Научная статья на тему 'Социально-психологический портрет отца в представлении детей-сирот'

Социально-психологический портрет отца в представлении детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
570
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА / ФЕНОМЕН МАТЕРИНСТВА / ДЕТИ-СИРОТЫ / ИНТЕРНАТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТЦЕ / ПОРТРЕТ ОТЦА / ORPHANHOOD / THE PHENOMENON OF PATERNITY / THE PHENOMENON OF MOTHERHOOD / ORPHANS / BOARDING SCHOOL / SUBSTITUTE FAMILY / IDEA OF THE FATHER / A PORTRAIT OF THE FATHER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Залужная М.В., Ращупкина Ю.В.

В данной статье исследуется феномен отцовства в современном российском обществе. Рассматриваются некоторые характерные аспекты отцовской роли в современном российском социуме. Показано, что как в педагогической, так и психологической науках до сих пор актуальны вопросы «отсутствующего отцовства», «безответственного отцовства», «неэффективного или некомпетентного отцовства». Выявлена и обоснована необходимость исследования данного феномена в системе наук о человеке. Проанализированы данные эмпирического исследования социально-психологических представлений об отце у детей-сирот подросткового возраста, проживающих в учреждении интернатного типа и в замещающих семьях г. Азова и г. Ростова-на-Дону. Особое внимание обращается на ответы детей, проживающих в интернатном учреждении и детей, проживающих в замещающих семьях. На основе проведенного анкетирования и анализа ответов респондентов авторами обобщенно показан социально-психологический портрет отца в представлениях детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the problem of studying the phenomenon of paternity in modern Russian society. The authors consider in detail some of the characteristic aspects of the father's role in today's Russian society. It is shown that in both the pedagogical and psychological sciences, the issues of "missing paternity", "irresponsible paternity", "ineffective or incompetent paternity" are still relevant. The necessity of studying this phenomenon in the system of human sciences has been revealed and justified. The data of an empirical study of the socio-psychological ideas about the father of adolescent orphans living in an institution of boarding type and in substitute families of the city of Azov and the city of Rostov-on-Don are analyzed. The article focuses on the answers of children living in a residential institution and children living in substitute families. Based on the questionnaire survey and analysis of respondents' answers, the authors summarize the socio-psychological portrait of the father in the representations of orphaned children.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический портрет отца в представлении детей-сирот»

УДК 159.922.75 - 058.862

М. В. Залужная, Ю. В. Ращупкина

Социально-психологический портрет отца в представлении детей-сирот

В данной статье исследуется феномен отцовства в современном российском обществе. Рассматриваются некоторые характерные аспекты отцовской роли в современном российском социуме. Показано, что как в педагогической, так и психологической науках до сих пор актуальны вопросы «отсутствующего отцовства», «безответственного отцовства», «неэффективного или некомпетентного отцовства». Выявлена и обоснована необходимость исследования данного феномена в системе наук о человеке. Проанализированы данные эмпирического исследования социально-психологических представлений об отце у детей-сирот подросткового возраста, проживающих в учреждении интернатного типа и в замещающих семьях г. Азова и г. Ростова-на-Дону. Особое внимание обращается на ответы детей, проживающих в интернатном учреждении и детей, проживающих в замещающих семьях. На основе проведенного анкетирования и анализа ответов респондентов авторами обобщенно показан социально-психологический портрет отца в представлениях детей-сирот.

This article examines the problem of studying the phenomenon of paternity in modern Russian society. The authors consider in detail some of the characteristic aspects of the father's role in today's Russian society. It is shown that in both the pedagogical and psychological sciences, the issues of "missing paternity", "irresponsible paternity", "ineffective or incompetent paternity" are still relevant. The necessity of studying this phenomenon in the system of human sciences has been revealed and justified. The data of an empirical study of the socio-psychological ideas about the father of adolescent orphans living in an institution of boarding type and in substitute families of the city of Azov and the city of Rostov-on-Don are analyzed. The article focuses on the answers of children living in a residential institution and children living in substitute families. Based on the questionnaire survey and analysis of respondents' answers, the authors summarize the socio-psychological portrait of the father in the representations of orphaned children.

Ключевые слова: сиротство, феномен отцовства, феномен материнства, дети-сироты, интернатное учреждение, замещающая семья, представление об отце, портрет отца.

Key words: orphanhood, the phenomenon of paternity, the phenomenon of motherhood, orphans, a boarding school, a substitute family, idea of the father, a portrait of the father.

