Научная статья на тему 'Социально-психологический портрет врача в свете мотивационной теории М. Вебера'

Социально-психологический портрет врача в свете мотивационной теории М. Вебера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / АФФЕКТИВНЫЙ ТИП / ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ М. ВЕБЕРА / ЭМПИРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КОНФЛИКТА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осеев А.А.

Статья посвящена актуальным методическим и практическим проблемам исследования социально-психологического портрета персонала занятого в сфере здравоохранения, включая резерва на руководящие должности. В свете развернувшейся в СМИ дискуссии о причинах агрессивного поведения врачей по отношению к пациентами, а также пациентов и их родственников к врачам, в статье представлены результаты эмпирических исследований социально-психологического портрета врача. Особый акцент сделан на оценке склонности врачей к аффективному поведению, включая тех, кто по своим характеристикам соответствует занятию вакантной должности руководителя. В работе получили развитие идеи использования концепции социального действия М.Вебера для задач социальной практики1. Показаны направления, методы, практическая значимость исследований социально-психологического портрета врача, включая руководителей, для решения задач профессионального отбора кадров в сфере здравоохранения. Выдвинута рабочая гипотеза, о структуре личностных качеств врача, склонного к агрессивному поведению. Даны тесты для самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осеев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический портрет врача в свете мотивационной теории М. Вебера»

Социально-психологический портрет врача в свете мотивационной теории М.Вебера

Осеев А.А.

Статья посвящена актуальным методическим и практическим проблемам исследования социально-психологического портрета персонала занятого в сфере здравоохранения, включая резерва на руководящие должности. В свете развернувшейся в СМИ дискуссии о причинах агрессивного поведения врачей по отношению к пациентами, а также пациентов и их родственников к врачам, в статье представлены результаты эмпирических исследований социально-психологического портрета врача. Особый акцент сделан на оценке склонности врачей к аффективному поведению, включая тех, кто по своим характеристикам соответствует занятию вакантной должности руководителя. В работе получили развитие идеи использования концепции социального действия М.Вебера для задач социальной практики1. Показаны направления, методы, практическая значимость исследований социально-психологического портрета врача, включая руководителей, для решения задач профессионального отбора кадров в сфере здравоохранения. Выдвинута рабочая гипотеза, о структуре личностных качеств врача, склонного к агрессивному поведению. Даны тесты для самооценки.

Ключевые слова: личностные качества, аффективный тип, типы социального действия М. Вебера, эмпирические модели эффективных руководителей, социально-биологическая парадигма конфликта, эмоциональная неустойчивость, агрессивное поведение.

OseevAA

The social and psychological portrait of the physician in the light of Weber's theory of motivation The article is devoted to actual methodological and practical aspects of the study of social and psychological portrait of the staff employed in the health sector, including the reserve for executive positions. In the light of ensuing media debate about the causes of aggressive behavior of doctors in relation to the patients as well as patients and their family members to doctors, the article presents the results of empirical studies of the social and psychological portrait of the doctor. Particular emphasis is placed on the assessment of the propensity of physicians to the affective behavior, including those with characteristics corresponding to the vacant post of the head. In this workwe have developed the idea of using the concept of social action Weber for the problems of social practice. Showing direction, methods, practical significance of the study of social and psychological portrait of the physician, including managers, to meet the challenges of professional selection of personnel in the health sector. It puts forward a working hypothesis about the structure of the personal qualities of the physician, prone to aggressive behavior. Given the self-assessment tests. Key words: personality, affective type, types of social action of Max Weber, the empirical model of effective leaders, socio-biological paradigm of conflict, emotional instability, violent behavior.

Актуальность исследования

Особое значение в свете проводимой в России реформы системы здравоохранения приобретают исследования личностных качеств -социального портрета персонала, занятого в сфере здравоохранения. И прежде всего - специалистов - врачей, одного из самых многочисленных «отрядов» в кадровой структуре отрасли. В СМИ активно обсуждают нашумевшие факты, когда в декабре 2013 г. заведующий отделением анестезиологии и реанимации избил беспомощного пациента в реанимации пермской больнице, а 29 декабря 2015 г. врач до смерти избил пациента в белгородской больнице. Следователи возбудили уголовное дело в отношении врача. В свете развернувшейся в начале 2016 года в СМИ дискуссии о причинах случаев агрессивного поведения врачей по отношению к пациентам мы особый акцент сделаем на анализе оценке склонности врачей к аффективному поведению. Справедливости ради следует отметить, что не только пациенты, но и врачи нуждаются в защите. Исследования, проведенные по некоторым российским регионам Ассоциацией руководителей скорой медицинской помощи, свидетельствуют о почти двукратном росте нападений на врачей скорой за последние несколько лет. В Китае в г. Юнцин врачи вышли на акцию протеста после избиения их коллег родственниками пациентов. В настоящий момент в Госдуме готовят законопроект об ужесточении наказаний за агрессию в отношении врачей3.

Возникает насущная необходимость активизации исследований причин агрессивного поведения граждан, включая диагностику психофизиологической и психологической склонности самого субъекта к аффективному, а также агрессивному поведению. Какими профессионально важными личностными качествами должны обладать хорошие врачи? Присутствуют ли в структуре личностных качеств черты эмоциональной неустойчивости?

Актуальной является и проблема поиска резерва на руководящие должности и профессионального отбора кадров на должности руководителей среднего звена в сфере здравоохранения.

В западной научной литературе вопросам подбора кадров всегда уделялось особое внимание. А. Файоль отмечал: «Набор персонала сводится к заботам об обеспечении состава социального организма необходимыми служащими. Эта операция относится к числу наиболее важных и наиболее трудных для предприятий; она имеет большое влияние на всю судьбу предприятия. Последствия неудачного выбора находится в прямом соответствии с рангом служащего; обычно они незначительны, когда мы имеем дело с рядовыми рабочими, и всегда серьезны, когда дело касается высших служащих»4. «Центральным пунктом программы действия компании, - говорил П.Ф. Друкер, - является распределение ресурсов, и особенно кадровые решения... Подбор эффективного персонала... болезненное дело»5.

Сегодня Сбербанк РФ проблеме профессионального подбора и отбора кадров уделяет особое внимание, о чем свидетельствует выпущенное сбербанком издание Клаудио Фернан-деса-Араоса «Выбирать сильнейших. Почему это так важно, так трудно, и как этому научиться»6. При этом о подходе к отбору персонала, с учетом критериев оценки эмоциональной устойчивости («эмоционального интеллекта») о котором мы хотели бы рассказать, кроме подчеркивания особой значимости данного критерия в данном издании почти ничего конкретно не сказано.

