Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ «СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА СЕМЬИ»'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ «СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА СЕМЬИ» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный капитал семьи / доверие / ценности / нормы взаимоотношений / цели / идентичность / social capital of family / trust / values / norms of relationships / goals / identity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брагина Татьяна Сергеевна, Почебут Людмила Георгиевна

Интерес исследователей к проблеме социального капитала как элемента устройства общества и отношений внутри него на разных уровнях увеличивается. Однако на уровне семьи выявлено отсутствие единого подхода к пониманию и определению социального капитала. В рамках исследования обнаружены различия в подходах к изучению социального капитала и, как следствие, многообразие трактовок. Цель – изучение социального капитала семьи в рамках социально-психологического подхода. Результатом исследования являются сформулированные положения социально-психологического подхода к изучению социального капитала семьи: определение, виды, компоненты, показатели. Социальный капитал семьи понимается как результат системы семейных отношений, основанный на доверии, нормах взаимоотношений, ценностях, разделяемых членами семьи, целях и идентичности (наличие чувства принадлежности к группе). К основным компонентам социального капитала семьи относятся: доверие, ценности, нормы взаимоотношений, цели, идентичность. Выделяется несколько видов социального капитала семьи: социальный капитал нуклеарной семьи, расширенной семьи, неполной семьи. Качество взаимоотношений между членами семьи, уровень их участия в общественной жизни и разнообразие их социальной сети являются определяющими факторами социального капитала семьи. По результатам исследования планируется разработать и апробировать методику измерения социального капитала семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Брагина Татьяна Сергеевна, Почебут Людмила Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CAPITAL OF FAMILY AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

Researchers are interested in the problem of social capital as an element of the structure of society and relations within it at different levels. However, there is a lack of a unified approach to the understanding and definition of social capital at the family level. The study reveals differences in approaches to the study of social capital and, as a consequence, the diversity of interpretations of social capital. The purpose of the article is to study the concept of social capital of family within the framework of the socio-psychological approach. The result of the study is the formulated provisions of social capital of family in the socio-psychological approach: definition, types, components, indicators. Social capital of family is the result of a system of family relationships based on trust, norms of relationships, values shared by family members, goals and identity (having a sense of belonging to a group). The main components of family social capital include: trust, values, norms of relationships, goals, identity. Several types of family social capital are distinguished: social capital of nuclear family, social capital of extended family, and social capital of single-parent family. The quality of relationships between family members, the level of their participation in social life, and the diversity of their social network are determinants of family social capital. Based on the results of the study it is planned to develop and test the methodology for measuring the social capital of family.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ «СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА СЕМЬИ»»

УДК 159.9:316.7(045)

Т. С. Брагина, Л.Г. Почебут

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ «СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА СЕМЬИ»1

Интерес исследователей к проблеме социального капитала как элемента устройства общества и отношений внутри него на разных уровнях увеличивается. Однако на уровне семьи выявлено отсутствие единого подхода к пониманию и определению социального капитала. В рамках исследования обнаружены различия в подходах к изучению социального капитала и, как следствие, многообразие трактовок. Цель - изучение социального капитала семьи в рамках социально-психологического подхода. Результатом исследования являются сформулированные положения социально-психологического подхода к изучению социального капитала семьи: определение, виды, компоненты, показатели. Социальный капитал семьи понимается как результат системы семейных отношений, основанный на доверии, нормах взаимоотношений, ценностях, разделяемых членами семьи, целях и идентичности (наличие чувства принадлежности к группе). К основным компонентам социального капитала семьи относятся: доверие, ценности, нормы взаимоотношений, цели, идентичность. Выделяется несколько видов социального капитала семьи: социальный капитал нуклеарной семьи, расширенной семьи, неполной семьи. Качество взаимоотношений между членами семьи, уровень их участия в общественной жизни и разнообразие их социальной сети являются определяющими факторами социального капитала семьи. По результатам исследования планируется разработать и апробировать методику измерения социального капитала семьи.

Ключевые слова: социальный капитал семьи, доверие, ценности, нормы взаимоотношений, цели, идентичность.

