Научная статья на тему 'Личностные качества командного состава «Спецназ» (20 лет спустя)'

Личностные качества командного состава «Спецназ» (20 лет спустя) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5381
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО / МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО / ОЦЕНКА КАДРОВ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКА И КОМАНДНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «СПЕЦНАЗ»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осеев Александр Александрович

Статья посвящена актуальным научно-методическим и практическим проблемам проведению модернизации институтов российской армии -исследования социально-психологических качеств персонала, занятого в сфере безопасности: руководителей, включая командный состав военных, разработке социально-психологической модели успешного руководителя и определению способов ее измерения на основе тестовых методов (16-ти факторного личностного опросника Кеттела). Даются ответы на нерешенные в научной литературе вопросы: интерпретации и верификации качеств успешных руководителей-мужчин: описываются социально-психологические качества военных рядового и командного состав сотрудников подразделений «спецназ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осеев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal qualities of commanders "special forces" (20 years later)

Article is devoted to the scientific and methodological and practical problems of the upgrade of the institutions of the Russian army, the study of social and psychological qualities of the personnel engaged in the field of security: the leaders, including the commanders of the war, the development of socio_psychological model of a successful leader and identify ways to measure it on the basis of the test methods (16_factor personality questionnaire Cattell). Provides answers to the outstanding questions in the scientific literature: interpreting and verifying the qualities of successful leaders_men: describes the social and psychological qualities of the military _ soldiers and commanders of the office staff "special forces". Keywords: Socio_psychological portrait of the head of intelligence, moral character _ responsibility, adherence to duty, will, etc.

Текст научной работы на тему «Личностные качества командного состава «Спецназ» (20 лет спустя)»

Личностные качества командного состава «спецназ» (20 лет спустя)1

Осеев А.А., Осеев А.А.

Статья посвящена актуальным научно-методическим и практическим проблемам проведению модернизации институтов российской армии -исследования социально-психологических качеств персонала, занятого в сфере безопасности: руководителей, включая командный состав военных, разработке социально-психологической модели успешного руководителя и определению способов ее измерения на основе тестовых методов (16-факторного личностного опросника Кеттела). Даются ответы на нерешенные в научной литературе вопросы: интерпретации и верификации качеств успешных руководителей-мужчин: описываются социально-психологические качества военных - рядового и командного состав сотрудников подразделений «спецназ». Ключевые слова: Социально-психологический портрет руководителя: интеллект, моральные качества - ответственность, следование долгу, воля, и пр. Личностные качества военного.

Personal qualities of commanders "special forces" (20

years later)

Oseev AA, Oseev A A

Article is devoted to the scientific and methodological and practical problems of the upgrade of the institutions of the Russian army, the study of social and psychological qualities of the personnel engaged in the field of security: the leaders, including the commanders of the war, the development of socio-psychological model of a successful leader and identify ways to measure it on the basis of the test methods (16-factor personality questionnaire Cattell). Provides answers to the outstanding questions in the scientific literature: interpreting and verifying the qualities of successful leaders-men: describes the social and psychological qualities of the military - soldiers and commanders of the office staff "special forces". Keywords: Socio-psychological portrait of the head of intelligence, moral character - responsibility, adherence to duty, will, etc.

В предыдущей статье «Личностные качества персонала, занятого в сфере безопасности» 2 мы отмечали, что новые угрозы -борьба с мировым терроризмом, коррупцией, нарушением производственной дисциплины требует и новых типов специалистов. Интеллектуальное оружие требует интеллектуального обращения. Поэтому должны быть востребованы: интеллект, смелость (для кого-то граничащую с авантюризмом), тот же радикализм (для способности радикально решать задачи), высокие моральные нормы (обеспечивающие следование долгу, неподкупность), воля. Требуется и эмоциональная уравновешенность.