Теоретико-методологические основы эмпирического исследования

В качестве одной из теоретических основ исследования структуры личностных качеств врачей выступила концепции социального действия М.Вебера, положениях теории ситуационного подхода к управлению (М. Фоллетт и др.) и практико-ситуационного подхода проф. В.В.Щербина7 к заданию социальных норм.

Как уже отмечалось особую роль в (развитии теоретических оснований) формировании социологического подхода к изучению личностных качеств субъекта вообще, а также руково-

дителя, предпринимателя сыграли труды М. Вебера, его идеи о природе лидерства и теория социального действия. Что, согласно М. Вебе-ру, представляют типы социального действия?

Как отмечает М. Вебер, «социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не больше чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже «социальным действием». Он выделял четыре типа социального действия8.

Первый тип - традиционное - «есть основанное на длительной привычке». Второй тип - аффективное, или реактивное, поведение. Третий тип - ценностно-рациональное поведение, которое базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Четвертый тип - целерациональ-ное, или инструментально-рациональное, поведение, которое предполагает свободный и осознанные выбор цели. О методах, с помощью которых можно изучить склонности личности к целерациональному и ценностно-рациональному, аффективному поведению мы писали в предыдущих своих публикациях журнала Социальная политика и социология9. Благодаря чему концепция М. Вебера о социальном действии получает еще один подход к верификации на практике.

Целерациональные и ценностно-рациональные, аффективные склонности индивида вообще и руководителя в частности можно изучать, опираясь на классические социологические и психологические теории личности (в том числе на диспозиционную теорию) и методику Р. Кэттел-ла - многофакторного исследования личностных качеств. Отметим, что руководители, управляющие государством, согласно Аристотелю10, должны обладать нравственными, этическими качествами. И отсутствие этих качеств у людей, управляющих обществом - практицизм (практичность) без благих целей - опасно для самого общества. Таким образом, «ценностно-рациональные» модели поведения, о которых говорит М.Вебер в концепции «социального действия», согласно Аристотелю, более значимы для общества, чем «целерациональные».

Таблица 1

Персонограмма руководителя с низкими моральными нормами

Биллы

9. 9 9 9

8. 8 8 8 8 8.5 8 н

7. 7

6. б б б

5. 5 5

4. 4

3. 3 3 33 3

2. 2

1. 1

А В С Е F G Н I L М N О Qi 02 03 Q4

Пример соответствия ценностно-рациональному типу социального действия может служить структуры личностных качеств, персо-нограммы руководителя подразделения «Спецназ NNN» «Волкодав» Героя России - подполковника А.В. Саманкова, командира отделения «Спецназ NNN» - прапорщика А.И. Никитина, руководителя подразделения спецназ (командный состав) ССС 1991 г.11, у которых доминирующими составляющими мотивами поведения являются интеллектуальные и морально-волевые черты(!!!) - 6-10 баллов. У А.В. Саманкова, как мы видим, отчетливо прослеживаются высокие морально-волевые качества: ответственность - фактор G 7 баллов, воля - фактор Q3 -максимальные 10 баллов. При этом наблюдается, если так можно выразится, чрезвычайно низкие показатели по эмоциональной неустойчивости. Иными словами. Морально-волевые качества явно доминируют над аффективными проявлениями, чувствами и эмоциями личности подполковника.

Примером целерационального типа социального действия М. Вебера - предпринимателя выступает эмпирическая модель структуры личностных качеств руководителя - предпринимателя. Оценивается, измеряется. Высокий интеллект (фактор В по Р. Кэттеллу), доминирование (фактор Е), смелость (фактор Н), высокая эмоциональная устойчивость т.е. неподверженность аффективному поведению и низкий уровень нормативности поведения - нравственности, моральных норм (фактор G - 2 балла)12 (см. табл.1).

Пояснения. Видны значимые отличия пер-сонограммы от идеальной модели руководите-

ля - выделены жирным шрифтом13: это G - низкие моральные и Q3 - низкие волевые качества. И совпадение персонограммы с идеальной моделью: доминантность (фактор Е - 9 баллов) -высокое упорство, склонность к самоутверждению, соревновательность (фактор L - 8 баллов), конвенциональность (фактор Q2 - 3 балла.)

Менее освещенным в социологии вопрос об исследовании склонности личности к аффективному поведению. Да и понятно. «Аффективное действие ... находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознано ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычные раздражения» 14. Аффект - это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательно. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, эффективное поведение не ориентировано на оценку других или сознательный выбор цели15. Очень сложно с социологической точки зрения изучать те явления -аффективное действие, которое, как отмечает М.Вебер, «.находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознано ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычные раздражения»16. Именно поэтому М.Ве-бер считал, что объектом социологического анализа должно стать преимущественно целе-рациональное и ценностно-рациональные типы социального действия.

Важность исследования аффективного поведения

Несмотря на то, что аффективное поведение, как тип социального действия в меньшей степени поддается прикладному социологическому анализу с точки зрения верификации мотивов поведения, не говоря о клинических случаях бесконтрольного агрессивного поведения (в состоянии аффекта), интерес к изучению природы и сущности аффективного поведения в научной литературе не ослабевал никогда. Сегодня с развитием уровня научного знания аффективное поведение становится объектом исследования многих наук - психологии, психофизиологии, медицины, юриспруденции, конфликтологии (биологическая, социально-психологическая парадигмы конфликта А.К. Зайцев и др.), переговорного процесса и... конечно социологии вообще, и социологии профессии, социологии личности, в частности.

Важность исследования аффективного поведения в нынешнее время глобальных изменений возрастает как никогда, о чем свидетельствуют результаты многочисленных исследований. Как заявил гендиректор учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов Владимир Богдашин17, почти 80% жителей России ежедневно испытывают стресс. «Мы провели собственный независимый анализ текущей ситуации, опираясь на имеющиеся исследования и статистику», - рассказал Богдашин, которого цитирует агентство городских новостей «Москва». По словам эксперта, в настоящее время 78% россиян живут в состоянии стресса. Данное заявление Богдашин сделал на конференции «Синдром выгорания - вызов XXI веку: Пути его коррекции в медицинский, психологической и педагогической практике».

Социальная нестабильность и высокий динамизм развития жизни в нашей стране требуют от человека определенного уровня внутренней эмоциональной устойчивости. Знание особенностей эмоциональной неустойчивости может помочь в деле профилактики возможных личностных и эмоциональных нарушений.

