания и др. Практически все медсестры недовольны оплатой труда, в связи с чем не желают выполнять работу, не входящую в их функциональные обязанности. Несмотря на это, в коллективе царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания; в хосписе имеется кабинет психологической разгрузки и личной гигиены для медицинского персонала.
Жалобы пациентов приведены на рис. 1.
Основная жалоба пациентов хосписа - боль (у 80%). У половины больных частой жалобой были тошнота и кашель, у 40% - головокружение. У 1/3 больных отмечались бессонница и нарушение стула, реже - нарушение мочеиспускания.
У пациентов с тяжелыми заболеваниями часто развиваются осложнения (рис. 2). Самое частое осложнение - психические расстройства (у 60%), проявляющиеся деменцией и нарушением поведения. У 30% отмечались кровотечения, у 20% выведены колостомы, 17% имеют мочевые свищи и 13% - трахеостому.
Опрос медсестер показал, что они поддерживают гигиену, проводят профилактику пролежней, меняют пациентам нательное и постельное белье, умывают их, осуществляют утренний туалет. Несмотря на ежедневный гигиенический уход, у 57% больных были выявлены пролежни. 20% пациентов нуждаются в искусственном кормлении через назогастральный зонд или гастростому. У пациентов с ограничением двигательной активности выполняется профилактика осложнений, связанных с гиподинамией.
У каждого пациента есть предпочтения, касающиеся досуга, еды и т.д. Чтобы обеспечить им максимальную комфортность, мы выяснили, что они любят делать в свободное время, какое время дня любят, чем занимаются «для души», какие у них любимые блюда и напитки, в какое время предпочитают ложиться спать. Для большинства пациентов, любимое время дня - утро. Предпочтения, касающиеся напитков, разнообразны, но большинство пациентов предпочитают чай с молоком, кисель. Любимое блюдо - молочный суп, мясо. Любимое занятие в свободное время - просмотр телевизионных передач, прослушивание музыки. На основании полученных данных были составлены карты предпочтений для каждого больного. В карте, помимо пожелания больного, обязательно указывали, какие гигиенические процедуры ему необходимы. Карта предпочтений может помочь родственникам и всем, кто осуществляет уход за больными, обеспечить получение больными положительных эмоций, так, чтобы каждый прожитый день был полноценным.
Таким образом, чаще в хоспис поступают больные женского пола в возрасте 70 лет, преимущественно - с онкологическими заболеваниями. Основная жалоба пациентов - боль, которую ежедневно купируют с помощью анальгетиков. Пациенты часто имеют психические отклонения. Медсестры, длительное время работающие в хосписе, испытывают психологические проблемы, связанные с усталостью, нехваткой времени, неудовлетворенностью оплатой своего труда.
Участие в исследовании не только способствует совершенствованию практических навыков обучающихся по уходу за больными, но и развивает навыки
32
№ 8 2017
общения с пациентами, чувство личной ответственности.
Приведенные в работе данные о медико-социаль-но-психологических особенностях пациентов и сотрудников хосписа могут быть использованы в практической деятельности медицинского персонала хосписа, а разработанные карты предпочтений могут служить руководством по созданию условий для максимально комфортного пребывания пациентов в хосписе для родных, волонтеров и медицинских работников.
Литература
1. Голенков A.B. Удовлетворенность работой и терминальные ценности у медицинских сестер. Главная медицинская сестра. 2009; 11:137-46.
2. Горелик С.Г. Реабилитация пациентов пожилого и старческого возраста. Врач. 2014; 6: 82-4.
3.Лазарева Е.Ю., Николаева Е.Л. Психологические особенности эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала психиатрического учреждения.
lb У 1кШ TiMÂ I M [ n H 1 H 1 D 1 1 ni
Й. y V J . J m
Вестн. психиатрии и психологии Чувашии. 2013; 9: 69-78.
4. Новиков Г.А., Рудой C.B., Вайсман М.А. Паллиативная помощь больным с тяжелой хронической сердечной недостаточностью. Паллиативная медицина и реабилитация. 2008; 4: 5-10.
5. Пожилой человек. Сестринский уход. Пособие для медицинских сестер. Под ред.В.Н. Петрова.- СПб.: Диля, 2006; 416.
FEATURES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL STATUS OF THE PATIENTS AND NURSES OF HOSPICE T. V. Potupchik, Cand. Med. Sci, J. V. Corman Krasnoyarsk state medical University named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky The article presents data of research of socio-psycho-logical status of nurses and hospice patients, identified their characteristics, presents the experience of hospice volunteers-the students of medical College.
Key words: palliative care, Oncology, hospice, social and psychological status.