В отличие от прежних публикаций по данной тематике, в статье представлены новые - наиболее полные результаты социологических исследований:

1) даются сравнительные характеристики личностных качеств руководителей (идеальная модель) и командного состава подразделений «спецназ»,

2) раскрываются характерные особенности личностных качеств

персонала, занятого в сфере безопасности, связанные со спецификой их профессиональной деятельности, список профессиограмм значительно расширен,

3) даются сравнительные характеристики личностных качеств командного состава подразделений спецназ двух разных эпох - одной - времен окончания СССР, другой - современной России (2012-2013 г.г.)

4) представлены некоторые тесты для разработки системы отбора персонала на командные должности в подразделения «спецназ»

Проблемой является ситуация, когда в структуре профессионально-важных личностных качеств персонала, занятого в сфере безопасности, у нынешних военных моральные нормы не столь важны, как радикализм. Причиной тому, что такая ситуация сложилась и на передний план выдвигаются соответствующие типы работников является предметное содержание труда соответствующих профессиональных групп военных

Было выявлено, что для рядового состава сотрудника подразделения «спецназ» важнейшими качествами характера личности, обеспечивающие эффективное решение боевых задач является (по терминам методики Кэттелла): радикализм, социальная опытность (умение контролировать свои эмоции, умение вести себя в обществе), сдержанность в общении.

Для других специальностей важны - эмоциональная устойчивость, так же как и для «спецназа» - социальная опытность, а также - смелость, нефрустри-рованность. расслабленность. И ни какие моральные нормы, в отличие от модели безаварийных во-дителейЗ.

Проблема отсутствия связи моральных норм с эффективностью

работы подразделений «спецназа» раскрывала психологический механизм несанкционированного применения сотрудниками силовых структур оружия вне поля профессиональной деятельности. Радикализм не связанный с ответственностью приводил к безответственным действиям.

Важный вопрос - какова модель будущего военного? Какими чертами он должен обладать? Решение этих вопросов во многом может помочь представить кому, в чьи руки может быть доверена модернизация институтов российской армии на отдельных участках этой важной работы.

В этой ситуации интересным становилась исследование личностных качеств военных российской армии. Но не просто военных, а тех, кто эффективно выполнял боевые задачи, «уцелел в боевых действиях сам и сохранил жизнь своим подчиненным» и за это получил высокие боевые награды. Такой случай представился - и мы приступили к исследованию. Результаты изложены ниже.

Часть 1. Личностные качества командного состава подразделений «спецназ 2011-2013 г.(на примере руководителя подразделения «Спецназ ЫЫЫ» «Волкодав» Героя России - подполковника Саман-кова Андрея Васильевича)

Перед тем как описать получены результаты, хотелось бы отметить следующее.

Приступая к исследованию, у нас была обоснованная гипотеза, что характеристики Героя России, подполковника Саманкова А.В., исходя из тех радикальных задач, которые он выполняет подолгу службы, должны вписываться в модель сотрудника отдела «спецназа», где радикализм превалировал над моральными нормами, а

моральные нормы не были связаны с эффективностью работы «спецназ». С практической и с научной точки зрения все время возникал вопрос: за какие качества характера, которые позволяли эффективно выполнить боевые задачи, могут представить к высокой награде Героя России? Неужели же главным должен быть радикализм? А если радикализм, то с чем он сочетаться? А вдруг у награжденного высокой наградой окажется невысокий уровень моральных норм, ответственности?

- Может быть - все дело в доблести - смелости?

- Каков же портрет современных российских военных?

- А существует ли сходство в портретах военных спустя 20 лет? Насколько изменился портрет современного командира?

Полученные результаты опровергли наши опасения и показали, что наши военнослужащие, которые участвуют в боевых действиях и которые заслуженно получают высокие награды, обладают рядом уникальных качеств! (см. табл. 1).

1. Видно, что личностные качества Саманкова А.В. в значительной степени соответствуют идеальной модели руководителя4 .

2. Если говорить кратко, то Саманкова А.В. прежде всего отличают следующие черты: высокий уровень интеллекта, лидерство, смелость, высокие моральные нормы, очень высокие волевые качествами, высокая эмоциональная устойчивость. При этом уровень радикализма не высок! А в сравнении с показанным выше портретом - зам. руководителя другого подразделения «спецназ», у которого уровень радикализма был представлен 10 баллами, радикализм Саманкова А.В. - Героя России вообще кажется низким.