Важность изучения аффективного поведения в нынешнее время обусловлено и тем, что ряд исследователей, говоря о причинах эмоционального, агрессивного поведения граждан, сводят их к природной агрессии человека18. Мы, как и ряд других ученых (А.К. Зайцев и др.19) не

разделяем позицию тех, кто утверждают, что причиной агрессивного поведения человека является лишь его агрессивная природа. Наиболее ярким, наглядным примером может служить ситуации, когда в одной из телевизионных передач20 20 сентября 2015 на ведущем канала телевидения России телезрителям предлагалась мысль, что «немотивированные драки и нападения становятся результатом сезонных депрессий». На это утверждение можно было бы и не обращать особого внимание, если бы обсуждение велось в узком кругу без широкого вынесения вопроса на всю страну. Но среди авторов были специалисты из Минздрава России, научного центра психического здоровья РАМН и др.

Суть содержания передачи сводилась к тому, что истоком, причиной агрессии, агрессивного поведения является сама агрессивная природа человека. (Социально-биологическая парадигма. - прим. авт.) Справедливости ради следует отметить, что авторы материала указывают и на то, что проявление агрессии связано с накоплением факторов, вызывающих неудовлетворенность (условиями жизнедеятельности, о чем и говорит социально-психологическая парадигма - прим. авт): например, «человек наступил в лужу, потом ему отдавили ногу в общественном транспорте, потом... накричал на работе начальник». «В результате может пострадать ни в чем не виновный человек»21 .

Для конфликтологов очевидно, что данный подход весьма ограниченно раскрывает сложную природу социальных конфликтов, а потому в методологическом и прикладном плане уводит от сущности реальных причин конфликтного, деструктивного поведения конфликтующих сторон. Но и исключать склонности индивида к эмоциональному, аффективному поведению, как причин агрессии нельзя, о чем говорят сторонники социально-биологической парадигмы конфликта, которая видит источник социального конфликта в биологической природе человека (Ч.Дарвин22, З.Фрейд23, Ж. Дел-гадо, К Лоренц и др.). Инстинкты, генетическая предрасположенность, разные расстройства личности, неврологические механизмы в работе головного мозга, эндокринные процессы, и пр. Строго говоря, ученые выделяют различные типы агрессии. Так, например, «А. Петровский рассматривает агрессию на поведенческом и характериологическом уровнях и выделял три

Таблица 2

Характеристики эмоционально устойчивой личности в сравнении с идеальной моделью руководителя 1. Низким уровнем тревожности - фактор О - спокойствие - 1-3 балла, что «во многом обеспечивает успешное лидерство в сложных ситуациях, успех в принятии решений при внезапных аварийных ситуациях». (Высокое О - 810 баллов - связано, например, с автомобильными катастрофами.) 2. Низким показателем по фактору Q4 -низкая напряженность, возбудимость - 1- 3 балла. То, что составляет «ровный характер». 3. Эмоциональная зрелость - способность отсрочить свои потребности - фактор С - 8 -10 баллов31.

Баллы

10 10

9. 9 9

8. 8 8 8 8 8 8 8

7.

6.

5.

4.

3. 33 3 3 3 3

2. 2 2 2

1. 1 1 1

А В С Е Р в Н I Ъ м N О 02 <33 04

ее вида. Первый - реактивная агрессия (которая может быть компульсивной, импрессивной и эксперессивной) - эта реакция на окружающий мир, она проявляется в различных состояниях (гнева, неудовольствия и т.д.). Второй вид - аутоагрессия, т.е. направленная на себя, на собственное «я». Третий вид - инструментальная агрессия, где цель занимает как бы нейтральную позицию, а сама агрессия используется как средство для достижения цели. Ж. Теде-ши выделяет два важных класса агрессивной реакции. У С. Вильсона их восемь»24.

Справедливости ради следует отметить, что с позиции той же социально-биологической парадигмы не только инстинкты и сезонные колебания являются причиной конфликтов. Причинами конфликтов могут выступать воспитание, процессы обучения, а также и ... ответная агрессия обычного человека в условиях самозащиты.

Безусловно, нельзя не согласиться с М.Ве-бером, что, само аффективное поведение в ярком его проявлении не представляет для социологов особый интерес, поскольку в нем за «завесой» доминирующих эмоций скрывается мотив социального действия субъекта. Но, если встать на позицию М.Вебера, который говорил о важности изучения конкурирующих25 началах различных типов социального действия, то открывается несколько перспективных направлений исследования аффективного поведения, которые

на практике имеют вполне прикладное значение. В дальнейших наших публикациях мы покажем это на результатах исследований личностных качеств руководителей высшего и среднего звена руководства промышленных предприятий, организаций в сфере обслуживания, руководителей адвокатских кабинетов, священнослужителей и других профессиональных групп работников. Кстати сказать, идея о выделении доминирующих начал в структуре личностных качеств, включая руководителя, лидера в гуманитарных науках - философии26, социологии (качества, необходимые лидеру27) и психологии28 имеет свою особую традицию. Среди таких качеств, например, сам Р. Кэттелл считал ... (как и Аристотель) ответственность - фактор G.

Как уже отмечалось29, целесообразно выделять следующие направления социологических исследований и типы личностей с учетом выраженности эмоциональной устойчивости (неустойчивости - склонности к аффективному поведению) И как показывают наши исследования, относительно разных профессиональных групп работников, в том числе руководителей, имеется своя профессионально важная структура личностных качеств.

Первое направление. Когда в структуре личностных качеств эмоциональная составляющая («эмоциональная неуравновешенность») носит доминирующий характер, по сравнению с интеллектуальными, морально-волевыми и дру-

ЛиШ

Таблица3

Характеристики эмоционально неустойчивой личности в сравнении с идеальной моделью руководителя

Биллы

10 10 Щ

9. 9 9

8. Н 8 8 8 8 8 8 8

7.

6.

5.

4.

3. 1 3 3 3 3

2. 2

1. 1

А В С Ё ¥ С н ] Ь м N О 02 оз

гими личностными качествами (дипломатичность, социальная опытность и пр.) Особая задача профотбора выявлять данную категорию работников. Людей же, у которых показатели эмоциональной неуравновешенности находятся в крайних, максимальных границах - относят к психопатам и они являются объектом клинической психологии и медицины.

Второе направление. Когда в структуре личностных качеств эмоциональная неуравновешенность на равных конкурирует (в равной степени имеет яркое отличие, отклонение от средних значений) с интеллектуальными, морально-волевыми качествами.

Третье направление. Когда в структуре личностных качеств интеллектуальные, морально-волевые и другие личностные качеств доминируют над аффективными чертами.

