УДК 316.74:001
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СУБЪЕКТА
Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова*
Томский политехнический университет *Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк E mail: [email protected]; [email protected]
Целеполагание, проанализированное с точки зрения философского и психологического подходов, рассматривается как междисциплинарная категория, ориентир для человека, позволяющий ему успешно социализироваться, вы/страивать свое будущее.
Ключевые слова:
Целеполагание, цель, социализация, социально-психологические установки, самоэффективность, копинг-стратегии поведе-Key words:
Targeting, aim, socialization, socio-psychological sets, self effectiveness, coping str ategy behavior.
Обращение к целеполаганию в современном контексте обусловлено как сменой парадигм изучения его формирования, тик и сменой приоритетов развития всех сфер социально-профессиональной деятельности общества и каждого субъекта в отдельности. Целеполагание является механизмом развития глобализации мировых процессов, всех сфер жизни общества, культурных ценностей, социальных ожиданий и установок каждого члена общества.
Эффективность развития общества зависит от адекватности ее целей современным тенденциям. Стратегической целью социально-образовательной политики современного общества является концепция развития активной успешно-творческой личности, включая такие ее аспекты как: энергетический (динамизм и напористость), эмоциональный, интеллектуальный, каузальный (мотивация и умение ставить цель), духовный (профессиональная ответственность и готовность к служению), глобальный (человек как часть Вселенной и мира).
Целеполагание занимает одно из центральных мест в структуре и процессе становления личности и деятельности [1, 2 и др.]. Внимание исследователей обращено на изучение целеполагания как открытой системы, взаимодействующей с системой социокультурных ценностей в постиндустриальном обществе. Это обусловлено тем, что ученые констатируют определенный разрыв между широким философско-методологическим осмыслением феномена целеполагания и недостаточностью конкретно-экспериментальных исследований прикладного характера, необходимых для успешного функционирования субъекта в социально-производственном пространстве.
Исследование процесса образования целей актуально в связи с тем, что «цель» становится центральным понятием науки в вопросах изучения объяснительного принципа становления общества новой формации, активности и сознательной целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности субъекта. Качественные преобразования социальной структуры информационного обще-
ства предполагают осуществление активных действий со стороны членов общества с обязательным достижением результата. Кроме того, предпосылки формирования целеполагания свидетельствуют о прямом (линейном) отражении целей различных социальных и культурных, образовательных институтов, выбора стратегий, векторов развития и становления молодого человека.
На этапе динамичного развития общества в ситуации самостоятельного принятия решений, выбора копинг-стратегий поведения, целеполагание становится объективной необходимостью успешной социализации человека. Социальная активность субъекта связана с решением задач, в которых суммируются требования к социальным компетентностям, личностным качествам, сформированным установкам, умениям ставить перед собой цели и добиваться их, разрешать сложные ситуации в пространстве взаимодействия людей и др.
Современное общество, ориентированное на конкурентоспособного, целеустремленного человека, требует от него широкого кругозора, высокой культуры, предприимчивости, соответствующих установок, которые являются мощными стимулами социально-личностного и профессионального развитии. Степень социабельности и конкурентоспособность чаще оценивается по доминирующим установкам субъекта на результат деятельности, способность самостоятельно образовывать цели.
Приобретение социально-профессионального опыта расширяет сферу ценностных ориентаций человека, опосредованных объективацией социума. В этом усматривается взаимосвязь между установкой субъекта и объективацией условий жизни, производства. Осознанность смысла вложенных усилий, инициативности создает у человека четкое представление о перспективах, выборе, стратегии, тактики для каждой конкретной ситуации, формировании конкурентоспособности, личностных диспозиций (установок), как относительно устойчивых детерминант поведения в разных сферах социально-профессионального пространства.
Одним из признаков самоэффективности человека является его стремление к успеху, который зависит от понимания намеченной цели, максимального сосредоточения на реализации цели собственной деятельности, использования своего потенциала, опыта достижений. В своем исследовании Б.В. Кайгородов констатирует, что молодые люди, положительно относящиеся к себе, ясно представляют свои цели, оптимистичны в отношении к будущему, ориентированы на успех, который зависит от их активности в достижении поставленных целей [3]. Мотив достижений характеризует желание человека соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции, поддерживать уверенность, решать проблемы наиболее эффективным способом, оценивать готовность, потенциал развития.