Это говорит, что для решения радикальных задач (целей) разного уровня нужны свои профессионалы с разными профессиональными профилями. При этом, чтобы выполнить профессиональный долг «геройски», военному руководителю (руководителю боевого подразделения), важны не только смелость, высокие морально-волевые качества, но высокий уровень интеллекта.

3. Более подробное описание личностных качеств подполковника Саманкова А.В. представлено ниже.

Подполковника Саманкова А.В. отличают следующие качества:

1. Высокий уровень интеллекта (способность к нестандартному мышлению) - фактор В - 8 баллов.

2. Упрямство, настойчивость -высокие лидерские качества (в психологическом значении этого понятия). (Фактор Е - доминирование — 9 баллов.).

3. Смелость - фактор Н - 8 баллов. При этом, уровень смелости (нечувствительности к опасности) не превышает порога, который характеризует авантюризм, безрассудную смелость.

4. Ответственность, моральные нормы - совестливость (фактор С - 7 баллов). Моральные нормы, чувство ответственности организует совместное взаимодействие подчиненных на принципах уважительности, следования выработанным правилам, чувства долга перед принятыми обязательствами. Кроме того, как форма контроля поведения личности выступают в качестве одного из факторов - регуляторов психической уравновешенности личности.

5.Ответственность сочетается с высокими волевыми качествами: воля - фактор Q3 - 10 баллов. (!)

6. Способность прислушиваться к людям - конвенциональность

Таблица 1

Персонограмма руководителя подразделения «Спецназ NNN» «Волкодав» Героя России - подполковника Саман-кова А.В. в сравнении с идеальной моделью руководителя.

Баллы

10 10

9. 9

8. 88 8 Н 8 8 8 8 8

7. 7 7

6. 6 6

5. 5

4. 4 4

3. 3 3 3 3 3 3

2.

1.

А В С Е F G Н \ L М N о Q1 Q2 Q3 Q4

(фактор Q2 - 3 балла). Как раз то, что обеспечивает на психологическом уровне способность к совместному, групповому принятию решений, учитывать коллективный опыт подчиненных при разработке "нестандартных решений", умение выслушать подчиненных. («Толерантность».)

7. Эмоциональная, «психическая уравновешенность» определяется: - низким уровнем тревожности - фактор О - спокойствие

— 1 балл, что «во многом обеспечивает успешное лидерство в сложных ситуациях, успех в принятии решений при внезапных аварийных ситуациях». (Высокое О

- связано, например, с автомобильными катастрофами.)

- низким показателем по фактору Q4 —низкая напряженность, возбудимость — 3 балла. То, что составляет «ровный характер»,

- эмоциональная зрелость -способность отсрочить свои потребности - фактор С - 8 баллов.

Напомним, эмоционально-неустойчивая личность (неврастеники, психопаты) характеризуются прямо противоположными чертами: низкий уровень С, высокий уровень О, высокий уровень Q4, а также низкая воля - Q3 и пр.

Встает очень важный вопрос -какова модель будущего военного? Какими чертами он должен обладать?

Новые, проведенные в 2013 году, исследования показали, что среди молодого (возраст до 33 лет), но опытного (5 командировок в горячие точки) командного состава подразделений «Спецназ» военнослужащие с личностными качествами, похожими на личностные качества подполковника Саманкова A.B., вовсе не редкость

См. Табл. 2 - Персонограммы руководителя подразделения «Спецназ NNN» «Волкодав» Героя России - подполковника Саман-кова A.B.(выделено курсивом) и командира отделения «Спецназ NNN» - прапорщика Никитина А.И. (выделено «х») в сравнении с идеальной моделью руководителя.

1. Видно, что личностные качества Никитина А.И. так же как и Соманкова А.И. в значительной степени соответствуют идеальной модели руководителя.