Способы исследования склонности личности к аффективному поведению.

Эмпирические результаты получены с помощью методики 16-ти факторного личностного опросника Р. Кэттелла30. Эмоциональная, «психическая уравновешенность» определяется (см. табл. 2) тремя составляющими.

В противоположность эмоционально устойчивым типам, эмоционально неустойчивая личность (аффективная, эмоциональная модель поведения - М. Вебер) характеризуются прямо противоположными чертами (неврастеники, психопаты - максимальные значения показателей). 1. Это: низкий уровень С - эмоциональная зрелость (способность отстрочить свои

потребности)32 - 1-3 балла, т.е., фактически неспособность отсрочить их. (Как у детей.) Высокий уровень О - тревожность - 8-10 баллов: показатели характерны для людей со слабой, неуравновешенной нервной системой: такие склонны переживать различные ситуации (реальные и даже воображаемые) как чем-то им угрожающие, испытывать при этом беспокойство и неопределенный страх. (Как часто вы выйдя из дома думаете - тревожитесь и возвращаетесь домой, чтобы проверить выключен ли свет, и газ, закрыта ли дверь квартиры, калитки на дачном участке и пр.?) Высокий уровень возбудимости Q4 - 8-10 баллов (см. табл. 3 -Характеристики эмоционально-неустойчивой личности в сравнении с идеальной моделью руководителя33).

2. Кроме того, отсутствие компенсирующих склонность к аффективному поведению факторов черт личности : низкая воля - фактор Q3 -1-3балла, низкие ответственность - факто G -1-3 балла, низкий интеллект фактор В - 1-3 балла - усиливают, умножают эмоциональные, аффективные проявления. Сейчас, применительно к предмету нашей статьи, для более полного понимания механизма эффекта степени эмоциональности личности, следует подчеркнуть этот момент. Важными факторами, чертами, которые снижают, или наоборот - усиливаю (компенсируют), иногда и в значительной степени, аффективность проявления поведения личности выступают качества, приобретенные в процессе социализации - это воля - фактор Q3 и ответственность - фактор G. (Ниже мы продемонстрируем это на примерах.)

Таблица4

Персонограмма главного бухгалтера завода в г. С. в сравнении с идеальной моделью руководителя и критериями эмоциональной устойчивостиличности. Примечание: Данные выделены курсивом.

Баллы

10 10 10

9. 9 9 9 9

8. 8 8 8 8 8 8 8 8 8/8

7. 7 7

6. 6 6 б 6 6

5.

4. 4 4 4 4

3. 3 3 3 3

2. 2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 1

А В С Е ¥ С н 1 М N О 9» 02 ОЗ

Поясним. Чем выше эмоциональная устойчивость, а также морально-волевые качества, выступающие регуляторами чувств - чувственно-эмоционального поведения, тем более личность эмоционально уравновешена, спокойна, невозмутима. По мнению исследователей В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского, кроме указанных выше черт - морально-волевых качеств, также компенсирующими факторами является уровень интеллекта - фактор В 34.

И наоборот. Чем ниже эмоциональная устойчивость и низкие морально-волевые составляющие структуры личностных качеств - низка ответственность (превалируют собственные потребности над чувством долга) и воля (слабое самообладание, самоконтроль, неспособность сдерживать себя, следование своим побужде-ниям)35, тем выше аффективные проявления в поведения.

Наглядным примером (первое направление), когда в структуре личностных качеств эмоциональная составляющая («эмоциональная неуравновешенность») носит доминирующий характер, по сравнению с интеллектуальными, морально-волевыми и другими личностными качествами (дипломатичность, социальная опытность и пр.) может служить персонограмма главного бухгалтера завода (см. табл. 4). Все без исключения сотрудники отдела не скрывали своих чувств, когда говорили о раздражительности, эмоциональной грубости и несдержанности своего руководителя, о ее нервозности по отношении к подчиненным. Несмотря на то,

что по уровняю показателей эмоциональной неустойчивости качества главного бухгалтера несколько «недотягивают» до критических величин и отмеченных значений, однако, по мнению персонала, и по результатам обследований, ее личность можно отнести к эмоционально неустойчивыму типу.

Из персонограммы видно, что в структуре личностных качеств главного бухгалтера завода, помимо лидерских качеств - доминирование - фактор Е - 9 баллов, и соревновательности - фактор L - 9 баллов, которые показывают сходства с моделью руководителя, превалируют и черты эмоционально неустойчивой личности: низкие С - 4 балла, высокие О и Q4, 6 и 8 баллов, соответственно. Данные показатели весьма близки к критическим границам эмоционально-неустойчивых типов. Средние показатели по морально-волевым качествам (фактор G - совестливость 4 балла, воля - фактор Q3 - 6 баллов, и интеллекту - фактор В - 4 балла) лишь подчеркивают справедливость мнения персонала о частных «аффективных» проявлениях личности бухгалтера. Примеры личностных качеств руководителей, отражающих выделенные три типа были подробно описаны в одной из последних работ автора36.

Как с позиций данных подходов можно оцените результаты исследования личностных качеств врачей? Каков социально-психологический портрет врача? Представленные данные носят предварительный характер.

Нас»-]

Таблица5

Профессиограммы - социально-психологический портрет персонала занятого в сфере здравоохранения (на основе расчета х - ср.)

Баллы 1 л В С Е Р 0 II I Ь М N О 01 02 03 04

Респ.1. 3 10 4 7 5 3 6 8 8 7 5 6 8 7 4 8

Респ.2. 4 9 2 10 5 4 4 1 9 6 9 10 6 4 5 8

Респ.З. 10 7 3 8 7 5 8 5 10 7 8 6 9 2 3 6

Респ.4. 6 10 6 9 4 2 5 1 2 8 7 3 8 б 8 2

Респ.З. 6 9 4 10 8 8 8 4 10 б 5 6 7 5 б 9

Респ.б. 8 7 4 8 3 6 5 6 7 8 8 7 5 7 5 7

Респ.7. 6 6 4 7 5 4 б 6 6 7 8 4 3 9 3 4

Хер. 6 К 4 8 5 5 б 4 7 7 7 6 7 6 5 6

врачи

Ид. мод 8 8 8 8 8 3 3 8 3

1 Примечание. Баллы в таблице и по тексту по методике Р.Кэттелла соответствуют стенам.

Результаты исследования

Обоснование достоверности полученных данных. Опрос проводился по стандартной методике - с использованием 16-ти факторного личностного опросника Р. Кэттелла. Изучив результаты опроса минимальной для проведения математического коррелляционнго анализа -расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена37 - г б статистически значимой группы эффективных специалистов мы получили довольно интересные результаты и потому решили представить их.