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-158-165

Введение

В последние годы наблюдается рост количества социально-психологических исследований социального капитала. Термин «социальный капитал» является междисциплинарным понятием и рассматривается экономическими, политическими, социологическими и социально-психологическими направлениями науки. Несмотря на то, что идея социального капитала упоминалась еще в XX веке (Л. Ханифан впервые использовал термин «социальный капитал» в 1920 г.), социально-психологические исследования этого феномена начались сравнительно недавно. Исследователи (Дж. Коул-ман; Р. Патнем; Ф. Фюрстенберг, С. Каплан и др.) проводят анализ и изучение социального капитала семьи с теоретической стороны. Эмпирических данных в исследованиях по теме «Социальный капитал семьи» представлено мало (Е. Альварез; Д.И. Дубров).

Проблема исследования: какова формулировка понятия «социальный капитал семьи»? Какие социально-психологические компоненты составляют социальный капитал семьи?

Цель исследования состоит в изучении социального капитала современной семьи в рамках социально-психологического подхода, формулировании понятийного аппарата социального капитала семьи.

Актуальность изучения социального капитала семьи определяется тем, что в современном мире в условиях нестабильности и трансформации общественных устоев, нормативных и ненормативных семейных кризисов, снижения ценности института семьи, социальный капитал семьи способен сохранить единство и сплоченность членов семьи, усилить жизнестойкость семьи в различных кризисных периодах. Институт семьи является важным источником социального капитала, но многие отечественные психологи в своих исследованиях отмечают, что семья становится менее сплоченной, снижается ее включенность в общественную жизнь и, как следствие, уменьшается способность обеспечить необходимые связи, нормативный контроль и гражданскую позицию, которые требуются для подготовки детей к продуктивной взрослой роли в качестве работников, членов семьи и граждан.

Теоретические основы

Определение понятия «социальный капитал»

Американский социолог Г. Лоури в 1977 г. ввел научный термин «социальный капитал», заимствовав его из политико-экономической теории [26]. Г. Лоури исследовал проблему расового нера-

1 Исследование выполнено за счет Российского научного фонда, грант № 23-28-00107 "Социально-психологическое сопровождение консолидации социального капитала организации" https://rscf.ru/project/23-28-00107/

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2024. Т. 34, вып. 2

венства, предлагая использовать понятие социального капитала для определения влияния социального статуса на получение различных характеристик человеческого капитала.

Социальный капитал - социально-психологическое понятие, так как этот феномен помогает объяснить состояние и инновационный потенциал современного общества, психологические корни развития общества и социальных отношений, культурное процветание и экономическое благополучие.

Концепция «социального капитала» была впервые предложена зарубежными учеными, а первые попытки ее конструкции были предприняты Пьером Бурдье. Он определял социальный капитал как комплекс ресурсов, связанных с прочной сетью отношений и взаимного познания, агенты которой объединены полезными связями. Размер этого капитала зависит от объема связей и ресурсов, которыми обладают агенты. Постоянное стремление к общению и обмены помогают в воспроизводстве социального капитала [13].

Значительный вклад в изучение социального капитала внес Джеймс Коулман. Под формами социального капитала исследователь понимал обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы [16]. Изначально сформулированная Дж. Коулманом идея социального капитала фокусирует внимание не на индивидуальных переменных (например, личность), а на том, как качество, содержание и структура социальных отношений влияют на передачу ресурсов («капитала») от поколения к поколению, которые формируют возможности и жизненные траектории.

Другим выдающимся исследователем, внесшим значительный вклад в изучение социального капитала, является Роберт Патнем. Он анализировал социальный капитал на уровне общества, определяя его как ключевую особенность социальной организации. Р. Патнем отмечал, что социальный капитал способствует развитию взаимного доверия и содействует сотрудничеству в реализации общих целей. Ученый проводил параллели между физическим, человеческим и социальным капиталом, указывая, что первые два - это инструменты и знания, увеличивающие производительность индивида, в то время как социальный капитал относится к общественным сетям, нормам и доверию. Эти аспекты способствуют координации и взаимодействию в интересах всех сторон. Социальный капитал увеличивает эффективность инвестиций в физический и человеческий капитал. В сообществах с высоким уровнем социального капитала взаимодействие происходит легче. Социальный капитал представляет собой связи, нормы и доверие, которые могут быть переданы из одной социальной ситуации в другую [31].

Р. Патнем в своих исследованиях определяет социальный капитал как особенности социальной организации - принципы, нормы и структуры, способные усилить эффективность действий субъекта. Этот вид капитала можно рассматривать как производственный ресурс, позволяющий достигать определенных целей, недостижимых при его отсутствии [31].