2. В целом, Никитина А.И., как и Соманкова А.И. прежде всего, отличают следующие черты: высокий уровень интеллекта, смелость, высокие моральные нормы (!), очень высокие волевые каче-

ствами, высокая эмоциональная устойчивость. Лидерские черты выражены в меньшей степени, чем у Саманкова A.B., ну, а во всем остальном они так же очень похожи. При этом уровень радикализма то же не высок!

Это еще раз свидетельствует о том, что для решения радикальных задач (целей) разного уровня нужны свои профессионалы с разными профессиональными профилями. При этом, чтобы эффективно выполнить поставленные перед военным руководителем (руководителю боевого подразделения) задачи, важны не только смелость, высокие морально-волевые качества, но высокий уровень интеллекта!

3. Более подробное описание личностных качеств прапорщика представлено ниже.

Прапорщика Никитина А.И. отличают следующие качества:

1. Высокий уровень интеллекта (способность к нестандартному мышлению) — фактор В - 9 баллов

2. Смелость - фактор Н - 8 баллов. При этом, уровень смелости (нечувствительности к опасности) не превышает порога, который характеризует авантюризм, безрассудную смелость.

3. Ответственность, моральные нормы - совестливость (фактор G - 8 баллов). Моральные нормы, чувство ответственности организует совместное взаимодействие подчиненных на принципах уважительности, следования выработанным правилам, чувства долга перед принятыми обязательствами. Кроме того, как форма контроля поведения личности выступают в качестве одного из факторов - регуляторов психической уравновешенности личности.

4.Ответственность сочетается с высокими волевыми качествами: воля - фактор Q3 - 9 баллов. (!) 5. Упрямство, настойчивость - ли-

дерские качества (в психологическом значении этого понятия) выражено на уровне средних значений. (Фактор Е - доминирование

— 6 баллов.).

6. Способность прислушиваться к людям — конвенциональность (фактор Q2 - 1 балл). Как раз то, что обеспечивает на психологическом уровне способность к совместному, групповому принятию решений, учитывать коллективный опыт подчиненных при разработке "нестандартных решений", умение выслушать подчиненных. («Толерантность».)

7. Эмоциональная, «психическая уравновешенность» определяется:

- низким уровнем тревожности -фактор О - спокойствие — 4 балла, что «во многом обеспечивает успешное лидерство в сложных ситуациях, успех в принятии решений при внезапных аварийных ситуациях». (Высокое О, как уже отмечалось, связано, например, с автомобильными катастрофами.)

- низким показателем по фактору Q4 - низкая напряженность, возбудимость — 2 балла. То, что составляет «ровный характер»,

- эмоциональная зрелость -способность отсрочить свои потребности - фактор С - 6 баллов. (В пределах нормы.)

Итак, какова модель будущего военного? Какими чертами он должен обладать?

Персонограммы Героя России и прапорщика Никитина А.И. показывают, что за основу разработки будущей модели военного вполне можно и нужно взять характеристики лучших - реально-действующих, опытных и успешных при выполнении боевых задач военнослужащих.

Мы полагаем, что представленные характеристики социально-психологического портрета военного сделает возможным новые продвижения в разработке моделей

Таблица 2

Персонограммы руководителя подразделения «Спецназ NNN» «Волкодав» Героя России - подполковника Саман-кова А.В.(выделено курсивом) и командира отделения «Спецназ NNN» - прапорщика Никитина А.И. (выделено «х») в сравнении с идеальной моделью руководителя.

Баллы

10 10

9. X 9 X

8. X 88 8 Н Вх 8 X 8 X 8 8

7. X 7 7 X

6. 6 X X 6 X

5. 5

4. 4 X 4

3. 3 3 X 3 3 3 3

2. X

1. X

А В С Е F G Н 1 L М N о QI Q2 Q3 Q4

отбора военных кадров, улучшить сам отбор офицерского состава на высокие командные должности и повысить эффективность работы боевых подразделений российской армии в целом в лучших российских традициях. Тем более что, как показал сравнительный исторический анализ, у современных успешных российских военных имеется много важных характерных черт, характерных и для успешного командного состава подразделений спецназ времен СССР.