Сложившаяся экономико-политическая ситуация в современном мире, а также в нашей стране, социальные и психологические факторы оказывают существенное влияние на развитие и состояние института со-

© Залужная М. В., Ращупкина Ю. В., 2017

187

временной семьи, а именно социальное положение детей и их психологическое состояние. Проблема социального сиротства по-прежнему остро стоит в нашем государстве. В настоящий момент российская социальная политика в отношении данных категорий детей направлена преимущественно на реформацию и реорганизацию сети учреждений государственной поддержки детства и улучшение ряда статистических показателей «семьи, материнства и детства», однако это не в полной мере решает актуальную проблему детства в России.

Одной из основных задач осуществления данной политики государственными органами власти является помещение детей в замещающие семьи, выполняющие функции утраченной кровной семьи. Поскольку семья выступает источником овладения формами коммуникативного взаимодействия детей-сирот, формирования социальных навыков и присвоения ролей через опыт межличностного общения с членами семьи, овладение и принятие данных ролей детьми-сиротами позволяет им в будущем сформировать свою собственную семью с социально положительным статусом.

Взаимоотношения с замещающими родителями во многом определяют эффективность во взаимодействии ребенка с социумом в будущем. Различные аспекты данных отношений рассматриваются в рамках педагогики, в частности социальной педагогики, общей, возрастной психологии, а также психологии личности и других научных областях. В подавляющем большинстве научных работ доминирующая роль принадлежит феномену «материнства», рассмотренному с различных ракурсов исследования, а «отцовству» в лучшем случае отводится второстепенная составляющая. Между тем для сегодняшней российской семьи становятся актуальными понятия «отсутствующего отцовства», «безответственного отцовства», «неэффективного или некомпетентного отцовства» [3, с. 133], которые изучены явно недостаточно.

Еще в начале XX в. в своих исследованиях Зигмунд Фрейд акцентировал внимание на отцовской фигуре, определяя ее как ключевую и отводя ей важную роль в воспитании и психическом развитии личности ребенка [7, с. 169]. На сегодняшний день большинство исследователей феномена «отцовства» (Д. Берлингейм, Ю.В. Борисенко, О.Г. Калина и др.) сходятся во мнении, что роль отца является доминирующей в становлении и последующем формировании личности ребенка [1, с. 65-66; 2, с. 35; 4, с. 98]. Р.В. Овчарова и А.А. Лукина отмечают необходимость формирования представлений об отцовской роли в современном российском социуме по трехуровневой системе: общество - семья - личность, где уровень общества содержит влияние общественных факторов на представление об отцовской роли, стиль и содержание общения с ребенком формируют нравственные установки индивидуума в обществе. Уровень семьи включает признание отца как социально успешного человека, определяет вектор развития и личностный рост. Индивидуальный (личностный) уровень, предполагающий влияние личностного фактора на представления об отце, определяет эмоциональные, мотивационные и когнитивные аспекты поведения ребенка. Также следует отметить, что представление о своем отце

188

влияют на то, как будут осуществляться взаимоотношения с противоположным полом [6; 5, с. 55-57]. Все это указывает на необходимость изучения «отцовства» как самостоятельного феномена.

В настоящее время в большинстве российских семей происходит перераспределение ролей, связанное с изменением роли мужчин и женщин в производственных отношениях, социализации, профессиональной и личностной реализации. Мать становится кормилицей семьи, забирает всю власть себе, нарушается гендерная идентичность, и как следствие, процесс «маскулинизации» женщины и «феминизации» мужчины. Дополнительными отягощающими факторами, способствующими нарушению гендерной идентичности мужчин, являются алкоголизм, наркомания, развод, воспитание отцами заведомо «чужих» детей. Таким образом, у подрастающего поколения формируются искаженные представления об отце, а в неполных семьях, где ребенок окружен исключительно женским вниманием, дети вообще не имеют собственного представления об отце.

Цель настоящего исследования - изучение представлений об отце у детей-сирот. В качестве эмпирического объекта исследования выступили подростки в возрасте 13-17 лет, проживающие в интернатном учреждении «Азовский центр помощи детям» и «Таганрогский центр помощи детям № 5» Ростовской области (контрольная группа в составе 27 человек) и в замещающих семьях г. Азова, Азовского района и г. Ростова-на-Дону (экспериментальная группа в составе 24 человек) со сроком проживания в данных семьях от трех до пяти лет. Всего в исследовании участвовало 51 человек. Настоящее исследование проводилось с помощью разработанной авторской анкеты для изучения социально-психологического портрета отца в представлении детей-сирот.