Ученый выделяет три ключевых компонента социального капитала: первый - доверие (включая близкие отношения, анонимное или косвенное), второй - социальные нормы взаимности, которые способствуют сотрудничеству и облегчают взаимодействие, и третий - социальная вовлеченность (активность и горизонтальные связи). Социальный капитал отличается от человеческого и физического капитала. Если физический капитал проявляется в материальных продуктах, а человеческий - в умениях и знаниях, то социальный капитал заключается в отношениях между людьми, что делает его менее конкретным и осязаемым. Все три формы капитала способствуют производительной деятельности, причем доверие играет ключевую роль в достижении высоких результатов в группе. Так, группа с высоким уровнем доверия может достичь гораздо больших результатов, чем группа, не обладающая доверием и надежностью [32].

В своих исследованиях Фрэнсис Фукуяма подчеркивает, что высокий уровень доверия в обществе способствует улучшению экономического развития, политической стабильности и социальной гармонии. Доверие снижает издержки сотрудничества, упрощает взаимодействие между людьми и увеличивает эффективность взаимодействия. Ф. Фукуяма также подчеркивает важность культурных особенностей общества в формировании социального капитала. Он указывает на то, что различные ценности, нормы и традиции влияют на уровень доверия и готовность людей к сотрудничеству. Поэтому для повышения социального капитала необходимо учитывать и уважать культурные особенности каждого общества [8].

Таким образом, исследования Ф. Фукуяма подчеркивают важность доверия и культурных особенностей в формировании социального капитала общества. Понимание этих факторов позволяет разрабатывать эффективные стратегии по укреплению социальных связей, повышению уровня доверия и созданию благоприятной среды для сотрудничества и развития.

В последние годы исследования социального капитала можно встретить в работах как зарубежных, так и отечественных ученых (Н.В. Волкова; Л.Г. Почебут; В.В. Радаев; А.Н. Татарко; В.А. Чи-кер; П.Н. Шихирев). Исследователи отмечают влияние социального капитала на семейную жизнестойкость, состояние психического здоровья, внутренний климат и продуктивность внутри организации и др [17; 25; 28; 33].

П.Н. Шихирев определяет социальный капитал как степень разнообразия и силы социальных связей, которые соединяют людей. Ученый отмечает, что социальная психология изучает влияние психологических факторов на социальные процессы, которые представляют собой переплетение системы социальных связей, осуществляемое через обмен различными формами (идеями, убеждениями и т. д.), в которых отражены позиции и ценности участников процесса, а также их отношения друг к другу [9]. П.Н. Шихирев полагает, что объединение отношений между людьми и их деятельность порождают социальный капитал [9].

В.В. Радаев отмечает следующие свойства капитала: его ограниченность и способность к накоплению, то есть капитал может быть сохранен и увеличен. Он определяет капитал как накапливаемый экономический ресурс, который вступает в процессы воспроизводства и увеличения стоимости путем взаимной конвертации различных его форм [5]. Ученый выделяет восемь видов капитала: экономический, физический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический и символический. Он отмечает, что неравномерное распределение социального капитала проявляется в различиях между социальными слоями. Несмотря на стремление каждого вида капитала к доминированию, исследователь придает особое значение экономическому капиталу, а социальный капитал предоставляет информацию об экономических ресурсах. Между различными формами капитала происходит конвертация, «капитал тянется к капиталу». Благодаря этому процессу неравномерное накопление, переопределение и переоценка капитала, прямое извлечение капитала способствуют его перераспределению [5].

А.Н. Татарко рассматривает социально-психологический капитал, отмечая, что для социального капитала личности и социального капитала группы показатели будут различны. Исследователь определяет социально-психологический капитал личности как социально-психологический ресурс, который индивид вносит в группу, благодаря чему групповые цели достигаются более эффективно [7]. В поликультурном обществе социальный капитал становится одним из ресурсов взаимной адаптации этнических групп [7].

В изучении социального капитала В.А. Чикер и коллеги выделяют несколько подходов: ресурсный, экономический, сетевой и социально-психологический. В ресурсном подходе социальный капитал представляет собой ценный ресурс, способствующий развитию и успеху организации. С экономической точки зрения, эффективное использование социального капитала может способствовать финансовому успеху и процветанию как организации, так и ее членов. В сетевом подходе социальный капитал связан с умением формировать и использовать связи и ресурсы для получения выгоды. Социально-психологический подход к социальному капиталу выделяет значение межличностных отношений и их роли в развитии социального капитала [4].