Часть 2. Сравнительные характеристики личностных качеств командного состава подразделений спецназ двух разных эпох - одной -времен окончания СССР, другой -современной России (2012-2013 гг.)

Весьма интересные результаты даст сравнительный анализ следующих таблиц: табл. 1, представленной выше - «Персонограмма (командный состав)» подполковника Соманкова A.B. и табл. 3 представлена ниже -«Персонограмма зам. руководителя подразделения «спецназ» (мужчина) (командный состав) 1991 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Наблюдается явное совпадение характеристик двух руководителей подразделений «спецназ».

2. При всем сходстве личностных качеств, за исключением нескольких деталей, в представленных двух персонограммах (таблицах) на первый взгляд нет ничего необычного, если бы не одно интересное обстоятельство: это качества эффективных руководителей разных по месту жительства и месту расположению подразделений спецназа относятся к людям двух разных поколений — одного - времен СССР (окончания), другой - современной России (2011 г.).

Сходство, включая высокие морально-волевые составляющие личностных качеств эффективных руководителей, востребованных в разные исторические периоды показывает, что их черты могут быть взяты за основу разработки «идеальной» модели военного - на должности командного состава подразделений спецназ

На момент завершения работы над статьей стало известно, что подполковник Соманков А.И. и прапорщик Никитина А.И. с успехом повышают уровень своего профессионального образования: Соманков А.И. успешно защитил кандидатскую

Таблица3

Персонограмма зам. руководителя подразделения «спецназ» (мужчина) (командный состав) 1991 г.

Баллы

10 10

9. 9 9

8. 8 8 8 Г8 8 8 8

7. | 7

6. 6 6 рб 6 1 6

5. 5

4. 4 4 4 4

3 Ъ

2.

1.

■A3 В Of С Е 1 i F 1 1 G н i \ L М N о Qi Q2 Q3 Q4

диссертацией, а прапорщик Никитин А.И.- на пути к получению высшего юридического образования.

Часть 3. Приложение. Справочная информация для разработки критериев отбора персонала.

Чтобы оценить к какой категории вы относитесь и продемонстрировать возможности тестовых методик, вы можете ответить на вопросы приведенных ниже тестов. (По материалам методики Кэт-телла.) Отвечая на вопросы тестов, старайтесь давать более определенный вариант, избегая промежуточного варианта «б».

Проверьте себя, имеются ли у вас задатки руководителя.

Теста на уровень лидерства (доминирования) (Фактор Е)

1. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов:

а - обычно; б - иногда; в - нет.

2. Устаревший закон должен быть изменен:

а - только после основательного обсуждения;

б - верно нечто среднее; в - как можно скорее.

3. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей:

а - да (это верно); б -бывает по разному; в - нет (это не верно).

4. Когда я расстроен, я всячески стараюсь скрыть свои чувства от других:

а - да, это верно ; б - нечто среднее; в - это не верно.

5. Употребление нецензурных выражений вызывает у меня возмущение, даже если при этом не присутствуют лица другого пола:

а - да;

б - среднее между а и в; в - нет.

6. Меня лучше охарактеризовать как:

а - вежливого и спокойного; б - нечто среднее; в - энергичного и напористого.

7. Я делаю саркастические (язвительные) замечания по поводу людей, если они этого, по моему мнению, заслуживают:

а - обычно; б - иногда; в - нет.

8. У меня есть качества, по которым я определенно превосхожу других людей:

а - да;

б - не уверен; в - нет.

9. Если мне что-то кажется важным, я иногда говорю об этом посторонним людям, даже если они меня об этом не спрашивают:

а - да;

б - верно нечто среднее;

в - нет.

10. Если даже на пути к успеху стоят серьезные препятствия, я все-таки предпочитаю рискнуть:

а - да;

б - нечто среднее;

в - нет.