Согласно результатам наблюдения за подростками во время заполнения ими анкеты и последующей беседы с целью уточнения их ответов, у детей интернатного учреждения нами были отмечены явные внешние признаки тревоги (уклонение от прямого взгляда, замалчивание, погружение в себя и др.) и возмущения (гневливость, раздражительность, нежелание контактировать со специалистом). Большинство подростков утверждали, что в их жизни не было отца и поэтому представлений о нем они не имеют. Также следует учесть, что персонал интернатного учреждения в подавляющем большинстве женского пола (нередко выполняющий мужскую работу) и поэтому образ отца у детей-сирот представлен совокупностью сумбурных смешанных образов.

Так, в ответе на первый вопрос «Откуда у человека его отчество?», некоторые испытуемые контрольной группы (КГ) затруднялись в ответе (22 % - 6 чел.). Скорее всего, они не задумывались об этом, так как не прослеживали связь поколений. В экспериментальной группе (ЭГ) ответ на поставленный вопрос не вызвал затруднение.

Ответы на второй вопрос «Как Вы считаете, воспитывать ребенка может: одна мать, один отец, в воспитании должны участвовать оба родителя равноправно?», в КГ распределились следующим образом:

только мать - 11 чел. (40 %), только отец - 7 чел. (26 %), оба родителя - 9 чел. (34 %). Такие вариации ответов обусловлены тем, что многие дети проживали в неполных семьях, либо с матерью-одиночкой, бабушкой, либо с отцом или дедушкой. В ЭГ - 24 чел. (100 %) испытуемых высказали мнение в пользу участия обоих родителей в воспитании ребенка.

Данные ответы респондентов подтверждают формирование у детей положительного представления об устройстве семьи, количестве ее членов, их участии в воспитании детей. Это еще раз указывает на то, что в процессе становления и развития личности ребенка на него влияние оказывает его ближайшее окружение, особенно полная семья.

На вопрос «Какие обязанности у отца в семье?» из предложенных 10 утверждений, большинство респондентов обеих групп (КГ - 24 чел. (89 %), ЭГ - 21 чел. (88 %)) выделили «быть защитником и покровителем в семье». Это свидетельствует о том, что дети-сироты, проживающие как в учреждении, так в семье, будучи социально уязвимыми, испытывают потребность в «защите и безопасности». Дополнительным фактором, обусловливающим выбор респондентов данного утверждения, является возрастной аспект, поскольку подростки особенно остро ощущают данную потребность. Выбор других утверждений в КГ распределился следующим образом: «зарабатывание денег», «контролировать семейные расходы», «руководить членами семьи», «контролировать жизнедеятельность семьи», «принимать решения и отвечать за их реализацию», «наказывать провинившихся детей, выносить вердикт наказания». Дети, проживающие в замещающих семьях (ЭГ), приоритетной обязанностью отца в семье наряду с защитной функцией выделяют «руководить членами семьи», «контролировать жизнедеятельность семьи», «зарабатывать деньги», а также «принимать решения и отвечать за их реализацию», «наказывать провинившихся детей, выносить вердикт наказания», «контролировать семейные расходы».

Таким образом, дети, проживающие в замещающих семьях, определяют более широкий спектр обязанностей отца в семье, отводя для него «защитную», «контролирующую», «руководящую», «воспитательную» функции. Дети-сироты из интернатного учреждения отдают приоритет «защитной» функции отца и «зарабатыванию денег», другим обязанностям отца в семье отдают меньшее предпочтение.

В ходе анкетирования респондентам было предложено согласиться или не согласиться со следующим утверждением: «считаете ли Вы, что семья должна состоять из отца и матери, а если отца нет, то это уже не семья?». Ответы респондентов контрольной группы распределились практически равнозначно, 56 % (15 чел.) испытуемых высказали согласие с данным утверждением и 44 % (12 чел.) не согласились. Высокий процент детей, не согласившихся с утверждением и выразивших свое мнение в пользу одинокого материнства, на наш взгляд, обусловлен жизненной историей детей-сирот, которые длительное время проживали в неполных материнских семьях.

В ЭГ подавляющее большинство 78 % (18 чел.) согласились с данным утверждением, 22 % (6 чел.) не были согласны с представленным утверждением. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии пребывания ребенка в замещающей семье и формировании у него положительного образа отца.