Неопределенность целей подготовки специалиста не обеспечивает должного внимания со стороны ученых и практических работников к развитию це-леполагания субъекта. Как показывают исследования, около 70 % выпускников вуза не видят перспектив своей личностной и профессиональной самореализации, построения карьеры, возможностей раскрытия приобретенного потенциала в предстоящей социально-профессиональной деятельности, быстрого и эффективного встраивания в социальное пространство. У них отсутствует уверенность в социально-материальной защищенности, около 55 % не отвечают требованиям работодателей, в связи с чем, выпускники не видят перспектив достижения целей в плане профессиональной реализации.
В таких условиях возрастает необходимость познания психосоциальных особенностей личности, осмысления, поиска путей выработки копинг-стратегий поведения, разработки программ развития целеполагания, составляющих детермина-ционную систему установочно-целенаправленной активности субъекта в специально организованных условиях социально-профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Анализ литературы показал, что в социальных науках наиболее употребляем термин «целеполагание», который рассматривается с позиций качественных и количественных преобразований субъекта и социума. На современном этапе целе-полагание признается конституирующим признаком социальной жизни субъекта и занимает одно из центральных мест в развитии сознания личности, ее отношения и встраивания в окружающий мир. Целеполагание интегрирует в себе мотивационную, смысловую, предметную, эмоционально-личностную составляющие достижения человеком желаемого результата. В социально-психологическом подходе целеполагание рассматривается в рамках изучения процессов принятия личностью целей групповой деятельности или целей, задаваемых другими, механизмов взаимодействия целей, определяющих трансформацию начальных целевых образов [4], выбора текущих и стратегических целей развития.
Представители деятельностного подхода указывают на ведущую роль целеполагания при исследовании детерминант целеустремленного поведения, внутренней, исходящей от субъекта детерминации активности, самостоятельной активности индивида [1, 2, 5-8 и др.]. Изменения в сфере социума и производства связаны с необходимостью пересмотра субъектом привычных схем деятельности (процесс деятельности - результат деятельности) с учетом требований работодателя, определением доминант в каждой конкретной ситуации, самоуправлением, актуализацией адекватных ситуации установок, объективацией целеполагания. Исследования Д.В. Колесова подтверждают, что активность в опережающем отражении действительности представлена развитой формой целеполага-ния человека [9].
Личностно-ориентированный подход в образовании обеспечивает значимый вклад в изучение целеполагания. Исследования К.А. Абульхановой-Славской, Д.А. Леонтьева связывают его с адекватными представлениями личности о себе, других, социально-профессиональной среде, деятельности, возможностях развития и самореализации
Таким образом, ученые, раскрывающие идеи разных теоретических подходов, единодушны, что изучение целеполагания обеспечивает освоение социальных, смысловых, ценностных, предметнооперациональных конструктов взаимодействия объектных и субъектных аспектов жизнедеятельности человека.
Значимость целеполагания подтверждается тем, что оно связано с вопросами построения модели специалиста, создания квалификационных характеристик и профессиограмм. Но при этом не учитывается, что целеполагание не изолированное социально-психологическое образование в системной организации личности. Оно находится под влиянием социума, рынка труда, сложившихся установок человека на требования сферы производства, социального взаимодействия, на процесс и результат свой деятельности. Целеполагание объясняет этапы формирования психологической системы деятельности, становления субъекта, значимых характеристик профессионала, способного управлять своей деятельностью [10], поведением.
О проблемах целеполагания в образовательном пространстве говорил А.В. Хуторской, который дифференцировал целеполагание обучающегося и педагога [10]. В психологическом словаре целе-полагание определяется как постановка обоснованных и практически достижимых целей, как этап любого осознанного процесса во времени и пространстве [11. C. 479]. Возникшее желание субъекта совершить то или иное действие, сопровождается планом (схемой) предстоящего действия, четкой последовательностью действий.