11. Когда я нахожусь в группе людей, приступающих к какой-то работе, то само собой получается, что я оказываюсь во главе их:

а - да;

б - верно нечто среднее;

в - нет.

12. Меня считают человеком, которому обычно приходят в голову хорошие идеи, когда нужно разрешить какую-нибудь проблему:

а - да;

б - верно нечто среднее;

в - нет.

13. Я способен лучше проявить себя:

а - в трудных ситуациях, когда нужно сохранять самообладание;

б - не знаю, что выбрать;

в - когда требуется умение ладить с людьми.

Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с 1 по 6 -"а" равно 0 баллов, "б" равно 1, "в" равно 2 балла. В вопросах с 7 по 13 "а" равно 2 балла, "б" равно 1, "в" равно 0 баллов.

15-26 баллов мужчины. (12-26 баллов женщины.) В вашем характере есть черты, необходимые руководителю. Вас отличает упорство и борьба против норм и установок в группе. Вы, как правило, придерживаетесь своих взглядов и стараетесь навязать свое мне-

ние окружающим. Если же вы набрали 19-26 баллов (мужчины, 17-26 баллов женщины), то можно с уверенностью сказать, что у вас очень развито чувство авторитаризма и властности.

8-14 баллов мужчины. (5-11 баллов женщины.) Ваше упорство, как у большинства окружающих. Вы можете быть лидером среди пассивных людей, но подчиняетесь силе характера властных натур.

0-7 баллов мужчины. (0-4 балла женщины.) Вас отличает уступчивость, конформность, зависимость. Руководство людьми в организации не ваша стихия. Да вы к этому и не стремитесь, что, возможно, и делает вас счастливыми.

Чем больше ваш результат приближен к минимальным или максимальным значениям, тем ярче выражено в вас это качество.

Напомним, что результаты приведенного теста могут служить лишь определенным ориентиром в выявлении реального уровня лидерских качеств. Сочетание данного качества с другими чертами характера может усилить или, наоборот, снизить степень его проявление у конкретной личности. Поэтому для окончательного диагноза нужно всестороннее обследование

Теста на уровень моральных норм. (Фактор С)

Вашему вниманию предложено 10 вопросов. Внимательно прочитайте каждый из них и постарайтесь, не раздумывая долго (свыше 3-5 секунд), дать лишь один из трех вариантов ответа. Отвечая на вопросы теста, старайтесь давать более определенный ответ, избегая вариант "б".

1. Если бы я увидел дерущихся соседских детей, то я: а - не вмешивался бы;

б - не знаю, что предпринял бы;

в - прекратил бы драку.

2. Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, то:

а - меня это не задевает; б - верно нечто среднее; в - испытываю отвращение и неприязнь.

3. Я считаю, что возможность вести себя непринужденно важнее, чем хорошие манеры уважение к существующим правилам поведения:

а - да;

б - не уверен; в - нет.

4. Люди считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек:

а - да;

б - не уверен; в - нет.

5. Порой я пренебрегаю добрыми советами других, даже если советы эти могли бы быть полезными:

а - изредка;

б - вряд ли когда-нибудь, в - никогда.

6. Думая о трудностях в своей работе я:

а - стараюсь все учесть заранее, прежде чем встретить трудность;

б - верно нечто среднее; в - считаю, что я справлюсь с трудностями по мере того, как они возникнут.

7. Вид неубранной комнаты очень раздражает меня:

а - да;

б - верно нечто среднее; в - нет.

8. В своих поступках я всегда стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения:

а - да;

б - верно нечто среднее; в - нет.

9. Я довольно пунктуальный человек и всегда настаиваю на

том, чтобы все делалось по возможности правильно:

а - согласен;

б - верно нечто среднее;

в - не согласен.

10. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точности навыков и умений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а- да;

б - верно нечто среднее;

в - нет.

Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с 1 по 5 "а" имеет значение 0 баллов, "б" - 1 балл, "в" - 2 балла. В вопросах с 6 по 10 "а" оценено в 2 балла, "б" - 1 балл, "в" - 0 баллов. Подсчитайте сумму набранных баллов. Интерпретация результатов.