В ходе анкетирования респондентам было предложено выбрать, кто должен быть главным в семье: мать, отец, дети или равноправие членов семьи. Ответы в КГ распределились следующим образом: за «равноправие» всех членов семьи выступило подавляющее большинство респондентов - 66 % (18 чел.), 9 чел. (34 %) высказались в пользу главенствующей роли отца в семье. В ЭГ полученные результаты противоположны результатам КГ: 25 % (6 чел.) высказали мнение в пользу «равноправия» в семье, 75 % (18 чел.) сказали, что главным должен быть отец. Дети, проживающие в замещающих семьях, чаще приписывают главенствующую роль в семье отцу, что свидетельствуют об их представлении семьи как иерар-хичной системе со своей упорядоченной структурой, о роли взрослого человека в жизнедеятельности семьи.

Анализируя ответы испытуемых КГ на вопрос «что может дать отец своему ребенку?», мы получили следующие наиболее часто встречаемые ответы ребят из интернатного учреждения: «любовь», «заботу», «внимание», «поддержку», «передать опыт», «знания». Полученные ответы, наиболее ярко демонстрируют потребности подростков, проживающих в государственном учреждении. Ответы ребят из семей отличаются от КГ, приоритетными ответами являются «пример для подражания», «трудовые навыки», «бесстрашье», «силу воли», «смелость», «образование», «воспитание». Таким образом, подростки из замещающих семей более социализированы, они раньше начинают выстраивать социальные контакты и взаимодействовать в социуме, следовательно, и потребности их носят социальный характер, ориентацию на самореализацию.

В ответе на вопрос «Кем бы Вы хотели, что бы был Ваш отец?» большинство испытуемых КГ - 12 чел. (44 %) ответили «спортсменом» и 9 чел. (33 %) - «полицейским». Такое распределение обусловлено личным опытом социальных контактов детей-сирот с представителями данных профессий мужского пола, ассоциируемых ими с отцом. Три человека (11 %) респондентов КГ предпочли, чтобы их отец был «боссом». Среди детей интернатного учреждения были те, кто указал свой вариант ответа: «врачом», «учителем», а также такой ответ, как «хорошим человеком, любящим свою семью». В ЭГ ответы респондентов в 38 % (9 чел.) были выбраны «боссом», 25 % (6 чел.) хотели бы видеть своего отца «полицейским», 13 % (3 чел.) выбрали «сварщиком» и еще 13 % (3 чел.) «спортсменом». В данной группе испытуемых были респонденты, указавшие свой вариант ответа: «предприниматель», «инженер». Данный выбор был не случаен, отцы детей в этих семьях имели эти профессии.

В обеих группах было предложено ответить на вопрос «Есть ли у Вас личный пример хорошего отца?». В КГ 44 % (12 чел.) опрошенных не имели личного примера «хорошего отца», 34 % (9 чел.) назвали примером «хорошего отца» сотрудника Центра - руководителя физического

воспитания. 11 % (3 чел.) в качестве кандидатуры назвали отцов семей, посещаемых ими в качестве «гостевой», еще 11 % (3 чел.) назвали представителей из числа ближайших социально благополучных родственников. В ЭГ респондентов, не имеющих примера «хорошего отца» не было. Все дети, проживающие в замещающих семьях, имели в своем представлении пример «хорошего отца». Большинство из них 62 % (15 чел.) назвали в качестве примера своего собственного отца, 25 % (6 чел.) - пример знакомых, а 13 % (3 чел.) - родственника. Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии проживания ребенка-сироты в замещающей семье, формирования положительного представления об образе семьи и гендерных ролях родителей.

Далее, в ходе исследования, испытуемым было предложено ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный отец?». Ответы для удобства представлены в табл. 1

Таблица 1

Дифференциация ответов респондентов на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный отец?»

КГ ЭГ

Не должен употреблять алкоголь Внимательный

Не должен курить Добрый

Должна быть совесть Ответственный

Любящий семью Справедливый

Добрый Щедрый

Защитник семьи Мужественный

Красивый Строгий

Спортивный Понимающий

Справедливый Бесстрашный

Умный Смелый

Трудолюбивый Сильный

Руководитель семьи

Полученные ответы наглядно демонстрируют различия представлений об образе «идеального отца» у детей-сирот различных групп. Так, дети, проживающие в интернатном учреждении, вытесняют в первую очередь негативные качества у отца и на первый план выносят отсутствие вредных привычек у «идеального отца», так как все испытуемые этой группы социальные сироты, родители которых вели асоциальный образ жизни, что неминуемым образом отразилось на образе отца в их представлении. Дети, живущие в замещающих семьях, уже не выносят в качества «идеального отца» отсутствие вредных привычек, эти качества вытеснены в их сознании более практичными, такими как: «ответственность», «справедливость», «строгость», «щедрость» и т. д.