В сплошном обследовании, проведенном в июле 2014 г., приняло участие 7 человек одного из отделений московской клиники. Профес-сиограмма строилась на основе расчета х - ср. Стаж работы обследованных (х - средняя взвешенная) 10 лет. Отдельно были изучены личностные качества двух высокопрофессиональных врачей другой клиники, которые, по отзывам руководства и, что немаловажно, пациентов, являются высокоэффективными специалистами в своей области. Один из врачей, Г.Д. Захарен-ко, имеет степень кандидата медицинских наук и ученое звание доцента. Для того чтобы ответить на вопрос, изменяются ли с возрастом и стажем работы структура личностных качеств врачей, в табл. 5 для расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена - г б респонденты были проранжированы: респондент 1 -возраст 23 года, стаж работы 1 год - респондент 7 - возраст в границе (41-50) , стаж работы 20 лет.

Из расчетов видно, что отклонения показателей персонограмм от средних значений по всем 16-ти факторам были весьма незначительны, что повышает уровень достоверности полученных результатов выраженности личностных качеств. Расчет же коэффициента ранговой корреляции Спирмена - г б, показал, что по фактору Q1 - радикализм существует очень сильная зависимость: г б составляет 0,67. (Уровень значимости согласно критическим величинам коэффициента ранговой корреляции Спирмена -г б при выборке п = 7 составляет 0,714). При этом следует признать, что из-за ограниченности выборки выводы и результаты анализа носят пока все же носят предварительный характер.

Обобщенный социально-психологический портрет выглядит следующим образом. Врачей, прежде всего, отличает: высокий уровень интеллекта и творческое воображение, лидерство, соревновательность, радикализм, социальная опытность (дипломатичность), и эмоциональность, чувствительность, которая. не выходит за грань критических значений эмоциональной неустойчивости (см. табл. 5).

В частности: 1) интеллект (способность к нестандартному мышлению, фактор В) - 8 баллов. Показатель 8 баллов (х - ср.) по интеллекту! .один из самый высоких показателей среди всех ранее обследованных профессиональных групп руководителей высшего и среднего звена руководства, военнослужащих, руководителей адвокатских кабинетов, руководителей служб управления персоналом и пр., 2) упрямство, на-

Таблица6

Социально-психологический портрет руководителя. Идеальная модель.

Баллы!

111

9.

Н. 8 8 8 8 8 8

7.

6.

5.

4.

3. 3 3 3

2.

1.

А В С Е Р С Н I Ь М N О <?1 02 ОЗ 04

1 Примечание. Баллы в таблице н ар тексту по методике Кэттелла соответствуют стенам.

стойчивость (высокий уровень проявления лидерских качеств в психологическом значении этого понятия, доминирование, фактор Е) - 8 баллов; 3) развитое творческое воображение (фактор М) - 7 баллов; соревновательность (фактор L) - 7 баллов; 4)... радикализм (фактор 01) - 7 баллов (возможно важное качество для хирургов); 5) социальная опытность - умение вести себя в обществе, «в зависимости от ожидания окружающих» (дипломатичность, фактор М) - 7 баллов, как у многих военнослужащих38 и пр.. Кроме того: 6) смелость (фактор Н) - 6 баллов, уровень смелости (нечувствительности к опасности) не превышает порога, который характеризует авантюризм, безрассудную смелость; 7) ответственность (фактор ¿) - 5 баллов сочетается со средними показателями волевыми качествами: воля (фактор 03) - 5 баллов. Было видно, что личностные качества многих обследованных врачей (например, респондент № 5 - В.Ю. Зекцерр и др.) в значительной степени соответствуют «идеальной модели руководителя» (см. табл. 639). Поэтому данную кандидатуру можно включить в резерв на руководящие должности.

Возможно в качестве критериев отбора будущей модели личностных качеств «успешных врачей» следует взять структуру личностных качеств обследованных работников. (Для удобства восприятия незнакомым с методикой Р. Кэттелла в тексте мы заменили показатели стены Р. Кэттелла на баллы.)

Особый интерес вызывал вопрос - изменяются ли с возрастом структура личностных качеств респондентов?

Проведенные исследования показали, что такая связь существует. Чтобы выявить наличие или отсутствие связи респонденты, сотрудники в аналитической таблице были распределены (проранжированы) в зависимости от возраста и стажа работы: респонденты № 1-7 (молодые врачи - врачи старших возрастных групп). Если посмотреть, как изменяются личностные качества в зависимости от возраста и стаж, ты мы увидели следующее. Молодых врачей по сравнению с старшими возрастными группами отличает большая эмоциональность, чувствительность (низкое С, высокое О - тревожность и 04 - возбудимость) и .... радикализм - фактор 01. (См. респонденты №1,3 и № 6, 7 табл. 5.) (Выявленные тенденции, поскольку выборка, хотя и представляет определенную статистическую значимость, требуют дополнительных исследований.)

Хотелось бы отметить еще один интересный, на наш взгляд, момент. Как показывают проведенные исследования, наблюдается определенное сходство личностных качеств отдельных врачей с личностными качествами. священнослужителей (см. табл. 7). Высокий интеллект, общительность, лидерство, высокие моральные нормы, эмоциональность, чувствительность (факторы С и 04)

Специфика работы врача, как и священнослужителя - постоянное общение с людьми, внимание к их заботам и проблемам требуют много эмоционального напряжения и соответственно стрессоустойчивости, при том, что профессиональная деятельность таких категорий ра-

Таблица 7

Персонограммы врача В.С. Зекцер и священнослужителя

Врач 6 9 4 10 8 8 8 4 10 6 5 6 7 5 6 6

Спящ. 8 8 3 7 8 7 6 4 6 6 5 3 6 8 8 7

А В С Б Б в Н I ь м N О 02 оз 04

ботников сопряжена с повышенной реакцией усталости и озабоченности при стрессе. Как отмечается в научной литературе, у «руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк. В профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники и т.д.) можно иметь и низкие оценки по этому фактору»40. Из наших исследований следует, что существуют профессиональные группы руководителей, у которых наблюдается низкие показатели по данному фактору: работники бухгалтерии и пр.

Оценка структуры личностных качеств врачей с позиции эмоциональной устойчивости

Как уже было отмечено, эмоциональная неустойчивость характеризуются следующими чертами (неврастеники, психопаты - максимальные значения показателей). Это показатели (факторы) С (низкое), О и Q4 (высокое). Крайние формы проявления, характеристики категорий «группы риска» были подробно уже описаны нами41.