А.В. Карпов указывает на то, что целеполагание является одним из важнейших компонентов управленческой деятельности, определяется как формулировка или выбор цели функционирования ор-
ганизации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование [6]. Разработанные А.В. Карповым вопросы целеполагания нашли широкое применение в менеджменте, обеспечивая решение проблем не только производства, но и каждого отдельного человека.
Г.В. Акопов целеполагание рассматривает как личностную функцию процесса построения субъектом мысленного образа будущего результата деятельности (цели), осознания и субъективного принятия этого образа, регуляции собственной деятельности по достижению этой цели. Он указывает на значимость сложившегося отношения к самой деятельности, ее средствам, объективному результату [4].
Таким образом, целеполагание характеризует содержание этапов социально-профессионального становления субъекта, определяет уровень социальной сформированности человека, возможность ставить цели, реализовывать свои установки (устремления) в социально-профессиональном пространстве. Оценка и смысл аффективно-ценностных и мотивационно-волевых оснований деятельности позволяет субъекту сознательно создавать копинг-стратегии поведения через образ будущей ситуации, процесс, результат.
Целеполагание следует рассматривать как интегрированное социально-психологическое образование ресурсных возможностей, предшествующего опыта, сформированных установок на процесс и результат деятельности, включающее практическое осмысление человеком процесса и результата своей деятельности с точки зрения формулирования, постановки, реализации целей, выбора оптимальных, наиболее экономичных средств их достижения. Достижение успеха в поведении и деятельности выступает в качестве системного единства процессов социальной адаптации, самореализации, самоутверждения личности и осознанных, перспективных целей обусловленных социальной природой человека, проявлением его сущностного творческого начала.
Целеполагание как системное образование имеет сложную структуру. Категории «цель», «средство», «результат» раскрывают иерархию и классификацию целей деятельности, идеальный образ представленного результата, отношение субъекта к объекту, социуму, возможности эффективной социализации.
К понятию цели обращались многие исследователи. И.П. Павлов называет акт стремления человека к цели одним из главных условий его жизни [8]. Положение, сформулированное им, о том, что способность постановки целей своей деятельности опирается на врожденное качество человека, следует принимать во внимание для создания условий формирования целеполагания.
В психологическом словаре А. Ребера цель рассматривается как гипотетический детерминант поведения, которое является направленным, устойчивым и сосредоточенным на достижении некото-
рой цели [12. С. 458]. Она не существует без потребностей, интересов, мотивов, ориентаций, установок человека. Цель, на которую субъект ориентирует свое поведение, предполагает наличие некоторого интегрированного состояния готовности, установки и волевого усилия с его стороны.
По мнению А.Н. Леонтьева цель связана с мотивами, при этом она структурирует, закрепляет и переводит в осознание и действие мотив деятельности. Смысл цели определяется ее отношением к мотиву [1], но как показывает опыт, мотив также может выступать в виде доминанты выбора цели. Цель может быть общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая и неосознанная. А.В. Хуторской утверждает, что поставить цель - это значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответствующий результат того, кто ее сформулировал [10].
Мнения ученых едины в том, что цель обеспечивает инициацию в психике индивида процесса целе-полагания, благодаря чему выстраивается последовательность действий, способных привести его к реальному достижению желаемого, формированию социально-психологических новообразований, изменению функционально-типологического состояния, возникновению эмоционального отношения, изменению существующих установок, вхождению в социальное пространство [9, 13-17 и др.].
В системном подходе цель рассматривается в качестве системообразующего фактора включенности субъекта в процесс и достижение результата деятельности. Осознанная цель соотносится с реальными условиями, проецируется на предмет деятельности в «форме реального продукта» или результата, который включает субъективное социально-психологическое содержание. Цель является не только регулятором деятельности в ходе поиска решения задачи, но она остается центральным образованием и в процессе принятия решения
В структуре цели тан называемая цель-задача рассматривается как уровень достижений, который ставит перед собой субъект деятельности. Она формируется при наличии мотивов, специально-организованных условий, деятельности, личностного смысла, жизненного опыта, нормативно-одобря-емого способа поведения, субъективной трансформации цели в ценность. Смысловые и мотивационные установки субъект соотносит с целями-задачами социально-профессионального пространства жизни. В цели-образе представлен в динамике образ успешно социализированного субъекта, его включенность в деятельности, способ и программа, конкретные действия, промежуточный и конечный результаты.