В ходе анкетирования детям был задан вопрос: «Если бы у Вас был выбор, с кем бы Вы хотели жить с отцом или матерью?». В КГ мы получили следующие результаты: 44 % (12 чел.) выбрали жить с отцом, 22 % (6 чел.) - с матерью, 22 % (6 чел.) - с обоими родителями и 12 % (3 чел.) - хотели бы жить самостоятельно. В ЭГ подавляющее число респондентов

62 % (15 чел.) выбрали жить с обоими родителями, 38 % - с отцом, варианты ответов «жить только с матерью» или «самостоятельно» испытуемыми выбраны не были. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что проживание детей в условиях замещающей семьи комфортно, дети адаптировались к новым условиям жизни.

Также респондентам было предложено ответить на вопрос: «Хотели ли бы Вы, что бы в Вашей жизни отец выступал в качестве защитника в трудной жизненной ситуации?». В КГ большинство опрошенных 67 % (18 чел.) ответили утвердительно на поставленный вопрос, остальные высказались отрицательно. В ЭГ, напротив, подавляющее большинство 87 % (21 чел.) ответили категорическое «нет», добавляя, что конфликты нужно решать самому, не вмешивая родителей, 13 % (3 чел.) согласились с поставленным утверждением. Полученные ответы свидетельствуют о большей социальной и личностной зрелости детей-сирот, проживающих в замещающих семьях, они стремятся самостоятельно решать проблемные ситуации и не прибегать к помощи других лиц.

Далее испытуемым было предложено ответить на вопрос: «Чему бы Вы хотели, что бы Вас научил именно отец?» (табл. 2)

Таблица 2

Дифференциация ответов респондентов на вопрос: «Чему бы Вы хотели, что бы Вас научил именно отец?»

КГ ЭГ

Быть хорошим человеком Всему, чему он сам умеет Всему хорошему Постоять за себя Ничему Рыбалке Разделывать мясо Зарабатывать деньги Труду Своим знаниям Справляться с трудными жизненными ситуациями

Из ответов детей видно, что респонденты КГ выделили абстрактные понятия, а испытуемые ЭГ - конкретные умения и навыки, которые они могли бы использовать в своей жизни. Это указывает на социальную подготовленность детей из замещающих семей.

Заключительным этапом исследования был вопрос: «Каких качеств не должно быть у отца?». Здесь респонденты обеих групп выделили общие негативные черты, которых не должно быть у отца, а именно: «злоупотребление алкоголем», «курение», «нецензурная речь», «плохие жесты», «избиение матери и детей», «излишняя строгость», «злоба», «ненависть», «безразличие», «лень».

Таким образом, социально-психологический портрет отца в представлении детей-сирот, проживающих в замещающих семьях, имеет больше положительных аспектов, чем у детей, проживающих в интернатном учреждении. У детей из замещающих семей в отличие от детей из интернатного учреждения образ отца более простроен и обозначен через

определенные умения и навыки, их представления обусловлены социальными и личностными факторами. Результаты данного исследования могут быть использованы при проектировании и реализации мероприятий, направленных на диагностику и коррекцию детско-родительских отношений, направленных на формирование положительного образа отца и представлений об отцовстве.

Список литературы

1. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журн. практ. психологии и психоанализа. - 2002. - № 2. - С. 60-67.

2. Борисенко Ю.В. Специфика психологической помощи семье в контексте работы с отцовством // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. - 2010. - № 3. - С. 32-37.

3. Залужная М.В. Программно-целевой подход в процессе формирования ответственного отцовства // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10 (1). -С. 132-135.

4. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребёнка. -М., 2011.

5. Лукина А.А. Представления об отце у юношей и девушек из неполных семей как практическая проблема современной психологии // Вестн. Балт. Федер. ун-та им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. - 2008. - №11. - С. 55-57.

6. Овчарова Р. В. Исследование особенностей стиля семейного воспитания отцов и матерей дошкольников // Семья и родительство XXI век: сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. интернет-конф. - 2009. - С. 46-49.

7. Фрейд З. Некоторые типы характеров из психоаналитической практики. - Мн.,

1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.