Каждый из этих подходов имеет свою значимость и позволяет рассматривать социальный капитал с разных точек зрения. Важно учитывать различия в понимании этого концепта для более полного и глубокого анализа его роли в обществе. Изучение социального капитала является ключевым для понимания влияния взаимосвязей и отношений между людьми на формирование успешного сотрудничества и достижение общих целей.

При рассмотрении социального капитала организации И.Б. Олимпиева и другие исследователи выделяют следующие виды социального капитала: внутренний и внешний. Они отмечают, что внутренний социальный капитал связан с формальными и неформальными правилами внутри организации, а также способствует созданию благоприятного социально-психологического климата и эффективной организационной культуры. Внешний социальный капитал организации показывает ее во внешней среде, создает репутацию организации, обеспечивает конкурентоспособность [2]. Зарубежные исследователи к внутреннему социальному капиталу относят взаимодействие структурных, от-ношенческих и когнитивных компонентов [25; 29].

Ученые заложили фундамент в изучение социального капитала на разных уровнях анализа: макроуровень (уровень регионов или целой страны), мезоуровень (соседи, школы, рабочие организации), микроуровень (индивидуальный уровень). Исследования социального капитала в большей степени

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2024. Т. 34, вып. 2

представлены на макро- и микроуровне, тем самым изучение социального капитала семьи как малой группы рассматривается редко. Основное направление исследований социального капитала семьи связано с взаимодействием членов семьи в бизнес-сфере. Тем самым, можно обнаружить целый пласт неисследованных особенностей социального капитала семьи, включающий социально-психологические особенности семьи и отношений внутри нее. Помимо этого, появляется ряд вопросов относительно функционирования социального капитала внутри семьи, его компонентов, способов накопления и передачи другим поколениям, влияния на дальнейшее становление и жизнь членов семьи.

Социальный капитал семьи в отечественных и зарубежных исследованиях

Социальный капитал семьи рассматривается в теории социального капитала Дж. Коулмана как совокупность межличностных отношений внутри социальных групп, таких как семьи, районы и сообщества. Эти отношения облегчают доступ к ресурсам, таким как информация, советы и поддержка, необходимым для достижения определенных целей. Социальный капитал семьи включает в себя сеть родственников, взаимопомощь, доверие и поддержку, которая обеспечивает доступ к различным ресурсам и возможностям для членов семьи. Семейный социальный капитал способствует решению проблем, обмену информацией и опытом, созданию условий для социальной поддержки и защиты. Кроме того, он способствует формированию культуры, ценностей и традиций в семье, что оказывает влияние на психологическое благополучие и социальное развитие ее членов [16]. Первоначально сформулированная Дж. Коулманом (1990) идея социального капитала фокусирует внимание не на индивидуальных переменных, таких как личность, а на том, как качество, содержание и структура социальных отношений влияют на передачу ресурсов («капитала») от поколения к поколению, которые формируют возможности и жизненные траектории.

Утверждения Дж. Коулмана о роли социального капитала в процессе социализации служат теоретическим ориентиром для анализа. Он отмечает, что семейная основа (family background) состоит из: 1) финансового капитала, то есть финансовых ресурсов, используемых для домохозяйства и ребенка; 2) человеческого капитала, то есть когнитивных навыков и уровня образования родителей; и 3) социального капитала как отношений между участниками, которые заложены в семейных отношениях и общественной организации и полезны для когнитивного и социального развития ребенка или молодого человека [15, с. 300].

Семейный социальный капитал рассматривается как средство, с помощью которого человеческий капитал родителей может быть доступен ребенку. Дж. Коулман выделяет два измерения, одно относится к структуре, другое - к функции: высокий семейный капитал подразумевает не только физическое присутствие взрослых в семье (например, семьи с двумя родителями (структурное изменение)), но и наличие поддерживающих взаимодействий между родителями и детьми.