С позиции оценки эмоциональной устойчивости врачей следует заключить следующее: ни один из обследованных не попал в «группы риска» - эмоционально неустойчивых категорий! У всех обследованных, включая тех, у кого наблюдается повышенный в сравнении со средними показателями (Р. Кэттелл) уровень эмоциональности в структуре личностных качеств не является доминирующим началом по сравнению морально-волевыми и интеллектуальными качествами, которые выступают важнейшими регуляторами чувств - чувственно-эмоционального поведения. Ну и сказать, что врачи спокойные, уравновешенные как, например, профессиональные военные42 нельзя.

После проведенных исследований оставался вопрос - насколько типичны полученные результаты?

Для окончательного вывода требовались новые исследования. Исследования, проведен-

ные с использованием случайной выборки в июне 2016 г., среди студентов одного из медицинских вузов г. Москвы не опровергли, а лишь подтвердили ранее полученные результаты. Представляем персонограмму студента В.А. Феофанова (см. табл. 8). Одну персонограмму можно было бы и не показывать, если бы не результаты! Обратите внимание: социально-психологический портрет студента почти полностью (по всем факторам) совпадает с данными, полученными по результатам обследований 2014 г. состоявшихся уже врачей. Это и общительность (фактор А) и интеллект (фактор В), упрямство (доминирование, фактор Е); развитое творческое воображение (фактор М); соревновательность (фактор L), радикализм (фактор Q1) и т.д., включая уровень эмоциональной устойчивости.

При этом респондента особо выделяет высокий уровень лидерства, настойчивости, упрямства (доминирование, фактор Е) - 10 баллов, радикализм (фактор Q1) - 10 баллов, самостоятельность, независимость в принятии решений (фактор Q2) -10 баллов. При этом -дипломатичность, социальная опытность, умение вести себя в обществе, «в зависимости от ожидания окружающих», фактор N - 4 балла, говорит о том, что личность респондента отличает «естественность, прямолинейности». Что в сочетании с упрямством и нетерпимостью к традициям, радикализмом может вызывать определенные сложности в общении. Дипломатичности, что должно отличать хорошего врача, видимо еще придется учиться.

В завершении работы ниже мы приводим тест на «дипломатичность». Фактор ориентирован на измерение отношений личности к людям и окружающей действительности. Высокие оценки по этому фактору характеризуют дипломатов в противоположность «естественному и прямолинейному» человеку с наивной эмоциональной искренностью, прямотой и непринужденностью. По динамическим характеристикам люди с высокими показателями являются лидерами в аналитической, целенаправленной дис-

Таблица8

Персонограмма - социально-психологический портрет студента В.А.Феофанова

А В С Е Р в Н I Ь М N О 01 02 03 04

В. А. Фон фи пои 6 7 4 10 4 3 6 4 10 7 4 5 10 10 6 2

X ср. 6 8 4 8 5 5 б 4 7 7 7 6 7 6 5 б

Ид. мод 8 8 8 8 8 3 3 8 3

куссии и в формировании функциональных групповых решений (у театральных режиссеров, кинорежиссеров, дипломатов, инкассаторов, как показали наши исследования, у отельных категорий военнослужащих43 как правило, высокие оценки по этому фактору). При этом отмечаем, что методам выявления склонности личности к аффективному поведению, включая врачей -тестам должна быть посвящена отдельная работа, в которой содержится весь набор оценочных средств, в соответствии с выделенными составляющими эмоциональной устойчивости. Однако в силу практической значимости диагностики для решения насущных практических задач управления персоналом и самокоррекции поведения мы в данной работе приводим один из способов такой оценки.

Выводы

Практическая значимость исследований социально-психологического врача для решения задач профессионального отбора кадров в сфере здравоохранения, включая руководителей.

1. Проведенные исследования показали возможности использования представленной тестовые методики для определения резерва на руководящие должности, по-новому взглянуть на методы оценки и отбора персонала в сфере здравоохранения.

2. Врачей характеризует: высокий уровень интеллекта (выше других обследованных профессиональных групп работников - руководителей промышленных предприятий, главных бухгалтеров и пр.) и творческое воображение, лидерство, соревновательность, радикализм, социальная опытность (дипломатичность), и эмоциональность, чувствительность, которая .не выходит за грань критических значений эмоциональной неустойчивости. С учетом выделенных направлений можно отнести, к третьему и второму типу: когда в структуре личностных качеств интеллектуальные, морально-волевые и другие личностные качеств доминиру-

ют над аффективными чертами, а также, когда в структуре личностных качеств эмоциональная неуравновешенность (эмоциональность) на равных конкурирует (в равной степени имеет яркое отличие, отклонение от средних значений) с интеллектуальными, морально-волевыми качествами. (Пример: респонденты 2 и 6).

Можно предположить, что врачей - руководителей отделений, которые проявили агрессивное поведение по отношению к подчиненным, о которых писали СМИ, отличает сочетание в характере лидерских качеств, эмоциональной неустойчивости с радикалистскими чертами и низким уровнем ответственности, недипломатичность. Более определенно сказать невозможно, пока не будут проведены соответствующие исследования.

Мы полагаем, что представленные результаты, в том числе, показатели эмоциональной устойчивости, помогут кадровым службам в сфере здравоохранения в совершенствовании методов отбора кадров и выбора направлений обучения персонала, с учетом обучения методам урегулирования конфликтов. Тем более, что в кадровом составе, включая, например, сотрудников факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова и ФГБУ «Институт хирургии имени А.В. Вишневского» МЗ РФ г. Москвы имеются блестящие специалисты, заслуженно пользующиеся уважением коллег и получающие благодарности пациентов за личностные качества, за успешную, эффективную работу на самом новейшем т дорогостоящем медицинском оборудовании, таком как хирургическая система - робот «Да Винчи». На сегодняшний день в РФ функционирует всего около 20 таких хирургических систем44. Как результат многолетней добросовестной работы, сочетающей врачебную практику и научные исследования врач, к.м.н., ст.н.с. С.В. Берулавичус осенью 2015 г. успешно защитил докторскую диссертацию за разработку новой концепции лечения и использования оборудования. Возмож-

но, что структура личностных качеств данного хирурга так же может стать основанием для совершенствования системы отбора кандидатов на работу на данных сверхсложных комплексах.