17-20 баллов. У вас высокое соответствие данного качества характера требованиям безопасности. Вы относитесь к типу обязательных и ответственных людей, поскольку руководствуетесь чувством долга. Вы аккуратны и добросовестны. Если вы получили 1920 баллов, то ваша ответственность доходит до педантизма. В повседневной жизни у вас могут быть конфликты с людьми неорганизованными и непунктуальными.

11-16 баллов. Уровень ваших моральных норм - как у многих в обществе. Вы относитесь к типу людей, у которых в одинаковой степени присутствует и обязательность (ответственность), и необязательность. Там, где требуется ответственность - вы ответственны, но если будет возможность нарушить принятые правила и сделать по-своему, то вы поступите вопреки принятым правилам, так, как считаете нужным. Вы, возможно, не поступитесь с базовыми принципами, но при случае (в отсутствие видимой опасности) пойдете на нарушение принятых правил. Сдерживайте себя от этих побуждений.

0-10 баллов. У вас низкое соответствие моральных норм требованиям порядка, и особенно если у вас 0-6 баллов. Это не означает, что у вас нет морали. Она просто своя, индивидуальная: Неподчинение общим нормам и есть ваша мораль: ваши чувства -ваши сиюминутные потребности для вас важнее, чем требование долга. В обыденной жизни виновными в своих неприятностях вы считаете других, а не себя.

Следите за соблюдением правил, предъявляемых к вам, и будьте предупредительны к другим.

Согласно данным отечественных исследований и западных источников, моральные нормы важны для служащих банков, госслужащих, отдельных категорий силовых структур, работников суда и прокуратуры).

Многочисленные экспериментальные данные исследований, проведенные еще во второй половине 20 века, показали, что такой фактор, как моральные нормы, совестливость «положительно коррелирует с успешностью обучения и уровнем достижений в социальной сфере. Он характерен для лиц, профессия которых требует аккуратности, обязательности и добросовестности: администраторов, юристов, нотариусов, корректоров и т.п.

Лица с низкими оценками по фактору «совестливость» склонны к непостоянству, уклоняются от выполнения своих обязанностей, игнорируют общепринятые правила, не прилагают усилий к соблюдению общественных требований и культурных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям, ради собственной выгоды способны на нечестность и ложь. Низкие оценки по фактору «совестливость» характерны для психопатов и правонарушителей»^ .

Ссылки:

1 Мы благодарны командиру подразделения «Спецназ NNN» «Волкодав» - Герою России - подполковнику Саманкову А.В. и прапорщику Никитину А.П. за непосредственное участие в проведенных исследованиях.

Авторы выражает признательность доктору ист. наук, профессору ВИНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ», Председателю совета по защите докторских и кандидатских диссертаций полковнику Винниченко М.В., Начальнику кафедры Истории военного искусства «Общевойсковая академия ВС РФ» доктору ист. наук, полковнику Кириллову А.В. за оказание консультативной помощи при проведении исследований.

В обсуждении программы исследований принимали участие: Начальник управления Института военной истории Министерства обороны РФ канд. ист.наук, полковник Русанов В.Ю., доктор ист.наук, полковник «Общевойсковая академия ВС РФ» Агеев Н.В., канд. соц.наук, полковник Бон-далетов В.В.

2 Осеев А.А., Осеев А.А. «Личностные качества персонала занятого в сфере безопасности» // Социология. № 1, 2012, с. 130-147.

3 Более подробно смотри работу «Роль характера водителя в снижении аварийности на автомобильном транспорте». // Вестник Московского университета, Серия 18, Социология и политология, № 3, 2005 г.

4 Социально-психологический портрет руководителя: идеальная модель и способы ее измерения был представлен в работе - Осеев А.А., Осеев А.А. «Личностные качества персонала занятого в сфере безопасности». // Социология. № 1, 2012, с. 130-147.

5 Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей по пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. - М., 1985, с. 231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.