Социальный капитал семьи, в соответствии с определением М. Дуфур и коллег, состоит из связей между родителями и детьми, которые включают в себя время и внимание, уделяемые родителями общению с детьми, вклад в их деятельность и содействие их благополучию [18]. Как отмечает Э. Ларуа в своей работе, взаимодействие начинается с рождения и продолжается в детстве и подростковом возрасте, включая наблюдение, поощрение просоциальной деятельности детей и согласованное культивирование желаемых результатов. Инвестиции в социальный капитал стимулируют позитивную социализацию детей [24]. П. Адлер и С. Квон отмечают, что инвестиции в социальный капитал также укрепляют кумулятивное доверие в семье, что способствует усвоению детьми социальных норм [10].

Значительный вклад в исследование социального капитала семьи внес американский социолог Фрэнк Фюрстенберг. В своих работах он отмечал, что благодаря членству или принадлежности участники (в данном случае - члены семьи или системы родства) могут извлекать выгоду, разделяя цели, спонсорство, связи и поддержку со стороны других людей внутри и вне семьи [20]. Таким образом социальный капитал, как и человеческий капитал, предположительно повышает жизненные шансы за счет мобилизации социальных подопечных, укрепления социальных норм, получения связей и помощи для достижения экономических, политических и социальных целей.

Е. Альварез и коллеги, основываясь на работах Дж. Коулмана, полагают, что социальный капитал включает в себя сплоченность семьи, качество отношений между родителями и детьми (например, частота контактов, эмоциональная близость), а также структурные аспекты сети ребенка и родителя (размер, плотность и центральность сети) [11; 14]. Именно эти критерии исследователи положи-

ли в основу разработанного и валидизированного опросника измерения семейного социального капитала, ориентированного на учащихся 14-16 лет. Опросник имеет социологическую направленность и опирается на количественные признаки (например, количество времени, которое семья проводит вместе), не рассматривая социально-психологические особенности социального капитала.

В своих исследованиях отечественный психолог Д.И. Дубров предлагает ввести в научный оборот понятие «внутрисемейного социального капитала». Он отмечает, что это понятие объединяет различные аспекты детско-родительских отношений и демонстрирует, как внутрисемейные отношения влияют на процесс передачи ценностей между поколениями [1].

Исходя из взглядов Джеймса Коулмана, следует отметить, что социальный капитал в семье играет важную роль, предоставляя детям доступ к человеческому капиталу родителей. Он подчеркивает, что этот вид капитала зависит от физического присутствия взрослых и качества взаимоотношений между родителями и детьми. Недостаток социального капитала в семье может быть связан как с отсутствием взрослых, так и с недостаточной внимательностью и поддержкой со стороны родителей [15]. В связи с этим возникает важный вопрос о роли присутствия взрослых в семье и о значимости формирования качественных взаимоотношений между родителями и детьми.

Более поздние исследования Дж. Фрейштадта и Л. Строхшейн показывают, что структура семьи в процессе формирования социального капитала является вторичной. Первично качество процессов взаимоотношений между родителями, оказывающих влияние на развитие ребенка. Особое внимание авторы уделяют внешним связям членов семьи, их вовлеченность в деятельность местных организаций. Семьи, имеющие расширенные связи, показывают высокий уровень семейного функционирования. Исследователи подчеркивают важность анализа социального капитала семьи как системы семейных отношений, выделяя различие между семейным функционированием и отношениями между родителями и супругами [19].

Ряд исследователей указывают, что особое значение в формировании социального капитала семьи оказывают отношения между родителями и детьми, поддержка расширенной семьи, наличие социальной поддержки не только от членов семьи, но и от других людей [19; 23; 27; 30; 35]. К. МакФерсон к этому списку добавляет религиозность и качество района проживания.

Социальный капитал связан с развитием человека и семьи благодаря созданию ресурсов и расширению возможностей с помощью социальных сетей.

Социальный капитал детей передается в первую очередь через семью. Семейный социальный капитал относится к устойчивым и крайне важным социальным ресурсам, которые формируются внутри семейной общности. Он включает в себя социальные связи, общие ценности и нормы, которые согласовываются и разделяются членами семьи в теплой и поддерживающей атмосфере дома. Это социальное богатство способствует гармоничным взаимоотношениям между членами семьи, тесному общению и обогащению взаимосвязей [12]. Кроме того, социальный капитал семьи формируется через передачу поколениями норм поведения, которые помогают детям успешно интегрироваться в общество и эффективно функционировать в других социальных средах, таких как учебные заведения и рабочие коллективы [15]. Важно отметить, что для детей социальный капитал семьи напрямую связан с возможностью получить доступ к ресурсам и опыту их родителей, доверять им и использовать их в собственных целях (например, родительская образованность, навыки, ценности и социальная компетентность). Необходимо подчеркнуть, что социальный капитал семьи оказывает долгосрочное влияние на детей, влияя на их адаптацию в обществе, успех в учебе, трудоустройство и общественную активность в будущем. Кроме того, семейный социальный капитал помогает семье поддерживать стабильность и преодолевать кризисные ситуации посредством взаимной поддержки и сотрудничества.