Структура личностных качеств высококвалифицированных специалистов, признанных коллегами и научным сообществом, может, как с теоретической, так и с практической точки зрения и должна быть взяты в основу разработки будущей модели отбора «эффективного врача», включая руководящее звено. Данный подход методологически, концептуально основывается на общих положениях теории ситуационного подхода к управлению (М.П. Фалет и др.) и практико-ситуационного подхода (В.В.Щербина) к заданию норм, когда «эталонное состояние социального объекта» рассматривается такое, «которое обеспечивает объекту возможность наилучшим образом достигнуть цели в определенной ситуации» 45.

Автор благодарит врача В.Ю. Зекцер, персонал отделения клиники N. ЦАО г. Москвы, врачей, к.м.н., доцента Г.Д. Захаренко и А.И. Захаренко, а также студента В.А. Феофанова за помощь в проведении данных пилотажных исследований, раскрывающие особенности структуры личностных качеств врачей, где, как оказалось, интеллект и другие «черты» доминируют над «эмоциональной неуравновешенностью». Везде ли так? - Об этом покажут результаты других предстоящих исследований.

Приложение

Тест на свойство личности по фактору М «прямолинейность - дипломатичность46.

Вашему вниманию предложено 10 вопросов. Внимательно прочитайте каждый из них и постарайтесь, не раздумывая долго (свыше 3-5 секунд), дать лишь один из трех вариантов ответа. Отвечая на вопросы теста, старайтесь давать более определенный ответ, избегая вариант "б".

1. Я предпочел бы работу с большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:

а - да;

б - не уверен;

в - нет.

2. Время от времени у меня появляется потребность в интенсивной физической деятельности:

а - да;

б - верно нечто среднее; в - нет.

3. Мне бы понравилась жизнь ветеринара, лечение и операции на животных:

а - да ;

б - трудно сказать; в - нет.

4. Когда я ем вкусную пищу, я иногда так увлекаюсь, что забываю о приличиях:

а - да, это верно ; б - верно нечто среднее; в - это не верно.

5. При приближении опасности я обычно громко разговариваю, хотя это выглядит невежливо и нарушает спокойствие:

а - да;

б - верно нечто среднее ; в - нет.

6. Я говорю о своих чувствах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а - только в случае необходимости; б - верно нечто среднее; в - охотно, когда представится возможность.

7. Я предпочел бы скорее общаться с вежливыми и деликатными людьми, чем с грубоватыми и прямолинейными:

а - да;

б - верно нечто среднее; в - нет.

8. Если кто-нибудь говорит мне что-то не соответствующее действительности, то я скорее подумаю:

а - "он лжец"; б - верно нечто среднее; в - "видимо, его неверно информировали".

9. Во время поездок за границу я бы скорее предпочел быть под руководством экскурсовода, чем самому планировать маршрут:

а - да;

б - не уверен; в - нет.

10. В воспитании важнее:

а - относиться к ребенку с достаточной любовью;

б - нечто среднее;

в - выработать нужные привычки в отношении к жизни.

Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с 1 по 5 "а" имеет значение 0 бал-

лов, "б" имеет значение 1 балл, "в" имеет значение 2 балла. В вопросах с 6 по 10 "а" имеет значение 2 балла, "б" имеет значение 1 балл, "в" имеет значение 0 баллов. Подсчитайте сумму набранных баллов. Интерпретация результатов. При этом отметим, что минимальное и максимальное значение набранных баллов свидетельствует о ярком проявлении данного качества.

0-7 баллов - мужчины, женщины. Вас отличает откровенность, прямолинейность бестактность в обществе. Отсутствию утонченности, сентиментальности. В частности, 0-4 балла -иногда грубость и резкость, спонтаненность . Отсутствие проницательности.

8-9 баллов (мужчины), 8 баллов (женщины) - прямота, естественность, бесхитростность, сентиментальность.

10-11 баллов (мужчины), 9-11 баллов (женщины). Качества ярко не выражены.

12-13 баллов (мужчины), 12 баллов (женщины). Отличает хитрость, расчетливость, проницательность (утонченность). Эмоциональная выдержанность.

14-20 баллов (мужчины), 13-20 баллов (женщины). Вас отличает хитрость, утонченность, опытность, светскость. В том, числе, 1620 баллов - склонность к анализу. Интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму.

Ссылки:

1 Осеев А.А. Эмпирическая модель социально-психологического портрета современного руководителя: опыт теоретического и эмпирического анализа структуры личностных качеств // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал,№ 3 (104), 2014. - С. 222-233.

2 Осеев А.А. Тезисы доклада. Социально-психологический портрет персонала занятого в сфере здравоохранения: отличительные особенности социально-психологического портрета врача от других профессиональных групп работников, включая руководителей (оценка эмоциональной устойчивости) // X Международная научная конференция «Сорокинские чтения». «Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты». Сборник материалов. Электронное издание. - М.: Издательство Московского университета», 2016. - С.167-169.

3 Новости NEWSru.com. [Электронный ресурс] URL: newsru.com>crime/21dec2015/ docnurseprotestknr.html (дата обращения: 23.01.2016).

4 Файоль А., Эмерсон Г., Ф. Тейлор, Г.Форд. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - С.70.

5 Друкер Питер Ф. Эффективное управление предприятием: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д-.Вильямс», 2008. - С. 138.

6 Фернандес-Араос К. Выбирать сильнейших. Почему это так важно, так трудно, и как этому научиться. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

7 Щербина. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. - М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1993. - С. 54.

8 Вебер М. Мотивы социального действия. // Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова, предисл. П.П. Гайден-ко. - М., Прогресс, 1990. - С. 628-636.

9 Осеев А.А. Эмпирическая модель социально-психологического портрета современного руководителя: опыт теоретического и эмпирического анализа структуры личностных качеств // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал, № 3 (104), 2014. - С. 222-233.

Осеев А.А., Осеев А.А. Методологические основы исследования личностных качеств руководителей и отбора кандидатов на вакантные должности на государственную службу, персонала в сфере безопасности, руководителей промышленных предприятий. // Вестник Московского университета. Серия № 18. Социология и политология. № 3, 2015. - С. 144-159.

10 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос.фак. и отдельных ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981. -С. 353.

11 Осеев А.А., Осеев А.А. Личностные качества командного состава «спецназ» (20 лет спустя). Социология. Журнал Российской социологической ассоциации. № 1, 2013.- С. 134-143.

12 Осеев А.А., Осеев А.А. Методологические основы исследования личностных качеств руководителей и отбора кандидатов на вакантные должности на государственную службу, персонала в сфере безопасности, руководителей промышленных предприятий. // Вестник Московского университета. Серия № 18. Соци-

F-nCft

ология и политология. № 3, 2015. - С. 144159.