Одним из факторов, детерминирующих цель социализации, является установка личности. В свете положений Д.Н. Узнадзе установка представляет собой настройку психических состояний индивида, целостное отражение, на почве которого, в зависи-
мости от условий, возникает соответствующая цель [16]. Установка, которая лежит в основе выполнения решения, обеспечивает упорядоченность, целенаправленность, легкость поведения, деятельности, приобретения опыта [15, 16], достижения результата. Сосредоточение на цели характеризует успешных людей, принимающих рациональные решения, готовых к реализации своего потенциала, конкурентоспособных, мобильных и соответствующих требованиям времени и социума.
Установка личности, на базе которой возникает активность с определенной направленностью, выступает как цель. Установка и цель становятся взаимопроникающими, существующими во взаимосвязи социально-психологическими явлениями. Цель (установка) внутренне принимается испытуемым и реализуется в виде целевой установки на задачу по достижению результата, включенность в процесс, проявление инициативы, оценки своей конкурентоспособности, социабельности и др.
Д.А. Леонтьев замечает, что стойкая целевая установка позволяет субъекту осознавать высокую значимость предстоящих действий, преодолевать препятствия, сохранять устойчивость функционирования необходимых навыков [7]. Такая установка поддерживает уверенность субъекта в успешном достижении конечной цели, востребованности в социуме и др. Наличие целевой установки на результат обеспечивает его достижение, принятие решения по определению новых целей и задач, что отражается не только в результате, но и в изменениях структурных компонентов субъекта, объекта и ситуации.
Смысловые установки поддерживают создание новых личностных смыслов в ходе социализации во всех сферах жизни, выступают внутренним состоянием индивида, как организованной системы, звеном в регуляции поведения и деятельности [1,7, 15].
Таким образом, установки обеспечивают готовность и целевую направленность субъекта на достижение результата в социально-профессиональном пространстве. Отдельные компоненты установки субъекта, такие как динамичность, статичность, вариабельность приобретают доминирующее значение и сопровождают траекторию становления целеполагания каждого субъекта. Признавая роль социально-психологической установки, значение ее как установки цели, важно обеспечить ее своевременное формирование и упрочение.
В деятельностном подходе цели рассматриваются как «зачатки целеобразования», характеризующие уровень сознания субъекта. В системе О.К. Тихомирова сущность процесса целеформирования рассматривается как формирование целей субъективно-идеального образа желаемого и реализация их в практической деятельности. Осознанное соотнесение целей осуществляется субъектом по отношению к наличной и воображаемой ситуации. Сформированные и принятые в ходе индивидуальной деятельности цели различаются характером
связи (от цели к мотиву, либо от мотива к цели), образующейся между целью и мотивом [18]. Таким образом, целеформирование обеспечивает переход субъекта от внешнего способа поведения к внутреннему, что обеспечивает развитие самостоятельности, адаптивности, конкурентоспособности, востребованности субъекта в социуме и на рынке труда.
Цель предпринятого нами исследования заключалась в знакомстве с теоретическими подходами к категории целеполагания и экспериментальном выявлении интегрированного комплекса признаков целеполагания субъекта, используя пакет статистической обработки Excel, методику «Социально-психологические установки» и адаптированный вариант методики «Типы установки человека» у специалистов, соискателей работы в Центре занятости населения и студентов вуза.
Основным статистическим показателем степени согласованности стал /-критерий Стьюдента, оперирующий разностями средних арифметических значений в наших выборках испытуемых. Учитывалось, что данный показатель не должен превышать значение 0,05 (p<0,05). Исследуя взаимосвязи структурных компонентов социальнопсихологических установок, видов установки субъекта, для выявления тесноты связи, а также установления взаимовлияния между переменными, применялся коэффициент корреляции Пирсона (r=0,4).