В процессе формирования социального капитала в семье значимую роль играют личные качества партнеров, которые приводят к консенсусу между партнерами и симметричному обмену, когда партнеры добровольно обмениваются привязанностью, поддержкой, навыками и т. п. для достижения целей. Так, высокий социальный капитал создается посредством устойчивого взаимодействия между супругами и сотрудничества в вопросах воспитания детей. Сотрудничество является важным компонентом для генерирования социального капитала - общая система норм, ценностей и практик семьи. В процессе развития и роста ребенка, он начинает входить в другие социальные институты (детский сад, школа). Это позволяет налаживать связи с другими людьми и сообществами и расширять соци-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2024. Т. 34, вып. 2

альные связи за пределами семьи. Генерирование капитала в семьях различается в зависимости от социального положения и демографических характеристик [21].

Накопление социального капитала опирается на «норму взаимности». Этот термин ввел Элвин Гоулднер (1960) для обозначения принципа социального обмена в социально интегрированных системах [22].

Социальный капитал не является свойством, существующим на индивидуальном уровне. Однако индивид имеет доступ к разным уровням социального капитала. Первоначально сформулированная Дж.Коулманом (1990) идея социального капитала фокусирует внимание не на индивидуальных переменных, таких как личность, а на том, как качество, содержание и структура социальных отношений влияют на передачу ресурсов («капитала») от поколения к поколению, которые формируют возможности и жизненные траектории.

Основные концептуальные положения социально-психологического подхода к изучению социального капитала семьи

Опираясь на теоретический обзор научных источников, мы сформулировали основные концептуальные положения социально-психологического подхода в изучении социального капитала семьи. Они состоят из определения социального капитала семьи, основных компонентов и показателей, а также видов социального капитала семьи.

1. Социальный капитал семьи - это результат системы семейных отношений, основанный на доверии, нормах взаимоотношений, ценностях, разделяемых членами семьи, целях и идентичности (наличие чувства принадлежности к группе).

2. Виды социального капитала семьи. Мы предлагаем рассматривать социальный капитал нук-леарной семьи, формирующийся на основе взаимодействий между членами нуклеарной семьи (в подсистемах родители-дети, супруги), социальный капитал расширенной семьи, включая сеть родственных отношений (дяди, тети, двоюродные братья, сестры, бабушки, дедушки), а также социальный капитал неполной семьи.

3. К компонентам социального капитала семьи мы относим доверие, ценности, нормы взаимоотношений, цели, идентичность.

4. Показателями уровня социального капитала семьи являются социально-психологический климат, уровень сплоченности семьи, уровень конфликтности, стратегии взаимодействия (networking), межличностная толерантность, вовлеченность в совместную деятельность.

Заключение и выводы

Социальный капитал семьи является одним из ключевых психологических феноменов, определяющих ее функционирование и влияющих на различные аспекты жизни каждого ее члена. Важными аспектами социального капитала семьи являются качество взаимоотношений между ее членами, социальный сети, в которые включены члены семьи, уровень их участия в общественной жизни. Сочетание близости, взаимопонимания, поддержки и доверия создает благоприятный психологический климат, способствующий формированию позитивной самооценки и уверенности в своих возможностях. Расширение социальных связей с другими семьями, друзьями, соседями и общественными организациями помогает семье получать информацию, поддержку и ресурсы, необходимые для решения возникающих проблем. Более того, расширение социальных связей помогает семье накапливать новые знания, умения и опыт, что способствует ее росту и развитию. Вовлечение в различные сообщества, участие в волонтерских и благотворительных активностях, участие в общественной работе способствует формированию чувства гражданской ответственности, развивает лидерские качества и помогает создать устойчивый образ семьи в обществе.