13 Более подробно об идеальной модели руководителя и способах ее измерения см.: Осеев А.А. Социально-психологический портрет руководителя: идеальная модель и способы ее измерения. // Вестник московского университета. Серия № 18. Социология и политология, № 1, 2011. С. 126-144.

14 Вебер М. Мотивы социального действия. // Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова, предисл. П.П. Гайден-ко. - М., Прогресс, 1990. - С. 628.

15 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. - М. ИНФРА-М, 2000. - С.381.

16 Вебер М. Мотивы социального действия. // Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова, предисл. П.П. Гайден-ко. - М., Прогресс, 1990. - С. 628.

17 Исследование: 80% россиян ежедневно испытывают стресс. Газета. RU. 01.10.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gazeta.ru>lifestyle/news/2015/10/01/n_ (дата обращения: 15.12.2015).

18 «Немотивированные драки и нападения становятся результатом сезонных депрессий». 21.45. Воскресенье, 20 сентября 2015. Раздел: «Новости».

19 Зайцев А. К. Социальный конфликт. Изд. 2-е. - М.: Academia, 2001. - С. 16-22.

20 «Немотивированные драки и нападения становятся результатом сезонных депрессий». 21.45. Воскресенье, 20 сентября 2015. Раздел: «Новости»

21 «Немотивированные драки и нападения становятся результатом сезонных депрессий». 21.45. Воскресенье, 20 сентября 2015. Раздел: «Новости».

22 Дарвин Ч. Происхождение видов. [Электронный ресурс] URL: Чарльз Дарвин. Происхождение видов. 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru (дата обращения: 2.011.2015).

23 Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - С. 184200.

24 Зайцев А. К. Социальный конфликт. Изд. 2-е. - М.: Academia, 2001. - С. 15.

25 Вебер М. Мотивы социального действия.

// Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова, предисл. П.П. Гайден-ко. - М., Прогресс, 1990. - С. 629.

26 Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.: Общ. Ред. А.И. Доватура. -М.: Мысль. 1983. - 830 с. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос.фак. и отдельных ун-тов. - М.: Выс-ш.школа, 1981.

27 Осипов Г. В. Менеджмент : учеб. для студентов вузов / Г. В. Осипов, В. А. Лисичкин, Н. Д. Корягин. - М. : Норма, 2011. - С. 286290.

28 Чудина Е.А. Психологические особенности проявления эмоциональной неустойчивости личности. Диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.11 - психология личности. -М., 1999 г. - 189 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: ^ззегса^отюо^еп^.пеизЬюЫтозИ-ИсЬпозй (дата обращения: 15.12.2015).

29 Осеев А.А., Осеев А.А. Эмпирические модели структуры личностных качеств руководителей: аффективный тип социального действия М.Вебера (результаты прикладных исследований». // Вестник московского университета. Серия № 18. Социология и политология. 2016. № 2.

30 Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М, 1998.- С.226-242.

31 Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-С.226-242; Осеев А.А. Средства социологической диагностики в системе управления персоналом. Личностные качества руководителя и их оценка. Часть 2. Личностные качества руководителя. Значение социологических опросов, тестов и профессиограмм (психограмм) в подборе и отборе кадров, выявлении, разрешении, профилактике трудовых конфликтов. (Текст): монография / А.А. Осеев. - М.: РУДН, 2012.

32 Щербина В.В., Родина В.Ю., Ерохин А.С. Методические рекомендации по оценке использования работников в качестве линейного руководителя среднего звена. - М.: ПО «ЛУЧ» Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Мосгорисполкома, 1983. - С.73-74

33 Осеев А.А. Социально-психологический портрет руководителя: идеальная модель и способы ее измерения. // Вестник московского университета. Серия № 18. Социология и политология, № 1, 2011. С. 126-144; Щербина В.В., Родина В.Ю., Ерохин А.С. Методические рекомендации по оценке использования работников в качестве линейного руководителя среднего звена. - М.: ПО «ЛУЧ» Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Мос-горисполкома, 1983. - С.73-74

34 Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей по пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985.

35 Щербина В.В., Родина В.Ю., Ерохин А.С. Методические рекомендации по оценке использования работников в качестве линейного руководителя среднего звена. - М.: ПО «ЛУЧ» Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Мосгорисполкома, 1983. - С.68-75; Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- С.226, 236-240.

36 Осеев А.А., Осеев А.А. Эмпирические модели структуры личностных качеств руководителей: аффективный тип социального действия М. Вебера (результаты прикладных исследований. // Вестник Московского университета. Серия № 18. Социология и политология. № 2, 2016.

37 Осипов Г.В., Гвишиани Д.М., Колбанов-ский В.В. Рабочая книга социолога. - М.: Издательство «Наука», 1976. - С.508. (Таблица Г. Критические величины коэффициента ранговой корреляции Спирмена - r s.)

38 Осеев А.А., Осеев А.А. «Личностные качества персонала занятого в сфере безопаснос-

ти». // Социология. № 1, 2012, с. 141-143.

39 Осеев А.А., Осеев А.А. «Личностные качества персонала занятого в сфере безопасности». // Социология. № 1, 2012, с. 135.

40 Осеев А.А. Средства социологической диагностики в системе управления персоналом. Личностные качества руководителя и их оценка. Часть 2. Личностные качества руководителя. Значение социологических опросов, тестов и профессиограмм (психограмм) в подборе и отборе кадров, выявлении, разрешении, профилактике трудовых конфликтов. (Текст) : монография / А.А. Осеев. - М.: РУДН, 2012.- С. 112.

41 Осеев А.А., Осеев А.А. Эмпирические модели структуры личностных качеств руководителей: аффективный тип социального действия М.Вебера (результаты прикладных исследований». // Вестник московского университета. Серия № 18. Социология и политология. 2016. № 2.

42 Осеев А.А., Осеев А.А. Личностные качества командного состава «спецназ» (20 лет спустя) // Социология. № 1, 2013.- С. 138.

43 Осеев А.А., Осеев А.А.Личностные качества персонала, занятого в сфере безопасности // Социология, № 1, 2012. - С.142.

44 Робот да Винчи: стоимость операции роботом DA-VINCI. [Электронный ресурс] URL:

MedSouz.org>robot-davinci (дата обращения: 31.01.2016).

45 Щербина. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С. 54.

46 Щербина В.В., Родина В.Ю., Ерохин А.С. Методические рекомендации по оценке использования работников в качестве линейного руководителя среднего звена. - М.: ПО «ЛУЧ» Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Мосгорисполкома, 1983. - С. 75-75.

F-nCft

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.