Исследование людей с разными видами установок при включенности в процесс социально-профессионального взаимодействия в смешанной группе мужчин и женщин, имеющих профессиональный опыт от 3 до 15 лет (N=94, где N - это количество человек) показало следующее. Показатели динамической, статической, вариабельной установок в массиве испытуемых характеризуются статистически значимыми положительными связями в диапазоне от r=0,53 до r=0,64. Выявленные особенности свидетельствуют о том, что субъекту присущи при выборе цели особенности установок всех видов (динамической, статической, вариабельной), но доминирует, проявляется в особенностях поведения чаще всего один вид.
Испытуемые динамического типа ориентированы на следующие виды социально-психологических установок: на альтруизм (r=0,42), на труд (r=0,51), свободу (r=0,52); испытуемые статического типа ориентированы на труд (r=0,41), на власть (r=0,43), процесс (r=0,56), результат (r=0,60); у испытуемых вариабельного типа выявлены связи с показателями социально-профессиональных установок: труд (r=0,40), свобода (r=0,48), процесс (r=0,52), деньги (r=0,64). Как показывают корреляционные связи, испытуемых всех типов установки объединяет установка (ориентации) на труд, что связано с общей ситуацией на рынке труда, необходимостью включаться в социально-производственные отношения, обеспечивая себе вхождение в общество. У испытуемых статического типа выявлены необходимые для успешной социализа-
ции установки не только на труд, процесс, но и на результат. Как показало исследование, в настоящих социально-экономических и производственных условиях наиболее конкурентоспособными, с более устойчивым целеполаганием могут быть люди статического типа.
В этой же группе выявлены устойчивые положительные корреляционные связи между показателями альтруизма - процесса (/=0,44); результата и власти (/=0,45). Больше всего корреляционных связей установки на деньги с признаками исследуемых социально-психологических установок. Установка на деньги положительно коррелирует с результатом (/=0,49), процессом (/=0,52), эгоизмом (/=0,64), властью (/=0,73). Полученный результат достаточно актуален для человека в условиях современного производства. Установку на деньги следует признать интегрированной характеристикой специалиста. Кроме того, адекватность этой установки позволяет человеку выгодно себя продавать на рынке труда.
Анализируя полученные данные корреляционного анализа, следует заметить, что в студенческих группах (1-5 курсы) возрастает количество корреляционных пересечений признаков социальнопсихологических установок. Кроме выявленных связей между динамической, статической, вариабельной установками (от /=0,42 до /=0,85), установка на процесс связана положительно с трудом (/=0,62), властью (/=0,69), деньгами (/=0,76) с альтруизмом (/=0,55) и отрицательно связана с эгоизмом (/=-0,45). Значимо связан признак свободы практически со всеми исследуемыми показателями в диапазоне от /=0,41 до /=0,70, аналогичные значимые связи выявлены между установкой на деньги и установками на процесс (/=0,45), результат (/=0,46), альтруизм (/=0,49), эгоизм (/=0,54), труд (/=0,55), власть (/=0,68). Как видим, количество корреляционных связей между признаками установок, характеризующими встроенность субъекта в социально-профессиональное пространство растет в группе будущих специалистов. Значимость экономической составляющей всех сторон жизни человека проявляется достаточно ярко. Опыт взаимодействия с испытуемыми студенческого возраста свидетельствует, что молодые люди вынуждены быть мобильными, ориентироваться на спрос работодателя, формировать у себя конкурентоспособность, образовывать «новые цели», необходимые для самореализации в мире труда и социума.
В ходе исследования мы получили результаты, по разному характеризующие гендерные группы. У женщин с динамическим, статическим, вариабельным типом личности, имеющих профессиональный опыт, выявлены сильные корреляционные связи между всеми признаками социальнопсихологических установок. Эти связи находятся в диапазоне от /=0,61 до /=0,92. Аналогичные результаты выявлены в группе студенток. Все признаки социально-психологических установок коррелируют между собой. Менее значимые связи
имеют установки на власть и деньги (диапазон от г=0,61 до /=0,75), более сильные связи установки на процесс (диапазон от /=0,79 до /=0,91), на результат (от /=0,78 до /=0,95), на альтруизм (от /=0,76 до /=0,92).