По результатам проведенного исследования сформулировано определение социального капитала семьи, выделены основные компоненты и показатели, определены виды социального капитала семьи. Мы понимаем социальный капитал семьи как результат системы семейных отношений, основанный на доверии, нормах взаимоотношений, ценностях, разделяемых членами семьи, целях и идентичности (наличие чувства принадлежности к группе). Нами выделен социальный капитал нуклеар-ной семьи, расширенной семьи и неполной семьи. Разработанный понятийный аппарат позволит продолжить исследование социального капитала семьи.

В дальнейшем планируется разработать и апробировать методику измерения социального капитала семьи. Методика может использоваться в практической работе психолога с семьями. Важным является определение связи социального капитала с другими видами капитала (человеческим, физическим капиталом семьи), влияние разных видов капитала друг на друга. К тому же предполагается разработать стратегии укрепления и сбалансирования социального, человеческого, физического капиталов в рамках семейных взаимоотношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубров Д.И. Внутрисемейный социальный капитал как фактор межпоколенной трансмиссии ценностей: дис. ... канд. психол. наук. М., 2019. 132с.

2. Олимпиева И.Б., Кондаков А.А., Ежова Л.В., Слободской А.Л. Социальный капитал: аналитические подходы и возможности измерения на уровне организации // Петербургская социология сегодня. Сборник научных трудов Социологического института РАН, 2014. Вып. 5. С. 10-41.

3. Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л., Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Кузнецова И.В. Социальный капитал личности: Монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 250 с.

4. Почебут Л.Г., Чикер В.А., Волкова Н.В. Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: концепция и аспекты исследования // Организационная психология, 2018. Т. 8, № 2. С. 47-71.

5. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология, 2002. Т. 3. С. 20-32.

6. Сапоровская М.В. Межпоколенные отношения как социальный капитал: о социально-психологической поддержке в семье // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика. 2012. № 3. С. 55-59.

7. Татарко А.Н. Исследования социального капитала в поликультурном обществе: теоретико-методологические проблемы и важнейшие результаты // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 4. C. 34-52. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120403

8. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. Колопотин М, редактор; Павлова Д, Кирющенко В, Колопотин М, переводчики. М.: АСТ, 2004. 730 с.

9. Шихирев П.Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 17-32.

10. Adler, P. S., & Kwon, S. Social capital: Prospects for a new concept. Academy of Management Review, 2002. 27, P. 17-40.

11. Alvarez, E.C.; Kawachi, I.; Romani, J.R. Family social capital and health—A systematic review and redirection. Sociol. Health Illn., 2017. 39, Р. 5-29.

12. Arregle, J.-L.; Hitt, M.A.; Sirmon, D.G.; Very, P. The Development of Organizational Social Capital: Attributes of Family Firms. J. Manag. Stud., 2007. 44, Р. 73-95.

13. Bourdieu P. The forms of capital. Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education, 1986. Р. 241-258.

14. Carrillo-Alvarez E., Villalonga-Olives E., Riera-Romani J., Kawachi I. Development and validation of a questionnaire to measure family social capital. Population health 8, 2019. Р. 1-10 doi.org/10.1016/j.ssmph.2019.100453

15. Coleman, J. Foundations of Social Theory; Harvard University Press: Cambridge, MA, USA, 1990.

16. Coleman, J. Social capital in the creation of human capital. The American Journal of Sociology, 1988. Vol. 94. Р. 95-120.

17. Ducan J.M., Betsy Garrison M.E., Killian T.S., Moon Z.K., Way K.A. Family resilience: variation by individual psychological and health resources, social capital, and sociodemographic characteristics The Family Journal: Counseling and Therapy for Couples and Families, 2022. Vol. 30(3) 376-383 DOI: 10.1177/10664807211061825

18. Dufur, M. J., Hoffmann, J. P., Braudt, D. B., Parcel, T. L., & Spence, K. R. Examining the effects of family and school social capital on delinquent behavior. Deviant Behavior, 2015. №36, Р. 511-526.

19. Freistadt J. and Strohschein L. Family Structure Differences in Family Functioning: Interactive Effects of Social Capital and Family Structure Journal of Family Issues, 2012. 34(7). Р. 952-974 DOI: 10.1177/0192513X12447054 jfi.sagepub.com

20. Furstenberg F. Banking on Families: How Families Generate and Distribute Social Capital Journal of Marriage and Family, 2005. 67. Р. 809-821.

21. Furstenberg F., Kaplan S. Social capital and the Family. The Blackwell Companion to the Sociology of Families, 2004. Р. 218-232.

22. Gouldner A.W. The Norm of Reciprocity: A Preliminary Statement. Journal of Social and Personal Relationships, 1995. № 12, Р. 483-502.

23. Hogan М. Social capital: potential in family social sciences. Journal of Socio-Economics 30, 2001. Р. 151-155

24. Lareau, A. Unequal childhoods: Class, race and family life, second edition with an update a decade later. Berkeley: University of California Press, 2011.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2024. Т. 34, вып. 2

25. Lois.D. Social Networks, Family Social Capital and Child Health A. Klärner et al. (eds.), Social Networks and Health Inequalities, 2022. Р. 109-128 https://doi.org/10.1007/978-3-030-97722-1

26. Loury G. A Dynamic Theory of Racial Income Differences // Women, Minorities and Employment Discrimination / ed. by P.A. Wallace. A le Mund (Lexing-ton), Mass: Lexington Books, 1977.

27. McPherson et al.: The association between social capital and mental health and behavioural problems in children and adolescents: an integrative systematic review. BMC Psychology, 2014. 2:7.

28. Nastaran Ahmadi, Fatemeh Hosseini, Akbar zare shahabadi et al. The relationship between parents' social capital and psychological health among children and adolescents, 2022. [https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-2340857/v1]

29. Nahapiet J., Ghoshal S. Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage. Academy of Management Review, 1998. 23(2). Р. 242-266.

30. Parcel T. L., & Menaghan E. G. Family social capital and children's behavior problems. Social Psychology Quarterly, 1993. Vol. 56 Issue 2. Р. 120-135.

31. Putnam R. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. N.Y.: Touchstone book, 2001. P. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Putnam R. The Prosperous Community. The American Prospect, 1993. Vol. 4 no. 13.

33. Quick V., Delaney C., Eck, K., Byrd-Bredbenner C. Family Social Capital: Links to Weight-Related and Parenting Behaviors of Mothers with Young Children. Nutrients, 2021. 13, 1428. https://doi.org/10.3390/ nu13051428

34. Richardson J, Postmes T, Stroebe K Social capital, identification and support: Scope for integration. PLoS ONE, 2022. 17(4): e0266499. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0266499

35. Rothon C., Goodwin L., Stansfeld S. Family social support, community ''social capital'' and adolescents' mental health and educational outcomes: a longitudinal study in England. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol, 2012. 47:697-709 DOI: 10.1007/s00127-011-0391-7

Поступила в редакцию 26.04.2023

Брагина Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры социальной психологии E-mail: tsbragina@gmail.com

Почебут Людмила Георгиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии E-mail: ludmila.pochebut@gmail.com

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6

T.S. Bragina, L.G. Pochebut

SOCIAL CAPITAL OF FAMILY AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-158-165

Researchers are interested in the problem of social capital as an element of the structure of society and relations within it at different levels. However, there is a lack of a unified approach to the understanding and definition of social capital at the family level. The study reveals differences in approaches to the study of social capital and, as a consequence, the diversity of interpretations of social capital. The purpose of the article is to study the concept of social capital of family within the framework of the socio-psychological approach. The result of the study is the formulated provisions of social capital of family in the socio-psychological approach: definition, types, components, indicators. Social capital of family is the result of a system of family relationships based on trust, norms of relationships, values shared by family members, goals and identity (having a sense of belonging to a group). The main components of family social capital include: trust, values, norms of relationships, goals, identity. Several types of family social capital are distinguished: social capital of nuclear family, social capital of extended family, and social capital of single-parent family. The quality of relationships between family members, the level of their participation in social life, and the diversity of their social network are determinants of family social capital. Based on the results of the study it is planned to develop and test the methodology for measuring the social capital of family.

Keywords: social capital of family, trust, values, norms of relationships, goals, identity.

Received 26.04.2023

Bragina T.S., postgraduate student of the Department of social psychology E-mail: tsbragina@gmail.com

Pochebut L.G., Doctor of Psychology, Professor at Department of social psychology E-mail: ludmila.pochebut@gmail.com

Saint Petersburg State University

Nab. Makarova, 6, Saint Petersburg, Russia, 199034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.