Несколько отличаются полученные результаты в аналогичной группе мужчин. Выявлены значимые связи установки на деньги с динамическим (/=0,55), вариабельным типом установки субъекта (/=0,58), с установкой на процесс (/=0,61), установкой на труд (/=0,67). Установка на власть связана отрицательно со статической установкой субъекта (/=-0,44), положительно с установкой на результат (/=0,55). Установка на труд имеет только одну статистически значимую связь с альтруизмом (/=0,41). Установка на процесс связана со статической установкой (/=0,67), установка на результат отрицательно связана с динамическим типом установки субъекта (/=-0,69). Несколько неожиданные результаты выявлены в группе студентов. В группе выпускников динамический (/=-0,41), статический (/=-0,46), вариабельный (/=-0,58) типы установки имеют отрицательные связи. Данный факт можно охарактеризовать зависимостью поведения, принятия решений, выбора целей субъектом от социальной ситуации. Полученные результаты могут объяснить необходимость овладения студентами разными стратегиями поведения, быть мобильными в социальнопрофессиональном мире. Выявлено наибольшее количество корреляционных пересечений установки на деньги и на власть с другими признаками социально-психологических установок. К сожалению, выявленные связи мотивируют в большей степени молодых людей при получении образования на формирование этих установок, игнорируя более востребованные современным рынком труда. Аналогичные результаты в отношении установок на деньги и власть выявлены и у студентов первого курса.
Результаты обработки первичных данных свидетельствуют об объективных показателях испытуемых, характеризующих специфику целеполагания в группах людей разного возраста, профессионального опыта, профессиональной подготовки, типа установочной направленности. Полученные результаты исследования подтверждают необходимость разработки технологии формирующего воздействия не только в группах профессиональной подготовки студентов, но и в группах специалистов при смене работы, в условиях переподготовки и др. Формирование образа будущего результата (в процессе общения или самостоятельно), принятие этого образа в качестве основы социально-практической деятельности, создание соответствующих условий реализации, перехода от предпосылок к целям составляют сущность процесса целеполага-ния субъекта. В качестве предпосылок выступают новые потребности и мотивы, образы возможных результатов действий, новые результаты предпринимаемых действий и др. Постановка цели рассма-
тривается как осознанность целеполагания, процесс слияния настоящего (момент целеполагания) с будущим (момент достигнутой цели) и подбор действий фактического достижения нужного результата.
An^ro проведенного исследования направлен на создание целенаправленных, специально организованных воздействий на формирование целе-полагания в разных группах. Важно акцентироваться на формировании соответствия установок субъекта поставленным целям, организации условий их достижения, актуальным потребностям социума, критериям успешности в социально-профессиональной деятельности, конкурентоспособности, самоэффективности.
Как показало исследование, у женщин целепо-лагание более устойчиво, определяется интегрированностью связанных признаков социально-психологических установок и типов личности. Выявленные особенности целеполагания в группе мужчин стереотипны, неустойчивы, характеризуются полярностью, что требует разработки специально организованных мероприятий, рекомендаций для проведения индивидуальной и групповой работы в виде тренингов, обучающих семинаров, консультаций. Такие комплексы позволят эффективно решать вопросы образования субъектом «новых целей», развивать необходимые социально-личностные характеристики, выбирать, создавать ситуации успешной самореализации и социализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 430 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
3. Кайгородов Б.В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. - 2002. - № 2. -С. 117-127.
4. Акопов ГВ. Социальная психология образования. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2000. - 295 с.
5. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. - 1977. - № 2. - С. 121-124.
6. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2007.
- 584 с.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
8. Павлов И.П. Мозг и психика. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 320 с.
9. Колесов Д.В. Целостность и целеполагание. Феномен «тупикового успеха // Мир психологии. - 2004. - № 4. - С. 70-79.
10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.
12. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - Т. 2.
- М.: ВЕЧЕ-АСТ, 2000. - С. 458.
13. Коган А.Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности. 2011. ИЯк http://flogiston.ru/articles/educational/kogan (дата обращения 20.01.2011).
14. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - 296 с.
15. Прангишвили А.С. Исследование по психологии установки. -Тбилиси: Мецниереба, 1967. - 340 с.
16. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 452 с.
17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
18. Тихомиров О.К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии / Психологические механизмы целеобразования. - М.: Наука, 1977. - С. 5-18.
Поступила 31.01.2011 г.